Музей-квартира набокова на б. морской в санкт-петербурге

Музей Музей-квартира Набокова, Санкт-Петербург – Афиша-Выставки

Константин Агунович

В доме, где родился Владимир Набоков и прошли первые 18 лет его жизни, музей открыт в 1993 году.

Для обозрения доступно немногое: в бывших столовой, гостиной, комитетской, телефонной комнатах и библиотеке размещены экспозиции о жизни и творчестве писателя и истории дома Набоковых.

Показывают и часть набоковской коллекции бабочек, переданной музею Гарвардским университетом.

8 мая 2007

Lorelley Lorelley

7

Обратите внимание

Случайно проходя по Большой Морской мимо дома -музея В.В. Набокова, решила зайти в этот музей. В тот день проходил форум литературоведов «Набоковские чтения».

Совершенно необыкновенная атмосфера — в библиотеке писательского дома знатоки творчества и исследователи — профессионалы сбрасывали завесу тайны иносказательности с давно известных произведений автора. С интересом осмотрела экспозицию, имея время прослушала и несколько докладов.

Очень интересно, увлекательно, хочется прочитать «Весну в Фиальте», до которой не доходили руки…

Что же касается музея — экспозиция невелика — столовая, гостиная, библиотека, телефонная комнаты — есть личные вещи, конечно же книги, музыкальные инструменты, коллекция бабочек, переданная Гарвардским университетом-любимое увлечение писателя. В настоящее время музею Набокова принадлежит не весь дом, а лишь часть. Иногда проходят временные выставки. Советую посетить этот достаточно скромный музей, сохранивший энергетику аристократического дома семьи Набоковых.

19 октября 2013

Гриша Котеночкин

7

Не зная ничего о Набокове, музей меня приятно впечатлил. Всего пара комнат, однако здесь можно провести около часа. Посмотреть кино, экспозицию, выставку, плакаты, бабочек, фотографии.. Да к тому же и бесплатно. Всем, кто будет рядом, советую заглянуть..

30 апреля 2012

klealea

7

Карта проезда отправляет вас на Васильевский на Морскую набережную, тогда как вам нужно ехать в центр на Большую Морскую улицу — примерно возле Исаакиевского собора.

23 августа 2009

шамайка

5

Прогуливаясь по центру города с подругой, совершенно случайно прошли мимо дома , в котором родился Набоков и конечно же вернулись. Посмотреть было не на что, кроме трех музыкальных инструментов, которые чудом сохранились, и богатое убранство помещений.

Очень понравилась печатная машинка, а так же была возможность посмотреть документальный фильм о жизни Набокова и дома. В общем -то сказать почти что нечего.

Важно

В гардеробе висел план дома, который когда-то весь принадлежал семье Набоковых, но теперь взгяду любителей заглянуть в интимную жизнь живших в других веках писателей и известных деятелей открыты всего несколько комнат, остальное же принадлежит издательству, иногда там устаривают различные выставки. Например в одной из комнат висели картины с видами Петербурга…
Вход на тот момент был временно бесплатный, но когда-то это удовольствие стоило 20 рублей.

8 февраля 2009

Источник: https://www.afisha.ru/spb/museum/7423/

Музей-квартира Набокова

Дом, в котором семья Набоковых прожила свои лучшие годы в России, относится к одному из самых старых городских сооружений. Его история началась в 30-х годах XVIII века.

У дома было много владельцев, он неоднократно перестраивался, пока в 1897 году его не купил в приданое дочери статский советник Иван Рукавишников. Спустя год семья Набоковых въехала в него и жила там до бегства из Петербурга в 1917.

В 1902 году закончился капитальный ремонт здания — был достроен один этаж и выполнена богатая отделка дома. Фасадную мозаику выполнил В. Фролов — лучший мастер Петербурга, украсивший своими работами церковь Спаса на Крови.

Металлический декор на фасаде заказали на заводе К. Винклера, который делал решётку в Михайловском саду, а витражи на окнах второго этажа сделаны Эрнстом Тоде (Рига).

При Советской власти в доме находились различные организации. Благодаря хлопотам инициативной группы в 1998 году в его помещениях открывается Музей-квартира Набокова.

Он занимает комнаты на первом этаже, где со времён пребывания Набоковых сохранилась столовая, гостиная и библиотека. В зале оригинальный интерьер был утрачен — сотрудники музея проводят здесь выставки.

Через десять лет после открытия музея он был передан в ведение факультета филологии СПбГУ.

Совет

За 80 лет советской власти в здании не осталось ни одного предмета, который напоминал бы о Владимире Набокове. История формирования музейной коллекции весьма необычна.

После отъезда Набоковых за рубеж имущество национализировали, художественные произведения и книги, представляющие историческую ценность, были рассредоточены по музеям страны, отдельные предметы осели у петербуржцев, работавших в доме при Набоковых, некоторые сохранились у родственников писателя. Последние и оказались наиболее активными спонсорами музея.

Дмитрий Набоков (сын писателя) передал пенсне отца, настольную игру с автографами, сачок для ловли насекомых, набор карандашей.

Коллекционер Терри Майерс (США) подарил музею первые издания книг Набокова, некоторые из них — с автографами автора.

Н. Формозов передал коллекцию бабочек, собранную Набоковым. Он получил ее от Музея сравнительной зоологии, открытом при Гарвардском университете, в котором писатель работал на протяжении семи лет.

Музейными сотрудниками проводится активная научная деятельность по изучению творческого наследия писателя. Каждый апрель под кураторством СПбГУ проходят апрельские Набоковские чтения, конференции, круглые столы. В летний период при музее функционирует школа для учащихся и аспирантов.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/muzej-kvartira-nabokova/

«Набоковские» места в Петербурге и Ленинградской области

Особняк на Большой Морской в модерновом стиле принадлежал потомкам Суворова, а после — семье Владимира Набокова. Дом стал собственностью семьи в 1897 году как приданое матери писателя Елены Ивановны Рукавишниковой.

До того как в 1901 году сюда заселилась семья Набоковых, здание выглядело несколько иным образом.

В 1901–1902 годах его капитально перестраивают архитекторы Гейслер и Гуслистый: возводят новый флигель во дворе, здание надстраивают третьим этажом, полностью изменяют экстерьер, а верхний этаж украшают мозаикой с изображением цветов.

Обратите внимание

Этот дом, его внутреннее обустройство и обитателей потом подробно опишет Владимир Набоков в своём автобиографическом сочинении «Другие берега»: на первом этаже располагались отделанные деревом столовая, библиотека и телефонная комната, из вестибюля на верхние этажи вела мраморная лестница с витражами в окнах. На втором этаже находились комнаты родителей, будуар с эркером, на третьем — детские комнаты. Кроме того, дом был оборудован по последнему слову науки и техники: это один из первых домов в Петербурге, где появился телефон, электрические звонки для прислуги, гидравлический лифт, кабина которого представляла собой открытую платформу, отгороженную изящными перильцами. Набоков первым в столице купил роллс-ройс и очень гордился этим, потому что второй такой автомобиль был в гараже у самого императора.

В дом на Большой Морской были вхожи лучшие представители столичной аристократии и интеллигенции. Здесь, в «Кабинетной», было проведено большинство заседаний Конституционно-демократической партии, одним из основателей которой был отец писателя Владимир Дмитриевич.

Из интерьера этой комнаты до наших дожили лишь потолки орехового дерева. Внутри вообще мало что осталось со времён семейной жизни Набоковых в этом доме.

Кроме просторных интерьеров нескольких комнат на первом и втором этажах здания и старых витражей окон над пролётом лестницы, ведущей на третий этаж.

Семья Набоковых владела этим домом до 1919 года. Писатель покинул Россию спустя два года после революции, переехав с родителями в Берлин.

По воспоминаниям Владимира Набокова, особняк на Большой Морской был его настоящим и, в чистом понимании, единственным домом.

Это подтверждает и тот факт, что даже через много лет, когда его имя гремело на весь мир, а счёт в банке рост не по дням, а по часам, он так и не купил собственный дом, а предпочитал жить в гостиницах и съёмных домиках.

После того как Набоковы покинули дом, в особняке разместилось Большое телеграфное общество, а после — Управление издательств, полиграфии и книжной торговли Исполкома Ленгорсовета.

Важно

В настоящее время первый этаж особняка занимает музей-квартира Владимира Набокова, открытый к столетию писателя. Посетители могут узнать историю этого здания и семьи Набоковых, также увидеть коллекцию бабочек, собранных самим писателем.

Здесь выставлены экспонаты: карандаш, очки, игра скрэббл, пиджак, ботинки, знаменитое пенсне — его подарил музею сын Набокова Дмитрий Владимирович. Это пенсне — деталь писательского образа, в нём Набоков запечатлён на многих сохранившихся фотографиях.

Он говорил, что, когда идёт по улице без пенсне, у него есть возможность, сославшись на плохое зрение, не здороваться с людьми, с которыми он здороваться не хочет.

  • Адресм. Адмиралтейская, Большая Морская ул., 47

В 1911 году юного Володю Набокова отдали в престижнейшее Тенишевское училище, которое находилось на месте нынешнего театра «На Моховой». Сюда принимали мальчиков любого сословия, национальности и вероисповедания. Обучение было платным и довольно дорогим. Училище считалось прогрессивным и либеральным.

Будущий писатель сразу оказался под сильнейшим давлением со стороны учителей и других учащихся, призывавших его вступать в различные неформальные клубы, а позднее — в политические дискуссионные группы. Он выстоял, но обрушившиеся на него издёвки и упрёки, видимо, запомнились ему на всю жизнь.

Известна история о том, как преподаватель литературы Владимир Гиппиус задал классу сочинение на тему «Лень». Набоков сдал пустой лист. И получил за этот арт-жест от Гиппиуса хорошую отметку.

В течение семи лет ежедневно шофёр на красном автомобиле отца возил Набокова на занятия — факт, сразу отделивший нового ученика от всех остальных и сформировавший к нему неприязненное отношение.

Как вспоминает Набоков, «не помню, чтобы когда-либо погода мешала мне доехать до училища всего в несколько минут» и описывает свой ежедневный маршрут: «Повернув на Невский, автомобиль минут пять ехал по нему, и как весело бывало без усилия обгонять самых быстрых и храпливых коней, — какого-нибудь закутанного в шинель гвардейца в лёгких санях, запряжённых парой вороных под синей сеткой. Мы сворачивали влево по улице с прелестным названием Караванная, навсегда связанной у меня с магазином игрушек Пето и с цирком Чинизелли, из круглой кремовой стены которого выпрастывались каменные лошадиные головы. Наконец, за каналом, мы сворачивали на Моховую и там останавливались у ворот училища».

Первый в России памятник Владимиру Набокову был установлен 27 апреля 2007 года во дворе филологического факультета СПбГУ. Открытие его было приурочено к 30-летию со дня смерти Владимира Владимировича. Памятник сложен из металлических труб, навевающих мысли об органе и мольберте, на котором изображён писатель, сидящий в одиночестве за шахматной доской.

Скульптор Валерий Аземша назвал свою работу «Одинокий король», ведь, по словам писателя, «одинок всегда тот, кто король». На бронзовой плите помещены строки из романа Набокова «Дар»: «…продлённый призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, и не кончается строка».

Рядом с памятником посажена «Литературная рощица» — несколько молодых деревьев, привезённых из Выры, бывшего имения Набоковых.

  • Адресм. Василеостровская, Университетская наб., 11, двор филфака СПбГУ

Усадьба «Вырская мыза» в 1896 году стала приданым Елене Ивановне Рукавишниковой, выходящей замуж за соседа Владимира Дмитриевича Набокова. А Выра стала постоянным местом летнего отдыха для пятерых детей Набоковых, в том числе и маленького Володи.

Усадьбу он вспоминал потом в романе «Машенька»: «Старый, зеленовато-серый деревянный дом, соединённый галереей с флигелем, весело и спокойно глядел цветными глазами своих двух стеклянных веранд на опушку парка и на оранжевый крендель садовых тропинок, огибавших чернозёмную пестроту куртин. В гостиной, где стояла белая мебель, и на скатерти стола, расшитой розами, лежали мрамористые тома старых журналов, жёлтый паркет выливался из наклонного зеркала в овальной раме и дагерротипы на стенах слушали, как оживало и звенело белое пианино».

Читайте также:  Фестиваль dance open: 18-й сезон в 2019 году в спб

В «Других берегах» также есть воспоминание о Выре: «Двадцатисемилетнее, в чём-то бело-розовом и мягком, создание, владеющее моей левой рукой, — моя мать, а создание тридцатитрёхлетнее, в бело-золотом и твёрдом, держащее меня за правую руку, — отец.

Совет

Они шли, и между ними шёл я, то упруго семеня, то переступая с подковки на подковку солнца, и опять семеня, посреди дорожки, в которой теперь из смехотворной дали узнаю одну из аллей, — длинную, прямую, обсаженную дубками, — прорезавших „новую“ часть огромного парка в нашем петербургском имении».

Владеть этим имением пришлось недолго: очень скоро Набоковы вынуждены были покинуть Петербург. Судьба дома в Выре печальна: он был экспроприирован властями.

До Великой Отечественной войны здесь находился ветеринарный техникум, во время войны территория была занята немцами, и в Выре размещался штаб генерала Паулюса.

В январе 1944 года при освобождении этой местности советскими войсками усадьба была сожжена.

Имение Батово в Гатчинском районе было основным родовым гнездом Набоковых. С 1800 года усадьба принадлежала семье Рылеевых. Позднее Набоковы окрестили бывший кабинет поэта комнатой с приведениями, ведь там якобы появлялась его тень, а главная алея парка называлась «Аллеей повешенного» тоже в память о бывшем владельце.

Батово было приобретено в середине XIX века прабабушкой писателя баронессой Ниной Александровной Корф, которая под старость уехала к себе на родину, в Самару, продав имение своей дочери Марии Фердинандовне Корф и её мужу Дмитрию Николаевичу Набокову, деду писателя.

Будущие родители Владимира Набокова, Елена Николаевна и Владимир Дмитриевич, собственно и познакомились во время одной из велосипедных прогулок по дороге из Батово в Выру, сразу за мостом.

В 1904 году Дмитрий Николаевич умер, и в Батово осталась одна бабушка, к которой на лето съезжались многочисленные внуки, в том числе и маленький Володя.

Обратите внимание

После революции 1917 года в Батовской усадьбе был устроен местный клуб, а в 1925 году дом сгорел.

Усадьба «Рождествено» была построена в конце XVIII века. Автора сего великолепия до сегодняшнего дня установить не удалось. Правда, у краеведов и архитекторов на сей счёт имеются некоторые предположения: одни приписывают авторство И. Е. Старову, другие — Н. А. Львову.

В этом доме выросла мать писателя, а в 1916 году он достался Набокову вместе с огромным состоянием его дяди Василия. В те годы Владимир Владимирович был несовершеннолетним, а потому в права наследства полностью вступить не мог. Однако в 1916 году на свои деньги он издаёт сборник стихов.

После отъезда Набоковых Рождествено разделило участь других семейных усадеб: здание было национализировано, в нём разместили общежитие для студентов ветеринарного техникума.

В годы Великой Отечественной войны здесь расположились немецкие войска. В послевоенные годы дом перестроили под школу, перекрыли двусветный зал, а первый разбили на несколько помещений.

Затем здесь была лаборатория местного сортоиспытательного участка.

В 1974 году в усадьбе появились новые владельцы — здесь обосновался краеведческий музей. А в 1987 году он официально получил название Историко-литературного и мемориального музея В. В. Набокова.

В 1995 году в здании произошёл сильный пожар: сгорели северная часть дома, парадный зал. В ходе реставрационных работ были обнаружены следы изначальной планировки усадьбы, что позволило воссоздать первоначальный интерьер.

  • Адрессело Рождествено Гатчинского района Ленинградской области, музей-усадьба «Рождествено»

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/nabokovskie-mesta-v-peterburge-i-leningradskoy-oblasti/

Дом Набоковой на Большой Морской | сайт компании НРФ «МИР

 В этом году Дому Е.И.Набоковой на Большой Морской улице исполнилось 115 лет.

«…в Петербурге…у нас был на Морской (№47)

                                                           трехэтажный особняк, с цветистой полоской

                                                           мозаики над верхними окнами».

                                                                                  В.Набоков. «Другие берега»

Важно

Часть Петербурга между Невой и Мойкой издавна называется Первой Адмиралтейской – по соседней, еще петровской судоверфи. Пройдет время, и морские слободы обратятся в аристократические кварталы столицы. Лишь названия будут напоминать об их прошлом – Большая и Малая Морские, Галерная улицы  и проч.

В 1902 году Малая Морская стала именоваться улицей Гоголя, так что, родившись в Большой Морской, Набоков с той поры, как себя помнил, жил просто в Морской. Большая Морская стала после революции носить, по ехидному выражению В.В.Набокова, имя «удивленного Герцена», который некогда жил на этой улице.

Лишь в 1993 году улице было возвращено историческое название.

Вот в этом квартале, вблизи  пересечения Большой Морской улицы и Исаакиевской площади,  22 апреля  1899 года родился Владимир Набоков. При рождении будущего писателя дом выглядел иначе. В городском архиве хранятся чертежи, рисунки фасадов, поэтажные планы двухэтажного особняка с четырехколонным портиком. Таким он был в начале XIX века.

Менялись владельцы, и в 1870-е гг. новый владелец, коллежский регистратор М.Н.Рогов предпринимает перестройку без сноса дома: академик архитектуры Л.Ф.Яфа «перелицовывает» фасад, убирает портик, расширяет здание за счет прилегающего слева проема, и оно приобретает существующий вид. Таким особняк, приобретенный у Н.М.

Июневой (Половцевой), достался в приданое матери писателя – Е.И.Рукавишниковой.

Писать об особняке Набоковых, с одной стороны, просто, т.к. он досконально описан в автобиографическом романе «Другие берега» и других произведениях («Машенька», «Защита Лужина», «Память, говори» и др.).

Но есть и другая сторона: сопоставляя  страницы текстов, на  которых оживает особняк на Большой Морской, с действительностью, мы видим, как беспощадно и безжалостно обошлось время не только с его владельцами, но и  с одним из красивейших зданий начала XX века. 

В апреле 1900 года гражданский архитектор М.Ф.Гейслер представил в Санкт-Петербургскую городскую управу на одобрение «Проектируемый фасад дома жены камер-юнкера Елены Ивановны Набоковой».

Рассмотренный проект был найден «составленным удовлетворительно», и вскоре получил августейшую резолюцию Николая II: «Согласен». В Александрии 15-го июня 1900 г.».

Совет

Без резолюции императора не могло обойтись никакое строительство в центре Петербурга.

В соответствии с этим проектом, перестроенный дом приобрел третий этаж, где позже находились комнаты детей Набоковых.

Надстройка велась необычным способом: для сохранения ценной внутренней отделки и лепнины потолков сначала возвели наружные стены и сделали новую крышу, и только потом разобрали старую крышу и стены.

Все работы по композиции и перестройке выполнили гражданские инженеры М.Ф.Гейслер и Б.Ф.Гуслистый. Завершены работы были в 1902 году.

В 1904 году Елена Ивановна подарила особняк мужу, камер-юнкеру В.Д.Набокову – ему была необходима недвижимость, чтобы баллотироваться в Государственную Думу.

Особняк Набоковых представлял собой яркий образец синтеза архитектуры и декоративного  искусства периода становления петербургского модерна. Фасад облицован красным и серым песчаником, интересно сочетающимся с металлическим декором и полихромной мозаичной лентой над верхними окнами.

Мозаичный фриз со стилизованным изображением тюльпанов и лилий выполнялся в частной мастерской В.А.Фролова, работавшего тогда над созданием мозаик церкви Воскресения Христова («Спас на крови»).

Металлический кружевной декор на фасаде и в интерьере парадной лестницы выполнен на заводах К.Винклера и Ф.К.Сан-Галли. При перестройке особняка в 1901-1902 гг. установили современную отопительную систему, лифт, оснастили дом электричеством, телефонной связью.

Обратите внимание

Появились роскошные витражи работы рижской фирмы Э.Тоде с изящным орнаментальным рисунком на парадной лестнице.

«Но ты, о лестница, в полночной тишине

беседуешь с былым. Твои перила помнят,

как я покинул блеск еще манящих комнат

и как в последний раз я по тебе сходил,

как с осторожностью преступника закрыл

одну, другую дверь и в сумрак ночи снежной

таинственно ушел – свободный, безнадежный…»

                                               В.Набоков. «Лестница». 1918

 В первом этаже размещались парадная столовая, «зеленая» гостиная и библиотека. Анфиладная планировка и ценная отделка комнат остались от прежних владельцев особняка.

Столовая состояла из двух помещений, разделенных арочным проемом. Внутреннее убранство в стиле Людовика XV (рококо) поражало роскошью  выразительных средств. Особую теплоту интерьеру придавало преобладание в отделке разнообразных ценных пород дерева. Завершал интерьер потолок в технике маркетри – истинный шедевр декоративно-прикладного искусства.

«…проглотив чашку какао в столовой на нижнем этаже, я оттуда кидался, уже надевая пальто, через зеленую залу (где мандаринами и бором пахло так долго после Рождества), по направлению к «библиотечной», откуда доносились топот и шарканье. Там я находил отца…: он необыкновенно мощно фехтовал, передвигаясь то вперед, то назад по наканифоленному линолеуму…» (В.Набоков.

«Другие берега»).

За столовой следовала гостиная, получившая название «зеленой» из-за цвета обоев, обивки мебели и ковра. Все было выдержано в спокойной цветовой гамме: шелковые обои, живописные десюдепорты, потолок, расписанный облаками. Сегодня от былого величия не осталось почти ничего. Исторический объем нарушен поздней перепланировкой, поделившей «залу» на две комнаты.

Последней в анфиладе первого этажа была вытянутая комната библиотеки, отделанная светлым резным дубом в стиле Генриха II (французский ренессанс). Сохранились дубовые резные панели со вставками в технике маркетри, четыре дубовые двери, расположенные по осям анфилады. Камин, к сожалению, утрачен.

На втором этаже размещались кабинет и спальня В.Д.Набокова, будуар и спальня Е.И.Набоковой, комната, в которой родился будущий писатель.  Анфиладная планировка та же, что и в первом этаже, но здесь она больше на одно помещение, расположенное над арочным проездом и  вестибюлем.

Интерьер кабинета стилизован под итальянский ренессанс. Здесь располагался большой  письменный стол Владимира Дмитриевича. Над столом за дубовой панелью находился сейф, а рядом – изразцовая печь (сохранилась до наших дней). Сохранилась и обшивка стен деревянными филенчатыми панелями. Выше панелей отделка стен утрачена.

В центре анфилады –  будуар, расположенный над «зеленой» гостиной: наиболее элегантная вариация на тему рококо.

Важно

Первоначальная отделка здесь сохранилась сравнительно хорошо: оригинальный потолок, стенные панели, оконные рамы с исторической медной фурнитурой, двери и дверные коробки с резными десюдепортами, на которых изображен вензель матери – Елены Ивановны.

Центральное место занимает действующий деревянный камин – уникальный образец художественной фантазии и изобретательности художника-декоратора. Асимметричный план и особое очарование комнате придает эркер (фонарик): «…у будуара матери был навесной выступ, т.н. фонарь, откуда была видна Морская до самой Мариинской площади…» (В.Набоков. «Другие берега»).

Следующая за будуаром спальня – комната, где  родился Владимир Набоков. «…Я там родился в последней (если считать по направлению к площади, против нумерного течения) комнате, на втором этаже – там, где был тайничок с материнскими драгоценностями; швейцар Устин лично повел к нему восставший народ через все комнаты в ноябре 1917 года…» (В.Набоков. «Другие берега»).

Третий этаж, надстроенный и оформленный по проекту М.Ф.Гейслера, занят детскими комнатами. Планировка здесь та же, что и на втором этаже, но архитектурное убранство интерьеров отмечено строгостью и простотой.

Интерьеры первого и второго этажей особняка были оформлены в 1880– начале 1890-х годов в различных исторических стилях, архитектурный облик каждого помещения определялся его функциональным назначением и личными вкусами владельцев.

Эти парадные помещения, доставшиеся Набоковым «в наследство», отличались тонким художественным вкусом, высоким уровнем стилизаций и изысканностью отделки. Интерьеры надстроенного третьего этажа, оформленные по проекту М.Ф.

Читайте также:  Музей ниеншанц в спб: коллекция, адрес, режим работы

Гейслера, достойно вписались в уже существующий ансамбль.

Особняк Набоковых – редчайший образец жилой архитектуры Петербурга с фасадом в стиле раннего модерна и ценной комплексной внутренней отделкой конца XIX – начала XX вв. В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Набоков точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни его обитателей – своей семьи.

С 1998 года на первом, бывшем парадном этаже дома (во времена Набокова он назывался «семейный этаж») располагается единственный в мире Музей В.В.Набокова. С 2008 года  музей стал частью  Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

Совет

Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, относившегося ко времени жизни  Набоковых. В течение 2000 года реставрационная фирма «Арт-Эксперт» провела в Особняке Набоковых первые ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены некоторые детали интерьеров.

Автор статьи был свидетелем проведения как исследовательских, так и реставрационных работ. Под позднейшими паркетными покрытиями был обнаружен исторический наборный паркет.  Его реставрация тогда не выполнялась, но была выполнена музеефикация фрагмента «родного» паркета «на будущее».

Кроме того, был отреставрирован витраж над входной дверью в вестибюле с традиционным для петербургского модерна орнаментом из разноцветных ромбов;  раскрыт фрагмент живописной росписи потолка в Столовой.

  После проведения этих первых реставрационных работ, 5 февраля 2001 года фамильный особняк посетил единственный сын Владимира Набокова – Дмитрий Владимирович (автор текста присутствовал на этой встрече). Он передал в дар музею ценные предметы, принадлежащие отцу – атрибуты писательского труда: карандаши, рабочие карточки с рукописями (не секрет, что Владимир Набоков писал свои произведения на карточках и только карандашами), пенсне, а также сачок для ловли бабочек.

С 2010 года два верхних этажа («родительский этаж» и «детский этаж») занимает Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского.

 Как известно, последние 17 лет Владимир Владимирович Набоков провел в Швейцарии, в Монтрё,  и похоронен он возле Монтрё, в деревушке Кларанс. Кроме имени и дат жизни, на могиле  одно слово – «писатель». Об отношении к России – ничего.

Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». И понимать это нужно буквально: после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года Набоков и его семья никогда и нигде не имели никакого собственного жилья: отели и меблированные комнаты.

Когда же его спрашивали, почему у него нет дома, писатель отвечал, что дом у него один – на Морской в Петербурге. Все герои его романов ходят по этому дому.

И хотя за истекшее столетие многое в Особняке Набоковых утрачено, он по-прежнему сохраняет облик и атмосферу неповторимого минувшего, которое  было так дорого писателю.

«Но как забавно, что в конце абзаца,

Корректору и веку вопреки,

Тень русской ветки будет колебаться

На мраморе моей руки».

В.Набоков.

 Р.А.Миропольская

Источник: https://www.nrfmir.ru/en/content/dom-nabokovoy-na-bolshoy-morskoy

Все музеи-квартиры Санкт-Петербурга

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня мы перечислим все музеи-квартиры Санкт-Петербурга, в которых в свое время проживали известные люди.

1. Музей-квартира Ф.И. Шаляпина

Этот музей представляет собой восстановленные интерьеры нескольких комнат квартиры великого певца. Здесь же есть и копия уголка гримуборной Мариинского театра.

Комнаты заполнены личными вещами Шаляпина, афишами, декорациями, костюмами. Есть выставка писем и фотографий.

Также в музее-квартире размещена коллекция живописи и рисунков, созданных известными художниками для Шаляпина. В основном это – портреты певца в жизни и в сценическом образе.

Режим работы и стоимость посещения

2. Музей-квартира И.И. Бродского

Художник, которого родившиеся в СССР знают по масштабной портретной лениниане, при жизни устроил в своей квартире маленький музей русской живописи конца XIX — начала XX века.

В квартире  до наших дней сохранилась обстановка 20-30 годов ХХ века.

В память о художнике в квартире-музее проводятся концерты классической музыки, выставки современных живописцев. Экспозиции из уникальных фондов музея Бродского часто меняются.

Режим работы и стоимость посещения

3. Музей-квартира А.И. Куинджи

Музей-квартира этого удивительного пейзажиста расположена в центре Санкт-Петербурга. Интерьеры сохранены максимально, и посетителю легко представить атмосферу, в которой жил и творил Архип Куинджи.

Примечательная деталь квартиры – огромная мансарда с видом на Стрелку Васильевского острова, где располагалась мастерская художника.

Помимо полотен Куинджи, в музее-квартире работает выставка, посвященная его педагогической деятельности в Академии.

Режим работы и стоимость посещения

4. Музей-квартира П.П. Чистякова

Находится в г. Пушкин. Здание усадьбы – уникальный образец деревянной архитектуры XIX века.

Музей создателя инновационной педагогической системы, учителя многих великих художников, имеет несколько постоянных выставок. Там представлены работы самого Чистякова, есть отдельная экспозиция «Ученики». Сохранены современные Чистякову интерьеры.

Режим работы и стоимость посещения

5. Музей-квартира А.А. Блока

Этот музей находится в квартире, где поэт в начале ХХ века прожил несколько лет. Экспозиция состоит из двух частей. В первой – сама квартира, с аутентичными интерьерами, воссозданными из вещей, принадлежавших лично поэту и сохраненных его женой.

Во второй – все, что относится к литературному наследию Блока: документы, книги, рукописи, и другие артефакты.

Режим работы и стоимость посещения

6. Музей С.М. Кирова

Экспозиция занимает два этажа.

Посетители могут увидеть:

  • восстановленные интерьеры квартиры, где проживал видный политический деятель сталинских времен С. М. Киров;
  • личные вещи и предметы быта;
  • одежду, в которой он был на момент убийства.

В игре «Бери, что дают» показана карточная система 20-30 годов ХХ века и структура продовольственного снабжения Ленинграда.

В выставке «За детство счастливое наше» представлены:

  • довоенные школьные принадлежности и игрушки,
  • довоенные фильмы,
  • интерактивная экспозиция о детской жизни тех лет.

Также работает экспозиция «Каменноостровский проспект» об истории улицы, где находится музей.

Режим работы и стоимость посещения

7. Музей-квартира Аллилуевых

Изначально этот музей был открыт как квартира-музей Ленина. В 90-е годы прошлого века экспозицию переделали и создали музей-квартиру Аллилуевых.

Семья, проживавшая в квартире, участвовала в революционных событиях 1917 года. Хозяин, С. Я. Аллилуев, был высококвалифицированным рабочим. В круг его общения входили видные революционные деятели – Орджоникидзе, Ногин, Крупская, М. Ульянова, Зиновьев, Ленин.

Младшая дочь С. Я. Аллилуева, Надежда, впоследствии стала женой И. Сталина.

Режим работы и стоимость посещения

8. Музей-квартира А.С. Пушкина

Экспозиция мемориального музея посвящена последним годам жизни и творчества великого поэта. Музей находится в особняке, где поэт прожил несколько последних лет и скончался после дуэли.

Интерьеры жилых комнат Пушкина восстановлены по рисункам В. А. Жуковского с максимальной точностью. В музее есть много личных вещей, принадлежавших поэту и членам его семьи.

При входе в музей работает отдельная выставка, посвященная истории особняка.

Режим работы и стоимость посещения

9. Музей квартира Н.А. Некрасова

Музей находится в квартире Некрасова, где он прожил около двадцати лет. В той же квартире была редакция известного «Современника», которую часто посещали известные русские литераторы.

В музее воссозданы интерьеры того времени. Много вещей принадлежало лично Некрасову.

Также в музее работают выставки «Панаевская половина» — комнаты соредактора и близкого друга Некрасова и «половина Краевского» — комнаты хозяев особняка.

Режим работы и стоимость посещения

10. Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Этот музей расположен во флигеле бывшей больницы для бедных, где отец Достоевского, лекарь, занимал небольшую квартиру. Здание никогда не перестраивалось, и до наших дней сохранились потолочные лепные карнизы, печи, перекрытия и другие архитектурные элементы.

Интерьеры восстановлены по рисункам и рассказам младшего брата писателя.

В музее выставлены принадлежавшие Достоевскому мебель, предметы быта, книги.

Режим работы и стоимость посещения

11. Музей-квартира А.А. Ахматовой

Музей с интереснейшей экспозицией о жизни и творчесте поэтов Серебряного века в годы советской власти. Выставки рассказывают о времени военного коммунизма и репрессий, творчестве Ахматовой того периода, жизни творческой интеллигенции в эпоху тоталитаризма.

В мемориальной части квартиры воссозданы интерьеры 20-40 годов. Рядом с квартирой находится литературная часть экспозиции, где выставлены подлинные документы и рукописи поэтессы.

Режим работы и стоимость посещения

12. Музей-квартира Л.Н. Гумилева

Музей-квартира, этнолога, востоковеда и географа Льва Гумилева, сына известного поэта Серебряного века. Он расположен в его единственной за всю жизнь отдельной квартире. Писатель прожил в ней всего два последних года.

Вся прижизненная обстановка квартиры полностью сохранилась. В музее выставлены архивы писателя, фото и видео материалы, переписка, рукописи, библиотека…

Есть и выставка, посвященная жизни и творчеству отца писателя – поэта Николая Гумилева.

Режим работы и стоимость посещения

13. Музей-квартира М.М. Зощенко

Этот музей открыт в писательском доме, который практически полностью населяли литераторы того времени.

Двухкомнатная квартира Зощенко вмещает в себя две экспозиции: в комнате писателя устроена мемориальная часть – кабинет, а в комнате его жены – литературоведческая – архивы и рукописи, книги.

Интерьеры квартиры сохранен практически без изменений.

Режим работы и стоимость посещения

14. Музей-квартира В. Набокова

Находится в великолепном особняке, принадлежавшем семье Набоковых. Там сохранилась роскошная отделка некоторых помещений, выполненная во французских стилях разных эпох – печи, деревянные детали интерьера,  потолочная лепнина и роспись.

В музее-квартире проходят чтения, моноспектакли, обзорные экскурсии, лекции. Действует выставка подлинных предметов, принадлежавших писателю.

Режим работы и стоимость посещения

15. Музей-квартира русского путешественника П.К. Козлова

Музей-квартира известного путешественника, исследователя Центральной Азии, П. К. Козлова, один из самых новых музеев-квартир города.

Его экспозиция состоит из помещений:

  • прихожая,
  • кабинет,
  • тибетская комната,
  • комната истории русских экспедиций в Центральную Азию,
  • зал для временных выставок.

Есть интересные экспонаты:

  • дневники, фотографии, рисунки и прочие документы,
  • личные вещи путешественника,
  • его снаряжение, приборы, оборудование,
  • оружие,
  • приспособления для организации быта в путешествии.

Режим работы и стоимость посещения

16. Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова

Экспозиция музея содержит только подлинные вещи, принадлежавшие великому ученому.

Интерьеры квартиры-музея отражают уклад жизни семьи Павлова, увлечения, традиции, привычки.

Вниманию посетителей представлены:

  • коллекции насекомых,
  • библиотека,
  • картины и графика,
  • фотографии и рукописи.

Квартира представляет собой образец типичного жилища ученых конца XIX – начала ХХ веков.

Режим работы и стоимость посещения

17. Мемориальный музей А.С. Попова

Экспозиция музея разделена на две выставки:

  • Музей-квартира:
    • личные вещи ученого,
    • переписка и фотографии,
    • мебель,
    • книги и ноты,
    • предметы живописи.
  • Музей-лаборатория:
    • физические приборы,
    • документы,
    • рукописи,
    • аппаратура телеграфа.

Отдельная выставка – 18 стендов, где показаны основные вехи в жизни, научной и педагогической деятельности профессора А. С. Попова.

Режим работы и стоимость посещения

18. Кабинет-музей Н.И. Вавилова при Всероссийском НИИ растениеводства

Первый в стране музей такого рода.

Экспозиция имеет несколько постоянных выставок:

  • мемориальный кабинет-музей ученого,
  • жизнь и научная работа Н. И. Вавилова,
  • экспедиции Вавилова,
  • блокадный период деятельности Института.

В музее воссозданы аутентичные эпохе интерьеры. Некоторые предметы принадлежали лично Вавилову.

Режим работы и стоимость посещения

19. Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова

Единственный композиторский музей Петербурга. Расположен в доме, где Римский-Корсаков прожил 15 последних лет.

В экспозиции музея:

  • личные вещи и предметы быта,
  • портреты предков композитора,
  • мебель,
  • знаменитый рояль.
Читайте также:  Музей подводных сил россии им а. маринеско в спб

В четырех комнатах восстановлены интерьеры. В остальных комнатах квартиры выставлены документы и архивы, а также есть небольшой концертный зал.

Режим работы и стоимость посещения

20. Мемориальный музей-квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского

Квартира, где более полувека жил русский праведник и святой – о. Иоанн Кронштадтский.

Музей расположен в бывшем доме причта Андреевского собора.

При жизни праведника это место посещали известные духовные деятели, титулованные особы, простые богомольцы… Двери были открыты для всех.

До наших дней сохранились документы, фотографии, дневники святого, которые и выставлены в мемориальной части квартиры. Также в музее-квартире есть небольшая часовня.

21. Музей-квартира Елизаровых

Музей-квартира старшей сестры В. И. Ленина. В ней она проживала с мужем.

Экспозиция показывает быт петербуржцев-интеллигентов начала ХХ века, рассказывает о посещении Анны Елизаровой ее знаменитым братом.

Среди экспонатов есть вещи, принадлежавшие семейству Елизаровых, архивные документы, фотографии.

Квартира расположена в типичном дореволюционном доходном доме.

22. Музей Богемной жизни Петербурга

Экспозиция музея знакомит с бытом людей богемного круга разных времен.

Часть музея выполнена в стиле квартиры представителя богемы, заставшего и Серебряный век, и послевоенные советские годы. Здесь можно любоваться антикварной мебелью, пить чай, листать книги…

Еще одна часть – место для медитации. Посетители могут отдохнуть в удобных креслах-мешках

Есть и место, где можно приобрести произведения искусства, или просто полюбоваться ими.

23. До-Галерея

Галерея «квартирного формата». Расположена в старинной квартире, где есть:

  • Выставочный зал
  • Кухня-бар со столом для занятий по искусству и бесед
  • Библиотека

Приоритетное направление в экспозиции галереи – современная скульптура. Помимо этого выставлены предметы живописи, графики, фотографии современных российских и зарубежных авторов.

В галерее проходят концерты, вечеринки, кинопоказы и другие мероприятия.

В каждом из этих музеев вы откроете много нового и интересного для себя.

Источник: http://i-love-tourism.ru/vse-muzei-kvartiry-sankt-peterburga.html

Музей-квартира В. Набокова

Один из немногих частных музеев, открытый объединением «Набоковский фонд» чуть больше десяти лет назад, успел за этот короткий срок стать известным не только в Санкт-Петербурге, но и за пределами города.

В квартире на Большой Морской улице Владимир Набоков родился и прожил до 18 лет, а затем его семья навсегда уехала из Петрограда — сначала в Крым, а потом за границу.

К сожалению, музей Набокова в настоящее время располагает не слишком большим количеством экспонатов. В основном экспозиция включает семейные альбомы с фотографиями и разные издания книг Владимира Набокова, его рисунки, а также немного личных вещей, принадлежавших его семье.

Обратите внимание

Здесь же представлена часть его коллекции бабочек, раньше хранившаяся в Гарвардском университете и подаренная им музею вскоре после его открытия. Все эти экспонаты размещаются в одной комнате на первом этаже — в бывшей буфетной.

Отдельные экспонаты из-за отсутствия свободного места пока не выставляются.

В кладовой музея, например, дожидается своего часа пиджак писателя, заказанный им в Швейцарии, и некоторые другие вещи. Впрочем, руководство музея надеется, что когда-нибудь сможет приобрести специальные витрины для размещения этих экспонатов и пополнить коллекцию книг и других предметов, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Несмотря на свое довольно нестабильное финансовое положение, музей-квартира В. В. Набокова продолжает функционировать.

У туристов и жителей Санкт-Петербурга даже есть возможность посетить его бесплатно: по четвергам, с 11 утра до трех часов дня, вход в музей свободный.

Кроме постоянных экспозиций, на которых представлены фотографии и коллекция бабочек, в музее устраиваются разнообразные временные выставки картин, фотографий и других экспонатов.

Проходят в музее и различные конференции, посвященные истории литературы, в том числе здесь устраиваются известные «Набоковские чтения».

В музее Набокова можно узнать и об истории здания, в котором он расположен. Построенное еще в 18 веке, оно много раз реставрировалось и теперь считается одним из ценных памятников архитектуры стиля «Модерн».

Как добраться: 

Доехать до станции метро «Гостиный двор» (выход на канал Грибоедова). Не переходя Невский проспект, сесть на автобус № 22 или троллейбус № 5 и доехать до остановки «Исаакиевская площадь»,от которой пройти по Большой Морской улице в сторону увеличения нумерации домов до дома № 47.

Важно

Легенды и мифы 
Судя по всему, воспоминания детства, прошедшего в доме на Большой Морской улице, наложили отпечаток на все творчество В. В. Набокова.

По его произведениям можно судить о том, что, хотя он и покинул Северную столицу в очень юном возрасте, свой родной дом и его окрестности он помнил потом всю жизнь.

Практически в каждом его романе этот дом подробно описывается или хотя бы упоминается. Литературоведы, исследовавшие творчество писателя, считают, что лифт, в котором застряла героиня романа «Защита Лужина», и цветные стекла, описанные в произведении «Смотри на Арлекинов», списаны с лифта и витражей дома, где он когда-то жил.

Дом на Большой Морской улице является единственным домом, который Набоков считал по-настоящему своим.

В эмиграции он много путешествовал, жил в гостиницах и снимал квартиры в разных странах и городах, но своего собственного жилья у него больше никогда не было. А на вопрос, почему он не хочет купить себе дом, писатель, если верить слухам, отвечал: «У меня уже есть один дом, в Петербурге».

Адрес: Литейный пр., 24/27, метро Невский проспект, Гостиный двор 

Источник: http://spbtours.ru/muzei-i-teatry-sankt-petrebruga/156-muzej-kvartira-v-nabokova

Музей Набокова в Санкт-Петербурге

днемночью
Февраль +1 °C -7 °C
Март +5 °C -4 °C
Апрель +10 °C +1 °C
Май +19 °C +8 °C
Июнь +22 °C +13 °C
Июль +29 °C +16 °C

Дом Набокова — дом в Санкт-Петербурге, по современному адресу: Большая Морская улица, дом 47. Именно в этом особняке родился Владимир Набоков в 1899 году. В настоящее время первый этаж дома — музей Владимира Набокова.

История Дома

Между 1897 и Октябрьской революцией дом стал собственностью Набоковых, который они получили в качестве приданого от Елены Рукавишниковой (матери Владимира Набокова). Владимир Владимирович жил в доме до ноября 1917 года.

Дом тщательно описан в его автобиографии «Другие берега» (The Other Shores) и «Память, говори» (Speak, Memory). Для Владимира этот дом остался «Единственным в мире домом».

Впоследствии, даже когда он стал богатым, он никогда не приобретал какого-либо другого дома и предпочитал жить в гостиницах.

Музей Владимира Набокова

С апреля 1998 года первый этаж дома (назывался «семейный этаж» во времена Набокова) занимает «Музей Владимира Набокова», и два верхних этажа («родительский этаж» и «детский этаж») занимают офисы газеты «Невское время». На территории музея «телефонная комната», «столовая», «библиотека», «комната комитета» (здесь было проведено большинство заседаний Конституционно-демократической партии) и «кухня».

Внутри мало что осталось со времен семейной жизни Набоковых в этом доме. Время и история ничего не пощадили, за исключением интерьеров нескольких комнат на первом и втором этажах здания и старые витражи окон над пролётом лестницы, ведущей на третий этаж.

Памятные вещи Набокова, в том числе личные вещи Владимира Набокова (индексные карточки, карандаши, очки, игра Scrabble), а также книги и другие предметы, связанные с его жизнью и искусством, составляют основу музейной коллекции.

Совет

Музей посвящен развитию памяти Владимира Набокова и его художественному наследию и культурным ценностям, как внутри России, так и на международном уровне.

Музей — не только дом и экспонаты, связанные с жизнью и средой Набокова, но музей также обеспечивает научно-исследовательские библиотеки для ученых, и проводит многочисленные мероприятия: чтения произведений Набокова и тех, кем он восхищался (например, Антон Чехов и Джеймс Джойс), лекции Международной или национальной конференций («Набоков и Россия», «Набоков и Англия», «Набоков и Франция», «Набоков и Германия», «Набоков и Соединенные Штаты Америки»), ежегодная международная летняя школа Набокова, выставки объектов, связанных с Набоковым. Деятельность Музея Набокова имеет регулярную поддержку ведущих ученых из разных стран мира.

Музей является структурным подразделением Филологического факультета СПбГУ.

Вандализм

  • в ночь на 10 января 2013 неизвестные вандалы разбили стекло в Музее, кинув внутрь бутылку с запиской, содержащей угрозы и оскорбления.
  • в ночь на 21 февраля 2013 неизвестные написали на стене Музея слово «педофил». По факту правоохранительными органами возбуждено уголовное дело по ст. 214 УК РФ «Вандализм».
  • в тот же день нападению вандалов подверглась и музея-усадьба Набоковых «Рождествено» в Ленинградской области.

Галерея

  • Бабочки, нарисованные Набоковым для жены
  • Рисунки бабочек на книге The other shores
  • Бабочки, собранные Набоковым
  • Книги Набокова, изданные в Самиздате в России

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/muzey-nabokova

Музей-квартира А.А. Блока в Санкт-Петербурге

Творчество Александра Блока неразрывно связано с Петербургом. Как в волшебном зеркале, отразился в его стихах Петербург начала 20-го века, Петербург накануне и во время тех событий, которые до основания потрясли Россию.

Для всякого любителя русской поэзии Серебряного Века и для всех, интересующихся историей России и ее Северной столицы, посещение квартиры, в которой А.А. Блок прожил 9 лет со своей женой Л.Д.

Блок (урожденной Менделеевой, дочерью великого русского химика) откроет немало интересных фактов и оставит незабываемые впечатления.

Кратко о музее

В доме на улице Декабристов, 57 семья Блоков проживала с 1912 по 1921 г., до самой кончины поэта.

Оставшийся после него архив и личные вещи творца сохраняла сначала его супруга Любовь Дмитриевна, затем это собрание было передано в фонд Института русской литературы, а в 1980 г. был создан музей-квартира А.А. Блока.

Сегодня он является частью Музея истории Санкт-Петербурга и занимает две квартиры (№ 21 и 23), в которых в разное время проживал поэт с супругой.

Всего в современной музее представлены три экспозиции:

  • мемориальная;
  • литературная;
  • экспозиция «Блок и его окружение».

Общее количество экспонатов этого уникального музея составляет более 19 тысяч. Это подлинная мебель, предметы быта, книги, рукописи, картины и многое другое.

О районе, где находится музей

Дом, в котором жил А.А. Блок находится на углу улицы Декабристов и реки Пряжки. Это место относится к городскому району, называвшемуся ранее Коломною. Упоминания о Коломне можно встретить у А.С.

Пушкина («Домик в Коломне», «Медный всадник»).

В 18-19 вв Коломна была населена преимущественно мелким служивым людом, с конца 19 века она застраивается более комфортабельными доходными домами и особняками, превращаясь в, отчасти, буржуазный район.

К достопримечательностям Коломны можно отнести Театральную площадь со зданиями Консерватории и тремя корпусами Мариинского театра, Институт физической культуры им. П.А. Лесгафта, романтический остров Новая Голландия, Николо-Богоявленский морской собор архитектора Саввы Чевакинского.

Некоторые другие интересные квартиры-музеи в Санкт-Петербурге:

  • Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке, 12. Последняя квартира Пушкина, куда его привезли после роковой дуэли с Дантесом;
  • Музей-квартира С.М. Кирова на Каменноостровском проспекте в «Доме 3-х Бенуа»; Быт крупного партийного деятеля предвоенной эпохи;
  • Музей квартира Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке;
  • Музей-квартира В.В. Набокова на Б. Морской.

Как лучше добраться

Ближайшими к музей-квартире А.А. Блока станциями метро, являются «Адмиралтейская», «Сенная площадь», «Садовая» и «Невский проспект». От них можно добраться на автобусах или маршрутных такси. Ну, а тем, кто хочет больше увидеть и проникнуться духом блоковского Петербурга, рекомендуем пешеходные маршруты по набережным Мойки и канала Грибоедова.

Источник: http://excava.ru/apartment-block-museum/

Ссылка на основную публикацию