Ломоносов в санкт-петербурге: наследие и значение великого физика

Михаил Васильевич Ломоносов — отец русской науки и поэзии

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, историк, лингвист, теоретик литературы, поэт, художник. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям. Это сообщение посвящено биографии великого соотечественника, его наследию.

Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.

Михаил Васильевич Ломоносов — разносторонне одаренная и гармонично развитая личность. Он уделял внимание всем наукам, известным в то время: физике, химии, геологии, метеорологии, географии, астрономии, математике.

Обратите внимание

Кроме того, Ломоносов изучал строение русского языка, его интересовала риторика, педагогика, философия, стихосложение, история, изобразительные искусства. Таким образом, Ломоносов успешно занимался точными и гуманитарными науками, а также искусствами.

За такую разносторонность Ломоносова называют ещё «универсальным человеком».

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный» человек.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем.

Благодаря его усилиям в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора.

Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

Биография

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.

Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.

В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.
Он читал книги — и стал великим.

В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.

В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.

В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.

В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.

Урок о сохранении массы для академиков.

Важно

В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.

Представление проекта императрице Елизавете Петровне.

Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

Как учёный-естествоиспытатель:

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше.

Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство.

Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/okruzhayushii-mir/lomonosov.html

Михаил Ломоносов биография

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море.

Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

Совет

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова

Свои знания краткой биографии Ломоносова вы можете проверить, пройдя этот тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich

Вклад Ломоносова в физику

Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит честь носить звание первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения.

Он был астрономом, приборостроителем, поэтом, металлургом и геологом. Разработал проект Московского университета, носящего теперь его имя, открыл атмосферу у планеты Венера, заложил основы науки о стекле.Без его трудов  невозможно представить современную химию и физику.

Кстати? слово «физика» появилось в русском языке также благодаря Михаилу Васильевичу, когда он перевел с немецкого языка и издал в России первый учебник по данному предмету.Основным его достижением в этой сфере является молекулярно-кинетическая теория тепла.

Она была революционной для своего времени, поэтому чаще отвергалась его современниками, чем принималась. В своих трудах на данную тему он отверг бытовавшую в то время «теорию теплорода», предлагаемую Робертом Бойлем, и выдвинул абсолютно новую идею.

Она предполагала, что причиной теплоты является «внутреннее вращательное движение связанной материи».

В своей работе «Элементы математической химии» (1741 г.) он дает определение корпускул – молекул, которые состоят из атомов. Фактически предположения и определения, изложенные в работах Ломоносова, по этому направлению будут способствовать дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи.

Например, его тезис об атомах как о шарообразных вращающихся частицах получил развитие спустя более чем 100 лет при разработке гипотезы электрона (после 1874 г.); предположение о том, что увеличение скорости вращения частиц вокруг ядра вызывается повышением температуры, нашло продолжение в работах о природе теплоты Б.

Румфорда в 1774 году.

Он практически открыл водород, когда в процессе доказательств, связанных с взаимодействием, формой и строением различной величины шарообразных атомов начал использовать геометрические модели.

Описанный им «невесомый флогистон» является материальным горючим веществом, «которое легче воды», что, по сути, является описанием водорода.

Он описал его в своем исследовании «О металлическом блеске» (1745), однако большее признание на эту тему заслужила работа англичанина Г. Кавендиша, написанная 20 лет спустя.

Обратите внимание

Современная модель «идеального газа» — газа, в котором, как предполагается, можно пренебречь потенциальной энергией взаимодействия молекул по сравнению с кинетической энергией – немногим отличается от модели, предложенной М.В. Ломоносовым. В этом случае он также намного опередил свою эпоху.

Ломоносов также фактически является идеологом такой науки как электромагнитная теория. Дело в том, что в 1756-1757 годах Михаил Васильевич, рассматривая тепло и свет в своих работах, приходит к выводу о том, что свет имеет волновое («зыблющееся») распространение. Он говорит о едином происхождении света и электричества. Это поздне&#x435

Источник: http://www.phisiki.com/lomonosov/54-vklad-lomonosova-v-fiziku

Ломоносов Михаил Васильевич – интересные факты из жизни великого русского ученого

Михаил Васильевич Ломоносов

Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, физик и химик, энциклопедист, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле.

Дата и место рождения – 19 ноября 1711 г., Ломоносово.

Дата и место смерти – 15 апреля 1765 г. (53 года), Санкт-Петербург, Российская империя.

Давайте узнаем много интересных фактов о Ломоносове

Ломоносов яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.

Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов.

Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

7 декабря 1730 году в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.

Ломоносов имел нехорошие отношения с церковью.

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым.

Михаил Ломоносов – это первый человек, который доказал, что у Венеры имеется атмосфера.

Важно

Ломоносов взял с собой, помимо одежды, лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Ломоносов с легкостью изменял собственное настроение с радости на гнев и наоборот.

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».

Читайте также:  Рок-опера «юнона и авось» рыбникова в спб 2019 - билеты

В связи с тем, что Ломоносов был трудолюбивым и настойчивым человеком, в 1736 году его отправили в Германию на учебу, как лучшего ученика.

Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения.

Ломоносов долгое время проработал в Академии наук.

В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».

Ломоносов – это тот человек, которые опередил время.

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

Михаил Ломоносов также был поэтом и литератором.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение.

После смерти матери Ломоносова его отец женился еще дважды.

В марте 1736 года Академия Наук (в лице президента Иоганна Корфа) принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.

В 1757 году Ломоносов стал канцлером.

Совет

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провёл он в переездах, был в Голландии.

Михаил Ломоносов первым сумел понять, что растения и животные далекой геологической эпохи не только сохранены в качестве отдельных окаменевших остатков, но и принимали участие в появлении слоем земли.

Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег.

По окончанию собственной жизни Михаила Васильевича избрали в почетные члены Болонской и Стокгольмской академии.

1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

У Ломоносова было 3 дочери и 1 сын.

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Похоронили Ломоносова на Лазаревском кладбище.

Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг.

Ломоносовым были выпущены многие стихотворения.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. К этому времени от него уже забеременела дочь хозяйки, 19-летняя Елизавета Цильх, с которой он сыграл свадьбу в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года.

Обратите внимание

Ломоносов избил трех грабителей, которые хотели украсть из его кармана денежные средства.

Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

Обучаясь заграницей, Михаил Васильевич не только занимался изучением точных наук, но и смог овладеть искусством фехтования.

В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Г. К. фон Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию.

Но, прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там.

Затем он решил возвращаться в Россию морским путём через Голландию, но, по дороге был схвачен и завербован в прусскую армию, оказался в немецкой казарме в Везеле, прослужив несколько недель в прусской армии, откуда вскоре дезертировал.

Несмотря на то, что Ломоносов был спокойным, его считали храбрецом.

В октябре 1740 года Ломоносов опять в Марбурге, где вновь живёт в доме тёщи. Возвращение Ломоносова в Петербург шло через порт Любек, который он покинул в мае 1741 года.

Ломоносов успел дописать до собственной смерти «Древнюю Российскую историю» — фундаментальный труд по истории.

Важно

8 июня в 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене, пока она не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург.

Закон сохранения материи был открыт именно Ломоносовым.

24 августа 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Он надеялся, что их одобрят, а их автора, согласно данному Академией обещанию при отправке его за границу, произведут в экстраординарные профессора.

Ломоносов оставил современникам не только научное, но и творческое наследие.

25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна.

Первая дочь Ломоносова была рождена еще до свадьбы, таким образом, ее можно считать внебрачной.

В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, освобождают его.

«Полярная карта» была составлена Ломоносовым.

25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии.

Ломоносов является изобретателем неорганических элементов, к примеру, фарфора и стекла.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером. Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях.

Ломоносов написал первую русскую грамматику.

В 1754 г. Ломоносов, недовольный тем, что премия за решение объявленной Академией наук задачи досталась У. Сальхову, в сердцах отказался от кафедры химии.

Открытие криосферы, которое было сделано Михаилом Васильевичем, подтвердилось.

13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника.

Ломоносов создал русскую оду с философским смыслом.

Совет

Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт.

Ломоносов – отец русской науки.

Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II.

Превыше всего Ломоносова интересовала метеорология.

На следующий день после смерти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны Г. Г. Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно.

Астрономия имела важное место в жизни Ломоносова.

Ломоносов раздражался от того, что его современники считали «немодным» изучать науку.

Он разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

Ломоносов считался сторонником деизма.

Ломоносов сумел усовершенствовать телескоп.

В честь Петра Первого Ломоносов писал оды, а по одной из версий считается, что он есть его сыном.

Ломоносов смог создать прибор, благодаря которому можно видеть в темноте.

1764 году 17 апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института.

Ломоносова интересовали исключительно физические исследования.

Ломоносов предпочитал кушать рыбу.

После собственной свадьбы Ломоносов считался едва ли не самым богатым человеком в округе.

Ломоносов – однолюб, потому что нежные чувства он испытывал только по отношению к своей супруге.

Обратите внимание

Ломоносов так же автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения.

Источник – интернет

Ломоносов Михаил Васильевич – интересные факты из жизни великого русского ученого обновлено: Декабрь 13, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=21394

М. В. Ломоносов великий русский ученый естествоиспытатель и организатор науки

ХРОНИКА УДК 001(092)

М.В. ЛОМОНОСОВ — ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ — ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ А.М. АСХАБОВ Институт геологии Коми Н Ц УрО РАН, г. Сыктывкар xmin@seo.komisc.ru

Доклад открывает серию сообщений, приуроченных 300-летнему юбилею великого русского ученого М. В. Ломоносова. Освещены главные этапы жизни ученого. Рассмотрены основные черты его научной и научно-организационной деятельности. Показано значение наследия Ломоносова для молодой Российской науки.

Ключевые слова: М. В. Ломоносов, биография, наследие, естествоиспытатель

A.M.ASKHABOV. M.V.LOMONOSOV — THE GREAT RUSSIAN SCIENTIST-NATURALIST AND THE ORGANIZER OF SCIENCE

The report starts a series of presentations dealing with 300-th birth anniversary of the great Russian scientist Mikhail Lomonosov. The main stages in life of the scientist are given. The basic lines of scientific and organizational activity of the great Russian scientist are considered. Value of M.V.Lomonosov's heritage for young Russian science is shown.

Key words: M.V.Lomonosov, biography, heritage, naturalist

В начале XVIII в. Россия была подвергнута Петровской модернизации, которая радикально перестраивала все стороны патриархальной страны. Царь-реформатор особое значение придавал науке, поскольку он твердо верил в то, что экономика и военное могущество государства находятся в неразрывной связи с развитием научного знания.

Естественные науки стали государственной необходимостью. Возникла потребность в собственной академии наук, которая и была утверждена в России в 1724 г. по инициативе Петра I. Членами Академии были исключительно приглашенные из Европы ученые. Для окончательного закрепления науки в России необходим был свой научный гений.

Именно эта историческая роль и выпала на Михаила Васильевича Ломоносова — поморского мужика.

Важно

М.В. Ломоносов стремительно достиг вершин мировой науки, его труды составили целую эпоху в развитии русской науки, Петербургской Академии наук. Он реально стал основоположником отечественной науки, одним из самых выдающихся ученых энциклопедистов своего времени. Известны слова А. С.

Пушкина: «Ломоносов был великий человек, соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей.

Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник … Он создал первый университет- он, лучше сказать, сам был первым университетом».

Творческая деятельность Ломоносова охватывала самые разные области естественных, технических и гуманитарных наук. Как писал С. И. Вавилов: «Ломоносову по необъятности его интересов, по-видимому, нельзя противопоставить ни одной другой фигуры в культурной истории человечества». По замечанию А. Е.

Ферсмана, больше десятка наук и искусств спорят у нас о том, кому принадлежит главное наследие Ломоносова: физика и химия, минералогия и кристаллография, геохимия и физическая химия, геология и горное дело, география, и астрономия и астрофизика, просвещение и экономика, история, литература, языкознание и техника?

Ломоносов родился 18 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора Василия Дорофееви-ча Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой. В 19 лет он получил паспорт в Холмогорской воеводской канцелярии и с рыбным обозом отправился в Москву.

Вопреки общепринятой легенде он не был великовозрастным неучем. Юноша еще в Холмогорах получил хорошее образование, по некоторым данным даже владел несколькими иностранными языками. Приехав в Москву, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где резко выделялся среди учеников. Именно в силу своей образованности М. В.

Ломоносов был не очень удовлетворен учебой и порядками в академии. Порывался уходить. На некоторое время, возможно, уезжал в Киево-Могилянскую академию. Да и жизнь была нелегкой. Как он писал «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления,.

Совет

имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, я прожил пять лет и наук не оставил …».

Судьбоносную роль сыграло то, что М. В. Ломоносов оказался среди 12 учеников, отобранных для продолжения учебы в Академическом университете в Петербурге. Отсюда вскоре вместе с Д.И.Ви-ноградовым и Г. У. Райзером был отправлен в Германию для обучения химии и горному делу.

Годы обучения в Марбургском университете оказались очень благотворными для становления М. В. Ломоносова как ученого-естествоиспытателя.

Здесь же он написал первую свою студенческую диссертацию «Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое в зависимости от движения предшествующей жидкости» (4 октября 1738 г.). Уже в марте 1739 г. он закончил «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул».

После Марбурга недолго обучался горному делу у академика И. Ф. Генкеля в Фрейберге. Однако Фрейберг его разочаровал.

«Естественную историю нельзя выучить в кабинете Генкеля из его шкапов и ящиков, нужно самому посетить различные горные заводы и рудники, самому изучить на месте положение и свойство гор и отношение к друг другу находящихся в нем минералов …». Нет худа без добра. Ссора с Генкелем сделала Ломоносова отцом практической геологии и металлургии в России.

Его исследования по минералогии, изучению руд, в других областях геологии и горного дела имели исключительное значение для становления соответствующих наук. У Ломоносова сложилось достаточно ясное понимание содержания и основных проблем геологической науки и практики. Как писал академик В. И. Вернадский: «Трактат М.В.

Ло-моносова „О слоях Земли“ является во всей литературе XVIII в. — русской и иностранной — первым блестящим очерком геологической науки». По крайней мере, в трудах Ломоносова четко изложены принципы эволюции, историзма, адекватные представления о геологическом времени, тектонических движениях, горообразовании.

Читайте также:  Объединение гжель в петербурге – магазин народных промыслов

Опираясь на его труды, мы с легкостью можем доказать, что Ломоносов был не только основоположником научной геологии, но и первейшим минералогом и кристаллографом. Он начинал свой путь в науку с геологических наблюдений и закончил его «известием о сочиняемой российской минералогии».

В целом в годы пребывания за границей были заложены основы для успешной творческой деятельности молодого ученого в самых разных областях естествознания, произошло его знакомство с передовыми идеями своего времени.

Обратите внимание

В 1741 г. Михаил Васильевич вернулся в Россию, где в полной мере раскрылась его научная мощь и организаторские способности. Происходило это в стенах Петербургской академии наук, где в январе 1742 г. он был определен адъюнктом физического класса АН, а уже в июле 1745 г.

 стал полноправным членом академии (профессором химии). В марте 1757 г. Ломоносов был назначен руководителем географического департамента АН, а с января 1770 г. он руководил Академической университетской гимназией.

Четверть века Ломоносова в Академии наук ознаменовались крупнейшими научными открытиями, опередившими свое время на десятилетия и столетия. В этом плане любопытно признание нашего выдающегося почвоведа Докучаева: «…Я с удивлением узнал от проф.

Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом» ( 17, 'www.mgutunn.ru' ).

Интересно, что М. В. Ломоносов успел составить «обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов .» из 9 пунктов.

Причем в этот список не попали многие важнейшие фундаментальные и прикладные результаты, которыми по праву, благодаря Ломоносову, гордится Российская и мировая наука.

Если составить список из тех же 9 пунктов, то сюда, несомненно, должны быть включены следующие наиболее важные его достижения:

1) закон сохранения материи и движения-

2) атомно-кинетическая концепция теплоты-

3) обширный круг новых идей в области металлургии, горного дела и геологии-

4) открытие атмосферы Венеры-

5) теория атмосферного электричества-

6) основоположение новой науки — физической химии-

7) создание русской научной терминологии-

8) изобретение и изготовление различных приборов-

9) разработка технологии цветных стекол.

С последним пунктом связана поучительная для современности история с реализацией инновационного проекта по производству стекол. Изобретение Ломоносова было пионерским и обладало, как сказали бы сейчас, большим инновационным потенциалом. Как писал Эйлер «…Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цветы дать можете.

Важно

Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают». И М. В. Ломоносов взялся за реализацию этого инновационного проекта. В 1753—1754 гг. недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копрского уезда он получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 г. земли были ему жалованы в вечное пользование.

Ему дали более 200 крестьян. Была предоставлена 30-летняя привилегия на монопольное производство цветного стекла в России, издано правительственное распоряжение учреждениям заказывать на его фабрике мозаичные картины. Тем не менее, предпринимательского таланта великому ученому не хватило.

Успешной коммерциализации знаний не произошло.

У М. В. Ломоносова были значительные достижения в разных областях, которые могли стать основой для производственных проектов. В частности, его с полным основанием можно назвать отцом отечественного приборостроения. Он автор многочисленных изобретений, перспективных приборов.

Им сконструированы астронавигационные инструменты, громовая машина, водоподъемник, ночезрительная труба, вискозиметр и т. д. Михаил Васильевич оставил заметный след в метеорологии, оптике, в часовом деле. Вот, что писал С. И. Вавилов: «.

по объему и оригинальности своей оптикостроительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим оптомехаником». Интересно, что 12 декабря 1754 г.

 на заседании Санкт-Петербургской академии наук Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата — прообраз современного вертолета. Это событие признано как первое в мире документальное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Среди крупнейших организаторских достижений М. В. Ломоносова:

• создание в России химической лаборатории (первого научно-исследовательского института) —

• основание Московского университета (свои предложения об организации университета сообщил в письме к И. И. Шувалову в июле 1754 г.) —

• разработка ряда проектов переустройства Академии наук с целью «привести Академию в доброе состояние …» —

• подготовка географических экспедиций, в том числе для изучения Северного морского пути.

Любое из этих великих дел обеспечило бы человеку место в истории Российской науки и благодарную память потомков, а все вместе приводят нас в восхищение русским гением.

Особо следует отметить то обстоятельство, что ученый прекрасно осознавал роль и значение Академии наук для России.

Думается, что самого Ломоносова в значительной степени сделала Академия наук, а сама Академия в не меньшей степени сохранилась в России благодаря Ломоносову. Не случайно в его прощальных словах фигурируют рядом слова «отечество», «наука», «академия»: «.

Совет

Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии!»

Научному творчеству М. В. Ломоносова присущи ряд черт, которые не теряют своей актуальности и в наши дни.

К ним относятся: а) вера в силу науки («науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства …») — б) единство теории и практики («из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды») — в) необходимость интеграции знаний («науки наукам много весьма способствуют …»).

Нельзя не отметить и такую черту личности Ломоносова, как патриотизм, его любовь к Родине, стремление к ее благу и процветанию. Он писал: «. от искреннего сердца желаю, чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нем распространялись и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножилась».

Ломоносов всей своей жизнью и своим примером доказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Не следует забывать слова Ломоносова: «Берегите науку, берегите естествознание, в нем залог силы и благоденствия народа».

Они адресованы всем нам: властям, ученым, всем и каждому в отдельности. Этот призыв особенно актуален в наши дни, когда естественные науки пытаются изгнать из школьной программы.

Нам надо почаще вспоминать (и не только в год его 300-летия) нашего великого предка, архангельского мужика, ставшего национальной гордостью России, отдавшего свою жизнь делу становления наук в России.

Источник: https://mgutunn.ru/work/485422/M-V-Lomonosov-velikij

Михаил Ломоносов — биография, личная жизнь, фото

Михаил Ломоносов является одним из величайших русских ученых мирового уровня. Его имя навсегда вошло в историю, как пример «универсального человека», чьи интеллектуальные способности проникали в самые разные сферы знаний.

В биографии Ломоносова имеется много интересных событий, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

К слову сказать, биография великого русского ученого изучается с 5 класса, поэтому для составления краткой презентации можете воспользоваться либо данной статьей, либо взять материал из публикации «Интересные факты про Ломоносова».

Итак, перед вами биография Михаила Ломоносова.

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.

Родился Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины 18 века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Особые приметы Михаила Ломоносова

Детство

Родители Михаила были людьми состоятельными, так как отец работал рыбаком и был очень предприимчивым человеком. Интересен факт, что будущий ученый с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Первые знания Ломоносов получил в Дмитровской церкви. Местный дьячок научил его читать и писать, что было на то время довольно редким явлением.

Побег из дома

Когда Ломоносову исполнилось 8 лет, умерла его мать. После этого отец еще дважды женился, и последняя жена, мачеха юного гения, сразу же невзлюбила Михаила. Это сильно омрачило его детские годы.

В 19-летнем возрасте Ломоносов принимает важнейшее в своей биографии решение: он задумал убежать из дому, так как отец планировал женить его.

Собрав ранним декабрьским утром самые необходимые вещи и книги, он уходит из родного села. Догнав караван рыбаков, направляющихся в Москву, он вместе с ними прибыл в столицу России.

Учеба Ломоносова

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. На этот шаг он пошел потому, что простому крестьянину нельзя было просто так поступить в учебное заведение.

В этот период биографии Ломоносова ожидают многие трудности. Ему ни на что не хватает денег, он живет практически впроголодь, однако упорно продолжает учиться, впитывая любые знания, какими бы трудными они не казались.

В 1734-1735 Ломоносов проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву, чтобы успешно закончить Славяно-греко-латинскую академию.

Обратите внимание

В 1736 году его направляют в Германию для того, чтобы изучать там технические и естественные науки. Стоит заметить, что такой чести удостаивались только самые лучшие и перспективные студенты.

Находясь за границей, Ломоносов жадно читает мировую литературу, изучает иностранные языки и делает первые в своей биографии переводы.

Безусловно, краткая биография не дает возможности продемонстрировать в полной мере то, каким необыкновенно любознательным и одаренным человеком был Михаил Ломоносов.

Одновременно изучая множество наук, он выступает с лекциями и проводит множество лабораторных опытов. Параллельно с этим он крайне серьезно изучает литературу и историю.

Личная жизнь

Находясь в Германии, Ломоносов влюбился в дочь хозяйки, на квартире у которой он проживал. 19-летнюю красавицу звали Елизавета Цильх.

Недолго думая, он женится на ней в 1739 г.

При этом интересно заметить, что их первая дочь родилась еще до брака, вследствие чего считалась незаконнорожденной.

Ломоносов с женой

В 1741 г. 30-летний Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не говорил о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о жене.

Однако Елизавета Цильх сделала запрос через российское посольство. Узнав об этом, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал переезду жены в Петербург.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Наследие Ломоносова

Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою биографию он сумел достигнуть очень многого.

Немногие знают, что именно он впервые сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, в то время как официально наука заговорила об этом только через 100 лет.

Ломоносов является основоположником физической химии. Он – автор молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие фундаментальные законы физики.

Интересен факт, что Ломоносов первый, кто разработал прототип вертолета.

Важно

Много лет спустя были обнаружены чертежи другого великого ученого и изобретателя – Леонардо да Винчи, который также пытался создать вертолет.

Литература занимала в биографии Ломоносова огромное место. Его «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечернее размышление о Божием величестве» и другие произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.

Стоит заметить, что проект Московского университета также был разработан Ломоносовым. Позже университет назовут в его честь.

Заслуг Ломоносова перед наукой очень много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи, важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических приборов и т.п.

Также стоит заметить, что по большому счету, Михаил Ломоносов стал основоположником русского языка.

На протяжении всей своей биографии он крайне бережно относился к отечественной истории, любил русский язык и свято верил в великое будущее России.

Смерть

Умер Михаил Васильевич Ломоносов от воспаления легких 4 апреля 1765 года. Он прожил всего 54 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Незадолго до смерти Ломоносова, его посетила императрица Екатерина II. В газетах об этом писали так:

Надо сказать, что Ломоносов еще при жизни снискал славу великого ученого и поэта. Его имя знают во всем мире, открытия используются в науке, а литературные произведения и биография изучаются в школах начиная с 5 класса.

Совет

Если вам понравилась краткая биография Ломоносова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-lomonosova/

3.Смерть и наследие М.В.Ломоносова

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это — «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

Совет

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Вывод

В заключение я хочу определить основные результаты образовательной реформы Петра I :

1) Возникла система профессионального образования

2) Открылось большое количество школ — цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.

3) Молодых дворян отправляют за границу на учебу

4)Учеба стала одним из видов государственной службы

5) Изменилось содержание образования: на первом месте — не церковные, а светские науки

6)Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости»

7)Основана в1714 году первая библиотека

8)Создан первый музей — Кунсткамера в 1714 году в Петербурге

9) Создана Академия наук в 1725 году

10) Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

После Петра I развивать образование в нашей стране продолжил М.В.Ломоносов, который сделал огромный вклад в русскую науку. «Ломоносов был великий человек.

Читайте также:  Где позавтракать в санкт-петербурге вкусно и недорого

Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения.

Он создал первый университет, он лучше сказать сам был нашим первым университетом» — так оценил огромный вклад Ломоносова в распространение просвещения в России А. С. Пушкин.

Обратите внимание

Преобразования выполненные Петром I и М.В.Ломоносов дали огромный толчок для России, способствовали ее дальнейшему развитию и повышению уровня образования в стране.

Источники

1)Стрелов А. Б., Путь в океан. Очерк истории ВВМКУ [Высшего военно-морского Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе], Л., 1966

2)Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.— первая половина XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева, М., 1973

3)Константинов Н. А. и Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953

4)Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева. М., 1973, гл. 1

5)Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800.

6)Быховский И. А.. Петровские корабелы. — Л.: Судостроение, 1982.

7) Загоровский В. П. Пётр Великий на воронежской земле. Воронеж, 1996. С. 108—118.

8)Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г.В. — М.: Мир, 1981.

9)Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — М.: ВШ, 1991.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/21981

Наследие М.В. Ломоносова

Отец Ломоносова — Василий Дорофеевич, был зажиточный, предприимчивый помор, человек наблюдательный и умный, но не грамотный. Мать умерла, когда Михаил был еще маленьким.

Отец вскоре женился, но и вторая жена Василия Дорофеевича скончалась. И в этом же году он вступил в брак с вдовой Ириною Семеновною, дочерью крестьянина Корельского. Мачеха, невзлюбила Михаила, и не упускала случая настроить против него отца.

Особенно ей не нравилось пристрастие маленького Михаила к книгам.

Первые годы жизни Ломоносова протекали в родной деревне. С малых лет отец Ломоносова брал его в море на промыслы, чтобы приучить сына к этому делу. Отец и его помощники рассказывали молодому Ломоносову про моря и страны, которые они посещали, про образ жизни морских зверей и рыб, эти рассказы производили на него огромное впечатление.

Важно

За годы, проведенные в Белом и Ледовитом морях, Ломоносов увидел и научился многому, внимательно наблюдал за жизнью жителей и животных, и позже в своих трудах пользовался своими наблюдениями.

Ломоносова привлекали разнообразные явления северной природы, которые разбудили в нем желание изучать науки, которые позволили ближе узнать сущность этих явлений.

Дом Ломоносова

Деревня Денисовка

«…к 12–ти годам лучше других учеников читал в приходской церкви.»

Ломоносов рано научился грамоте у соседа Ивана Шубного и уже к 12–ти годам лучше других учеников читал в приходской церкви. Он имел доступ исключительно к книгам церковным и принимал большое участие в делах церкви. В 1723 году при Холмогорском-архиерийском доме была открыта Славяно-латинская школа, но Ломоносова не приняли, так как он был крестьянином.

Оставалось учиться, чему можно было из случайно попадавших книг от торговцев и промышленников. Чуть позже Ломоносов знакомится с грамматикой Мелетия Смотрицкого и арифметикой Леонтия Магницкого.

Последняя была издана в 1703 году и представляла собой целую энциклопедию, дававшую сведения по физике, геометрии, астрономии, географии; написана так, чтобы читатель мог понимать все без учителя. Эти две книги сопровождали его всю жизнь. Дальнейшее образование можно было получить только со знанием латинского языка, на котором писали свои труды все ученые.

В то же время домашнее положение стало невыносимым. Вполне естественно, что он решил оставить свой родной край и идти в Москву, о которой он был много наслышан от бывавших там поморов.

В декабре 1730 года, получив с позволения отца паспорт, взяв у соседа Шубного тулуп и 3 рубля, Ломоносов отправился в Москву.

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский монастырь

В Москве ему удалось поступить в Славяногреколатинскою Академию при Заиконоспасском монастыре.

Это учебное заведение было основано в 1684 году, состояло из 8 классов: 4 низших учили писать и читать на латинском языке, славянскому языку, географии, истории, катехизису, и арифметики; 2 средних изучали пиитику и риторику, занимались изучением поэзии и красноречия; в 2-х высших – философию и богословие.

«Низшие классы он прошел всего за один год…»

В Академии ему приходилось нелегко: с одной стороны — над ним смеялись школьники, так как на тот момент ему исполнилось двадцать, с другой — он получал 3 копейки в день на еду и все прочее. Но Ломоносова это не пугало, благодаря выдающимся способностям он переходил из класса в класс и считался лучшим.

Совет

Низшие классы он прошел всего за один год и через год он уже мог писать небольшие стихи на латинском языке. К сожалению, он не мог ознакомиться с точными науками, так как таковые не преподавались. И не было их и в программе обучения Киевской духовной академии, в которой он учился несколько месяцев.

Ломоносов возвращается в Славяногреколатинскою Академию, где приближается срок окончания курса. В 1734 году Ломоносов изъявил желание участвовать в экспедиции на востоке России, но на допросе был раскрыт обман, что он не дворянин из Холмогор. Ему пришлось признаться, что он крестьянский сын и не имет право учиться в Академии.

В экспедицию Ломоносов не поехал, но с Академии его не исключили. По счастливому стечению обстоятельств в 1735 году в Петербург для Университета и Гимназии при Российской Академии Наук было затребовано 20 лучших учеников Академии. Их набралось 12, в том числе и Михаил Ломоносов, таким образом, перед ним вдруг открылся новый путь к просвещению.

В 1736 году он был зачислен в студенты, но судьба готовила новую неожиданность.

В этом же году для экспедиции Академии Наук, исследовавшей Сибирь, потребовался химик, знакомый с горным делом. За отсутствием такого Академия решила послать заграницу для обучения химии, металлургии и горному делу трех студентов, в числе которых был Ломоносов.

В ноябре 1736 года студенты были уже в Марбурге, где принялись за изучение новых языков, философии, математики, механики, физики и химии под руководством известного тогда профессора барона Вольфа.

Студенты жили здесь свободной и веселой жизнью, не стесняя себя в расходах.

Марбург

Из Марбурга Ломоносов с товарищами перешел в Фрейберг, чтобы познакомиться с горным делом и металлургией у Генкеля, известного в то время саксонского металлурга.

Из-за ряда столкновений с Генкелем Ломоносов в мае 1740 года оставил Фрайберг и возвратился в Марбург, где женился на дочери члена городской думы и церковного старшины Генриха Цильха — Елизавете Цильх.

Об этом браке он никому не говорил в течении нескольких лет и все считали его холостым. Однако тихая супружеская жизнь продолжалась не долго.

После неосуществившейся попытки вернуться в Россию, через Амстердам, Михаил был завербован в Прусский Гусарский Полк, стоявший у крепости Везель. Через несколько недель ему удалось сбежать. И снова Ломоносов возвращается в Марбург, где он прожил зиму, а весной согласно предписанию Академии Наук, направился в Петербург.

«О браке Ломоносов никому не говорил в течении нескольких лет и все считали его холостым.»

В Петербург он прибыл 8 июня 1741 года с вполне установившимися научными взглядами. Просил Академию о назначении его профессором, но за просьбой последовал отказ, и только в январе 1742 года был назначен адъюнктом. Прошедший переворот возвел на престол дочь Петра Великого, Елизавету.

Обратите внимание

Общее враждебное отношение к немцам отразилось и на Ломоносове, учинившем ряд скандалов в Академии. За это ему пришлось просидеть под арестом большую часть 1743 года, а когда он был выпущен, то вынужден был просить прощение перед академиками и полгода получать половинное жалование.

Под арестом Ломоносов много занимался физикой и подготовил несколько диссертаций, представленных Академическому собранию. Вскоре он стал профессором химии и начал настойчиво добиваться создания при Академии химической лаборатории, без которой не мог обходиться ни один химик.

В конце 1748 года была построена первая в России научная химическая лаборатория.

План лаборатории

План и внешний вид научной химической лаборатории

Из лабораторных работ упомянуты самые ранние, посвященные изготовлению окрашенных стекол для мозаики. Самой первой работой Ломоносова был образ Богоматери, поднесенной Императрицы Елизавете в 1752 году.

Через год Ломоносов получил большое поместье для стекольного завода, а затем устроил в Петербурге, при своем доме мозаичную мастерскую в которой было сделано немало картин, самая большая – «Полтавская Баталия», которая поражает яркостью и насыщенностью красок.

Профессорская деятельность Ломоносова была не очень продолжительна. Уже в 1757 году он прекратил чтение лекций и в этом же году был назначен советником Академической канцелярии. Его огромной заслугой является выступление с публичными речами на русском языке на публичных заседаниях Академии Наук.

Он переводил книги, читал лекции по физике, выступал на русском языке, все это способствовало развитию русского научного языка, который используется и сейчас.

Стоит упомянуть о его трудах по управлению Петербургским Университетом и Гимназией, и об основании Московского Университета, появившегося по его инициативе.

Его первые самостоятельные труды представляют сейчас большой интерес. Ломоносов их называл «корпускулярной философией». В ней он проводит механическое рассмотрение сущности тел и определяет, что материя неделима, но что пределом физического давления являются «нечувствительные физические частички», которые вполне отвечают теперешним частицам или молекулам.

Наиболее удачно разработаны Ломоносовым два основных вопроса физики – о сущности тепла и газообразном состоянии тела. Согласно теории теплоты является внутреннее невидимое движение тела, а именно движении составляющих их частиц.

Важно

С помощью этого Ломоносов объяснил все явления, связанные с теплотой, и отвергал существование тепловой материи или теплоотвора, который признавали все ученые до 60-х годов ХІХ века.

В механической теории газообразного состояния, он на основании изучения свойств воздуха, заключает, что воздушные частички или атомы находятся в непрерывном движении, постоянно сталкиваются друг с другом и отталкиваются один от другого во всех направлениях. Во всех этих диссертациях Ломоносова уже наблюдается принцип сохранения энергии — того основного принципа, на котором построены точные науки.

Академия Наук

Академия Наук

От физических тем Ломоносов по истечению некоторого времени переходит к основным задачам химии. Здесь он объясняет основное положение, которое заключается в том, что химия сделалась точной наукой только в связи с физикой и математикой, при помощи точных методов этих наук.

Эта мысль весьма хороша для того времени, и вполне отвечает нашим взглядам на теперешнюю физическую химию. Даже одного того, что сделал Ломоносов в области химии и физики, его уже можно назвать одним из величайших естествоиспытателей XVIII века.

Эти две науки он разрабатывал систематически в течение долгих лет.

«Ломоносов считал себя украшением Академии и всегда жаловался на непризнание своих заслуг…»

Под влиянием открытий того времени многие члены Академии заинтересовались атмосферным электричеством. Ломоносов вместе со своим приятелем академиком Рихманом задался целью выяснить вопрос об образования электричества в атмосфере.

Ломоносов пришел к заключению, что грозовые тучи образуются, когда нижний слой воздуха, наполненный водяными парами от солнечной теплоты поднимается в верхние слои атмосферы, и при опускании же верхнего тяжелого воздуха вниз наблюдается северное сияние, которое он считал тоже явлением электрического происхождения.

Вообще Ломоносов интересовался не только грозами, но и метрологией в целом. Вполне осознавал всю важность предсказания погоды и стремился создать метрологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы. Другим вопросом, тесно соприкасающимся с химией, является происхождение рудных месторождений.

В его сочинении «Первая основная металлургия» можно увидеть мысли доказывающие, что в геологии он был далеко впереди от своих современников.

В последние годы жизни Ломоносова интересовали несколько иного рода задачи.

Он занимается: исследованием силы тяжести при помощи маятников, пишет большое руководство по мореплаванию с многочисленными новыми приборами, составляет диссертацию о ледяных горах, где приходит к выводу, что эти горы могут образовываться только у берегов морей с пресной водой, снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец он делает открытие даже в астрономии. При прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 году Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, что планета Венера окружена большой атмосферой.

Совет

Сам Ломоносов считал себя украшением Академии и всегда жаловался на непризнание своих заслуг, его обходили награды и чины.

Это высокое мнение о самом себе заставляло его считать свое заключение по всякому вопросу окончательным и всякое возражение – личной обидой.

Отсюда происходили бесконечные столкновения с людьми, в которых он видел препятствие к распространению просвещения в России. За последний год ученая деятельность Ломоносова прекратилась. Скончался он 4 апреля 1765 года.

Источник: http://library.kpi.kharkov.ua/vustavki/lomonosov/index.html

Ссылка на основную публикацию