Слайд 1Описание слайда:
Творческий проект по литературе на тему «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» Выполнила Дубиновская Анастасия Группа Р-1-19 Научный руководитель — старший преподаватель: Стародумова Людмила Анатольевна
Слайд 2Описание слайда:
План Биография Творческий путь Изученные произведения «Анчар» «Медный всадник» «К Чаадаеву» «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» «Пророк» «Мадонна» Источники Обратная связь
Слайд 3Описание слайда:
Биография Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве в дворянской помещичьей семье. В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. Сразу после окончания Лицея в 1817 г.
, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с. Михайловское Псковской губернии. В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.
В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот. Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания.
Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.
Слайд 4Описание слайда:
Творческий путь Впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стих «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас». В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа».
Слайд 5Описание слайда:
Творческий путь А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Также он работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества Пушкина.
Слайд 6Описание слайда:
Творческий путь В 1821 году появилась на свет поэма «Кавказский пленник». Поэма позволила Пушкину стать величайшим писателем среди современников. Известнейшая поэма «Евгений Онегин» писалась в период с 1823 по 1832 год.
За два года ссылки в Михайловском (1824–1826) писатель написал около ста произведений: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье…
», «Вновь я посетил …», начало первого произведения в прозе — романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).
Слайд 7Описание слайда:
Творческий путь В 1832 году поэт начинает писательскую деятельность над романом «Дубровский». Так и не завершив написанное, писатель переключается на тему Пугачёвщины. Осенью 1833 года Пушкин приступает к написанию «Истории Пугачёва» и «Песням западных славян».
В это же время Александр Сергеевич пишет поэмы «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В 1836 году начинает последний творческий цикл поэта, именуемый «каменоостровским».
Сюда входят его произведения под названиями «Памятник», «Мирской власти», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Как с дерева сорвался…».
Слайд 8Описание слайда:
Стихотворение «Анчар» Стихотворение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
Пушкин негодует на темы безграничной власти правительства и слишком строгой цензуры. Эту мысль он передает с помощью яркого образа анчара и царя, который в своих целях использует яд. Благодаря многочисленным метафорам и эпитетам можно полностью понять атмосферу текста.
«В пустыне чахлой и скупой» или «лист его дремучий» — эпитеты, с помощью которых поэт подчеркивает мрачность и смертоносность анчара.
Контраст и настроение стихотворения переданы с помощью противопоставлений, таких как «владыка» и «раб», которые выражают ничтожность человека перед властью.
Слайд 9Описание слайда:
Поэма «Медный всадник» В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти.
Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник». Одна из главных тем – власть и маленький человек.
Пушкин размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной. В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».
Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением. Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику.
Слайд 10Описание слайда:
Стихотворение «К Чаадаеву» Написано стихотворение в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки писателю.
Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора. Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия ради лучшего будущего.
Это политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина. Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других.
Слайд 11Описание слайда:
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея.
Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом. При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским.
Напечатали его в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта. Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта.
Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.
Слайд 12Описание слайда:
Стихотворение «Пророк» История создания произведения связана с печальным событием – расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.
В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой.
Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
Слайд 13Описание слайда:
Стихотворение «Мадонна» На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу.
В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны.
Слайд 14Описание слайда:
Источники Сайт https://obrazovaka.ru/ Статьи: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/madonna.html https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok.html https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyy.html https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/k-chaadaevu.html https://obrazovaka.ru/sochinenie/mednyy-vsadnik/analiz-proizvedeniya-pushkina.html https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/anchar.html https://obrazovaka.ru/essay/pushkin/tvorchestvo-pushkina.html https://obrazovaka.ru/alpha/p/pushkin-aleksandr-sergeevich-pushkin-aleksandr-sergeyevich Сайт http://pushkin.ellink.ru/2018/pushkin/push1.asp Сайт http://parnasse.ru/klassika/pushkin-aleksandr-sergeevich/biografija-aleksandra-pushkina-po-datam-kratko-samoe-glavnoe.html Лекции
Слайд 15Описание слайда:
Обратная связь Со мной можно связаться: Электронная почта asydub30@gmail.com По телефону 89107951034 VK https://vk.com/id479809491
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Музей‑квартира А.С. Пушкина
Набережная реки Мойки, 12.
Тел.: 314‑00‑06.
Станция метро: «Невский проспект».
Время работы: ежедневно – 10.30‑18.00, выходные дни – вторник и последняя пятница месяца.
Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.
История музея
В квартире на Мойке, 12, великий русский поэт А.С. Пушкин с семьей поселился 12 сентября 1836 г. Здесь он работал над «Историей Петра Великого», закончил повесть «Капитанская дочка», написал последнее стихотворение, посвященное лицейской годовщине. Много времени Пушкин отдавал и основанному им в 1836 г. журналу «Современник».
27 января 1837 г. из этого дома Пушкин отправился на дуэль с Дантесом. Сюда его привезли несколько часов спустя смертельно раненного. 29 января (10 февраля по н. ст.) в 2 час. 45 мин. Пушкин скончался.
В 1925 г. в квартире, где жил и умер Пушкин, открылась выставка, посвященная жизни и творчеству великого русского поэта, а в 1937 г., к 100‑летию со дня его гибели, создан Мемориальный музей‑квартира. Дом № 12 ныне целиком принадлежит музею. В 1987 г. после капитального ремонта и реставрации вновь открыт музей‑квартира А.С. Пушкина.
Музей‑квартира А.С. Пушкина
Экспозиция
Экспозиция состоит из двух частей. Первая – воссозданная в своем первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний друзей квартира А.С.
Пушкина, где можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям и знакомым. Вторая – литературно‑монографическая экспозиция «Жизнь и творчество А.С.
Пушкина», которая рассказывает о Пушкине как о центральной фигуре «золотого века» русской культуры.
Дополнительные возможности
В музее проводятся литературно‑музыкальные вечера и концертные программы. Познакомиться с расписанием можно на сайте и по тел.: 312‑08‑29.
Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени
Набережная реки Фонтанки, 118.
Тел.: 713‑07‑17.
Станция метро : «Технологический институт».
Время работы : ежедневно – 10.30–18 часов, выходной день – вторник, санитарный день – последняя пятница месяца.
- Касса закрывается на час раньше.
- Для лиц с ограниченной подвижностью : специальных приспособлений не предусмотрено.
- История музея
Гавриил Романович Державин, выдающийся поэт и государственный деятель XVIII в., приобрел усадьбу на Фонтанке в 1781 г., когда его отставили от должности губернатора Олонецкой губернии и он вернулся Петербург, где получил должность личного секретаря Екатерины II «у принятия прошений». В этом доме он прожил до кончины в 1816 г.
В доме бывали выдающиеся деятели русской культуры XVIII–XIX вв. А.А. Безбородко, А.С. Строганов, Д.И. Фонвизин, А.Н. Оленин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Д.Г. Левицкий и др. С 1811 г. в большом двусветном зале дома устраивала заседания знаменитая «Беседа любителей русского слова».
Мемориальный Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени был открыт в Центральном корпусе усадьбы в 2003 г., к 300‑летию Петербурга.
Экспозиция
Экспозиция музея посвящена жизни и творчеству Державина и истории развития русской словесности XVIII в. В залах представлены рукописи, иллюстрации, редчайшие книги XVIII в.
, журналы, мебель, предметы декоративно‑прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII – начала XIX вв., а также портреты современников поэта.
Воссозданы интерьеры усадьбы: кабинет поэта, Соломенная гостиная, «Диванчик», домашний театр Державина.
Музей‑усадьба Г.Р. Державина
Литературная экспозиция «„Владельцы русской лиры“. От Г.Р. Державина к А.С. Пушкину» размещена в Восточном корпусе музея‑усадьбы.
В экспозиционных залах представлены живопись, гравюры, иконография, прикладное и медальерное искусство, портретная галерея наиболее значительных деятелей литературы, истории и культуры второй половины XVIII – начала XIX вв.
, копии рукописных текстов того времени на архивной бумаге, книги, журналы и другие реликвии.
Также на территории музея‑усадьбы Г.Р. Державина размещены постоянно действующие экспозиции: «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII – начала ХХ вв.), «Пушкин в памяти поколений» (работы художников ХХ в.), «Всероссийский музей А.
С. Пушкина. Страницы истории». Они представляют более чем 100‑летнюю историю Всероссийского музея А.С. Пушкина, а также демонстрируют богатейшее собрание музея, представляя те экспонаты, которые не вошли состав основных мемориальных экспозиций.
Дополнительные возможности
В музее проводятся литературно‑музыкальные вечера и концертные программы. Познакомиться с расписанием можно на сайте и по тел.: 713‑07‑17, 740‑19‑22.
Принимаются заявки на городские автобусные экскурсии: «Державин в Петербурге» с посещением музея (продолжительность экскурсии – 4 часа); «Пушкин в Петербурге» с посещением места дуэли поэта (продолжительность – 3 часа); «Пушкин в Царском Селе» с посещением музея «Лицей» и музея «Дача А.С. Пушкина» (продолжительность – 4 часа). Справки по тел.: 493‑45‑49, кроме вторника и последней пятницы месяца.
При музее организован Державинский культурно‑просветительский центр, объединяющий музей «Г.Р. Державина и словесности его времени», реставрационные мастерские, театр, библиотеку, гостиницу, рестораны и негосударственное образовательное учреждение «Державинский институт».
Центр русского языка при Державинском институте обучает студентов из‑за рубежа русскому языку как иностранному, организует прибытие, проживание и культурную программу для них.
Центр итальянского языка и культуры является совместным проектом Державинского института и Института русского языка и культуры в Риме. Центр организует обучение итальянскому языку в Санкт‑Петербурге и Риме, проводит культурные мероприятия, посвященные итальянской культуре и языку. В центре работает итальянский клуб, где можно общаться со студентами – носителями итальянского языка.
Институт организует курсы английского языка и курсы гидов‑переводчиков на иностранном языке совместно с филологическим факультетом СПбГУ.
Литература
В центре старой Москвы, в городской усадьбе XVII-XDC вв. находится музей А.С. Пушкина. И хотя не сохранилось сведений о том, что здесь бывал поэт, этот уголок первопрестольной он знал хорошо. Здесь жили его друзья и знакомые, которых он навещал, а к иным обращался в своих стихах. Сохранились и здания той поры… У музея уже более чем 40-летняя история, и она могла бы быть темой отдельной публикации. Но мы решили познакомить читателя с его сегодняшним днем, тем более что после реконструкции и реставрации здания музей переживает как бы второе рождение.
Вновь открылись двери особняка на Пречистенке, 12. В преддверии 200-летнего юбилея великого поэта мы создали новую экспозицию «Пушкин и его эпоха».
Накануне капитального ремонта, реставрации и реконструкции усадебного комплекса зданий предстояло заново осознать сущность и назначение музейного учреждения, его задачи, перспективы развития.
В конечном счете очередное «освоение» пространства этого дома было призвано максимально выявить богатейшие возможности музея -обладателя национальных культурных ценностей, своеобразного научно-исследовательского и культурно- просветительского учреждения.
Заметим, что полифункциональность нашего музея имеет свое индивидуальное выражение благодаря собранным уникальным коллекциям, сложившимся и постоянно развивающимся разнообразным формам его деятельности. Тема «А.С.
Пушкин» изначально виделась в широких исторических, литературных, культурных связях с допушкинским и пушкинским временем, с современностью. И так же как творчеству поэта присуще движение, открытые структуры, диалогические связи, «всемирная отзывчивость», музею А.С. Пушкина свойствен поиск, стремление расширить сферы своей деятельности, вступить в диалог с миром.
Первая экспозиция — «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» — была открыта в 1961 г. Затем созданы экспозиции «Мировая слава А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин и наше время».
Они сыграли значительную роль в основанном на научном осмыслении музейными средствами биографии и творческого наследия писателя, в осознании его связи с современностью.
Материалы экспозиции широко использовались в научно-просветительской работе, в популяризации пушкинских произведений, много лет были базой для стажировки музейных работников страны и стали частью «Дома Пушкина» — научного и культурного центра Москвы.
И все же, отдавая должное их несомненным достоинствам, нельзя не признать: к настоящему времени они требовали замены. Необходимость этого обусловлена многими причинами. Нуждались в капитальном ремонте и реставрации здание музея, его залы. За прошедшее время значительно расширились фонды, составляющие теперь около 200 тыс.
единиц хранения. Это позволяло отказаться от большинства копий-ных материалов. Появилась возможность продемонстрировать неизвестные ранее посетителю замечательные произведения изобразительного .и декоративно-прикладного искусства, редкие книги, рукописи, документы XVIII — первой трети XIX в., живописные полотна и акварели В.
Тропинина, П. Соколова, В. Гау, А. Молинари, С. Тончи, других мастеров.Разумеется, были учтены результаты работы последних десятилетий по изучению Пушкина, многочисленные публикации, существенно дополнившие и углубившие наше представление о поэте и его времени. Велись поиски новых форм музейного дизайна. И еще одна причина, поставившая перед коллективом музея задачу создания новой экспозиции:
за прошедшие годы изменилось само понимание музея, который мыслится теперь не как культурно-просветительское учреждение, а как институт, занимающий особое место в системе современной культуры: являясь хранилищем национальных культурных ценностей, выполняя научно- исследовательские и просветительские функции, он сегодня с помощью основанного на научном знании искусства экспозиции, представляющей самостоятельную ценность, закрепляет культурную память общества, осуществляет преемственность культурных традиций.
Основная экспозиция «Пушкин и его эпоха» размешена в 15 залах. Она призвана, демонстрируя богатство нашей коллекции, дать образное осмысление тех культурных ценностей, которые унаследовал от пушкинского времени XX в. и которые будет наследовать XXI в., раскрыть мир поэта, мир его творчества.
На площадке парадной лестницы посетителя встречает античная скульптура — муза лирической поэзии Эвтерпа. «В младенчестве моем она меня любила», — писал Пушкин о начале своего пути в поэзию.
«Веленью божию, о муза, будь послушна», — этими словами он завершил свой путь. В залах музея — другие музы, воспетые поэтом: Клио, Терпсихора, Полигимния…
Так заявлена одна из ведущих тем экспозиции — воплощенный в пушкинских произведениях диалог русской и мировой культур.
Одно из самых перспективных направлений современной науки о Пушкине — изучение его творчества в контексте истории, литературы, культуры и быта его времени. И у нас биографические и творческие темы даны в широком историческом контексте.
Первый зал — «Пролог» — посвящен XVIII столетию, в конце которого родился поэт, второй -пушкинской эпохе в ее историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном.
Батальные сцены и модные картинки, правительственные манифесты и письма частных лиц, «Свод законов Российской империи» и книги для детей.
Здесь же — впервые включенные в экспозицию хроники на каждый год жизни Пушкина: в год его рождения родились Оноре де Бальзак и Адам Мицкевич, Карл Брюллов и Авдотья Истомина. В 1799 г. было запрещено танцевать вальс и носить бакенбарды. В 1799 г. А.В.
Суворов одержал победы в Итальянском и Швейцарском походах. В хрониках дают о себе знать «странные сближения», которые всегда интересовали поэта: не случайно он обратил внимание на то, что шутливую поэму «Граф Нулин» писал в Михайловском 14 декабря 1825 г., не зная, что в этот день в Петербурге было восстание декабристов. Так в музее начинается путешествие в пушкинскую эпоху, рассказ о жизни и творчестве Пушкина.
Интерьеры комнат на антресолях представляют образы кабинета, детской, гостиной — они могли быть в московском, не сохранившемся до наших дней доме Пушкиных, где прошло детство великого поэта (исследования последних лет, в частности работы В.Д. Берестова, позволяют отказаться от мифа о его безрадостном детстве нелюбимого родителями ребенка).
В музее предпринята попытка воссоздать атмосферу гостеприимного дома Пушкиных, рассказать о взаимоотношениях в семье, о литературных интересах Сергея Львовича и Василия Львовича Пушкиных, об их дружеских и литературных связях с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, И.И.
Дмитриевым, о мире простых людей, с которым мальчик знакомился, слушая сказки бабушки и няни, совершая прогулки по Москве с крепостным дядькой Никитой Козловым.
На столе карельской березы рядом с сочинениями Гомера и Плутарха, подсвечником с оплывшей свечой — миниатюра работы неизвестного художника (по гипотезе научного сотрудника музея кандидата искусствоведения Е.В. Павловой — возможно, Ксавье де Местра): голубоглазый мальчик двух-трех лет. У этого портрета, как и у многих музейных вещей, своя интересная судьба.
Подарил его народный артист B.C. Якут, исполнявший роль Пушкина на сцене Московского театра им. М.Н. Ермоловой, атрибутировала заместитель директора музея по научной работе Н.В. Баранская. Есть в музее и другие портреты Пушкина, созданные при его жизни, — это особая гордость нашего собрания.
Книги, детские журналы, прописи, разрезные азбуки, игрушки -им почти два века — позволяют заглянуть в мир детства поэта.
Экспозиция «Пушкин и его эпоха» построена на сочетании хронологического и тематического принципов. Отдельные залы посвящены роману «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Пиковая дама», роману «Капитанская дочка».
«Евгению Онегину», любимому творению Пушкина, которому суждено было стать одним из главных произведений русской культуры, отдана большая гостиная — центральный зал парадной анфилады. Авторы экспозиции попытались увидеть «сквозь магический кристалл» его поэзии реалии той эпохи. В зале дается своеобразный музейный комментарий к роману в стихах.
И дело не только в том, что здесь представлены виды Петербурга, Москвы, провинции; портреты неизвестных молодых людей и барышень; разные предметы давно ушедшего быта — и упомянутый в романе двойной лорнет, и печатка для писем, и «янтарь на трубке Цареграда», и «уездной барышни альбом».
Важнее другое — в экспозиции «Евгений Онегин» осмысляется не только как энциклопедия русской жизни, но и как универсальный роман культуры, что соответствует уровню современных исследований произведения.
Так, звучащий в пушкинском тексте диалог русской и мировой культур передан портретами и книгами тех поэтов, чьи имена упомянуты в романе, чьи стихи цитатами или реминисценциями включены в текст, — это Гомер, Овидий, Тассо, Петрарка, Байрон, Парни, Дельвиг, Языков, Баратынский, Мицкевич.
Экспозиционные комплексы: туалетный столик щеголя, на котором «фарфор и бронза»; модная картинка и книга с поэмой Овидия «Наука любви» (ибо в «науке страсти нежной» преуспел Онегин); бюро поэта Ленского, где лежат книги Шиллера и Гете; камин, на котором собрание книг Онегина, описанное Пушкиным, и «лорда Байрона портрет», и «столбик с куклою чугунной» (маленькое скульптурное изображение Наполеона) раскрывают мир пушкинских героев, духовные искания современников поэта, корреспондируя при этом с текстом романа. Существенно, что в экспозиции предпринята попытка интерпретировать поэтику «свободного романа», где лирические отступления являются композиционным принципом. В вертикальных витринах — по-главное первое издание «Евгения Онегина»; центр каждой витрины — воспроизведение автографа Пушкина с тем или иным отступлением. Здесь звучит голос автора, размышляющего о жизни и ее ценностях, о поэзии, о бессмертии поэта. Представленное таким образом слово соединяется с вещью, предметом, рассказывающим в свою очередь о воплощенной в пушкинском слове действительности.
Оформление зала, посвященного «Капитанской дочке», также основывается на современном прочтении пушкинской прозы.
Пафос этого последнего завершенного романа Пушкина видится не в утверждении народного восстания и его предводителя Пугачева, но в доброте и благородстве, которые спасли Машу Миронову и Гринева в страшном буране кровавого мятежа и, по мысли писателя, могут спасти Россию от братоубийственной войны.
Парадная анфилада завершается торжественным залом, посвященным последним годам жизни Пушкина. Собранные тут портреты, книги, рукописи, документы рассказывают о его мужественном противостоянии обстоятельствам, о торжестве его могучего духа, о вечности созданного им искусства.
Экспозиция «Пушкин и его эпоха» — по существу, новая коллективная монография на заявленную тему. Она вводит в оборот много неизвестных материалов, изученных сотрудниками музея — портретов, книг, документов, рукописей.
Среди них — прижизненные портреты Пушкина и его современников, автограф великого поэта, автографы других литераторов, редкие книги и документы.
Причем исследование собранной музеем коллекции позволяет не только осмыслить жизнь и творчество поэта в широком контексте его эпохи, но и проследить пушкинскую традицию в истории культуры XIX- XX вв.
Экспозицию продолжат залы, рассказывающие о Пушкине в движении эпох, кабинеты, где будут представлены отдельные коллекции — уникальная библиотека русской поэзии И.Н. Розанова; коллекция по истории русских дворянских родов Ю.Б. Шмарова; собрание портретов в гравюрах и литографиях Я.Г. Зака; редчайшие материалы П.В. Губара — книги XVIII-XIX вв., иконография Петербурга допушкинского и пушкинского времени.
У музея большие планы, в которых экспозиционной работе отводится одно из приоритетных направлений деятельности. «Там чудеса…» — так будет называться выставка, посвященная сказкам Пушкина, адресованная детям. История московского музея Пушкина, его вклад в отечественную культуру также получат экспозиционное решение.
Еще -частичная реэкспонация в мемориальной квартире Пушкина на Арбате…
В планах создание на Басманной мемориального дома Василия Львовича Пушкина — дяди великого поэта, известного в начале прошлого века стихотворца, старосты литературного кружка «Арзамас», театрала и библиофила, москвича, ставшего своеобразной достопримечательностью первопрестольной…
30 ноября 1998 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) открылась выставка «Евгений Онегин», «…Даль свободного романа» (созданная нашим музеем совместно с ГМИИ при участии еще 14 музеев Москвы, Петербурга, Клина). Задуманы и другие проекты: «Пушкин в московских архивах», «Пушкин и мировая культура»… На пороге XXI в. музей продолжает творческий поиск.
Доктор филологических наук, действительный член Российской академии образования Н.И. МИХАЙЛОВА, заместитель директора по научной работе Государственного музея А.С. Пушкина
Всероссийский музей А. С. Пушкина на наб. реки Мойки, 12 | Туры в Санкт-Петербург
Старейший Пушкинский музей России ведет свою историю с 1879 года.
На сегодняшний день здесь хранятся богатейшие коллекции, которые собирались на протяжении многих десятилетий: это иконографические, мемориальные, изобразительные, историко-бытовые материалы пушкинской эпохи, а также произведения живописи, графики и скульптуры мастеров 19 и 20 вв. Не ограничиваясь жизнью и творчеством великого поэта, музейный комплекс стал собранием широчайшего спектра материалов российской истории и культуры 18-19 столетий.
Музей-квартира А. С. Пушкина
В этом доме Александр Сергеевич, смертельно раненый на дуэли, скончался 29 января 1837 года. Ныне музей представляет собой воссозданную на основе исторических документов квартиру поэта с вещами, принадлежавшими его семье, друзьям и знакомым.
Главная комната музея — рабочий кабинет Пушкина. Каждый год 10 февраля, в день смерти поэта, во дворе проходит памятное собрание, в котором принимают участие представители научной и творческой интеллигенции и администрации города.
Литературно- монографическая экспозиция «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
Экспозиция рассказывает о Пушкине, как о центральной фигуре «золотого века» русской культуры.
В 17-ти залах представлены подлинные материалы пушкинского времени: собрание прижизненных изображений Пушкина, автопортреты, дружеские шаржи, пейзажи Кавказа, Крыма, Бессарабии, русской деревни, Поволжья, Оренбурга, Сибири, где отбывали каторгу «друзья, братья, товарищи». Рукописи, представленные в копиях на архивной бумаге, дают возможность прикоснуться к тайне пушкинского творчества.
Мебель, предметы быта, декоративно прикладного искусства, так называемый «пушкинский мемориал» (письменный стол поэта, бальные туфельки Н. Н. Пушкиной, театральная трубка, валдайский колокольчик, офицерская шпага) обогащают историко-литературный ряд яркими, живыми подробностями.
Всероссийский музей А. С. Пушкина состоит из шести музеев:
- Музей-квартира А. С. Пушкина и литературно-монографическая экспозиция «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», которые находятся в основном здании на наб. Мойки, 12.
- Музей-Лицей (находится в г. Пушкин. Царское Село)
- Музей-дача А.С. Пушкина (находится в г. Пушкин. Царское Село)
- Музей-квартира Н.А. Некрасова (закрыт на выполнение ремонтно-реставрационных работ с 05.08.2019 до окончания указанных работ)
- Музей-усадьба Г.Р. Державина
Все музеи расположены в зданиях — памятниках культуры 18-19 вв.
Пушкинские места России
Гордостью экспозиции являются мемориальные вещи Александра Сергеевича, так называемый «пушкинский мемориал»: мебель, бытовые предметы, декоративно прикладное искусство. Письменный стол поэта, бальные туфли Натальи Гончаровой, театральная трубка и гвардейская шпага обогащают историко-литературный показ живыми подробностями.
Литературно-монографическая экспозиция «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» создает яркую и насыщенную картину пушкинской эпохи. Посетив эту экспозицию, экскурсанты смогут познакомиться с рассказом о жизни, судьбе и творчестве Александра Пушкина.
https://www.youtube.com/watch?v=4wThNsIKNNo
Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина Этот музей рассказывает посетителям о последних месяцах жизни поэта. Посетив экспозицию музея, можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям и знакомым.
В этот доме скончался Александр Сергеевич 29 января 1837 года, будучи смертельно раненым на дуэли. Сейчас музей представляет из себя квартиру поэта, которая была воссоздана в первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний современников.
Главной комнатой мемориальной квартиры является рабочий кабинет А. С. Пушкина, в котором собраны подлинные вещи поэта.
Музей-лицей в г. Пушкине Музей-лицей расположен в бывшем Царском селе в здании Императорского Царскосельского Лицея. Этот Лицей основан в 1811 году для привилегированных детей российских дворян. Музей рассказывает о юности А. С.
Пушкина, который воспитывался в Царскосельском лицее с 1811 по 1817 годы. И о рождении его поэзии. Кроме того, музей повествует о самом передовом учебном заведении XIX — начала XX веков.
В музее-лицее полностью воссоздана обстановка, в которой учились лицеисты пушкинского выпуска.
В музее существует постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», темой которой является более чем столетняя история этого учебного заведения.
19 октября празднуется день основания Императорского Царскосельского Лицея в рамках ежегодно проводимого международного лицейского фестиваля «Царскосельская осень». В город Пушкин на фестиваль съезжаются со всего мира потомки Пушкина, потомки первого пушкинского выпуска лицеистов и известные деятели культуры и искусства.
Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина Расположен в городе Пушкин в одноэтажном деревянном здании, который во многом сохранил свой первоначальный архитектурный облик.
Этот дом был построен в 1827 году, а с мая по октябрь 1831 года в нем жил Александр Пушкин. В этом доме он снимал 8 комнат, наслаждаясь первыми радостями семейной жизни, общаясь с друзьями.
Здесь он любил со своими гостями, Гоголем и Жуковским, поспорить или побеседовать на политические и литературные темы.
Музей-дача рассказывают о жизни и творчестве поэта того периода благодаря представленным в экспозиции предметам и комната, интерьер которых воссоздан по воспоминаниям современников. В мезонине дома находится кабинет поэта.
В нем были написаны многие всеми любимые произведения Пушкина, как «Сказка о Царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и многие другие.
Особой частью экспозиции является отдел, посвященный пребыванию в Царском Селе Карамзина и Жуковского, литературных наставников Пушкина.
Кроме обзорной экскурсии по мемориальной экспозиции Музей-дача Пушкина предлагает временные выставки и тематические экскурсии. В музее проводят литературно-музыкальные вечера и концерты, организую презентации различных книжных изданий.
Мемориальная квартира Пушкина А. С. на Арбате Раньше этот дом принадлежал дворянской семье Хитрово. Пушкин снимал эту квартиру в 1831 году. Музей «Мемориальная квартира А.С.
Пушкина» является филиалом Государственного музея А. С. Пушкина, был открыт в 1986 году. Экспозиция музея занимает два этажа арбатского дома.
Залы первого этажа посвящены теме «Пушкин и Москва», а на втором этаже расположены мемориальные комнаты Пушкина.
Сегодня дом Пушкина на Арбате является одним из самых ярких культурных центров Москвы. В большой пушкинской гостиной регулярно выступают замечательные музыканты, певцы, актеры.
Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».
Большую часть пушкинского заповедника, расположенного в псковской области, занимает сельцо Михайловское. Предки Пушкина поселились в этих краях с эпохи императрицы Елизаветы Петровны.
Именно она именным указом пожаловала эти земли в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина. В заповеднике сохранился Михайловский парк, созданный еще дедом Пушкина.
Для Александра Сергеевича Михайловское было приютом спокойствия и вдохновения, а также импульсом для творчества («https://referat.bookap.info», 15).
Площадь мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» составляет 9800 гектаров. Здесь можно увидеть следующие памятные места, связанные с Именем великого поэта:
Могила Пушкина в Святогорском Свято-Успенском монастыре Усадьбы «Михайловское», «Тригорское» и «Петровское», а также принадлежащие им мемориальные парки.
«Тригорское» — это имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф. К ним Пушкин был искренне привязан и проводил в их усадьбе много времени. В годы Михайловской ссылки это имение стало для А. С.
Пушкина буквально вторым домом. Название «Тригорское «имеет следующее происхождение: вся усадьба расположена на трех смежных холмах.
На одном из таких холмов находится парк, являющийся образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.
Имение «Петровское» является родовым имение Ганнибалов, предков Пушкина. А. С. Пушкин часто навещал своего двоюродного деда Петра Абрамовича Ганнибала. Здесь он отыскал материал для написания «Дуброского» и «Арапа Петра великого».
- Музей «Мельница в деревне Бугрово».
- Научно-культурный центр Пушкинского заповедника в поселке Пушкинские горы, в состав которого входят фондохранилище, постоянные и временные выставки.
- В настоящее время помимо мемориальных историко-культурных функций пушкинский заповедник «Михайловское» выполняет и природно-ландшафтные функции.
- В Пушкинском заповеднике посетители знакомятся с жизнью и творчеством Пушкина Михайловского периода, его окружением, бытом русской деревни XIX века, дворянской усадебной культурой пушкинского времени.
Заключение
На протяжении всего года в различных учреждениях культуры отмечают памятные даты, посвященные Пушкину, с участием профессиональных и самодеятельных артистов, поэтов, музыкантов и журналистов. Гостям праздника предоставляется возможность побывать в музеях, осмотреть интересные экспозиции и окунуться в пушкинскую эпоху.
Благодаря активной просветительской деятельности формат подобных праздников претерпел значительные изменения. В основном за счет расширения аудитории: если изначально на фестивали приезжал лишь узкий круг поэтов, то теперь мероприятия посещает широкий круг людей.
Память и славу Александра Сергеевича чтят не только в пределах России, но и по всему миру. В настоящее время потомки Пушкина живут по всему земному шару. Во многих местах, которые связаны с жизнью и творчеством поэта, установлены мемориальные доски и учреждены мемориальные музеи или музеи-заповедники по сохранению культурного наследия.
Здесь ведется большая просветительская и краеведческая работа. Однако, к сожалению, не везде дела обстоят таким же образом. Например, в Москве некоторые здания, тесно связанные с биографией Пушкина, находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации.
По-моему, это во многом объясняется коммерциализацией общества, когда подобная работа не приносит материальной выгоды.
Большой вклад в популяризацию пушкинских мест вносит создание туристско-рекреационного кластера. Эта тенденция является в настоящее время определяющей для всей индустрии туризма, в том числе для культурно-познавательного направления.
В нашей стране до сих пор культурно-познавательный туризм доминирует как по числу туристов и экскурсантов, так и по объемам проданных туров во внутреннем и въездном туризме. Это объясняется богатейшим культурным наследием России.
Создание туристско-рекреационного кластера предполагает консолидацию организаций, которые предоставляют основные услуги, входящие в туристический пакет: культурно-развлекательная программа, размещение, питание, трансфер.
Благодаря этому в различных уголках страны, которые представляют туристский интерес, создаются крупные туристские дестинации. Подобные туристские дестинации в пушкинских местах России ежегодно принимают сотни тысяч российских и иностранных туристов.
Список использованной литературы Волович Н. М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979. — 231 с.: ил.
И. Ободовская, М. Дементьев Наталья Николаевна Пушкина. — М.: Советская Россия, 1985. — С. 43−44. — 368 с.
Раевский Н. А. Портреты заговорили // Избранное. — М.: Художественная литература, 1978. — С. 236. — 492 с.
Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799—1826/ Сост. М. А. Цявловский. — Л., 1991. — 784 с.
Фомичев С. А. Последний лирический цикл Пушкина. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985, с. 52−66.
Литературные классики (Жизнь и творчество А.С.Пушкина)
Слайд 1
Филиал МБОУ СОШ №1 имени Д.Комарова «Туманинская ООШ» Конкурсная работа Номинация «Обучающая презентация» Тема : «Литературные классики» Выполнила обучающаяся 7 класса Заботина Юлия Сергеевна
Слайд 2
Александр Сергеевич Пушкин (1799 -1837) Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. Это имя – веселое рвенье, вдохновенье ночного труда. Нестареющее вдохновенье, Не сгорающее никогда. ( П.Антокольский )
- Слайд 3
- Рождение поэта 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
- Слайд 4
- Род Пушкиных
- Слайд 5
Родители А.С.Пушкина Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, был отставной майор. Он был светский человек, страстный любитель поэзии. Мать, Надежда Осиповна, обладала живым характером и большим запасом веселья и беззаботности.
- Слайд 6
- Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна Благотворное влияние на юного Пушкина оказали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которая знала много сказок и преданий.
- Слайд 7
Царскосельский Лицей В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом.
Слайд 8
А.С.Пушкин на экзамене в Лицее Поэтический дар проявился у Пушкина еще в лицейские годы. В 1815 г. Александр с триумфом прочел на экзамене своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина.
Слайд 9
Пушкин в Петербурге Александр Пушкин окончил Лицей в 1817 году. Петербургская жизнь захлестнула Пушкина. Он посещает литературные вечера, принимает участие в работе обществ «Арзамас» и «Зелёная лампа», знакомится с передовыми людьми своего времени. В эти годы поэтом созданы многие вольнолюбивые стихотворения.
Слайд 10
Пушкин на юге Молодой поэт не мог остаться безнаказанным. Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина добились смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. В этот период созданы элегия «Погасло дневное светило», поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”.
- Слайд 11
- Пушкин в Михайловском В 1824 году Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери, Михайловское, под надзор местных властей.
- Слайд 12
Пушкин в Михайловском За два года были написаны «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье…», 4 главы романа «Евгений Онегин». Всего около ста произведений.
Слайд 13
Пушкин в Москве Михайловская ссылка закончилась, и 8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву. Зимой 1829 года на одном московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он посватался к юной красавице.
- Слайд 14
- Пушкин в Болдино Получив согласие на брак с Натальей Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных — Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела.
- Слайд 15
В Болдине ему пришлось пробыть не один месяц, а целых три: в Москве началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлётом пушкинского гения. Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде », 30 стихотворений Пушкин в Болдино
- Слайд 16
- Пушкин и Гончарова 18 февраля1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесенья на Никитской улице, состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.
- Слайд 17
Жорж Дантес В 1834 году в Петербурге появился француз Жорж Дантес, сын небогатого дворянина. Судьба свела его с бароном Геккереном, который усыновил его. 25 января (7февраля)1837 года Пушкин отправил Геккерену- отцу письмо. На другой день после получения письма Геккереном Дантес от его имени послал Пушкину вызов на дуэль.
- Слайд 18
- Дуэль Пушкина с Дантесом 27 января 1837 года около половины пятого пополудни под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи, за Чёрной речкой, состоялась дуэль.
- Слайд 19
После дуэли Раненый Пушкин был увезён с места дуэли на санях извозчика, а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен . Домой, на набережную реки Мойки, Пушкина привезли около шести вечера.
Слайд 20
В доме Пушкина Старый и верный дядька Пушкина Никита Козлов внёс его на руках по лестнице в дом. К семи часам вечера в кабинете Пушкина собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушный: никакой надежды на спасение нет. Около двух дней и двух ночей продолжались последние мучения Александра Сергеевича Пушкина.
Слайд 21
Святогорский монастырь Поэт умер 29 января (10 февраля) 1837 года. Александра Сергеевича Пушкина похоронили в Святогорском монастыре рядом с могилами деда, бабушки и матери.
Слайд 22
Памятник А.С.Пушкину Забвенья нет, как нет Старенья, угасанья, И камня тоже нет, и бронзы тоже нет, — В невольной смене лет Есть времени дыханье, Есть жизнь, есть свет земной, И есть для нас Поэт. (А. Краснов)
Слайд 23
Любовь к Пушкину Издали узнаю силуэт: головы наклон, осанку, плечи. Длинный плащ накинут нараспах, бусинки дождинок – вдоль опушки. Капельки в кудрявых волосах… Я люблю Вас, ………………… Александр Пушкин! (Г.Беспалова «Свидание с Пушкиным»)
Слайд 24
Источники информации Е.А.Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество», издательство «Наука», 1981 Ю.М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин», издательство«Просвещение»,1982 http:// pushkin.niv.ru/pushkin/bio/lotman/pushkin.htm http:// as-pushkin.net/pushkin/bio/biografiya.php http :// poezia.ru/article.php?sid=59550 http:// rpp.nashaucheba.ru/docs/index-109556.html https:// ru.wikipedia.org/wiki