От площади Ревякина в Нахимовском районе Севастополя начинается улица Ревякина.
Изначально и площадь, и улица носили имя Лабораторная, так как здесь располагалась лаборатория Морского ведомства, в которой снаряжали взрывчаткой мины и снаряды.
Лабораторное шоссе сейчас является продолжением улицы Ревякина и ведет в Инкерман, начинаясь и оканчиваясь протяженными серпантинами.
На площади Ревякина стоит бронепоезд «Железняков», о котором я уже рассказывал. Также привлекает внимание построенное в 1913 году здание бывшего Управления городского трамвая, о его истории можно почитать здесь.
Дальше слева расположен супермаркет, справа – небольшой рынок и начинается, собственно, улица Ревякина.
Наименование свое она получила в 1957 году в честь руководителя подпольной организации Василия Дмитриевича Ревякина.
Здание вагонного парка трамваев построили в октябре 1897 года: одноэтажное, каменное, с десятью окнами на фасаде и четырьмя воротами для входа и выхода трамваев. Сооружение электростанции закончилось в августе 1898 года.
После войны в этих зданиях разместилось и находится до сих пор севастопольское предприятие «Горсвет». У ворот на постаменте – автовышка на базе автомобиля ГАЗ-53, сейчас она в новогоднем убранстве.
В глубине двора – старые фонарные столбы, демонтированные при ремонте улицы Большая Морская.
Памятник автовышке на базе ГАЗ-53
Труба ливневого стока диаметром около полуметра выходит прямо из подпорной стены. По трубе в ливневую канализацию попадают дождевые воды с Бомборских высот. А дальше – прямиком в Южную бухту, так как станции очистки стоков в городе нет.
Труба ливневого стока
Большую территорию справа занимают войсковые части Черноморского флота России, они протянулись метров на 700 вдоль улицы. Здесь склады вещевого имущества, 280-я щитовая станция (войсковая часть 95228), а также 639-й Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом.
Вещевые склады Черноморского флота России
На территории восковых частей есть старые здания, некоторые из них могли быть построены более 100 лет назад. Городские архивы молчат, а доступ на территорию закрыт.
Старое здание в войсковой части
На нечетной стороне улице Ревякина есть четыре двухэтажных многоквартирных дома, построенных в 1957-58 годах. В плане архитектуры ничего интересного, но обстановка во дворах там весьма колоритная.
Двор дома №17А по улице Ревякина
Чуть дальше по правой стороне пара гектаров территории сплошных развалин. Тоже когда-то была войсковая часть, а теперь все что можно растащено на стройматериалы или сдано на металлолом.
Развалины
Лабораторная балка начинает постепенно сужаться. В 1938 году балку пытались переименовать в Курортную, но название не прижилось. Провода по старым деревянным столбам уходят на Бомборские высоты. Здесь на склонах селились бомбардиры, снаряжавшие в лаборатории мины и бомбы, отсюда и название пошло – Бомборы.
Старая электролиния идет на Бомборские высоты
Улица Ревякина длиной 1700 метров. За покупками ее жителям приходится ходить на площадь. Чем дальше от нее живешь, тем длиннее прогулка. И в дождь, и в мороз, и в летнюю жару.
Женщина возвращается из супермаркета
Дом-музей истории севастопольского подполья располагается в доме №46. На старой табличке написано «Лабораторное шоссе». Василий Дмитриевич Ревякин в рядах Красной Армии был с 1940 года, служил в артиллерийском полку.
После падения Севастополя попал в плен, откуда бежал.
Неудачно попытавшись найти партизан в окрестностях Севастополя, легализовался под именем Александра Дмитриевича Ревякина, устроился в школу учителем химии и вскоре создал подпольную группу.
Музей истории севастопольского подполья
После соединения с подпольными группами Павла Сильникова и Николая Терещенко образовалась Коммунистическая подпольная организация в тылу у немцев (КПОВТН), в нее входило до 120 человек. В доме №46 была типография, где с 10 июня 1943 года выпускалась газета «За Родину», выходившая дважды в месяц. Последний, двадцать пятый номер, вышел 8 марта 1944 года. К тому времени было выпущено и 36 листовок.
16 марта 1944 года большинство членов группы было арестовано. Ревякина расстреляли 14 апреля, за три недели до освобождения Севастополя. В 1965 году В.Д. Ревякину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Старый номер дома
- Почти все дома на улице Ревякина расположены выше проезжей части, а тротуар есть только на левой, нечетной стороне.
Почти все дома расположены на возвышенности
Магазин под названием «Гастрономчик» давно не работает. Возможно, проблемы с разрешительными документами. Такое часто бывают у севастопольских предпринимателей после легализации в российском законодательном поле.
Магазин давно не работает
Старых частных домов на улице много. Есть и необычные, вроде этого, вросшего в землю. Интенсивное строительство началось здесь в 1840-х годах. Именно тогда провели по балке шоссе, непосредственно связавшее Севастополь с остальным Крымом.
Один из старых домов
Машины автовладельцам припарковать негде, кроме как на тротуаре. У некоторых есть въезд во двор, иногда под наклоном в 40-45 градусов.
Место для парковки есть только на тротуаре
За последними частными домами двустороннее движение по дороге заканчивается, также завершается и улица Ревякина. Дальше – Лабораторное шоссе, петляющее по Лабораторной балке. Раньше ее также называли Воронцовской, в честь дороги, построенной при графе Воронцове.
Начало Лабораторного шоссе
На левом склоне балки в мягком известняке есть несколько небольших пещер. Археологические раскопки проводились тут в 1930-е годы, существенных находок не было.
Пещеры на склоне
Вглубь самая большая из пещер идет на 6-7 метров. Сегодня ее облюбовали асоциальные элементы, здесь следы от костра, в большом количестве шприцы и бутылки.
Вглубь самая большая пещера идет на 6-7 метров
На Лабораторном шоссе восемь крутых поворотов. Несколько раз проводили автогонки стритрейсеры, в последний раз – в 2016 году.
Вид на Лабораторное шоссе сверху
За следующим поворотом на склоне еще одна пещера. С украинских времен тут обитала целая ватага бомжей. Завесили вход старыми коврами, с мусорок притащили старую мебель, даже печь-буржуйка у них была.
Выселяли бомжей и украинские, и российские власти, но жители подземелья со временем возвращались. Сейчас склоны балки активно застраиваются, и пещера опустела.
На наделы землю поделил еще украинский горсовет, а участки приобретают, в основном, приехавшие из России граждане.
Склоны Лабораторной балки активно застраиваются
Старая дорога в районе хутора Дергачи раньше разветвлялась на Ялтинскую и Симферопольскую. Сейчас в этом месте кольцо, к которому также подходит дорога улицы Генерала Мельника.
Кольцо на пересечении с улицей Генерала Мельника
В полутора сотнях метров от кольца в 2004 году установлен памятник британским воинам, погибшим во время Крымской войны. На полированном пьедестале в золоченом овале надписи на украинском и английском языках: «Памяти британцев, которые погибли в Крымской войне 1854-1856 гг. В честь 150-летия».
Высота обелиска 8,1 метра. В церемонии открытия приняла участие делегация Великобритании во главе с братом королевы Англии Елизаветы Второй Его Высочество принцем Майклом Кентским и первым лордом британского адмиралтейства адмиралом Аланом Уэстом.
На территории мемориала установлены также сохранившиеся части надгробий лейтенанта 7-го полка фузилеров Оливера Колта и генерал-лейтенанта Георга Каткарта, перенесенных в 2009 году с собирательного некрополя английских воинов, расположенного на холме Каткарта.
О печальной истории этого кладбища я ранее рассказывал.
Памятник британцам, погибшим в Крымской войне. Справа от монумента – старые надгробия
Через 900 метров от кольца – ответвление влево на улицу Горпищенко, где активно возводят многоэтажные дома. Справа вдоль Лабораторного шоссе идут частные дома и дачи.
Еще через 800 метров влево от дороги уходит аллея к мемориальному кладбищу советских воинов, где погребены участники обороны и освобождения города Севастополя 1941-1944 годов, 17 Героев Советского Союза, юные партизаны, командиры бригад и дивизий, ветераны Великой Отечественной войны.
В центре некрополя сооружен 12-метровый обелиск из инкерманского камня, облицованный альминской плиткой. На лицевой стороне – рельефное изображение медали «За оборону Севастополя», гранитный блок с надписью «Вечная Слава» и лавровой ветвью. Основание выполнено в виде трапециевидного парапета из красного гранита.
Мемориальное воинское кладбище
Кладбище возникло в 1941-1942 годах. Изначально на нем производились захоронения бойцов 8-й бригады морской пехоты, других частей и соединений Севастопольского оборонительного района.
Позже – захоронения в период освобождения Севастополя в мае 1944-го. На кладбище до настоящего времени хоронят граждан – участников Великой Отечественной войны.
Также производятся захоронения бойцов, найденных при поисковых работах в районе Севастополя.
Здесь также послевоенные могилы участников войны
Дальше слева и справа вдоль шоссе дачи. Влево уходит улица Генерала Жидилова, где микрорайон, называемый севастопольцами Абрикосовкой. А справа, практически у самой дороги – могила гвардии подполковника Николая Ивановича Лоушкина.
На металлическом эмалевом овале – фото мужчины в военной форме, указаны годы жизни 21 мая 1909 – 16 ноября 1947. Интересно, что еще одна могила этого человека есть на Кладбище коммунаров на улице 5-й Бастионной.
Возможно, у Лабораторного шоссе – место гибели.
Спуск серпантином к Инкерману
Лабораторное шоссе начинает спуск к Инкерману. Серпантин имеет множество поворотов, его общая длина чуть более трех километров, а перепад уровней почти 180 метров. Справа, в Советской балке находятся Шампанские штольни, частично взорванные советскими войсками перед оставлением города в июне 1942-го.
Балку еще называют Каменоломным оврагом – даже две тысячи лет назад тут добывали прочный белый известняковый камень, из которого возводились лучшие дворцы и кварталы Неаполя, Рима, Афин, Константинополя.
Сейчас почти вся балка – это режимная и огороженная территория, так как в штольнях до сих пор хранятся десятки тысяч тонн неуничтоженных старых боеприпасов.
Каменоломный овраг. Нагромождение огромных камней – это последствия мощного взрыва
- Почти у окончания серпантина Лабораторное шоссе переходит в улицу Зеленогорскую, ведущую в поселок ГРЭС, где еще сохранились деревянные дома-бараки.
- Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)
- Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Бульвар разбитых мечтаний: улица Энтузиастов. Непостроенные стадион и корпус завода «Экран», утраченный трамвай и несостоявшийся выход к Волге
Последняя большая статья в «Энциклопедии самарских улиц» в этом году будет посвящена улице, которую не пощадило ни время ни градостроительное развитие города. Еще в 1930-х годах ей предначертали большое будущее, но эти авансы так и не были превращены в реальные дела. Итак, встречайте, улица Энтузиастов!
Наше знакомство с ней начнется в 1937 году, когда был опубликован генеральный план развития города под названием «Большой Куйбышев».
Согласно ему улица Энтузиастов (красная линия) широким бульваром проходила от улицы Мориса Тореза к Центральной физкультурной базе (на этом месте сейчас ТЦ Космопорт»). В районе бывшего Книжного рынка образовывалось пересечение трех улиц – Энтузиастов, Антонова-Овсеенко (синяя линия) и Черемшанской (зеленая линия). Отсюда улица Энтузиастов шла прямехонько к Загородному парку и Волге.
Сейчас мало что напоминает о грандиозных планах 1937 года. Разве что ширина улицы на отрезке между Гагарина и Дыбенко. Еще один след плана «Большой Куйбышев» мы прибережем на конец этой статьи, а пока разберемся с нынешним положение дел на улице Энтузиастов. Чтобы это было удобнее делать, разделим ее на несколько отрезков.
Отрезок №1. От Аэродромной до Мориса Тореза
Здесь улица Энтузиастов существует, но лишь номинально. Все здания тут поделили между собой улицы Аэродромная и Мориса Тореза. Обратите внимание, что даже архивный документ признает, что дом построен по улице Энтузиастов.
- Упоминается наша сегодняшняя героиня и в книге архитектора Алексея Моргуна «От крепости Самара до города Куйбышева» (1986 год): «… на улице Энтузиастов строится своеобразный по архитектуре специальный клуб с залом на 600 человек, который будет принадлежать Всесоюзному обществу глухонемых».
- Открыть его планировали в этом районе еще в 1977 году.
Однако ждать пришлось долго, аж до декабря 1986 года.
Внешность клуб имеет весьма брутальную, и в его облике не сразу угадывается здание дома культуры, даже позднесоветского периода.
Еще одна достопримечательность этого района могла иметь адрес по улице Энтузиастов. Так, в книге «Вся Самара. 1991—1992» парк имени 30-летия Победы приписан именно к ней. Ниже представлены газетные заметки 1983—84 годов, которые рассказывают о его благоустройстве.
Сейчас официальный адрес парка Победы – Аэродромная, 90.
Стела «Парк Победы»
76-мм дивизионная пушка
Дворец ветеранов
Бюст генерала Василия Маргелова
Стела в честь самарских добровольцев-интернацоналистов
Говоря об этом отрезке улицы Энтузиастов, нельзя не вспомнить и о трамвайной линии, которая с 1970 по 1984 год соединяла улицы Гагарина и Аэродромную.
Местные жители радовались, однако не обошлось и без недоработок. После открытия движения на остановках не были смонтированы пассажирские площадки и подходы к ним.
Трамвайное движение по улице Энтузиастов было прекращено весной 1984 года в связи со строительством метрополитена. Однако рельсы были демонтированы лишь спустя три года. По шпалам, в отсутствие благоустроенной дороги, жители Черновского микрорайона добирались до своих домов.
Во второй половине 1990-х годов рядом с ДК «Аврора» было возведено три жилых дома. Максимальной высоты (13 этажей) достигла свечка на углу с Аэродромной. А ведь еще в 1991 году Куйбышевскому медицинскому институту имени Д. Ульянова разрешили запроектировать здесь дом высотою в 16 этажей.
Отрезок №2. Окрестности Черновского шоссе
На участке между Мориса Тореза и Дыбенко улица Энтузиастов напоминает пирожок. По бокам – тесто частного сектора, а в центре – начинка из локальных и даже общегородских достопримечательностей.
«Верхний» частный сектор, что ближе к улице моряка-балтийца, начал застраиваться в 1949 году. На месте запроектированного в генплане «Большой Куйбышев» широкого бульвара по улице Энтузиастов сейчас частично пустыри и гаражные массивы, но достаточно крупный участок земли занят медицинским центром «Мать и Дитя».
Здание, в котором он находится, было построено еще в 1986 году, но вот для каких целей — выяснить пока не удалось.
«Нижний» частный сектор, что ближе к улице французского коммуниста, застраивался в 1953—1958 годах.
Между двумя частями частного сектора в начале 1960-х годов началось активное строительство жилых домов. Большая часть из них получила адреса по улице Гагарина. Энтузиастам достались три дома: №№26, 27 и 28. Своим типовым внешним видом они нас не удивят, но для жителей этого района были безусловно важны — благодаря находящимся в них магазинам. Перечислим их:
- Энтузиастов, 26 – аптека №42,
Энтузиастов, 27 – хлебный магазин, - Энтузиастов, 28 – овощной магазин.
Надо отметить, что появление этих хрущевок хронологически совпало с обретением улицей Энтузиастов её нынешнего имени. До 1962 года она звалась Седьмым проездом.
Перекресток улиц Энтузиастов и Юрия Гагарина. Что может еще больше, с точки зрения топонимики, отразить всенародное воодушевление той поры, когда земные неурядицы меркли в свете освоения советским человеком космоса?
- Посему именно этому перекрестку суждено было принять у себя две весомые достопримечательности: широкоформатный кинотеатр «Весна» (открыт в 1964 году) и филиал ЦУМа «Самара» (1970 год).
- До постройки филила ЦУМа «Самара» на его месте находилась разворотная петля трамвая.
- Ниже представлены винтажные и современные снимки кинотеатра «Весна» и филиала ЦУМа.
Отрезок №3. Непостроенный стадион
Планы по строительству спортивной арены в квартале «именных» улиц – Дыбенко, Ивана Булкина (6-й проезд), Антонова-Овсеенко и Карбышева — оставались актуальными на протяжении всей советской эпохи. Ниже представлены заметки 1967 (слева) и 1975 годов, которые рисуют радужные перспективы строительства Центрального стадиона.
В 1991 году, после того как Куйбышев перестал быть закрытым для иностранцев городом, потребность в новом центральном стадионе увеличилась еще и из-за возможных международных матчей.
Нужно сказать, что проект строительства стадиона не мешал планам пустить по улице Энтузиастов трамвай. Во всяком случае, такую информацию можно найти в газете «Волжская Заря».
Что любопытно, заметка датирована январем 1985 года, когда трамвайные пути были демонтированы и на Гагарина, и на Энтузиастов.
Кто знает, может быть, после постройки метрополитена их планировали вернуть, и тогда бы мы смогли бы проехать от Центрального стадиона до парка Победы?
Отрезок №3. Общежитие и Коллективка
Между улицами Антонова-Овсеенко и Блюхера наша сегодняшняя героиня представлена несколькими пятиэтажными домами. Все они появились во второй половине 1960-х годов. Самый интересный из них – №68, построенный силами 4 ГПЗ как женское общежитие этого уважаемого предприятия.
Несмотря на наличие пианино и комнаты для цветов, местные жительницы испытывали немало трудностей. Например, отсутствие холодной воды, недостаточное количество газовых горелок на кухне и снятые с туалетных комнат, в качестве «воспитательной меры», двери.
Приведенное выше фото 1969 года приглашает нас перейти улицу Блюхера и окунуться в мир двухэтажных домов поселка Коллективка, территория которого ограничена проспектом Карла Маркса, улицами Ивана Булкина, Блюхера и Ольги Санфировой.
До недавнего времени считалось, что все здешние двухэтажки были возведены силами рабочих-подшипниковцев 4 ГПЗ. Однако некоторое их количество было на совести другого предприятия из центра города – Средневолжского станкостроительного завода.
На спутниковом снимке 1965 года территория Коллективки отмечена красным контуром. Синий контур – дома, построенные силами Станкозавода. Зеленая линия – улица Энтузиастов.
Пользуясь случаем, обратите внимание и на несколько ныне утраченных озер, где проводили досуг жители окрестных кварталов.
Самое крупное из них, находившееся близ перекрестка улицы Санфировой и проспекта Карла Маркса, называлось Городским.
- Первые восемь домов были построены Станкозаводом в 1957 году.
- Обычно дома, построенные по методу «народной стройки», имели высоту в два этажа, но в Коллективке были и трехэтажные.
- В 1961 году в этом квартале был построен и детский сад, но адрес он получил по улице Блюхера.
- Современные фотографии поселка Коллективка представлены на следующих фото.
Отрезок №4. Нефтяники и непостроенный корпус завода «Экран»
Еще не так давно улица Энтузиастов не завершалась у проспекта Карла Маркса, а доходила до Московского шоссе. Этот финальный ее отрезок проходил там, где сейчас стоят высотки ЖК «Центральный».
И здесь мы вновь вспоминаем о генплане «Большой Куйбышев». Если бы его реализовали, то трассировка улицы Энтузиастов была бы совсем иной. Взглянем на спутниковый снимок 1965 года. Красной линией на нем отмечен тот самый участок улицы Энтузиастов, «съеденный» ЖК «Центральный». Синяя линия – ее трассировка от перекрестка с улицей Антонова-Овсеенко по генплану «Большой Куйбышев».
В 1983 году кусок улицы Энтузиастов рядом с Московским шоссе было решено отдать заводу «Экран» под строительство лабораторно-производственного корпуса. Ниже приведен крайне интересный архивный документ на эту тему.
Обращает на себя внимание упоминание пяти двухэтажных домов объединения «Куйбышевнефть» (на предыдущем спутниковом снимке отмечены желтым контуром). База КМТС треста «Куйбышевдорстрой» с ее самовольными постройками при жизни имела адрес ул. Энтузиастов, 125.
В своей книге «Самара — Куйбышев — Самара» архитектор Ваган Карканьян писал: «В районе будущего ядра центра создавался Детский парк им. Ю.А. Гагарина, автовокзал, строились городской аэровокзал, лабораторный корпус завода «Экран», журнальный комплекс Дома печати и другие крупномасштабные объекты областного значения».
Речь идет о 1970-х годах, и в этой фразе Ваган Гайкович несколько опережал реальность. Городской аэровокзал (он же – Центральное агентство воздушных сообщений) только планировалось построить на месте нынешнего ТЦ «Парк Хаус». Участок под стройку был выделен еще в 1973 году.
От лабораторного корпуса завода «Экран» не осталось, увы, даже опубликованных эскизов его внешнего вида. Хотя, каркас здания построить все-таки успели. На следующем фото его можно видеть в правой части кадра.
На приведенном ниже генеральном плане нового административного центра Куйбышева мы отметили его цифрой 1. Построенные объекты отмечены цифрой 2 (Автовокзал на улице Авроры) и 3 (школа №35 на улице Блюхера).
Этот проект так и не был осуществлен в советское время. Новый общественный центр Самара так и не обрела, взамен получив лишь ЖК «Города мира» и «Центральный». В градостроительном будущем улицу Энтузиастов тоже вряд ли ждет что-то судьбоносное. Разве что алчные взоры самарских девелоперов обратятся на двухэтажные дома поселка Коллективка.
Несет улица Энтузиастов потери и на карте Самары. Так, в июле этого года названные в ее честь остановки общественного транспорта были переименованы в «Самарский Дворец ветеранов». Но закончим мы все-таки на мажорной ноте. Семь лет назад безымянный сквер между домами 75 и 87 по улице Аэродромной стал сквером Энтузиастов.
- Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы предоставлены начальником отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидатом исторических наук Евгением Малинкиным. - Елена Вагнер
- Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
— Строителей
— Ташкентская
— Теннисная
— Товарная
— Тухачевского
— Ульяновская
— Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
— Фрунзе
— Хлебная площадь
— Площадь Чапаева
— Улица Чапаевская. Часть №1 / Часть №2
— Челюскинцев
— Чернореченская
— Черемшанская
— Чкалова
— Шостаковича
Московский проспект в Санкт-Петербурге — история
- История Московского проспекта в Санкт-Петербурге — это рассказ о главной магистрали Московского района, которая возникла в конце XVIII века, как дорога, ведущая в Царское село.
- Проспект имеет богатейшую историю и за все время множество раз был переименован.
- Московский проспект является четвёртой по протяжённости магистральной улицей в городе на Неве: после Софийской улицы, проспекта Обуховской Обороны и проспекта Энгельса.
Он объединяет Сенную площадь в центре города с площадью Победы на его южной окраине.
По расстоянию между центрами этих площадей длина проспекта составляет 9,3 километра.
Перспектива Московского проспекта 2010-х годов
Согласно хронологии, после названия Международный проспект, последовало Московское шоссе, далее — Проспект имени Сталина. Он имел протяженность от Сенной площади (с 1952 года — Площадь Мира) до Средней Рогатки (1950—1956), многолучевой перекрёсток на которой потом получил название Площадь Победы.
«Московским» проспект стал с 1956 года по настоящее время, и располагается от Площади Мира (с 1992 года — Сенная площадь), до площади Победы.
Площадь Победы. Монумент в честь героических защитников города. 1975–1978 гг
На Московском проспекте расположено множество достопримечательностей и интересных зданий различных архитектурных направлений. Здесь нвзодятся Московские триумфальные ворота, возведенные в честь победы в русско-турецкой войне, Технологический институт, ряд доходных домов, Российская национальная библиотекаи многое другое.
Российская национальная библиотека
В честь Дня Победы на проспекте разбит одноименный парк.
Одной из жемчужин проспекта является Новодевичий монастырь и кладбище при нем. Здесь похоронены многие видные деятели города и страны.
Московский проспект ведёт свою историю от Московского тракта. Как ранее уже говорилось, он был основан в конце XVIII века и представлял собой путь, который вел в Царское село.
Еще двести лет назад Московский тракт под Петербургом стал царской дорогой. По ней августейшие особы направлялись в свою загородную резиденцию — Саарское село, и его стали именовать Саарской перспективой, а после переименования села в Царское — Царскосельской перспективой.
Дорогу для членов царствующего дома обустраивали соответственно статусу.
В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги.
Верстовой столб в д. Подгорное Пулково, 1935 г.
В 1770-е годы вдоль дороги были установлены верстовые столбы, часть которых сохранились до наших дней.
Верстовой столб на углу 7-й Красноармейской улицы и Московского проспекта, 1960-е
В 1774-1775 годах вместо деревянных верстовых столбов вдоль Царскосельской дороги поставили «мраморные верстовые пирамиды», выполненные по рисункам архитектора А. Ринальди. На них указывалось расстояние в верстах до Москвы и расстояние от почтамта до того места, где поставлен столб-пирамида.
С каждым годом главная дорога страны становилась все удобнее. К 1787 году Царскосельская дорога получила лучшее по тем временам покрытие: на всем протяжении дорогу расширили — по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подъемными сводами.
Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником, величиной с куриное яйцо, по сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка.
В это же время начинает складывался архитектурный облик Московского проспекта.
В 1774 году в семи верстах от Петербурга невдалеке от дороги, начали строить новый путевой дворец по проекту известного архитектора Ю. М. Фельтена.
Вначале он звался «Кикерикексинским» (по финскому названию места Кикерикексен — лягушечье болото).
Бывший путевой дворец Елизаветы Петровны на Средней Рогатке. Фото начала ХХ в.
С 1780 года его стали именовать Чесменским, в честь победы русского флота в Чесменской бухте в 1770 году. В 1831 году его отдали под богадельню для престарелых воинов-ветеранов войны 1812 года.
Чесменский дворец близ Петербурга. Художник Ж. Б. де ла Траверс. 1780-е гг.
Чесменский дворец, старое фото
Чесменский дворец, 2017-й год
Начало XIX века ознаменовалось очередной переменой названия дороги.
С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, а не перспективой. Это еще одно название будущего Московского проспекта.
- Также в ходу были и другие названия: Царскосельская дорога (до 1800-х), Московский тракт, Обуховская улица (1776—1800-е), Обуховский проспект (1804—1878).
- Границей города стал Обводный канал.
- В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги.
Проспект был переименован в Забалканский в память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и освобождения балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 годов. Так проспект именовался до 1918 г.
- До Февральской революции административная граница Петербурга-Петрограда проходила вдоль Путиловской ветки, пересекая тогдашний Забалканский проспект у Рощинской улицы.
- Продолжение магистрали в направлении Пулковской обсерватории называлось Московским шоссе и административно относилось к Московской волости Петербургского уезда.
- На месте соединения городского и пригородного отрезков, не изменяя общего направления вдоль линии, проложенной вдоль Пулковского меридиана, находится один из нескольких изломов, смещающих ось проспекта к западу
Затем, в период с 1918 по 1950 г. снова произошло переименование, на этот раз в Международный проспект.
Стоит отметить, что с 1926 года началась активная застройка проспекта.
В 1930-е годы на Московском проспекте были построены Фрунзенский универмаг, «Дом пушнины».
«Союзпушнина», 1939-й год
В то время, основной архитектурной идеей строительства становится конструктивизм: «что хорошо функционирует, то красиво и выглядит».
Дом «Союзпушнины», старое фото
Именно так построены в 1929-1931 годах по проекту архитектора М.С. Рейзмана Дом культуры имени Капранова (дом 97) для рабочих фабрики «Скороход» и Дом культуры имени Ильича (дом 152) по проекту Н.Ф. Демкова для завода «Электросила» в 1931 году.
Завод «Электросила». Лабораторный корпус 1964 г.
Тогда же возвели и Дом Московского районного Совета депутатов трудящихся (администрация Московского района, дом 129), построенный в 1930- 1935 годах по проекту архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Даугуля и Б.М. Серебровского.
Во второй половине 30-х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города на юг, юго-запад и юго-восток.
Ведущее место отводилось строительству в Московском районе. Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда.
С 1936 года здесь развернулись масштабные работы. На громадном пространстве формировались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зеленые массивы.
Ядром застройки не только Московского района, но и всего города, стала предполагаемая главная площадь Ленинграда в районе Московского шоссе (ныне Московская площадь).
Для осуществления этого проекта был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов. Победил проект архитектора Н.А. Троцкого.
Московская площадь, 1963–й год.
Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутренняя отделка была завершена после Великой Отечественной войны. Сейчас это здание — памятник архитектуры.
Строительство Дома Советов
В 1930-е годы на проспекте было построено семьдесят четыре здания, заложившие основу его парадного, монументального облика. Например, Дом со шпилем (дом 190). Дом должен был выделяться высотой. Благодаря декоративной башенке со шпилем он виден издалека.
К моменту включения в городскую черту рабочих предместий Московско-Нарвского района в северной их части, помимо бараков, уже появились 5-6-этажные жилые доходные дома (кварталы около завода «Электросила).
Завод «Электросила» — некогда крупнейшее по площади и числу занятых промышленное предприятие города. Этот завод, ведущий свою историю от цехов акционерного общества электротехнических заводов «Сименс и Гальске», после революции выпускал энергоблоки для электростанций, строившихся в рамках плана ГОЭЛРО.
Московский проспект, Дом со шпилем, 1960–е
В первые пятилетки Ленинград стал активно развиваться в южном направлении, и в планах городского строительства активно застраивалась чётная сторона, в 1925 году постоянная застройка простиралась до современной Авиационной улицы.
До 1926 года проспект пересекал Лиговский канал. Восточная сторона канала была засыпана в 1926 году, в 1965—1969 годах засыпана и западная сторона.
С началом Великой Отечественной войны проспект стал одной из основных фронтовых магистралей. Около виадука был контрольно-пропускной пункт.
Баррикады на Московском проспекте, 1942 год
Трамвай №3, всю войну курсировавший по проспекту, за исключением блокадной зимы 1941-42 года, делал здесь последнюю остановку и кондуктор обычно объявлял: «Вагон дальше не идет. Дальше фронт».
Танки на площади у Дома Советов, 1943 год
В марте 1944 года через два месяца после ликвидации блокады, Государственный комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях но восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда». Касалось оно и Международного проспекта. О подвиге ленинградских строителей говорит тот факт, что восстановление городского хозяйства было полностью завершено к 1950 году.
Средняя Рогатка, граница города. «Первоначальные» памятники Сталину и Ленину, установленные в 1949 году. За знаком «Ленинград» виден Дом Советов:
Знак «Ленинград» на Средней Рогатке, 1950-й год
В новом послевоенном Генеральном плане развития Ленинграда (1951 г.) большое внимание уделялось застройке и благоустройству Московского района, но создание нового центра города было признано нецелесообразным. Это изменило бы исторически сложившиеся принципы развития и жизни города.
Вскоре после войны Международный проспект вновь был переименован. С тех пор он называется Московским проспектом. Здесь стали строиться комфортабельные дома, названные в народе «сталинскими», а также многоэтажное жилье.
Московский проспект, 1955-1958 гг.
Важным архитектурно-планировочным звеном стала площадь у Московских ворот. Во время реконструкции, в 1936 году, Московские ворота, как «мешавшие трамвайному движению», были разобраны.
Восстановлены они были в только 1959-1961 годах под руководством архитектора-реставратора Е.Н. Петровой. Но многие детали оказались утрачены.
Московские ворота, 1967-й год
Начавшаяся до войны в соответствии с Генеральным планом застройка южной части проспекта от путепровода Путиловской ветви до Средней Рогатки была в основном завершена вплоть до 1-й Южной (с 1955 года Алтайской улицы), формирующей южную границу Московской площади.
Здания этого времени выполнены в стиле Сталинского неоклассицизма. Значительный вклад в оформление этой части магистрали внёс архитектор С. Б. Сперанский.
Московский проспект, 1965-й год
Вид на парк Городов-героев (Пулковский парк), 1988 год
Московский проспект, 1959 г.
- Инстаграм «Иной Петербург» — будь с нами:
https://instagram.com/anothersaintpetersburg/ - Может быть интересным:
- Кукольный театр сказки на Московском проспекте в Петербурге — история возникновения
- Улица Фрунзе в Петербурге: история появления и интересные факты
- Лиговский проспект в Петербурге — история возникновения и интересные факты
Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»
Адреса Петербурга | Чугунная улица
Улица она только по названию: на самом деле это просто грузовой проезд вдоль железной дороги. С одной его стороны — пути, а с другой стоят угрюмые и грязные заводские корпуса. На всей улице не нашлось ни одного магазина, никакого культурного заведения — лишь одинокий ларёк-павильончик у выхода из бесконечного подземного перехода. Впрочем, и жилое здание на этой улице удалось обнаружить только одно: небольшой скромного вида пятиэтажный доходный дом постройки начала XX века (№ 44, корпус 1). Вечерами на Чугунной совсем безлюдно. Автобусов-троллейбусов здесь нет, даже маршрутки не ходят, но тихим это место не назовёшь — ежеминутно проносятся грузовые машины, изредка грохочут близкие электрички. Впрочем, окраинная грузовая дорога такая и должна быть.
Чугунная — и правда улица странная: она не только меняла названия (что вполне обычно), но и… своё главное направление, а это для улицы большая редкость. В старину она была, надо думать, частью шведской дороги на Выборг (та шла от Невы в створ сегодняшней улицы Ватутина — если посмотреть на карту, направление совпадает).
После возведения в 1784 году на берегу роскошной усадьбы канцлера Александра Безбородко (современный адрес — Свердловская набережная, 40) будущая Чугунная сменила направление: основным стал её «горизонтальный» (если смотреть по карте) участок.
Теперь она шла с востока, от задов усадьбы, по трассе нынешней улицы Жукова до участка дома № 46 по Чугунной улице, где поворачивала на запад, доходя до Бабурина переулка (теперешней улицы Смолячкова), — поскольку железной дороги тогда ещё, конечно, не было.
В 1877 году этот отрезок (на запад от нынешнего дома № 46) и вовсе официально присоединили на десятилетие к Бабурину переулку. В 1836 году дорога стала называться Кушелевским проспектом — хозяевами усадьбы на Неве были тогда графы Кушелевы-Безбородко.
Что до проезда, сохраняющего первоначальную направленность (с юго-востока на северо-запад), то его обозначали на картах просто: дорога — Старомуринская, Муринская, или просто в Мурино [1, c. 720].
Дело в том, что тогда грузовым повозкам, перевозящим горожан на дачи в северные предместья, был закрыт проезд по парадному Каменноостровскому проспекту. Целые караваны телег со скарбом два раза в год, весной и летом, медленно двигались из центра через Литейный мост и дальше на север — или по Большому Сампсониевскому проспекту, или, чтобы избежать «пробок», по этой Муринской дороге.
Впервые проезд обрёл собственное название (сохранившееся до наших дней) 16 (28) апреля 1887 года. Чугунной улица стала потому, что на ней к тому времени заработали чугунолитейные и механические мастерские сразу нескольких заводов (среди них и цех будущего объединения «ЛОМО»).
Но тогдашняя улица представляла собой лишь средний участок сегодняшней — от Менделеевской улицы до Кушелевского проспекта (ныне Жукова). Северный кусок от Менделеевской до Литовской улицы до 1950‑х годов назывался Нюстадтской улицей.
Это имя для нашего уха звучит непонятно, привычнее Ништадт — городок, где в 1721 году Пётр Первый подписал со шведами мирный договор, положивший конец затянувшейся Северной войне (сегодня это финский город Уусикаупунки).
До 1913 года Нюстадтской улицей именовалась южная часть нынешнего Лесного проспекта, лежащего по ту сторону путей. Потом он от начала до конца стал Лесным, а на этом «аппендиксе» прежнее название сохранялось до 1950-х годов.
Восточный кусок нынешней Чугунной (от улицы Жукова до Полюстровского проспекта) в 1889–1936 годах был частью Лабораторного шоссе (ныне утраченного) — оно шло параллельно существующему Лабораторному проспекту от Полюстровского до нынешнего проспекта Маршала Блюхера.
В конце 1990-х годов Чугунная улица стала тупиковой: её восточный конец (после поворота на Арсенальную улицу) был перекрыт, выезд на Полюстровский проспект перестал существовать. Не доходила до Чугунной и улица Жукова. Более десяти лет ничего не менялось, и вот теперь Чугунной улице вернули её предназначение.
Весной 2012 года здесь начались дорожные работы, которые велись по заказу Дирекции транспортного строительства, подведомственной Комитету по развитию транспортной инфраструктуры администрации города [2]. Недавно работы были успешно завершены.
Чугунную улицу пробили до Полюстровского проспекта, одновременно проложив недостающий участок улицы Жукова от Чичуринского переулка до Чугунной. Получившийся двойной сквозной проезд стал частью единой трассы от Финляндского вокзала к Кушелевке и теперь сможет разгрузить от пробок площадь Калинина.
После долгого перерыва Чугунная улица вновь стала сама собой, как и была изначально — то есть транзитной грузовой дорогой с юга на северо-восток. Вот и выходит, что в этой отдельно взятой местности восторжествовала историческая справедливость…
Литература:
Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. СПб., 2009.
http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=2532761
Реклама
Часть города
Санкт-Петербург — город площадей и театров, но есть здесь место, где они слились воедино: Театральная площадь. Знают её все жители, но не обращают внимания на то, что эта площадь к тому же самая необычная в Северной столице.
Во-первых, это не просто площадь, а часть города, и каждый не единожды слышал адрес «в районе Театральной площади». Во-вторых, название площади появилось задолго до постройки Мариинского театра, хотя практически все считают, что площадь называется Театральной именно из-за него.
В-третьих, форму площади невозможно описать и ещё труднее объяснить, а история, происхождение и назначение её не вписываются в петербургские градостроительные обычаи и каноны.
В-четвёртых, её внутреннее содержание, наполнение и значение столь же необычны, неожиданны и непредсказуемы, как спектакль в хорошем петербургском театре. Эта площадь — сама как театр.