Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I

Слайд 1 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ: ОТ РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ

Слайд 2 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Революция и Авангард как проблема исторического искусствознания

Слайд 3 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Опера «Победа над Солнцем» музыка М. Матюшина текст А. Крученых пролог В. Хлебникова декорации и эскизы костюмов К. Малевича

Слайд 4 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В». 1915 Последняя футуристическая выставка картин «0,10» (ноль-десять) . 1915-1916

Слайд 5 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

КОНСТРУКТИВИЗМ Владимир Татлин (1885-1953) «В нашем изобразительном деле… были положены в основу материал, объем и конструкция. Выразив недоверие глазу, мы ставим глаз под контроль осязания» (В. Татлин. 1920)

Слайд 6 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Букет. 1911 Цветы. 1911

Слайд 7 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Моряк и китаец. 1910 Матрос. 1911

Слайд 8 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Натурщица. 1913

Слайд 9 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

В. Татлин с бандурой. 1910-е гг. 1940-е гг.

П. ПикассоКомпозиция с гроздью винограда и разрезанной грушей1914

Слайд 10 Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I Текст слайда:

Угловой контр-рельеф. 1915 Контр-рельеф. 1916

Слайд 11 Слайд 12 Текст слайда:

1917 год – начинается эпоха РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА

Слайд 13 Текст слайда:

К. Малевич. Чайник. 1921. Чернильница. 1923.

Слайд 14 Текст слайда:

«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной архитектуры потребует к себе смены существующей мебели, посуды, платья…» К. Малевич

Слайд 15 Текст слайда:

В. Татлин «Нормаль-одежда»

Слайд 16 Текст слайда:

Башня Третьего Интернационала 1919

Слайд 17 Текст слайда:

Летатлин. 1929-1932 «Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»

Слайд 18 Текст слайда:

Цветы. 1930-е гг. Мясо. 1930-е гг.

Слайд 19 Текст слайда:

Конструктивизм «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…» В. Маяковский

«…Группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура – это мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»Алексей Ган. «Конструктивизм»

Слайд 20 Слайд 21 Текст слайда:

Братья Веснины Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда»

Слайд 22 Текст слайда:

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже

Слайд 23 Текст слайда:

Дом культуры имени С. М. Зуева  архитектора Ильи Голосова (1927-1929)

Слайд 24 Текст слайда:

Дом политкаторжан. 1931-1933 Архитекторы Г. А. Симонов, П. В. Абросимов и А. Ф. Хряков

Слайд 25 Текст слайда:

Левашовский хлебзавод. 1930-1933  Архитектор А. С. Никольский (?) и инженер Г. П. Марсаков

Слайд 26 Текст слайда:

Феномен постконструктивизма

Слайд 27 Текст слайда:

Александр Родченко (1891-1956) Фотография «Нового ви́дения» часто использовалась с типографическими элементами

Слайд 28 Текст слайда:

С. Прокофьев «Стальной скок». 1925

«В балете выражен подлинный стиль нашей эпохи, потому что здесь вполне можно говорить о кованых ритмах, об упругих как сталь интонациях и о музыкальных приливах и отливах, подобных дыханию гигантских мехов!» (Б. Асафьев)

Слайд 29 Текст слайда:

Проблема наименования: романтизм или утопизм советского искусства 1917-1932 гг.?

Слайд 30 Текст слайда:

Творческие группировки в советском искусстве 1920-х годов (1921-1932)

Общество московских художников (ОМХ)Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк«Четыре искусства»Павел Кузнецов,  Кузьма Петров-ВодкинОбщество художников-станковистов (ОСТ)Ю. Пименов, А. ДейнекаАссоциация художников революционной России (АХРР)К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, А.А. Рылов

Слайд 31 Текст слайда:

ОСТ А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928

Слайд 32 Текст слайда:

С. Лучишкин. Шар улетел. 1926

Слайд 33 Текст слайда:

А. Лабас. Первый советский дирижабль. 1931

Слайд 34 Текст слайда:

Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию! 1927 П. Вильямс. Автопробег. 1930

Слайд 35 Текст слайда:

Четыре искусства. И. Грабарь (1871-1960) Автопортрет. 1934

Слайд 36 Текст слайда:

Февральская лазурь. 1904 Московский дворик. 1930

Слайд 37 Текст слайда:

Общество московских художников (ОМХ) К. Петров—Водкин. В детской. 1925

Слайд 38 Текст слайда:

1919 год. Тревога (1934)

Слайд 39 Текст слайда:

«Новоселье» («Рабочий Петроград»). 1937Для выставки «Индустрия социализма»

Слайд 40 Текст слайда:

АХРР Митрофан Греков. Тачанка. 1925

Слайд 41 Текст слайда:

И. Бродский. Ленин в Смольном в 1917 году. 1930

Слайд 42 Текст слайда:

АХРР против Общества московских живописцев Александр Васильевич Куприн (1880-1960) Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И. Петровского. Доменный цех. 1930 «При слове завод вам, конечно, приходит на ум соцсоревнование, ударничество, встречный промфинплан, прорывы, борьба с вредительством.

Здесь этого нет… Его интересует как вечерний сумеречный свет поглощает очертания заводских строений. Еще несколько минут и мрак покроет завод, становится грустно .. И художнику нравится эта грусть….

Напрашивается вывод: также как непонятны и чужды ему заводы, непонятно и чуждо ему соцстроительство» («Искусство в массы». 1930)

Слайд 43 Текст слайда:

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911 Древнерусская архитектура. Москва. 1918 Донбасс. 1921 Ленинский натюрморт. 1927

Слайд 44 Текст слайда:

«Ахраровцы» Оглядел я выставку эту, До чего хороша по сюжету! Насчет тени, фона И тона И насчет светового канона Я судить не берусь: На канон я гляжу, как на молнию гусь. Не учен. Не понятно.

В светотенях не смыслю, увы, ни аза, Знаю только: вот это смотреть мне приятно, А вот это мне режет глаза. Но на выставке этой, Ни одним «знатоком» не воспетой, Все глаза мне ласкало. Все мне в сердце запало. Разве этого мало? Д.

Бедный 1925 год, к VII выставке АХРР

Слайд 45 Текст слайда:

«Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата» Г. Ряжский Делегатка. 1927. Председательница. 1928 К. Малевич. Крестьянка. 1928

Слайд 46 Текст слайда:

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций»

«За последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих 173 организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности.Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы

Читайте также:  Соборы Санкт-Петербурга

Слайд 47 Текст слайда:

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций»

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет: 1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП); 2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; 3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций]; 4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.

Слайд 48 Текст слайда:

А. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951 6 июля 1933 года (Исаак Бродский, Евгений Кацман, Александр Герасимов)

Слайд 49 Текст слайда:

«Ну что же, в общем можно сказать — мы победили! Но победа дается нелегко — надо наступление развивать — надо работать все лучше и лучше — мы должны устраивать выставки бодрые, полные солнца, радости, детей женщин, здорового тела, человеческих переживаний. Довольно в искусстве уродов, мрачности, тоски, унылины, поэзии тлена и гниения нам не надо. Мы должны быть поэтами сверкающей жизни» (Е. Кацман в письме к И. Бродскому)

Слайд 50 Текст слайда:

Август 1934 года – А.А. Жданов выступает на первом Всесоюзном съезде советских писателей «Социалистический реализм как действительность в ее революционном развитии»

Слайд 51 Текст слайда:

Рождение метода социалистического реализма

Слайд 52 Текст слайда:

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – СТИЛЬ ИЛИ МЕТОД? Принципы социалистического реализма

НАРОДНОСТЬИДЕЙНОСТЬКОНКРЕТНОСТЬ

Слайд 53 Текст слайда:

Ю. Пименов. Работницы Уралмаша в ложе театра. 1934

Слайд 54 Текст слайда:

ЖАНРОВАЯ КАРТИНА В. Ефанов «Незабываемая встреча. Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности в Кремле». 1936-1937 гг.

Слайд 55 Текст слайда:

И. Владимиров. Иностранные туристы в Ленинграде. 1937

Слайд 56 Текст слайда:

С.В. Герасимов. Колхозный праздник. 1937

Слайд 57 Текст слайда:

А. Пластов. Колхозный праздник. 1937

Слайд 58 Текст слайда:

А. Дейнека. Стахановцы. 1937

Слайд 59 Текст слайда:

А. Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути. 1938

Слайд 60 Текст слайда:

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА Б.В. Иогансон На старом уральском заводе. 1937

Слайд 61 Текст слайда:

Б. Иогансон. Допрос коммунистов. 1933

Слайд 62 Текст слайда:

ОБРАЗЫ НОВЫХ ЛЮДЕЙ: МОЛОДЕЖЬ, ЛЮДИ ТРУДА А. Самохвалов. Метростроевка со сверлом. 1937

Слайд 63 Текст слайда:

Новые темы: тема советского спорта А. Дейнека. Бег. 1933

Слайд 64 Текст слайда:

Ю. Пименов. Новая Москва. 1937

Слайд 65 Текст слайда:

Гостиница «Москва». 1932-1935

Слайд 66 Текст слайда:

Проект Дворца Съездов. 1930-е г.

Слайд 67 Текст слайда:

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) В саду. Портрет Нины Гиляровской. 1912 год

Слайд 68 Текст слайда:

Портрет К.Е. Ворошилова, 1927 год. 

Слайд 69 Текст слайда:

Ленин на трибуне. 1930 год.

Слайд 70 Текст слайда:

Первая Конная Армия. 1933

Слайд 71 Текст слайда:

К. Малевич Красная конница. 1928-1932 «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». 1918

Слайд 72 Текст слайда:

Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной. 1934

Слайд 73 Текст слайда:

Париж. Кабаре. 1934 год О необходимости изъятия из открытой экспозиции московской Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ русских художников-авангардистов группы «Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок. 1935. 

Слайд 74 Текст слайда:

Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года». Размер холста — 7 на 11 метров (размеры картины «Явление Христа народу» Иванова составляют 5,4 на 7,5 метров). 

Слайд 75 Текст слайда:

И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938

Слайд 76 Текст слайда:

Колхозное стадо. 1950-е гг.

Слайд 77 Текст слайда:

Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б). 1935 год После дождя Портрет балерины О.В.Лепешинской

Слайд 78 Текст слайда:

Семейный портрет. 1938 Деревенская баня. 1938

Слайд 79 Текст слайда:

Портрет И.В. Сталина. 1939 год И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках. Конец 30-х.

Слайд 80 Текст слайда:

Гимн Октябрю. 1942 год. 

Слайд 81 Текст слайда:

И.В. Сталин на передовой 1944 В полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства»

Слайд 82 Текст слайда:

Похороны Сталина. 1953 год. Улица в Бенаресе. 1954 год

Слайд 83 Текст слайда:

Александр Герасимов. Половецкие пляски. 1955 год

Слайд 84 Текст слайда:

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА 1917-1934 гг.

Революционный утопизмХудожественный плюрализмСоциалистический реализм

Авангардисты Октябрьской революции: почему их эпоха быстро закончилась — BBC News Русская служба

29 марта 2017

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I

Автор фото, Getty Images

Октябрьская революция 1917 года, сломав старые порядки, породила и новую культуру. Художники молодой страны Советов создавали смелые и новаторские работы — естественно, на благо государства. Однако эпоха экспериментов оказалась недолгой, рассказывает обозреватель BBC Culture, посетивший выставку в лондонской Королевской академии художеств.

Если бы эта стальная спиралевидная конструкция была действительно построена, она бы на 91 метр превзошла Эйфелеву башню — самое высокое искусственное сооружение в мире на тот момент.

И она сохраняла бы за собой звание самого высокого здания в мире на протяжении более чем 50 лет — вплоть до 1973 года, когда первые арендаторы въехали в офисы башен-близнецов Всемирного торгового центра.

Читайте также:  Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Памятник III Интернационалу, также известный как башня Татлина, был спроектирован российским художником и архитектором Владимиром Татлиным в 1919 году, после Октябрьской революции 1917 года. Его проект отличался радикальной новизной подхода.

Стальной каркас должен был заключать в себе три геометрические фигуры из стекла — куб, цилиндр и конус. Предполагалось, что они будут вращаться вокруг своей оси со скоростью один оборот в год, в месяц и в день соответственно.

Во внутренней части планировалось разместить зал съездов, палату законодательного собрания и информационное бюро III Коммунистического интернационала (Коминтерна) — организации, занимавшейся распространением идей мирового коммунизма.

Автор фото, Victor Velikzhanin/TASS

Подпись к фото,

Макет неосуществленного проекта памятника III Интернационалу («башня Татлина»)

Общая высота башни составила бы более 396 метров.

Однако этот дорогостоящий (Россия была нищей страной, в которой в то время шла гражданская война) и непрактичный (возможна ли такая конструкция в принципе и где, в конце концов, взять столько стали?), невероятно смелый символ современности так и не был построен.

Сегодня он знаком нам только по фотографиям давно уничтоженного исходного макета и реконструкциям.

Татлин был радикальным художником-авангардистом и до большевистского переворота; его дореволюционные конструкции из дерева и металла, которые он называл «контррельефами», были гораздо скромнее по размерам, чем его башня, однако они перевернули традиционное представление о скульптуре.

Вскоре Татлин стал главным апологетом революционного искусства, задачей которого была поддержка утопического идеала страны Советов.

Новое направление в искусстве, решительно отвергавшее все прошлое, было предназначено для граждан нового мира, устремленных исключительно в будущее.

Оно стало известно под названием «конструктивизм» и заняло место в колонне авангарда — рядом с супрематизмом Казимира Малевича (чей «Черный квадрат», написанный в 1915 году, представляет собой своего рода рубеж в живописи) и его последователя Эля Лисицкого.

Подпись к фото,

Символика плаката Эля Лисицкого «Клином красным бей белых»: Красная армия, сокрушающая заслоны антикоммунистических и империалистических сил

Великолепные геометрические абстракции супрематизма превратили станковую живопись в самый радикальный пример использования чистых форм и цветов, и именно Лисицкий наиболее энергично ставил супрематизм на службу власти.

Созданная им в 1919 году литография «Клином красным бей белых» политизирована до предела.

Красный клин, врезавшийся в белый круг, символизирует Красную армию, сокрушающую заслоны антикоммунистических и империалистических сил белой армии.

В этой ранней работе умело обыгрывается пустое и занятое объектами пространство. Позже этот стиль породит проуны — «проекты утверждения нового», как называл их сам Лисицкий: серию абстрактных картин, графических работ и эскизов, в которых приемы супрематизма будут переведены из двухмерного в трехмерное визуальное измерение.

Интересно, что в 1980-е годы именно эта работа вдохновила Билли Брэгга назвать свою группу музыкантов-активистов лейбористской партии «Красный клин».

Размышляя об искусстве и дизайне первых десяти советских лет, мы обычно вспоминаем только таких крупных новаторов, как художница Любовь Попова, которая вскоре призвала отказаться от «буржуазной» станковой живописи и заявила, что задача художника — создавать произведения для народа и нового общества.

Конечно, не можем мы пройти мимо и Александра Родченко — возможно, крупнейшего фотографа, дизайнера-графика и полиграфиста своей эпохи.

Его рекламный плакат 1924 года, на котором Лиля Брик, приставив ладонь ко рту, призывает покупать книги советского издательства «Ленгиз», — возможно, самое известное изображение в истории советского искусства.

Автор фото, Aleksandr Saverkin/TASS

Подпись к фото,

На знаменитом плакате Родченко (1924) Лиля Брик призывает покупать книги

Однако в те первые послереволюционные годы в России одновременно существовало множество течений и стилей в искусстве.

Не все из них стали известными, ведь западных искусствоведов уже давно интересует только радикальная эстетика российского авангарда.

При этом они с готовностью закрывают глаза на его политический подтекст и не обращают внимания на содержательную часть, подчеркивая лишь чисто формальные аспекты искусства.

Ради справедливости надо признать, что такая же судьба была уготована религиозным и мистическим произведениям искусства (приведем в пример хотя бы эзотерические мотивы, которыми пронизана история модернизма). Нам достаточно воспринимать эти работы как живописные полотна и формы: мы игнорируем большую часть символов, которые уже ни о чем нам не говорят.

В огромной экспозиции, охватывающей собой целую эпоху, мы неожиданно сталкиваемся с мало известными за пределами России художниками, которые поддерживали молодое советское государство, используя самые разные художественные приемы.

Здесь традиционный стиль побеждает новизну, а символизм разбивает наголову абстракции.

Подпись к фото,

Ленин был консерватором в вопросах искусства. Такое, консервативно-идеалистическое, искусство в итоге и победило в советской России

Мы видим самые первые ростки социалистического реализма — идеализированного метафорического стиля, в котором героический рабочий класс строит социалистическую утопию под портретами Ленина и Сталина, выполненными в духе реализма XIX века.

Сам Ленин, который умер в 1924 году, по его собственному признанию, был консерватором в вопросах искусства и считал, что авангардизм оттолкнет пролетариат.

Погашенное пламя

Например, здесь можно увидеть большую модель бронзовой скульптуры, проект которой, как и башни Татлина, так и не был реализован.

Памятник, в котором прослеживаются некоторые черты кубофутуризма, посвящен памяти Якова Свердлова — большевистского лидера, умершего во время пандемии гриппа в 1918 году (сегодня некоторые историки считают, что именно Свердлов отдал приказ о расстреле царской семьи Романовых).

Несмотря на некоторые формальные реверансы в сторону модернизма, в скульптуре Веры Мухиной уже можно разглядеть все романтизированные элементы соцреализма: над головой Свердлов держит факел, вокруг его массивного тела развевается плащ, волосы отброшены назад, а голова наклонена, словно герой целеустремленно и мужественно борется с яростным ветром сопротивления.

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

Подпись к фото,

Памятник Веры Мухиной «Пламя Революции» так и не был сооружен, но его проект сохранился: уменьшенная копия выставлена в Третьяковской галерее

Позже, при Сталине, Мухина стала ведущей женщиной-скульптором эпохи соцреализма: она была награждена множеством медалей и премий, а ее триумфом стала скульптура «Рабочий и колхозница» для парижской Всемирной выставки 1937 года, герои которой взирали сверху вниз на столь же монументального имперского орла на павильоне нацистской Германии.

Серп и молот, которые они держали над головами, пришел на смену факелу. К тому моменту Мухина уже отреклась от последних пережитков авангардизма.

Читайте также:  Недорогой хостел online у метро василеостровская - от 350 руб./сутки

К середине 1920-х годов, после смерти Ленина, Советы уже приступили к пересмотру своих революционных достижений, пытаясь построить новую государственную мифологию.

Из сонма шаблонной безвкусицы выделялся Александр Дейнека — удивительно талантливый представитель соцреализма.

Его самая известная работа «Оборона Петрограда» была написана в 1928 году и изображала события Гражданской войны в октябре 1919 года, когда в город вошли белые войска.

Несмотря на бесспорно пропагандистскую цель картины, в ней есть нечто необычное и даже поэтическое.

Автор фото, Victor Velikzhanin/TASS

Подпись к фото,

«Оборона Петрограда» Александра Дейнеки

Измученные солдаты бредут по платформе в верхней части полотна, образуя своего рода фриз, а внизу в обратном направлении уверенно маршируют крепкие рабочие — бойцы революции, вооруженные и готовые умереть за свое государство.

Однако эпоха смелого эксперимента, вдохновлявшая ранних абстракционистов, уже подходила к концу.

К началу 1930-х годов Сталин начал борьбу с авангардом: Родченко, Малевич и многие другие были вынуждены отказаться от своих «формалистских» взглядов.

В этой удушливой атмосфере работа художников, писателей и режиссеров подвергалась жесткой цензуре, каждый их шаг контролировался сверху.

Тому, кто не хотел оказаться в ГУЛАГе, не оставалось иного выхода как подчиниться.

С воцарением социалистического реализма как единственного официально одобренного стиля невероятно динамичная, но короткая история российского авангардизма и художников-новаторов подошла к концу.

Подпись к фото,

Многие советские художники-новаторы быстро перековались и стали соцреалистами. Однако в работах наиболее талантливых из них сохранилась необычная поэтичность (на снимке — посетитель галереи у картины Александра Дейнеки)

Подпись к фото,

Соцреализм в итоге победил, поскольку был официально одобрен советской властью

Формирование соц. реализма. Истоки. Отношения соцреализма и авангарда

Луначарский был первым литератором, заложившим его идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм».

К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе» Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин .В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства.

Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жёстким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.

Основные принципы:

Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.

Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.

Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

В годы, последующие за этим постановлением ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, был проведён ряд крупных мероприятий, направленных на развитие искусства в требуемом для государства русле. Расширяется практика государственных заказов, творческих командировок, устроения масштабных тематических и юбилейных выставок.

Советские художники создают множество произведений (панно, монументальных, декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало важный этап возрождения монументального искусства как самостоятельного.

В этих работах стало очевидным, что тяга советского искусства к монументальности является не случайной, а отражает «грандиозные перспективы развития социалистического общества авангардная форма искусства революционна, но она внеидеологична. Этими формами в равной мере созидалась реальность, как в период капитализма, так и социализма.

Глухота авангардной формы к социальным доктринам очевидна. Конструктивизм послуживший основой для производственного искусства, архитектуры, живописи, графики и скульптуры созидал формы, безучастные к идеологии. Он произвел функционально оправданный практичный стиль в России в условиях неразвитой экономики.

В начале 1920-х годов в составе авангарда находились станковисты — абстракционисты и радикально им противостоящие » производственники «, вскоре размежевавшиеся со всяким эстетическим пониманием искусства, ибо лидеры их (Б.Арватов, Н.Чужак, О.Брик, С.

Третьяков и другие) рассматривали искусство как » социально — трудовую деятельность, как специфическую отрасль общественно — полезного труда «.

Относясь преимущественно к сфере материального производства, «деланию вещей», это крыло авангардного творчества по своей природе не могло участвовать в сотворении мифа о будущей счастливой жизни и, тем более, текущей реальности. Посему авангард нельзя назвать соучастником соцреалистической мифологии.

Соцреализм созидал жизнь на идейно — эстетическом уровне, воспользовавшись формами реализма ХIХ — ХХ века, по причине чего, ни по форме, ни по существу не мог унаследовать » дух » авангарда. Между тем из приведенной выше декларации отдела ИЗО Наркомпроса видно, что первоначально авангард рассматривал свою роль, как сокрушителя традиционного искусства. Когда эта задача частично реализовалась путем самонизведения общественной роли авангарда, то пришедшие на смену традиционалисты предложили путь созидания, восстановив в правах культуру низвергнутого мира. История как бы подправила заносчивость авангарда, напомнив искусству о необходимости уважения традиций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector