Культурная деятельность. Часть III

Основы законодательства Российской Федерации о куль- туре, утвержденные Верховным Советом РФ от 9 октября 1992 г.

№ 3612-1 (далее – Основы законодательства о культуре), связывают понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности но сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

При этом под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

  • – воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
  • – развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • – сохранение культурных ценностей и традиций пародов РФ, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
  • – поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Организационную основу отрасли культуры составляют в современных условиях государственные учреждения культуры, что сохранится и в ближайшем будущем. Часть из них переходит в подчинение органов местного самоуправления.

Государственные учреждения культуры разделяются по подчиненности на:

  • – находящиеся в ведении федеральных органов;
  • – находящиеся в ведении субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей);
  • – находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В общей форме политика государства и его полномочия в отношении учреждений культуры определяется в следующих положениях: стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечивает условия труда и занятости творческих работников; способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества; совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности; способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре (ст. 27 Основ законодательства о культуре). Эти намерения и полномочия государства относятся также ко всем объединениям творческих работников, что также закреплено в Основах законодательства о культуре (ст. 78).

Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация.

И соответственно, творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связан он или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

В культуре большая роль принадлежит профессиональнотворческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законодательством.

Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, регионального или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры утверждаются актами Правительства РФ, Минкультуры России, органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальными органами местного самоуправления.

При этом органы управления культурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначения руководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управления государственным (муниципальным) имуществом.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры.

Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной.

Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Министерство культуры РФ (Минкультуры России) согласно постановлению Правительства РФ от 20 июля 2011 г.

№ 590 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Минкультуры осуществляет:

  • – ведение Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов;
  • – ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • – лицензирование деятельности но сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иные функции, предусмотренные законодательством.

Осуществляя контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану, руководители органов Минкультуры России, их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.13, 7.14, 7.16, 7.33 КоАП РФ.

На Минкультуры России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему агентств: Федерального архивного агентства (Росархив) и Федерального агентства по туризму (Ростуризм), действующих на основе специальных Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Минкультуры России наделено множеством полномочий, среди которых право принимать самостоятельно нормативные правовые акты в сфере своей деятельности (например, определение порядка хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов РФ; положение о Музейном фонде РФ; положение о Государственном каталоге Музейного фонда РФ; положение о специальном фонде (реестре) перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности РФ, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности; порядок регистрации и отнесения документов к книжным памятникам; положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) пародов РФ; реставрационные нормы и правила; перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями; координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации; а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ).

В ведении Минкультуры России находится библиотечно- информационные организации, также министерство осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Согласно Административному регламенту предоставления Минкультуры России государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения, утвержденному приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г.

Читайте также:  Открытие цирка Чинизелли

№ 683, оно выдает обязательные для исполнения предписания: о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера; о привлечении к ответственности, установленной законодательством РФ, и (или) об отстранении от должности должностных лиц органон исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Важным направлением деятельности Минкультуры России является разработка предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия для направления в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО.

Основные положения разработанной федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г.

№ 186, направлены на сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизации учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности информатизация отрасли; модернизацию системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрану и популяризацию культурного наследия народов РФ; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Социально-культурная деятельность — кем работать, виды и задачи профессии

Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.

Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.

Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.

Крупные вузы России для обучения по специальности СКД

Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.

  • Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).
  • Самыми популярными и востребованными вузами являются:
  • Московский городской педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Московский государственный институт культуры;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Краснодарский государственный институт культуры.

Экзамены, необходимые для поступления

Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?». 

  1. Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.
  2. Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:
  • математика (базовая);
  • русский язык;
  • история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).

Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.

Сроки обучения и форма обучения

Сроки и форма вполне стандартные:

  • очная форма – 4 года;
  • заочная форма – 5 лет.

Какие предметы изучают студенты

Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.

По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:

  • русская и зарубежная литература;
  • история кино / музыки / искусств;
  • основы культурной политики;
  • педагогика;
  • история, теория, методология СКД.

На выходе получается специалист, готовый:

  • руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;
  • проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;
  • формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;
  • заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;
  • создавать новейшие технологии развития досуговой области.

Кем можно работать после обучения

Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:

  • аниматор;
  • игромастер;
  • культуролог;
  • продюсер;
  • менеджер по организации мероприятий;
  • специалист по работе с молодёжью;
  • социальный педагог;
  • арт-менеджер;
  • руководитель в сфере образования;
  • педагог-организатор культурного досуга.

Какова зарплата специалиста

По окончании вуза каждого молодого специалиста интересует размер его будущей заработной платы. Средняя зарплата выпускника данного направления составляет около 30-40 тысяч рублей. 

Процент трудоустроенных выпускников направления «Социально-культурная деятельность» составляет 77,61%.

Надо отметить, что эти показатели сильно варьируются в зависимости от выбранной профессии. К примеру, если вы решили заняться продюсированием, то можете ожидать шестизначные числа в своих гонорарах. 

Не стоит забывать, что подобных заработков добиваются только самые талантливые, коммуникабельные и удачливые люди. Так что не стоит поступать на продюсера только из желания заработать. 

Ведь человек сможет стать первоклассным специалистом и зарабатывать большие деньги в любой области, достаточно лишь любить свою профессию, а также быть готовым ежедневно трудиться и учиться чему-то новому.

Культура — основные виды, формы, характеристики

  • Skysmart
  • Блог
  • Обществознание
  • У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
  • Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
  • В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
  • В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
  • Как еще понимают культуру:
  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
  • как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Читайте также:  Реки Санкт-Петербурга

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
  • Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
  • Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
  • Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:

  • по связи с религией — религиозная и светская;
  • по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;
  • по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией — сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

  • трудна для понимания для неподготовленных людей;
  • эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

  • следование традициям и ритуалам;
  • ограниченное информационное поле.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

  • имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
  • чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
  • носит коммерческий характер;
  • в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

  • формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
  • произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
  • отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
  • отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

  • снижает общий уровень духовной культуры общества;
  • ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
  • рассчитана на пассивное потребление;
  • формирует стереотипы в сознании людей;
  • формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

  • адаптация человека к окружающему миру;
  • удовлетворение его материальных потребностей.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;
  • философии;
  • науки;
  • религии;
  • морали и пр.

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

  • стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
  • ориентация на идеальные формы;
  • глубокая нравственная традиция;
  • большая свобода творчества;
  • неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

  • хранение культурного опыта;
  • средство понимания и объяснения мира;
  • регулирование взаимодействия людей в социуме;
  • формирование общественных ценностей и идеалов;
  • воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

  1. Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

  2. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

  3. Разновидности субкультур:
  • подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);
  • религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
  • этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

  • наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
  • специфический образ жизни и привычное поведение;
  • наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
  • формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Таблица «Виды культуры»

МассоваяЭлитарнаяНародная
  • Коммерциализация духовной деятельности
  • Приоритетное развитие развлекательных жанров
  • Ориентация на запросы широкого круга потребителей
  • Направленность на получение прибыли
  • Носит развлекательный характер
  • Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
  • Тиражирование стандартизированных ценностей
  • На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
  • Доступность изложения
  • Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
  • Привлечение популярных актеров
  • Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
  • Адресована всем, без различия классов, наций, пола
  • Действует как механизм «внушения и заражения»
  • Является порождением технического прогресса
  • Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
  • Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
  • Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
  • Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
  1. Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
  2. Сложность содержания
  3. Нестандартность художественных средств
  4. Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
  5. Безграничное самовыражение творца
  6. Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
  7. Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
  8. Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
  9. Оригинальность и индивидуальность работ
  10. Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
  11. Отличается замкнутостью
  • Анонимность произведений
  • Передача преимущественно в устной традиции
  • Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
  • Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
  • Отражает национальный характер
  • Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
  • Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
  • Традиционность и пассивность

Скачать таблицу

Культурно-творческая деятельность учреждений социально культурной сферы (курсовая работа)

  • Тема моей курсовой работы – «Культурно-творческая деятельность учреждений социальной культурной сферы».
  • Важность культурно-творческой деятельности учреждений социально культурной сферы в том, что они удовлетворяют и развивают культурные потребности и интересы как отдельной личности, так и социума в целом.
  • Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Читайте также:  Спасо-преображенский собор в санкт-петербурге

Клубы прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни.

Они выступают как важнейшие центры обобщения людей.

К клубным учреждениям относятся и маленькие клубы, и дома творчества, и дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие — в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

  1. Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.
  2. Актуальность выбранной темы определяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.
  3. Целью данной курсовой работы является исследовать и проанализировать культурно-творческую деятельность учреждений социальной культурной сферы.
  4. Задачи моей курсовой работы:
  1. Выявить специфику организации СКД.
  2. Выявить особенности культурно-творческой деятельность учреждений социальной культурной сферы.
  3. Выявить положительные и отрицательные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.

Методологическую основу исследования составили работы авторов:

  1. Ерошенков И.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.
  2. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.
  3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.
  4. Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.
  5. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ.

1. Специфика организаций СКД

1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.

  • Социально-культурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.
  • Культурно-досуговая деятельность- составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).
  • Культурная деятельность — это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.
  • К культурным ценностям относятся:
  • нравственные и эстетические идеалы;
  • нормы и образцы поведения;
  • языки, диалекты, говоры;
  • национальные традиции, обычаи, обряды;
  • фольклор;
  • художественные ремёсла и промыслы;
  • произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие
  • историко-культурную значимость.
  1. Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
  2. Творческая деятельность – создание культурных ценностей.
  3. Сферы культурной деятельности:
  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере культуры;
  • научные исследования в сфере культуры;
  • занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Социально-культурная деятельность — это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности и группы в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

  • Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.
  • Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года.
  • В законодательстве чётко определены понятия: «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность», «культурное достояние», «государственная культурная политика», основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.
  • Особенности социально-культурной деятельности:
  • осуществляется в свободное время;
  • отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;
  • характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.
  • СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.

В рамках закона рассматриваются следующие направления:

  • Экономическое — вложение средств в развитие отечественной культуры, развитие различных типов учреждений Культуры.
  • Гуманитарное — определяет содержание деятельности, изучение и использование передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной деятельности.
  • Организационно-управленческое — решаются вопросы управления, руководства, прогнозирования, диагностика.
  • Отличительные черты социально-культурной деятельности:
  • гуманистический характер;
  • культурологический характер;
  • развивающий характер.
  1. Свободное время — часть внерабочего времени, за вычетом необходимого ради различных нужд, используемых человеком по собственному усмотрению.
  2. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное потребление, например, чтение средств массовой информации и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров, любительские занятия — личные хобби и занятия в различных объединениях.
  3. Главной задачей организации досуга является — удовлетворение духовных потребностей личности в сфере досуга.

Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе.

Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях.

Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).

Главные задачи социальной деятельности:

  1. Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании, для их жизненного самоутверждения.
  2. Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.

Досуг — осуществляется в свободное время.

Досуг — эта та часть свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных потребностей.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации.

Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению.

Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

  • В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.
  • Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней гармонически развитой личности.
  • Характерные черты социально-культурной деятельности:
  • свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;
  • многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных интересов любых социальных групп;
  • сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным характером воспроизводства;
  • творческий характер — это когда сам создаю, сам исполняю;
  • репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы, ориентированные на общение людей).

Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности ,т.е. включение личности в социально-культурный процесс.

Основные виды социально-культурной деятельности:

  • Активный и пассивный отдых.
  • Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу, способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.
  • Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.

Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.

1.1.1. Принципы социально-культурной деятельности

  1. Также и функции составляют теоретическую основу социально-культурной деятельности.
  2. Принцип — это основное требование, предъявление к работе какого-либо учреждения (культурно-досугового) при оценке объёма и качества работы.

  3. Две группы принципов социально-культурной деятельности:
  • доступность;
  • комплексность;
  • преемственность;
  • последовательность;
  • целенаправленность;
  • массовость.
  • дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей человека.
  • учёт интересов и особенностей аудитории;
  • опора на инициативность и самодеятельность масс.

Планомерное следование этим принципам сделаю работу в рамках социально — культурной более интересной и качественной, что позволяет проводить работу по удовлетворению духовных потребностей человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector