Культурная деятельность. Часть II

Актуальность исследования. В настоящее время История социально-культурной деятельности только складывается как самостоятельное научное направление. Формирование и уточнение ее собственных методологических основ необходимо для актуализации и предания вектора конкретным научным исследованиям в этой области.

Степень изученности проблемы. Выделяться в самостоятельное направление история СКД начала в 1990-х гг. Предшествовавшие работы, объединенные общей тематикой истории культурно-просветительных учреждений, являются лишь частью общеисторических исследований [1 и др.].

Как таковых специальных работ посвященных методологии того направления не было, однако в советский период существовали наработки по его историографии [15]. Теоретическое осмысление нового направления началось в начале 2000-х гг.

и зачастую шло и идет не просто одновременно с созданием конкретных историко-педагогических исследований, а в определенной степени опережая их, фактически задавая новые подходы, проблемы и их решения. Ведущая роль здесь принадлежит исследователям, работающим в университетах культуры (Жарков, А.Д., Ярошенко, Н.Н., Клюско, Е.М. Киселёва, Т.Г., Красильников, Ю.Д. (МГУКИ), Литовкин, Е.В.

(Ряз. фил. МГУКИ), Туев, В.В. (КемГУКИ), Рябков, В.М. (ЧАКИ). Также по причине отсутствия устоявшейся общепризнанной методологии широкому кругу исследователей приходится пусть и косвенно, но затрагивать данную проблематику в своих непосредственно исторических работах [10 и др.].

Главным фактором, влияющим на формирование истории СКД, как научного направления, является ее междисциплинарный историко-педагогический характер. Как результат – две тенденции развития.

Во-первых, это связь современных исследований в области истории СКД с общекультурными историческими исследованиями, рассматривающими историю СКД как часть истории культуры вообще [6 и др.]. Так до 1990-х гг.

культурный досуг изучался лишь в контексте общественно-бытовой жизни, как средство идеологического воспитания (в рамках истории культпросвет работы), а также в контексте противопоставления рабочего, внерабочего и свободного времени [14].

Во-вторых, рассмотрение ее как части общей теории СКД, делящейся на так называемую триаду: теория, история и практика СКД [21, с. 18-35]. С этих позиций сдерживающим фактором выделения Истории СКД в специализированную отрасль научного знания было отсутствие в советский период общей теории культурно-просветительной работы. Лишь на момент 1990-х гг. можно говорить о появление научных основ общей теории СКД [5]. И поэтому как результат обособление истории СКД.

Ключевыми проблемами Истории СКД является создание собственной методологии историко-педагогических исследований, формирование и уточнение понятийного аппарата, разработка собственной периодизации, а также решение источниковедческих проблем.

В настоящее время История СКД не имеет как таковой собственной методологии. Заимствование подходов у других наук явление не новое. Пугает неразработанность тех научных категорий и положений, которые не могут быть заимствованы.

Это – объект, предмет (понятийный аппарат вообще), проблемное поле и периодизация.

Понятийный аппарат. Прежде всего, необходимо определиться с ключевым понятием «социально-культурная деятельность» и понятиями, стоящими в одном ряду с ним (культурно-досуговая деятельность, культурно-просветительная работа, социально-культурная инфраструктура и т.п.).

Социально-культурная деятельность трактуется сейчас, как самодетерминированная деятельность людей в условиях свободного времени. Она выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта [18, с. 25-39]. По времени это самый молодой термин и сейчас центральный.

Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга. Первым стал подход определяющий досуг как один из видов человеческой деятельности. Радикальная трансформация повседневной жизни во второй половине XX в. перевернула традиционные представления людей о досуге.

В данной концепции понятие «досуг» рассматривается в системе категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени», и определяется как нерегламентированная, добровольная деятельность. На рубеже 70-80-х гг. XX в. обозначились альтернативные позиции [7].

Одна из них сводилась к определению досуга как деятельности, направленной на всестороннее развитие человека. По другой делался акцент на многообразие занятий вне сферы труда, семьи и быта, будь то, как развивающих, так и не развивающих, вплоть до девиантных. Последней по времени стала попытка анализа феномена досуга с позиций теории культуры [9].

Делается акцент на культурные потребности, являющиеся мотивом для досуговой деятельности. Досуг стал рассматриваться как деятельность человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры.

Так появился термин «культурно-досуговая деятельность», являющийся видовым по отношению к более общему, родовому понятию «досуговая деятельность» («досуг»). Современная теория выделяет множество форм проявления этой деятельности. Они различаются по субъекту, по месту осуществления, по характеру организации, по наличию творческого элемента и т.д.

До сих пор не существует общепризнанного объекта и предмета, есть лишь отдельные попытки их формулирования, обобщив которые можно сказать следующее [22 и др.]. Объектомистории СКД может являться вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории.

Если объект отвечает на вопрос – что мы изучаем, то предмет – через что, через какие закономерности мы это изучаем [3]. Следовательно, можно предположить, что предметомистории СКДявляются процесс развития явлений СКД на различных исторических этапах, механизмы и закономерности этого развития.

Однако помимо фундаментальных задач История СКД также призвана способствовать решению практических задач социально-культурных учреждений.

Важное место в общей теории СКД занимает такое понятие как «социально-культурная инфраструктура», которая является частью «социальной инфраструктуры», а та в свою очередь частью «инфраструктуры» вообще [19].

При всей дискуссионности, главным признаком инфраструктуры признается обеспечение функционирования материального производства и условий жизни людей.

Все нюансы касательно понятия «социальной инфраструктуры» можно свести к следующим основным позициям.

  • Направленность на удовлетворение социальных потребностей населения.
  • Представленность группой обслуживающих отраслей и видов деятельности, удовлетворяющих потребности человека, обеспечивающих воспроизводство кадров и воспитание человека.
  • Материально-вещественных характер ее элементов.

Из ряда близких по смыслу понятий большее распространение сейчас получает термин «социально-культурной инфраструктуры», хотя развернутой характеристики так и нет. Однако определенно есть тенденция к расширению ракурса проблемы, включения наряду с институциональными неинституцианальных образований, способствующих организации досуга населения.

Следует заметить, что ее объем и структура, в каждой конкретной стране, в каждый конкретный исторический период, различны. На нее влияет множество факторов. Так для исследований советского периода уместно понимать под ней сугубо систему учреждений культуры.

Сейчас же, учитывая технические средства, позволяющие свободно пользоваться инфраструктурой других стран, понятие социально-культурной инфраструктуры следует понимать гораздо шире.

В настоящее время нет устоявшейся общей структуры истории СКД. Однако большим потенциалом обладает предложенная Литовкиным схема историй СКД [12, с. 102-113].

Используя системный подход, он предложил следующую схему на основе выделения вертикальных и горизонтальных групп историй. Вертикальную составляют общая и региональные истории, горизонтальную — отраслевые и частные истории СКД.

Автор этой схемы считает, что только сформированные региональные и отраслевые истории создадут предпосылки для написания общей истории СКД.

Вопрос собственной периодизации Истории СКД остается открытым [16, с. 233-237]. В советское время в основе периодизации культурно-просветительной работы лежала ленинская концепция национально-освободительного движения [13].

Периодизация не опиралась на внутренние изменения сферы, а увязывалась с периодами социально-экономического и политического развития страны. Также в этот период существовала тенденция к микродроблению. Однако в основе деления должно лежать качественное изменение всей системы, а не отдельных её элементов [3].

Поэтому в современных периодизациях Истории СКД видна тенденция к укрупнению периодов.

Существует две тенденции касательно точки отсчета Истории СКД. Первая говорит о начале истории СКД только с появлением целенаправленного педагогического процесса в сфере досуга.

Вторая указывает на источники СКД еще в стихийных форма досуга, где отсутствует целенаправленная работа субъектов. Выходом может стать введение так называемого протопериода.

Таким образом, точка отсчета сдвинулась с 2 пол. XIX в. к началу X в.

Следующая проблема – формулирование критериев и их характеристик для выделения этапов. Литовкин предложил принять за эти критерии смену досуговых ориентаций, изменения содержания и форм досуговой деятельности населения [11, с. 10-26].

Жарков и Чижиков попытались переосмыслить периодизацию СКД, опираясь на становление досуговых форм в широком социальном контексте [8]. Туев взял за основу содержательную доминанту [17]. Он выделил шесть основных периодов.

Содержание культурно-досуговой деятельности в каждый период соответствующего названия этого периода. Ярошенко использует за критерий уровень специализации социально-культурной деятельности относительно других общественных практик, а также уровень научного обоснования социально-культурной практики [20].

Также им была предложена еще одна периодизация на основе доминирующих парадигм изучения социально-культурных процессов. Можно констатировать, что вопрос периодизации является сейчас наиболее дискуссионным.

Если говорить о более частных вопросах, то следует отметить следующие проблемы истории СКД как научного направления. Во-первых, разная степень изученности различных периодов истории СКД, то что изучено — изучено поверхностно, есть периоды, которые до сих пор являются «белыми пятнами».

Во-вторых, проблема недостаточность источниковой базы, что проявляется в использовании весьма ограниченного однообразного перечня источников. В-третьих, проблема преодоления мифов в педагогической истории СКД. Оценка педагогических концептов должна вестись в соотнесении с реалиями рассматриваемых периодов и с достижениями современной педагогической науки.

В-четвертых, проблема недостаточного педагогического подхода в исследованиях феноменов досуга, народного творчества, социально-культурной деятельности. Следует отметить, что, несмотря на государственный статус этого названия сферы, в научном сообществе пока нет единства в отношении его признания.

Одни предлагают сохранить прежнее название «культурно-досуговая деятельность» [4], другие даже предлагают назвать сферу «прикладной культурологией» [2, с. 24-25].

В целом, несмотря ряд уже достигнутых научных и методических наработок, остается еще немало белых пятен, нуждающихся в изучении. Процесс научного осмысления социально-культурной сферы продолжается.

Существует тенденция к расширению, как хронологических рамок, так и предметного поля.

Изучение ключевых проблем истории социально-культурной деятельности, безусловно, нуждается в своем дальнейшем развитии.

Литература:

  1. Андреева, М.С. История культурно-просветительной работы в СССР. — Ч. 2. /Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой. — М.: Просвещение, 1974.

  2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология в системе научного обеспечения социально-культурной деятельности //Время культуры и культурное пространство. — М., 2000. — С. 24-25. и др.

  3. Добриянов, В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. — М., 1968. 

  4. Жарков, А.Д, Чижиков, В.М. Теория, практика и методика научных исследований. — М.: МГУКИ, 1994.

  5. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.

  6. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты. — М.: МГУКИ, 1999.

  7. Коржева, Э.М. Актуальные проблемы свободного времени в интерпретации французских социологов //Франция глазами французских социологов. – М.: Наука, 1990.

  8. Культурно-досуговая деятельность /Под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. — М.: МГУКИ, 1998.

  9. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. — Свердловск, 1991.

  10. Литвинцева, Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в Петровский период /Дисс. … канд. пед. наук. — С.-Петербург, 1993.

  11. Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. /Кемеровск. гос ун-т культуры и ис­кусств. — Кемерово: КемГУКИ, 2007.

  12. Литовкин, Е.В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2003.   № 1.

  13. Пиналов, С.А., Г.И. Чернявский, А.П. Виноградов История культурно-просветительной работы в СССР. — Киев, 1983.

  14. Рывкина, Р.В. Образ жизни сельского населения. — Новосибирск, 1979.

  15. Рябков, В. М. Историография культурно-просветительной работы в СССР в период совершенствования социализма 1961-1985 гг. — Челябинск: ЧГПИ, 1987.

  16. Рябков, В.М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности //Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 3.

  17. Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. — Кеме­рово: КемГУКИ, 2007.

  18. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) //Ученые записки /Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2001. — Вып. 23.

  19. Туев, В.В., Павлюк, Н.С. Состояние инфраструктуры культуры современного сибирского города: Тенденции ее динамизации //Проблемы перестройки территориальной структуры управления сферой культуры: матер. регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 1991.

  20. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. — М: МГУКИ, 2000.

  21. Ярошенко, Н.Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов //Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей /Науч. ред. Е.М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007.

  22. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. и др.

Читайте также:  Хостел «уютное место» у метро «адмиралтейская», цена от 500 руб.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, история, общая теория, социально-культурная инфраструктура, деятельность, культурно-просветительная работа, понятийный аппарат, советский период, научное направление, свободное время.

Основные исторические этапы становления и развития культурно-досуговой деятельности

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

Период I. Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем.

Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной. Следует также отметить, что использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.

Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга.

Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями.

Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека.

В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.

Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. — вторая половина XIX в.). Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские».

Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время.

Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX — начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс.

В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга.

Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы.

С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.

Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы.

В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность. Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре.

Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, «буржуазно-светского», фольклорного досуга сохранялись в обществе.

Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу.

Был создан государственный орган – Комитет по делам культурно-просветительных учреждений – и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы.

Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели.

В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения.

В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.

Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. – 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений.

Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы.

Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название «культурно-досуговая деятельность».

Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе.

Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. И как справедливо отмечал Н.Н.

Ярошенко, «одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является … изменение названия нашей отрасли вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Этот шаг позволил обозначить специфику отраслевой педагогической деятельности и отказ от просветительного, а, скорее, назидательного, поучающего характера педагогической работы и, безусловно, ускорил процесс теоретико-методологической рефлексии, поиска новых идеалов воспитания в сфере свободного времени» .

Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества.

Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «Социально-культурная деятельность».

Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.

Калинин А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере -2018. Выпуск 5 (26) (сентябрь-октябрь) -Выпуски журналов

   Сегодня деятельность учреждений культуры обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга.

  Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения культуры  могут обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности,  их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения.

«Знать необходимо не за тем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать», — пишет М. Горький. (1,с.123) Слова известного писателя двадцатого века сказаны с невероятной точностью и с каждым днем становятся все более актуальней уже в наше время.  

  Культурно-досуговая деятельность является непосредственным приемником культурно-просветительной работы и представляет собой основополагающую инфраструктуру социально-культурной деятельности.

   Культурно-досуговая деятельность заключает в себе понятия «культура», «досуг», «культурная деятельность». А.Д.

Жарков, опираясь на различные научные труды, приводит следующие трактовки данных понятий: «Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата» (4, с.26).

    Из определения следует, что культура – это все, что создал человек, весь комплекс материальных благ и духовных ценностей. Духовные ценности человека не могут быть вне его культуры —  одно всегда вытекает из другого. Следовательно, духовные ценности есть основа культурно-досуговой деятельности.

  Говоря о культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть понятие досуг. По мнению А.Д. Жаркова, «досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечения и других видов нерегламентированной деятельности.

Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей»(4, с.26).

   В законе о культуре приводится следующее определение культурной деятельности: «культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей»(5).

Читайте также:  Музей-квартира бенуа на васильевском острове: адрес, режим работы

Если мы соберем данные определения воедино, то выясним, что культурно-досуговая деятельность есть деятельность по сохранению, созданию, трансляции и освоению культурных ценностей в сфере свободного времени, носящая добровольный характер.

По мнению автора, грубых ошибок в этом определении нет, однако, конечно же, данное понятие намного глубже и многограннее.

   Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, методика, организация, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности(2,с.5).

   Стоит отметить, что такие компоненты системы как учреждения культуры сами являются сложной системой, обусловленной их разнообразными типами (концертный залы, клубы, парки, музеи и т.д.) и внутренней материально-технической и организационной системами.

К учреждениям культуры так же относятся научные, высшие и средние учебные заведения, такие как МГИК, МОКИ (областной колледж искусств), СПбГИК, КемГИК и так далее, которые так же являются сложными системами.

Все это многообразие учреждений культуры является подсистемой в системе культурно-досуговой деятельности.

 Важной чертой системы культурно-досуговой деятельности является ее динамизм и скорость развития относительно современных тенденций: «целостную систему культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать как процесс постоянного развития неразрывного единства теории, организации и методики создания условий для личности в предметной деятельности, смысловым и эмоциональным воздействии на посетителей в учреждениях культуры. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента» (2,с.20).   

  Но в высокой динамике сферы культурно-досуговой деятельности кроется и проблема: большинство учреждений культуры не успевают за растущими потребностями общества к высокотехнологичным и зрелищным культурно-досуговым программам.

Кроме того, из-за стремительного развития данной сферы, проблема подготовки кадров, отвечающих всем современным требованиям и разбирающихся в тенденциях культурно-досуговой сферы, становится особо острой.

Этому целиком посвящена деятельность кафедры культурно-досуговой деятельности в МГИК.

   В социально-культурной сфере культурно-досуговая деятельность представляет собой педагогический процесс, который обусловлен спецификой досуга.  Исходя из этого можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность имеет форму взаимоотношений «субъект-субъект». А.Д.

Жарков называет взаимосвязь специалиста культурно-досуговой деятельности и населения «встречными потоками». Зритель культурно-досуговой программы редко пассивный наблюдатель, а чаще активный сопереживающий участник, вовлеченный в действие и участвующий в нем, если не «физически», то интеллектуально и  эмоционально.

Таким образом, создается специфическая для культурно-досуговых программ атмосфера, происходит «сотворчество» двух субъектов.

   Культурно-досуговая деятельность по содержанию подразделяется на четыре вида деятельности. Это познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, практически-преобразующая и творческая.

Познавательная деятельность удовлетворяет потребность посетителей учреждения культуры в усвоении информации и получении новых знаний, благодаря участию в кружковых формированиях, дискуссионных клубах, лекциях, информационно-просветительных программах и т.д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет сформировать, укрепить, скорректировать или полностью изменить своё мнение и отношение к событиям современности, к исторически сложившимся духовным ценностям, поступкам окружающих или своим собственным.

 Практически-преобразующая деятельность характеризуется стремлением к развитию личности путем практических действий. Творческая деятельность – важнейший компонент культурно-досуговой деятельности, который пронизывает все ее формы и виды. Благодаря творческой деятельности раскрываются личностные качества человека, его интересы, эстетические вкусы, темперамент, психологические установки.

  Содержание культурно-досуговой деятельности характеризуется целостностью, так как  данные виды деятельности всегда находятся в синтезе. Практически-преобразующая деятельность не может быть обособлена от творческой, равно как и познавательная – от ценностно-ориентированной. Специалистами культурно-досуговой деятельности практикуется лишь различная мера их сочетания.

   Ведущими функциями культурно-досуговой деятельности являются рекреационная и гедонистическая. Первая отвечает за отдых после трудового дня и психологическую разрядку. Вторая – за удовольствие и наслаждение. Данные функции тесно связаны друг с другом.

   Социальные функции культурно-досуговой деятельности реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях, что  являются прямым отражением закона о культуре Российской Федерации.

Задача культурно-досуговой деятельности на федеральном уровне – создать возможность для вовлечения различных слоев населений, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь.

На местном уровне – развить общественно эстетическую организованную среду, создать условия для совершенствования деятельности учреждений культуры.

   В функции культурно-досуговой деятельности на федеральном уровне входят:  защита национальных культур и языка, его продвижение на мировой арене при расширяющихся международных контактах. На региональном уровне – обеспечение развития региональных культур и сохранения культуры прошлого; налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.

  •    Все вышесказанное подтверждает закон о культуре, в котором сказано: «В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования, прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек» (5).
  •    Дабы подтвердить общность целей культурно-досуговой деятельности и целей Государственной культурной политики, приведу всего несколько целей из соответствующего указа Президента РФ от 24 декабря 2014 года:
  • — создание условий для воспитания граждан;
  • — сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
  • — передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения. (8)

   Следовательно, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность не что  иное, как мощный инструмент реализации социальной государственной стратегии в таких  аспектах, как сохранение, развитие, трансляция духовных и культурных ценностей и т.д. Неразрывная связь с жизнью и практическими задачами реформирования нашего общества является  важнейшем принципом культурно-досуговой деятельности.

   «Оказывая влияние на внутренний мир и образ действия большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни» (3,с.337).

   Грамотность в теории культурно-досуговой деятельности в совокупности с практическими навыками дают специалисту инструменты массового воспитания, инструменты, позволяющие «реформировать» сознание людей, транслировать традиционные духовные ценности и создавать мощную опору государства в лице его граждан. К этой стратегической цели стремится культурно-досуговая деятельность. «Генеральной целью культурно-досуговой деятельности, – пишет А.Д. Жарков – можно считать повышение общей культуры людей, частными целями – воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п.» (2,с.50). Средств достижения данной цели множество. Искусство и наука являются основными. Как писал Лев Николаевич Толстой: «Искусство есть одно из средств единения людей, а наука –это не только логика, но также источник сложных эмоций» (6,с.136).

  Таким образом, системно организованная и выстроенная в контексте «субъект-субъектной коммуникации» культурно-досуговая деятельность способна повлиять на развитие социально-культурной сферы и обеспечить эффективную трансляцию и сохранение культурных ценностей страны. А непосредственно работа культурно-досуговых учреждений может обеспечить персептивно-коммуникативный процесс  чрез культурно досуговые программы. Это подтверждает актуальность выбранной темы и выдвигает ее изучение на ответственные рубежи. 

1. Горький М.. Собрание сочинений: в 30 т. – Т. 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933-1936). – М.: ГИХЛ, 1953.

  1. 2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002.
  2. 3. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. – М.: МГУКИ, 2012.
  3. 4. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Часть II. — Москва: МГУКИ, 2004, 

Культурно-досуговая и социально-культурная деятельность: сравнительный анализ

понятий, сущность, специфика.

Сущность, функции и принципы социально-культурной деятельности

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включённая в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

О социально-культурной деятельности написано мало несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом многих исследований как научного, так и прикладного характера.

Культурно-досуговая деятельность настолько разнообразна, насколько развиты культурные интересы и потребности населения.

Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа.

В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам «космос») культурно-досуговая деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.

  • В отличие от социально-культурной, культурно-досуговая деятельность более наполнена искусством, в том числе и эстрадным; это проявляется в коллективных и индивидуальных формах творчества, в создании художественных произведений, театрализованных представлений, игровых и конкурсных программ.
  • В концептуальных подходах к теории эстрадного искусства социально-культурная деятельность является, с одной стороны, смыслосодержательной, а с другой – структуро-образующей.
  • Здесь надо различать общественно регулируемую часть и лично регулируемую.
  • Многообразие социально-культурной деятельности порождает и соответствующее число подходов, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания, в том числе и эстрадного искусства.

Уже при первичном анализе социально-культурной деятельности обращает на себя внимание широта и глубина рассматриваемого феномена. Данное понятие складывается из четырёх терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг». В научной литературе они в обобщённом виде трактуются следующим образом:

  1. Социальный– в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими средствами, формами и способами, в том числе и эстрадного искусства.
  2. Культура– специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата, где эстрадное искусство занимает одно из ведущих мест.
  3. Досуг– часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность для приобщения широких народных масс к эстрадному искусству.
  • Культурная деятельность– форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая её целесообразное изменение и преобразование, всеми формами, действиями, поступками обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия эстрадного искусства.
  • Из их числа можно выделить частные и общие понятия. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, выделим основные специфические характеристики социально-культурной деятельности:
  • · процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, её цели, задачи, функции, прогнозируемые результаты;
  • · пространственные, достаточно чётко фиксирующие её границы в рамках общего бюджета свободного времени;
  • · содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.
Читайте также:  Музей настольных игр спб – необычный музей с бесплатным входом

Социально-культурная деятельность как специфическое явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая, рекреационная, научная, образовательная деятельность и т.п.

Социально-культурная деятельность осуществляет своё воздействие как формирующая и формируемая составляющая. Специализированная социально-культурная деятельность носит воспитательно-формирующий характер и выполняется специалистами.

Поэтому систему социально-культурной деятельности, как самостоятельную отрасль педагогической науки, схематично можно представить следующим образом:

· иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определённую иерархию, имеют устойчивый (пусть в определённых временных границах) порядок предпочтений;

· последовательность: на смену удовлетворённой потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;

· дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определённых этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;

· логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречит настоящему;

· сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и т.п.) «сильнее», «выше» и т.п.

Цель системы социально-культурной деятельности задаётся как некоторый набор «естественных», «минимальных» или «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в питании, образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальное благополучие» и т.д.). Несмотря на признаваемую «минимальность» этих потребностей (как по содержанию, так и по задаваемому уровню удовлетворения) этот набор считается достаточным для описания целей, с помощью которой исследуются частные проблемы культуры, образования и стратегии развития личности.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса учёных и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга.

Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но в основном есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека.

Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга.

В нашем обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан.

Сеть специализированных центров охватывает, как правило, учреждения профессионального искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения.

Каждое из предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц социально-культурной деятельности могут стать предметом анализа научных дисциплин.

Социально-культурная деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам творческого роста личности, является сегодня главной ценностью для нашего общества.

Поэтому ведущим научным направлением исследований социально-культурно-досуговой деятельности как самостоятельной научной отрасли педагогической науки является технология.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство, и «логос» – наука, знание, закон.

Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта и особенно такого сложного, как эстрадное искусство.

Под технологией социально-культурной деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчёта, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определённой воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности, под технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект деятельности с целью формирования общественно – значимых качеств личности.

Технология социально-культурной деятельности как учебная и научная дисциплина объединяет общие, функциональные (отраслевые) и частные технологии. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, консультирование и т.д.

Фунциональные (отраслевые)технологии исходят из функционального предназначения субъекта.

Например, для музея приоритетной функцией является сохранение, изучение и популяризация памятников истории и культуры; для учреждений культуры – функция рекреативная; для вуза – образовательная функция.

С учётом этих функций и строится технологический процесс того или иного учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа.

Частные технологии социально-культурной деятельности представляют собой определённые процедуры по созданию информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ.

Учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения, которая строится на принципе дифференцированного подхода.

Разработка частных методик предполагает учёт социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения.

Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные)технологии и традиционные(ретроспективные)технологии.

Разработка социально-культурных технологий связана с определёнными сложностями, поскольку это и специальная учебная дисциплина, занимающая видное место в подготовке квалифицированных специалистов в педагогических вузах и вузах культуры и искусств.

Действующая сегодня сеть средних и высших специальных учебных заведений позволяет решать базовые кадровые вопросы.

Вместе с тем, динамика процессов, происходящих в духовной жизни общества, требует постоянного внимания учёных и педагогов к разработке новых учебных программ, планов, перечня специальностей и квалификаций специалистов, удовлетворяющих современным насущным потребностям практики.

На сегодняшний день в России сложилась достаточно стройная система исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, учёных, методистов и практиков, которые так или иначе заинтересованы в изучении особенностей общественной организации досуга.

Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследова-тельский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт искусствознания, региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук, Государственный Российский Дом народного творчества, Государственный Российский Дом фольклора, Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремёсел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности. В число субъектов федерального уровня входят и высшие отраслевые учебные заведения, в структуре которых функционируют соответствующие подразделения: научно-исследовательские секторы и отделы, проблемные лаборатории, социологические группы, докторантуры, аспирантуры.

К сожалению, с каждым годом ухудшается снабжение территорий специальной литературой, сокращается число проводимых научно-практических конференций, фестивалей профессионального и самодеятельного искусства, сужаются возможности повышения квалификации работников культуры, исчезают каналы методической помощи, уменьшается количество наименований и тираж бюллетеней комплексных научных исследований по проблемам культурно-досуговой деятельности. Намечается явный крен в сторону региональных эмпирико-технологических исследований социально-культурной деятельности.

Сущность, специфика и природа социально-культурной деятельности заключается в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях досуга.

Поскольку социально-культурная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то её функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение социально-культурной деятельности состоит в активном приобщении личности к культуре и искусству общества на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его функционирование.

В рамках учреждений социально-культурного типа создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

В этих условиях одной из главных функций социально-культурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение и предприятие, призванное обеспечить использование развивающего потенциала социально-культурной деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия лич­ности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр си­стемы личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что функции социально-культурной дея­тельности определяются учеными по-разному.

Большинство из них трактуют функции социально-культурной деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений: в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) общение, обеспечивающее знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, воспитание населения; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Рекреационная функция социально-культурной деятельности наиболее популярная. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача – психологическая разрядка и отдых.

Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей,гедонистическая(наслаждение, удо­вольствие).

Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения; социально-культурная деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, личность готовит себя для творческого самоутверждения.

Перечисленные функции социально-культурной деятельности не оторваны одна от другой, а наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы социально-культурной деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и коммуникативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной (отчасти –и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стиму­лировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстети­зировать внешние формы их проявления.

В проведение праздников вовлекаются значительные группы людей: организаторы федеральных, региональных и локальных программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, которые оказывают влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей.

При этом формирующее начало социально-культурной деятельности следует рассматривать как результат определенно разработанной программы, созданной профессионалами.

Современный специалист социально-культурной деятельности – это высокопрофессиональный организатор досуга, обладающий знаниями, умениями и навыками использования средств эмо­ционального воздействия в сочетании с просвещением, отдыхом и развле­чением.

Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности: с одной стороны, это деятельность штатных работни­ков (профессионалов) и людей, специально под­готовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой, это деятельность населения, которая, в свою оче­редь, имеет двоякую природу: са­мопроизвольную, спонтанную, возникающую без прямых побуждений со стороны специалистов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector