Казанский собор в Санкт-Петербурге построен для размещения и поклонения особо почитаемой в России иконы Казанской Божией Матери, здесь находится ее список. Собор стал памятником Отечественной войне 1812 года и местом упокоения фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Является главным архитектурным ансамблем Невского проспекта.
Сайт: kazansky-spb.ru Ближайшая станция метро: Невский проспект Адрес: Казанская площадь, дом 2. Телефоны: 8(812)314-46-63, 8(812)570-45-28. Часы работы: с 6.30 до 20.00 (экскурсии с 11.00 до 17.00 по мере набора групп).
В настоящее время Казанский собор в Санкт-Петербурге действующий храм, поэтому вход бесплатный. Но необходимо соблюдать основные правила посещения православных церквей: женщинам заходить в собор с покрытой головой, а мужчинам наоборот без головного убора.
Казанский собор наряду с Исаакиевским собором и храмом Спаса на крови является одним из крупнейших и красивейших храмов Санкт-Петербурга и культурным памятником федерального значения.
История Казанского собора
История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.
Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором.
Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы.
Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.
Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме.
Был открыт конкурс на лучший проект нового храма.
Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.
Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.
Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.
Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.
Казанский собор памятник Кутузову
В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.
Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли
Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.
В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.
После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.
В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.
Могила Кутузова
Могила Кутузова
В соборе похоронен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Смерть настигла его в прусском городе Бунцлау 28 апреля 1813 года. Забальзамированное тело фельдмаршала месяц добиралось до Санкт-Петербурга. Торжественные похороны в Казанском соборе произошли только 25 июня 1813 года. Тело около трех недель дожидалось, когда собор будет готов к погребению.
Оформлением могилы занимался Андрей Воронихин. А.С.Пушкин посвятил Кутузову стихотворение:
Перед гробницею святойСтою с поникшею главой…Всё спит кругом; одни лампадыВо мраке храма золотятСтолпов гранитные громады
И их знамён нависший ряд.
После похорон полководца возникла устойчивая легенда на многие годы, что сердце Кутузова захоронено отдельно — на кладбище Тиллендорф, рядом с городом Бунцлау. Проверить эту версию решили 4 сентября 1933 года.
Могила Кутузова была вскрыта по указу Первого секретаря Ленинградского обкома Кирова С.М. Согласно составленному акту забальзамированное сердце в серебряной банке находилось в гробу вместе с останками Кутузова.
Внешний облик собора
По православным канонам алтарь храма должен находиться на востоке, а вход на западе, и Казанский собор не исключение. Невский проспект протянулся с запада на восток, и чтобы храм не был повернут боком к главной улице города Воронихин придумал парадную колонаду. Колоннада в виде полукруга перед северным фасадом состоит из 96 колонн высотой 13 метров. Само здание скрывается за колонами, над которыми возвышается купол высотой 72 метра.
Проект Воронихина предусматривал еще колоннаду перед южным фасадом, но эта идея осталась не реализованной. По бокам колоннады у северного фасада находятся два пьедестала, на которых до 1824 года стояли гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что их заменят на бронзовые, но пьедесталы до сих пор пустуют.
Длина Казанского собора 72,5 метров, ширина — 56,7 метров, длина одного крыла колоннады составляет 42,7 метра. Стиль — ампир.
Собор украшен скульптурами внутри и снаружи. Наружные бронзовые скульптуры святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского выполнены скульпторами Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским. Внутренние скульптуры изготовлены Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Внутреннее убранство
Внутри храм больше напоминает дворец, а не русский храм. Украшением так же, как и снаружи служит колоннада из 56 колонн, высеченные из розового финляндского гранита. Каждая колона высотой 10,7 метров и весом 30 тонн.
Четыре пилона поддерживают купол с круглыми окнами, его диаметр более 17 метров. Пол облицован различными сортами карельского мрамора.
Иконостас собора, его стены и пилоны расписывали художники К. Брюллов, Бруни, Басин, Боровиковский, Бессонов, Угрюмов, Шебуев. Наиболее интересным является образ «Взятие Богородицы на небо» написанный Карлом Брюлловым. Сейчас он находится в Государственном русском музее.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — это выдающийся памятник архитектуры мирового значения.
Вам также может понравиться
Казанский собор в Санкт-Петербурге: как добраться и часы работы 2022, официальный сайт
Казанский собор в Санкт-Петербурге — православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова.
Как добраться до Казанского собора
Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Адрес
Санкт-Петербург, Невский проспект 25
Виртуальные прогулки
Часы работы Казанского собора в 2022 году
Ежедневно с 9:00 до 19:45.
Стоимость билетов в Казанский собор в 2022 году
Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.
Казанский собор
История
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже — деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
Список с Казанской иконы Божией Матери
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен.
В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н.
Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам.
Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк.
В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Колоннада
А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.
Колоннада
автор: Дмитрий Казаков
Колоннада
Колонны
автор: Дмитрий Казаков
Северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города — Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён.
По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.
Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.
Убранство
У северного фасада Казанского собора можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Скульптура Андрея Первозванного
Скульптура князя Владимира
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов.
Чугунные двери
Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Купол
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Фонтан в сквере
автор: Дмитрий Казаков
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма.
Захоронение фельдмаршала М.И. Кутузова
Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Трофейные французские знамена
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского.
Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли
автор: Дмитрий Казаков
Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Памятник М.И. Кутузову
автор: Дмитрий Казаков
Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.
Главный иконостас
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест.
К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров.
В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.
Телефон Казанского собора
+7 (812) 314-58-56, +7 (812) 314-46-63.
Смотрите также
Фотографии
Официальный сайт
www.kazansky-spb.ru
Казанский собор в Санкт-Петербурге — кафедральный
- Казанский собор — один из крупнейших храмов и достопримечательность Санкт-Петербурга.
- Казанский собор является кафедральным.
- Полное официальное название: собор Казанской иконы Божией Матери.
- Казанский кафедральный собор расположен в центре Санкт-Петербурга и украшает собой Невский проспект — одну из самых посещаемых улиц города, являясь доминантой проспекта.
- Собор находится на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
- Главным фасадом с колоннадой, двумя радом стоящими памятниками и раскинувшимся одноименным сквером с фонтаном, собор выходит на Невский проспект.
Казанский собор был построен по задумке императора Павла I, на месте, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы, в которой хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Закладка храма произошла 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 год в присутствии императора Александра I — сына Павла I. Возведение собора велось по 1811 год по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как кафедрального собора города для хранения иконы Божией Матери Казанской.
После Отечественной войны 1812 года собор воспринимался как памятник ратных побед русского народа в войне и приобрёл значение памятника русской воинской славы.
В 1813 году в соборе был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи, которые хранятся в соборе и по сей день. Позже, некоторое время, действующий собор сосуществовал с экспозицией музея.
Внешними очертаниями Казанский кафедральный собор в Петербурге напоминает собор Святого Петра в Риме. Такое оформление собора было выполнено по желанию Павла I. Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, Воронихин стал одним из основоположников российского ампира — стиля русского классицизма.
Сегодня Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником российской истории, архитектуры и изобразительного искусства.
В плане собор выполнен в виде четырехконечного латинского креста, вытянутого с запада на восток. Центр собора венчает большой и стройный купол с крестом, возвышающимся над уровнем земли на 71,6 метр.
Парадный (северный) фасад собора раскрывается на Невский проспект грандиозной наружной колоннадой.
Концы колоннады образуют что-то на подобии триумфальных арок, которые венчает аттик с рельефными скульптурными композициями.
Парадный портал (вход/выход) собора, как и два боковых, имеет портик с фронтоном.
Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик собора составляет — 136.
Снаружи собор украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами: Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским. Скульптуры представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского.
Скульптуры, как и северные двери собора, были отлиты мастером Екимовым. Северные двери являются точной копией дверей, выполненных в 15 веке скульптором Лоренцо Гиберти для крестильного дома во Флоренции.
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).
Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.
Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.
- Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).
- Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.
Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.
Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.
Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа.
После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё.
Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.
- Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.
- Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
- Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.
- Купол собора, вид изнутри.
- Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.
Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.
На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.
- У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».
- Территория возле парадного (северного) фасад Казанского собора с колоннадой представляет собой неотъемлемый ансамбль всего внешнего облика кафедрального собора.
- Справа и слева от колоннады Казанского собора в обрамлении клумб на высоких постаментах находятся памятники: фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому и фельдмаршалу князю Барклаю Де Толли Барклаю де Толли.
- Памятники были изготовлены по проекту скульптора Орловского и установлены перед собором в 1837 году.
В годы Великой Отечественной войны памятники были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
- Перед фасадом собора раскинулся небольшой одноименный сквер (Казанский сквер) с фонтаном и местами для отдыха.
- За Казанским сквером, через Невский проспект, высится выдающееся историческое здание — дом Зингера, построенный в 1902-1904 годах по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России».
- Вид на Казанский сквер и дом Зингера (правое здание с куполом)
Сегодня в доме Зингера находится «Дом книги» с кафе, а часть помещений сдаются в аренду. Из окон здания открывается прекрасный вид на Казанский кафедральный собор и Невский проспект. Подробнее о доме Зингера…
- Также можно посетить внутренне исторические (ныне реставрированные) помещения здания компании «Зингер», подняться на купол и выйти на крышу, с которой открываются панорамные виды на центре Петербурга.
- Посетить дом Зингера можно с экскурсией, в которую, как правило, входит посещение самого здания и выход на крышу.
- В Казанском кафедральном соборе проводятся обзорные экскурсии для организованных групп и индивидуальных посетителей. На экскурсии посетителям рассказывают о:
- — истории создания собора и его внутреннем убранстве;
- — чудотворной Казанской иконе Божией Матери и других святынях;
— великом русском полководце М.И. Кутузове и его гробнице.
В соборе проходят службы. Вход свободный (бесплатный).
- Собор можно посетить самостоятельно или с одной из экскурсий по Петербургу
- Адрес Казанского собора: Невский проспект, 25х / Казанская площадь, 2.
- Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Гостиный двор».
- Сайт Казанского собора: kazansky-spb.
- Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и на Невском проспекте, можно посмотреть и забронировать здесь
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге — расписываем суть
Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона около 1800 г.)
Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге
Содержание
Двести лет истории
Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.
Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.
Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.
В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.
Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.
После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.
В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.
Краткое описание
Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах
Архитектурный облик храма
По воле Павла I наружный облик собора спроектировали похожим на римско-католическую церковь Святого Петра в Ватикане. Поэтому Казанский храм имеет ряд черт, несвойственных архитектурным стилям православных соборов того времени: наличие снаружи колоннады и только одного купола. Кафедральный собор – грандиозное творение человеческих рук, поражающее своим внешним и внутренним убранством.
Во французском имперском стиле ампир был воздвигнут Казанский собор, архитектор Воронихин и скульптор Гордеев в единении с другими выдающимися художниками девятнадцатого века изрядно потрудились над базиликальной формой храма и скульптурами, богато украшающими собор.
Рельефные работы венчают снаружи Казанский собор – скульптор Пименов в тандеме с другими талантливыми художниками выполнили прекрасные бронзовые скульптуры великих святых. Кафедральный храм Петербурга – первая в Российской Империи церковь, созданная в европейской манере русским зодчим.
Архитектура и убранство собора
Внутреннее убранство собора
Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн.
Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском.
Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы: на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной.
Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца.
Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращён западный фасад собора.
Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине.
Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных.
Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования.
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским.
Удалось осуществить не всё из задуманного.
Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.
Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.
Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов.
40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен.
В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
Главные православные святыни собора
После изгнания с русской земли поляков в начале семнадцатого века икону стали считать Покровительницей всей династии Романовых, праздники которой сделали общегосударственными.
Также собор является мемориалом славы русских воинов. Величайший полководец М. Кутузов приписывал помощи и покровительству Богородицы победу над войсками Наполеона. В храме находится могила знаменитого военачальника, а также располагаются боевые знамена Франции и ключи от её укреплений, взятых императорскими войсками.
Святыни, реликвии
- Главная святыня храма — чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.
- Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
- икона Спасителя в иконостасе;
- иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;
- Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 году;
- икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.
Что расположено внутри
Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:
- Сергей Бессонов;
- Лаврентий Бруни;
- Карл Брюллов;
- Петр Басин;
- Василий Шебуев;
- Григорий Угрюмов.
Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.
Это интересно: Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде (видео)
Храм-памятник
Памятник Кутузову | Памятник Барклаю-де-Толли |
Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери.
В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе.
Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.
В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией.
В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.
Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского.
Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.
В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.
Богослужения в Казанском соборе
После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение.
Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений.
Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.
В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев».
В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского.
Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.
И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.
К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу.
Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери.
Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.
Традиции
Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:
В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:
Интересные факты
История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:
- 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
- 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
- 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
- 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
- 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
- 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
- 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
- В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
Как добраться
Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Мнения
В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А.
Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф.
Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма).
В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».
Поделитесь в соц.сетях: |
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Другие значения см. Казанский собор
Казанский собор, 1821 год.
Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н.
Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И.
Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.
Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов.
Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.
В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I.
На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.