Санкт-Петербург, Невский проспект, 39
Аничков дворец за свои почти три века существования поменял множество владельцев. Чаще всего их смена происходила из-за свадеб членов императорской семьи, его часто дарили в качестве подарка на бракосочетание. Сегодня в облике дворца осталось очень мало из того, что первоначально заложил первый архитектор Михаил Григорьевич Земцов.
Строительство Аничкова дворца
Когда по приказу императрицы в 1741 году начали строительство нового дворца, Санкт-Петербург не был еще тем великим городом, который мы знаем сейчас. Многих тогда удивило решение государыни, так как в то же время возводили Зимний дворец и Петергоф в Царском селе.
В те времена на месте Невского была простая просека, а сам будущий дворец находился на окраине города. По замыслу Елизаветы он должен был стать украшением въезда в столицу. Его фасад обращен к Фонтанке. С этой же стороны были бассейн с пристанью. Аничков дворец стал первым из множества построенных в этом районе.
Первоначальный проект дворца в стиле барокко и в виде разноэтажного здания в форме растянутой «Н» и создал Михаил Григорьевич Земцов. Но он умер в 1743 году так и не закончив строительство. Продолжал курировать работы его ученик Григорий Дмитриевич Дмитриев, а завершил все – Бартоломео Франческо Растрелли.
Последний архитектор внес довольно много правок к первоначальному проекту Михаила Земцова.Центральная часть дворца имела три этажа. Она была соединена крыльцом с боковыми флигелями той же высоты. На них расположились ребристые купола в виде луковиц. Парадный двор украшал бассейн, а задний с западной стороны – регулярный сад.
Его обустраивал в 1743 году Людвиг Киндер Тапера, англицский садовник, которого специально для этого пригласили из Стрельны. Фасады дворца украшали высокие по тем временам крыльца с портиками и балконами. Внутри дворца было много росписи.
Ее выполняли Алексей Петрович Антропов, Иван Яковлевич Вишняков, братья Бельские и другие умелые художники того времени. После окончания отделочных и ландшафтных работ дворец стал немного похож на Петергоф.
В 1751 году после окончания большей части строительных работ провели освящение домовой церкви Аничкова дворца, расположенной на втором и третьем этаже бокового флигеля по стороне Невской перспективы.
Она отличалась необычайным богатством отделки: терхярусный резной иконостас с позолотой и барочными орнаментами достигал одиннадцати метров.
Официально годом завершения строительства Аничкова дворца считается 1751, но на протяжении последующих десятилетий его неоднократно перестраивали согласно вкусам новых владельцев.
Название дворца
Некоторые люди думают, что Аничков дворец и мост называются так в честь какой-то женской особы.
На самом деле они получили свое название от подполковника-инженера, который командовал батальоном, построившим на этом месте первый деревянный мост в 1716 году по приказу Петра I.
Звали его Михаил Осипович Аничков. Впоследствии мост множество раз перестраивали, но название сохранилось и передалось потом дворцу.
Кабинет Его Императорского Величества
С 1794 по 1809 года Аничков дворец использовало ведомство, которое занималось всем личным имуществом императорской семьи. Екатерина II учредила в нем отдельную канцелярию статс-секретарей для того, чтобы они занимались только ее делами.
Например, разбирали челобитные и прошения на имя императрицы.В 1803-1809 годах для Кабинета перед дворцом построили два специальных отдельных корпуса в два этажа в форме буквы «П». Строительством занимался архитектор Джакомо Антонио Доменико Кваренги.
Оба корпуса он выстроил в стиле зрелого классицизма. Единственное неудобство заключалось в том, что новые здания закрыли обзор дворца со стороны Аничкова моста.
В 1811 году оба корпуса расширили пристройкой со стороны дворца и официально передали во владения Кабинета, куда переехали работать все служащие.
История свадебных царских подарков
В 1809 году император отдал Аничков дворец сестре Екатерине Павловне в качестве приданного. За время проживания любимая сестра императора внесла немного изменений в интерьеры здания, несколько комнат переделали в стиле классицизма. Занимался отделкой архитектор Луиджи Руска. Дополнительно он построил несколько новых зданий для дворцовых служб и конюшню.
Планировалось, что все это обойдется в 154 272 рубля, но по факту было потрачено 410 997 рублей. Из работ Луиджи Руска до наших дней во дворце сохранилось 2 интерьера: Танцевальный зал и Большая столовая.Замужество Екатерины Павловны с принцем Георгием Петровичем Ольденбургским продлилось недолго.
В 1812 году он умер, а она в 1816 году повторно вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртембергского, с которым познакомилась во Франции. В тот же год он взошел на престол. Это замужество тоже не было долгим – в 1819 году Екатерина Павловна скончалась. Что же касается дворца, то в 1812 году он серьезно пострадал из-за пожара. Убытки исчислялись сотнями тысяч.
В 1816 году дворец выкупила казна в связи с отъездом владелицы в Вюртемберг за 2 миллиона рублей. В 1817 году здание снова стало свадебным подарком: Николаю Павловичу с Александрой Фёдоровной (в девичестве – принцесса Шарлотта Прусская). Перестройкой дворца согласно вкусам новых владельцев занимался Карло ди Джованни Росси на протяжении 3 лет: с 1817 по 1820 года.
За это время построили Сервизный корпус и два новых садовых павильона, перенесена церковь на верхний этаж северного флигеля. Ее освятили в честь Святого князя Александра Невского. Были изменены некоторые интерьеры внутри дворца: Танцевальный и Музыкальный залы, Белый и Желтоколонный залы, Диванная, Кабинет, спальни и будуар.
Благодаря Карло Росси Аничков дворец стал цельным ансамблем. Здесь были заново расписаны плафоны, стены затянули дорогими тканями или расписали про мрамор. Во многих помещениях установили новые камины, печи, люстры и мебель. Все это было изготовлено по рисункам архитектора.
Но самое главное из сделанного за те 3 года – приведен в порядок сад, который перепланировали, немного уменьшили, очистили от лишних построек и включили в ансамбль Театральной площади (сейчас – площадь Островского) по проекту того же Карло Росси. Сад от площади отделили при помощи кованой ажурной чугунной решетки с золочеными стрелами и венками в 1818 году.
Садовые павильоны в один этаж смотрятся как монументальные постройки. Длина одного – 7,3 метра, другого – 20,7 метров. Примечательны их фасады: главный и боковой, которые обращены к городу, отличаются строгостью и величием, а обратные стороны зданий более скромные. Внутри павильонов были большие залы с колоннами, лепными панно и живописными плафонами.
Чуть позже их облик изменили, добавив дополнительные окна и двери, убрав часть скульптур.Аничков дворец Николай I продолжал активно использовать даже после восшествия на престол. Здесь он проживал с семьей во время поста и в 1837 году, когда реконструировали после пожара Зимний, проводил придворные балы и пышные празднества, хранил некоторые свои коллекции.
В 1830 году прошел большой бал-маскарад после заключения мирного договора с Турцией. В 1841 году Аничков дворец был подарен императором своему сыну Александру Николаевичу к бракосочетанию с принцессой Марией Александровой (до замужества – Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская).
Здесь прошло практически все детство будущего императора, поэтому существенных изменений в интерьерах не делали. Но в 1850 году произошли серьезные изменения в жилых помещениях в связи с обустройством водопровода и канализации. Работами руководил русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
В 1855 году после смерти Николая I Аничков дворец назвали в его честь – «Николаевским», но новое наименование не прижилось.В 1865 году во дворце снова начали отделочные работы для наследного князя Николая Александровича. Занимался этим архитектор Эрнест Иванович Жибер. Но работы быстро прекратили в связи с его неожиданной кончиной в Ницце.
В 1866 году Александр II подарил Аничков дворец своему сыну Александру Александровичу на свадьбу с датской принцессой Марией Фёдоровной (в девичестве – Мария София Фредерика Дагмар или Дагмара), которая до этого была невестой Николая Александровича. Сюда перевезли библиотеку великого князя.
Ее начал обустраивать в левом крыле здания с окнами в сад архитектор Эрнест Иванович Жибер, а закончил в 1869 году – Ипполит Антонович Монигетти. Получился двухъярусный зал в стиле ренессанса с витражами из мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова и нишами по четырем углам помещения: вход, камин, потайная комната, лестница на антресоли.
Книжные шкафы были выполнены из светлого дуба, люстры – из бронзы. Это помещение сохранилось до наших дней и используется по первоначальному назначению в качестве библиотеки. Ипполит Антонович Монигетти работал над внутренними помещениями Аничкова дворца вплоть до 1875 года.В 1874-1876 годах небольшие изменения во внешний вид дворца внес архитектор Карл Карлович Рахау. Он заменил плоский купол церкви на византийский. Над его карнизом возвели звонницу. Также этот архитектор устроил новый подъезд в виде аркады, а прямо над ним – зимний сад с большими окнами.
https://www.youtube.com/watch?v=ssBb_fovEDk\u0026t=1733s
Александр III после восшествия на престол в 1881 году сделал Аничков дворец своей официальной резиденцией, так и не переехав в Зимний. Здесь он не только жил, но и работал. Так как император опасался покушений на свою жизнь, дворец закрыли со стороны площади глухой стеной. Во время правления Александра III некоторыми интерьерами Аничкова дворца занимался архитектор Максим Егорович Месмахер.
Последняя хозяйка
После смерти Александр III в Аничковом дворце осталась проживать его супруга, вдовствующая императрица. Расходы по его содержанию взял на себя их сын, Николай II.В 1897 году здесь впервые показывали кинематограф.
А с 1899 года при дворце работала школа, открытая специально для детей служащих.
Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец «видел» в 1914 году: венчание княжны Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.
На этом «царская летопись подарков» Аничкова дворца закончилась. Дальше началась совсем другая эпоха – Советское время.
После Революции
В феврале 1917 года в Аничковом дворце некоторое время размещалось Министерство продовольствия. После Великой Октябрьской революции оно отказалось сотрудничать с новой властью, поэтому в мае следующего года помещение отдали культурно-просветительскому отделу города, который организовал там Музей старого Петербурга.
С 1918 по 1928 год в здании сохраняли императорскую обстановку. Директором музея был Лев Александрович Ильин. В 1926 году сняли церковные купола на переплавку, а в 1928 году музей закрыли. Отследить судьбу многих экспонатов оказалось невозможно.
Некоторые из них сейчас выставлены, но множество ценных вещей были проданы через «Госторг» и «Антиквариат» за границу.В 1935 году городские власти по инициативе Сергея Мироновича Кирова решили переделать здание в Дворец пионеров. Реконструкцией занимались архитекторы Александр Иванович Гегелло и Давид Львович Кричевский.
В связи с этим было перестроено множество помещений, разобраны своды в цокольном этаже и даже часть капитальных стен. Дворцовую церковь переделали в кинозал на 300 мест.К зданию бывшего Кабинета пристроили несколько новых корпусов. В них разместили несколько студий, лабораторий и классов.
Две комнаты в самом дворце красочно расписали по мотивам сказок Александр Сергеевича Пушкина и Максима Горького. Особенной популярностью во Дворце пионеров пользовался кружок шахмат.Во время Великой отечественной войны в залах Аничкова дворца работали военно-полевой госпиталь и хирургический стационар. Здание серьезно пострадало в эти годы.
Бомбардировки и обстрелы серьезно повредили кровлю и разрушили зимний сад, оборудованный в 1874 году Карлом Рахау.Дом пионеров работал даже во времена блокады. 28 июня 1942 года здесь провели выпускной вечер для учащихся 10-ых классов. В 1943 году – олимпиаду творчества. После снятия блокады здание отреставрировали.
В 1944 году Дворец пионеров работал в прежнем режиме.В 1970-ых годах был реконструирован бывший Манеж. В нем проходили занятия фехтовальщиков, гимнастов и боксеров. В 1986 году на территории Дворца пионеров построили театрально-концертный комплекс «Карнавал» по проекту Ноаха Игоря Борисовича и Куликовой Натальи Михайловны.
С 1989 года в бывшем Сервизном корпусе работает престижная школа с научным уклоном – Аничков лицей. С 1990 года в главном здании дворца размещается Дворец творчества юных, так переименовали Дворец пионеров. С 1991 года на этой же территории работает Музей истории, где можно подробно узнать о прошлом России.
В 1998 году реставрировали ограду Аничкова сада. Сейчас во Дворце творчества юных работает более 1300 различных кружков и секций.
Аничков дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Главная > Россия > Санкт-Петербург
Аничков дворец – старейшее здание, дошедшее до наших дней, возведенное на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Свое наименование получил от Аничкова моста, соединившего берега Фонтанки.
Строительство дворца началось в 1741 году по Указу царицы Елизаветы. Планом занимался архитектор М. Земцов, а достраивал Дворец уже Б. Растрелли.
Здание напоминает растянутую букву «Н», так задумал его Земцов, а Растрелли внес элементы стиля высокого барокко.
У Аничкова дворца поразительная судьба. Более 2-х столетий он служил подарком: императрицы отдаривали им своих фаворитов, а когда он перешел в собственность Романовых, его стали передавать особам царской фамилии как свадебный подарок.
Последняя свадьба состоялась в 1914 году. Это была самая пышная свадьба «отживающего мира». Внучка Марии Федоровны, Ирина, выходила замуж за Феликса Юсупова — богатейшего жениха того времени, но вошедшего в историю с репутацией убийцы Распутина. В этом же Дворце провел свои детские годы последний император России Николай II.
Августейшие особы приглашали во Дворец самых именитых русских и заграничных архитекторов, которые в разное время наполняли его всевозможными шедеврами. Поэтому, на образце Дворца можно проследить за историей формирования архитектуры Северной столицы.
По приглашению владельцев сюда приезжали художник — А. Боголюбов, знаменитые писатели А. С. Пушкин, Ф. Достоевский и И. Крылов; музыканты — М. Глинка и М. Балакириев. Здесь проводились знаменитые музыкальные вечера. Известно, что даже сам князь Александр Александрович не прочь был помузицировать с придворным оркестром.
После революции здесь был открыт городской музей, сохранив историческое расположение комнат, но уже в 1925 году был закрыт. Наконец, в 1937 году его отдали детям, открыв Дворец пионеров Ленинграда. Сегодня, это Аничков лицей и Дворец творчества юных дарований.
Удивительно то, что дворец XVIII века, уцелел в годы Войны, хотя на картах оккупантов он числился под № 192, именовался Дворцом юных большевиков и должен быть уничтожен. Однако судьба оказалась к нему благосклонной.
Добраться до Дворца совсем несложно, от ст. метро «Гостиный двор» надо пойти по Невскому проспекту в сторону Фонтанки, по пути возрастания нумерации домов.
Фото достопримечательности: Аничков дворец
Аничков дворец со стороны Фонтанки
Аничков дворец со стороны Фонтанки
Двор Аничкого дворца
Аничков дворец на карте:
Аничков дворец в Санкт-Петербурге
Местоположение: Санкт-Петербург, Невский проспект, 39
Ближайшие станции метро: Гостиный двор
Режим работы, часы работы: с понедельника по субботу — с 10:00 до 18:00. Выходной: воскресенье.
Контактный телефон: +7-812-310-43-95
Описание Аничкова дворца:
Аничков дворец расположен между набережной реки Фонтанки, площадью Островского и Невским проспектом. Аничков дворец в Петербурге — одно из первых зданий, построенных в городе в стиле высокого барокко.
Строительство Аничкового дворца началось в 1741 году под руководством нескольких архитекторов того времени: М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев и Б.Ф. Растрелли.
Аничков дворец в Петербурге был окончательно построен в 1751 году.
Аничков дворец имеет форму буквы Н в плане. Центральная часть здания с большим двусветным залом соединяется крыльями с боковыми флигелями, увенчанными куполами с луковичными главками. Основной фасад Аничкова дворца обращён на Фонтанку, раньше здесь находился парадный двор с бассейном, который был связан с Фонтанкой каналом.
Фотография внутреннего дворика Аничкова дворца
Отделка помещений Аничкова дворца велась под строгим контролем архитектора Б.Ф. Растрелли. Дизайном внутренних помещений дворца занимались русские живописцы А.П. Антропов, И.Я. Вишняков, А.И. Бельский и И.И. Бельский и многие другие.
В конце XIX века Аничков дворец приобрёл новые интерьеры, выполненные по проекту итальянского архитектора Л. Руска в стиле классицизма. Нововведения особенно заметны в Белом и Желтоколонном зале Аничкова дворца.
Торцовые стены Белого зала разделены колоннами, созданными по проекту архитектора Л. Руска в стиле Древней Греции.
Аничков дворец в Санкт-Петербурге неоднократно менял владельцев. Первый владелец Аничкова дворца был граф А.Г. Разумовский, в 70-ых годах XVIII века владельцем дворца стал князь Г.А.
Потёмкин, затем Аничков дворец перешёл в собственность князю Николаю Павловичу в 1817 году, а ближе к концу XIX века император Александр III сделал Аничков дворец своей резиденцией.
Во время правления Александра III интерьеры дворца пополнились большой коллекцией произведений живописи. Последней владелицей Аничкова дворца в начале XX века стала императрица Мария Фёдоровна.
После революции в Аничковом дворце более 15 лет находился музей старого Петербурга. В настоящее время на его территории находится дворец творчества юных и музей истории Аничкова дворца.
См. также достопримечательности рядом: Дворец Белосельских-Белозерских, Памятник Екатерине 2, Невский проспект
Все достопримечательности Санкт-Петербурга
Аничков дворец
Регион:
Все, Адлер, Анапа, Астраханская область, Астрахань, Валаам, Геленджик, Дагомыс, Ейск, Казань, Камчатка, Кижи, Крым, Лазаревское, Мацеста, Москва, Новороссийск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Ростовская область, Санкт-Петербург, Сочи, Хоста, Эссо, Южно-Сахалинск
Аничков дворец до современных дней оставался дорогим подарком, который не один раз передаривался. Его владельцами были самые известные фамилии Санкт-Петербурга. В настоящее время в нем располагается Юношеский Дворец Творчества.
В 1741 году на территории, где сегодня располагается Аничков Дворец, рос густой лес, являясь своеобразной границей Санкт-Петербурга. Императрица Елизавета приказала выстроить здесь роскошную усадьбу, которая бы украшала въезд в столицу. Усальба была названа в честь офицера Аничкова.
На другом берегу Невы располагался адмиралтейский батальон, которым командовал Михаил Аничков. Годами позже этим батальоном был возведен первый мост, который был выполнен из дерева. Мост, как и слобода, в которой находился адмиралтейский батальон, также стали носить имя этого офицера.
Дворец был построен к середине 18 века (1754 год). Руководил проектом архитектор М.Земцов. Императрица Елизавета решила подарить Аничков дворец своему возлюбленному А.Разумовскому.
Дворец был выкуплен Екатериной Второй и подарен Г.Потемкину, который решил переделать фасады.
По завершению революции во дворце стал размещаться музей города. И не только Петербурга, но и других крупнейших городов мира (Москва, Рим и пр).
В 30-х годах ХХ века все внутреннее убранство распродали за границу. Во время Второй Мировой войны фашистские войска планировали уничтожить это архитектурное великолепие.
Но эти планы воплотить в жизнь не удалось. В военные годы здесь располагался госпиталь.
В настоящее время в Аничковом дворце функционируют два десятка кружков для детей юношеского возраста.
Россия Санкт-Петербург Аничков дворец
Аничков дворец
Ани́чков дворе́ц- один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, у Ани́чкова моста на набережной реки Фонта́нки (Невский проспект, 39). Своё название дворец получил от Ани́чкова моста (см. Ани́чковы). Старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте.
Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что вошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б.Растрелли.
В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу.
От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком.
Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому.
Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс.
рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776–1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана.
В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.
В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским.
В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы.
Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.
Во дворце воспитывался и его сын Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну.
23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.
В 1841 Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.
После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей.
Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей.
Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
Дворцы
Аничков дворец
Аничков дворец на углу Невского проспекта и реки Фонтанки был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году.
Эти места тогда были границей Петербурга, потому дворец мог считаться как городской резиденцией, так и загородной дачей.
Тяжело поверить, что Невский проспект в то время еще имел вид едва ли не обычной лесной просеки; по этой причине Аничков дворец проектировали фасадом к Фонтанке, чтобы украсить въезд в город.
Практическая необходимость в нем для Елизаветы Петровны была не совсем ясна, т.к. одновременно возводились Зимний дворец, дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Как бы там ни было, под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли.
Это владение императрицы было огромным; усадьба занимала пространство между Фонтанкой и Садовой улицей, то есть достигала мест, где сейчас находится Публичная библиотека; территория была заполнена павильонами и оранжереями.
Когда гражданский муж Елизаветы Петровны, певчий Александр Разумовский, уступил место молодому Ивану Шувалову, Аничков дворец был оставлен ему в знак признательности.
Так началась длительная история его владения самыми разными фамилиями Петербурга.
Впоследствии Екатерина выкупила Аничков дворец, чтобы повторить поступок своей августейшей предшественницы и преподнести его в дар фавориту — Григорию Потемкину. При новом хозяине многие помещения были переделаны: архитектор И.Е.
Старов создал фасады в стиле раннего классицизма, исчезла лепнина и была засыпана гавань; центр дворца украсил треугольный фронтон. Позже, архитектор Дж. Кваренги отстроил торговые ряды в том месте, где находился парадный двор, закрыв, таким образом, обзор дворца со стороны Фонтанки и Аничкова моста.
В целом, здание приобрело более строгий вид, который сохранился до нашего времени.
Потемкин от подарка Екатерины II, впрочем, вскоре избавился, продав его купцу по фамилии Шемякин (при этом у Потемкина оставался еще Таврический дворец). История приобрела оттенок анекдота, после того как императрица выкупила его и вторично преподнесла в подарок. Это не помешало фавориту вновь продать дворец в 1785 году – уже в казну.
Городские власти долгое время не знали, как применить эти большие помещения с пользой. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров.
Последовала серия значительных перестроек под руководством Кваренги, итогом которых стало каре с аркадой, выходящей на Фонтанку.
Новой владелицей стала сестра Александра I Елена Павловна, прожившая во дворце до своего второго замужества в 1817 году. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма, например, Желтоколонный зал.
Однако своего самого преданного хозяина Аничков дворец приобрел в лице цесаревича Николая, будущего императора Николая I.
Для наследника российского престола были сооружены Сервизный корпус, два дополнительных павильона и установлена чугунная ограда, углом выходящая на Невский проспект и Александринский театр. Хорошо известно, что Аничков дворец Николай I предпочитал Зимнему, и проводил в нем большую часть времени.
В частности, не любимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшего воздержаться от дуэли.
После смерти монарха во дворце жили вдовствующая императрица Александра Федоровна и Николай Николаевич, ожидавший окончания работ по постройке собственной резиденции – Николаевского дворца на нынешней площади Труда.
Следующим царским обитателем двора стал Александр III. Нежелание жить в Зимнем, где умер его отец, дополнилось опасениями за свою жизнь в связи с деятельностью террористов. В результате, со стороны площади была построена глухая стена. Здесь и вырос будущий император Николай II.
После революции в Аничковом дворце размещался Музей города.
Но речь шла не только о музее Петербурге: под одной крышей прекрасно уживались Чебоксары и Рим. В начале 30-х богатое убранство интерьеров было продано за границу, а часть работников Музея оказалась на Соловках. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров – самый большой в Советском союзе.
Занятия в многочисленных кружках с замечательными педагогами посещали шахматист Борис Спасский, Виктор Корчной, театральный режиссер Лев Додин, режиссер Сергей Соловьев, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие.
В настоящее время здесь находится Дворец творчества юных, который, с одной стороны, является продолжателем традиций Дома Пионеров, а с другой, является крупным учебным заведением Петербурга, известным под именем Аничков лицей.