Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Театр – это особый вид искусства, объединивший черты литературы, хореографии, музыки, вокала, художественно-прикладных направлений. Несмотря на бурное развитие кинематографа и других зрелищных видов искусств, театр имеет множество поклонников. Один из горячих театралов стал основателем знаменитого музея, который сегодня известен, как театральный музей им. Бахрушина в Москве.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Московский промышленник А. А. Бахрушин был горячим поклонником театра. Он являлся известным меценатом и собирателем различных памятных предметов, связанных с театром и известными актерами.

Коллекция постепенно разрасталась, и её хозяин решил, что стоит сделать свое частное собрание редкостей общенациональным достоянием.

Поэтому в 1894 году он открывает музей, в котором представлены разнообразные экспонаты: эскизы театральных декораций, костюмы разных героев, афиши, уникальные части декораций, редкие издания книг, посвященных театру.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Экспонаты попадали в музей разными путями. На первом этапе большинство вещей приобреталось самим Бахрушиным. Алексей Александрович ездил по стране, находя уникальные театральные раритеты.

Бывая за границей, он обязательно выделял время на посещения антикварных магазинов и развалов, где всегда можно было обнаружить уникальные вещи.

Так, в коллекции появился набор старинных итальянских театральных масок, редкие музыкальные инструменты, личные вещи, принадлежащие известным театральным актерам и пр.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Со временем же основным источником пополнения коллекции стали дары, преподносимые театральными деятелями. Актерам и режиссерам пришлась по вкусу идея собрания театральных редкостей, поэтому они с удовольствием присылали редкие фото с автографами, уникальные афиши, эскизы и прочие интересные вещи.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Популяризации идеи собрания коллекции для музея театра способствовали и регулярно проводимые вечера в доме Бахрушина, на которые приглашался весь театральны бомонд того времени. На эти вечера приходили самые знаменитые актеры и режиссеры. И редко кто из гостей появлялся с пустыми руками. А приносимые дары все больше пополняли коллекцию театральных раритетов.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

В 1913 году частный музей был передан под патронаж Академии наук России. После известных событий 17 года музей, как ни странно, не закрылся, а был переведен в ранг государственного. Более того, его основатель был назначен директором с правом пожизненного сохранения должности.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Фонды хранения активно пополнялись и в советское время, к 1990 году в запасниках хранилось более миллиона экспонатов, к настоящему времени фонды хранения увеличились еще на 50%.

Основная часть коллекции выставлена в бывшем доме основателя, находящимся в Замоскворечье. Этот дом был построен в конце XIX века, проке его постройки разработал архитектор К. Гиппиус.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Особняк одноэтажный, построен в стиле ранней английской готики. Обращает внимание входная группа дома, выполненная в форме квадратной башни с шатровой крышей. Еще одной интересной деталью является крупное окно с аттиком, расположенное на фасадной стене дома.

Наружное оформление особняка сохранилось неплохо, а вот внутренние интерьеры сильно пострадали от времени. В наши дни в первозданном виде хорошо сохранился только интерьер фойе и некоторые элементы декора кабинета. Остальные детали подвергались переделкам.

Со временем музей становился все больше. В наши дни работает одиннадцать филиалов, расположенных в домах и квартирах, в которых проживали известные театральные деятели.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)
Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Одним из первых открылся филиал музея Бахрушина на Малой Ордынке, это дом-музей знаменитого драматурга Островского. Открыт он был в родительском доме драматурга. Коллекция состоит из личных вещей семьи Островских и знаменитых театральных деятелей, которые были вхожи в этот дом. На территории этого филиала расположена Театральная галерея.

Другие филиалы музея

  • дом Ермоловой, расположенный в особняке XVIII века. В нем актриса прожила почти сорок лет;
  • квартира Мейерхольда, расположенная в «Доме артистов»;
  • квартира семьи Менакеров-Мироновых;
  • квартира великой балерины Улановой;
  • мастерская Боровского – известного театрального художника;

Фонды музея располагают разнообразными экспонатами. Вся коллекция разделена на отделения:

  • архивно-рукописное, в котором представлено собрание уникальных документов;
  • декорационно-изобразительное отделение содержит собрание костюмов из театральных постановок, фрагменты декораций, портреты актеров, их скульптурные изображения;
  • отделение фотографий содержит более полумиллиона экспонатов. В нем можно найти фотографии актеров в разных образах фото сцен из спектаклей, портреты театральных деятелей;
  • отделение афиш – это самая многочисленная часть собрания, в нем представлены афиши к различным спектаклям, которые ставились в русских театрах в XIX-XX веках;
  • вещевое отделение хранит в своих фондах предметы, связанные с театром. Тут представлены вещи корифеев театра, награды, предметы прикладного искусства и пр. Большая часть экспонатов была собрана основателем;
  • отделение кино и аудиоматериалов представляет коллекцию грампластинок, записи на магнитофонной ленте и дисках. Видеозаписи представлены редкими кадрами из спектаклей, а также кинохроникой, относящейся к творчеству известных театральных деятелей;
  • библиотечное отделение представляет коллекцию редких изданий книг, связанных с театром;
  • отделение детских театров является самым молодым, оно основано в 2008 году.

Работа музея

В музее ведется активная просветительская и научная работа. Выставки периодически обновляются, проводятся творческие вечера, посвященные творчеству выдающихся личностей.

Посетителям предлагается разнообразная программа экскурсий:

  • Обзорная. Позволяет получить общее представление о коллекции.
  • Российский театр девятнадцатого века. Данная программа посвящена творчеству выдающихся деятелей русского театра – драматургов, режиссеров, актеров.
  • Рождение русского театра. Программа посвящена рождению профессионального театра в России. Посетители узнают об актерской группе Волкова, появившейся в Ярославе в конце XVII века, о первом театральном училище, основанном в Шляхетском корпусе, о судьбе первых русских артистов.
  • Традиции меценатства в России. Эта программа посвящена людям, которые любили и поддерживали театр. Экскурсия охватывает практически все залы театра.
  • Мир русской оперы. Программа посвящена оперному искусству и его развитию в России. Посетители смогут услышать и увидеть фрагменты из знаменитых оперных постановок.

Вошло в традицию ежегодно отмечать ночь музеев, посвященную международному профессиональному празднику музейных работников. В 2015 году праздничная ночь проходила с 16 на 17 мая и была посвящена семидесятилетию Великой Победы.

Читайте также:  Открытие цирка Чинизелли

Праздничные мероприятия проводятся, как в основном зале, так и на территории филиалов. Посещение экспозиции в праздничную ночь бесплатное, однако, на мероприятие в ряд филиалов можно попасть только по предварительной записи.

В помещении музея регулярно проводятся вечера и лекции, посвященные разным темам. На таких вечерах демонстрируются экспонаты, которые, обычно, хранятся в фондах, и в основной экспозиции не демонстрируются. Пересъемка отдельных экспонатов возможно по предварительному согласованию с администрацией.

Полезная информация

Адрес основного здания: улица Бахрушина 31/12. Гостям города, не знающим, как добраться до здания музея, стоит воспользоваться метро. Выйти нужно будет на Павелецкой и немного пройти пешком.

В рабочие дни часы работы с полудня до семи часов вечера. В зимнее время выходной во вторник, в летнее – в понедельник и вторник. Санитарный день – последний понедельник месяца.

Стоимость полного билета составляет 100 рублей, студенты оплачивают половину стоимости, дети и пенсионеры приобретают льготный билет стоимостью 30 рублей. Вход в залы разрешен только в бахилах, их можно принести с собой или купить на месте за 10 рублей. На посещение мероприятий, проводимых в музее можно приобрести абонемент.

Бесплатное посещение экспозиции предусмотрено в праздничные дни:

  • День охраны культурных памятников – 18 апреля;

Дом, где живут музы

Россия / Санкт-Петербург / Музеи / Музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга / Отзывы

Кто не знает знаменитый архитектурный ансамбль площади Островского, спроектированный Карлом России еще в XIX веке! Однако, чем знаменит адрес: пл. Островского 6, знают далеко не все.

В бывшем здании Дирекции императорских театров, которое также входит в архитектурный ансамбль, сегодня расположен уникальный музей — Государственный музей театрального и музыкального искусства.

Музей был основан в 1908 году, и сегодня является одним из крупнейших театральных музеев мира, так как его собрание включает порядка 450000 экспонатов!

Поскольку, как говорят музейщики «единиц хранения» очень много, экспонировать их в одном только здании на пл. Островского, невозможно. Да собственно, по этому адресу музейная экспозиция и расположена лишь на третьем этаже (стационарный показ). Кроме того, на шестом этаже устраиваются передвижные выставки.

Именно поэтому музею принадлежат многие здания в городе, где развернуты уникальные экспозиции, а собранные реликвии рассказывают о драматическом, оперном и балетном искусстве за всю историю существования театра в России. Существует мнение, что этот музей не имеет аналогов по объему, охвату истории отечественного театра.

К сожалению в интернете именно потому, что музейные экспозиции находятся в разных частях города, порою допускаются неточности. Например, рекламируется музей на пл. Островского, а иллюстрируется рассказ фотографией Шереметьевского дворца (Фонтанный дом), где тоже находится экспозиция музея.

Кроме того музейные экспозиции находятся по адресам: ул. Графтио, 25 — Мемориальная квартира ф. И.Шаляпина; Загородный пр.,28 — Мемориальная квартира Н. А. Римского-Корсакова; ул. Стремянная,8 — Мемориальный музей семьи актеров Самойловых; наконец, уникальная коллекция музыкальных инструментов по адресу наб.

Фонтанки 34 — один из моих любимых музеев!

Но вернемся на пл. Островского.

В настоящее время на шестом этаже развернута экспозиция, посвященная замечательному художнику Льву (Леону) Баксту, который по праву может считаться великим театральным художником.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Серебряный век, «Мир искусства», Дягилев и его сезоны в Париже, Фокин и Стравинский, Марк Шагал. Наконец! Кстати, в Петербурге, Шагал был учеником Бакста…

Нет смысла рассказывать вам о творчестве художника, его жизни, комментировать выставленные экспонаты — они уникальны!

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Театральные костюмы, эскизы декораций, макеты, реквизит исторических спектаклей, документы, книги…

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Моя задача — пригласить вас в музей, и только!

Театральную атмосферу вы почувствуете сразу, как только переступите порог.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Бесшумный современный лифт вознесет вас на любой этаж, но я советую пройти лестницами, так как интерьеры лестничных маршей устроены с большим вкусом.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото) Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Познакомившись с искусством Бакста, стоит спуститься на третий этаж и познакомиться с большой и очень современно устроенной основной экспозицией музея. Здесь много интерактивных «забав», которые рассказывают о чем-то важным, вместо экскурсовода, но при этом еще и развлекают, что для современного посетителя тоже очень важно.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Так вот выбирая на экране тему для ознакомления, можно узнать и о том, как были одета блестящая публика в партере, кто мог претендовать на места, соответствующие рангу и званию.

Можно представить (или наоборот это трудно), но театральные вешалки появились не сразу. Верхнюю одежду проносили с собой или оставляли в каретах.

Кучера же в ожидании хозяев разжигали костры перед театром — грелись зимой…

Чего только ни узнаешь в театральном музее!

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Наряду с современными виртуальными прогулками в прошлое, впечатляют и музейные реликвии (многие сохранились чудом). Вот сумка, в которую собирали деньги для строительства пансионата для престарелых артистов.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Такой деревянный особняк был построен на Крестовском острове — вот его фотография.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

А это танцевальный класс. Урок с экрана ведет сам Николай Цискаридзе. Хотите поработать у станка? Спинку прямее, коленки тянем, пятая позиция!

Для того, чтобы легче было принять правильное исходное положение — есть следы, в которые нужно уместить ноги. Вот муж пытается встать в четверную позицию.

Это вторая позиция. Балетмейстер Федор Лопухов, смотрит с экрана довольно насмешливо — и поделом!

Вообще-то после этих коротких экзерсисов у кого-то поболели ноги… Да, выворотность не та!

На первом этаже очень неплохой магазинчик, который я не стала бы называть сувенирной лавкой — уж очень много там отличных книг о театре, о музыке…

Но эту фотографию я сделала как упрек. Решили так вот придержать плакат и водрузили на голову П. И. Чайковского книги (заодно и ценник не забыли прилепить). Нет. Так нельзя!

Рядом находится кафе, где можно приятно посидеть.

Вообще в музее очень приятная атмосфера, напоминающая нам и о таинственности закулисья, и об истории великих событий, которые случились в истории театра.

Рекомендую ли я вам посетить этот музей? Несомненно!

Музей театрального и музыкального искусства

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото) Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото) Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото) Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)

Государственный музей театрального и музыкального искусства расположен в самом центре Санкт-Петербурга в здании, построенном выдающимся архитектором Карлом России. Когда-то здесь находилась Дирекция императорских театров, и великие Мусоргский, Островский, Чайковский и Чехов заключали тут свои контракты. В 1918 году в здании был основан музей, в котором регулярно проводятся циклы экскурсий и лекций по истории театра, слушают старые записи и устраивают вечера воспоминаний, встречи с выдающимися актерами, художниками, музыкантами, показ самостоятельных актерских и режиссерских работ, моноспектакли, камерные концерты.

Читайте также:  Михайловский театр (Театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского)

Для детей в музее оборудовали специальную экспозицию «Волшебный мир театра» — «Страна Закулисье». Выставка рассказывает ребятам о настоящем театре, скрытом от зрительсикх глаз, знакомит с работой костюмеров, бутафоров и гримеров. Здесь представлены макеты различных театров мира и разнообразные театральные приспособления, использовавшиеся в разные эпохи развития театра.

Что такое Холокост и почему важно рассказать о нём детям «Мама знает лучше»: почему нельзя давить при выборе профессии 10 книг для подростков и родителей: что почитать вместе 10 выставок зимы, куда интересно пойти с детьми Крохотная Москва: 15 ёлок для малышей От котиков до экстрима: 5 способов переключиться после работы Чем занять детей дома и не сойти с ума: уроки, квесты, фильмы Новогодний детский гид по Москве: ёлка, театр, музей, концерт 18 подарков под ёлку: игры, адвенты, книжки и конструкторы 7 аудиокниг на английском, которые увлекут ребёнка Онлайн-курсы: чему учиться, чтобы зарабатывать уже через год 6 детских новинок издательства «Поляндрия» Творческая коробка AZ ДЕТИ BOX После ковида: как разобраться в анализах на антитела На всю зиму: 10 культовых книг для совместного чтения Отложенное материнство: как это работает Книга для взрослеющих и взрослых: «НЕТ — всегда НЕТ» Литкружок: зачем учить ребёнка писательскому мастерству? 37 спектаклей и концертов на осенние каникулы 8 книг для подростков про тело, личные границы и секс

По субботам ребят от 7 до 12 лет приглашают на интерактивную экскурсию по волшебному миру театра с мастер-классом, на котором можно изготовить памятную открытку.

В музее также проходят занятия для детей с синдромом Дауна по программе «Особые дети».  Экскурсия «Театр приглашает друзей!» в игровой форме знакомит детей с историей театра.

Гости музея побывают в театральном закулисье, увидят шумовые машины в действии, посмотрят фрагменты спектаклей различных театральных жанров.

Кроме того, в музее театрального и музыкального искусства можно посещать выступления музыкального лектория «Пикколо». Малышам от 3 до 7 понравятся концерты «В королевстве музыкальных инструментов», клоторые проходят в концертном зале музея каждое воскресенье в 12.00.

По выходным в филиале Музея – Музее музыки (Шереметьевский дворец на Набережной реки Фонтанки, 34) действует семейная интерактивная программа «Театральные ладошки».

Дошкольники и школьники могут посещать занятия вместе с родителями и вместе путешествовать по истории театра и участвовать в интересных мастер-классах.

Например, можно создать своих персонажей перчаточного театра! В Музее музыки для детей проходят интерактивные занятия из цикла «Зримый звук», на которых малышей учат различать различные музыкальные интструменты на слух.

Стоимость одного занятия — 800 рублей, детский входной билет в музей обойдется в 20 рублей.

Редакция Workingmama.ru настоятельно рекомендует перед посещением детских мест и мероприятий уточнять по телефону часы работы и расписание.

Наталья Метелица: «Музей – это память, а память делает нас людьми»

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)Купить рекламу 08 ноября 2019

Музей театрального и музыкального искусства сегодня обладает поистине впечатляющей коллекцией по истории театра не только российского, но и отчасти зарубежного. Здесь хранится более полумиллиона экспонатов, среди которых более пяти тысяч сценических костюмов, уникальное собрание музыкальных инструментов, театральные работы Александра Головина, Константина Коровина, Казимира Малевича, Татьяны Бруни и многих других, автографы и материалы, связанные с именами самых значимых людей отечественной культуры XVIII-XXI веков.

О том, как музей хранит эти бесценные экспонаты, как организована его выставочная деятельность в России и за рубежом, о роли музеев в современном обществе и их проблемах, а также о современных постановках и фестивале «Дягилев P.S» редакция Точка ART поговорила с директором музея и художественным руководителем фестиваля Натальей Ивановной Метелицей.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото)© Фото предоставлено Музеем театрального и музыкального искусства

Татьяна Ильина: Наталья Ивановна, вы с 1973 года работаете в Музее театрального и музыкального искусства. Что он для вас значит?

Наталья Метелица: Это образ жизни, часть моего дома — душевного, духовного. Из этих 46 лет, что я здесь, я только 12 лет руковожу музеем. А пришла я сюда выпускницей Театрального института, закончив факультет «Театроведения, театральной критики и истории театра», и неожиданно для себя прижилась так надолго. Поэтому музей я знаю изнутри досконально.

Очень хорошо знакома с его обширной коллекцией, которая хранит историю российского театра и даже в какой-то степени зарубежного.Музей — это пространство свободы для ума, потому что с одной стороны, ты имеешь доступ к документам, по которым учишься понимать прошлое, а с другой, ты всегда находишься в реальном течении жизни.

Сегодня это не замкнутая территория, которая ограничивается только музейными историями, музей фактически формирует культурную среду города: мы тесно связаны с живым театральным процессом, на сцене нашего музея проходит такой фестиваль как «Театр здесь и сейчас», молодые труппы, не имеющие своего постоянного пристанища, показывают у нас свои спектакли — это традиция, которая длится десятилетиями. В музее проходили вечера, посвященные Борису Пастернаку, Владимиру Высоцкому — людям, творчество которых в определенные периоды времени было официально запрещено. Но музей никогда не замыкался и находился на пике новейших литературоведческих, театроведческих исследований. Сюда приглашали только начинающую тогда Мариэтту Чудакову, которая теперь всем известна, Юрия Лотмана и других ученых, на которых зиждется сегодняшняя гуманитарная наука. Юрий Шевчук впервые в наших стенах исполнил свою «Осень», композитор Александр Журбин проигрывал на рояле и пропевал свою первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика», выступали Константин Кинчев и Михаил Жванецкий, а Кама Гинкас и Григорий Козлов показывали свои режиссёрские опусы, когда у них еще не было собственной сцены. Кроме того, у музея был свой театр «Четвертая стена» — театр стилизации и капустника.

Сейчас мы ведем активную работу на выставочных пространствах и в России, и за рубежом, где, как мне кажется, нас даже больше знают, чем на родине.

Татьяна Ильина: Чего на ваш взгляд не хватает сейчас музеям для того, чтобы полноценно выполнять свою культурообразующую миссию? Каковы главные проблемы музеев сегодня?

Наталья Метелица: Главное, чего музеям не хватает, это средств для их полноценного существования и реализации того, что задумано. К большому сожалению, я узнала, что на будущий год у нас колоссально сокращается бюджетное финансирование. Вот в таком режиме работать, конечно, становится очень сложно.

Читайте также:  Дом А.Г. Лаваль

Есть и другая проблема, связанная с посещаемостью.

Даже в «музеи-блокбастеры» люди идут смотреть диковинки: Янтарную комнату в Царском Селе, хотя там же восстановлена потрясающая почти не тронутая войной Агатовая комната; фонтаны Петергофа, несмотря на то, что в музее есть недавно отреставрированные прекрасные павильоны и коттеджи.

Наша публика тоже особенная. Это люди, которые любят и ходят в театр, хотя сегодня в обществе не всем близка и интересна тема театра. Появляются люди телевизионного кино или культуры интернета. Театр, кино и телевидение — совершенно разные по своей специфике виды искусства. Особенность театра в том, что спектакль в своем виде существует всего один раз, он больше никогда не повторится.

На наших глазах проживаются характеры и жизни героев. Это уникальная, потрясающая история. И вот это сиюминутное зрелище призван хранить театральный музей. А что мы храним? Мы пытаемся сберечь историю театральных постановок — либо то, что предшествовало спектаклю, либо то, что осталось.

Мы ощущаем актуальность театрального прошлого, потому что театр всегда и во все времена был площадкой для воздействия на публику и «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра», как говорил Гоголь. Почему Петр I придавал такое колоссальное значение театру? Потому что он являлся средством общения власти и народа. Именно поэтому музей эти свидетельства хранит.

Музей — это память, а память делает нас людьми, наставляет нас. Люди понимают откуда они, кто они, что было до них, что будет дальше.

Фото Музея театрального и музыкального искусства (18 фото) © Фото предоставлено Музеем театрального и музыкального искусства

Татьяна Ильина: Сложно ли в современных рыночных условиях руководить музеем — местом, где духовные ценности берут верх над материальными/финансовыми? Как Вы находите баланс?

Наталья Метелица: Наша задача, чтобы как можно больше людей приходило в музей, и чтобы музей научился самостоятельно зарабатывать свои средства. Мы не очень коммерциализируемся, хотя, возможно, и хотели бы. Но на любой продукт должен быть спрос.

Не случайно у нас сейчас появился Инвестиционный отдел в музее. Такие есть уже во многих крупных культурных институциях, и это важно.

Надо жить в современных реалиях: бюджетные деньги выделяются на определенные проекты и их использование строго регламентировано, а привлеченные средства — другая история, появляется финансовая свобода.

И вот здесь музей должен, я считаю, прилагать много усилий, чтобы осуществлять то, что ему дополнительно хочется. Так, например, на будущий год из 13 выставок государством будет профинансировано только пять, остальные восемь мы либо не будем делать, либо будем искать помощь спонсоров и партнеров.

Татьяна Ильина: Вы упомянули, что за рубежом музей даже более известен, чем в России. Расскажите, как Вы работаете с зарубежными коллегами, какие проекты создаете? В чем заключается интерес к музею со стороны западных коллег?

Наталья Метелица: Они испытывают большое уважение к нашей культуре. До перестройки на нас смотрели как на представителей потрясающего музыкального искусства, литературы, театра. Мы возили выставки, посвященные Всеволоду Мейерхольду, Антону Чехову, Дмитрию Шостаковичу.

В конце 1980-х — начале 1990-х, когда в России были пусты прилавки, мы уже самостоятельно искали партнеров и делали выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже. Со стороны государства не было запретов, но мы должны были строго соблюдать таможенные правила вывоза и ввоза экспонатов.

Сегодня мы часто принимаем участие в больших международных межмузейных выставках в качестве музея-партнера. Например, недавно, открывали в Меце выставку о Сергее Эйзенштейне, которую подготовили зарубежные коллеги.

Очень востребован русский авангард — мы монополисты театральных эскизов Малевича и Татлина, поэтому эти работы у нас часто запрашивают для международных проектов.

Татьяна Ильина: Какие у вас были интересы на тот момент, когда вы учились в Театральной академии, когда попали в музей?

Наталья Метелица: Сначала я хотела поступать в МГИМО, а потом в ЛГУ на факультет журналистики. Но по стечению обстоятельств легко и стремительно поступила на театроведческий факультет в ЛГИТМиК.

До этого я играла в провинциальном юношеском театре у Валерия Михайловича Зимина — автора детских пьес, спектакли по которым идут до сих пор в большей части детских театров нашей страны.

В институте предметом моего интереса были пьесы Чехова и их трактовка в английском театре. Но особенно нашему поколению повезло в том, что мы видели спектакли великих режиссеров — Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса, Юрия Любимова.

Все они являются и по сей день крепкими классическими ориентирами, на которых воспитаны и сегодняшние «реформаторы» Андрей Могучий, Константин Богомолов, Максим Диденко.

© Фото предоставлено Музеем театрального и музыкального искусства

Татьяна Ильина: Как вы относитесь к современному театру?

Наталья Метелица: Хорошо отношусь. Театр очень разный. Чего люди ждут от него? Эмоционального потрясения. Раньше оно случалось чаще. Сейчас же сильно увлечение формой — иногда чрезмерное использование мультимедийных средств убивает живое актерское существование на сцене.

У некоторых режиссеров гротескная фиксация негатива, происходящего вокруг, становится фирменным стилем. А хочется другого осмысления, более глубокого и тонкого, а не констатации факта, что все ужасно.

Мне кажется, что человек должен уйти после спектакля, задумавшись о том, что происходит вокруг, но все-таки с пониманием и верой в положительную перспективу жизни.

Татьяна Ильина: Как родилась идея создания фестиваля «Дягилев. P.S»? Какова его главная цель?

Наталья Метелица: В этом году фестивалю исполняется десять лет. А родился он в 2008 году на встрече культурной общественности с губернатором Валентиной Матвиенко.

На тот момент все в мире делали что-то, связанное с именем Дягилева — в США, в Европе возникало множество проектов, а у нас в Петербурге — ничего. И тогда я предложила создать Дягилевский фестиваль как бренд города.

Потому что Сергей Дягилев — человек, который прославил русскую культуру, открыл Западу русское искусство — икону, живопись, оперу и Ballets Russes. Эта моя инициатива была поддержана губернатором. Как историк театра, я намеренно задумывала фестиваль как комплексный мультижанровый просветительский проект.

А назвали его «Дягилев. Постскриптум», потому что Сергей Дягилев вывозил на запад российское искусство, а мы ввозим в Россию европейское, тем самым исполняя главную мечту мастера — вернуться и утвердиться на родине.

Татьяна Ильина: Как Вы отбираете спектакли на фестиваль? Обязательным ли требованием является переосмысление классики?

Наталья Метелица: Конечно, нет. С именем Дягилева всегда была связана новизна, смелость, открытость. Поэтому для меня самым важным критерием является самобытность художественного языка хореографа. В этот раз мы привезли труппу Балета Монте-Карло, приедет великолепный Матс Эк— это целые миры.

Будет раскрыта тема наследия Русских сезонов Сергея Дягилева, но уже в XXI веке в совершенно иной хореографии, как источник вдохновения для современных хореографов.

И наша задача не в том, чтобы всем понравилось, мы хотим представить разнообразие хореографической палитры: будут работы из Швеции, Великобритании, Ирландии, Японии, несколько сильнейших постановок из России — вся программа юбилейного года очень достойная.

Популярное

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector