Сделать оригинальный пост о музее масштаба Вселенной — дело сложное. Я не знаю, как к нему даже подступиться. Ну чем здесь удивишь? Писать историю создания? перечислять здания и филиалы? объем бесценных единиц? стили, залы, авторов, произведения? Зачем? Все это есть в путеводителях.
Ну а какая форма должна быть у такого поста? Как ее, эту форму, найти? В таких метаниях и сомнениях у меня уже «похоронены»… на жестком диске мой обожаемый Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, огромная часть Третьяковской галереи… и позвольте мне это список не продолжать, чтоб не расстраиваться. Но раз уж я вторую неделю разговариваю с вами, дорогие мои читатели, на тему Петербурга, не показать лучший музей этого города я не могу.
Поэтому договоримся так: небольшая преамбула о Русском музее будет для тех, кто вообще ничего не знает о нем, но планирует посетить. Это полезная информация, которая вас немного сориентирует. Всех остальных приглашаю просто любоваться фотографиями нашего семейного путешествия по залам великолепного Русского музея.
Когда турист говорит о походе в Русский музей, он имеет в виду экскурсию в Главное здание Русского музея — Михайловский дворец. На самом деле этот музей не просто одно здание, это целый комплекс, который включает в себя сразу несколько величайших объектов Петербурга:
- Строгановский дворец
- Михайловский дворец — Корпус Бенуа
- Михайловский сад
- Мраморный дворец
- Михайловский (Инженерный) замок
- Летний сад
Поговорим сегодня о Михайловском дворце, некоторых залах и части его экспозиции.
Михайловский дворец потрясающе величав и огромен. Для того, чтоб показать его во всей красе, нужна специальная техника, панорамная съемка. Создатель дворца — знаменитый зодчий Карло Росси (на русский манер Карл Иванович Росси). Дворец был построен в 1825 году для великого князя Михаила Павловича — сына Павла I.
Когда говорят, что Михайловский дворец — шедевр высокого классицизма, нисколько не кривят душой. И все-таки главное, почему люди приходят в Русский музей, — бесценная коллекция произведений искусства, которая здесь хранится. Русский музей — первый государственный музей в России.
Для его создания на деньги государства специально было приобретено здание ветшающего от времени дворца, осуществлена перепланировка.
Единственные помещения, которые не были перестроены под музейные экспозиции специально, — это вестибюль с его роскошной лестницей такого невероятного размаха, что кажется, будто в Эрмитаже меньше, а также Белый зал. Все это вы увидите дальше на фотографиях.
Музей был задуман еще Александром III, основан по указу Николаяв II 1895 году и открыт для посещения 19 марта 1898 г.
Беггров К.П. Михайловский дворец. Гравюра, 1832
В здании дворца огромное количество залов. Я не скажу вам точное их число, потому что все источники называют разные цифры. На схеме они выглядят так:
Планы залов 2 этажа
Планы залов 1 этажа
Маленькая подсказка: осмотр залов задуман в соответствии с их нумерацией. Т.е. начинаете со второго этажа с зала № 1. Это зал, где находятся иконы. Мы пошли своим путем, просто начали со своих любимых залов. Поэтому не удивляйтесь непоследовательности нашего передвижения по музею. На мой взгляд, планировка в музее достаточно путанная, и двигаться в том порядке, в каком пронумерованы залы, трудно. Для тех, кому принципиально двигаться по порядку, уточняю разделы экспозиции по залам: 1-4 залы — древнерусское искусство (иконы), 5-10, 12 залы — искусство XVIII века, 11, 13-23 — искусство первой половины XIX века, 24-48, 54 — искусство второй половины XIX века, 66-85 — искусство конца XIX — XX века, 87-94, 101-105, 106-109 — временные выставки.
Еще небольшое наблюдение — экспозиция, я так поняла, иногда меняется местами. Картины Маковского, например, сейчас висят не в том зале, где они изображены на сайте http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-25-1.html. Т.е. не в 25 зале, а в 30. Поэтому моя попытка подробно по залам отразить экспозицию не удалась. Но для меня в этом посте главное показать наше семейное путешествие в Русский музей.
Так вот, и «Девятый вал» Айвазовского, и «Последний день Помпеи» Брюллова, и «Лунная ночь на Днепре» Куинджи, и»Бурлаки на Волге» Репина, и «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, и «Витязь на распутье» Васнецова, и многие другие — это достояние Русского музея. Их вы обязательно увидите в моей сегодняшней статье.
Наше знакомство с Русским музеем началось с лицезрения Михайловского дворца снаружи. К сожалению, шел самый настоящий дождь. Поэтому фотографии получились мало выразительными. Но погоду не выбирают…
Заходим в музей.
Покупаем билеты. Двое взрослых + фотосъемка = 750 рублей.
Поднимаемся по лестнице.
Главный вестибюль поражает воображение — колоннада, роспись, скульптура… Невероятно нарядное, торжественное помещение.
Начинаем свой поход по залам.
Как я уже писала, мы пошли иным путем — начали с зала 17, где представлены картины О.Кипренского и, наконец, дошли до одного из самых любимых не только нами залов N15 (картины Басина, Бруни, Иванова А.А.).
Но самый любимый народом зал №14 с картинами Айвазовского и Брюллова.
Зал №12 — картины В.Боровиковского.
Белый (Белоколонный) зал, как я уже писала выше, полностью сохранил свой первозданный вид и никогда не перестраивался, также как Вестибюль.
Зале N10 — картины Д.Левицкого.
Зал N8 — картины Ф.Рокотова.
В зале N7 представлены Гобелены (шпалеры).
Зал N4 — иконы XIV-XV вв.
Зал N3 — иконы XV-XVI вв.
Зал N2 — иконы русского Севера.
На этом второй этаж мы обошли и стали спускаться вниз, чтобы продолжить осмотр.
Зал N38 — картины В.М.Васнецова.
Зал N36 — картины В.И.Сурикова.
Зал N54 — картины И.Е.Репина.
Залы N 33 — 35 — картины И.Е.Репина.
Зал N32 — картины В.Д.Поленова.
Зал N31 — картины Г.Г.Мясоедова и К.А.Савицкого.
Зал №30 — К.Е. Маковский.
Этот портрет меня удивил. При первом взгляде на картине две девочки. Особенно хороша та, которая на первом плане. Название картины: Маковский К. Е. Семейный портрет. 1882. Изображена Ю.П.Маковская (1854-1959) с детьми Сергеем (1877-1962) и Еленой (1878-1867)
На этом я закончу показ залов, где представлены картины и покажу несколько фотографий залов, где в экспозиции представлены произведения народного творчества.
О музее
Внимание! На время ремонта до марта 2022 телефоны музея не работают. По всем вопросам просьба обращаться на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Виртуальный тур
Русский музей фотографии — первый фотографический музей в России, посвящённый истории фотографии, жизни и творчеству всемирно известных фотографов А.О.Карелина и М.П.Дмитриева.
Музей фотографии находится в здании, построенном в XIX веке, и охраняется законом как памятник истории и культуры.
Именно в этом здании работали всемирно известные фотографы: Андрей Осипович Карелин (1837-1906) – основоположник художественной фотографии, Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) – основатель публицистической фотографии.
На 2-м этаже этого здания находился их фотопавильон, специально для этого спроектированный и построенный. Чтобы было больше света, одна из стен павильона, выходящая на улицу, была полностью стеклянная. В конце XIX века на 3-м этаже жила семья М.П.Дмитриев, на 1-м — располагалась его фототипия.
В доме №9 на ул. Осыпной (сейчас ул. Пискунова) в конце XIX века побывали многие известные люди разных профессий и сословий. Об этом сохранились воспоминания известного художника Ф. Богородского:
Дорожная камера М.П.Дмитриева
Он (фотопавильон) занимал весь второй этаж каменного белого дома… Все стены входа и чугунной лестницы были увешаны фотографиями, изображающими жизнь и быт Нижнего Новгорода.
Почти напротив этого дома стояла специальная деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом. Эта витрина была очень популярна, около неё всегда толпились зрители. Здесь можно было видеть фотографии А.М.Горького с Ф.И.Шаляпиным, В.Г.
Короленко, П.И.Мельникова-Печерского, других деятелей культуры и искусства».
Именно в этом здании сейчас и располагается Русский музей фотографии. В фондах музея насчитывается уже более 212 тысяч единиц хранения. Это дагерротипы, негативы, стереонегативы, позитивы, стереопозитивы, открытки, фотокамеры, фотоувеличители, фотоальбомы, медали, письма, личные вещи известных фотографов, начиная с 70-х годов XIX века и заканчивая сегодняшним днем.
Часть экспозиции посвящена А.О.Карелину
На 1-ом этаже — историческая экспозиция. Здесь представлены замечательные фотографии не только А.О.Карелина и М.П.Дмитриева, но и их современников: М.Хрипкова, М.Гагаева, И.Иванова, Д.Лейбовского и др.
Экскурсовод музея познакомит Вас с обликом Нижнего Новгорода рубежа XIX-ХХ веков, с его улицами, площадями, церквями, соборами и монастырями, многие из которых не сохранились до сегодняшнего времени, с историей Нижегородской ярмарки и XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года. Он расскажет Вам о таком чудесном явлении, как фотография.
Перед глазами зрителя предстанут как самые ранние деревянные камеры ящичного типа 70-х годов XIX века, рассчитанные на стеклянные негативы, так и наиболее совершенные фирм “AGFA”, “ZEISS-IKON”, “GOERZ”, “VOIGTLANDER”, аппарат легендарной фирмы “KODAK”, знаменитая “LEICA”.
Здесь же — советские фотоаппараты ХХ века, которые теперь тоже стали историей. Внимание зрителей всегда привлекает деревянная дорожная фотокамера, которая принадлежала М.П.Дмитриеву. Размер кадра этой камеры — 45х55 см, а её вес вместе с объективом — около 100 кг. Её российские изготовители: Н.К.Клячко и Д.П.
Езучевский (XIX век, г. Москва).
Прототип фотоаппарата — камера-обскура
Коллекция фотоувеличителей середины XX в.
Демонстрационная лаборатория для ручной фотопечати
Выставка голограмм и стереофотографий
Коллекция зарубежной фототехники XX в.
На 2-м этаже музея — выставочный зал. Здесь можно познакомиться с творчеством современных российских и зарубежных авторов. Выставки меняются через каждые 2-3 недели. Музей занимается организацией выездных выставок. Здесь же на 2-м этаже работает фотогалерея. Для оформления офиса или квартиры Вам помогут приобрести красиво оформленные современные или старинные фотографии.
Желающие могут сфотографироваться в фотосалоне музея, для съемок предоставляется костюм XIX века. Фотографии будут напечатаны в течение 30 минут.
Для тех, кто хочет повысить свой фотографический уровень, в музее работает «Нижегородская фотошкола». Обучение ведется по специальной программе. Занятия проводят ведущие российские и зарубежные специалисты.
Стало доброй традицией ежегодное проведение областных фестивалей фотографии. В 2004 году был организован первый Международный фестиваль «Волжское биеннале-2004». В фестивале приняло участие более 100 гостей из 6 зарубежных стран и 15 городов России.
В 2005 году организован первый Российский фотографический фестиваль молодежи. На базе музея проводятся мастер-классы и семинары с приглашением ведущих специалистов. При музее работает фотосалон.
Русский музей фотографии вносит неповторимый колорит в культурную жизнь Нижнего Новгорода.
Фото Виты Маслий и Татьяны Мартовской
Научными сотрудниками проводятся научные исследования по истории возникновения и развития фотографии, фотографического процесса, совершенствования и использования фототехники. Разрабатывается тема «Фотографы Нижнего Новгорода XIX-XX веков».
Опираясь на эти исследования, постоянно совершенствуется историческая экспозиция, создаются и реализуются проекты на основе фондов РМФ.
Например, в музее создана небольшая экспозиция «Фотолаборатория ХХ века», которая знакомит посетителя со сложной техникой проявки пленки и ручной печати фотографий.
В 2006 году было 2 публикации научных исследований. Ретроспективный обзор по фотографии XIX века «Застывшее мгновение» был опубликован в фотоальбоме «Нижегородская фотография. 1843-1917», изд. «Деком», Н.Новгород, 2006 год. Статья «Сумел подчинить себе те условия, которые до него считались непобедимыми…» опубликована в каталоге «Андрей Карелин. Портрет в интерьере», Москва, 2006 год.
К 15-летию Русского музея фотографии, которое отмечалось в сентябре 2007 года, был издан презентационный буклет, рассказывающий об истории музея и о наиболее интересных и ценных предметах экспозиции.
Периодически музеем издаются каталоги фестивалей и конкурсов. Выпущен каталог международного фотофестиваля «Волжское биеннале», проходившего в 2004, 2006 и 2008 г, каталог Российского фотографического фестиваля молодежи 2007, 2009. Каталоги издаются и на цифровых носителях.
В рамках выставок, конкурсов и фестивалей музеем организуются мастер-классы и семинары по теории и практике фотодела. Вход на все мастер-классы и семинары свободный. В 2006 году на базе музея было организовано 11 семинаров, мастер-классов, творческих встреч с ведущими фотографами из Москвы, С.-Петербурга, Минска, Дюссельдорфа, Сан-Диего, Стокгольма.
Благодарственные письма, грамоты, премии, которыми награждался музей:
- Диплом участника Московского международного фестиваля «Интермузей» (1999, 2009) Благодарственное письмо Министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (2003) Благодарственное письмо Центрального Выставочного Зала «Манеж» и ИВЦ «Реал» (2005) Благодарственное письмо Законодательного собрания Нижегородской области (2005) Почетная грамота Комитета по культуре Нижегородской области (2007) Благодарственное письмо Законодательного собрания Нижегородской области (2007) Медаль «За вклад в наследие народов России» Российского союза исторических городов и регионов (2007) Благодарственное письмо «Городец. Музейная столица» (2008)
- Премия города Нижнего Новгорода (2008, 2010, 2015)
- Благодарность Губернатора Нижегородской области (2012) Благодарственное письмо Законодательного собрания Нижегородской области (2012)
- Почетная грамота Директора департамента культуры, спорта и молодежной политики администрации г.Нижнего Новгорода (2012)
- Сертификат VII Международной туристской выставки «ИНТУРМАРКЕТ-2012» (2012)
- Благодарственное письмо Администрации г.Нижнего Новгорода (2014)
- Русский музей фотографии и его директор Тарасова Вера Михайловна были награждены юбилейной медалью «В память 800-летия Нижнего Новгорода» (2022)
В 2017 году музей проходил независимую оценку качества оказания услуг. С её результатами вы можете ознакомиться по ссылке: http:/bus.gov.ru/pub/independentRating/list
Сотрудники музея:
- Директор: Тарасова Вера Михайловна, тел. 8(831) 411-82-47
- Заместитель директора: Вершинина Ольга Борисовна, тел. 8 (831) 411-82-47
- Главный хранитель: Ронжина Ирина Николаевна, тел.
8(831)434-25-23
- Главный бухгалтер: Минеева Елена Александровна, тел. 8(831)430-90-24
- Руководитель фотостудии «МиГ»: Тарасов Алексей Гурьевич, тел. 8(831)411-82-47
- Заведующий экспозиционно-выставочным отделом: Карасева Ольга Васильевна, тел.
8(831)437 37 43
- Научный сотрудник: Ерёмина Людмила Алексеевна, тел. 8(831) 437 37 43
- Специалист по связям с общественностью: Гаврилов Олег Вадимович, тел. 8(831) 437 37 43
Внимание! На время ремонта до декабря 2021 телефоны музея не работают.
По всем вопросам просьба обращаться на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.
https://www.youtube.com/watch?v=nvufVa0JXXQ
Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.
И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.
Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.
Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).
1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей
4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).
Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.
Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.
Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.
Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.
Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.
Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.
Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.
Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.
О картине читайте также в статье “Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр”.
2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г
Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?
Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.
Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.
Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.
Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.
Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.
О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.
3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г
Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info
Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.
Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!
Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?
Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи. Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.
У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.
Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.
И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.
В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.
Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.
А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.
4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org
Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.
Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.
Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.
Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.
В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.
Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.
И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.
С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.
О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.
5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru
“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.
Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.
Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.
Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно. Как же художник добился таких “спецэффектов”?
Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.
Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.
Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.
Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.
6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г
Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru
“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.
На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.
Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.
Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.
Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.
В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”
7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru
“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.
Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.
А вот, как было на самом деле.
Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.
К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.
А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.
Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.
Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.
Подведем итог:
- Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.
- “Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.
- “Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.
- “Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.
- “Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.
- “Лунная ночь на Днепре” – про душу света.
- “Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.
- “Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.
- ***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков.
Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Интересные и редкие фото Российской Империи, ч.3
В конце позапрошлого века в Олёкминский округ были отправлены сотни представителей христианской секты «Белые голуби», более известные как скопцы. Пытаясь сравниться с ангелами, эти люди подвергали себя чудовищному членовредительству — кастрации.
Далекие от плотских радостей, сознательные и усердные скопцы были людьми зажиточными. Выкупая земли, они нанимали крестьян (некоторых из них оскопляли за долги и т.п) и богатели еще больше.
Во второй половине 19 века общины скопцов насчитывали более 6000 человек и с ними началась жесткая борьба. Духовных руководителей и вербовщиков казнили, остальных выслали в Забайкайле.
Считалось, якуты будут устойчивы к духовной парадигме скопцов (да и всему христианству вообще) и не польститься на сомнительные манипуляции с собственным телом.
У скопцов было четыре уровня «прокачки» себя до ангела 80 уровня. Первый уровень, называемый на сектантском сленге как «сесть на пегого коня» — это, собственно, удаление яичек. Второй — удаление всего детородного органа.
Человек, прошедший этот обряд пересаживался с пегого коня на белого. Третий уровень — удаление сосков и, четвертый — вырезание шрама на боку, подобного тому который получил Иисус во время распятия. Обряды распространялись как на мужчин, так и на женщин.
Последним вырезали половые губы, клитор и груди.
В Олекминской общине жил скопец, обращенный не по своей воле. О встрече с ним рассказывает немецкий путешественник:
«На мельнице я застал управляющего ею двадцативосьмилетнего молодого человека, типичного украинца. Во время осмотра поселения он сопровождал нас вместе с несколькими скопцами.
Его ясные ответы обратили на себя наше внимание. Он заметил у меня в руках цейссовский фотографический аппарат, которым мне здесь, к сожалению, не пришлось воспользоваться.
Меня предупредили, что фотографированием я могу оскорбить «братьев» и «сестер».
Управляющий мельницей, видимо, услыхал это шепотом произнесенное предупреждение и предложил мне зайти к нему в дом. Он хотел показать мне им самим оборудованное фотографическое ателье и собрание фотографий. Он сам соорудил камеру–обскуру со всеми необходимыми принадлежностями и обладал несколькими первоклассными аппаратами.
У него даже имелся превосходный самодельный увеличительный прибор. А сколько великолепных снимков мне удалось у него увидеть! Все они были распределены по отдельным альбомам: ландшафты, изображения скопческих поселений, религиозные праздники, шествия и погребения. Во время последних «сестры» и «братья» несут к могиле открытый гроб.
— Неужели вам разрешают делать эти снимки? — спросил я в изумлении.— Да! — отвечал он. — благодаря им, мы вербуем новых членов.Заметив мой все возрастающий интерес, он становился общительнее и шаг за шагом все больше углублялся в быт и нравы этих сектантов, видящих «богоугодное дело» в искажении человеческого тела.
Его слова постепенно убедили меня в том, что этот человек презирал и ненавидел своих собратьев и воодушевлявшие их идеи.— Но ведь вы сами скопец? — спросил я его, в конце концов.Он долго молча смотрел на меня и, наконец, ответил:— Да, но не по своей воле… Эти преступники искалечили меня одиннадцатилетним мальчиком!Последние слова его похожи были скорее на стон.
Он дрожал от охватившего его внезапного возбуждения. Он схватил новый, еще невиданный мною альбом…— Видите эти фотографии? Вот что делают скопцы из своих юношей и девушек!Что за ужасная картинная галерея развернулась теперь передо мной! Это были мужские и женские тела, снятые на различных ступенях увечья.— Вот она, моя пропаганда в пользу скопцов, — засмеялся он.
Этот смех, прозвучавший высоким фальцетом, заставил меня содрогнуться. Только теперь я понял, что переживал этот несчастный человек. Эта история глубоко меня потрясла. Мое отношение, по видимому, тронуло его, так как он становился все сердечнее и подарил мне множество своих фотографий. Однако мне пришлось обещать ему сохранять их в тайне.
Под конец он предложил мне чаю, так как ему хотелось еще услышать от меня о нашей экспедиции. В комнате, в которой уже шумел самовар, было чисто, но печально. Окна были украшены цветами. На книжной полке стояло множество книг. Мы быстро позабыли о нашем недавнем волнении.
Правда, меня на минуту смутила появившаяся к чайному столу «сестра», но я быстро узнал в ней ту, чей портрет был показан мне наверху, в фотографическом ателье. Она налила нам чаю и нарезала прекрасного белого хлеба. На спокойном ясном лице ее не было видно следов страданий, но на всем ее существе лежал какой–то покров безразличия и тоски».
Проезжая через Олекминск семь лет спустя, я навестил своего старого знакомца. Мой бедный фотограф сильно изменился к худшему. Правда, благополучие его возросло, так как он стал совладельцем недавно отстроенной скопцами паровой мельницы, но как ужасно он выглядел: обрюзглый, ожиревший, он напоминал настоящего евнуха.
Я спросил его о тихой девушке, ведшей когда–то его хозяйство. Лицо скопца омрачилось, и он лишь коротко мне ответил: «Ушла».