Россия / Санкт-Петербург / Замки, дворцы / Аничков дворец / Отзывы
Продолжая прогулку по парадному Петербургу, давайте заглянем в Аничков дворец. Знаю, что безусловно многие его видели со стороны Невского проспекта и удивлялись, почему он стоит боком к нему. Всё просто, этот участок во времена Елизаветы Петровны был окраиной города.
Фасад здания было решено строить со стороны реки Фонтанки, чтобы он украсил собой вьезд в город. Дворец императрица подарила своему сердечному другу графу Алексею Разумовскому.После него многие известные личности владели зданием. Об этом постараюсь рассказать ниже.
Под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли. Когда дворец отошел князю Потемкину, он распорядился перестроить его в 1778–1779 годах. Архитектор И. Е.
Старов перестроил дворец в стиле классицизма, придав ему более строгий вид, сохранив лишь украшения в виде колоннад, лепнина была демонтирована, а искусственная гавань засыпана. В конце XVIII века Д. Кваренги застроил свободное пространство между дворцом и рекой Фонтанкой торговыми рядами. В начале XIX века дворец еще немного преобразил К. И.
Росси, вписав его в архитектурный ансамбль нынешней площади Островского и переработав внутренние помещения.
В 1875 г. была полностью обновлена лепная декорация верхней площадки лестницы, устроены новые мраморные перила, перекрытие оформлено круглым живописным плафоном с изображением Аполлона и муз работы художника Г. И.
Семирадского, а стены — пейзажными панно. В настоящее время плафон отсутствует, а вместо пейзажных панно в 1936—37 гг.
были написаны портреты партийных лидеров в окружении детей (они забелены при последней реставрации вестибюля).
Парадная лестница дворца.
Парадная лестница дворца.
Ваза.
Парадная лестница дворца.
Советское оформление передней.
Советское оформление передней.
Зимний сад оформлен по проекту архитектора Рахау.
«Вакх в корзине».
а как чудно спадает платьице.
Декор потолка .
Светильник.
Мраморная ваза Зимнего сада.
Лягушка или жаба ?
Красная гостиная. На протяжении веков Аничков дворец был
драгоценным подарком: его дарили членам царской
семьи и фаворитам.
«Настенька»
Блестящие придворные балы, пышные свадьбы, детство и
юность наследников российского престола, великих князей и
княгинь, цвет российской культуры видели старинные покои дворца. С 1817г. дворец был резиденцией «малого двора», а
с 1826г., при Николае I , он стал вторым императорским
дворцом столицы.
Декор потолка.
Дверные ручки.
Библиотека Александра III . Император Александр III местом
постоянного пребывания выбрал не Зимний дворец, а
Аничков.
Библиотека Александра III . В 1866 г. в Аничков дворец из Зимнего была переведена библиотека великого князя Александра Александровича.
Работу над устройством помещения для библиотеки по желанию великого князя, взяв за образец библиотеку принца Ольденбургского, начал архитектор Э. И. Жибер, но в 1868 г. ее перепоручили архитектору И.
Монигетти, который отделал в характере Ренессанса двухъярусное, с антресолями, восьмиугольное помещение с четырьмя нишами в углах.
Потолок расписанный под дерево.
Золотая ( желтая) гостиная.
Декор потолка.
Белоколонный зал.
Белоколонный зал.
Белоколонный зал.
Концертный зал.
Концертный зал.
Декор потолка.
Концертный зал.
Комната «Сказки Пушкина»
Оформлены в 1936 году палехскими иконописцами на темы сказок А. Пушкина .
В 1936-1937 годах комната была реконструирована по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Комната расписана мастерами из Палеха на темы произведений М. Горького.
Адрес дворца : Невский пр., 39.На метро следует выходить на станции «Гостиный двор» либо «Маяковская» и «Достоевская». Время работы – ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме выходных дней. Записаться на экскурсию надо заранее, стоимость 350 рублей, по крайней мере так было в прошлом году. Надеюсь эта маленькая экскурсия Вам пригодилась как информация о дворце.
Внутренние покои Аничкова дворца: кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича (1869 г.)
- Внутренние покои Аничкова дворца:
- кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича
- Редакция «Всемирной Иллюстрации» считает себя счастливой, имея возможность представить сегодня читателям своим рисунки, сделанные с фотографий, снятых нашими фотографами, во внутренних покоях Аничкова дворца.
- С соизволения августейшей хозяйки дворца, мы, насколько могли, воспользовались тем временем, которое было нам назначено, а именно: несколькими часами перед самым отъездом двора Наследника в Царское село, в мае месяце этого года.
- Комнаты находились в том виде, в каком остаются они большую часть года, во время пребывания во дворце семьи Наследника.
Вслед за окончанием наших работ, началась укладка и упаковка вещей. Мелочи и безделушки, красующиеся на столах и этажерках, цветы и деревья, книги и альбомы, статуэтки и картины, все это, несколько времени спустя после нашего ухода, должно было сойти со своих мест для перевозки в Царское село, или одеться в газ и кисею, для защиты от летней пыли, неминуемо и безжалостно пробивающейся в Петербурге повсюду.
Фотографический аппарат наш работал, так сказать, с живого впечатления, по горячему следу, потому что, как раз перед самым внесением его в кабинет Наследницы, она изволила принимать в нем одну из придворных дам. На рисунках, предлагаемых нами читателю, кабинет Цесаревны, равно как и спальня Великого Князя, изображены в их настоящем, обыкновенном виде.
От кабинета Цесаревны, выходящего на северную сторону дворца, открывается широкий вид на площадь Александринского театра, Публичную библиотеку и Невский проспект; по открытии памятника Екатерине II, вид этот выиграет очень много и приобретет именно то, чего ему недоставало до сих пор — сосредоточение.
Кабинет—квадратный и устлан громадным ковром, весьма светлых колеров и цельной ткани. Драпировка кабинета и обивка мебели — малиновые, толковые. По углам красуются мраморные изваяния.
Стены увешаны картинами; несколько козеток и диванов со столиками расставлены в разных направлениях кабинета и блестят пестрыми, шитыми и ткаными, подушками. В углу кабинета вытягивается большой рояль, с двумя этажерками нот.
Потолок и стены расцвечены лепной работой; рисунки медальонов принадлежат Боголюбову.
У окна, на отдельной подставке, стояло «Святое семейство» Фротеско Фрония; недалеко от него, под стеклом, виднелся букет серебряных цветов, работы московской фабрики купца Овсянникова, поднесенный им цесаревне по случаю дня ея обручения. О букете этом скажем несколько слов позже. Мы печатаем два рисунка кабинета цесаревны, два угла его: северо-восточный (к Невскому) и северо-западный (к театру).
Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Северо-восточный угол
В северо-восточном углу, прямо против входа, стоит письменный стол цесаревны, богато и со вкусом обставленный всеми необходимыми принадлежностями письма и теми мелкими и пестрыми безделушками, которые придают подобным письменным столам своеобразную, игривую наружность. Письменный прибор, из лазоревого камня (лапис-лазурика), почти теряется между множеством вещиц. Несколько портретов: государя, наследника и покойного брата его, сестры и брата цесаревны, виднеются справа и слева.
Хорошенькие прес-папье и другие бронзы расставлены кругами.
Мы заметили между ними ту общеизвестную мертвую птичку, с опавшими крылышками и подобранными ножками, которая составляет почти необходимую принадлежность всякого женского письменного стола; нам бросились в глаза и те бронзовые дровнишки, с водовозной бочкой и кабаном хрустального льда на них, которые, в разных видах и величинах, красуются в окнах магазинов Юнкера, Кнопа и др. Две вазы из лазурного камня возвышались за чернильницею. Бювар, с вензелем цесаревны, занимал средину стола: на раскрытых листах его виднелись начерченными мелкие заметки, пробы пера.
Сфинкс с часами, скромная алегория вечного вопроса, находящего себе место как во дворцах, так и в хижинах, обрисовывался своей меланхолической строгой профилью между другими вещицами, составляя весьма удачный, гармонический контраст, с яркими головками и почками весенних цветов, обрамлявших стол.
Один из томов сочинений Пушкина лежал раскрытый; подле него история Карамзина. Сбоку стола, в низкой подставке, теснились картонными папками большие илюстрированные издания; между ними заметили мы: «древности Владимира Волынского» и другие.
За столом, в кабинете, поставлено что-то в роде комнатной часовеньки (рисунок которой мы дадим в следующем номере), в которой размещены маленькия копии знаменитых апостолов и Христа,
Иисус Христос и Св. Иоанн Богослов (Статуи Торвальдсена)
работы Торвальдсена, уже знакомых читателям «Всемирной Иллюстрации» (см. №13).
Этой постановкой только что названных копий, в красном углу кабинета, перед лицом сидящего за письменным столом, цесаревна достойно почтила память своего великого соплеменника, своей прежней родины: Христос и апостолы Торвальдсена украшают средний неф копенгагенского собора и стоят на почетном месте в кабинете Наследницы русского престола.
Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Северо-западный угол
Другой рисунок наш изображает северо-западный угол кабинета цесаревны. Весь этот угол занят одним белым изящным изображением «Татьяны» Пушкина, работы Изобелли. Окруженная цветами и мягкою зеленью пальм и камелий, Татьяна, только-что оставила чтение и задумалась:
Татьяна (русская душою
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны—
Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася: тогда
В смятеньи Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась
Желанье сердца ей шепнуть….
Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Татьяна, статуя Изобелли
Татьяна Изобелли следит за падучей звездой; скульптору удалось очень счастливо разрешить свою задачу и воспроизвести одно из лучших созданий русской мысли весьма верно и скромно.
Татьяна не красавица, да ей и не нужно быть красавицей; она глубоко задумчива и склонившись на левую руку, мечтает своим полудевическим, полуженственным, даже суровым мечтанием.
Правая рука ее опущена на последнюю из прочитанных странице книги; Татьяна, видимо, чувствует себя наедине совершенно свободной, ведь ее никто не видит.
Место, занимаемое ей в кабинете цесаревны весьма удачно, даже с точки зрения освещения: статуя обращена на северо-восток, т. е. освещается почти исключительно отраженным светом.
Белый мраморный облик рисуется , как нельзя лучше, в вечной зелени окружающих его цветов и растений.
Гляди на Татьяну, мы не могли не припомнить того, что и на письменном столе цесаревны лежал открытым том Пушкина— изображение русской женщины и русский поэт, дома, у себя в кабинете цесаревны.
Выше упомянули мы о серебряном букете работы Овсянникова.
Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Серебряный букет работы Овсянникова.
Мы представляем читателю отдельный рисунок его. Серебра на эту работу пошло около 40 фунтов. Букет состоит из роз, гвоздики, георгин, ландышей, весьма тщательно и добросовестно отделанных и, большей частью, позолоченных, местами эмалированных. Роrtе-fleur, в который вставлен букет, также разрисован синей эмалью.
Под цветами положен серебряный кружевной платок. Все вместе покоится на большой зеленой подушке, с кистями по углам; подушка эта открывается. Работа подушки, произведенная на московской фабрике Овсянникова, действительно замечательна и достигает тонкости старых венецианских работ того же рода.
Она была поднесена цесаревне 28-го октября 1866 года.
Будущий император Николай II
Оставляя кабинет цесаревны, мы просим читателя спуститься с нами вместе этажом ниже, в спальню великого князя Николая Александровича. Впечатление, производимое этой спальней будущего Императора Всероссийского , совершенно противоположно впечатлению кабинета августейшей его матери.
Насколько в кабинете потрачено художественности и материальных средств, настолько спальня великого князя проста и беззатейна. Пестрый кретон (голубой с белым) послужил материалом на занавески, на обивку стен и мебели. Небольшая киота с образами святых, имена которых особенно дороги и близки царскому семейству, занимает один из углов спальни.
На стене, против окошек, висит портрет императора Александра I, ребенком, с погремушкою в руках, писанный
Д. Г. Левицкий: портрет императора Александра I
Левицким. Погремушка эта, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, переходит из рода в род и недавно подарена Императрицей маленькому внуку своему. Читатель видит ее на столе одного из наших рисунков спальни.
- Средину одного из этих рисунков занимает кроватка великого князя.
- Аничков дворец: Спальня Великого Князя Николая Александровича: Дневная кроватка
В ней спит он ночью. На простых деревянных столбиках, поддерживающих темно-зеленую газовую завесу, повешены, по старинному русскому обычаю, маленькие образки, служащие охраной полуночному сну ребенка.
Днем великий князь спит в небольшой плетеной корзине, обтянутой голубым атласом, видной на другом рисунке нашем, поставленной на диван.
На столе этого рисунка заметна погремушка, о которой мы только что упомянули; подле стола видно креслице великого князя.
Аничков дворец: Спальня Великого Князя Николая Александровича: Постель
Передавая печати рисунок спальни и ее коротенькое описание, мы уверены, что многие и многие из наших читателей с чувством глубокого почтения отнесутся к той простоте и безыскусственности, которой обставлены первые дни жизни великого князя. Мы бы поступили не хорошо, если бы скрыли впечатление, произведенное этой обстановкою на нас.
Нам кажется, что маленький великий князь, как мысль и слово будущего столетия России, принадлежит не только своим отцу и матери, но принадлежит и русскому народу.
Поэтому-то всякий луч света, брошенный на эту молодую, только что начинающуюся жизнь, всякое знакомство с мелочами этой жизни, со всяким шагом в развитии ее, являются вопросами первой важности, и переходят из области простого любопытства в область любознательности.
Русские образки русских святых, висящие над кроваткой великого князя, да внушат они ему святые мысли на великие деяния, по началам, положенным дедом, и по тем правилам, которым следует августейший отец его, теперешний наследник русского престола.
Всемирная иллюстрация, № 40 (27 сент. 1869 г.) — с. 209-224.
- Еще по теме:
- Наследник Российского престола Цесаревич Александр Александрович (1869 г.)
- Ее Императорское Высочество Наследница Цесаревна Мария Феодоровна (1869 г.)
- Мария Александровна — государыня и императрица всероссийская
- Александр II — император и самодержец всероссийский
- Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Николаевич Старший
- Воспоминание о покойном Наследнике Цесаревиче Николае Александровиче
- Внутренние покои Аничкова дворца: кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича (1869 г.)
- Его Императорское Высочество Великий Князь Алексий Александрович
- Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич
Аничков дворец
Аничков дворец – это старинный императорских дворец Санкт-Петербурга, находится у Аничкова моста и благодаря которому получил свое название. За свою более чем двухсотлетнию историю, императрицы дарили дворец своим фаворитам, в виде подарка он передавался наследникам престола от Николая I к Александру II, а в дальнейшем Александру III.
После революции во дворце открыли музей, который в последствии становится Дворцом пионеров, а сегодня это Дворец творчества, который является излюбленным местом юных талантов.
Каждый новый владелец желал перестроить дворец в соответствии моде того времени и собственных вкусов. Поэтому над изменением здания, как внешнем, так и внутренним в разные времена трудились известнейшие архитекторы, такие как Земцов, Дмитриев, Растрелли, Соколов, Старов, Росси, Жибер, Монигетти и другие.
Но несмотря на различные предпочтения архитекторов и августейших особ, комплекс сохранил свою классическую целостность и единство ансамбля. В Аничковом дворце бывали известные писатели, музыканты и художники, князья проводили придворные балы и музыкальные вечера.
Именно благодаря своей богатой истории дворец дорог жителям Санкт-Петербурга и интересен гостям города.
Об истории Аничкова дворца расскажут экспозиции Музея истории, который расположенный в одном из залов. Во дворец проводятся экскурсии с посещением комнат и рассказами гидов об истории.
Адрес | Санкт-Петербург, Невский проспект, 39 |
Режим работы | Музей истории ежедневно 10.00 до 18.00, кроме воскресенья |
Стоимость билета | 150 рублей |
Фонтанка. Здания Кабинета
- ФОНТАНКА
- Оглавление
- Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
- Предыдущая Следующая
- Литература
- Главная страница
Начнем рассматривать правый берег Фонтанки между Аничковым и Чернышевым (Ломоносова) мостами. На этой странице речь идет о первых двух участках — наб. Фонтанки, 31 и 33.
На углу Невского проспекта, у Аничкова моста (наб. Фонтанки, 31/39) находится здание известное в литературе как «Кабинет». Дальше, в глубине участка расположен Аничков дворец. Сейчас он зрительно почти не связан с Фонтанкой.
Но сначала было не так, и, прежде, чем говорить о здании Кабинета, нужно хотя бы вкратце сказать об Аничковом дворце. (Подробно я на нем все же не буду останавливаться, иначе это завело бы слишком далеко от нашей темы.
)
Дворец был построен в царствование Елизаветы, которая подарила его А.Г.Разумовскому. (Название Аничков происходит от расположенного рядом моста.) Проект дворца разработал М.Г.Земцов в 1741 г. После смерти Земцова строительство было продолжено Г.Д.
Дмитриевым, следовавшим проекту Земцова, но, вероятно, несколько увеличившим высоту этажей. В 1744 г., когда уже были построены два этажа, строительство было поручено Ф.-Б.Растрелли, который и завершил строительство в 1751 г.
Растрелли изменил по сравнению с проектом Земцова верх дворца, увенчал боковые крылья куполами с луковичными главками, причем в правом крыле располагалась церковь. (См. [32, 44]).
Аничков дворец представлял собою шедевр архитектуры барокко. Первоначальный его облик известен по гравюре Я.Васильева по рисунку М.И.Махаева (1753 г.):
Главный фасад Аничкова дворца был обращен к Фонтанке.
Заметим, что в то время граница города проходила по Фонтанке, а также что территория напротив дворца по Невскому проспекту (от Фонтанки до нынешней Малой Садовой улицы) была не застроена.
Таким образом, Аничков дворец был первым зданием в Петербурге, которое видели те, кто входил или въезжал в город с этой стороны. И это здание было сказочно красиво.
Но, как это ни жаль, такая красота сохранялась очень недолго. Уже в 1778 — 1779 гг. дворец был полностью перестроен по проекту И.Е.Старова [1]. Вот как выглядит в наше время фасад, обращенный в сторону Фонтанки (к центральной части фасада в 1875 — 1876 гг. по проекту К.К.Рахау сделана пристройка с зимним садом на втором этаже [3, 38]):
![]() |
![]() |
![]() |
29 сентября 2007 г. | 29 сентября 2007 г. | 22 декабря 2012 г. |
На мой взгляд, эта работа была крайне неудачна (при всем моем почтении к Старову): вместо прежней сказки появилась изящная, но вполне прозаическая, холодноватая постройка в новомодном стиле классицизма.
После перестройки Аничков дворец по-прежнему был зрительно связан с Фонтанкой. Но затем и эта связь оказалась нарушена. Как это ни жаль, это новое изменение в худшую сторону было произведено еще одним очень большим (в целом) мастером классицизма — Дж.Кваренги.
В 1803 — 1805 гг. по границам парадного двора Кваренги построил П-образное в плане двухэтажное здание [1], которое закрыло Аничков дворец со стороны Фонтанки. В здании предполагалось устроить торговые ряды, и в первом этаже была устроена открытая аркада (заделана в 1885 — 1886 гг., арх. Н.А.Шильдкнехт [3]).
Вскоре было решено разместить в этом здании Кабинет Его Императорского Величества. Реконструкцию здания для новых целей произвел в 1809 — 1811 гг. архитектор Л.Руска [1], который пристроил к нему два новых флигеля со стороны дворца. В результате сократилась территория парадного двора, а Аничков дворец оказался еще сильнее отрезан от Фонтанки.
Здание Кабинета до закладки аркад можно увидеть, например, на акварели В.С.Садовникова начала 1840-х гг. «Вид Аничкова моста» (Эрмитаж; эта акварель показана также на другой странице):
Современный вид здания Кабинета (первая фотография представлена также на другой странице):
![]() |
![]() |
![]() |
5 ноября 2007 г. | 30 сентября 2007 г. | 29 сентября 2007 г. |
Здание хотя и не особенно удачно в градостроительном отношении, но само по себе очень красиво.
Оно украшено колоннадой, в которой Кваренги пошел на сознательное нарушение канонов ордерной архитектуры: над колоннами ионического ордера расположен антаблемент дорического ордера — с характерным фризом с триглифами. И, как это ни парадоксально, такое смешение ордеров придает фасадам особую выразительность.
А вот как выглядят флигели, пристроенные Л.Руска (фасад, обращенный к Аничкову дворцу):
![]() |
29 сентября 2007 г.
Но следует сказать, что зрительная связь Аничкова дворца с Фонтанкой хотя и очень ослаблена, но все же не совсем потеряна. Дворец виден вдали сквозь открытую колоннаду в центре фасада здания Кабинета по Фонтанке. Этот вид изображен на акварели В.С.Садовникова «Аничков дворец со стороны Фонтанки» (1838; Всероссийский музей А.С.Пушкина, СПб):
Вид на Аничков дворец дополнительно закрывают флигели Л.Руска. Особенно плохо то, что они обращены в сторону Фонтанки утилитарными дворовыми фасадами.
В 1935 г. Аничков дворец и здание Кабинета были реконструированы, и в них открылся Дворец пионеров (ныне Дворец творчества юных). Авторы проекта реконструкции зданий — А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевский — построили два новых флигеля по сторонам от прохода от ворот к дворцу, украшенные такими же колоннадами, что и уличные фасады [38]. Вот как теперь выглядит тот же вид:
29 сентября 2007 г.
На мой взгляд, это очень удачная работа. Теперь вид на Аничков дворец не портят задворки, и хотя бы в какой-то мере восстановилась его связь с Фонтанкой.
- Вид в обратную сторону — от Аничкова дворца к Фонтанке:
- 29 сентября 2007 г.
Упомяну также об одном красивом интерьере в здании Кабинета (у меня нет его фотографий). Это парадный зал, отделанный в 1915 г. по проекту А.Я.Белобородова. Он расположен в угловом корпусе и вытянут вдоль Фонтанки. Зал, окруженный полуколоннами, стилизован под ампир.
На следующем участке (наб. Фонтанки, 33) расположен еще одно здание, принадлежавшее Кабинету Его Императорского Величества — бывшие конюшни, построенные в 1809 — 1810 гг. по проекту Л.Руска [1, 38]:
- 30 сентября 2007 г.
- У здания благородный (хотя, пожалуй, суховатый) безордерный ампирный фасад.
- А вот как выглядит этот дом с обратной стороны, со двора:
- 29 сентября 2007 г.
- Внутренний двор:
- 29 сентября 2007 г.
- Сейчас это здание принадлежит Дворцу творчества юных.
Напротив заднего фасада, изображенного на позапрошлой фотографии, во двор выходит задний фасад полукруглого Сервизного корпуса Аничкова дворца, построенного в 1817 — 1818 гг. по проекту К.И.Росси [1, 38] и позже надстроенного. Противоположным, главным фасадом этот корпус выходит в сад Аничкова дворца, выходящий на пл. Островского (бывшую Александринскую).
Дворовый и главный фасады Сервизного корпуса:
- 29 сентября 2007 г.
- В этом же дворе расположен театрально-концертный комплекс «Карнавал» Дворца творчества юных:
- 22 декабря 2012 г.
Здание построено в 1986 г., арх. И.Б.Ноах, Н.М.Куликова [45]. На мой взгляд, здание совершенно неинтересно, шаблонно по архитектуре. К тому же оно резко противоречит по стилю окружению. Пожалуй, единственное архитектурное достоинство этого здания — то, что оно имеет небольшую высоту и не видно почти ниоткуда за пределами двора.
Разумеется, театр построен не на пустом месте. Для его строительства были снесены, по меньшей мере, два жилых дома XIX в., расположенные за домом по наб. Фонтанки, 35. Их облик запечатлен на фотографиях, сделанных К.В.Овчинниковым [172].
Фотография 1978 г. [172а]:
Снимок сделан в сторону Фонтанки. На заднем плане: слева здание конюшен Кабинета, справа возвышается лицевой дом по наб. Фонтанки, 35, ближе одноэтажный дом, впоследствии надстроенный; ворота впереди выглядят не так, как сейчас: они реставрированы в конце XX или начале XXI в. А на переднем плане справа дом, уже подготовленный к сносу.
Фотография 1969 г. [172б]:
Снимок в противоположную сторону. На заднем плане, за стеной сад Аничкова дворца, а за ним Александринский (в то время Пушкинский) театр.
На переднем плане дом, примыкающий к предыдущему; на предыдущей фотографии у правого края виден фрагмент этого дома (в аннотации назван ошибочный адрес: наб. Фонтанки, 37).
Красивая эклектика, очень жаль, что дом снесли и заменили чем-то гораздо худшим.
- Об истории этих домов я, к сожалению, ничего не знаю.
- Оглавление
- Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
- Предыдущая Следующая
- Литература
- Главная страница
© Прохоров С.О.
В аничков, где царский дом (продолжение)
?
Виктор Мусатов (victor_musatov) wrote, 2016-12-18 22:06:00 Виктор Мусатов victor_musatov 2016-12-18 22:06:00 Categories:
- Литература
- История
- Архитектура
- Путешествия
- Cancel
Продолжу (http://victor-musatov.livejournal.com/3484.html) делиться впечатлениями и фотографиями Аничкова дворца, точнее его интерьеров. До сих пор, глядя на фото вспоминаю по зимнему холодный и снежный день 7 ноября, который подарил мне возможность попасть внутрь этого, без преувеличения, прекрасного и величественного дворца на углу Фонтанки и Невского. Из зеленой гостиной мы проследовали в Зимний сад, который «висит» на парадными сенями дворца. Этот сад был устроен еще при Императоре Александре II, когда он жил в нем еще будучи Цесаревичем. Зимний сад дошел до наших дней с минимальными потерями (с поправкой на большевистское культуртрегерство и совковые псевдоискуссные элементы, которые были внесены в убранство этого помещения). Но сейчас, на сегодняшний день, после серьезной научной реставрации, можно видеть Зимний сад дворца в том виде, в каком он был по крайней мере при его последней хозяйке, императрице Марии Федоровне. Зимний сад Аничкова дворца.Что примечательно, что скульптуры изображающие детей, в том числе и фонтан с мальчиком, абсолютно подлинные вещи, которые сохранились во дворце еще в царское время. Их не посмели тронуть, во-первых до 1926 года во Аничковом дворце был музей, где показывали как «безвкусно и с излишествами» жили царственные «паразиты», а после его ликвидации въехал Дворей пионеров. Ну а там, где царство детей и детские скульптуры посчитали уместными. Короче, Дворец пионеров не испортил в своей массе дворец, а наоборот благодаря его новым хозяевам, удалось многое сберечь (ну так, как это вообще было возможным во времена коммунистов).
После реставрации был возвращен первоначальный вид потолка Зимнего сада, слава Богу с него была убрана советская идеологическая мазня. И вот теперь придя в сад, можно ощутить живое дыхание той самой жизни, что была здесь во второй половине 19 века. А живые растения делают эти ощущения еще более реалистичными. Зимний сад отделен арками еще от одного зала дворца — Императорского. Раньше на его стенах висели портреты царствующих особо Дома Романовых, ну после падения Монархии судьба этих портретов неизвестна. А вот зал очень красивый, хотя может быть отделка его и не очень роскошная, даже скорее наоборот, скупая, но люстра и торшеры рубинового стекла, украшающие этот зал, придают ему парадности.
Вид на Императорский зал из Зимнего сада.
Скульптура рисующей девочки в Зимнем саду.
Императорский зал, справа виден торшер из рубинового стекла.
Белый зал Аничкового дворца.Из Зимнего сада и Императорского зала двери и полукруглая галлерея ведут в самый большой и самый парадный зал дворца — Белый. В нем устраивали балы и приемы для наиболее приближенных к императору и его семье лиц. Этот так называемые малые балы. Обычно инициатором их проведения была супруга императора Александра III — императрица Мария Федоровна. Она очень любила танцы, общение и веселье, а ее супруг напротив, для Александра Александровича балы и приемы были «адской мукой», он был человеком дела, а балам и танцам предпочитал спокойный отдых в виде охоты или рыбалки.
Белый зал. Хоры где находился доврцовый оркестр.И конечно балы и большое скопление гостей на них очень быстро утомляли Государя, а продолжаться они могли и до утра. И вот тогда, Александр III, чтобы побыстрей завершился бал и гости начали бы наконец-то разъезжаться по домам, придумал одну шутку, он поднимался на хоры Белого зала, где обычно располагался оркестр и велел музыкантам по одному потихоньку покидать оркестровый балкон. Это длилось до тех пор, пока от оркестра не оставалось почти совсем ничего и тогда музыка стихала и это означало, что бал окончен. Позже Мария Федоровна узнала о проделках мужа, но всерьез на него не обижалась. Белый зал. Сегодня он такой, какими его видели хозяева дворца.Из Белого зала двери ведут в Парадную столовую, где проходили обеды и ужины, а так же, когда давались большие балы, так же можно было танцевать. Сегодня в Парадной столовой малый концертный зал, здесь в дни зимних каникул даются новогодние представления. Как собственно было это во времена Александра Александровича и Марии Федоровны, добрые традиции имеют свойство продолжаться. Парадная столовая отделана в стиле классицизм, стены и окна, а так же порталы дверей обрамляют колонны искусственного мрамора, который почти не отличимы на вид от натурального. Простенки над дверями украшают античные барельефы, копии с античных оригиналов. Потолок расписан под мрамор, так же на античные темы. Парадная столовая одно из самых больших помещений Аничкова дворца, занимает почти весь второй этаж южного крыла. Парадная столовая. Барельеф над лверями зала, ведущими в Белый зал. Парадная столовая. Ныне малый концертный зал.Из Парадной столовой можно пройти как в анфиладу парадных гостиных дворца, так и в личные аппартаменты Их Величеств. Правда личные покои Аничкова дворца практически не сохранились. Ненависть и желание истребить всяческую память об Императоре Александре III и его семье, не смогли уберечь даже новые хозяева Дворца Детского творчества (тогда Дворца пионеров). Поэтому даже то немногое из личных покоев Аничкова радует глаз. Речь пойдет об Императорской библиотеке. Это очень интересное в архитектурном плане помещение, интересны его форма, материалы и приемы которые использовались при отделке этой комнаты. Библиотека императора Александра III.Библиотека одно из самых значимых, для их владельцев помещение. Ибо в ней хранились книги, документы, раритеты, которые были необходимы её хозяину Императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. Не секрет, что Великий князь Александр Александрович изначально не должен был стать Импертором Всероссийским, эта роль был предназначена его старшему брату Цесаревичу Николаю Александровичу, Никсу, как называл его Александр Александрович. И именно Николая Александровича готовили к роли будущего Царя, а стало быть именно он получил то, необходимое для управления страной образование. А Великий князь Александр Александрович, должен был посвятить себя военной службе, занимая должность командующего одного из рода войск. Но в 21 год, после перенесенной травмы, полученной в результате падения с лошади, Цесаревич Николай Александрович, после продолжительной и тяжелой болезни скончался. И обязанности Цесаревича и Наследника Престола перешли к Александру. Увы, получить полноценного и достаточного образования в сфере гражданского управления он не успел, 1 марта 1881 года, террористами был зверски убит его отец, Император Александр II. Новому Императору Александру III, пришлось постигать науку управления Российской империей как говорится, по ходу дела. И вот сделав своей резиденцией Аничков дворец, он распорядился построить на втором этаже южного крыла библиотеку. В ней он собрал книги по многим отраслям государственного управления:законодательству, праву, промышленному и сельскохозяйственому производству, философии, военному делу и финансам и экономики. Эти книги были необходимы ему в повседневной работе, при рассмотрении и принятии решений по многочисленным делам, которые Александр III, лично рассматривал и читал. И конечно в книжных шкафах нашлось место книгам по искусству, которым Александр III увлекался всерьез и со знанием дела. И вообще, в Аничковом дворце Александр Александрович начал собирать коллекцию картин русских художников, которая затем стала основой для создания Русского Музея Императора Александра III. Библиотека императора Александра III.Библиотека одно из самых красивых помещений дворца. Отделано оно деревом с тончайшей и искуснейшей резьбой. Кстати интересна отделка потолка, с виду кажется он так же отделан деревом с тончайшей резьбой, на самом деле это гипс, точнее гипсовая лепнина, искуссно затонированная под дерево. Если бы нам не рассказала об этом экскурсовод, то лично я ни за что бы не догадался, что гипс, а не дерево. Еще это помещение имеет верхний балкончик, который соединяет библиотеку с помещениями тертьего этажа и на нем имеются укромные уголки. На балкончик ведет «потайная» лестница, спрятанная вот за такой же «потайной» дверью в форме шкафа. Библиотека императора Александра III. «Потайная дверь», с вензелем Александра III.Над дверью, над камином располагаются деревянные резные щиты с короной и вензелем хозяина библиотеки и дворца Императора Александра III. И сегодня в библиотеке продолжается жизнь и сегодня ее полки книжных шкафов занимают книги писателей прошлого и современных, сказки, рассказы и повести, книги по техническому творчеству и искусству, которыми пользуются дети и взрослые Дворца творчества юных. К сожалению книг, составлявших основу библиотеки Императора Александра III почти не осталось, хотя есть шкаф, где хранятся книги, которые возможно держали в руках и читали его бывшие владельцы. Но основную часть собраний, расхитили, уничтожили, а то, что осталось распределили по разным библиотекам красные ненавистники Императорской России, большевики, которые старались уничтожить любую память, в том числе и книги, о прежней Царской России и самиз Царях. Сегодня в библиотеки проводят свои занятия литературный и поэтический кружки, во время экскурссии мы застали заседание одного из них.Но об Императоре Александре III и его семье, некогда жившими в Аничковом дворце, новые его владельцы помнят, на старинном камине библиотеки стоит фотография Императора и его семейства, которые из глубины веков смотрят «на племя молодое, незнакомое».
(продолжение следует)