8 июня 1832 года напротив здания Академии художеств в Санкт-Петербурге были установлены древнеегипетские сфинксы из Фив
В конце XVIII – начале XIX веков вся Европа переживала период романтизма, который с определенного момента стал тесно связан с египтоманией.
Одной из причин новой тенденции стал Египетский поход Наполеона 1798-1801 годов, когда солдаты своими глазами увидели памятники египетской истории.
Древние артефакты произвели столь мощное впечатление на европейцев, что стали основой зарождения неоегипетского стиля в искусстве. Этот стиль получил свое развитие и в России.
В 1826 году в Петербурге был открыт Египетский мост, а в 1830 году в Царском селе – Египетские ворота. 8 июня 1832 года в Петербурге на Университетской набережной были установлены два египетских сфинкса.
Как попали эти дивные экзотические скульптуры на берега Невы? Об этом наша статья.
Под покровом древности
Две каменные скульптуры были найдены искателем древности Янисом Атанази во время раскопок в 1819-1828 годах в Луксоре – городе, в котором давным-давно располагался храм Аменхотепа III, правителя Нижнего и Верхнего Египта.
В древности эти два памятника охраняли вход в храм фараона, о чем дополнительно сообщает портретное сходство голов сфинксов с заупокойным фараоном, а также иероглифические надписи, вырезанные в граните: после расшифровки надписей академиком Василием Васильевичем Струве в 1912 году оказалось, что они содержат полную титулатуру фараона.
Возраст памятников составляет примерно три с половиной тысячи лет.
Результаты исследований, а также внешний вид памятников позволяют предположить, что сфинкс, установленный с западной стороны, несколько старше своего соседа: он хуже сохранился, на нем имеются следы изменения творчества предыдущего скульптора. Также худшей сохранности западного сфинкса поспособствовало и то, что он был выполнен из менее качественного и менее прочного гранита.
Сложная сделка
После обнаружения памятники в 1829 году были осмотрены Жаном-Франсуа Шампольоном – основателем египтологии, человеком, расшифровавшим знаменитый Розеттский камень.
Ученый мечтал приобрести сфинксов, однако его затея потерпела неудачу. Для скорейшей продажи памятники были на плотах отправлены в Александрию – главный морской порт Египта. Первым претендентом на покупку стала Франция.
Однако этому замыслу также не суждено было сбыться.
По счастливому совпадению обстоятельств в Александрии в это время пребывал русский дипломат Андрей Николаевич Муравьев. Увидев грандиозных сфинксов, выставленных для продажи, путешественник тотчас же отправил письмо российскому послу с предложением приобрести памятники.
Письмо Муравьева совершило немалое путешествие и, пройдя через руки императора Николая I, попало в Академию художеств, которая приняла решение о покупке памятников.
И хотя к этому моменту памятники уже чуть было не отправились во Францию, судьба распорядилась иначе: во Франции произошла Июльская революция 1830 года, которая расстроила сделку.
Путешествие в Петербург
Когда формальности были улажены, памятники совершили «путешествие» в Российскую империю. Весной 1832 года на греческом корабле «Добрая надежда» южные сфинксы были доставлены в Северную столицу.
8 июня памятники были помещены во дворе напротив Академии художеств.
В это время на Университетской набережной по проекту архитектора Константина Тона происходило сооружение специальной пристани для размещения заморских гостей.
Наконец, в 1834 году древние скульптуры получили постоянное место – на Университетской набережной. На противоположном берегу Невы в этот период продолжалось строительство Исаакиевского собора.
В будущем это соседство стало одним из самых впечатляющих видов Петербурга, в котором можно найти и дополнительный исторический смысл: с установкой древнеегипетских памятников на Университетской набережной как бы соединились две империи: древняя Египетская и Российская – находящаяся в самом расцвете своей имперской мощи.
Жизнь египтян в России
Сфинксы с их загадками и тайнами Древнего Египта гармонично вписались в магическую атмосферу Петербурга.
На протяжении всей их вот уже почти двухсотлетней истории пребывания в городе на Неве памятники неизменно сопровождали мифы и легенды.
Были среди них добрые предания: многие петербуржцы и сегодня считают, что памятники приносят удачу, и настоятельно советуют гостям загадать желание, взявшись за грифонов, которыми украшена пристань и глядя при этом прямо в глаза сфинксам.
Однако в XIX веке вокруг древних статуй сформировалась совершенно иная, мрачная атмосфера таинственности: именно с их привозом в Петербург связывали неудачи конца правления императора Николая I; именно этим объясняли загадочную смерть первооткрывателя сфинксов Яниса Атанази. Тем не менее египтянам удалось стать любимой достопримечательностью петербуржцев и гостей города.
Вот уже 187 лет сфинксы украшают набережную Санкт-Петербурга. Ему немалое удалось пережить за это время. В том числе блокаду в годы Великой Отечественной войны, во время которой над памятниками был сооружен маскирующий деревянный навес.
За это время сфинксы стали неотъемлемой частью культурного контекста Петербурга, не раз изображались живописцами, служили вдохновителями для поэтов.
Александр Блок в 1907 году написал следующие строки:
В 2002 году впервые за 170 лет пребывания «иностранцев» в России памятники были реставрированы. Центр реставрации экологии и культуры Санкт-Петербурга под руководством С. Б. Щигореца и А. А. Доос провел очистку загрязнений и консервацию древних памятников истории.
Источник всех иллюстраций: https://pinterest.com
Египетские сфинксы у Академии художеств
Набережную Невы у величественного здания Академии художеств украшают две необычные скульптуры — торжественные и печальные египетские сфинксы, изваянные из красного полированного гранита.
Каждый, кто проходит мимо, невольно задерживается здесь и начинает всматриваться в их бесстрастные лица, любоваться необыкновенным изяществом фигур. Если внимательное присмотреться к сфинксам, то можно увидеть, что в некоторых местах они повреждены.
Первое, что приходит в голову — это следы военных обстрелов блокадного Ленинграда. Но это не так: во время войны сфинксы были надежно укрыты, и свои «ранения» они получили гораздо раньше.
История петербургских сфинксов удивительна. В 1820 году греческий историк, живший в Египте, начал раскопки возле древних Фив и обнаружил две прекрасные скульптуры сфинксов.
Поскольку раскопки велись на деньги английского консула в Египте, тот потребовал, чтобы сфинксы стали его собственностью. Одного из сфинксов консул отправил в Александрию, надеясь выгодно продать.
Удивительная находка попалась на глаза русскому путешественнику, будущему писателю Андрею Муравьеву. Сфинкс так понравился Муравьеву, что он решил купить обоих сфинксов для России.
Но чтобы найти нужную для покупки сумму, пришлось вести долгую переписку сначала с русским послом в Константинополе, а затем ждать личного разрешения Николая I. За это время сфинксов уже выторговали французы. Но, в конце концов, Муравьеву повезло: Франция неожиданно отказалась от покупки, и сфинксов купили для России.
Набережная Невы у Академии художеств. 1835 г.
Теперь появилась новая проблема: как доставить ценный груз в Петербург? Ведь вес скульптур составлял 46 тонн, и не каждое судно могло их перевезти. Даже для того, чтобы их погрузить, пришлось соорудить специальную плавучую пристань с подъемным краном из пальмовых бревен.
В конце концов, за сфинксами пришел специальный корабль, в котором, чтобы разместить ценный груз, пришлось даже выпилить часть балок палубы и межпалубных перекрытий. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу.
От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда. Второго сфинкса погрузили благополучно, а затем обе громадные каменные фигуры закрепили бревнами, словно посадили в клетку, чтобы в пути по морю скульптуры не упали во время качки.
В отдельных ящиках ехали гранитные короны сфинксов и кусок гранита, купленный специально для того, чтобы исправить повреждения.
Сфинксы на Университетской набережной напротив Академии художеств
Надпись на постаменте
Сфинксы плыли почти год — сначала по Средиземному морю, потом вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море, и, наконец, в 1832 году прибыли в Петербург. Их решили установить на набережной Невы перед зданием Академии художеств.
Для этого по проекту архитектора Тона начали сооружать специальную гранитную пристань, и пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии.
В 1834 году пристань была готова, сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе ее стороны.
На постаментах высекли надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году». Если присмотреться, то на основании фигур можно рассмотреть еще и высеченные иероглифы. Перевод этой надписи сообщает всем, что сфинксы изображают фараона Аменхотепа III.
Тысячелетние египетские сфинксы удивительно быстро «сроднились» с Петербургом. Кажется, что их бесстрастные лица созвучны неяркой северной природе, строгому и торжественному облику Санкт-Петербурга.
Невских сфинксов не раз писали русские художники, воспевали поэты.
Всякий раз хочется повнимательнее вглядеться в лица этих удивительных каменных существ, словно они знают об этом мире и об этой жизни что-то такое, чего никогда не постичь людям.
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Для тех, кто хочет узнать больше:1. Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1982
Сфинксы . Гранитная пристань
- Фото — Mary, 2008.
- Сфинксы . Гранитная пристань
- Университетская наб., 17
Пам. арх. (федеральн.)
- Сфинксы
- 1455-1419 до н.э
- Ансамбль пристани
- 1831-1834 — Тон Константин Андреевич
- 1959 — реставрация
- 2002 — реставрация, консервация — Центр реставрации экологии и культуры СПб
- Древнеегипетские сфинксы украшают гранитную пристань перед фасадом Академии художеств.
- Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.
Пристань занимает 42 м берега. К Неве ведут 14 ступеней, разделенных площадкой, по краям которой устроены полукруглые скамьи. По краям лестницы установлены сфинксы на мощных гранитных постаментах. В композицию включены бронзовые светильники (жирандоли). Торцы скамей завершают Грифоны. Гранитная пристань дополняет композицию фасада АХ.
Пристань на Неве у здания Академии художеств занимает видное место среди немногих сохранившихся работ арх. Константина Анреевича Тона.
Сооружение пристани входило в комплекс работ по благоустройству невских берегов. В 1830 г. был создан проект продолжения гранитной стенки берега ВО западнее Исаакиевского наплавного моста (инженер Е. А. Адам). По этому проекту пристань у АХ предполагалось устроить подобно спуску у Кунсткамеры.
В то же время Президент Академии художеств А. Н. Оленин видел неотъемлемой частью своей строительной программы по устройству АХ сооружение «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К. А. Тону.
Проект гранитной пристани Тон разработал в 1831 г. (утвержден 4 октября 1831). Сначала предполагалось сделать пристань выступающей по отношению к набережной, но работы в русле Невы были технически трудны. И после консультации с инж.-мостостроителем П. П. Базеном Тон врезал пристань в массив набережной.
Согласно первоначальному проекту широкий лестничный спуск к Неве украшали скульптурные группы «Укротители коней» (по образцу групп на Елисейских полях в Париже) — два бронзовых коня со всадниками и два античных фонаря. Модели поручено было выполнить ск. П. Клодту, но сумма в 425 тыс. руб., запрошенная за бронзолитейные работы, была не по средствам Академии.
В это же время в Петербург пришло известие о том, что за границей заключено соглашение о продаже России двух гранитных сфинксов, найденных при раскопках вблизи древнеегипетской столицы — города Фивы. Возникла мысль украсить этими изваяниями пристань. В декабре 1831 г.
К. А. Тон делает новый вариант проекта пристани, включив в композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к механической замене скульптур. Тон изменил пропорции пристани, уменьшил просвет спуска. Для размещения скульптур предусмсотрел два высоких мощных пьедестала.
Фигуры в июле 1832 г. доставлены в Кронштадт. Затем поставлены во дворе Академии художеств. А в 1834 г. сфинксы заняли свои места на пристани у Невы.
1 * — Бунатян Г. Г. «…Оград узор чугунный». Альбом. Лениздат, 1990
Для египтян Сфинкс был символом силы и разума, они верили, что эти каменные стражи обладают таинственной силой и могут защитить гробницу фараона или храм от враждебных сил.
Сфинксам приписывали могущество богов, а затем, когда цари Египта, обрели невиданную власть, их начали изображать с головой фараона, с атрибутами его царской власти: немисом (головной платок), уреем (священной золотой коброй) и ожерельем.
Скульптуры, включеные К. А. Тоном в гранитиную набережную, — подлинные древнеегипетские изваяния, созданные в 1455-1414 гг. до н. э., представляют собой львиные тела с головой фараона Аменхотепа III.
Сфинксы высечены из очень плотного красного гранита (сиенита?) (который добывался в Асуанских каменоломнях на юге Египта). Каждая фигура имеет 5,24 м в длину и 4,5 м в высоту, вес — 23 тонны.Лица сфинксов донесли до нас через тысячелетия облик фараона Аменхотепа III. Головы сфинксов украшены двойными коронами Верхнего и Нижнего Египта.
Короны были вырублены отдельно и затем укреплены на головах статуй. На лбах статуй — урей — украшения в виде кобры, покровительницы и защитницы фараонов. На шее сфинкса – широкое ожерелье из шести рядов бус. Плечи сфинксов и часть передних лап покрывает полосатая ткань.
Посередине груди выбит в виде медальона картуш — царская табличка с иероглифическим отображением имени фараона. Подбородки и покрывающие их бороды не сохранились. След от сбитой бородки на лице сфинкса — не результат повреждений. Бородка была отбита после смерти Аменхотепа III по распоряжению нового правителя Древнего Египта.
Лицо одного из сфинксов повреждено во время доставки в Петербург. (?) Туловище сфинксов изваяно обобщённо, без детализации.
На груди, между лапами сфинкса и вокруг плинта высечены иероглифиченские надписи. Надписи на постаментах представляют собой титулы и восхваления фараона Аменхотепа III. Надписи были расшифрованы в 1912 г.
молодым египтологом В. В. Струве, кроме расположенных со стороны Невы. Их изучили позднее, сначала известный советский египтолог Ю. Я. Перепелкин, а затем его ученик, ныне профессор СПбГУ — А. Л. Вассоевич.
Восточный сфинксНадпись со стороны набережной: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор Золотой, бык царей, повергающий Девять луков, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, подобие Ра перед Обеими землями, Хор благой, владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, могущество, здоровье; [радуется сердце его подобно Ра, в вечности]».Надпись со стороны Невы: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, царь, великий творениями, владыка чудесного, никогда не делалось подобного предками, открытого лишь отцу его, Амону, Владыке престолов Обеих земель, поместивший в сердце знание, подобно Тоту, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Неб [маатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, которому дана жизнь подобно Ра в вечности]».Надпись на груди и меж лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».Надпись перед лапами сфинкса: «Да живет Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».Западный сфинксНадпись со стороны набережной: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, великий ужасом в стране всякой чужеземной, Хор золотой, поправший нубийцев, захвативший землю их, царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, воздающий жертвы творениями, поднимающимися до небес, подобно четырем небесным опорам, владыка Обеих земель, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, именем мощный, которому дана жизнь в вечности, подобно Ра».Надпись со стороны Невы: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, низвергнувший азиатов, поправший ливийцев, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Небмаатра, Избранный Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, блистательный творениями, первыми в бесконечности, ликует сердце его вместе с Ка его на престоле, подобно Амону-Ра в вечности».Надпись на груди и меж лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель».Надпись перед лапами сфинкса: «[Да живет] Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Амен[хотеп], властитель Фив, [возлюбленный] Амоном-Ра».(Девять луков — метафора, обозначавшая окружавшие Египет и подвластные ему племена. Небмаатра — тронное имя фараона. Аменхотеп (Аменофис) III — родовое имя фараона.)
В 1843 г. монументальный мастер С. Л. Анисимов вырезан на каждом постаменте надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святаго Петра в 1832 году».
Две широкие ступени, поднимающиеся прямо из воды, ведут на обширную площадку с симметрично расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями. 4 бронзовых грифона стоят попарно по сторонам скамей. Туловище грифона как бы утоплено в гранитной плите.
Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической формы бронзовые светильники (жирандоли) (по рис. арх. К. А. Тона), украшенные рельефами.
Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезаны листья и стебли растений. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильник античного типа.
Светильники отлиты на Колпинском заводе мастером П. П. Геде.
* Сажин Михаил Макарович (1818 — 1887). Пристань у Академии художеств в лунную ночь, Конец 1830-1840-х.
Холст, масло 26 х 31,2 см Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Когда-то сфинксы охраняли гробницу Аменхотепа III.
Аменхотеп III (эллин. Аменофис III; древнеегип. Аману-хотеп; перевод «Амон доволен») — девятый фараон XVIII-й Династии. Правил Египтом в 1386-1349 (1388-1351) ? гг. до н.э. Огромный заупокойный храм Аменхотепа III на берегу Нила был одним из крупнейших религиозных комплексов в Фивах. Фивы с XXI в. до н. э.
были столицей Древнего Египта в эпоху Среднего и Нового царств. Близко расположенный к пойме Нила, менее чем через 200 лет, храм уже стоял в руинах. Сфинксы вместе с храмом были погребены под многовековым слоем песка.
Единственными уцелевшими до настоящего времени элементами храма являются «Колоссы Мемнона» — две массивные каменные статуи высотой 18 м, некогда стоявшие при входе в погребальный комплекс.
В 1820-х гг. в районе древних Фив начались археологические раскопки. Сфинксы были найдены греческим египтологом Янисом Атоназисом, который представлял интересы британского генерального консула Генри Солта.
Изыскания Атоназиса проходили почти в одно время со знаменитой экспедицией Жана-Франсуа Шампольона в Египет, пополнившей египетскую коллекцию Лувра. Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов.
Одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.
Именно там сфинксов увидел русский офицер и литератор Андрей Муравьев, который путешествовал по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев срочно написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским имп. Николаем I. Монарх отослал прошение в Академию художеств.
С одобрения АХ было решено приобрести сфинксов для украшения города. Однако Николай I отправился в Европу, не успев подписать решение академического Совета. За это время сфинксов купило французское правительство. Однако революционные события во Франции 1830 г. заставили чиновников отказаться от покупки, после чего Росиия приобрела скульптуры за 64 тыс. руб. ассигнациями.
На специально зафрактованном итальянский корабль «Буэна Сперанца» («Добрая надежда») сфинксы были доставлены в Петербург. Путешествие из Александрии длилось целый год. Затем еще 2 года сфинксы дожидались окончания соороужения пристани. В апреле 1834 г. заняли свои места на гранитных пъедесталах.
И через кровли низких зданий,Все озирая пред собой,Ты видишь в сумрачном туманеДвух древних сфинксов над Невой.Глаза в глаза вперив, безмолвны,Исполнены святой тоски,Они как будто слышат волныИной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,Лишь сон — виденья этих мест,И эта твердь, и стены эти,И твой взнесенный к небу крест.И видя, что багряным дискомНа запад солнце склонено,Они мечтают, как, — давно, -В песках, над павшим обелиском,Горело золотом оно.
Валерий БрюсовОбразы изменчивых фантазий,Бегущие как в небе облака,Окаменев, живут потом века.
- Валерий Брюсов
- Во время блокады Ленинграда сфинксы были защищены бревенчатыми коробами от взрывов.
В 1959 г. проведена реставрация пристани — ликвидированы разрушения, причиненные временем и войной и восстановлены бронзовые грифоны, утраченные в начале ХХ в.
В 1958 г. арх.-реставратор И. Н. Бенуа на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составил проект восстановления утраченных грифонов. Модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку произвели на литейном заводе мастерской Академии художеств.
В 2002 г. был осуществлен научный проект по реставрации и консервации сфинксов. Работы проводились коллективом Центра реставрации экологии и культуры СПб под руководством Станислава Борисовича Щигорца и Альбины Аркадьевны Доос. В экспертную комиссию по анализу состояния памятника вошли профессора СПбГУ — А. Булах, Д. Власов, А. Золотарев, О.
Франк-Каменецкая, а также специалист-реставратор А. Доос. Проект был осуществлен под египтологической эгидой Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» под руководством Виктора Солкина.
В результате реставрации удалось очистить памятники, получить объективную информацию об их состоянии, предотвратить неизбежные процессы разрушения гранита из-за вредного для древних памятников климата России. Под пленкой, как выяснилось, скрывалась прекрасная полировка, практически не пострадавшая от времени.
Оказалось, что и сохранность памятников разная: вследствие более хрупкой структуры материала западный сфинкс был в худшем состоянии. Во время реставрационных работ наиболее сложной оказался процесс спасения короны восточного сфинкса, разбитой, видимо, еще в древности и скрепленной в XIX в. металлическими скобами.
Есть поверье, что выражения лиц сфинксов меняются в течение дня. С годами укреплалсь репутация гранитного спуска к Неве у Академии художеств, как «нехорошего места».
([241]. С. 66-67.) ([131]. С. 50.)([**] — Лисаевич И., И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. изд. Искусство. Л. 1985. М. С. 101-104.)([***] — Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Лениградское отделение. 1991.)([****] — Славина Т. А. Константин Тон. Ленинград. Стройиздат. Ленигр.отделение. 1989. С. 55-62.)([*****] — Раков Юрий. Скульптурный Олимп Петербурга. Санкт-Петербург. Искусство-СПб. С. 154-156. 168. 178)(Славина Т. А. Константин Тон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1982. С. 53-57.)
(Достопримечательности Ленинграда. Лениздат. 1961.)
(Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы (под ред. Солкина В.В.) СПб., 2005.)
Блог Виктора Солкина(Нестеров В. В. Львы стерегут город. СПб. 2001. С. 254)(Рыков Ю. А. Эмблемы и символы Петербурга. СПб., 2003. С.87)
(Крюковский А. П. Скульптура Санкт-Петербурга. Л., 2004. С.191)
- (текс, иллюстрации Mary)
- Федеральный памятник Ансамбль: Набережная Университетская. Наименование объекта: Пристань со сфинксами фараона Аменхотепа 3
Датировка: 1455-1419 до н.э.; 1832-1834. Авторы: арх. Тон К.А.
Санкт-Петербург, участок набережной реки Невы 'Дворцовый мост — Благовещенский мост', литера А Категория охраны: Ф
Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
Тайна петербургских сфинксов — Antenna Daily
Сфинксы, стоящие на Университетской набережной, до приезда в Петербург стояли во дворе заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, на западном берегу Нила.
Ориентировочная датировка создания статуй XIV веке до н.э. Лица сфинксов изображают Аменхотепа III молодым, несмотря на то, что выполнены во второй половине его долгого правления.
В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.
В Греции сфинкс был женского рода
Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, – «отцом ужаса».
Внешний облик сфинксов
На головах сфинксов – царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани.
На груди и плечах каждого сфинкса – широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого памятника.
На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.
При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал
Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.
История
Сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта.
Сын Аменхотепа III — Аменхотеп IV бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”).
Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.
Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819-1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности.
Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.
В своем письме брату 20 июня 1829 года, он писал:
«Эти два колосса были некогда частью огромного сооружения, остатки которого все еще выступают там и тут из нильского ила… Это место открыто исследованиями, отчасти подземными, которые велись беспорядочно, без плана; поблизости найдено более 40 львиноголовых статуй, выполненных из серого гранита, более или менее поврежденных, другие скульптурные фрагменты. Это самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале, в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и самой прекрасной работы; этот сфинкс, который только что найден для того, чтобы пойти на продажу: бесспорно, это самый нетронутый памятник из всех подобных ему, существующих сегодня».
Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.
Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту.
В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их.
Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств.
В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, однако с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.
После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль.
В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.
Сфинксы «не хотели» покидать родину. Во время погрузки один из них рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины: «веревка, охватывающая его голову, сдвинулась при внезапном толчке и содрала с правой стороны его чепчика три маленьких куска гранита, которые были аккуратно собраны в кассетку, переданную на хранение капитану.
Водворение второго сфинкса обошлось без приключений, как и помещение обеих громоздких корон сфинксов (упали ли они с голов их, или же были, ради удобства нагрузки, сняты, остается неясным) и куска красного гранита, купленного с целью починить кое-какие повреждения на коронах».
К сожалению, сегодня неизвестно место нахождения отщепов от клафта на голове одного из сфинксов, который так никогда и не был отреставрирован.
Сложно определить и то, какая из корон была в итоге отреставрирована с помощью запасенного куска камня; думается, корона восточного сфинкса, состоящая из нескольких кусков камня и не отличающаяся превосходной степенью полировки, в отличие от самих памятников, может быть частично дополненной при установке сфинксов на их настоящее место в Петербурге.
В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон.
Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта.
Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.
Между сфинксами предлагали установить колоссальную статую Осириса
В 1843 году на самом постаменте была сделана надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Петров в 1832 году».
Первая работа, посвященная сфинксам и их истории, была выпущена академиком В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года». В. В.
Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.
К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы.
Тайны сфинксов
Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.
Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей.
Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов.
Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.
По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».
Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.
Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» называют пророчеством о переезде в новую империю
Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.
Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня.
С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца.
Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.
Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина.
В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола».
Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.
Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.
Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.
После смерти фараона его имя прокляли на века
После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни.
В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы.
Да будет так!»