Доходный дом эйлерса: северный модерн в санкт-петербурге

Стиль северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Начало ХХ столетия в Петербурге ознаменовалось появлением нового архитектурного стиля, одной из характерных особенностей которого было использование в оформлении экстерьеров изображений птиц, животных, орнаментов и растений, заимствованных из северного фольклора.

Они вносили значительное оживление в массивный и строгий фасад петербургских домов. Стиль архитектуры, продолжающий романтические традиции шведских и финских преданий, получил название «северный модерн». Его появлению способствовало значительное укрепление связей России со Швецией и Финляндией.

Обратите внимание

В искусстве этих стран основным направлением был романтизм, активно использующий сюжеты из былин и сказок.

Данная статья знакомит нас с яркими памятниками северного модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.

Приметы стиля

Главными внешними приметами архитектуры северного модерна являются подобранные с большим мастерством сочетания природных и искусственных отделочных материалов. Здесь каждая составляющая выигрывает от соседства с другим.

В облицовке цоколя часто используется финский гранит. В стиле северный модерн предусматривается его грубая обработка, наличие гладко тёсаных фрагментов и элементов скульптуры. Плоскость стен на верхних этажах покрыта отделочным кирпичом или слоем фактурной штукатурки.

Среди элементов отделки зданий выделяются орнаменты, навеянные образами северного фольклора — его фауной и флорой. Обращает на себя внимание частое использование майолики и цветной керамической плитки.

Форма зданий, выполненных в стиле северный модерн, довольно массивна, в архитектуре нет мелких декоративных элементов.

Контрастные сочетания фактур и форм, разнообразие оконных проемов, их сочетание с простенками и общим тоном фасада домов, выполненных в стиле северный модерн, в Санкт-Петербурге в полном смысле слова превращены в холодную сложную структуру, напоминающую одновременно масштабные сооружения средних веков и северные скальные ландшафты.

Северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга не был распространен массово, но все же с ним связаны одни из наиболее ярких страниц в истории дачного строительства Санкт-Петербурга начала ХХ в.

Основными особенностями направления, которые по достоинству оценили жители этого региона, стало использования природных материалов — дерева и камня, стилизация мотивов народной архитектуры севера и средневековья, органичная взаимосвязь экстерьера сооружений с ландшафтным окружением.

Северный модерн в Петербурге: история

Развитие стиля в СПб проходило под значительным влиянием финской, шведской и неоромантической архитектуры.

Художником, проложившим дорогу от северных стран к Петербургу, был Сергей Дягилев, который организовал выставку скандинавских художников в 1897 году в училище технического рисования барона Штиглица. Позже скандинавские мотивы были подхвачены архитекторами, начавшими возводить в Петербурге дома в невиданном до того времени стиле.

Известно, что проводником стилевых идей от первоисточника явился Фридрих (Федор) Лидваль, один из представителей шведской диаспоры в Северной столице.

По его проектам в Петербурге в период с 1901-1907 гг. были построены здания, ставшие альтернативой распространению в городе австрийского и немецкого вариантов модерна.

Важно

Специалисты отмечают значительное влияние на формирование творческой манеры архитектора таких крупных фигур в шведском неоромантизме, как Боберг и Классон.

Важный вклад в формирование стиля северный модерн на раннем этапе был внесен появлением строений, созданных по проектам Р. Мельцера, на Каменном острове. Позже влияние на стиль архитектуры финских мотивов стало одним из основных. Знаковые постройки 1907 года, такие как дом Путиловой на Большом просп.

Петроградской стороны (работа архитектора И. Претро), и здание страхового общества «Россия» на ул. Бол. Морская (работа архитектора Г. Гимпеля), представляют признаки прямого цитирования работ их финских коллег — Л. Сонка и Э. Сааринена.

Этим, впрочем, как уверяют специалисты, отнюдь не преуменьшается индивидуальность и высокое художественное качество данных произведений.

Во второй половине первого десятилетия ХХ северный модерн в СПб становится основным архитектурным течением, привлекшим к себе интерес молодых архитекторов. С этим временем связывают основные достижения Н.

Васильева, бывшего приверженца романтизма, в работах которого прослеживается индивидуальное видение стиля. Над восточными мотивами преобладает северная тема и в фасаде дома А. Бубыря (ул.

Стремянная), и в окончательном проекте Соборной мечети, и в некоторых других зданиях.

Совет

В дальнейшем северный модерн был подвергнут резкой критике, носившей нередко шовинистический характер. В качестве альтернативы так называемому чухонскому модерну выступила неоклассика, которую позиционировали как подлинно национальный (имперский) стиль. И все же появлялись все новые и новые здания в стиле северный модерн. Прежняя декоративность уступила место рационализму.

Мелкий орнаментальный и скульптурный декор, формирующий романтический образ, сменился пластическим сочетанием крупных объемов фасада – балконов, эркеров, кровельных силуэтов. Особенно интересны, как считают специалисты, доходные дома в стиле северный модерн, построенные в 1910–1915 гг. (архитектор А. Бубырь).

Представители

Северный модерн в СПб представлен творчеством ведущих архитекторов:

  • Владимира Апышкова;
  • Алексея Бубыря;
  • Николая Васильева;
  • Александра Зеленко;
  • Федора Лидваля;
  • Георгия Макаева;
  • Ипполита Претро.

Дома в стиле северный модерн, Санкт-Петербург: ТОП-5 самых известных строений

Стоит пройти по этому виртуальному маршруту, проложенному любителями стильной архитектуры. Он ведет к наиболее известным зданиям, построенным в СПб в стиле северный модерн, и знакомит с их историей. Данные строения являются яркой страницей в каталоге достопримечательностей города.

Дом Бубыря на ул. Стремянной, 11

В начале ХХ века петербургским зодчим Алексеем Бубырем был приобретен на ул. Стремянной участок с постройками. Вместе с архитектором Н. Васильевым мастер начинает возведение доходного дома, в котором планирует поселиться вместе со своей семьей, а остальные квартиры и комнаты сдавать в аренду. Здание быстро приобрело известность и стало одной из новых достопримечательностей.

Прохожих удивляли и восхищали диковинные рисунки, обильно украшающие его фасад. Каких только существ нельзя было увидеть на его стенах: вороны, рыбы, фантастические растения, странные существа из сказок и легенд. Особое место в украшении дома было отведено образу солнца, словно призванному освещать главную сторону дома, обращенную на север: сюда не попадают теплые солнечные лучи.

Строительство продолжалось в течение двух лет. В 1907 году здесь стали селиться новые жильцы. На самом последнем, шестом этаже, поселился сам архитектор с семьей.

Особенности стиля в строении на Стремянной

Это величественное строение, возвышающееся над Стремянной улицей, является ярким примером северного модерна: архитектором Васильевым, основным исполнителем декоративных работ на главном фасаде, совмещено множество черт, списанных с русских достопримечательностей и средиземноморских памятников.

Завершение эркер шокирует зрителя и вызывает ассоциации с куполами новгородских соборов, каменными брусьями, выстроенными по бокам проезда и входа. Дом напоминает о подъемных мостах, ведущих к средневековым замкам, а солярные знаки, одновременно отдающие дань как европейскому, так и русскому зодчеству, можно увидеть на железных ограждениях и штукатурке.

Судьба дома

Бубырь являлся собственником дома до 1919 года, после революции ему пришлось уехать в Украину, где вскоре его жизнь трагически оборвалась.

Дом же остался стоять на своем месте и, подобно многим другим памятникам архитектуры, повидал очень многое. Здание выстояло в пекле революции, войн и перестройки.

Довелось ему повидать среди своих жильцов и легендарных горожан: бывшая квартира архитектора была разбита на коммунальное жилье, здесь обитал знаменитый Эдуард Хиль.

В дальнейшем в доме было открыто кафе «Эльф», в котором любили собираться приобретшие огромную популярность представители ленинградского андеграунда: Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Известно, что во дворе этого дома проводились съемки фильма «Брат».

«Толстовский дом» (доходном доме графа Толстого М. П.) по ул. Рубинштейна, 15-17

Этот огромный 6-этажный дом недаром называют «городом в городе».

Особенности его планировки заключаются в наличии трех дворов, соединенных проездами, которыми образуется настоящий жилой квартал и создается впечатление, что жители обитают в пространстве, совершенно отдельном от остального города: в этих дворах потрясающе много места, а еще они отличаются какой-то своей особенной атмосферой. Архитектор — Федор Лидваль, заказчик строительства грандиозного здания — генерал-майор граф М. Толстой, участник русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).

Лидваль любил в своих работах использовать элементы, навеянные эпохой Возрождения. В оформлении дома Толстого можно встретить широкие лоджии на верхних этажах, ренессансные проезды-арки. Декоративное оформление отличается намеренной сдержанностью: лишь изысканные вазы в руках у купидонов, стоящих в нишах, украшают подъезды.

Дом задумывался в качестве жилья для представителей всех сословий: здесь были предусмотрены как роскошные квартиры, изумляющие своей дороговизной, так и скромные бюджетные варианты. Планировкой предусматривались лифты, прачечная и водопровод.

Обратите внимание

Данный дом можно считать рекордсменом по количеству проживающих в нем в разное время знаменитостей, среди которых историки называют писателя Александра Куприна, художника Михаила Шемякина, балерину Ирину Колпакову, писателя и журналиста Аркадия Аверченко, поэта-революционера Василия Князева и многих других.

В некоторых дворах толстовского дома в разные времена ежедневно можно было увидеть идущих в гости или возвращающихся домой А. Ахматову, И. Бродского, С. Довлатова, А. Розенбаума, В. Гергиева, А. Райкина, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, М. Боярского и Л. Луппиан.

Дворы и экстерьер самого здания нередко служили декорациями для съемок фильмов: здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимнюю вишню», «Рожденную революцией» и «Бандитский Петербург».

«Сахарная голова» (особняк Э. Г. Фолленвейдера) на Большой аллее, 13

Каменноостровский проспект славится богатством памятников архитектуры в стиле северный модерн. Особенно это прослеживается в экстерьерах особняка, владельцем которого был швейцарский подданный, портной и поставщик императорского двора Э.

Фолленвейдер, Дом был построен в 1905 году по проекту архитектора Мельцера. Особняк является образчиком северного модерна, но отличается от остальных элементами неоготики.

Объясняется это тем, что здание было экспериментальным вариантом, положившим начало только появившемуся в городской архитектуре направлению северного модерна.

Стилистика дома

Стилистическое решение постройки восходит к традициям скандинавского и финляндского романтизма. Оно отличается монументальностью и простотой объемов, массивностью башни, украшенной выгнутым шатром.

Обращает на себя внимание белая штукатурка стен, контрастирующая с красной кровельной черепицей и серым гранитом цоколя.

Своим внешним обликом здание напоминает старинный скандинавский замок или традиционное здание в стиле модерн, широко распространенный в XX веке.

Интересно, что как только здание было построено, народ его сразу же окрестил «Сахарной головой» — скорее всего, по причине светлого цвета штукатурки и вытянутой формы купола. Известно, что после революции в особняке находился санаторий. Сегодня особняк занимает консульство Дании.

О доходном доме и. м. лидваля на каменноостровском просп., 1/3

Известно, что в 1898 году участок на Каменноостровском проспекте был приобретен матерью зодчего Ф. Лидваля. Здание является первой самостоятельно работой архитектора.

Новым приемом автора, ранее не известным в петербургской архитектуре, стало обустройство большого парадного двора, широко раскрытого навстречу улице.

Этой деталью, нетипичной для петербургских доходных домов, обеспечивалось попадание в квартиры большого количества света.

Важно

Среди деталей, свойственных модерну, автором была использована рельефная картуш, которой он украсил центральный портал, и выбита дата окончания работ над этой частью дома — «1902».

Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, близ которой можно увидеть лесную птицу, норовящую клюнуть сидящего подле нее зайца. За фигурой зайца виден выбегающий из лесной чащи его ушастый собрат.

Слева от даты можно полюбоваться изображением головы рыси с широко раскрытой пастью, рядом примостилась на сучке сова с распахнутыми крыльями.

Экстерьер поражает обилием изображений ящериц, большеголовых рыб, лесных ягод, мухоморов, тюльпанов и пр.

Приковывает к себе взгляд наличие многообразных эркеров и балконов, оконных проемов, увенчанных изображениями образов из фауны и флоры.

Данные стилистические особенности стали причиной того, что дом упоминается в учебниках по истории архитектуры. На первом конкурсе «лучших фасадов» в СПб (1907 г.) работа архитектора была отмечена наградой.

Среди именитых жильцов дома называют семью Лидваль, художника К. Петрова-Водкина, актера Ю. Юрьева.

«Дом с совами» (доходный дом Путиловой Т. Н.) на Большом проспекте П. С., 44

Появлению своего неофициального названия здание обязано скульптурам сов, украшающих его фасад. Дом был построен в период с 1906 по 1907 гг. Его автором стал архитектор Ипполит Претро – один из представителей петербургского северного модерна. Здание строилось для купчихи Путиловой, которая в то время была владелицей одного из мануфактурных магазинов на Васильевском острове.

Читайте также:  Золотая маска 2019 в кино: афиша санкт-петербурга

Дом обращает на себя внимание художественным беспорядком, окнами разной формы: широкиме, узкими, короткими, длинными.

Далее зритель замечает наличие ступенчатого шага эркеров, изобилие орнамента, богатого образами, почерпнутыми из северной флоры, фауны и произведений фольклора. Дом с совами является знаменитой достопримечательностью города.

Совет

При условии отсутствия декоративных элементов дом можно было бы считать обычным монолитным блоком, внутри которого есть двор-колодец. Но присутствие оригинальных наличников, балконов и изображений дивных существ делают фасад здания поистине незабываемым.

Именно «Дом с совами» считается визиткой стиля северный модерн. В 1912 году работу зодчего Претро на конкурсе лучших фасадов отметили серебряной медалью. В то время это означало признание высокого мастерства автора.

О возрождении традиций

К радости всех гурманов и поклонников вкусной и здоровой пищи не так давно в Петроградском р-не был открыт ресторан «Северный модерн». Название заведения напоминает об эпохе, ознаменованной беспрецедентным ростом русского национального самосознания, а также невиданным расцветом искусства, культуры и новых стратегий ведения бизнеса.

В названии отражено понимание владельцами необходимости возрождения и укрепления национальных традиций. Здание ресторана примыкает к строению, в котором расположен «ПетроКонгресс». Изысканные экстерьер и интерьер заведения гармонируют с самобытностью его меню, в котором преобладают блюда дореволюционной кухни.

Источник: https://autogear.ru/article/317/593/stil-severnyiy-modern-v-arhitekture-sankt-peterburga/

Доходный дом Эйлерса

Доходный дом Г. Ф. Эйлерса стоит на улице Рентгена — самый цветочный дом…

Не пугайтесь, это просто фантазия на тему какое небо голубое. Эйлерс был бы доволен, ему, как цветоводу, такое небо ИМХО было бы ближе… )))

Ниже дом и небо есть уже в нормальном цвете ))) Здание было построено в стиле «северный модерн» для семьи купца 2-й гильдии Г. Ф. Эйлерса и его сына. В разработке проекта принимал участие Ф. И. Лидваль, муж сестры архитектора.

С 1881 г. Г.Ф. Эйлерсу принадлежал участок земли между Каменноостровским проспектом, ул. Рентгена и улицей Льва Толстого. Жил в собственном доме на участке нынешнего дома 25 по Каменноостровскому проспекту.

Букет от «Эйлерса»

Букет от «Эйлерса»! Вы слышите мотивДвух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?Букет от «Эйлерса», того, что супротивМногоколонного Казанского собора!..

И помню я: еще совсем не так давно,Ты помнишь, мой букет, как в белом, белом залеНа тумбочке резной у старого панноСтоял ты в хрустале на Крюковом канале?Сверкала на окне узоров льдистых вязь,Звенел гул санного искрящегося бега,И падал весело декабрьский снег кружась!Букет от «Эйлерса» ведь не боялся снега!Но в три дня над Невой столетье пронеслось!Теперь не до цветов! И от всего букета,Как срезанная прядь от дорогих волос,Остался мне цветок засушенный вот этот!..Букет от «Эйлерса» давно уже засох!..И для меня теперь в рыдающем изгнаньиВ засушенном цветке дрожит последний вздохСанкт-Петербургских дней, растаявших в тумане!Букет от «Эйлерса»! Вы слышите мотивДвух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?Букет от «Эйлерса», того, что супротив

Многоколонного Казанского собора!..

Н.Агнивцев. 1923г.Основатель «русского цветочного чуда» родился в Германии и был приглашен в С-Петербурга садовником во дворце у именитого рода Юсуповых. С сада на Мойке Эйлерс начал, а завершил жизнь полноценным русским гражданином имеющим российское подданство, создателем крупнейшего садового заведения с сетью магазинов, станет членом правления Императорского Российского Общества Садоводства, а также поставщиком двора Его Императорского Величества и Его Королевского Высочества Принца Уэльского. Владельцем большого состояния, нескольких домов.Магазин Эйлерса недалеко от дома на Каменноостровском проспекте.И все это на цветах и без поставок из Голландии (хотя изначально луковицы там и закупались). Вот что значит трудолюбие и желание.В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (1374).

Фото подъезда внутри с сайта  citywalls.ruДом снимался в разных фильмах, «Неоконченная повесть» и др. из последних и знаменитых — «Брат». Кадром из этого фильма и завершаю…

Источник: https://pantv.livejournal.com/940345.html

«Друзья» Мефистофеля: дома Петербурга украшает изысканная нечисть

История с разрушенным Мефистофелем на Лахтинской улице не может не натолкнуть на мысли о безопасности остальной архитектурной нечисти Петербурга.

А всевозможных дьяволов, нетопырей и химер в Северной столице пруд пруди! Инфернальные персонажи в особенно были свойственны домам конца 19-го – начала 20-го века. Пугающие образы — весьма модное веяние декаданса тех времен.

Заметим, внушительная доля таких построек в стиле модерн принадлежит автору Мефистофеля Александру Лишневскому.

Дом городских учреждений

Дом городских учреждений на пересечении Садовой, 55-57, и Вознесенского проспекта, 40-42,— еще один проект архитектора Александра Лишневского, автора разрушенного вандалами Мефистофеля. И тут рука мастера, что называется, весьма узнаваема.

Это здание можно смело назвать обителью нечисти: пауки, летучие мыши, грифоны, совы и черти в изощренных позах корчатся, глядя на стоящий напротив Государственный университет технологии и дизайна. Дом был построен в 1904-1906 годах для размещения в нем ряда государственных структур.

Обратите внимание

Специалисты отмечают смешанный стиль здания — модерна, английской готики, немецкого ренессанса, а знаменитая башня на углу отсылает ко временам Средневековья.

Стоит отметить, что здание строилось по заказу Городской управы, и, несмотря на то, что проект превышал допустимую высоту городских строений на 11 саженей, он победил в конкурсе. После окончания строительства в нем разместилось множество учреждений: от женской школы до типографии.

Доходный дом В.В. Корелина с торговыми помещениями

Еще одно творение Александра Лишневского в стиле модерн на углу Апраксина переулка, 4. И тут не обошлось без устрашающих физиономий и излюбленных архитектором сов.

Фасад здания венчают рогатые сатиры, которых оседлали пухлые младенцы, есть тут и устрашающие маски с высунутыми языками. Пилястры здания поддерживают атланты.

Это здание архитектор создал в 1912 году, слив два здания неизвестного авторства, стоящих рядом. Сегодня здесь располагается множество коммерческих предприятий.

Доходный дом Эйлерса

Буквально в нескольких минутах ходьбы от печально известного дома с Мефистофелем по улице Рентгена, 4, стоит еще один «демоничный» дом. Голова с витыми козлиными рогами, тяжелыми бровями, раздутыми ноздрями не внушает трепета, как Мефистофель, но тоже выглядит весьма пугающе.

Дом в стиле северный модерн был построен в 1913-1914 годах архитектором Федором Лидвалем в соавторстве с Константином Эйлерсом – сыном купца 2-ой гильдии Генриха Эйлерса.

Эйлерс был знаменитым садоводом и владельцем цветочного магазина, воспетого в стихотворении поэта Серебряного века Николая Агнивцева. Архитектору Лидвалю принадлежат проекты многих знаковых мест в городе. Среди прочих — гостиница «Астория» на Исаакиевской площади и Толстовский дом.

Сегодня в доме на Рентгена расположились несколько городских организаций. Кстати, прямо к дому прилегает детский сад №2. Остается только надеяться, что в него не ходят отпрыски «активистов», борющихся с «нечистью».

Доходный дом Э. Г. Шведерского

Здание на пересечении Каменноостровского и Большой Пушкарской — проект в стиле эклектика известного архитектора Владимира Цейдлера. Здание было построено в 1896-1900 годах.

Фасад здания достаточно строг, но над парадной со стороны Каменноостровского проспекта нависает бородатое существо с устрашающим взглядом и огромными заостренным ушами.

Часть здания принадлежала купцу 1-й гильдии статскому советнику Карлу Неллису, владельцу экипажной фабрики «Неллис и Фрезе», а в 1900 году угловой участок дома был передан потомственному почетному жителю города Шведерскому. В разное время в доме жили многие знаменитости.

Важно

Например, в 1910 году здесь поселилась польская примадонна Виктория Кавецкая, в квартире №3 обитал крупный домовладелец Григорий Овчинников, владелец бань на Большой Пушкраской, 22. А в 1910-х квартиру №19 занимал кружок поэтов «Вечера Случевского».

Между прочим, архитектор Цейдлер — автор проектов множества церквей и приходов не только в Петербурге, но и по всей России. Отметим, прямо в здании также находятся помещения детского сада №2. А еще тут расположился известный петербургский музей граммофонов.

Доходный дом Е.М. Орлова

На Вознесенском проспекте, 18, в двух шагах от Дома городских учреждений, расположился Доходный дом Орлова. Здание в стиле модерн было построено в 1905-1907 годах архитекторами Гусевым и Мейбом. Фасад украшают кариатиды и чудища с огромными ушами и грустными глазами.

К слову, архитектор Мейбом — один из авторов знаменитой дачи Клейнмихеля на Каменном острове. Сегодня Доходный дом Орлова является жилым, с магазинами на первом этаже.

Добавим, что дело об уничтожении фигуры Мефистофеля на Лахтинской улице пока остается не раскрытым, злоумышленники, сбившие исторически ценный барельеф, не задержаны.  

Источник: https://riafan.ru/389205-druzya-mefistofelya-doma-peterburga-ukrashaet-izyiskannaya-nechist

Северный модерн

Не скажу ничего нового, лишь сто пятьдесят первый раз повторю:

«Санкт-Петербург — удивительный город!»

Ходишь порой по одним и тем же улицам в центре, казалось бы, целую вечность и перестаешь замечать многое, углубляясь в свои мысли и заботы. Но стоит в какой -то момент перейти на другую сторону, просто поднять голову и «вах!» — все проблемы на какое -то мгновение испаряются, потому что перед тобой абсолютно невиданный до сих пор вид.

Бывает ощущение, что фасады домов скрывают свою истинную красоту, приберегая ее на особенный случай.

И вот, в какое то мгновение, когда свет ли упадет под определенным углом, или небо перестанет, наконец, быть серым и отразится в темных окнах глубоким голубым цветом, то ли просто состояние души такое,что готово воспринимать только прекрасное, но именно тогда здания преображаются совершенно фантастическим образом. Город вдруг меняется, восторг переполняет, и начинаешь понимаешь, он — странный, мистический,  великолепный, и он — лучший.

И только в Санкт-Петербурге и еще немного в Выборге вы можете познакомиться с суровой элегантностью такого явления в истории архитектуры, как «Северный  модерн».

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

Этот стиль появился в начале ХХ столетия, в некоторой степени, под влиянием архитектуры  Финляндии и Швеции, где национальный романтизм с его увлечением сюжетами древних сказаний, обращением к своей культуре, традициям и истории стал в то время  одним из основных направлением в искусстве этих стран.

Pohjola, здание, архитектуры Герман Гезеллиус, Армас Линдгрен и Элиэль Сааринен (Herman Gesellius, Armas Lindgren and Eliel Saarinen) , Хельсинки

Россию же познакомил современной культурой «северных соседей» не кто иной , как Сергей Дягилев. Этот человек , поистине — титаническая фигура в российской культуре, поражает размах его деятельности, вкус  и страсть к искусству.

Совет

В 1897 Дягилев организовал в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица  году выставку скандинавских художников. Возможно этим, он открыл перед архитекторами  суровую поэзию нового для того времени направления, и в начале века  в Петербурге стали возводиться дома в стиле «Северного модерна».

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль. Фото Решетова.

Одним из первых   и архитекторов этого стиля стал  представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль.

Его посторойки  в период с 1901 по 1907 год, в том числе  жилой комплекс  самой семьи Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3), стали классикой Северного Модерна.

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

В 1898 году участок на Каменноостровском проспекте купила мать архитектора Федора Лидваля Ида Бальтзаровна. Для архитектора эта постройка стала первой самостоятельно работой.

Дом Лидвалей (Каменноостровский проспект, 1/3) , архитектор Фридрих Лидваль.

Архитектор воздвиг целый комплекс зданий разной этажности. Но несмотря на асимметрию,  архитектурное сооружение, в целом, кажется единой стройной композицией.

Ему же принадлежит  новшество, ранее не встречавшиеся в  архитектуре Петербурга. Он спроектировал большой парадный двор, выходящий навстречу улице. Благодаря чему, в квартиры попадало много дневного света.

  Это был совершенно нетрадиционный вариант  доходного дома . В основном постройки Санкт-Петербурга  имели «дворы-колодцы».

Обратите внимание

Декор фасада несет все черты стиля модерн. Рельефная надпись «1902» украшает центральный портал, год постройки. По сторонам от надписи, начинается самое интересное, присущее только северному модерну — почти сказочные изображения природы. Птица, прилетевшая и севшая на сосновую ветку, рядом заяц, а за ним еще один выбегает из леса.

В этом доме  на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль, а в соседних квартирах на этом же этаже жили ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. Из известных жильцов там некоторое время жил художник Кузьма Петров-Водкин.

Здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице,1907, 

архитектор Г. Гимпель

Если вы однажды прохаживаясь по Большой Морской , и наслаждаясь началом  сезона Белых ночей, вдыхая влажный воздух холодного питерского лета,поднимите голову и можно обнаружите, что  серое здание внизу облицованное грубым камнем под номером 35, устремилось вверх чистыми и удлиненными формами, заканчиваясь тремя фронтонами. Фриз здания декорирован сказочными панно, на которых витязи стройными рядами  проходят вдоль карниза в суровые походы.

Одна из особенностей Северного модерна, разнообразие текстур облицовки. Стены здания покрыты светло-серым гранитом. Первый этаж дома облицован блоками красного гангутского гранита. Дымчато-розовый гранит из месторождения Ковантсари — это облицовочный материал верхних этажей.

Сочетание черного, красного и светлого серовато-розового камня нарядный вид.  Но самым эффектным элементом декора выступают майоликовые композиции на тему «русский север», выполненные по рисункам Н. К. Рериха. Верхний майоликовый мозаичный фриз погиб в годы блокады Ленинграда.

Сохранились только три небольшие вставки над окнами второго этажа.

В 2009 г. майоликовый фриз воссоздали специалисты фирмы «Полиформ-Р», под руководством А. В. Олейника.

Дом с совами, дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны, 1907, архитектор Ипполит Претро

Большой проспект П.С., 44

Совы венчают портал здния из этого он был прозван в народе «Дом с совами» .  Архитектор Ипполит Претро – одним из основных представителей северного модерна в Петербурге построил этот дом для купчихи Путиловой, владевшей магазином на  Васильевском острове.

Важно

Поначалу здание приковывает внимание тем художественным беспорядком, в котором разбросаны окна, выполненные в разных формах: тут они шире, а здесь, наоборот, уже и протяженнее. Следом за этим взор падает на ступенчатый шаг эркеров и обилие орнаментов, при создании которых архитектор вдохновлялся образами из северного фольклора, флоры и фауны.

Дом стал одним из самых ярких примеров стиля Северный модерн, который стал делать первые шаги в Петербурге и архитекторы были  в некотором поиске.

В 1912 году   Претро был награжден серебряной медалью на городском конкурсе лучших фасадов, что по тем временам было высшей наградой для архитектора.

Дом Бубыря

Стремянная улица, 11

В начале XX столетия петербургский зодчий Алексей Бубырь приобрел на Стремянной улице участок с постройкой и в компании с архитектором Николаем Васильевым возвел для себя доходный дом. В нем он планировал поселиться вместе с семьей, а остальные комнаты и квартиры отдавать в аренду горожанам.

Это здание стало становится новой достопримечательностью из-за диковинных рисунков, обильно украшающих фасад здания. Какие только существа не спускаются по его стенам: вороны, рыбы, растения, малопонятные существа из легенд и сказок.

Отдельное место в декоративном оформлении занимает образ солнца, который компенсирует обращенную на север основную часть фасада.

Строительство нового дома продолжалось  два года.  1907 год -дата окончания строительства.  На последнем, шестом этаже, стал проживать  Бубырь и его семья.

Бубырь владел домом до 1919 года, а вскоре после революции вынужден был уехать на Украину, где его жизнь оборвалась трагическим образом.

Совет

Фасад дома на Стремянной наполнен  изображениями стилизованных змей, рыб, человеческих голов, символов солнца. Парадный подъезд «охраняют» вырубленные каменные птицы.

Этот причудливый  декор сочетается с  потемневшим от времени стенами этого несимметричного здания . Дом на Стремянной 11 считается одним  из лучших образцов  северного модерна в Санкт-Петербурге.

Весь декор продуман до мелочей, включая решетку ворот и перила лестничных маршей.

Публика в доме проживала . В свое время рядом с Бубырем обитал еще один его партнер по архитектурным проектам Лев Ильин, после революции ставший главным архитектором Ленинграда и умерший в блокаду. Николай Васильев в 1917 году также недолго прожил под этой крышей, но затем отправился в Крым, оттуда — в Константинополь, а затем в Америку.

Вскоре свой дом покинул и Бубырь, лишившийся всех частных заказов. Маршрут вел на Украину, но оборвался на полпути. Есть сведения о том, что архитектора расстреляли бандиты.

По одному из преданий, вдова Бубыря, дочь владельца фортепьянной фабрики Diederichs Freres, обнаружила семейный чемодан у одного священника. Тот признался, что нашел его рядом с двумя обобранными до нитки трупами.

Обычное дело для Гражданской войны.

Лиговский пр., 2/ Свечной пер., 27

Это здание одно из самых интересных и самых поздних памятников северного модерна в Петербурге. Доходный дом был построен по проекту архитектора А. Л. Лишневского, при участии архитектора А. Л. Берлина и гражданского инженера Н. Н. Аистова, по заказу врача А. Л. Сагалова, директора частного родильного дома.

Некоторые считают, что много в композиции и декоре  заимствованно у другого архитектурного обьекта — дома Пиетинена в Выборге, на вокзальной площади, сооруженный в 1908 году архитекторами Юнгом, Бомансоном и Линдгреном, (о котором речь пойдет ниже).

Поверхность стен декорирована весьма скупо, только пилоны нижних этажей оштукатурены под каменную щепу. Тем большую роль играют украшающие дом рельефы.

Обратите внимание

Центральным элементом фасада, выходящего на Лиговский проспект, является лестничная клетка, выделенная гигантским обрамлением с аттиком. Это достаточно редкий для Петербурга элемент. Обычно лестничные клетки старались ориентировать во двор.

Фасад, выходящий на Свечной переулок, заметно длиннее, и декорирован более разнообразно. На нем есть два эркера, лоджии, центральное место занимают три эффектные львиные маски.

Черты «северного модерна» проявлялись и в ряде далеких от него творений. Суровый северный модерн преобладает над восточными мотивами в здании Соборной мечети. «Шведский дом» интересен главным фасадом, лоджией с группой балконов, эркеров и башен, которые связаны криволинейным фронтоном между собой.

 Выборг

Напротив железнодорожного вокзала можно увидеть большое здание в стиле национального романтизма. Это — бывший дом Пиетинена.

Дом был построен в 1906-1908 годах по заказу мебельного фабриканта Матти Пиетинена.

Проект дома разработали архитекторы Бертель Юнг и Оскар Боманссон.

Cеверный модерн — уникальное явление в русской архитектуре.

Соединив в себе суровость и элегантность, ассиметричную композицию, сдержанную цветовую гамму, комбинацию текстур, игру свет и тени рельефных декоров, а иногда ярких вставок в виде мозаичных панно.

 Невероятный стиль задает уникальную атмосферу городу. Эти здания Санкт-Петербурга как одетые в серую замшу денди всегда сдержаны и полоны утонченного шика.

Источник: http://www.lafrimeuse.com/ru/severnyj-modern/

Северный модерн в Петербурге

Северный модерн в Петербурге

В самом начале ХХ века, когда активно расширялся Санкт-Петербург, – город связанный и с центральной Европой и с северной Прибалтикой, в архитектуре утвердился «новый стиль», модерн, как мы теперь его называем.

Петербург единственный город, зодчие которого разрабатывали, практически, все его национальные направления: австрийский модерн «сецессия», немецкий «югендстиль», парижское «ар нуво» и даже английское «викторианство», и наш город – единственный не только в России, но и в континентальной Европе, где многие архитектурные направления ХХ века оказались основаны на северном, скандинавском модерне.

Балтика объединяет Петербург и Скандинавию, и частый западный ветер приносит нам воздух северной Европы. Здесь зарождалось и развивалось национально-романтическое направление искусства, и пейзажи Карельского перешейка напоминали дачникам северную Скандинавию.

Важно

Сто лет назад петербуржцы зачитывались новеллами Гамсуна, ставили пьесы Ибсена, слушали музыку Грига и Сибелиуса, наслаждались пейзажами Карелии. Их интересовали все области национальной художественной культуры, а под национальной они уже понимали родной Север.

Запертый в городе Человек, зажатый переулками и домами, мечтал о морском прибое, лесе, реке и поле, как о недостижимом. Душа его и эмоции, противясь рациональным требованиям нового века, стремились к дикому, таинственному и легендарному.

Помогли ему в этом архитекторы и художники, поставившие себе целью раздвинуть каменные стены и впустить в город северную природу, не пренебрегая при этом, городским комфортом. Так в Скандинавии и Прибалтике в начале ХХ века распространилось своеобразное эстетическое направление «северного модерна».

Доходный дом П. И. Кольцова (Английский пр. 21-23)

Архитектура модерна выдвигает требование проектирования зданий «изнутри наружу», когда формы, пропорции, членения и декор фасада органически вызваны решением внутреннего пространства.

Организация дома архитекторами этого направления строилась с учетом образа жизни его обитателей. Северный модерн отличает суровость и лаконичность архитектурного облика, использование гранита. Жесткие линии абрисов и необычные формы проемов.

Зданий подобной архитектуры в Петербурге не много, ведь их строили только в первом десятилетии ХХ века, но они сразу выделяются в панораме улицы, притягивают, останавливают взгляд, останавливают прохожего, и завораживают его. Он начинает разглядывать дом, вглядываться в детали.

Ведь в архитектуре Петербурга отразились романтические представления о природе Скандинавии, об облике народных построек, о сюжетах фольклора. Неоромантическое направление в архитектуре дач и многоквартирных жилых домов, связано не только с изучением природы, но — архитектуры крестьянских жилищ, средневековых крепостей и храмов.

Украшениями его служат сцены природы и герои фольклорно-мифологических сюжетов.

«Орнамент — почерк эпохи». В нём модерн более всего узнаваем. Орнаментальная стилизация олицетворяла родство с приро­дой, и определенный круг идей и образов, порожденных «философией жизни» и поэтикой символизма. Мотивы северной природы, изображения зверей и птиц.

Доходный дом Т. Н. Путиловой (Большой пр. ПС, 44)

Архитектурный облик зданий всегда индивидуален и своеобразен особой пластической разработкой объёмов, нарочито примитивен и архаически тяжеловесен, целостен и массивен, асимметричен, поскольку такова природа и так до нас дошли памятники древности.

Дом монументален так, будто стоял всегда, и вечен. Каждый фасад – образ. Он воспроизводит не только обобщённые архитектурные прототипы, но – природные явления: скалы, гроты, населённый животными лес.

Покрытые грубой, подобной выветрившемуся песку дюн, штукатуркой стены, вырастают из похожего на скалу, обложенного диким камнем цоколя. Это камень финских скал – розовый и серый изломанный гранит или тусклый сероватый «горшечный» камень с выразительным рельефом.

Совет

Проёмы ворот, подъездов и окон – пещеры, но их ритмика соответствует внутренней структуре здания. Крыши над домами – как зубцы гор, как пологие вершины холмов, как башни разрушенных временем замков. На башнях обязательно сидят совы.

Они вцепились когтями в камень, укрылись в ниши, или распластали крылья над часами – ведь они тоже – символ времени. Ведь Время,– давнее, вечное,– и есть, наряду с Природой,– настоящий герой этой эпохи.

Совершенные технологии обработки природных материалов, возникновение новых конструкций и материалов (железобетона, портланд-цемента) привели к тому, что и здания эпохи модерна оказались самыми прочными, и их художественный декор (например, резьба по граниту) был фактически вечен.

Природа воплощена в камне города, стены подменили деревья. На них изображают не античные аканты, не розы рококо, а папоротники, подснежники, подсолнечники, ветви сосен, силуэты елей,- деревьев наших северных лесов. И из стен на нас смотрят не классические львы, а длинноносые грифы, ежи, волки и даже – белый медведь.

Как из лесной чащи выглядывают страшные сказочные чудовища, а под папоротником и мухомором прячется ящерица, извивается уж, между цветов балконной решетки распластывается паук. Скульптура плоская, как тень животного, как отпечаток на песке.

Эти отпечатки следов выполняются и на штукатурке, и на граните, обработанном «шубой».

Доходный дом И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр. 1-3)

Дом, объёмный, как скала, как замок из песка, с выступами разнообразных башен и эркеров, со срезанными углами, свободно составленными многоугольными разновеликими объёмами.

На фоне грубой штукатурки ярким пятном выделяется керамическая вставка или красный черепичный скос.

Они видны издалека, и сам дом разворачивается прохожему неожиданными ракурсами, угловыми балконами и нишами, эффектно воспринимается с разных сторон, заметен высокими щипцами, шлемовидными завершениями эркеров и башен, словно постепенно вырастающих из тела здания.

Обратите внимание

Расположенные иногда на узких, второстепенных улицах, постройки не стали рядовыми, благодаря запоминающемуся силуэту, уникальной отделке фасада, разнообразию фактур облицовки и рисунков декора.

Читайте также:  Музей бродского в петербурге - «на васильевский остров я приду умирать»

Рисунки и размеры оконных проёмов и переплетов изменяется от этажа к этажу, они четко вырезаны из плоскости стены, иногда перерезав карниз или разрезав скульптурный декор. Окна созданы не только для освещения комнат, нет, это – окна В дом, как в лес, в пещеру или в заводь.

Раздвинуты ветви, между ветвей показалась птица, вылез леший, из омута выплыла рыбка, скользнула ящерица…

Доходный дом А. Ф. Пеля, вход (Шпалерная ул. 5)

В постройках соединены все виды изобразительных искусств, – скульптура, ковка, керамика, – они не выделяются, они вмещаются в общий облик здания. Лепные барельефы изображают родные пейзажи, и повседневный труд простых крестьян на северной земле, или образы народных эпосов.

Поэтому и башня над крышей, несмотря на облицовку, иногда напоминает избу или шлем старинного храма. Балки, как в старину, выведены на фасад и выделены окраской.

Им вторят мелкие переплеты окон, не только прямоугольных, но – узких, со срезанными углами или в форме раковины, широких, как витрины, или – крошечных, размером в лицо или ладонь человека.

Самый знаменитый из домов северного модерна построен архитектором Ф. Лидвалем для своей семьи на Каменноостровском проспекте, 2. На фоне песчаной штукатурки вырастают полевые цветы, на большом панно глухой стены – восход солнца над морем.

Барельефы над центральным подъездом и у веранды изображают лесную чащу с рысью, зайцем и другим зверьем в хвойном лесу. Не менее знаменит и дом, выстроенный А. Бубырем и Н.

Васильевым на Стремянной улице, где из плоскости стены на прохожего смотрят рыбы, птицы, под елями извиваются змеи… Подъезд сторожат большие мудрые птицы, разглядывая прохожих острым взглядом из-под тяжелых век.

Важно

Плитки голубой керамики имитируют пятна неба между деревьями, в голубое стекло окна вплывает каменная рыбка, другая смотрит на вас круглым, как шар глазом, а решетка балкона изображает ряд ёлочек. Но в подъезде по стенам распластаны стебли полевых цветов, наверху светильник-солнце, и о тепле напоминает большой камин. В окне верхнего этажа – витраж с ёлками, грибами и лесными животными.

Доходный дом А. Ф. Бубыря, деталь фасада (Стремянная ул. 11)

Архитектор С. Минаш, после завершения строительства Витебского вокзала, где радовал зрителя разнообразием растительных орнаментов и масок, выполнил два дома в разных частях города: на Невском, 72 и на Широкой (ул. Ленина), 33.

На граните фасадов видны похожие грифы, филины, листья папоротника, но, украшением дома на Невском проспекте является яркий керамический фриз с цветочным орнаментом и прекрасные лебеди. Подъезд другого дома хранит страшный белый медведь, а на коротких колоннах вырезаны рыбки среди водорослей.

Доходный дом Барсовой Е. К., вход (Кронверский пр. 23)

Подъезд – самая важная деталь оформления фасада. Часто его фланкируют, охраняют ужасные лесные стражи, ночные птицы: филины, совы, а вход в дом на Шпалерной, 5 (архитектор Г.

Цоликофер) – декорируют ушастые летучие мыши. Эти символы преобразовал в 1912 Е.Л. Морозов, выстроив на Кронверском проспекте, 23, дом в сером граните.

Отделка этого огромного мрачного здания изображениями лесных чудовищ как бы олицетворяет весь ужас, испытанный человеком в ночной лесной чаще.

Трудно поверить, но за стенами подобных домов скрывались комфортабельные квартиры, с просторными комнатами различной конфигурации, ванными и душами с горячей водой, электричеством, отоплением и телефоном, мусоропроводами и лифтами.

Устраивали даже вакуумные камеры центрального пылеотсоса. Ведь новый век требовал соблюдения всех правил гигиены и комфорта.

И в этом тоже эталоном служила Скандинавия, которая вскоре отвергла все художественные ухищрения художников, поставив во главу угла рационализм.

Технические и эстетические достижения Северного модерна помогли русским архитекторам, основываясь на национальных традициях создать проекты многих сооружений «неорусского» стиля и неоклассицизма, как символа «золотого века» русской культуры, а затем и естественно войти в период конструктивизма.

Совет

Здания эпохи Северного модерна, строились из качественных, долговечных материалов, но через сто лет отсутствия внимания и небрежения на них всё же легла печать времени и разрушений.

Оцените материалПоследнее изменение Вторник, 26 декабря 2017 20:57

Источник: http://blog.excurspb.ru/petersburg/item/214-severnyj-modern-v-peterburge

Петербург эпохи модерн. Характеристики модерна и основные архитекторы

  • Хочу поблагодарить Personal Tours за экскурсию для наших партнеров. За полдня успели посетить Пушкин, Часовню Ксении Блаженной, а также осмотреть город. Все было на высшем уровне, особенно хочется отметить четкость организации. Спасибо большое!Хочу поблагодарить коллектив компании Personal Tours за организацию тура на высоком организаторском уровне. Всё было быстро, интересно и насыщенно. Отдельная благодарность гиду Алёне, за прекрасную подачу материала. Спасибо.Хочу от всей души поблагодарить коллектив Personal Tours за прекрасно организованную работу, а гида Владимира Павлова за насыщенные и увлекательные экскурсии по Петербургу. Три экскурсионных дня пролетели незаметно. Успехов и удачи вам в работе!Коммуникационное агентство «Контакто» выражает благодарность PersonalTours и лично Карине Демачевой за успешный опыт сотрудничества на протяжении нескольких лет и реализацию экскурсионных программ на высоком профессиональном уровне. Мы ценим PersonalTours за ответственность, способность мгновенно реагировать на малейшие изменения и индивидуальный подход к решению сложных задач, который заслуживает самой высокой оценки. Надеемся, что позитивный опыт, полученный вНе можем не выразить своё восхищение профессионализмом гида Натальи Баженовой. 3 часа индивидуальной экскурсии по Эрмитажу для нашего сына 8,5 лет — адаптированная подача материала с изюминкой в форме диалога реализована так, что ребёнку было и доступно, и интересно, и что-то запомнилось. Благодарим за оперативность и чёткость в работе. Будем рекомендовать друзьям!Татьяна Буланова, Сергей Редько, МоскваХотим сказать огромное спасибо Юлии Любушкиной-Любич за целых три дня совместной работы. Потрясающий гид для работы с творческими клиентами. Немецкий фотограф, которому Юлия показывала город и пригороды Санкт-Петербурга, остался очень довольным. Юлия очень творческий и гибкий человечек, чутко реагирующий на пожелания клиента. Она в считанные минуты способна полностью перекроить программу и подстроиться под своих гостей!От имени коллектива ООО «Зика» дочернего общества международного концерна SIKA AG, выражаем Вам, Вашему коллективу, а также, непосредственно, гиду Баженовой Наталье глубокую благодарность за профессионально подготовленную, информативную и достаточно обзорную за отведенное время экскурсию на английском языке по городу Санкт-Петербургу. Надеемся на продолжение сотрудничества!Грязнов Юрий Николаевич Руководитель направления «Ремонт и защита конструкций» и проектов специального строительстваDie Buchung über das Internet erfolgte absolut problemlos. Der Kontakt war zuerst auf englisch und sehr freundlich. Für 2 Tage haben wir unsere Führerin Kira gehabt. Sie sprach hervorragend deutsch und konnte uns zu allem etwas interessantes sagen. Keine einzige Frage blieb unbeantwortet. Innerhalb dieser 2 Tage haben wir fast alles gesehen, was St. PeterThank you for all your help in organizing our two days in st petersberg. our guide Olga was very pleasant and punctual. she did her very best in explaining all the historical information. we understand that the period we arrived in St.Petersberg was probably the the height of the tourist season and so it madeХочу выразить огромную благодарность сотрудникам Вашей компании за великолепную организацию обзорной экскурсии на французском языке. Замечательная интеренсная познавательная экскурсия. Отдельно хочу поблагодарить организатора Карину и нашего гида Дмитрия Трояна. Спасибо за вашу заботу и профессионализм. Желаю всего самого доброго процветания.Научно производственное предприятие «АВИВАК» выражает благодарность PERSONAL TOURS, отдельное спасибо КАРИНЕ ДЕМАЧЕВОЙ и гидам, за творческий подход, чуткость, восприимчивость к пожеланиям, высокий уровень профессионализма, организации замечательных экскурсий, ответственное отношение к работе. Всегда готовы прийти на помощь. Спасибо ВАМ ОГРОМНОЕ!!!Огромное спасибо всей компании Personal tours и отельно менеджеру Ольге, капитану судна Катарина Дмитрию, фотографу Андрею! Приятно встречать и работать с профессионалами. Организация на высшем уровне. Без опозданий, начиная от подачи судна и кейтеринга,до результата ( готовый фотоотчет). Имею не маленький опыт фотосессий, но первый раз получаю фотографии в оговорённые сроки и даже раньше. А

Источник: https://personaltours.ru/peterburg-epohi-modern

Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга — Интересные места на карте Санкт-Петербурга

Главная / Досуг / Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

23.05.2017 Рубрики: Досуг

Каменноостровский пр., 13

Фасад данного дома украшен разнообразными растительными орнаментами, а особенное внимание было уделено оконным рамам, которые выглядят поистине замечательно.

Многоэтажное строение, дополненное различными шпилями, башнями и шатрами, имеет интересную цветовую гамму, которая сразу же привлекает к себе внимание. Основной вертикальный элемент, на который был сделан акцент, украшает угол здания.

Фактурные линии и другие эстетичные элементы являются определяющими в общей композиции постройки.

Подробнее

ул Рубинштейна 15

Удивительные арки, проезды и подъезды отлично подходили как для изображения аристократических лондонских улиц, так и для более современной, но не менее суровой российской действительности.

За внушительного размера аркой скрывается совершенно новый город со своими улицами, фонтанами, садами и фонарными столбами. Здесь, казалось бы, есть все составляющие небольшого европейского городка.

Свои жители, своя удивительная обстановка, резко отличающаяся от окружающей этот дом действительности, не хватает только мэра или монарха, который управлял бы все этим добром.

Подробнее

Каменноостровский просп., 1

Цоколь, которым очерчен дом Лидваля в нижней своей части — это гладко обработанный красный гранит, нижние этажи и архитектурные детали облицованы светлым зеленовато-серым «горшечным камнем» — талькохлоритом, добытом в Северной Карелии.

Обратите внимание

Не обошлось в отделке и без разнофактурной штукатурки и гладкой керамической плитки. Отдельная тема — декоративные мотивы, присущие северному модерну: птицы, звери, стилизованные растения в виде рельефов на фасаде.

Тщательной продуманностью отличалась также и отделка каждого помещения, вне зависимости от его предназначения.

Подробнее

4-я линия В. О., 9

Особняк Форостовского знаменит тем, что именно он стал первым представителем стиля «модерн» на территории Санкт-Петербурга.

Левая часть постройки имеет высокую башню, внутри которой имеется 2 просторных этажа, когда правая часть помещения оборудована всего 1 этажом с застекленной крышей. Внутри нее располагался зимний сад владельца.

Средняя часть здания расположена чуть дальше от тротуара. Несмотря на то, что с левой и с правой части располагаются и другие постройки, визуально здание действительно «стоит особняком».

Подробнее

Большая Зеленина ул., 28

Чем отличается дом герцога Лейхтенбергского от всего, что создавалось в Санкт-Петербурге до и Петрограде-Ленинграде после? Прежде всего мозаичными панно, которые создал В.А. Фролов в собственной мастерской по эскизам С.Т. Шелкового, известного художника.

Всего огромных мозаичных «экранов» пять штук, и все они буквально покрывают фасад здания во всю длину пятого этажа.

Мотивы, плавно переходя из одного в другой, фактически создают панораму с полями, холмами, реками, городскими зданиями и индустриальным пейзажем, в котором доминируют высокие дымящиеся трубы.

Подробнее

Большая аллея, 13

Важно

Главный подъезд обозначают гранитные столбы ворот, гранитными блоками облицован и наклонный цоколь. Есть открытая терраса.

Тамбур и прямоугольная башня друг с другом объединены заподлицо, фасадные стыки скрывают гранённые выступы, а мощные кронштейны обеспечивают плавность перехода к выступающим объёмам от стен.

Очертания окон самые разнообразные, специалисты насчитывают до десятка оригинальных типов отаких чертаний.

Подробнее

Боковая аллея, 1

Нижняя часть домика возведена из камня, а верхняя – из древесины. Весьма заметным элементом дома является высокая башенка, которая обладает острым куполом. Также здесь имеется красивое крыльцо, украшенное резным козырьком и оформленной дверью. Несмотря на то, что габариты домика нельзя назвать большими, эту компактность и можно назвать основой симпатичности проекта.

Подробнее

Источник: https://droogie.ru/modern-v-arxitekture-sankt-peterburga/

Ссылка на основную публикацию