Большая хоральная синагога в санкт-петербурге: еврейский храм

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге: частица Иерусалима в центре России

Большая Хоральная Синагога Петербурга – крупнейший центр еврейской общины, несущий все задачи, которые в иудаизме традиционно возлагались на церковный приход.

В отличие от церкви в православии, синагога выполняет функции не только религиозного, но и образовательного, общественного и коммерческого характера. При ней работают школы и пансионаты, магазины и рестораны, гостевой дом и даже служба знакомств.

Синагога в Санкт-Петербурге объединяет все районные еврейские храмы и имеет прочные связи с общинами по всей России, Беларуси и Украине.

История еврейского храма в Петербурге

Русские правители никогда не питали теплых чувств к евреям, но предпочитали держать их неподалеку по причине глубоких знаний в сфере экономики и медицины.

Так, им было запрещено еще указом Анны Иоанновны жить в стольном Петербурге, но дозволялось селиться на его окраине – территории современной Коломны.

Ко времени правления Александра 2 здесь сформировалась община, численностью в несколько тысяч человек, и милостивый правитель дозволил строительство храма.

Обратите внимание

В 1893 году на средства барона Гинцбурга и мецената Полякова в соответствии со всеми канонами иудаизма была построена Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге, объединившая всех евреев города под одним куполообразным сводом.

Удивительным фактом истории стало к ней отношение советских властей. В эпоху, когда все храмы закрывались, а их здания отдавались под общественные нужды, синагога также была закрыта – в 1929 году, но уже спустя год она вновь возобновила служения и открыла двери для прихожан.

Синагога в Санкт-Петербурге – значимое здание не только для евреев

В 1980 году Большая Хоральная Синагога была признана памятником архитектуры государственного значения. Выполненная в необычном для Питера мавританском стиле, она стала центром внимания множества экскурсионных программ и обрела внушительный поток посетителей, не связанных с иудаизмом.

После реставрации в 80-ых годах ее облик несколько изменился. Белоснежные фасады обрели кирпичную кладку, а ветхий забор был заменен современным сочетанием клинкера и чугунной ковки. Именно такой вид Большой Хоральной Синагоги фото отражают в буклетах и журналах экскурсий по Петербургу.

В 2013 году синагога отметила свое 120-летие, отзывы которого пролетели выстрелом из Петропавловской крепости и раскатами по всему Петербургу. По случаю знаменательной даты Почтой России были выпущены юбилейные медали, а раввином был написан новый свиток торы.

Современная деятельность синагоги в России

Большая Хоральная Синагога – центр иудаизма, готовый принять в свою общину, обучить жизни в соответствии с древними текстами и даже помочь в личной жизни всем евреям, проживающим вне тесных рамок Израиля. Синагога Санкт-Петербурга, официальный сайт которой повествует обо всех аспектах жизни прихожан, рассказывает и о делении прихода на множество составных частей:

  • Малая синагога – собственно храм, в котором ежедневно проходят молебны, согласно заветам Христа – в 9 утра и в 18.00;
  • Миква – бассейн ритуального очищения, окунувшись в который, можно очиститься от недугов, нечистот и болезней. Каждая прихожанка синагоги обязана совершать омовение ежемесячно, после периода «нечистоты». По еврейским верованиям, этот ритуал является залогом здоровья семьи и продолжения рода.
  • Магазин «Кошер» и ресторан «Лехайм» — не просто коммерческие учреждения синагоги, а носители еврейской культуры, позволяющие отведать традиционные блюда и купить кошерную пищу для питания согласно религиозным канонам. Пастор в синагоге внимательно следит за соответствием пищи принципам Кашрута.
  • Служба знакомств. Для создания кошерной «правильной» семьи, евреи должны сочетаться браком только с представителями своей национальности. Поэтому работники синагоги оказывают услуги знакомств всем, у кого в материнской линии были евреи – это обязательное условие вступления в клуб.
  • Детские сады и школы. Обучение детей при храме также ведется в соответствии с традициями Иерусалима. Здесь преподают иврит и английский, расширенную программу гимназий, а выпускники с легкостью поступают в лучшие ВУЗы России, Израиля, Германии и других стран.

Посещение синагоги

В рамках экскурсии посетить Большую Хоральную Синагогу вы можете в любое время, кроме субботы и дней, в которые отмечаются еврейские праздники. Но, при желании участвовать в молебне, вам придется отправиться строго к означенному времени – 9.00 или 18.00. Опаздывать на чтения у евреев не принято, хотя и ругать публично вас никто не станет.

Синагога в Санкт-Петербурге, официальный сайт которой подробно рассказывает о том, как одеваться и вести себя в храме, всегда открыта для прихожан всех вероисповеданий. Главное, что от вас требуется – покрытие головы и скромность, тишина и чистота намерений.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/bolshaya-khoralnaya-sinagoga-v-sankt-pe/

Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга

Формирование еврейской общины с религиозным центром в Санкт-Петербурге шло очень медленно, ведь по указу Екатерины I евреям было запрещено проживать не только в столице, но и вообще в России. Но если речь шла об особо важных особах иудейского вероисповедания, то им разрешалось находиться в столице временно.

Так, среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, встречаются финансовые дельцы, купцы и врачи. В основном это были люди состоятельные, имевшие не только домочадцев, но и слуг. Поэтому почти в каждом доме, где жила еврейская семья, был миньян – 10 взрослых мужчин, необходимых для общественной молитвы.

Таким образом, хотя в Петербурге не было официальных синагог или молитвенных домов, евреи устраивали молитвы дома.

Императрица Елизавета Петровна в 1742 году издала указ о «высылке всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом».

Екатерина II была изрядным дипломатом и понимала, что евреи приносят пользу, поэтому, хотя официально евреям было запрещено посещать Петербург, в государственных интересах Екатерина разрешала некоторым из них проживать в столице.

После трех разделов Польши в конце XVIII века, когда к России отошли большие западные территории, населенные в том числе и евреями, последние стали чаще бывать в столице. Сюда, например, ехали, чтобы держать экзамен при Медицинской коллегии на звание врача.

Еврейская община начала формироваться лишь с конца 70-х XVIII в., вокруг семьи предпринимателя Абрама Перетца, поселившегося в доме генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. Эту общину составляли еврейские депутаты и жили они легально.

Важно

В 1802 году в лютеранской части Волкова кладбища было заложено еврейское кладбище и заведена первая общинная книга, «пинкас». Спустя 20 лет в городе официально проживало около 370 евреев.

Община, группировавшаяся вокруг Перетца, со временем распалась, новые еврейские общины появляются в конце 1820-х годов. Речь идет о солдатских общинах (с 1828 года евреев стали призывать в русскую армию).

Закон разрешал солдатам-евреям, как, впрочем, и всем нижним чинам, проживание с женами и детьми. Впоследствии указами Александра II им было предоставлено право повсеместного проживания в империи, в том числе и в столице.

Либеральное правление Александра II привело к резкому росту еврейского населения в столице. По данным переписей, на 1869 год в Санкт-Петербурге проживало 6624 еврея и 6745 носителей еврейского языка, в 1881 г. – 14 249 евреев и 16 826 носителей еврейского языка.

Правительство не хотело держать в армии раввинов, поэтому религиозные обряды отправляли солдаты-раввины. Они и стали первыми раввинами еврейских общин. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов, теперь это были уже не только солдатские молельни.

Первым петербургским раввином с высшим светским образованием стал выпускник философского факультета Гендцбургского университета Абрам Исайя Нейман.

Строительство синагоги

1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство: самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С. С.

Поляков и И. А. Вавельберг, остальные взносы были меньше. Но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга. Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А. А.

Ростовского на Большой Мастерской улице, за 65 тысяч рублей.

В июле 1879 года был объявлен конкурс архитектурных проектов будущей синагоги, победил проект Бахмана и Шапошникова, но Александр II отказался его утверждать, приказав: «Переделать проект в более скромных размерах». Архитекторы бесплатно сделали новый вариант.

Совет

Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Куратором проекта стал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа, вхожий в близкий круг императора, председателем Строительного комитета назначили донатора синагоги С. С. Полякова.

В 1888 году строительство завершилось, купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, но еще пять лет продолжалась отделка интерьеров, зал синагоги был рассчитан на 1200 мест.

8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле».

Одновременно с открытием синагоги закрывались все старые молельни.

Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.

После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома ее закрыли.

Поводом для этого послужило обвинение в том, что синагога служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда не ходят. Правда, после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени факультета – ВЦИК – 1 июня 1930 года синагогу открыли.

Однако за то время, что синагога была закрыта, из нее вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Исаакиевском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.

Но мысли о закрытии синагоги не оставляли правительство города, например, одно время ее хотели переоборудовать под театр юных зрителей.

Обратите внимание

6 марта 1941 года было составлено «Заключение о возможности использования здания Хоральной синагоги», в котором говорилось, что для театра помещение не подходит, а для демонстрации кинофильмов или для концертов – вполне. Закрытию Ленинградской хоральной синагоги помешала война.

Во время блокады двор синагоги был завален трупами евреев, которых хоронили в братских могилах на Еврейском Преображенском кладбище.

Синагога в послевоенное время

В 1950-е годы Гедалья Печерский, тогдашний староста синагоги, стал инициатором подачи петиций властям с просьбой о разрешении открыть курсы по изучению еврейской истории и иврита.

Петиции были отклонены, а Печерский арестован и приговорён к 12 годам заключения.

С началом очередной антисемитской и антирелигиозной кампании, в 1962 – 1964 годах было запрещено выпекать мацу, а также хоронить на Еврейском Преображенском кладбище.

После революции синагога капитально не ремонтировалась, но в преддверии Олимпийских игр в Москве и Ленинграде она попала в число основных экскурсионных объектов и в 1978 году были выделены средства на ее ремонт: в здании синагоги были положены дополнительные балки, и некоторые помещения были поделены на два этажа.

К концу 70-х часть активистов еврейского национального движения, ранее сосредоточенная лишь на политике и изучении культуры, обратилась к иудаизму.

К середине 80-х годов синагога стала центром возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. В наши дни Большая хоральная синагога, которой более ста лет, вновь стала культурными общественным центром евреев, живущих в городе.

При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей.

Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/12026/bolshaya-khoralnaya-sinagoga-sankt-peterburga

Хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Хоральная синагога находится в районе Старая Коломна. Тут не слишком много туристов, однако, если Вы собрались посетить Мариинский театр или Новую Голландию, то стоит заглянуть на небольшой Лермонтовский проспект и осмотреть этот интересный храм хотя бы снаружи.

В окрестностях синагоги можно встретить мужчин в традиционных шляпах Кнейч, в кипах и с пейсами. Великолепное здание терракотового цвета увенчано необычным по конструкции куполом. Фасад украшен башенками и резьбой, а главный вход выполнен в виде подковообразной арки.

Сейчас это самая большая в России и вторая по величине синагога в Европе, она рассчитана на 1500 человек. (Самая большая синагога построена в Будапеште).

Важно

Хоральная синагога в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры конца XIX века и, конечно, это центр духовной жизни еврейской общины Северной столицы.

Еврейская община – одна из самых сплоченных в Северной столице и, неслучайно, в питерской синагоге совершаются не только религиозные обряды, это прекрасное место для встреч и проведения еврейских праздников.

Читайте также:  Выставка сальвадора дали в музее фаберже в спб в 2019

Посетить синагогу могут все желающие независимо от вероисповедания. Ежегодно здесь проводится День открытых дверей, когда гости могут прослушать лекцию об истории здания, о традициях и обрядах еврейской общины. Особенно интересной бывает программа в Ночь музеев, во время которой проводятся экскурсии, организованы дефиле в традиционных еврейских костюмах и сессии вопросов-ответов с раввином.

При синагоге имеются библиотека, где собрана еврейская литература и книги по изучению иврита. В магазине «Кошер» можно приобрести сувениры, еврейские книги и кошерную еду.

Благодаря службе знакомств созданы десятки семей. Во внутреннем дворе работает ресторан «Лехайн» с кошерной едой и летнее кафе, где можно отведать очень вкусные пироги.

Следует иметь в виду, что по традиции в субботний день нельзя заниматься будничными делами и говорить о работе, а также совершать сделки. Поэтому магазин в Синагоге по субботам не работает. Если же Вы решили посетить ресторан, то заказ надо оплатить заранее.

Для справки: синагоги — это места общей молитвы. Они стали строиться после разрушения Первого Храма в Иерусалиме и призваны возрождать дух этого Храма.

Правила поведения в синагоге

Одежда должна быть опрятной, сюда нельзя приходить в шортах или открытой одежде. Женщинам желательно одеть юбку, а не брюки, причем ее длина должна быть ниже колен, а рукава блузки должны закрывать руки до локтя. По правилам, замужняя женщина должна покрыть голову, а на голове мужчин обязательно должен быть головной убор.

Нельзя громко разговаривать, а дотрагиваться можно только до своих ближайших родственников. Это значит, что если Вы в синагоге встретите друзей, то рукопожатия, обнимания и поцелуи с ними не приветствуются.

Краткое описание

Надо отметить, что синагоги в Израиле отличаются скромностью и небольшими размерами. Но синагога в Санкт-Петербурге — совсем другое дело. Это очень пышное сооружение из красного кирпича с лепниной.

Фойе здания славится своей акустикой. Произнесите слово шепотом и оно будет услышано в другом конце десятиметровой комнаты. Обратите внимание на серебряную люстру, когда-то она была газовой, а позже ее переделали в электрическую.

Совет

Молельный зал для мужчин расположен на первом этаже, а для женщин – на втором. Здесь недопустимо во время общения с богом отвлекаться и мужчинам глядеть на женщин и женщинам на мужчин. Еще выше располагается мужской хор.

Вокруг синагоги построен забор из камня, украшенный художественной кованой решеткой. Во дворе обратите внимание на хрустальные фонари.

Из истории

При Екатерине I евреям запрещалось жить не только в Петербурге, но и в России.  На непродолжительное время приехать Северную столицу могли лишь те, в чьих услугах нуждался двор. Анна Иоанновна пошла еще дальше — она выслала евреев из страны.

В государственных интересах Екатерина II разрешила поселиться в Северной столице некоторым евреям. Как правило, это были богатые купцы и врачи.

Ситуация резко изменилась в конце XVIII века, когда к России была присоединена большая территория, на которой проживали поляки и евреи. Выселять их было некуда и Александр II разрешил евреям проживать на всей территории России. Постепенно в Петербурге формируется еврейская община, насчитывающая к середине XIX веке 10 тысяч человек.

В 1869 году Александр II подписал указ о строительстве синагоги взамен существующих молелен. В знак благодарности императору Венчальный зал был назван Александровским.

При выборе места строительства учитывалось то, что ближайшая церковь не должна была быть ближе 200 метров. Проект здания создали архитекторы Иван Шапошников и Лев Бахман.

Первоначально планировалась постройка с пятью куполами, рассчитанная на 3000 человек, но император посоветовал быть скромнее и ограничиться зданием с одним куполом и вместимостью 1500 прихожан. По совету историка искусств и критика Владимира Стасова здание возведено в мавританском стиле. Работами руководил Николай Бенуа.

Интересно, что с началом стройки богатые прихожане стали раскупать места на храмовых скамейках. И сейчас в первых рядах Вы увидите именные скамейки.

Обратите внимание

Строение было возведено в 1888 году, а в течение следующих пяти лет проходили внутренние работы. Освящение святилища прошло 8 декабря 1893 года

Хоральная синагога относится к тем достопримечательностям Санкт-Петербурга, которые не входят в самые популярные экскурсионные маршруты. Вместе с тем, посетить или хотя бы осмотреть ее, несомненно, стоит. Это очень красивое здание, построенное в редком для Санкт-Петербурга мавританском стиле. В синагоге проводятся самые разные культурные мероприятия и это просто прекрасное место отдыха.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21126.htm

Большая Хоральная Синагога | Гид по Петербургу 2019

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге, расположенная на Лермонтовском проспекте, является архитектурным памятником города и еврейской культуры в целом. В отличие от православной церкви, она выполняет не только религиозную функцию, но и образовательно-просветительскую.

Евреи собираются здесь, чтобы помолиться, пообщаться, обменяться опытом. На территории синагоги есть магазин, ресторан, гостевой дом, библиотека, детские сады и школы, пансионы, проводятся занятия и мастер-классы, есть клуб знакомств.

Так же каждый желающий может посетить синагогу вместе с экскурсионной группой.

Ужасное превью у видео, но само содержание превосходное.

История евреев в России

Первые евреи появились в Санкт-Петербурге сразу после его основания или даже во время – большинство из них участвовали в строительстве города.

Однако при Екатерине I им было официально запрещено проживать на территории России. Но это касалось не всех: те евреи, которые были выгодны императрице, могли спокойно жить в городе.

Так в домах иудеев стали читать молитвы и, хоть и не официально, но появились молитвенные дома.

Во время правления Анны Иоановны был подписан указ о том, чтобы выселить евреев из Малороссии, а в 1742 году Елизавета приказала покинуть им города и села не только Малороссии, но и Великороссии.

Однако после разделения Польши и присоединения ряда земель к России на территории страны начинает проживать довольно много евреев, многие из них едут в Петербург. В это же время начала формироваться крупная еврейская община, председателем которой был предприниматель Абрам Перетц.

К 1826 году, несмотря на официальный запрет, в Петербурге проживало уже практически 250 евреев.

Со временем община, которая была сформирована вокруг Перетца, распалась, но уже в 20-х годах XIX века начали появляться новые солдатские общины. Среди солдат было достаточное количество евреев, которым разрешалось привезти с собой семью в Россию.

Важно

Когда первые еврейские военные вышли в отставку, император Александр II разрешил им проживать на территории столицы. Иудейским солдатам в свободное время можно было молиться.

Сначала они совершали обряды в казармах, а когда им запретили это делать, переместились в частные квартиры.

История хоральной синагоги

Царское время

Политика Александра II по отношению к евреям отличалась лояльностью. Им даже можно было приглашать раввинов из других городов в Петербург, если это было необходимо.

К середине XIX столетия на территории столицы проживало довольно много евреев и небольшие молельни по городу уже не могли удовлетворить нужды верующих. Тогда в 1869 году император Александр II разрешил построить синагогу взамен действующим молельням.

Буквально через 10 дней был избран комитет по строительству, который возглавил Гораций Гинцбуг, начался сбор средств.

В 1870 году был приобретен дом на набережной реки Фонтанки для выполнения функции временного помещения на период строительства синагоги. Но дальше дело не двигалось: никак не получалось найти подходящего места, где будет возведена еврейская молельня. И только в 1879 году после смещения полицмейстера Трепова смогли купить участок на Большой Мастерской улице.

С 1878 активно обсуждался внешний вид будущей синагоги. В июле 1879 года был объявлен конкурс, в котором лучшим вариантом был назван проект Бахмана и Шапошникова. Однако император потребовал сделать здание более сдержанным и скромным по размерам.

Работами руководил Строительный комитет под руководством А. А. Кауфмана. Архитектором проекта был А. В. Малов, а его помощниками – С. О. Клейн и Б. И. Гиршович. Однако вскоре строительство заморозили до 1884 года для изменения в планах в сторону удешевления проекта. Тогда председателем Строительного комитета становится С. С. Поляков, а архитектором Н. Л. Бенуа.

В 1886 году освятили Малую синагогу. В ней же установили Временную синагогу, где в последствие разместили хасидскую Купеческую молельню. В 1888 году были завершены строительные работы, но еще около 5 лет шла отделка внутренних помещений. Основные работы выполнил М. Гиммельфарь, скамейки на первом этаже – Берман, а решетки для лестниц изготовили на заводе Исидора Гольдберга.

Совет

В декабре 1893 года было торжественное освещение Большой синагоги, в зал внесли 7 свитков Торы.

Практически 25 лет ушло на все работы, связанные со строительством главного храма евреев в Санкт-Петербурге.

Открытие синагоги спровоцировало закрытие существующих ранее мест для иудейских молитв в городе. При этом новое здание вмещало всего 1200 человек, что никак не отвечало запросам местных евреев.

Работы по отделке синагоги продолжались даже после ее открытия. В 1905 году приняли решение о сборе денег на новую металлическую ограду взамен пришедшей в негодность деревянной, но лишь в 1909 году необходимая сумма была собрана. Ограду заменили, так же установили хрустальные фонари. Работы были выполнены по рисункам художника Ропета.

Помимо классических молитв в стенах еврейского храма проводились венчания, тариф на которые зависел от выбранного оформления. С 1904 постепенно начали появляться отдельные молельни, и руководство синагоги контролировало их деятельность, а так же занималось благотворительностью, поддержкой библиотеки, просвещением и обучением молодежи.

Первым председателем петербургской еврейской общины был Г. О. Гинцбург, затем его сын Д. Г. Гинцбург, а после него М. А. Варшавский. К 1916 году число прихожан с учетом тех, кто платил обязательные взносы частично, было уже 700 человек, а тех, кто в какой-либо степени касался работ главного еврейского храма в Петербурге, было около 3000.

Синагога принимала активное участие в жизни людей во время войны с Германией в 1914 году. Благодаря раввину и прихожанам были созданы фонды благотворительности, комитет по оказанию помощи пострадавшим от военных действий, велось финансирование Комиссии помощи раненым и многое другое.

Постреволюционное и советское время

После революции и свержения царской власти евреи радовались недолго. Так как фактически правительство не могло их себе подчинить, в декабре 1918 года был издан декрет о закрытии общины. И с этого момента главной целью еврейского народа стала регистрация синагоги. Первый договор на пользование зданием и имуществом заключили в 1920 году.

Более 5 лет религиозные организации евреев в городе действовали разрозненно.  Первое время после революции раввином синагоги оставался М. Г. Айзенштадт, но он так и не смог найти общего языка с правительством и вскоре отошел от дел. Тогда обязанности раввина стал исполнять Давид Каценеленбоген.

Он делал все, что в его силах, пока не скончался в 1931 году.

В июне 1929 года еврейскую религиозную общину закрыли, как буржуазную, а вслед за ней в 1930 году закрыли и синагогу. Однако после жалобы во ВЦИК 1 ее открыли снова, но к тому времени из нее была вывезена большая часть имущества, которое представляло ценность.

Обратите внимание

С 1931 по 1934 годы синагога существовала без раввина, затем им стал Мендель Глускин. После его смерти с 1936 снова не было раввина, и лишь в 1943 году им стал Абрам Лубанов. Отношения власти и синагоги были, мягко говоря, натянутыми.

В ее главном зале даже собирались сделать зал для выступлений и концертов, но этому помешала Вторая мировая война.

Во время блокады на территории синагоги складывали тела погибших, при этом в Малой синагоге на праздники и по субботам шли службы. После войны ситуация с властями не улучшилась. Были установлены запреты на выпекание мацы, а так же на захоронения тел на Еврейском Преображенском кладбище.

Еврейское Преображенское кладбище

К середине ХХ столетия синагогу практически не посещали, но уже к кону 50-х годов молодых евреев, открыто выражавших свои религиозные взгляды, стало значительно больше.

Правительство боролось с этим, как могло. Сотрудники КГБ смешивались с толпой во дворе синагоги и, записав студентов, пришедших на молитву, исключали их из комсомола и института.

Но все эти действия не приносили успеха, и число евреев, приходивших в синагогу, постоянно росло.

Синагога попала в число экскурсионных объектов и была реконструирована перед Олимпийскими играми в Москве.  В 70-е годы молодые евреи стали приходить в синагогу не только на главные праздники, но и в будние дни, место начало возрождаться.

Читайте также:  Памятник медный всадник в санкт-петербурге на сенатской площади

Постсоветское время

В 1988 году в синагоге прошло 6 концертов Международного фестиваля канторского искусства, которые посетили около 13 000 человек.

В 1991 году открыли дневную школу при синагоге, при этом само здание уже имело довольно обветшалый вид и требовало срочной реставрации. Благодаря финансированию это удалось сделать в 1998 году под руководством Т. А.

Сепиашвили. План был разработан ведущим архитектором Эрмитажа Г. Михайловым.

Важно

Были проведены технические работы, восстановили Большой зал, обустроили цоколь, в венчальном зале восстановили паркет и расписали стены вручную. В 2001 году Большой зал был открыт, к 2003 завершили реставрацию Большой Хоральной Синагоги, а в 2005 году открыли заново отстроенную микву.

Сегодня синагога играет большую роль в благотворительности: больным и пожилым людям к праздникам выдаются продуктовые наборы, в столовой синагоги ежедневно кормят более 300 человек.

Архитектура

Само здание, выполненное в мавританском стиле, выглядит очень величественно. В 1980 оно получило статус памятника архитектурного значения. Если говорить об исконно еврейских традициях постройки таких мест, то можно с уверенностью сказать, что какого-то определенного требования по стилю у них нет. К тому же при строительстве изначально планировали сделать храм более скромным.

Само здание выполнено в несколько ярусов, его венчает большой купол сферической формы. Фасад имеет терракотово-красный цвет, он украшен резалитом, а вход оформлен аркой и парными колонами. В здании много окон, как и требует иудейская вера – во время молитв люди должны видеть небо. Окружена синагога кованой оградой.

Внутри

Вестибюль еврейского храма славится своей акустикой – голос будто усиливается, и даже шепотом сказанные слова будут услышаны через 10 метров. На востоке синагоги находятся свитки Торы – по легенде именно они были переданы Моисею.

Люстра в главном зале покрыта настоящим серебром. В центре находятся скамьи из ценной породы дерева, некоторые места помечены металлическими табличками с именами самых важных людей еврейской общины.

Сам зал светлого оттенка, украшен витражами и белыми колоннами.

Богослужения

Так как синагога это, прежде всего, место религиозное, богослужения здесь проводятся регулярно. Молитвы читаются и в большом и в малом залах. Утренняя молитва читается в 9:00, субботняя – в 10:00.

Далее идут дневная и вечерняя молитвы. Их, а так же расписание других богослужений лучше заранее уточнять на официальном сайте синагоги sinagoga.jeps.ru.

Там же вы можете заказать молитвы за здоровье, Кадиш, Изкор или Йорцайт.

Экскурсии

Отдел по туризму существует в Большой Хоральной Синагоге с 2005 года. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме субботы и дней религиозных праздников с мая по сентябрь с 9:00 до 17:00. Заказать экскурсионное обслуживание можно по телефону 8(921)978-4464 или по электронной почте tour@jeps.ru минимум за 3 дня до интересующей даты.

К услугам желающих есть программы по Синагоге и по еврейской части Санкт-Петербурга. Экскурсия по Синагоге длится от 20 до 45 минут. В экскурсию по городу входит посещение Большой Хоральной Синагоги, так же вы побываете в местах, так или иначе связанных с еврейской жизнью. Экскурсионное обслуживание по городу длится от 3 до 7 часов.

Услуги для туристов:

  • организация и проведение экскурсий и кошерного питания
  • организация музыкальных концертов
  • организация трансферов
  • консультация по гостиницам города, а так же помощь в бронировании номеров
  • помощь в организации встречи шабата.

Для туристов создана сувенирная лавка, где можно приобрести вещи, выполненные собственноручно членами общины или людьми с ограниченными возможностями. Синагога гарантирует, что все вырученные от продажи средства пойдут на нужды еврейской общины.

Если вы хотите встретиться с раввином, так же нужно записаться, позвонив заранее по телефону (812)714-4428 или написав на электронную почту rabbi@jeps.ru. Опять же сделать это в субботу или в дни религиозных праздников невозможно.

Интересные факты

  1. Абрам Лубанов – раввин синагоги в период с 1943 по 1973 годы приехал в Россию в середине 30-х годов и жил на территории еврейского храма еще до того, как вступил в должность. Официально он числился сторожем, но при этом выполнял все обязанности помощника раввина.

  2. Когда синагога начала возрождаться в начале 80х годов ХХ века, старые евреи, составляющие основной костяк, специально напускали на себя серьезный недружелюбный вид и всячески пытались выгнать молодых людей. Делали они это не из-за личной неприязни, а из-за страха за их будущее, ведь сотрудники КГБ бдительно за всем следили.

    При этом в душе радовались, что им на смену есть такое поколение и вопреки всем запретам давали читать книги из местной библиотеки и передвали свои знания.

  3. Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге довольно большая. По своим размерам она занимает первое место в России и второе в Европе.

  4. Знаменитая серебряная люстра в главном зале изначально была газовой, но в итоге стала работать с помощью электричества, как и все освещение синагоги. Причина этому – нехватка освещения.

Режим работы

Если вы планируете посетить большую хоральную синагогу, лучше заранее ознакомьтесь с режимом работы ее объектов.

  • Часы работы ресепшн: понедельник-четверг с 9 утра до 9 вечера, пятница с 9 утра до 5 вечера, воскресенье с 11 дня до 7 вечера, суббота и религиозные праздники – выходные. При этом время работы осенью и зимой лучше уточнять отдельно. На ресепшне вы можете приобрести билеты, заказать молитву, внести пожертвование и оформить рассылку или еврейский календарь.
  • Время работы синагоги для туристов: с 10 утра до 6 вечера, при этом пятничное расписание нужно уточнять отдельно, так как оно зависит от того, во сколько заканчивается молитва. Суббота и религиозные праздники – выходные.
  • Часы работы библиотеки: понедельник-четверг с 12:30 до 20:30, воскресенье с 12:30 до 20:00, пятница, суббота и религиозные праздники – выходные. Перерыв в дни работы библиотеки с 14:30 до 15:30.
  • Время работы магазина: воскресенье-четверг с 9 утра до 9 вечера, расписание в пятницу нужно уточнять отдельно. Суббота и религиозные праздники – выходные.
  • Время работы ресторана: воскресенье-четверг с 9:00 до 22:00, расписание в пятницу нужно уточнять отдельно. Суббота и религиозные праздники – выходные.
  • Расписание культурных, досуговых и образовательных программ нужно уточнять отдельно.

Цену на входные билеты, экскурсионные программы и другие услуги нужно уточнять на ресепшн.

Как добраться

Большая Хоральная Синагога находится по адресу Лермонтовский проспект дом 2. Ближайшие станции метро Адмиралтейская, Сенная площадь, Садовая и Спасская.

От станции Адмиралтейская нужно сесть на автобус № 22 и доехать до остановки Лермонтовский проспект — улица Декабристов. Оттуда до синагоги 170 метров. С этой же остановки на автобусах № 3 и № 27 можно доехать до остановки Мариинский театр и пройтись до синагоги чуть более 150 метров.

От этой же станции метро можно дойти до остановки Малая Морская — улица Гороховая и на маршрутном такси № 306 доехать до остановки Лермонтовский проспект — улица Декабристов.

До той же остановки можно доехать с остановки Исаакиевская площадь — Большая Морская улица на маршрутном такси № 169 или автобусе № 71.

От станции Сенная площадь нужно дойти до одноименной остановки, сесть на маршрутное такси № 1, № 169 или на автобус № 71 и доехать до остановки Лермонтовский проспект — улица Декабристов.

Оттуда пешком до синагоги чуть менее 200 метров. На той же остановке можно сесть на автобус № 50 до Мариинского театра и пройти чуть более 150 метров.

От станций Садовая и Спасская путь будет точно таким же.

Еще часто спрашивают, как доехать до синагоги от станции метро Нарвская и Невский проспект. От станции Нарвская нужно дойти до остановки метро Нарвская и на маршрутном такси № 6к, 2, 169, 306 или на автобусе № 2 или № 6 до остановки Мариинский театр.

Совет

Со всего Невского проспекта можно доехать на автобусах № 3 или № 27 до Театральной площади или Лермонтовского проспекта. На автобусе № 22 можно доехать до пересечения Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов.

Дай знать, если понравилось.

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/bolshaja-horalnaja-sinagoga/

Большая Хоральная Синагога

Интерьер Большой Хоральной Синагоги.

Иудаизм – одна из старейших религий, в которой находятся истоки христианства и ислама. Однако, в отличие от церкви, молитвенный дом иудеев – синагога – храмом не является.

Согласно канонам веры иудейский Храм может быть возведен в единственном месте на земле – на Храмовой горе в Иерусалиме. Такой Храм существовал в глубокой древности, но был разрушен легионерами Древнего Рима.

В ожидании «мессии», с приходом которого связывают возрождение Храма, рассеянные по миру евреи, исповедующие иудаизм, поддерживают «дух Храма» и сохраняют национальную самобытность в синагогах.

Термин синагога переводится как «Дом собрания» или «Дом учения». Таким образом, название культового иудейского сооружения подчеркивает его более широкое предназначение, чем просто молельный дом.

Действительно, еврейская синагога одновременно с религиозными функциями включает элементы коммерческой, образовательной и общественной деятельности.

Все эти задачи выполняет Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга – один из крупнейших духовных и культурных центров еврейской общины в России.

Историческая справка

Политика либерализации, проводимая Александром II во второй половине XIX века, затронула и евреев, расширив границы разрешенного проживания в Российской империи представителям высшего сословия.

С 1859 по 1880 год вышел ряд указов, благодаря которым часть еврейского населения (купцы первой гильдии, отставные рекруты, ряд категорий ремесленников, а затем и лица с высшим образованием и учеными степенями), получила право проживать за чертой оседлости и даже в столице.

Приток евреев в Петербург был довольно значительным, так как состоятельные горожане прибывали с семьями, приказчиками, прислугой, а для духовных нужд приглашались раввины. Еврейская община быстро разрослась, ее численность достигла несколько тысяч человек, соответственно увеличивалось и число молитвенных домов.

Обратите внимание

1 сентября 1869 года вышло правительственное постановление с разрешением на постройку одной большой синагоги взамен разрозненных молелен. На решение вопроса о выделении участка, разработку проекта и строительство ушло 19 лет, еще около пяти лет продолжались работы по внутренней отделке залов.

И, наконец, в 1893 году, через 24 года после указа Александра II, Большая синагога была торжественно открыта для прихожан. К концу XIX века в синагогах Восточной Европы вошло в моду сопровождать традиционное канторское пение маленьким мужским хором (7-9 человек). Нововведение установилось и в Петербургской синагоге, отсюда название – «хоральная».

Вскоре при синагоге было создано Еврейское училище в построенном на пожертвования отдельном здании, а в годы первой мировой войны организован комитет помощи пострадавшим евреям.

Октябрьская революция не принесла ожидаемых перемен к лучшему: в революционном Петрограде прошли первые еврейские погромы, а в 20-х годах последовали репрессии.

Синагога была официально закрыта в 1930 году, но через полгода вновь открылась и удивительным образом продолжала существование в годы антирелигиозной политики государства, когда культовые сооружения других концессий закрывались, их здания разрушались или отдавались под хозяйственные нужды.

В первую блокадную зиму в синагогу свозили умерших евреев и складывали во дворе, чтобы потом похоронить в братской могиле на Еврейском Преображенском кладбище. По тропинке, протоптанной в снегу от ворот до входа в здание, люди шли на молитву – в холодном зале синагоги жизнь не угасала, деятельность не прекращалась даже в самые суровые дни.

Послевоенные 50-е годы отмечены усилением давления властей и арестами еврейских активистов за сионистско-контрреволюционную деятельность. Антирелигиозные компании, развернувшиеся в следующее десятилетие, не обошли и еврейскую общину. В 1962-64 годах было запрещено хоронить на Еврейском Преображенском кладбище, а в синагоге не разрешалось выпекать ритуальное традиционное тесто – мацу.

На волне перестройки в конце 80-х годов началось возрождение активной деятельности. Так, например, Ленинградская синагога провела ряд концертов еврейской музыки в рамках фестиваля канторского искусства.

Важно

Мероприятие прошло с аншлагом, стало знаковым – тысячи слушателей восприняли это как начало популяризации национальной культуры.

В последующие годы постепенно были восстановлены образовательные и общественные функции духовного центра.

В 2013 году Петербургская синагога отметила свое 120-летие, были выпущены юбилейные медали. По случаю знаменательной даты раввин написал новый свиток торы и впервые в истории Петербурга произвел выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Архитектура здания и внутреннее устройство синагоги

Здание Большой Хоральной Синагоги в 1980 году было занесено в реестр памятников архитектуры государственного значения. Построенное в непривычном для Петербурга мавританском стиле, оно является оригинальным украшением Коломны.

Именно в этом районе после долгих хлопот о выделении места под синагогу в январе 1879 года общине удалось приобрести участок А. А.

Ростовского на пересечении улиц Большой Мастерской и Офицерской (теперь проспект Лермонтова и улица Декабристов) за 65 тысяч рублей.

Фасад здания Большой Хоральной Синагоги.

В еврейской традиции не существует строгих предписаний по внешнему облику синагоги. Она может помещаться и в скромном помещении обычного дома, и в роскошном особняке любого архитектурного направления.

Значение имеют те атрибуты помещения, которые позволяют сохранить внутренний смысл веры. К примеру, во время молитвы прихожане должны видеть небо, поэтому требование наличия окон в комнате является обязательным.

Также необходим вестибюль, проходя через него, человек оставляет мирские помыслы и настраивается на молитву.

Разделение зала на мужскую и женскую части позволяет не отвлекаться от молитвы. В данном случае для женщин оборудован балкон на втором этаже.

Получив разрешение на строительство синагоги в Петербурге, правление общины объявило конкурс проектов и для избрания окончательного варианта привлекло специальное жюри, возглавить которое предложили известному русскому искусствоведу В. В.

Совет

Стасову. Русский историк и либеральный критик Стасов, воодушевленный идеей создания небывалого культового сооружения и инициировавший дебаты в прессе, отдавал предпочтение восточному стилю, который подчеркивал бы национальный характер постройки.

Победил грандиозный проект, авторами которого были два архитектора: русский профессор Академии художеств И. И. Шапошников и первый еврей, окончивший эту же академию, Л. И. Бахман.

Этот проект был признан самым лучшим и «даровитым», кроме того он не имел сходства ни с православной церковью, ни с мусульманской мечетью. Однако император не согласовал проект и наложил резолюцию с требованием сделать его скромнее.

Это был удар не столько по карману (авторы согласились переделать проект бесплатно), а скорее по амбициям: резолюция «ставила на место» не в меру размечтавшихся членов общины.

После доработки проекта в 1883 году началось строительство под руководством архитектора А. В. Малова, заканчивал постройку архитектор Н. Л. Бенуа. Синагога строилась на пожертвования, ссуды банков и частных лиц.

Наиболее весомыми были взносы барона Горация Гинзбурга и Самуила Полякова. И сегодня посетители Большого молитвенного зала могут видеть таблички с фамилиями меценатов, которыми отмечены именные места в первом ряду.

Строение венчает большой сферический купол. Терракотовый фасад украшен ризалитом, в нем вход, оформленный порталом с аркой и парными колонами. Территорию окружает каменный забор с ажурной кованой оградой.

Внутреннее убранство отличается симметрией, большое впечатление производит роспись потолков и стен, витражи на окнах, необычный рисунок паркета. Главный зал, украшенный колонами, – двухсветный, практически весь заполнен скамьями для прихожан. В восточной части богатый занавес скрывает шкаф, в котором хранятся священные свитки. В центре установлен помост, с которого читается Тора.

Интерьер Большой Хоральной Синагоги.

Удивительной акустикой отличается вестибюль: каждое слово, сказанное шепотом, будет услышано у противоположной стены, а в центре звук усилится многократно.
Раз речь зашла об акустике, нельзя не упомянуть, что в синагоге установлен орган, произведенный в Чикаго. Еще один замечательный предмет интерьера – серебряная люстра Большого молельного зала.

Жизнь синагоги в настоящее время

Исторически так сложилось, что для рассеянных по всему миру еврейских общин синагога стала центром политической и культурной жизни древнего народа в изгнании. Большая Хоральная Синагога Петербурга не является исключением.

Прежде всего – это место общественной молитвы, которой в иудаизме придается особое значение, и проведения традиционных обрядов: обрезание, выкуп младенца, обряд совершеннолетия, бракосочетания и других. Синагога Санкт-Петербурга активно участвует в различных аспектах жизни своих прихожан, о чем свидетельствует разделение прихода на составные части:

• Малая синагога, в которой проходят утренние и вечерние службы, с молитвами и чтением Торы. К древним временам восходит обычай в субботние и праздничные дни проводить лекции на темы недельной главы или читать отрывок, посвященный празднику. • Миква – ритуальный бассейн для погружения в «естественные воды» с целью очищения.

Согласно религиозным представлениям ежемесячный ритуал обязателен для каждой замужней прихожанки и является залогом здорового продолжения рода в семьях. • Магазин «Кошер» и ресторан «Лехайм». Эти заведения обеспечивают питание в соответствии с канонами религии и культурными традициями народа. • Служба знакомств.

Обратите внимание

Обязательным условием для вступления в клуб является наличие «еврейских корней» по материнской линии. Таким лицам предоставляются услуги по созданию семьи с представителями своей национальности. • Школа и библиотека. Согласно древним традициям при синагоге существует школа по изучению Торы, кроме того детям и подросткам преподают иврит и английский.

Книги из библиотеки доступны всем. Покупка книг для библиотеки считается благочестивым поступком.

• Правление синагоги избирается общиной и располагает средствами для помощи тем, кто в ней нуждается: дает ссуды, устраивает приезжих на ночлег, проводит благотворительные завтраки и обеды в бесплатных столовых, обеспечивает малоимущих, больных и пенсионеров продуктовыми наборами, лекарствами, медтехникой и т.д.

• В отделе туризма можно заказать экскурсии по Синагоге или обзорную экскурсию по городским объектам, связанным с историей еврейского Петербурга.

Попасть в синагогу с экскурсией может каждый желающий ежедневно, за исключением субботних дней и еврейских праздников.

В ходе экскурсии можно узнать историю петербургской синагоги, познакомиться с особенностями ее символики и архитектуры, получить сведения о ее раввинах и меценатах, а также о законах и традициях иудаизма, об истории создания еврейской общины и услышать, чем живет она в наши дни. В день «Открытых дверей» проводятся интересные тематические лекции.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/bolshaya-horalnaya-sinagoga/

Большая хоральная синагога

Большая хоральная синагога, расположившаяся на проспекте Лермонтова, является общегосударственным архитектурным достоянием. В Питере это строение справедливо считают центральной частью еврейской духовности.

История

В развитии российской территории и формировании самого Санкт-Петербурга религиозная еврейская общественность сыграла немаловажную роль. Во времена правления Екатерины I евреям запрещено было проживать на территории России. Они могли лишь на краткое время пересекать границу госсударства.

Когда править стала Екатерина II небольшой части евреев было позволено проживать в Питере. Это было необходимо в государственных целях. В столицу согласно с действующим указом, им так и не разрешалось ездить.

После произведенного передела польской территории, Россия получила густозаселенные территории, где проживали многие славянские народности, в том числе и евреи. К концу 18-го столетия в Петербурге всё чаще можно было увидеть евреев. В то же время здесь началось формирование первой еврейской общины. Представлял ее предприниматель крупного касса Абрам Перетц.

В 19 столетии в петербургскую общину было включено более 10 000 верующих. В нескольких районах Питера находились небольшие молельни, но для евреев этого было мало. Тогда было принято решение о построении Большой синагоги.

В течение десятка лет евреи не могли подобрать нужное место для этой цели. В середине января 1879 года у богатого городского жителя (Ростовского) было куплено строение с участком, который был расположен на Большой Мастерской.

Конкурс на закладку нового здания объявили летом этого же года. Архитекторами стали: Шапошников И., Бахман Л., в рабочих моментах им помогал Стасов В. И Бенуа Н. Через 4 года царем Александром II был окончательно санкционирован чертежный эксиз строения.

Строительными работами стал руководить Кауфман А. с помощниками. Основные спонсоры этого грандиозного строительства тех лет – это меценат Поляков, барон Г.Гинцбург. В главном зале здания имеются памятные места, устроенные в их честь.

Важно

Освещение Малой синагоги было проведено поздней осенью 1886 года. Пока не произошло открытие Большого зала, в этом здании находилась Временная синагога. Окончательно ее достроили в 1888 году, хотя отделкой занимались еще пять лет. Большую синагогу торжественно открыли в начале декабря 1893 года

Стены хорального здания были сооружены в стиле ближе к мавританскому течению. Центральная часть украшена ризалитом. Парные колонны с порталом образуют арку. В верхней части сферический купол. В вестибюле преобладает прекрасная атмосфера и оригинальная акустика.

Как только Большая синагога была официально открыта, все маленькие молельни, находившиеся в городе, были закрыты. Ту же возникли трудности при проведении обрядов, ведь одно здание не могло вместить всех желающих помолиться. В 1909 году здание синагоги было обнесено тяжелыми блоками из гранита, заминившими деревянные стены.

Ликвидация еврейской общины произошла в 1929 году, согласно с постановлением Ленинградского совета. На будущий год её и вовсе закрыли. В 1930 году евреи написали жалобу во ВЦИК, что им негде молиться, и синагога была опять открыта.

В 1980 году в СССР проходили Олимпийские игры. Религиозное построение включили в экскурсионную программу для приезжих туристов. По этой причине на реконструкцию были выделены отдельные финансовые средства.

В недавнем времени строению был возвращен первозданный облик – как и раньше в нем стали преобладать касновато-терракотовые тона. В главном зале переливается многочисленными огнями оригинальная люстра, которую отреставрировали и вскрыли серебристым суслом.

Правила поведения в синагоге

Прежде чем посещать синагогу, туристы должны знать, что в здание непозволительно женщинам заходить в открытой одежде, брюках, а мужчинам – в шортах. Желательно, чтобы на женщинах была надета длинная юбка, скрывающая колени. Блузки должны прикрывать руки до локтей. В обязательном порядке замужняя дама прикрывает волосы платком, а мужчина – головным убором.

К чтению молитвы нельзя опаздывать. Если уж и случилась такое, то человек входит без шума и занимает определенное место в зале. Взяв молитвенник, отправляются в зал для чтения. Если необходимо покинуть синагогу раньше, то тихо покидают молитвенный зал, чтобы не привлечь к себе внимание молящихся людей.

Совет

В синагоге нужно вести себя прилично. Здесь не принято повышать голос, выступление раввина не прерывают возгласами, не мешают кантору читать молитвенные слова громкими беседами. По этой же причине на молитву не берут малышей.

При встрече с друзьями не пожимают руку, не обнимаются, и тем более, не целуются. Рукой прикоснуться можно только к близкому родственнику. Мужскому полу вообще запрещено прикасаться к женщинам.

Интересные факты

1. Синагога и Тора

В синагоге имеется богатейшая библиотека, где можно прочесть не кошерные книги старого образца. Их здесь очень много. Например, если у Торы будет стерта, хотя бы одна буква, ее уже считают не кошерной и отправляют на хранение в библиотеку.

Религиозная община приобретает новый экземпляр Торы. На сегодня ее стоимость составляет примерно 30 000 евро. Текст священного писания излагается на специальной бумаге чернилами, состоящими из особенного состава.

Священный текст ни в коем случае не разрешается править, а саму книгу – реставрировать. Евреи это делают специально. По их мнению, почтение должно отдаваться писанию, а не старинным вещам. К тому же, считается большим грехом уничтожать литературу, повествующую о Боге.

Издавна известно, что древнееврейские письмена наделены сакральным значением. Поэтому с императорских времен все святые книги сохраняются в библиотеке синагоги.

В еврейской общине женский пол молится отдельно от мужчин. При произнесении молитвенных слов представительницы прекрасного пола не должны отвлекать мужчин. Женщины молятся на втором этаже. Прикасаться друг к другу руками здесь также не положено.

2. Легенда о Бродском

У евреев с прошлого века существует одна интересная легенда, касающаяся Бродского. В один из дней молодой человек вошел в синагогу в сопровождении двух юных дев, чтобы ознакомить их с прекрасным интерьером Главного зала.

Как выше было сказано, для женщин в синагоге имеется отдельное отделение, расположенное сверху. Им вежливо предложили пройти именно в ту часть здания. Бродский хамски ответил служащим. Именно с того времени евреи невзлюбили раннего Бродского

3. Времена КГБ

В конце 20-го столетия основной еврейский костяк, состоящий из старейшин, специально недружелюбно относились к молодому поколению. Они пытались их изгонять из синагоги. Никакой личной неприязни не было. Старики боялись за молодежь, за которой пристально в те времена следило КГБ.

4. Здание синагоги

Строение синагоги во всем ориентируется за Иерусалим, а там еврейские святые построения в свою очередь – на Храмовую гору. Согласно с Талмудом, здание должно восседать на самой высокой городской точке.

Исторические данные гласят, что для выполнения этого пункта применялись различные хитрости. Например, на вершине синагоги был установлен высокий шест, поэтому формально здание казалось выше других строений.

Практическая информация

Большую синагогу можно найти по адресу: проспект Лермонтовский, строение 2.

Рядом имеются станции метро «Адмиралтейская», «Спаская», «Садовая».

Время посещения:

  • рабочие дни 09:00 – 21:00
  • Суббота, праздники – выходной.
  • Воскресный шаббат начинается с 11:00.

Вход бесплатный.

Источник: http://opeterburge.ru/eng/sobry-sankt-peterburga-2/item/5603-bolshaya-khoralnaya-sinagoga.html

Ссылка на основную публикацию