Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Крупнейший российский художественный музей Эрмитаж известен во всем мире.

Его огромные коллекции занимают несколько зданий, но праву визитной карточкой музея считается Зимний дворец, который украшает берега Невы уже более 250 лет.

Этот дворец построен в середине 18 века архитектором Растрелли. Однако немногим известно, что тот Зимний дворец, которым мы можем любоваться сегодня, не первый в Санкт — Петербурге.

История Зимних дворцов, как и многое в Петербурге, начинается во времена Петра I. На берегу Невы неподалеку от Адмиралтейства в 1711 году для царя построили, как тогда говорили, Зимний дом. Рядом прорыли канал, который впоследствии стал называться Зимней канавкой. Первый деревянный Зимний дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей.

Первый Зимний дворец Петра I

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Столица быстро росла, и самые известные люди из окружения Петра стали строить на невском берегу свои дворцы, правда, уже каменные,.

Ближе к Адмиралтейству стоял большой дом генерал — адмирала Апраксина, за ним — дворец графа Рагузинского, затем дом адмирала Крюйса… Здесь же, у Зимней канавки, по проекту архитектора И. Матарнови построили второй Зимний дворец для Петра. Этот дворец был каменным, но тоже небольшим.

Здание украшала высокая покатая крыша и скромный архитектурный декор в центре фасада. В одном из помещений этого дворца в ночь на 29 января 1725 года Петр I скончался.

Через несколько лет после смерти Петра его Зимний дворец был перестроен архитектором Д. Трезини. Трезини не стал разрушать постройку петровского времени, а использовал второй дворец в качестве западной части нового, значительно более нарядного и большего по размерам здания. Этот дворец принято считать третьим Зимним дворцом. Сегодня на этом месте находится Эрмитажный театр.    

  Третий Зимний  дворец   

Четвертый Зимний дворец связан с именем императрицы Анны Иоанновны. Вернувшись с царским двором их Москвы в Санкт — Петербург в 1732 году, она не захотела использовать существующий Зимний дворец в качестве своей резиденции.

Императрице приглянулся дом адмирала Апраксина, стоявший ближе к Адмиралтейству, и значительно больший по размерам и богатству отделки. Но и этот дворец, по мнению императрицы, требовал перестройки. Ф.Б.

Растрелли, который тогда только начинал работать в Петербурге, пристроил к зданию новый корпус, который протянулся вдоль Адмиралтейства и присоединил ко всему зданию еще один дом, стоявший со стороны современной Дворцовой площади.

   Портрет Ф.Б. Растрелли 

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Новый, четвертый Зимний дворец, стал грандиозным по тем временам сооружением, с двумя фасадами — на Неву и на площадь. Талант Растрелли — мастера создавать по настоящему великолепные дворцы проявилась уже здесь.

Современники писали, что подобного «Россия до днесь не имела». После вступления на престол Елизаветы Петровны Растрелли еще не раз перестраивает и расширяет дворец, к нему присоединяются другие дома, стоящие неподалеку.

Видимо, и самого талантливого архитектора, в конце концов, перестало устраивать здание, которое соединяло разные постройки, и он разрабатывает проект нового Зимнего дворца.

Елизавета утвердила этот проект, поставив условие: новый дворец должен быть построен за два года. В 1755 году начинают разбирать четвертый Зимний дворец, а затем закладывают фундамент для нового.

   Портрет императрицы Елизаветы Петровны   

Для императрицы Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец. Но это здание стояло не на берегу Невы, а значительно дальше, возле Невской першпективы, и занимало территорию, ограниченную современным Невским проспектом, набережной Мойки, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком. 

А на месте строительства нового, шестого Зимнего дворца развернулись грандиозные работы. Все свободное пространство вокруг превратилось в строительную площадку. Здесь работали тысячи каменщиков, плотников, штукатуров, литейщиков, резчиков, живописцев.

Растрелли понимал, что построить дворец за два года невозможно, поэтому постоянно велись переговоры об увеличении этого срока. Однако Елизавета согласилась продлить срок лишь на год.

Растрелли впервые нарушил свое правило: вести строительство только летом, и работы в Зимнем дворце продолжались круглый год.

Новый Зимний дворец выглядел по настоящему великолепно. По своим размерам он превосходил все окружавшие его постройки. Сам Растрелли считал, что дворец имеет два фасада — на набережную на Дворцовую площадь.

Причем, надо отметить, что в середине 18 века набережные Невы были значительно уже, дворец стоял ближе к Неве и в хорошую погоду весь отражался в воде. Архитектор приказал окрасить стены дворца «песчаною краскою с самой тонкой прожелтью, а орнаменты белой известью».

Нам, привыкшим видеть Зимний дворец зелено — бирюзовым, трудно сегодня даже представить, что когда-то здание было розовато-желтым.

Архитектор тщательно продумал внутреннюю планировку дворца. На первом этаже находились вестибюли, различные службы, кухни, на втором — парадные залы, жилые комнаты и два храма, третий предназначался для придворных. Всего во дворце было 460 залов и комнат, украшенных с небывалой по тем временам пышностью.

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Однако Елизавете не суждено было стать хозяйкой великолепного Зимнего дворца. Она умерла во временном деревянном дворце в конце 1761 года, в это время в части залов нового дворца только завершили отделку. Вступивший на престол Петр III приказал к весне 1762 года полностью подготовить для него личные покои.

Работа кипела круглые сутки, но неожиданно Растрелли столкнулся с еще одной проблемой: все пространство перед новым дворцом представляло собой огромный склад остатков строительных материалов. Выход нашли неожиданно: жителям Петербурга объявили, что каждый из них может забрать с этой строительной площадки все, что угодно и совершенно бесплатно.

Площадь очистили за несколько дней.

Зимние дворцы в Санкт-ПетербургеПервым хозяином нового Зимнего дворца стал император Петр III. Он решил, что архитектора следует отблагодарить, и Растрелли был удостоен высочайшей аудиенции, получил звание генерал — майора и орден Святой Анны. Но это была последняя награда, которую воистину великий архитектор получил от русского монарха. Летом 1762 года на престол взошла Екатерина II, и Растрелли вскоре получил предписание поступить в распоряжение «Канцелярии от строений», которую возглавил Иван Бецкой. Архитектор воспринял это как оскорбление, ведь до этого он всегда подчинялся только императрицам — сначала Анне Иоанновне, а затем Елизавете Петровне. Растрелли подал прошение об отставке и вскоре был уволен от всех дел. Он уехал в Италию, затем вернулся и еще несколько лет работал в Курляндии у Бирона. Лишь в январе 1771 года за несколько месяцев до смерти архитектора избрали в «почетные вольные общинники» Академии художеств.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Императорские хоромы: история Зимнего дворца

Зимний VS летний

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти ещё во временах Московского царства. Именно тогда цари начали покидать на лето стены Кремля, чтобы подышать воздухом в Измайловское или Коломенское.

Эту традицию Пётр I перенёс и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду.

Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге Зимний дворец Петра I. Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

Императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I.

На смену этому домику пришёл деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание вышло недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи.

А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвёртый по счету.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге Зимний дворец. Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров.

Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый.

Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции.

Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале 20-го века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскрёб, как в Нью-Йорке.

В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили её глобусом, создающим впечатление высотности.

Читайте также:  Музей Мраморный дворец

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырёхугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй.

Здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце 18-го века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 года — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы.

Своё название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби на Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви.

Но церковь была разорена, и сейчас о её назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге Иорданская лестница. Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришёлся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу.

Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце 19-го века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжёлые дни революции

В первые дни революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану.

Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино.

В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошёл в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов.

С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2 тыс. человек.

Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м.

Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца.

После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге Кот в Эрмитаже. Источник: wikipedia.org

Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.

Зимние дворцы Санкт-Петербурга (Октябрь 2021 — Апрель 2022) | Туры в Санкт-Петербург

сезон Октябрь 2021 — Апрель 2022

31 декабря

Вы приезжаете в гостиницу самостоятельно. Трансфер до гостиницы предоставляется за дополнительную плату и бронируется заранее:

индивидуальный трансфер с вокзала/ аэропорта (от 1300 руб./машина). Подробнее.

С 9:00 до 13:00 (до отъезда на программу) в холле гостиницы Вас встречает представитель фирмы с табличкой «Экскурсионный Петербург». Он ответит на все интересующие Вас вопросы, выдаст уточненные программы тура и предложит дополнительные экскурсии, которые Вы можете приобрести по желанию.

Важная информация:

Гарантированное размещение в гостинице после 14.00. Свои вещи Вы можете оставить бесплатно в комнате багажа гостиницы.

13:00

Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.

Автобусная экскурсия «По Новогоднему преданию должно исполниться желание»
В последний день старого года Вас ожидает волшебство, ведь в новогоднем Санкт-Петербурге возможно все! Во время экскурсии Вы побываете в самых «чудодейственных» местах нашего города.

И, если правильно выполнить условия, о которых расскажет экскурсовод (прикоснуться, пошептать, оставить монетку), то петербургские «волшебники» обязательно исполнят все Ваши желания. Вы побываете на берегу реки Фонтанки, у Летнего сада и Михайловского замка.

А пройдя по главной площади Санкт-Петербурга – Дворцовой, Вы встретитесь с настоящими гигантами – Атлантами Нового Эрмитажа.

  • Экскурсионные остановки:
  • Посещение Эрмитажа
  • Объекты посещения:
  • Новогоднее поздравление от Деда Мороза с угощением и подарками!
  • Предлагаем за дополнительную плату:

• Исаакиевская площадь
• Михайловский замок
• Дворцовая площадь
Эрмитаж – один из крупнейших художественных музеев мира. Он начинался как личное собрание императрицы Екатерины II и долгое время оставался закрытым для широкой публики. Сейчас его коллекции насчитывают более 3,5 миллионов экспонатов. Среди них шедевры Леонардо да Винчи, Рембрандта, античная скульптура, египетские древности, настоящая мумия и многое другое.
• Эрмитаж
Место окончания программы: гостиница
Продолжительность программы: ~ 6 часов

23:00

Праздничный Новогодний ужин (приобретается заранее).

22:00

Ночная новогодняя автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу.

1 января

12:00

Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.

Автобусная экскурсия «А там еще живет петровский век»
Экскурсия посвящена первым десятилетиям существования Санкт-Петербурга и позволяет прочувствовать идею царя Петра I – основать на болоте новый европейский город, которому суждено будет прославиться на весь мир не только как центру торговли, науки и искусства, но и как центру реформ, приблизивших Россию к Европе. Одной из них стала новая дата празднования Нового года.

  1. Экскурсионные остановки:
  2. Экскурсия в музей-макет «Петровская Акватория»
  3. Объекты посещения:
  4. Продолжительность программы: ~ 3 часов

• Сенатская площадь
• Стрелка Васильевского острова
• Троицкая площадь
Во время интерактивной экскурсии, которую проведет для Вас очаровательная фрейлина, Вы погрузитесь в жизнь русского императорского двора XVIII века. Балы, маскарады, тайные свидания… Но, оказывается, все не так легко и просто. Прекрасная фрейлина «из первых уст» раскроет темные стороны придворной жизни: слезы, скандалы, интриги… И это на фоне исторических декораций – макетов архитектурных ансамблей Петербурга и настоящей водной глади. Все это кажется милой новогодней сказкой, оторваться от которой просто невозможно!
• Музей-макет «Петровская Акватория» Место окончания программы: «Петровская Акватория» (ближайшая ст. метро «Адмиралтейская»)

2 января

10:00

Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.

Автобусная экскурсия в Петергоф «Дворцы и усадьбы взморья»
Экскурсия по дороге в Петергоф знакомит с живописным ландшафтом южного побережья Финского залива, сохранившимися усадьбами петербургской знати и историей дороги, специально построенной для комфортного путешествия из Петербурга в Петергоф.

  • Экскурсионные остановки:
  • Экскурсия в Большой Императорский дворец
  • Объекты посещения:
  • Продолжительность программы: ~ 5 часов

• Разводная площадь
• Балюстрада перед Большим дворцом
Поражая сиянием позолоты, роскошью декора и богатством дворцовых залов, Большой дворец является своеобразным смысловым центром дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Он соединяет в единое целое Верхний сад и Нижний парк и представляет собой законченное художественное произведение.
• Большой дворец
Место окончания программы: гостиница

3 января

10:00

Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.

Автобусная экскурсия в Царское Село «Жемчужина галантного века»
Проехав 25 км по старой Царскосельской дороге, Вы примерно через час окажетесь в блистательном мире бывшей официальной резиденции русских императоров – Царском Селе. В ходе экскурсии Вы узнаете, когда появился этот пригород Санкт-Петербурга, какие события с ним связаны и почему его часто называют «город муз». Особую известность Царскому Селу принес роскошный и неповторимый Екатерининский дворец. Именно в нем Вы и побываете.

  1. Экскурсионные остановки:
  2. Экскурсия в Екатерининский дворец с Янтарной комнатой
  3. Объекты посещения:
  4. Продолжительность программы: ~ 6 часов

• Лицейский садик
• Парадный плац
Гостей Царского Села потрясает фантастическая роскошь убранства Екатерининского дворца. Одним из залов Золотой анфилады Растрелли является знаменитая Янтарная комната, похищенная оккупантами во время Великой Отечественной войны и воссозданная петербургскими реставраторами, работу которых Вы сможете оценить во время экскурсии по Екатерининскому дворцу.
• Екатерининский дворец
Место окончания программы: гостиница

4 января

Завтрак в гостинице. Освобождение номеров.
Свои вещи Вы можете оставить бесплатно в комнате багажа отеля или сдать в камеру хранения на Московском вокзале за свой счет. Групповой трансфер на вокзал предусмотрен программой тура.

09:00

Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.

Трансфер на Московский вокзал.

  • Автобусная экскурсия «Магия старинных кварталов»
  • Экскурсионные остановки:
  • Посещение Юсуповского дворца (возможен аудиогид)
  • Объекты посещения:
  • По окончании экскурсионного дня Вы самостоятельно добираетесь до Московского вокзала или гостиницы и забираете свой багаж из камеры хранения.
Читайте также:  Билеты на большой сольный концерт мари краймбрери в спб

Экскурсия погружает в мир городских легенд и исторических загадок, которыми так богат наш город. Многочисленные особняки и дворцы центра Санкт-Петербурга буквально дышат историей и готовы поделиться с внимательным слушателем всеми своими секретами.

• Смольный собор
• Площадь Искусств
Род Юсуповых на протяжении нескольких столетий верой и правдой служил русским царям. А их дворцы по красоте и пышности интерьеров не уступали императорским резиденциям. Вы в этом сможете убедиться, посетив не только парадные залы, роскошный домашний театр, но и жилые покои семьи дворца на Мойке.

• Юсуповский дворец Место окончания программы: Юсуповский дворец (ближайшая ст. метро «Адмиралтейская»)
Продолжительность программы: ~ 3 часов

  1. Время отъезда на экскурсии может быть изменено на более ранее или более позднее.
  2. Возможно изменение порядка проведения экскурсий, а также замена их на равноценные.
  3. Экскурсии за дополнительную плату
  • 31.12 Ночная новогодняя автобусная экскурсия
  • Новогодний банкет в гост. Москва (желтые столы)
  • Новогодний банкет в гост. Москва (синие столы)
  • Новогодний ужин в ресторане «Пхали Хинкали» отеля Катарина

Гостиница

проживание в гостинице

Завтраки

завтраки со второго дня тура

Экскурсовод

услуги экскурсовода

Билеты в музеи

экскурсионная программа, включая входные билеты в музеи

Транспорт

автобусы туристического класса (с «принудительной вентиляцией»)

Круглосуточная поддержка

круглосуточная поддержка туристов по телефону

  1. встреча (или проводы) на вокзале или в аэропорту;
  2. доплата для иностранных туристов;
  3. проезд на общественном транспорте;
  4. услуги камеры хранения на вокзале;
  5. страховка.

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в С.-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы. До 1917 ре­зи­ден­ция рос. им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж. Ис­то­рия имп.

зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но арх. Д. Тре­зи­ни в 1708 (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в 18 в.).

В 1711–12 воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726). В 1716–20 на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в  1718–1720 Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те совр. Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (арх. Г. И.

Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719–22); к не­му в 1726–27 при­строе­ны З. д. Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (арх. Тре­зи­ни). В 1726–28 на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (арх. Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759–61; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гич. ф-та С.-Пе­терб. ун-та). В 1730–60-е гг.

строи­тель­ст­во имп. двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли: в 1732–36 ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 по про­ек­ту Ж. Б. Леб­ло­на; не сохр.), в 1755 – врем. де­ре­вян­ный З. д.

Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го просп. и на­бе­реж­ной Мой­ки (арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765–1768). Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753–62 на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

Трёх­этаж­ное зда­ние З. д. пред­став­ля­ет со­бой замк­ну­тое ка­ре с внутр. дво­ром. Фа­са­ды об­ра­ще­ны к Не­ве (дли­на фа­са­да 137 м; по цен­тру рас­по­ло­жен гл. вход – Иор­дан­ский подъ­езд с Иор­дан­ской ле­ст­ни­цей, пла­фон ра­бо­ты Г. Ди­циа­ни), к Ад­ми­рал­тей­ст­ву (Сал­ты­ков­ский, или «Его ве­ли­че­ст­ва», подъ­езд вы­хо­дил на быв. Раз­вод­ную пл.

, где про­во­ди­лись раз­во­ды ка­рау­лов и смот­ры войск) и к Двор­цо­вой пло­ща­ди (подъ­ез­ды «Её ве­ли­че­ст­ва» и Ко­мен­дант­ский). Гран­ди­оз­ные раз­ме­ры двор­ца в сти­ле ба­рок­ко (пер­во­на­чаль­но в нём бы­ло св.

1000 по­ме­ще­ний, 117 ле­ст­ниц, бо­лее 3800 две­рей и окон), силь­но вы­сту­паю­щие ри­за­ли­ты, ак­цен­ти­ров­ка сту­пен­ча­тых уг­лов, из­мен­чи­вый ритм ко­лонн со­з­да­ют впе­чат­ле­ние пла­стич. мо­щи, тор­же­ст­вен­но­сти и ве­ли­ко­ле­пия. Пыш­ная от­дел­ка фа­са­дов (скульп­ту­ры из пу­дож­ско­го из­вест­ня­ка над па­ра­пе­та­ми и фрон­то­на­ми, в 1892–94 под рук. скульп­то­ра М.

 П. По­по­ва за­ме­нён­ные пус­то­те­лы­ми, вы­би­ты­ми из лис­то­вой ла­ту­ни; ко­ва­ные узор­ные ре­шёт­ки) и рас­по­ло­жен­ных ан­фи­ла­да­ми па­рад­ных за­лов и жи­лых по­ко­ев под­чёр­ки­ва­ет ре­пре­зен­та­тив­ное на­зна­че­ние З. д. Двор­цо­вая ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го по­строе­на в 1753–62; её внутр. уб­ран­ст­во так­же ис­пол­не­но итал. и рус. мас­те­ра­ми под рук. Б. Ф.

Рас­трел­ли (жи­во­пис­ный пла­фон ра­бо­ты Ф. Фон­те­бас­со). В эти же го­ды соо­ру­же­на Ма­лая (Сре­тен­ская) цер­ковь в по­ко­ях им­пе­рат­ри­цы (вос­ста­нов­ле­на пос­ле по­жа­ра в 1838–39).

По­сле 1762 ра­бо­ту по внутр. от­дел­ке про­дол­жи­ли по­мощ­ни­ки Б. Ф. Рас­трел­ли – С. И. Че­ва­кин­ский и Ю. М. Фель­тен; вско­ре бы­ли при­вле­че­ны так­же Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и А. Ри­наль­ди. В кон. 18 – нач. 20 вв. ин­терь­е­ры З. д. не­од­но­крат­но пе­ре­де­лы­ва­лись.

В 1791–1793 соз­да­на Нев­ская ан­фи­ла­да, вклю­чав­шая Аван­зал, Боль­шой и Кон­церт­ный за­лы (ар­хи­тек­то­ры Дж. Ква­рен­ги, И. Е. Ста­ров); во 2-м эта­же но­во­го кор­пу­са (1783–92, Ква­рен­ги), со­еди­нив­ше­го З. д.

с Ма­лым Эр­ми­та­жем, бы­ли раз­ме­ще­ны ко­пии рос­пи­сей Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не; в 1795 соз­дан па­рад­ный Ге­ор­ги­ев­ский (Боль­шой Трон­ный) зал (Ква­рен­ги; ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра – 1837–42, ар­хи­тек­то­ры В. П. Ста­сов и Н. Е. Ефи­мов; см. рис. к ст. Зал). В 1826 от­кры­та Во­ен. га­ле­рея 1812 го­да (К. И.

Рос­си; порт­ре­ты ге­ро­ев Отеч. вой­ны 1812 ра­бо­ты Дж. Доу и его по­мощ­ни­ков). В 1822–37 по про­ек­там О. Р. де Мон­фер­ра­на де­ко­ри­ро­ва­ны за­лы Ма­рии Фё­до­ров­ны (Гос­ти­ная с ко­лон­на­ми из яш­мы, ны­не Ма­ла­хи­то­вый зал), соз­да­ны Ро­тон­да, Пет­ров­ский и Фельд­мар­шаль­ский за­лы. Поч­ти пол­но­стью унич­то­жен­ные по­жа­ром 17–19(29–31).12.

1837 ин­терь­е­ры к 1841 вос­ста­нов­ле­ны А. П. Брюл­ло­вым и Ста­со­вым при уча­стии мн. мас­те­ров; при­ме­не­ны ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции пе­ре­кры­тий (шпрен­ге­ли по про­ек­ту инж. М. Е. Клар­ка), час­тич­но за­ме­нён­ные в 1886–87.

Во 2-й пол. 18–19 вв. с вост. сто­ро­ны к З. д. при­строе­ны зда­ния, вхо­дя­щие ны­не в ан­самбль му­зея Эр­ми­таж: Ма­лый Эр­ми­таж с Сев., Юж. па­виль­о­на­ми и Ви­ся­чим са­дом (1764–75, ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот, Ю. М. Фель­тен; 4-й этаж над­стро­ен в 1840–43, В. П.

Ста­сов; Па­виль­он­ный зал – 1850–58, А. И. Шта­кенш­ней­дер); Боль­шой, или Ста­рый, Эр­ми­таж (1771–87, Фель­тен; пе­ре­стро­ен в 1851–59, Шта­кенш­ней­дер), свя­зан­ный ароч­ным пе­ре­хо­дом над Зим­ней ка­нав­кой с Эр­ми­таж­ным те­ат­ром [1783–1789, Дж.

Ква­рен­ги; зал-ам­фи­те­атр де­ко­ри­ро­ван ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра и ни­ша­ми со скульп­ту­рой (см. рис. к ст. За­на­вес); от­дел­ка фойе – 1904, арх. Л. Н. Бе­нуа]; Но­вый Эр­ми­таж (1842–51, по про­ек­ту Л. фон Клен­це, под рук. Ста­со­ва и Н. Е.

Ефи­мо­ва; пор­тик с ат­лан­та­ми – 1846–48, скульп­тор А. И. Те­ре­бе­нёв; см. рис. к ст. Ат­лант).

5(17).2.1880 на­ро­до­во­лец С. Н. Хал­ту­рин про­из­вёл в З. д. взрыв, по­вре­див­ший под­вал, га­упт­вах­ту и сто­ло­вую. По­сле убий­ст­ва Алек­сан­д­ра II [1(13).3.1881] Алек­сандр III пе­ре­нёс свою ре­зи­ден­цию в Гат­чи­ну и ис­поль­зо­вал З. д. в осн. для па­рад­ных це­ре­мо­ний. С во­ца­ре­ни­ем Ни­ко­лая II (1894) имп. фа­ми­лия вер­ну­лась в З. д. (быв.

по­кои Ни­ко­лая I за­но­во от­де­ла­ны, напр. биб­лио­те­ка – арх. А. Ф. Кра­сов­ский). В 1904 Ни­ко­лай II с семь­ёй пе­ре­ехал в Цар­ское Се­ло. В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны в за­лах Нев­ской ан­фи­ла­ды раз­ме­щал­ся гос­пи­таль. С ию­ля 1917 З. д. – ре­зи­ден­ция Врем. пра­ви­тель­ст­ва; в ночь с 25 на 26.10(с 7 на 8.11).1917 был за­хва­чен ре­во­люц. вой­ска­ми.

В 1918 пе­ре­име­но­ван во Дво­рец ис­кусств (на­зва­ние не при­жи­лось). С 1920 в час­ти по­ме­ще­ний рас­по­ла­гал­ся Му­зей ре­во­лю­ции. До 1922 в З. д. на­хо­ди­лись: при­ём­ный пункт для во­ен­но­плен­ных, об­ще­жи­тие дет­ской ко­ло­нии, Штаб по уст­рой­ст­ву мас­со­вых тор­жеств; Ни­ко­ла­ев­ский зал пе­ре­обо­ру­до­ван под ки­но­зал. В 1922 бóль­шая часть З. д.

пе­ре­да­на Эр­ми­та­жу (це­ли­ком пе­ре­дан в 1945).

Ши­ро­ко­мас­штаб­ные рес­тав­рац. ра­бо­ты ве­лись в 1920–30-х гг. и в 1940–60-х гг., по­сле по­па­да­ния арт. сна­ря­дов и авиа­бомб во вре­мя бло­ка­ды. В 1946 фа­са­ды ок­ра­ше­ны в пер­во­на­чаль­ный би­рю­зо­вый цвет (в кон. 19 в. бы­ли тём­но-крас­ны­ми, с 1911 ро­зо­вы­ми).

В 1971 в со­ста­ве Эр­ми­та­жа соз­да­ны Рес­тав­рац. мас­тер­ские, ко­то­рые ве­дут все ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию и со­хра­не­нию З. д. В 2001 для пуб­ли­ки от­крыт внутр. двор, где про­во­дят­ся лет­ние сим­фо­нич. кон­цер­ты. В со­ста­ве па­мят­ни­ков ис­то­рич. цен­тра С.-Пе­тер­бур­га З. д.

вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Подлинная история Зимнего дворца

Официально строительство Зимнего дворца по проекту Растрелли началось в 1754 году. Это был уже четвертый дворец, который начали возводить на этом месте.

Первое здание дворцом можно было назвать с большой натяжкой. Одноэтажный деревянный дом с шестью комнатами и кухней стал резиденцией Петра Первого в марте 1708 года.

Негоже царю ютиться в таком сарайчике, решил Александр Меньшиков и к свадьбе Петра Первого и Екатерины Алексеевны отгрохал двухэтажный

Палаты палатами, но масштаб до резиденции российского императора явно не дотягивал. Началось строительство третьего дворца. Главный фасад этого здания выходил на Неву. Справа от него по указу Петра Первого прорыли канал, названный Зимней канавкой.

Если первые два строения канули в лету, то остатки третьего дворца сохранились. Он стал фундаментом для здания эрмитажного театра. В цокольном этаже тетра теперь музей. Можно рассмотреть кирпичную кладку, арки галереи центрального двора. Восстановлены и шесть дворцовых палат. Комнатки ничего общего с великолепными залами современного Зимнего не имеют.

И вот наконец на престол взошла «дщерь Петрова» Елизавета. По ее приказу граф Растрелли составил новый проект Зимнего дворца. Замкнутый четырехугольник гигантского объема и высоты. Он должен был доминировать над окружающим пространством. Тут же издаются приказы строить другие здания не выше карниза Зимнего дворца, то есть 24,5 метров.

Читайте также:  Крафт паб - самые лучшие сорта разливного пива в спб

Поэт Жуковский напишет впоследствии: «Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ…». На новый дворец из казны выделили 859 тысяч 555 рублей. Сумма — более чем скромная для такого проекта. В строительстве принимали участие четыре тысячи человек.

Окончательное завершение строительства и отделки зимнего дворца, состоялось летом 1762 года, уже при Екатерине II. В таком виде он простоял всего 75 лет, пока не случился пожар.

Небывалый пожар бушевал около 30 часов и начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции. Остался один обгорелый остов.

Дворец восстановили удивительно быстро, в течение всего десяти месяцев. Но кое-что опять перестроили. В основном переделки касались внутреннего убранства. Так или иначе, но это был уже пятый дворец.

Теперь судьба, кажется, хранит Зимний. Пережил он и революционное лихолетье, и Великую Отечественную. Сегодня резиденция российских императоров включена в мировое наследие ЮНЕСКО как один из красивейших архитектурных ансамблей в мире.

Зимний дворец

Зимний дворец — па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы.

До 1917 года ре­зи­ден­ция российских им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж. Ис­то­рия императорских зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но архитектором Д.

Тре­зи­ни в 1708 году (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 году этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в XVIII веке). В 1711-1712 годах воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726 году).

В 1716-1720 годах на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в  1718-1720 годах Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те современного Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (архитектор Г. И.

Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719-1722 годах); к не­му в 1726-1727 годах при­строе­ны Зимний дворец Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (архитектор Тре­зи­ни).

В 1726-1728 годах на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (архитектор Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759-1761 годах; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гического факультета Санкт-Пе­тербургского университета).

В 1730-1760-е годы строи­тель­ст­во императорских двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли: в 1732-1736 годах ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 году по про­ек­ту Ж. Б.

Леб­ло­на; не сохранился), в 1755 году — временный де­ре­вян­ный Зимний дворец Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го проспекта и на­бе­реж­ной Мой­ки (архитектор Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765-1768 годах).

Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный Зимний дворец Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753-1762 годах на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

Трёх­этаж­ное зда­ние Зимнего дворца пред­став­ля­ет со­бой замк­ну­тое ка­ре с внутренним дво­ром. Фа­са­ды об­ра­ще­ны к Не­ве (дли­на фа­са­да 137 м; по цен­тру рас­по­ло­жен главный вход — Иор­дан­ский подъ­езд с Иор­дан­ской ле­ст­ни­цей, пла­фон ра­бо­ты Г.

Ди­циа­ни), к Ад­ми­рал­тей­ст­ву (Сал­ты­ков­ский, или «Его ве­ли­че­ст­ва», подъ­езд вы­хо­дил на бывшею Раз­вод­ную площадь, где про­во­ди­лись раз­во­ды ка­рау­лов и смот­ры войск) и к Двор­цо­вой пло­ща­ди (подъ­ез­ды «Её ве­ли­че­ст­ва» и Ко­мен­дант­ский).

Гран­ди­оз­ные раз­ме­ры двор­ца в сти­ле ба­рок­ко (пер­во­на­чаль­но в нём бы­ло свыше 1000 по­ме­ще­ний, 117 ле­ст­ниц, бо­лее 3800 две­рей и окон), силь­но вы­сту­паю­щие ри­за­ли­ты, ак­цен­ти­ров­ка сту­пен­ча­тых уг­лов, из­мен­чи­вый ритм ко­лонн со­з­да­ют впе­чат­ле­ние пла­стической мо­щи, тор­же­ст­вен­но­сти и ве­ли­ко­ле­пия.

Пыш­ная от­дел­ка фа­са­дов (скульп­ту­ры из пу­дож­ско­го из­вест­ня­ка над па­ра­пе­та­ми и фрон­то­на­ми, в 1892-1894 годах под руководством скульп­то­ра М. П.

По­по­ва за­ме­нён­ные пус­то­те­лы­ми, вы­би­ты­ми из лис­то­вой ла­ту­ни; ко­ва­ные узор­ные ре­шёт­ки) и рас­по­ло­жен­ных ан­фи­ла­да­ми па­рад­ных за­лов и жи­лых по­ко­ев под­чёр­ки­ва­ет ре­пре­зен­та­тив­ное на­зна­че­ние Зимнего дворца.

Двор­цо­вая церковь Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го по­строе­на в 1753-1762 годах; её внутреннее уб­ран­ст­во так­же ис­пол­не­но итальянскими и русскими мас­те­ра­ми под руководством Б. Ф. Рас­трел­ли (жи­во­пис­ный пла­фон ра­бо­ты Ф. Фон­те­бас­со).

В эти же го­ды соо­ру­же­на Ма­лая (Сре­тен­ская) цер­ковь в по­ко­ях им­пе­рат­ри­цы (вос­ста­нов­ле­на пос­ле по­жа­ра в 1838-1839 годах).

По­сле 1762 года ра­бо­ту по внутренней от­дел­ке про­дол­жи­ли по­мощ­ни­ки Б. Ф. Рас­трел­ли — С. И. Че­ва­кин­ский и Ю. М. Фель­тен; вско­ре бы­ли при­вле­че­ны так­же Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и А. Ри­наль­ди.

В конце XVIII — начале XX веков ин­терь­е­ры Зимнего дворца не­од­но­крат­но пе­ре­де­лы­ва­лись. В 1791-1793 годах соз­да­на Нев­ская ан­фи­ла­да, вклю­чав­шая Аван­зал, Боль­шой и Кон­церт­ный за­лы (ар­хи­тек­то­ры Дж. Ква­рен­ги, И. Е.

Ста­ров); во 2-м эта­же но­во­го кор­пу­са (1783-1792 годы, Ква­рен­ги), со­еди­нив­ше­го Зимний дворец с Ма­лым Эр­ми­та­жем, бы­ли раз­ме­ще­ны ко­пии рос­пи­сей Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не; в 1795 году соз­дан па­рад­ный Ге­ор­ги­ев­ский (Боль­шой Трон­ный) зал (Ква­рен­ги; ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра — 1837-1842 годы, ар­хи­тек­то­ры В. П. Ста­сов и Н. Е. Ефи­мов).

В 1826 году от­кры­та Во­енная га­ле­рея 1812 го­да (К. И. Рос­си; порт­ре­ты ге­ро­ев Отечественной вой­ны 1812 года ра­бо­ты Дж. Доу и его по­мощ­ни­ков). В 1822-1837 годах по про­ек­там О. Р.

де Мон­фер­ра­на де­ко­ри­ро­ва­ны за­лы Ма­рии Фё­до­ров­ны (Гос­ти­ная с ко­лон­на­ми из яш­мы, ны­не Ма­ла­хи­то­вый зал), соз­да­ны Ро­тон­да, Пет­ров­ский и Фельд­мар­шаль­ский за­лы. Поч­ти пол­но­стью унич­то­жен­ные по­жа­ром 17-19(29-31).12.1837 года ин­терь­е­ры к 1841 году вос­ста­нов­ле­ны А. П.

Брюл­ло­вым и Ста­со­вым при уча­стии многих мас­те­ров; при­ме­не­ны ме­тал­лические кон­ст­рук­ции пе­ре­кры­тий (шпрен­ге­ли по про­ек­ту инженера М. Е. Клар­ка), час­тич­но за­ме­нён­ные в 1886-1887 годах.

Во второй половине XVIII-XIX веках с восточной сто­ро­ны к Зимнему дворцу при­строе­ны зда­ния, вхо­дя­щие ны­не в ан­самбль му­зея Эр­ми­таж: Ма­лый Эр­ми­таж с Северной, Южжной па­виль­о­на­ми и Ви­ся­чим са­дом (1764-1775 годы, ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот, Ю. М.

Фель­тен; 4-й этаж над­стро­ен в 1840-1843 годах, В. П. Ста­сов; Па­виль­он­ный зал — 1850-1858 годы, А. И.

Шта­кенш­ней­дер); Боль­шой, или Ста­рый, Эр­ми­таж (1771-1787 годы, Фель­тен; пе­ре­стро­ен в 1851-1859 годах, Шта­кенш­ней­дер), свя­зан­ный ароч­ным пе­ре­хо­дом над Зим­ней ка­нав­кой с Эр­ми­таж­ным те­ат­ром [1783-1789 годы, Дж.

Ква­рен­ги; зал-ам­фи­те­атр де­ко­ри­ро­ван ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра и ни­ша­ми со скульп­ту­рой; от­дел­ка фойе — 1904 год, архитектор Л. Н. Бе­нуа]; Но­вый Эр­ми­таж (1842-1851 годы, по про­ек­ту Л. фон Клен­це, под руководством Ста­со­ва и Н. Е. Ефи­мо­ва; пор­тик с ат­лан­та­ми — 1846 год — 48, скульп­тор А. И. Те­ре­бе­нёв).

05(17).02.1880 года на­ро­до­во­лец С. Н. Хал­ту­рин про­из­вёл в Зимнем дворце взрыв, по­вре­див­ший под­вал, га­упт­вах­ту и сто­ло­вую. По­сле убий­ст­ва Алек­сан­д­ра II [01(13).03.1881 года] Алек­сандр III пе­ре­нёс свою ре­зи­ден­цию в Гат­чи­ну и ис­поль­зо­вал Зимний дворец в основном для па­рад­ных це­ре­мо­ний.

С во­ца­ре­ни­ем Ни­ко­лая II (1894 год) императорская фа­ми­лия вер­ну­лась в Зимний дворец (бывшие по­кои Ни­ко­лая I за­но­во от­де­ла­ны, например биб­лио­те­ка — архитектор А. Ф. Кра­сов­ский). В 1904 Ни­ко­лай II с семь­ёй пе­ре­ехал в Цар­ское Се­ло.

В начале Первой ми­ро­вой вой­ны в за­лах Нев­ской ан­фи­ла­ды раз­ме­щал­ся гос­пи­таль.

С ию­ля 1917 года Зимний дворец — ре­зи­ден­ция Временного пра­ви­тель­ст­ва; в ночь с 25 на 26.10(с 07 на 08.11).1917 года был за­хва­чен ре­во­люционными вой­ска­ми. В 1918 году пе­ре­име­но­ван во Дво­рец ис­кусств (на­зва­ние не при­жи­лось). С 1920 года в час­ти по­ме­ще­ний рас­по­ла­гал­ся Му­зей ре­во­лю­ции.

До 1922 года в Зимнем дворце на­хо­ди­лись: при­ём­ный пункт для во­ен­но­плен­ных, об­ще­жи­тие дет­ской ко­ло­нии, Штаб по уст­рой­ст­ву мас­со­вых тор­жеств; Ни­ко­ла­ев­ский зал пе­ре­обо­ру­до­ван под ки­но­зал. В 1922 году б ́оль­шая часть Зимнего дворца пе­ре­да­на Эр­ми­та­жу (це­ли­ком пе­ре­дан в 1945 году).

Ши­ро­ко­мас­штаб­ные рес­тав­рационные ра­бо­ты ве­лись в 1920-1930-х годах и в 1940-1960-х годах, по­сле по­па­да­ния артиллерийских сна­ря­дов и авиа­бомб во вре­мя бло­ка­ды. В 1946 году фа­са­ды ок­ра­ше­ны в пер­во­на­чаль­ный би­рю­зо­вый цвет (в конце XIX века бы­ли тём­но-крас­ны­ми, с 1911 года ро­зо­вы­ми).

В 1971 году в со­ста­ве Эр­ми­та­жа соз­да­ны Рес­тав­рационные мас­тер­ские, ко­то­рые ве­дут все ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию и со­хра­не­нию Зимнего дворца. В 2001 году для пуб­ли­ки от­крыт внутренний двор, где про­во­дят­ся лет­ние сим­фо­нические кон­цер­ты.

В со­ста­ве па­мят­ни­ков ис­то­рического цен­тра Санкт-Пе­тер­бур­га Зимний дворец вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ба­шуц­кий А. П. Во­зоб­нов­ле­ние Зим­не­го двор­ца в Санкт-Пе­тер­бур­ге. СПб., 1839;
  • Пи­ляв­ский В. И. Зим­ний дво­рец. Л., 1960;
  • Алек­сее­ва С. Б. Ар­хи­тек­ту­ра и де­ко­ра­тив­ная пла­сти­ка Зим­не­го двор­ца // Рус­ское ис­кус­ст­во ба­рок­ко. М., 1977;
  • Во­ро­ни­хи­на А. Н. Ви­ды за­лов Эр­ми­та­жа и Зим­не­го двор­ца в ак­ва­ре­лях и ри­сун­ках ху­дож­ни­ков сер. 19 в. М., 1983;
  • Эр­ми­таж: ис­то­рия строи­тель­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ра зда­ний. Л., 1990;
  • Со­бор Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го об­раза в Зим­нем двор­це как па­мят­ник ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. СПб., 1998;
  • Не­син В. Н. Зим­ний дво­рец в цар­ст­во­ва­ние по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II (1894–1917). СПб., 1999.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector