Крупнейший российский художественный музей Эрмитаж известен во всем мире.
Его огромные коллекции занимают несколько зданий, но праву визитной карточкой музея считается Зимний дворец, который украшает берега Невы уже более 250 лет.
Этот дворец построен в середине 18 века архитектором Растрелли. Однако немногим известно, что тот Зимний дворец, которым мы можем любоваться сегодня, не первый в Санкт — Петербурге.
История Зимних дворцов, как и многое в Петербурге, начинается во времена Петра I. На берегу Невы неподалеку от Адмиралтейства в 1711 году для царя построили, как тогда говорили, Зимний дом. Рядом прорыли канал, который впоследствии стал называться Зимней канавкой. Первый деревянный Зимний дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей.
Первый Зимний дворец Петра I
Столица быстро росла, и самые известные люди из окружения Петра стали строить на невском берегу свои дворцы, правда, уже каменные,.
Ближе к Адмиралтейству стоял большой дом генерал — адмирала Апраксина, за ним — дворец графа Рагузинского, затем дом адмирала Крюйса… Здесь же, у Зимней канавки, по проекту архитектора И. Матарнови построили второй Зимний дворец для Петра. Этот дворец был каменным, но тоже небольшим.
Здание украшала высокая покатая крыша и скромный архитектурный декор в центре фасада. В одном из помещений этого дворца в ночь на 29 января 1725 года Петр I скончался.
Через несколько лет после смерти Петра его Зимний дворец был перестроен архитектором Д. Трезини. Трезини не стал разрушать постройку петровского времени, а использовал второй дворец в качестве западной части нового, значительно более нарядного и большего по размерам здания. Этот дворец принято считать третьим Зимним дворцом. Сегодня на этом месте находится Эрмитажный театр.
Третий Зимний дворец
Четвертый Зимний дворец связан с именем императрицы Анны Иоанновны. Вернувшись с царским двором их Москвы в Санкт — Петербург в 1732 году, она не захотела использовать существующий Зимний дворец в качестве своей резиденции.
Императрице приглянулся дом адмирала Апраксина, стоявший ближе к Адмиралтейству, и значительно больший по размерам и богатству отделки. Но и этот дворец, по мнению императрицы, требовал перестройки. Ф.Б.
Растрелли, который тогда только начинал работать в Петербурге, пристроил к зданию новый корпус, который протянулся вдоль Адмиралтейства и присоединил ко всему зданию еще один дом, стоявший со стороны современной Дворцовой площади.
Портрет Ф.Б. Растрелли
Новый, четвертый Зимний дворец, стал грандиозным по тем временам сооружением, с двумя фасадами — на Неву и на площадь. Талант Растрелли — мастера создавать по настоящему великолепные дворцы проявилась уже здесь.
Современники писали, что подобного «Россия до днесь не имела». После вступления на престол Елизаветы Петровны Растрелли еще не раз перестраивает и расширяет дворец, к нему присоединяются другие дома, стоящие неподалеку.
Видимо, и самого талантливого архитектора, в конце концов, перестало устраивать здание, которое соединяло разные постройки, и он разрабатывает проект нового Зимнего дворца.
Елизавета утвердила этот проект, поставив условие: новый дворец должен быть построен за два года. В 1755 году начинают разбирать четвертый Зимний дворец, а затем закладывают фундамент для нового.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Для императрицы Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец. Но это здание стояло не на берегу Невы, а значительно дальше, возле Невской першпективы, и занимало территорию, ограниченную современным Невским проспектом, набережной Мойки, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком.
А на месте строительства нового, шестого Зимнего дворца развернулись грандиозные работы. Все свободное пространство вокруг превратилось в строительную площадку. Здесь работали тысячи каменщиков, плотников, штукатуров, литейщиков, резчиков, живописцев.
Растрелли понимал, что построить дворец за два года невозможно, поэтому постоянно велись переговоры об увеличении этого срока. Однако Елизавета согласилась продлить срок лишь на год.
Растрелли впервые нарушил свое правило: вести строительство только летом, и работы в Зимнем дворце продолжались круглый год.
Новый Зимний дворец выглядел по настоящему великолепно. По своим размерам он превосходил все окружавшие его постройки. Сам Растрелли считал, что дворец имеет два фасада — на набережную на Дворцовую площадь.
Причем, надо отметить, что в середине 18 века набережные Невы были значительно уже, дворец стоял ближе к Неве и в хорошую погоду весь отражался в воде. Архитектор приказал окрасить стены дворца «песчаною краскою с самой тонкой прожелтью, а орнаменты белой известью».
Нам, привыкшим видеть Зимний дворец зелено — бирюзовым, трудно сегодня даже представить, что когда-то здание было розовато-желтым.
Архитектор тщательно продумал внутреннюю планировку дворца. На первом этаже находились вестибюли, различные службы, кухни, на втором — парадные залы, жилые комнаты и два храма, третий предназначался для придворных. Всего во дворце было 460 залов и комнат, украшенных с небывалой по тем временам пышностью.
Пожар в Зимнем дворце в 1837 году
Однако Елизавете не суждено было стать хозяйкой великолепного Зимнего дворца. Она умерла во временном деревянном дворце в конце 1761 года, в это время в части залов нового дворца только завершили отделку. Вступивший на престол Петр III приказал к весне 1762 года полностью подготовить для него личные покои.
Работа кипела круглые сутки, но неожиданно Растрелли столкнулся с еще одной проблемой: все пространство перед новым дворцом представляло собой огромный склад остатков строительных материалов. Выход нашли неожиданно: жителям Петербурга объявили, что каждый из них может забрать с этой строительной площадки все, что угодно и совершенно бесплатно.
Площадь очистили за несколько дней.
Первым хозяином нового Зимнего дворца стал император Петр III. Он решил, что архитектора следует отблагодарить, и Растрелли был удостоен высочайшей аудиенции, получил звание генерал — майора и орден Святой Анны. Но это была последняя награда, которую воистину великий архитектор получил от русского монарха. Летом 1762 года на престол взошла Екатерина II, и Растрелли вскоре получил предписание поступить в распоряжение «Канцелярии от строений», которую возглавил Иван Бецкой. Архитектор воспринял это как оскорбление, ведь до этого он всегда подчинялся только императрицам — сначала Анне Иоанновне, а затем Елизавете Петровне. Растрелли подал прошение об отставке и вскоре был уволен от всех дел. Он уехал в Италию, затем вернулся и еще несколько лет работал в Курляндии у Бирона. Лишь в январе 1771 года за несколько месяцев до смерти архитектора избрали в «почетные вольные общинники» Академии художеств.
Императорские хоромы: история Зимнего дворца
Зимний VS летний
Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти ещё во временах Московского царства. Именно тогда цари начали покидать на лето стены Кремля, чтобы подышать воздухом в Измайловское или Коломенское.
Эту традицию Пётр I перенёс и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду.
Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.
Зимний дворец Петра I. Источник: wikipedia.org
От домика до дворца
Императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I.
На смену этому домику пришёл деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание вышло недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи.
А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвёртый по счету.
Зимний дворец. Источник: wikipedia.org
Самое высокое здание Петербурга
Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров.
Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый.
Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.
Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции.
Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале 20-го века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскрёб, как в Нью-Йорке.
В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили её глобусом, создающим впечатление высотности.
Елизаветинское барокко
Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырёхугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй.
Здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце 18-го века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 года — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы.
Своё название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби на Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви.
Но церковь была разорена, и сейчас о её назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.
Иорданская лестница. Источник: wikipedia.org
В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришёлся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу.
Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце 19-го века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.
Тяжёлые дни революции
В первые дни революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану.
Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино.
В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошёл в состав музея.
Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов.
С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2 тыс. человек.
Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.
Пушистые охранники
Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м.
Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца.
После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.
Кот в Эрмитаже. Источник: wikipedia.org
Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.
Зимние дворцы Санкт-Петербурга (Октябрь 2021 — Апрель 2022) | Туры в Санкт-Петербург
сезон Октябрь 2021 — Апрель 2022
31 декабря
Вы приезжаете в гостиницу самостоятельно. Трансфер до гостиницы предоставляется за дополнительную плату и бронируется заранее:
• индивидуальный трансфер с вокзала/ аэропорта (от 1300 руб./машина). Подробнее.
С 9:00 до 13:00 (до отъезда на программу) в холле гостиницы Вас встречает представитель фирмы с табличкой «Экскурсионный Петербург». Он ответит на все интересующие Вас вопросы, выдаст уточненные программы тура и предложит дополнительные экскурсии, которые Вы можете приобрести по желанию.
Важная информация:
Гарантированное размещение в гостинице после 14.00. Свои вещи Вы можете оставить бесплатно в комнате багажа гостиницы.
13:00
Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.
Автобусная экскурсия «По Новогоднему преданию должно исполниться желание»
В последний день старого года Вас ожидает волшебство, ведь в новогоднем Санкт-Петербурге возможно все! Во время экскурсии Вы побываете в самых «чудодейственных» местах нашего города.
И, если правильно выполнить условия, о которых расскажет экскурсовод (прикоснуться, пошептать, оставить монетку), то петербургские «волшебники» обязательно исполнят все Ваши желания. Вы побываете на берегу реки Фонтанки, у Летнего сада и Михайловского замка.
А пройдя по главной площади Санкт-Петербурга – Дворцовой, Вы встретитесь с настоящими гигантами – Атлантами Нового Эрмитажа.
- Экскурсионные остановки:
- Посещение Эрмитажа
- Объекты посещения:
- Новогоднее поздравление от Деда Мороза с угощением и подарками!
- Предлагаем за дополнительную плату:
• Исаакиевская площадь
• Михайловский замок
• Дворцовая площадь
Эрмитаж – один из крупнейших художественных музеев мира. Он начинался как личное собрание императрицы Екатерины II и долгое время оставался закрытым для широкой публики. Сейчас его коллекции насчитывают более 3,5 миллионов экспонатов. Среди них шедевры Леонардо да Винчи, Рембрандта, античная скульптура, египетские древности, настоящая мумия и многое другое.
• Эрмитаж
Место окончания программы: гостиница
Продолжительность программы: ~ 6 часов
23:00
Праздничный Новогодний ужин (приобретается заранее).
22:00
Ночная новогодняя автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу.
1 января
12:00
Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.
Автобусная экскурсия «А там еще живет петровский век»
Экскурсия посвящена первым десятилетиям существования Санкт-Петербурга и позволяет прочувствовать идею царя Петра I – основать на болоте новый европейский город, которому суждено будет прославиться на весь мир не только как центру торговли, науки и искусства, но и как центру реформ, приблизивших Россию к Европе. Одной из них стала новая дата празднования Нового года.
- Экскурсионные остановки:
- Экскурсия в музей-макет «Петровская Акватория»
- Объекты посещения:
- Продолжительность программы: ~ 3 часов
• Сенатская площадь
• Стрелка Васильевского острова
• Троицкая площадь
Во время интерактивной экскурсии, которую проведет для Вас очаровательная фрейлина, Вы погрузитесь в жизнь русского императорского двора XVIII века. Балы, маскарады, тайные свидания… Но, оказывается, все не так легко и просто. Прекрасная фрейлина «из первых уст» раскроет темные стороны придворной жизни: слезы, скандалы, интриги… И это на фоне исторических декораций – макетов архитектурных ансамблей Петербурга и настоящей водной глади. Все это кажется милой новогодней сказкой, оторваться от которой просто невозможно!
• Музей-макет «Петровская Акватория» Место окончания программы: «Петровская Акватория» (ближайшая ст. метро «Адмиралтейская»)
2 января
10:00
Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.
Автобусная экскурсия в Петергоф «Дворцы и усадьбы взморья»
Экскурсия по дороге в Петергоф знакомит с живописным ландшафтом южного побережья Финского залива, сохранившимися усадьбами петербургской знати и историей дороги, специально построенной для комфортного путешествия из Петербурга в Петергоф.
- Экскурсионные остановки:
- Экскурсия в Большой Императорский дворец
- Объекты посещения:
- Продолжительность программы: ~ 5 часов
• Разводная площадь
• Балюстрада перед Большим дворцом
Поражая сиянием позолоты, роскошью декора и богатством дворцовых залов, Большой дворец является своеобразным смысловым центром дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Он соединяет в единое целое Верхний сад и Нижний парк и представляет собой законченное художественное произведение.
• Большой дворец
Место окончания программы: гостиница
3 января
10:00
Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.
Автобусная экскурсия в Царское Село «Жемчужина галантного века»
Проехав 25 км по старой Царскосельской дороге, Вы примерно через час окажетесь в блистательном мире бывшей официальной резиденции русских императоров – Царском Селе. В ходе экскурсии Вы узнаете, когда появился этот пригород Санкт-Петербурга, какие события с ним связаны и почему его часто называют «город муз». Особую известность Царскому Селу принес роскошный и неповторимый Екатерининский дворец. Именно в нем Вы и побываете.
- Экскурсионные остановки:
- Экскурсия в Екатерининский дворец с Янтарной комнатой
- Объекты посещения:
- Продолжительность программы: ~ 6 часов
• Лицейский садик
• Парадный плац
Гостей Царского Села потрясает фантастическая роскошь убранства Екатерининского дворца. Одним из залов Золотой анфилады Растрелли является знаменитая Янтарная комната, похищенная оккупантами во время Великой Отечественной войны и воссозданная петербургскими реставраторами, работу которых Вы сможете оценить во время экскурсии по Екатерининскому дворцу.
• Екатерининский дворец
Место окончания программы: гостиница
4 января
Завтрак в гостинице. Освобождение номеров.
Свои вещи Вы можете оставить бесплатно в комнате багажа отеля или сдать в камеру хранения на Московском вокзале за свой счет. Групповой трансфер на вокзал предусмотрен программой тура.
09:00
Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.
Трансфер на Московский вокзал.
- Автобусная экскурсия «Магия старинных кварталов»
- Экскурсионные остановки:
- Посещение Юсуповского дворца (возможен аудиогид)
- Объекты посещения:
- По окончании экскурсионного дня Вы самостоятельно добираетесь до Московского вокзала или гостиницы и забираете свой багаж из камеры хранения.
Экскурсия погружает в мир городских легенд и исторических загадок, которыми так богат наш город. Многочисленные особняки и дворцы центра Санкт-Петербурга буквально дышат историей и готовы поделиться с внимательным слушателем всеми своими секретами.
• Смольный собор
• Площадь Искусств
Род Юсуповых на протяжении нескольких столетий верой и правдой служил русским царям. А их дворцы по красоте и пышности интерьеров не уступали императорским резиденциям. Вы в этом сможете убедиться, посетив не только парадные залы, роскошный домашний театр, но и жилые покои семьи дворца на Мойке.
• Юсуповский дворец Место окончания программы: Юсуповский дворец (ближайшая ст. метро «Адмиралтейская»)
Продолжительность программы: ~ 3 часов
- Время отъезда на экскурсии может быть изменено на более ранее или более позднее.
- Возможно изменение порядка проведения экскурсий, а также замена их на равноценные.
- Экскурсии за дополнительную плату
- 31.12 Ночная новогодняя автобусная экскурсия
- Новогодний банкет в гост. Москва (желтые столы)
- Новогодний банкет в гост. Москва (синие столы)
- Новогодний ужин в ресторане «Пхали Хинкали» отеля Катарина
Гостиница
проживание в гостинице
Завтраки
завтраки со второго дня тура
Экскурсовод
услуги экскурсовода
Билеты в музеи
экскурсионная программа, включая входные билеты в музеи
Транспорт
автобусы туристического класса (с «принудительной вентиляцией»)
Круглосуточная поддержка
круглосуточная поддержка туристов по телефону
- встреча (или проводы) на вокзале или в аэропорту;
- доплата для иностранных туристов;
- проезд на общественном транспорте;
- услуги камеры хранения на вокзале;
- страховка.
ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц
ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, памятник архитектуры в С.-Петербурге, на берегу Невы. До 1917 резиденция рос. императоров, ныне входит в состав музея Эрмитаж. История имп.
зимних резиденций в центре новой столицы начинается со скромных «Зимних маленьких хором» Петра I, построенных предположительно арх. Д. Трезини в 1708 (не более 10 комнат и мастерская; в 1711 этот жилой дом Петра I перевезён на Петровский остров, разобран в 18 в.).
В 1711–12 возведены «Свадебные палаты» Петра I (предположительно тот же архитектор; разобраны в 1726). В 1716–20 на этом же участке, ограниченном с запада прорытой в 1718–1720 Зимней канавкой, на месте совр. Эрмитажного театра построен новый «Зимний дом» Петра I (арх. Г. И.
Маттарнови; расширен в 1719–22); к нему в 1726–27 пристроены З. д. Екатерины I и служебные корпуса (арх. Трезини). В 1726–28 на Васильевском острове сооружён Зимний Преображенский дворец Петра II (арх. Трезини; перестроен в 1759–61; ныне здание филологич. ф-та С.-Петерб. ун-та). В 1730–60-е гг.
строительство имп. дворцов в столице возглавляли К. Б. Растрелли и Б. Ф. Растрелли: в 1732–36 ими возведён «3имний дом» Анны Ивановны (с использованием фрагментов дворца Ф. М. Апраксина, заложенного в 1716 по проекту Ж. Б. Леблона; не сохр.), в 1755 – врем. деревянный З. д.
Елизаветы Петровны на углу Невского просп. и набережной Мойки (арх. Б. Ф. Растрелли; разобран в 1765–1768). Ныне существующий новый каменный З. д. Елизаветы Петровны построен Б. Ф. Растрелли в 1753–62 на месте дворца Анны Ивановны.
Трёхэтажное здание З. д. представляет собой замкнутое каре с внутр. двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен гл. вход – Иорданский подъезд с Иорданской лестницей, плафон работы Г. Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на быв. Разводную пл.
, где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский). Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было св.
1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластич. мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (скульптуры из пудожского известняка над парапетами и фронтонами, в 1892–94 под рук. скульптора М.
П. Попова заменённые пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами парадных залов и жилых покоев подчёркивает репрезентативное назначение З. д. Дворцовая ц. Спаса Нерукотворного построена в 1753–62; её внутр. убранство также исполнено итал. и рус. мастерами под рук. Б. Ф.
Растрелли (живописный плафон работы Ф. Фонтебассо). В эти же годы сооружена Малая (Сретенская) церковь в покоях императрицы (восстановлена после пожара в 1838–39).
После 1762 работу по внутр. отделке продолжили помощники Б. Ф. Растрелли – С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен; вскоре были привлечены также Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В кон. 18 – нач. 20 вв. интерьеры З. д. неоднократно переделывались.
В 1791–1793 создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов); во 2-м этаже нового корпуса (1783–92, Кваренги), соединившего З. д.
с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера – 1837–42, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов; см. рис. к ст. Зал). В 1826 открыта Воен. галерея 1812 года (К. И.
Росси; портреты героев Отеч. войны 1812 работы Дж. Доу и его помощников). В 1822–37 по проектам О. Р. де Монферрана декорированы залы Марии Фёдоровны (Гостиная с колоннами из яшмы, ныне Малахитовый зал), созданы Ротонда, Петровский и Фельдмаршальский залы. Почти полностью уничтоженные пожаром 17–19(29–31).12.
1837 интерьеры к 1841 восстановлены А. П. Брюлловым и Стасовым при участии мн. мастеров; применены металлич. конструкции перекрытий (шпренгели по проекту инж. М. Е. Кларка), частично заменённые в 1886–87.
Во 2-й пол. 18–19 вв. с вост. стороны к З. д. пристроены здания, входящие ныне в ансамбль музея Эрмитаж: Малый Эрмитаж с Сев., Юж. павильонами и Висячим садом (1764–75, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен; 4-й этаж надстроен в 1840–43, В. П.
Стасов; Павильонный зал – 1850–58, А. И. Штакеншнейдер); Большой, или Старый, Эрмитаж (1771–87, Фельтен; перестроен в 1851–59, Штакеншнейдер), связанный арочным переходом над Зимней канавкой с Эрмитажным театром [1783–1789, Дж.
Кваренги; зал-амфитеатр декорирован колоннами коринфского ордера и нишами со скульптурой (см. рис. к ст. Занавес); отделка фойе – 1904, арх. Л. Н. Бенуа]; Новый Эрмитаж (1842–51, по проекту Л. фон Кленце, под рук. Стасова и Н. Е.
Ефимова; портик с атлантами – 1846–48, скульптор А. И. Теребенёв; см. рис. к ст. Атлант).
5(17).2.1880 народоволец С. Н. Халтурин произвёл в З. д. взрыв, повредивший подвал, гауптвахту и столовую. После убийства Александра II [1(13).3.1881] Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину и использовал З. д. в осн. для парадных церемоний. С воцарением Николая II (1894) имп. фамилия вернулась в З. д. (быв.
покои Николая I заново отделаны, напр. библиотека – арх. А. Ф. Красовский). В 1904 Николай II с семьёй переехал в Царское Село. В нач. 1-й мировой войны в залах Невской анфилады размещался госпиталь. С июля 1917 З. д. – резиденция Врем. правительства; в ночь с 25 на 26.10(с 7 на 8.11).1917 был захвачен революц. войсками.
В 1918 переименован во Дворец искусств (название не прижилось). С 1920 в части помещений располагался Музей революции. До 1922 в З. д. находились: приёмный пункт для военнопленных, общежитие детской колонии, Штаб по устройству массовых торжеств; Николаевский зал переоборудован под кинозал. В 1922 бóльшая часть З. д.
передана Эрмитажу (целиком передан в 1945).
Широкомасштабные реставрац. работы велись в 1920–30-х гг. и в 1940–60-х гг., после попадания арт. снарядов и авиабомб во время блокады. В 1946 фасады окрашены в первоначальный бирюзовый цвет (в кон. 19 в. были тёмно-красными, с 1911 розовыми).
В 1971 в составе Эрмитажа созданы Реставрац. мастерские, которые ведут все работы по восстановлению и сохранению З. д. В 2001 для публики открыт внутр. двор, где проводятся летние симфонич. концерты. В составе памятников историч. центра С.-Петербурга З. д.
включён в список Всемирного наследия.
Подлинная история Зимнего дворца
Официально строительство Зимнего дворца по проекту Растрелли началось в 1754 году. Это был уже четвертый дворец, который начали возводить на этом месте.
Первое здание дворцом можно было назвать с большой натяжкой. Одноэтажный деревянный дом с шестью комнатами и кухней стал резиденцией Петра Первого в марте 1708 года.
Негоже царю ютиться в таком сарайчике, решил Александр Меньшиков и к свадьбе Петра Первого и Екатерины Алексеевны отгрохал двухэтажный
Палаты палатами, но масштаб до резиденции российского императора явно не дотягивал. Началось строительство третьего дворца. Главный фасад этого здания выходил на Неву. Справа от него по указу Петра Первого прорыли канал, названный Зимней канавкой.
Если первые два строения канули в лету, то остатки третьего дворца сохранились. Он стал фундаментом для здания эрмитажного театра. В цокольном этаже тетра теперь музей. Можно рассмотреть кирпичную кладку, арки галереи центрального двора. Восстановлены и шесть дворцовых палат. Комнатки ничего общего с великолепными залами современного Зимнего не имеют.
И вот наконец на престол взошла «дщерь Петрова» Елизавета. По ее приказу граф Растрелли составил новый проект Зимнего дворца. Замкнутый четырехугольник гигантского объема и высоты. Он должен был доминировать над окружающим пространством. Тут же издаются приказы строить другие здания не выше карниза Зимнего дворца, то есть 24,5 метров.
Поэт Жуковский напишет впоследствии: «Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ…». На новый дворец из казны выделили 859 тысяч 555 рублей. Сумма — более чем скромная для такого проекта. В строительстве принимали участие четыре тысячи человек.
Окончательное завершение строительства и отделки зимнего дворца, состоялось летом 1762 года, уже при Екатерине II. В таком виде он простоял всего 75 лет, пока не случился пожар.
Небывалый пожар бушевал около 30 часов и начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции. Остался один обгорелый остов.
Дворец восстановили удивительно быстро, в течение всего десяти месяцев. Но кое-что опять перестроили. В основном переделки касались внутреннего убранства. Так или иначе, но это был уже пятый дворец.
Теперь судьба, кажется, хранит Зимний. Пережил он и революционное лихолетье, и Великую Отечественную. Сегодня резиденция российских императоров включена в мировое наследие ЮНЕСКО как один из красивейших архитектурных ансамблей в мире.
Зимний дворец
Зимний дворец — памятник архитектуры в Санкт-Петербурге, на берегу Невы.
До 1917 года резиденция российских императоров, ныне входит в состав музея Эрмитаж. История императорских зимних резиденций в центре новой столицы начинается со скромных «Зимних маленьких хором» Петра I, построенных предположительно архитектором Д.
Трезини в 1708 году (не более 10 комнат и мастерская; в 1711 году этот жилой дом Петра I перевезён на Петровский остров, разобран в XVIII веке). В 1711-1712 годах возведены «Свадебные палаты» Петра I (предположительно тот же архитектор; разобраны в 1726 году).
В 1716-1720 годах на этом же участке, ограниченном с запада прорытой в 1718-1720 годах Зимней канавкой, на месте современного Эрмитажного театра построен новый «Зимний дом» Петра I (архитектор Г. И.
Маттарнови; расширен в 1719-1722 годах); к нему в 1726-1727 годах пристроены Зимний дворец Екатерины I и служебные корпуса (архитектор Трезини).
В 1726-1728 годах на Васильевском острове сооружён Зимний Преображенский дворец Петра II (архитектор Трезини; перестроен в 1759-1761 годах; ныне здание филологического факультета Санкт-Петербургского университета).
В 1730-1760-е годы строительство императорских дворцов в столице возглавляли К. Б. Растрелли и Б. Ф. Растрелли: в 1732-1736 годах ими возведён «3имний дом» Анны Ивановны (с использованием фрагментов дворца Ф. М. Апраксина, заложенного в 1716 году по проекту Ж. Б.
Леблона; не сохранился), в 1755 году — временный деревянный Зимний дворец Елизаветы Петровны на углу Невского проспекта и набережной Мойки (архитектор Б. Ф. Растрелли; разобран в 1765-1768 годах).
Ныне существующий новый каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны построен Б. Ф. Растрелли в 1753-1762 годах на месте дворца Анны Ивановны.
Трёхэтажное здание Зимнего дворца представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен главный вход — Иорданский подъезд с Иорданской лестницей, плафон работы Г.
Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на бывшею Разводную площадь, где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский).
Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было свыше 1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия.
Пышная отделка фасадов (скульптуры из пудожского известняка над парапетами и фронтонами, в 1892-1894 годах под руководством скульптора М. П.
Попова заменённые пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами парадных залов и жилых покоев подчёркивает репрезентативное назначение Зимнего дворца.
Дворцовая церковь Спаса Нерукотворного построена в 1753-1762 годах; её внутреннее убранство также исполнено итальянскими и русскими мастерами под руководством Б. Ф. Растрелли (живописный плафон работы Ф. Фонтебассо).
В эти же годы сооружена Малая (Сретенская) церковь в покоях императрицы (восстановлена после пожара в 1838-1839 годах).
После 1762 года работу по внутренней отделке продолжили помощники Б. Ф. Растрелли — С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен; вскоре были привлечены также Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди.
В конце XVIII — начале XX веков интерьеры Зимнего дворца неоднократно переделывались. В 1791-1793 годах создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е.
Старов); во 2-м этаже нового корпуса (1783-1792 годы, Кваренги), соединившего Зимний дворец с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 году создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера — 1837-1842 годы, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов).
В 1826 году открыта Военная галерея 1812 года (К. И. Росси; портреты героев Отечественной войны 1812 года работы Дж. Доу и его помощников). В 1822-1837 годах по проектам О. Р.
де Монферрана декорированы залы Марии Фёдоровны (Гостиная с колоннами из яшмы, ныне Малахитовый зал), созданы Ротонда, Петровский и Фельдмаршальский залы. Почти полностью уничтоженные пожаром 17-19(29-31).12.1837 года интерьеры к 1841 году восстановлены А. П.
Брюлловым и Стасовым при участии многих мастеров; применены металлические конструкции перекрытий (шпренгели по проекту инженера М. Е. Кларка), частично заменённые в 1886-1887 годах.
Во второй половине XVIII-XIX веках с восточной стороны к Зимнему дворцу пристроены здания, входящие ныне в ансамбль музея Эрмитаж: Малый Эрмитаж с Северной, Южжной павильонами и Висячим садом (1764-1775 годы, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М.
Фельтен; 4-й этаж надстроен в 1840-1843 годах, В. П. Стасов; Павильонный зал — 1850-1858 годы, А. И.
Штакеншнейдер); Большой, или Старый, Эрмитаж (1771-1787 годы, Фельтен; перестроен в 1851-1859 годах, Штакеншнейдер), связанный арочным переходом над Зимней канавкой с Эрмитажным театром [1783-1789 годы, Дж.
Кваренги; зал-амфитеатр декорирован колоннами коринфского ордера и нишами со скульптурой; отделка фойе — 1904 год, архитектор Л. Н. Бенуа]; Новый Эрмитаж (1842-1851 годы, по проекту Л. фон Кленце, под руководством Стасова и Н. Е. Ефимова; портик с атлантами — 1846 год — 48, скульптор А. И. Теребенёв).
05(17).02.1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл в Зимнем дворце взрыв, повредивший подвал, гауптвахту и столовую. После убийства Александра II [01(13).03.1881 года] Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину и использовал Зимний дворец в основном для парадных церемоний.
С воцарением Николая II (1894 год) императорская фамилия вернулась в Зимний дворец (бывшие покои Николая I заново отделаны, например библиотека — архитектор А. Ф. Красовский). В 1904 Николай II с семьёй переехал в Царское Село.
В начале Первой мировой войны в залах Невской анфилады размещался госпиталь.
С июля 1917 года Зимний дворец — резиденция Временного правительства; в ночь с 25 на 26.10(с 07 на 08.11).1917 года был захвачен революционными войсками. В 1918 году переименован во Дворец искусств (название не прижилось). С 1920 года в части помещений располагался Музей революции.
До 1922 года в Зимнем дворце находились: приёмный пункт для военнопленных, общежитие детской колонии, Штаб по устройству массовых торжеств; Николаевский зал переоборудован под кинозал. В 1922 году б ́ольшая часть Зимнего дворца передана Эрмитажу (целиком передан в 1945 году).
Широкомасштабные реставрационные работы велись в 1920-1930-х годах и в 1940-1960-х годах, после попадания артиллерийских снарядов и авиабомб во время блокады. В 1946 году фасады окрашены в первоначальный бирюзовый цвет (в конце XIX века были тёмно-красными, с 1911 года розовыми).
В 1971 году в составе Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ведут все работы по восстановлению и сохранению Зимнего дворца. В 2001 году для публики открыт внутренний двор, где проводятся летние симфонические концерты.
В составе памятников исторического центра Санкт-Петербурга Зимний дворец включён в список Всемирного наследия.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Башуцкий А. П. Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. СПб., 1839;
- Пилявский В. И. Зимний дворец. Л., 1960;
- Алексеева С. Б. Архитектура и декоративная пластика Зимнего дворца // Русское искусство барокко. М., 1977;
- Воронихина А. Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников сер. 19 в. М., 1983;
- Эрмитаж: история строительства и архитектура зданий. Л., 1990;
- Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб., 1998;
- Несин В. Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894–1917). СПб., 1999.