Платки и шали в россии xviii — xxi веков
?
marinochka78
December 28 2018, 19:36
Categories:
- искусство
- мода
- общество
1 Д.Г. Левицкий. Портрет А.Д. Левицкой , дочери художника, в русском платье. 1785
20 декабря в Корпусе Бенуа Русского музея открылась по-настоящему праздничная, гламурная выставка.
Праздничная по-своему воздействию и тем эмоциям, которые она дарит зрителю, а гламурная по роскоши и блеску представленных экспонатов.
2 Женский праздничный костюм. 18 век. Платки и головные покрывала – фаты были одним из самых дорогих текстильных аксессуаров в народном костюме. Отечественная шелкоткацкая промышленность возникла лишь в начале XVIII века, хотя шелковые и пар- човые ткани, поступавшие с Запада и Востока, были известны на Руси еще в глубокой древности.
В семи залах выставлены платки, шали, палантины, произведенные на русских мануфактурах начиная с 17 века и заканчивая сегодняшним днем.
В основу экспозиции положена одна из лучших коллекций в РФ — Русского музея, так же участвуют экспонаты из Этнографического музея, ГМЗ «Петергоф» и Павловопосадской платочной мануфактуры. Всего представлено более 600 произведений искусства, многие впервые.
Пройдя по выставочным залам, можно проследить эволюцию этих предметов, изменение моды, развитие промышленности, от парчовых покрывал, золотошвейных платков, косынок, элегантных шалей до современных павловопосадских платков — единственной мануфактуры из представленных, пережившей множество эпох и продолжающей создавать изделия в своем неповторимом стиле.
4
По изменению костюма и платка, этой неотъемлемой части женского туалета, можно судить и об изменении положения женщины в обществе и семье.
5 Модный наряд первой трети XIX века невозможно представить без шали, вытканной из тончайшей шерстяной пряжи, с цветочными узорами или восточным орнаментом. Первая шаль, появившаяся в Европе — КАШМИРСКАЯ, по названию штата на севере Индии, была послана Наполеоном, ведущим военные действия на Ближнем Востоке, его жене Жозефине. Шаль была соткана из загадочного для европейцев материала: ткань была не- весомой, ее прикосновение к коже оставляло ощущение нежности и тепла, а вытканные и вышитые узоры напоминали тени райского сада. Подарок так понравился Жозефине, что она не преминула появиться в нем перед парижским высшим светом. Для истории моды это событие стало поворотным. Началось настоящее «шалевое помешательство», а традиционный элемент индийского орнамента «пейсли», или «огурец», актуален поныне.6 Шаль — «блонды». Первая половина XIX века Имение Каменка Екатерины Городецкой, Петровский уезд Саратовской губернии Шелк, многопарное плетение.
Все платки и покрывала демонстрируются в комплексе с традиционными костюмами — сарафанами, кокошниками, понёвами, так, что зритель сможет увидеть, как они носились женщинами разных возрастов и сословий.
7
Витрины с костюмами дополняют портреты и живописные полотна иллюстрирующие повседневную жизнь горожан.
8 ЗОЛОТОШВЕЙНЫЕ ПЛАТКИ. Неизвестный художник. Портрет торопецкой купчихи. Середина 19 века. В 18-19 веках вышивкой занимались женщины всех слоев населения. Вышивали и в скитах, и в монастырях, и в крестьянских избах, и в светских гостиных. По художественным приемам можно безошибочно узнать золотившей из Торопца, Каргополя, Пскова, Нижегородской губернии.9 Торопец (Псковская губерния) был одним из самых богатых городов России. Праздничный наряд торопчанки стоил баснословно дорого. Он включал сарафан на серебряных пуговицах, вышитые или кружевные рубашки, жемчужный кокошник-шишак, поверх которого повязывался шитый золотом платок. Платок завязывался под подбородком объемным узлом (см. картину).
Интересно, что с петровских времен знать носила европейский костюм, а значит представленные наряды с платками и покрывалами носили купчихи, крестьянки и горожанки. Это ломает стереотип представления о нищей России. Наряды такой ценности вряд ли может позволить себе нынешний средний класс.
10 Оренбургский пуховый платок. Существует всего несколько платков выполненных в двух цветах и один трехцветный, из них два двухцветных представлены на выставке. ОЛЬГА ФЕДОРОВА «Платок-паутинка *. 1959 Комбинат оренбургских платков, Оренбург. Козий пух, шелк, вязка на двух спицах.11 Вологодское кружево. АНГЕЛИНА РАКЧЕЕВА Пелерина «Юлия». 1995 Лен, сцепное плетение.
После торжественной части залы музея наполнила нарядная публика, как по заказу в платках, шалях и пелеринах, получилось этакое дефиле. Для тех же, кто был без этого модного аксессуара сувенирные ларьки предложили уникальные шерстяные и шелковые павловопосадские платки, кошельки и косметички с торжокской золотой вышивкой, салфетки и, конечно же, роскошный каталог.
121314
Выставка работает до 11 марта 2019 года.
Источник: https://marinochka78.livejournal.com/8603.html
«Русский музей» Познавательные
13 января 2019
Выставка «Платки и шали в России XVIII–XXI веков»
Русский музей обладает одним из лучших в России собранием платков и шалей – шелковых и парчовых, шерстяных и ситцевых набивных, вышитых, кружевных, вязаных. Значительная часть этой коллекции будет показана на масштабной выставке «Платки и шали в России XVIII–XXI веков».
Выставка представляет более 600 произведений разных видов текстильного искусства, живописи, графики, декоративно-прикладного и древнерусского искусства, более 30 комплексов костюмов, включающих платки, шали, шарфы и палантины. Платки и шали не только интересны как дополнение костюма, они также ярко представляют виды традиционного искусства, с самобытными узорами, разнообразными приемами ручного производства.
«Колокольцовские» шали крепостных мануфактур России начала XIX века, оренбургские пуховые платки-паутинки, вологодские кружевные косынки, нижегородские, каргопольские золотошвейные платки – уникальные явления национальной культуры. Собрание Русского музея ценно также наличием платков и шалей, изготовленных на предприятиях, изделия которых практически не встречаются в других собраниях страны, а также большим количеством предметов, имеющих фабричные клейма.
Эти предметы показывают развитие как мануфактурной текстильной промышленности, так и разных художественных центров народного искусства.
Одной из отличительных особенностей коллекции музея является наличие в ней экспонатов с интересной историей, ранее входивших в состав частных собраний известных коллекционеров XIX – начала ХХ века, и музеев, прекративших свое существование в начале тридцатых годов прошлого столетия.
Искусство ХХ века демонстрируют работы выдающихся художников и мастеров кружевоплетения, пуховязания, ручной росписи.
Современные художественные изделия представляет «Павловопосадская платочная мануфактура» – уникальный пример сохранения многовековой художественной традиции русского текстильного производства Российской империи.
За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась особенная школа, единственная в своем роде, благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников, колористов, набойщиков.
Выставка покажет этапы развития отечественной текстильной промышленности, художественных традиций в оформлении платков и шалей с XVIII до начала ХХI века…
платок Русский музей познавательный декоративно-прикладное искусство
Источник: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57227/episode_id/2068411/
Когда платочек был еще не синеньким и не скромным
Платок на Руси всегда был не только обязательной частью наряда — от простонародного до царского, — он был символом — положения в обществе, семейного статуса и даже политической ситуации в стране.
Казалось бы, не так много времени прошло с тех пор, когда без платка трудно было представить картину российской жизни, а традиции ношения платков и шалей сегодня практически позабылись.
А если и сохранились, то истинный их смысл мало кто знает.
Ну например, и сегодня в обиходе существует слово «опростоволосился», то есть совершил какую-то глупость, оплошность. На самом же деле слово это связано со старым обычаем сдернуть с головы девушки платок — с тем, чтобы ее опозорить. Женщине на Руси невозможно было показаться на людях без платка.
Но платок был не только частью наряда, иногда он был его декоративным дополнением, на первый взгляд — необязательным. И тут тоже возникает еще одно знакомое всем слово — «ширинка», которое сегодня используется совсем по другому поводу.
В старину же ширинкой называли квадратный платок, отрезанный по ширине ткани. Носили его в руке и поначалу для гигиенических целей не использовали. Отличались ширинки изысканной вышивкой и своей легкостью оттеняли тяжеловесные одежды того времени.
Держать в руках их могли и мужчины — чем дороже был платок, тем знатнее его владелец.
Если проводить аналогии с днем сегодняшним, то это как в девяностые некоторые «крутые парни» крутили на пальцах брелки с ключами от машин, так «крутые парни» допетровских времен крутили в руках ширинки.
Для девушек же, которые сами и вышивали ширинки, это была своего рода возможность продемонстрировать свои умения потенциальным женихам.
И лишь когда стало модно нюхать табак, ширинки превратились в носовые платки, которые тоже указывали на статус их владельца.
А тратили высшие сословия на носовые платки немало. Так, в гардеробе графа Николая Шереметева был 381 носовой платок — разных видов, фасонов и материалов. Такие платки часто украшали герб и инициалы владельца. Что порой играло с ним злую шутку — забытый в «неправильном» месте, такой платок мог привести к семейному скандалу. Но это не только на Руси — про платок Дездемоны все тоже знают.
Конечно, размах производства носовых платков ни в какое сравнение не шел с производством платков и шалей, которые были неотъемлемой частью одежды все сословий.
Вот и открывает выставку в Русском музее портрет царицы Марфы Матвеевны Апраксиной работы неизвестного художника — на нем бывшая царицей всего лишь два месяца Апраксина изображена в накинутой на корону фате — но это опять же не та фата, которую сегодня надевают невесты, в старину фатой называли накидку на головной убор, иногда фата окутывала все тело и была частью выходного костюма. К началу ХХ века фата окончательно вышла из употребления в качестве дополнения к одежде и стала использоваться лишь в свадебных церемониях.
Так или иначе, но без платков и шалей представить жизнь страны на протяжении столетий было невозможно. Поэтому их производство, как сейчас бы сказали, стало самым настоящим бизнесом — платки шили и вышивали на фабриках, в монастырях, в помещичьих усадьбах. И у каждого производства была отличительная особенность.
Так, в старообрядческом центре Русского Севера — Каргополе — получило развитие золотое шитье.
В Коломне на производстве купцов Левиных делали парчовые платки с цветочными узорами, ситцевые платки — во Владимире, Москве и Петербурге, русское кружево плели в том числе и в петербургской Мариинской школе кружевниц, выпускницы которой потом работали по всей стране, а яркий орнамент павловопосадских платков сегодня во всем мире ассоциируется с Россией.
Отличались платки и шали не только узорами и тканями, из которых их делали, — во многих областях были свои «модные тенденции» их ношения.
В Пскове из косынок делали «золотые головки», в Торжке праздничные костюмы украшали белыми платками с букетами в углах и мелкими цветочками по всему полю, которые складывали так, что они не образовывали складок, а в Торжке поверх роскошных кокошников надевали не менее роскошный платок, расшитый крупными листьями и цветами. Особенно горазды на выдумку в плане ношения платков были в Нижнем Новгороде, где закалывали платки под подбородком «на булавочку» или носили «в роспуск».
Ношение платков было целым ритуалом, процессом, которому уделяли и время, и силы. «Синенький скромный платочек» появился гораздо позже. А сейчас так и вообще — все надвинули одинаковые капюшоны и побежали.
Нет, платок или шаль не терпят современной суеты, поэтому, наверное, и ушли в прошлое.
Окунуться в которое теперь можно лишь на выставке в Русском музее — и поразиться мастерству, выдумке создателей платков, их ярким краскам и тому, что была еще недавно какая-то совсем другая жизнь, где завязыванию платка уделяли такое повышенное внимание.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора
Источник: http://www.interessant.ru/culture/koghda-platochiek-byl-ieshc-1
В объятиях русской шали
Когда ударили морозы и выпал снег, то можно согреться душой в Корпусе Бенуа Русского музея, где открылась дивной красоты выставка «Платки и шали в России XVIII – XXI веков».
600 платков и шалей: шелковые, шерстяные, парчовые, кружевные, пуховые. Тканые, набивные, шитые золотом. Завораживающие сложными узорами, радующие яркими красками, которые сияют, горят, словно перья жар-птицы.
Мы видим эти драгоценные произведения народного искусства в витринах, на манекенах и на стенах, где они показаны, словно картины.
И на настоящих картинах! Когда заходишь в первый зал выставочной анфилады, тебя, словно хозяйка, встречает «Купчиха» Бориса Кустодиева, русская красавица в атласном платье, с небрежно наброшенной на руку цветастой шалью.
Как рассказала Наталья Ковалева, научный сотрудник – хранитель отдела народного искусства, одна из кураторов выставки, Русский музей обладает одной из самых больших коллекций платков и шалей (более тысячи экспонатов).
Для выставки постарались отобрать только уникальные вещи – знаковые для того или иного центра народно-художественных промыслов, фабрики, времени. Выставка выстроена по хронологии – от конца XVII века до начала нынешнего столетия.
По словам Натальи Ковалевой, на выставке показан только народный костюм – то есть крестьянский и городской, купеческий, священнический.
Дворяне остались за кадром, так как светского костюма в музее нет.
И все же встречаются мемориальные вещи, связанные, например, с императорской фамилией. Обратите внимание на красивый зеленый платок из шелка, изготовленный во второй четверти XIX века на фабрике Василия Левина. В его узоре можно заметить инициалы и дату, которые указывают на его памятное значение: он был изготовлен к свадьбе будущего императора Александра Второго и Марии Александровны.
В зале знаменитых колокольцовских шалей в витрине красуется уникальная вещь. Это шаль длиной четыре метра.
Фабрика статского советника Дмитрия Аполлоновича Колокольцова была основана в начале XIX века. Наряду с фабриками В. А. Елисеевой и Н. А. Мерлиной она считалась лучшей в России. Узор шалей был двусторонним. Достигалось это применением особо сложной техники ткачества.
Создавались они вручную крепостными мастерицами. Девушки быстро теряли зрение на этой работе. Известно, что хозяева мануфактур не бросали ослепших девушек, для них создавали богадельни, подыскивали женихов, давали приданое. Чтобы сделать такую шаль, необходимо было трудиться несколько лет. Эти шали берегли, носили на выход, передавали по наследству.
Целый зал отведен золототканым платкам. Крупными центрами этого ремесла были Нижний Новгород, Каргополь.
Бытует мнение, что все женщины в стародавние времена умели шить, вышивать, ткать. Это не так. Для того чтобы превратить одежду в произведение искусства, все-таки нужен талант.
Из произведений Мельникова-Печерского «В лесах», «На горах» можно узнать, что богатые купцы заказывали приданое в монастырях. Там были мастерицы, которых с младых ногтей обучали искусству шитья, кроя, вышивания.
Это был такой русский крестьянский «от кутюр».
С развитием промышленного производства, появлением текстильных станков, анилиновых красителей платок «шагнул в народ», стал доступен очень многим.
В залах, представляющих этот вид декоративно-прикладного искусства в XX веке, есть шарф, с которым связана трогательная история любви. Этот шарф вручную расписал для своей жены Павел Николаевич Филонов. У него не было денег ей на подарок, и он выразил свою любовь этим шарфом, над которым работал полтора месяца.
Жена художника Екатерина Серебрякова так отозвалась о подарке в своем дневнике: «Паня стал рисовать мой шарф. Краски изумительные, преобладает вишневый цвет… Второй конец совершенно не похож на первый.
Там – изумительная легкость рисунка, точно он парит, а нижний – основательный, как принцип камероновской галереи… Шарф красив до бесконечности».
Последний зал посвящен ярким павловопосадским платкам.
Как рассказала Наталья Ковалева, сегодня это единственное в России масштабное производство платков и шалей. Оно пережило множество эпох и модных веяний, а его продукция до сих пор востребована.
Больше того, павловопосадский платок стал одним из брендов страны.
И по-прежнему присутствует в моде, будь то коллекции нашего классика Вячеслава Зайцева или известного провокатора художественного руководителя дома Баленсиага Демны Гвасалия.
На вернисаже шали и платки можно было увидеть по ту и по эту стороны витрин. Многие посетительницы музея решили продемонстрировать свои сокровища. Больше всего было, конечно, павловопосадских платков. Но встречались и настоящие раритеты – например, одна дама надела свой старинный нижегородский платок, сплошь шитый золотом. Не выставка, а праздник.
Юрий ОБРАЗЦОВ, фото Татьяны ГОРД
Источник: https://vecherka-spb.ru/2018/12/26/v-obyatiyax-russkoj-shali/
Платки и шали в России XVIII–XXI веков — Выставка, Мраморный дворец
Русский музей обладает одним из лучших в России собранием платков и шалей — шелковых и парчовых, шерстяных и ситцевых набивных, вышитых, кружевных, вязаных. Значительная часть этой коллекции будет показана на масштабной выставке «Платки и шали в России XVIII–XXI веков».
Выставка представит более 600 произведений разных видов текстильного искусства, живописи, графики, декоративно-прикладного и древнерусского искусства, более 30 комплексов костюмов, включающих платки, шали, шарфы и палантины.
Платки и шали не только интересны как дополнение костюма, они также ярко представляют виды традиционного искусства, с самобытными узорами, разнообразными приемами ручного производства.
«Колокольцовские» шали крепостных мануфактур России начала XIX века, оренбургские пуховые платки-паутинки, вологодские кружевные косынки, нижегородские, каргопольские золотошвейные платки — уникальные явления национальной культуры.
Собрание Русского музея ценно также наличием платков и шалей, изготовленных на предприятиях, изделия которых практически не встречаются в других собраниях страны, а также большим количеством предметов, имеющих фабричные клейма. Эти предметы показывают развитие как мануфактурной текстильной промышленности, так и разных художественных центров народного искусства.
Одной из отличительных особенностей коллекции музея является наличие в ней экспонатов с интересной историей, ранее входивших в состав частных собраний известных коллекционеров XIX — начала ХХ века, и музеев, прекративших свое существование в начале тридцатых годов прошлого столетия.
Искусство ХХ века демонстрируют работы выдающихся художников и мастеров кружевоплетения, пуховязания, ручной росписи. Современные художественные изделия представляет ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» — уникальный пример сохранения многовековой художественной традиции русского текстильного производства Российской империи. За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась особенная школа, единственная в своем роде, благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников, колористов, набойщиков. Выставка покажет этапы развития отечественной текстильной промышленности, художественных традиций в оформлении платков и шалей с XVIII до начала ХХI века.
При поддержке ПАО «Северсталь», ПАО «Силовые машины», золотодобывающей компании Nordgold, туристической компании TUI
21 декабря 2018 года в корпусе Бенуа Русского музея состоится круглый стол «Три века русского платка», приуроченный к открытию выставки «Платки и шали в России XVIII–XXI веков».
Программа:
10:00 — экскурсия по залам выставки «Платки и шали в России XVIII–XXI веков» для участников круглого стола (Корпус Бенуа)
11:30–15:00 — заседание круглого стола (Колонный зал, ресторан корпуса Бенуа):
· презентация изданий Русского музея к выставке «Платки и шали в России XVIII–XXI веков»;
· обсуждение выставки и актуальных проблем, связанных с производством, изучением, хранением и экспонированием платков.
Среди участников круглого стола — сотрудники Эрмитажа, Российского этнографического музея, Русского музея, Государственного исторического музея (Москва), Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, Музея истории русского платка и шали (Павловский Посад, Московская область), Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск ) и других музеев; художники Павлово-Посадской платочной мануфактуры, кружевницы из Балахны Нижегородской области; специалисты в области отечественного текстиля — Студия традиционного костюма «Русские начала» (Москва) и другие.
Вход для слушателей круглого стола по билету в музей.
По материалам rusmuseum.ru
Источник: https://wearts.ru/exhibition/199
В русском музее открылась выставка и цикл лекций «платки и шали в россии xviii-xxi веков»
В середине 80-х в журнале «Юный техник» был напечатан фантастический рассказ.
Его герой, ученый из Русского музея, изучающий народное искусство, выдвигает поразительное предположение, что рисунки и орнаменты на русских платках – что-то вроде иероглифического письма, закодированные древние послания.
И вот ученые уже исследуют платки с помощью ЭВМ и, разумеется, получают шокирующие результаты. В расшифровке, выданной машиной, содержится призыв о помощи и сообщение о катастрофе на третьей планете.
Типичные для 80-х темы: интерес к инопланетянам и завышенные ожидания от искусственного интеллекта. Но речь не об этом, а о том, что с платками все не так просто.
В русском музее открылась выставка и цикл лекций «платки и шали в россии xviii-xxi веков». Не думаю, что речь там пойдет об инопланетянах, но ученые могут многое рассказать о мировоззрении русского человека, положении женщины, политике и моде.
И все по платкам. Что приглянулось и запомнилось Анне Лесиной – в сюжете.
Опростоволоситься – на Руси это слово имело самое прямое значение, и чтобы навести на девушку позор, достаточно было сорвать с ее головы убор, опростоволосить. Символом женской чистоты и добропорядочности издревле был платок. С приходом православия он приобрел особый смысл. В Москве XVII века важной частью царского быта был платок-ширинка.
Вышивкой платков в XVIII и XIX столетиях занимались барышни всех сословий. В женских шкатулках хранились синель, шелк и золотые нити. Золотошвеи оставались безымянными, их своеобразной подписью были сложные художественные приемы, свои собственные в каждой губернии.
К середине XIX века на смену абстрактным растительным узорам приходят цветочные славянские мотивы — замысловатые гирлянды обрамляют пышные букеты из полевых цветов, роз и тюльпанов. Средник платка заполняют изображения ягод. В этой традиции вышивались ткани на производстве подмосковных купцов Левиных. Как, например, платок, посвященный свадьбе императора Александра II.
В XX веке цветочный орнамент укрупняется, а в послевоенные годы платок приобретает яркий, пламенеющий цвет. Его производством занимается Павловопосадская фабрика, ныне известная во всем мире.
Сегодня ручную набойку заменили ткацкие станки, а сам платок утратил свои сакральные смыслы.
Но, тем не менее, узорчатая ткань обладает удивительным свойством – в замысловатой вязи бережно хранятся многовековые традиции и тепло домашнего уюта.
Источник: https://topspb.tv/programs/stories/471308/
Платки и шали в России XVIII–XXI веков: актуальная информация, описание
О выставке
Государственный Русский музей представляет выставку «Платки и шали в России XVIII–XXI веков». Масштабный проект призван показать этапы развития русской текстильной промышленности, художественных традиций в оформлении платков и шалей с XVIII до начала ХХI века.
Посетители выставки увидят более 600 произведений разных видов текстильного искусства, живописи, графики, декоративно-прикладного и древнерусского искусства, более 30 комплексов костюмов, включающих платки, шали, шарфы и палантины.Все экспонаты размещены в семи залах. Первый зал даёт общее представление о разнообразии платков, косынок и покрывал в народном костюме.
Во втором зале находятся парчовые платки – одни из самых дорогих в народном костюме. В третьем зале представлены золотошвейные платки. «Колокольцовские» шали, созданные руками крепостных в помещичьих мануфактурах, – представлены в четвёртом зале. В пятом зале экспонируются набивные платки. Шестой зал посвящён невесомым пуховым оренбургским платкам и кружеву.
И заключительный, седьмой, зал посвящён ярким павловопосадским платкам.
По материалам официального сайта Государственного Русского музея и сайта power-m.ru.
Работы
-
16 декабря 2018−24 марта • Утрехт, Центральный музей, Agnietenstraat 1
Утрехт, Караваджо и Европа
Выставка «Утрехт, Караваджо и Европа» в Центральном музее Утрехта исследует различия между европейскими последователями Караваджо. Представленные работы на основе тем демонстрируют, как каждый художник следовал моде
-
15 декабря 2018−5 марта • Пекин, Галерея BEING 3, No.129 NanGao Rd., Chaoyang Dist
Чжу Вэй
Галерея BEING 3 представляет персональную выставку новых работ Чжу Вэя – одного из первых китайских современных художников, который принес традиционный метод живописи в мир современного искусства. В то время как другие его
-
12 октября 2018−17 марта • Оттава, Канада, Национальная галерея Канады, 380 Sussex Dr
Артур Лисмер и Гарольд Гилман. Шедевр в фокусе
В Национальной галерее Канады проходит выставка Артура Лисмера и Гарольда Гилмана «Шедевр в фокусе» , созданная в сотрудничестве с Художественной галереей Новой Шотландии и объединяющая эскизы, картины и связанные с ними
-
25 октября 2018−17 марта • Тампа, Флорида, Музей искусств Тампы, 120 W. Gasparilla Plaza
Роберт Индиана: скульптурная ретроспектива
Музей искусств Тампы приглашает на выставку «Роберт Индиана: скульптурная ретроспектива» . Этот проект был организован при помощи Художественной галереи Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк. Кроме скульптур Индианы, выставка
Источник: https://artchive.ru/exhibitions/1583