Выдающаяся архитектура: кикины палаты в санкт-петербурге

Кикины палаты в Санкт-Петербурге

Невозможно вернуться в прошлое. Но увидеть первозданный Петроград удастся, посетив Кикины палаты. Трёхсотлетний дом, словно соскользнувший со страницы книги, гостеприимно встречает не только любителей истории, но и ценителей музыки.

От особняка до штаба

Чем примечательны для туриста Кикины палаты? Спб славится величественными зданиями, но этот памятник архитектуры выделяется среди аналогичных уникальным обликом и особой энергетикой.

Одно из самых старых зданий города многое пережило на своём веку. В этих стенах жил казнённый за заговор сподвижник императора, позже здесь располагался лазарет, штаб конного полка, библиотека, хранилище экспонатов Кунсткамеры.

Обратите внимание

Облик палат с годами менялся. Самые серьёзные преобразования произошли в страшные годы блокады. Фашистские снаряды разрушили чердак и крышу, превратили в руины внутренние стены.

После войны палаты Кикина в Санкт-Петербурге получили вторую жизнь. Талантливые советские архитекторы подняли исторические документы, анализируя, как изначально выглядело здание. Реконструкция вернула былой вид и шарм особняку в стиле петровского барокко.

Кикины палаты в Санкт-Петербурге сегодня

Прогуливаясь вдоль набережной Невы, прохожий может забрести в уютный, просторный сквер. Кикины палаты в любую погоду выделяются на окружающем фоне бело-кирпичным ступенчатым силуэтом. Даже человека, далекого от архитектуры, восхитят особенности дома:

  • боковые крылья завершают фронтоны;
  • на фасаде – лопатки и волюты;
  • выступающие ризалиты;
  • двухмаршевое крыльцо;
  • верхний этаж с арочными окнами;
  • крыша с люкарнами и балюстрадой.

По каменным ступенькам торопливо поднимаются разновозрастные дети, спешащие в государственный музыкальный лицей. Кикины палаты приютили юных одарённых петербуржцев.

Здесь слышно чистое хоровое пение, звучание народных инструментов, играет камерный струнный оркестр. В Большом зале регулярно проводят концерты ученики и приглашённые исполнители, посетив которые, можно насладиться музыкой и осмотреть строение изнутри.

Месторасположение

Легко ли гостю города найти загадочные Кикины палаты в Санкт-Петербурге? Официальный сайт лицея предоставляет информацию о расположении достопримечательности.

От станции метро Чернышевская до объекта можно доехать на машине за 10 минут, или сесть на маршрутное такси, троллейбус, автобус.

А лучше прогуляться пешком через парк, по пути полюбоваться на Таврический дворец, заглянуть в музей «Вселенная воды».

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/kikiny-palaty-v-sankt-peterburge/

Кикины палаты

Кикины палаты

Адрес: Ставропольский пер., д. 9

Палаты Кикина, образец архитектуры петровского барокко, построены в 1714–1720-е гг., архитектором

А. Шлютером (предположительно) и др.; 1952—1953 гг., реставрированы архитектором И. Н. Бенуа.



После ареста

и казни «адмиралтейств-советника» А. В. Кикина, способствовавшего царевичу Алексею в побеге за границу, принадлежавшее опальному сановнику здание было конфисковано, и в нем

разместились коллекции Кунсткамеры (первого в России музея).

Сюда же перевезли личную библиотеку Петра I, впоследствии послужившую основой книжного собрания библиотеки Академии наук. Коллекции оставались в палатах Кикина до 1727 года.


Затем, когда коллекции сильно разрослись, Кунсткамеру перевели на Васильевский остров, в специально отстроенное здание.


Постройка палат Кикина началась в 1714 году и велась в два этапа. Первоначально здание было одноэтажным на подвалах с двухэтажной центральной частью.

В 1720-х годах над боковыми одноэтажными крыльями был надстроен второй этаж. Особенностью палат Кикина является тождество их планировки с центральной частью Большого Петергофского дворца.

Совпадали внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры обоих зданий.



Важно

В палатах Кикина фасады декорированы во втором этаже парными пилястрами, в первом — одинарными. На фасаде, обращенном к Неве, окна на боковых ризалитах обрамлялись сложными фигурными наличниками.

При постройке в районе Шпалерной улицы казарм для полка Конной гвардии палаты Кикина в 1733 году были приспособлены под полковой лазарет.

Большой зал использовали для полковой церкви.
Б. Растрелли возвел над средней частью палат колокольню с куполом и крестом. В дальнейшем палаты подверглись новым переделкам, сделавшим их неузнаваемыми. Вслед за разборкой надстройки Растрелли были срублены пилястры, и стены гладко оштукатурены.

В 1874 году к зданию со стороны Невы пристроили два симметричных лестничных помещения.



В 1941–1944 годах палаты Кикина сильно пострадали от артиллерийских обстрелов и пожара, и под обрушившейся штукатуркой открылись следы первоначальной обработки фасадов. Это дало возможность приступить к воссозданию фасадов в формах петровской архитектуры. Проект исполнила И. Н. Бенуа.

В процессе работ, осуществленных в 1952–1953 годах, были разобраны позднейшие пристройки, восстановлены пилястры на фасадах, возведены фронтоны над боковыми ризалитами.
При советах в здании размещалась детская музыкальная школа. В настоящее время идет вялая реставрация памятника…

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/kikiny-palaty

Кикины палаты

0 383

Кикины палаты – здание в стиле петровского барокко, построенное по проекту знаменитого немецкого архитектора Андреаса Шлютера, объект историко-культурного наследия нашей страны.

Возведение Кикиных палат проводилось в период 1714-1720 гг. Это – один из самых старых домов Санкт-Петербурга. Название особняка связано с именем его первого владельца – А. В. Кикина, сподвижника и друга Петра I.

Придворную карьеру Кикин начал в качестве государева денщика. Сопровождая царя в военном походе к турецкой крепости «Азов», денщик хорошо зарекомендовал себя и был отправлен на учебу в Нидерланды. В 1708-ом году Кикин был назначен главой столичного Адмиралтейства. Через 4 года ему был присвоен чин советника Петра по адмиралтейской части.

Совет

Казалось, судьба благоволит Кикину, и его счастливая звезда никогда не погаснет. Он стал одним из богатейших людей страны, начал строить себе особняк, больше напоминающий дворец. Но вот отношения с фаворитом Петра I Александром Меньшиковым у Кикина не сложились. Со временем между двумя соратниками императора возникла настоящая вражда.

Когда вспыхнул знаменитый конфликт между Петром I и царевичем Алексеем Петровичем, Кикин поддержал последнего. Именно бывший денщик императора помог Алексею скрыться за границей. В 1718 году Кикин был взят под стражу и спустя некоторое время казнен одним из самых страшных способов – колесованием.

Строительство Кикиных палат к тому времени еще не было завершено. Недостроенное здание вместе со всем прочим имуществом казненного было переведено в собственность государства.

После завершения строительства палат в них была размещена знаменитая Кунсткамера, а также библиотека Петра I. Кунсткамера располагалась в Кикиных палатах вплоть до 1727 года. Когда здание перестало вмещать все экспонаты и коллекции редкостей, они были отправлены на Васильевский остров, в специально построенный дом.

В 1733 году в Кикиных палатах были открыты больница, канцелярия и штаб конной гвардии. В 19-ом веке здание было сильно перестроено. Пилястры (лже-колонны) были удалены, снесена надстройка-колокольня работы Растрелли. Стены покрыли штукатуркой, а с невской стороны к особняку сделали пристройку.

В годы ВОВ Кикины палаты были сильно повреждены бомбами и снарядами, неоднократно в здании происходил пожар. Однако, именно в это время штукатурка, нанесенная при последней реставрации, отпала, обнажив оригинальный фасад начала 18-го века.

Сразу после войны началась реализация амбициозного проекта архитектора И. Бенуа по возвращению Кикиным палатам исторического облика. Были возвращены на свои места пилястры, более поздние надстройки к зданию снесли, а с двух боков к палатам пристроили фронтоны.

В 1979 году власти Петербурга передали Кикины палаты Детской музыкальной школе №12. С 1995 года школа была преобразована в Санкт-Петербургский музыкальный лицей, который находится в этом здании до сегодняшнего дня.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/kikiny-palaty/

Кикины палаты

Когда мы с вами попадаем в новый для нас город, то, прогуливаясь по его проспектам-улицам-переулочкам, обычно с интересом рассматриваем окружающие нас здания. Мне думается, что подобным образом нам интуитивно хочется проникнуться атмосферой жизни той местности, в которой проходит наше путешествие.

В Санкт-Петербурге встреча со многими особенно старинными домами, на мой взгляд, подобна соприкосновению с судьбой неизвестного дотоле нам человека, с историей событий его уникальной жизни.

Обратите внимание

Здания, особняки, дворцы, расположенные на берегах Невы, заботливо хранят для нас с вами повести дней минувших. Раскроем страницы одной из них, рассказывающей нам о здании с необычным для слуха названием «Кикины палаты».

Находится оно в конце Шпалерной улицы и значительно выделяется своим фасадом на фоне других строений. Уверена, вы его уж точно ни с чем не перепутаете.

Историческая справка

Вначале, как и подобает любому повествованию, предлагаю вашему внимаю небольшой экскурс в историю.

Почему палаты «Кикины»

Александр Васильевич Кикин — фигура непростая, противоречивая. Выходит на арену истории он в качестве ближайшего соратника Петра Великого в конце XVII века.

Этот сын придворного конюха был близок Государю ещё с юношества, когда служил бомбардиром его потешного полка, да и в денщиках у Петра Кикин успел походить во времена Азовского похода против Османской империи.

Вместе с государем Александр Васильевич в 1697 году отбыл в Голландию для изучения «дела корабельного». Карьера его, как сказали бы сегодня, успешно задалась.

Ведь после заморских странствий он становится одним из руководителей в деле строительства кораблей вначале в Воронеже, далее на Олонецкой верфи, а с 1707 года получает звание адмиралтейца.

Оно была дано Кикину в силу того, что в его ведомстве оказалась постройка Адмиралтейства и выполнение прочих важных поручений Петра.

Таким образом, Александр Васильевич становится персоной весьма к царю приближенной и им жалуемой. Расскажу, что от того же петровского фаворита Меншикова Кикин отличался большей образованностью и культурой.

Понятно, что он позволял себе и соответствующий уровень жизни. Ему принадлежал дворец на Адмиралтейском острове, дома и усадьбы, имение в Первопрестольной.

Но более всего любимо деятелем было владение, о котором пойдет мой рассказ.

Важно

Будучи на вершине успеха, А. В. Кикин не смог пройти испытание «медными трубами», и в 1714 году он теряет расположение государя из-за раскрывшихся финансовых махинаций, в которых принимал участие.

Хотя даже после этого он всё же был оставлен в должности советника Адмиралтейства.

Вместо благодарности за царское милосердие Кикин затаил обиду и примкнул к лагерю оппозиционеров Петра, которым не нравились грандиозные царские реформы.

Вскоре Кикин возымел удивительное влияние на царевича Алексея, видимо узрев в нём возможность своего нового восхождения на олимп политического могущества.

Он устраивает побег петровскому сыну за границу. Но после того, как царевича выманили обратно в Россию, и тот отрекся от права на царствование, выяснилось, что одним из главных зачинщиков готовящегося столкновения отца и сына был Кикин.

На сей раз государь не вытерпел измены и приказал казнить предателя, что и произошло в марте 1718 года в Москве. Отмечу, что плетение антипетровских интриг как раз и происходило в здании, с которым я вас знакомлю. Ведь именно неподалёку от него в Литейной части Петербурга располагался также дворец опального царевича Алексея.

Итак, мы выяснили происхождение наименования этого интересного здания. Теперь расскажу о его дальнейшем использовании в Санкт-Петербурге.

Судьба Кикиных палат

Построены палаты были в 1714 году неизвестным зодчим.

Первоначально они представляли собой одноэтажный дом на подвалах с двухэтажной частью посередине. Именно здесь было размещено коллекционное собрание петровской Кунсткамеры и личной библиотеки Петра I с 1719 по 1727 годы.

Таким образом, Кикины палаты мы с вами можем считать пионером среди российских общественных музеев, пропагандировавших научный подход и систематизацию знаний об окружающем мире. Выставочные экспозиции требовали преобразований здания, поэтому вскоре оно становится двухэтажным по бокам и трёхэтажным по центру.

После перевода Кунсткамеры и Библиотеки в специально построенное для них здание на Стрелке Васильевского острова в 30-ых годах XIX века Кикины палаты были отведены для нужд конногвардейского полка.

Совет

В здании разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. В с вязи с чем над домом по проекту Ф. Б. Растрелли в центре была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом.

Читайте также:  Новые станции метро в санкт-петербурге в 2019 году

Мне было интересно узнать, что с того времени из-за архитектурных новшеств к Кикиным палатам пристало ещё одно название «Круглый дом». Но вот даже его гравюрных изображений я, к сожалению, не нашла, так что о происхождении подобного названия сказать ничего не могу.

Впоследствии, когда Конногвардейцы переместились в другое место, Кикины палаты ещё несколько раз подвергались перестройкам и достройкам. Одним из архитекторов, приложившим к этому руку был Александр Штауберт. От былого барочного очарования в итоге почти ничего и не осталось. В конце XIX века здание, используемое для нужд военного ведомства, обрело весьма скучный казарменный вид.

Кикины палаты в советское время

Надо отметить, что в революционные события 1917 года герой моего повествования находился прямо-таки в эпицентре происходящего.

Рядом размещался 19-ый полк кавалерии, примкнувший к революции, в соседнем доме расположилась большевистская типография газеты «Труд», а в двух шагах красовался штаб революции — Смольный.

Во время Великой Отечественной войны старейший дом петровской эпохи — Кикины палаты — сильно пострадал. Но ленинградцы не допустили исчезновения данного памятника архитектуры.

Исполком городского совета в 1952 году принимает решении о его непременном восстановлении «в историческом облике». С работой справилась Ирина Николаевна Бенуа — талантливый советский архитектор.

(Кстати, она также является представителем известной династии художников и искусствоведов нашей страны).

Работа была очень скрупулезной и ответственной. Ведь хотелось передать именно красоту архитектуры тех далеких времен, когда наш замечательный город только-только зарождался на берегах Невы.

Потому и третий этаж решено было выполнить в стиле барокко.

Я могу сказать, что здание, которое мы с вами видим сегодня, в те советские годы буквально получило второе рождение, благодаря нашим отечественным специалистам.

Кикины палаты сегодня

Теперь, зная историю здания и судьбу его сгинувшего в сети собственных интриг хозяина, согласитесь со мной, что дома порой действительно напоминают нас, людей. У каждого свои скелеты в шкафу, свои взлёты и падения. Сегодня Кикины палаты «поживают» довольно благополучно.

Вы можете увидеть этот красивый дом, завершающийся интересным фронтоном с арочными окнами, который являет нам стиль барочной архитектуры и напоминает о традициях Петровской эпохи. И вновь интересный виток истории.

Видно уж на роду Кикиным палатам было написано, замаливая грехи первого хозяина, впредь служить высокому и прекрасному. То в XIX веке они явили публике уникальную коллекцию Кунсткамеры, то с 1979 года служили помещением для Детской музыкальной школы.

Обратите внимание

Наверное, эти старые стены с большим удовольствием слушали игру юных талантов, нежели сплетни жадных до власти вельмож.

С 1995 года и по сегодняшний день под сводами старинного дома распологается Санкт-Петербургский музыкальный лицей. Творческие коллективы этого учебного заведения (камерный струнный оркестр «Прима», концертный хор, оркестр русских народных инструментов «Балалайка» и др.) постоянно с успехом выступают в России и за рубежом.

При желании о лицее можно почитать здесь.

Как добраться

Располагается этот чудный особняк на улице Ставропольской, 9.

Если у вас возникнет желание взглянуть на него вживую, то я советую совместить это со встречей с другими интересными местами, расположенными поблизости. Сама бы я специально лишь для того, чтобы взглянуть на данный дом, сюда не поехала. Другой разговор, если это станет приятным дополнением к вашей комплексной экскурсии.

Попробую предложить вам интересный маршрут, где рядом сконцентрировано много «уникальностей» и «удивительностей».

Для начала вам надо доехать до станции метро «Чернышевская» (1), в затем направиться пешком, как показано мною на карте.

По дороге вы встретите Таврический сад (2) и Таврический дворец (3).

Напротив (очень-очень советую!) есть уникальный музейный комплекс «Вселенная воды» (4).

Также на территории ГУП «Водоканала Спб» есть экспозиция в водонапорной башне (30 м от музея воды), далее вы как раз и пройдёте мимо Кикиных палат (5) и сможете полюбоваться Воскресенским Смольным собором (6).

Важно

На мой взгляд, это отличный, насыщенный маршрут. Только о билетах в водные музеи позаботьтесь заранее!

А вот вход в Смольный собор бесплатный, т. к. это действующий православный храм. От собора обратно к метро можете также пройти пешком (но это долго). Я посоветую такой выход:

  • до станции метро «Чернышевская» можно доехать на автобусах №№ 22, 46 и троллейбусе № 15;
  • до станции метро «Площадь Восстания» вас доставят автобус № 22 и троллейбусы №№ 5, 7.

Понятно, что на данных видах транспорта от тех же станций метро вы можете точно также добраться и до Смольного собора, рядом с которым находятся Кикины палаты.

Напоследок

Итак, мы с вами познакомились с судьбой ещё одного старинного дома в Петербурге.

Мне кажется, что порой весьма полезно совершать подобный исторический экскурс с целью ближе прикоснуться к прошлому того места, в котором проходит ваш отпуск.

Ведь порой из этой информации мы даже для себя самих можем извлечь массу полезных уроков. Ибо не замарайся-ка ты, Александр Кикин, в предательском сговоре, и судьба вновь бы непременно тебе улыбнулась. Да и жил этот исторический герой, в принципе, в достатке и довольстве даже после разоблачения его махинаций. Есть что намотать на ус…

Почти каждый старый дом для меня подобен уникальной книге, выпущенной когда-то в единственном экземпляре. Надо только захотеть её прочитать.

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kikiny-palaty

Петровское барокко: Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина

Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.

Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге.

Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

С дворцом связана городская легенда: Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца.

Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей».

Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни.

Совет

Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем».

После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра.

При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене).

Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами.

Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Васильевича Кикина, соратника Петра I.

Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе.

После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

Обратите внимание

При Кикине палаты были одноэтажными (их возвели по проекту Шлютера), позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместился лазарет и канцелярия.

Большой зал переделали в полковую церковь — в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось.

Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Монплезир

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов.

Небольшое здание было построено по рисункам царя архитекторами Андреасом Шлютером и сменившим зодчего после его смерти Иоганном Фридрихом Браунштейном. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра — Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем.

На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре.

Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры.

Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания.

В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I.

Важно

Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища».

Читайте также:  Отель ланкастер корт 4 звезды в петербурге у метро выборгская

Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови.

Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Марли

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа.

Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж.

Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей. В Марли приезжали члены царской семьи — Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной.

Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I — одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Павильон Эрмитаж

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения — чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте — подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году.

Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию.

Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Совет

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову.

В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю.

Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Источник: https://www.culture.ru/materials/120675/epokha-petrovskogo-barokko-pervye-zdaniya-sankt-peterburga-i-okrestnostei

Кикины палаты

В самом конце Шпалерной улицы выделяется это здание в стиле барокко — одно из немногих сохранившихся от петровского Петербурга. На фоне построек более позднего времени несколько необычно выглядят детали его архитектурного убранства: «ступенчатость» общего силуэта с центральной трехэтажной частью и двухэтажными боковыми, два выступающих ризалита…

Затейливые фронтончики, завершающие боковые крылья, лопатки и волюты на фасаде, двух маршевое крыльцо — все это характерные черты экстерьера богатых палат Петербурга первой четверти XVIII века. Но не только и не столько в архитектуре уникальность «Кикиных палат», как запросто называют это здание петербуржцы. В конце XVII века появилась в кругу сподвижников Петра эта новая яркая фигура.

Карьера Александра Кикина было типичной для «новых людей» из окружения царя-преобразователя. Сын придворного конюха, бомбардир «потешного» полка, денщик Петра, он вместе с ним 1697-м году отправился в Голландию изучать корабельное дело. Вскоре Кикин — ведущий мачт-макер на строительстве первых кораблей в Воронеже, затем становится во главе Олонецкой верфи.

И, наконец, с 1707-го он адмиралтеец, затем — адмиралтейств-советник, то есть главный кораблестроитель России. Будучи, как и Меншиков, выходцем из «подлого» сословия, Кикин нисколько не уступал всесильному временщику в энергии и предприимчивости, а в уме даже, пожалуй, и превосходил фаворита.

О доверии к нему Петра говорит хотя бы то, что Кикин зачастую вынужден был отрываться от своей основной деятельности для выполнения важных и особо секретных поручений царя.

Например, в 1705-м году сержант гвардии Кикин участвовал в осаде Милавы, а руководил военным действиями опытный, но медлительный фельдмаршал Шереметьев, которого новоиспеченным царский любимец должен был «государевым словом» подталкивать к активным действиям.

Более того, Кикин был обязан денно и нощно надзирать за престарелым фельдмаршалом, которого Петр подозревал в связях со своими противниками. В 1707-м Кикин направляется к украинскому гетману Мазепе с новым, столь же секретным заданием: разведать турецкие замыслы в связи с предстоящими действиями русских войск против Карла XII.

Обратите внимание

Затем руководит сооружением царских дворцов в Петербурге, а заодно занимается и многочисленными вопросами городского строительства. От Меншикова он отличался более высокой общей культурой. «Господин адмиралтеиств-советник, — Кикин, читаем мы в «Описании Санкт-Петербурга и Кроншлота. 1710 — 1711 гг.», — человек тонкого обращения, любит художников, просвещенных иноземцев».

Стремительным был взлет недавнего денщика. Высокое положение обязывало. И вот в начале десятых годов появляются дворец Кикина на Адмиралтейском острове (начало нынешней Дворцовой набережной), усадьба на Выборгской стороне, дома в окрестностях Петербурга, богатые палаты в Москве. Но, пожалуй, больше всего любил он дом в Первой береговой линии (ныне — нечетная сторона Шпалерной улицы).

Эти палаты были построены в 1714-м году и, как многие особняки аристократов того времени, имели характерную ступенчатую форму: двухэтажный центр и одноэтажные боковые крылья. Европейской моде отвечали ризалиты и разнообразные украшения фасада. А цокольный этаж и цокольный этаж были, несомненно, данью старой русской архитектуре.

В целом импозантные палаты Кикина полностью отвечали вершине славы своего хозяина. Но, как это часто бывает, высшая точка кривой является и началом ее падения. В 1714-м в очередной раз было раскрыто хищение казенных средств при государственных подрядах. Участвовал в этом и Кикин, который, правда, остался в должности адмиралтейств-советника, но уплатил большой штраф и потерял часть имущества.

Самое же страшное заключалось — в том, что он лишился доверия государя. Злость, обида и прежде всего стремление любой ценой достичь прежнего положения толкнули Кикина в лагерь недовольных политикой Петра. Очень кстати оказался дворец на Литейной стороне: здесь, вдали от аристократического центра Петербурга, легко было избежать злорадных насмешек недавних друзей.

Рядом располагался дом царевича Алексея — надежды многочисленных противников царя, палаты его приближенных, так что этот кусок Литейной стороны стал центром антипетровского лагеря. Практически неограниченным влиянием на наследника Кикин мог соперничать даже с его духовником — фанатичным священником Яковом Игнатьевым. Именно Кикин предложил план бегства царевича за границу, под защиту австрийского императора Карла VI. Это бегство, по его замыслам, должно было стать началом открытого столкновения между отцом и сыном. Но все пошло прахом. Царевича удалось выманить обратно в Россию, он публично отрекся от прав на престол, а на следствии одного за другим выдал своих недавних сообщников. Был арестован и Александр Кикин.

Допросы выявили его главную роль в антипетровской оппозиции. Петр, панически боявшийся заговоров, жестоко наказал своего недавнего любимца: 17 марта 1718 года тот был в Москве публично четвертован.

Имущество адмиралтейств-советника конфисковали. Отошел в казну и дворец в Литейной части. Однако пустовал дворец недолго. Давно уже волновал Петра вопрос о создании естественнонаучного музея, который познакомил бы русских людей с достижениями европейской науки. Базой музея должна была стать его огромная коллекция, считавшаяся одной из лучших в Европе.

Важно

Сравнительно небольшое здание «людских покоев» в Летнем саду было для нее тесным, тем более что коллекция непрерывно пополнялась чучелами зверей и птиц, минералами и археологическими находками со всех концов России. Решили разместить это богатство для всеобщего обозрения в бывших палатах Кикина.

Так здесь открылся первый русский публичный музей — Кунсткамера, главной целью которого стала пропаганда естественнонаучных знаний.

Размещение коллекции вызвало первое изменение в облике палат Кикина. Чтобы увеличить полезную площадь музея, был надстроен еще один этаж, и, сохранив ступенчатый контур, здание стало теперь с трехэтажной центральной частью и двухэтажными боковыми крыльями.

Дальнейшие перемены произошли в 30-х годах XVIII века, когда район «Смольной деревни» был отведен под слободу Конной гвардии. Доказавшйеся в самом ее центре палаты Кикина приспособили под штаб, и церковь конногвардейского полка.

В связи с этим над зданием возвели еще круглую колокольню, отчего к нему надолго пристало нелепое название «круглого дома».

Проходили годы… Конногвардейцы переместились в другое место. В 1828 — 1829 годы архитектор Штауберт вновь перестраивает здание для учреждения военного ведомства. Фасады палат Кикина лишились лопаток, тяг, карнизов и других украшении; был изменен третий этаж, отчего сооружение в стиле барокко приобрело унылый вид здания казарменного типа, характерного для николаевской эпохи.

Недаром постройки, возведенные рядом, получили в Петербурге название «Аракчеевских казарм». В октябре 1917-го здесь размещался 19-й кавалерийский полк, перешедший на сторону революции. В гуще октябрьских событий оказались и палаты Кикина: в одном из соседних домов находилась типография большевистского издательства «Труд», а совсем неподалеку — сам Смольный, штаб революции.

В дни гитлеровской блокады прямые попадания бомб и снарядов разрушили крышу здания, чердачные и межудуэтажные перекрытия, исчезли практически все внутренне стены. Пустые, безжизненные оконные проемы только усиливали впечатление, казалось бы, полной гибели знаменитого памятника архитектуры.

Совет

Но уже в феврале 1952-го исполком Ленгорсовета принял решение о восстановлении бывших палат Кикина «с полной реставрацией фасадов в их историческом облике». За дело взялась талантливый архитектор Ирина Бенуа — представитель известной в России династии художников, искусствоведов, знатоков истории и культуры.

Поднимались документы, прошлых лет, шаг за шагом исследовались фасады, на которых были обнаружены следы отделки Петровской эпохи. Протезировали наружные стены, где в ряде случаев кирпич выветрился от времени, тампонировались многочисленные трещины и выбоины.

На основе скрупулезных научных изысканий возник вопрос: каким же должен быть третий этаж?

Теперь он завершается треугольныным фронтоном с окнами арочного типа. Ризалиты венчаются фронтрнчиками, чей силуэт был характерен для эпохи барокко. Высокая крыша с люкарнами, окруженная деревянной балюстрадой, также соответствует традициям петровских построек. Так в результате уникальной реставрации здание Петровской эпохи получило второе рождение.

С 1979 года в здании бывших Кикиных палат располагалась Детская музыкальная школа №12 Центрального района, а с 1995 года на её базе было создано СПб ГБНОУ «СПб музыкальный лицей».

Источник: http://www.muzlyceum.spb.ru/about/kikini.html

Кикины палаты в Санкт-Петербурге: адрес и фото

Кикины палаты в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник архитектуры 18-го века и один из немногих жилых домов петровского периода, сохранившихся до наших дней. Перед ними находится сквер, который является излюбленным местом гостей Питера и горожан.

Читайте также:  Самый большой зоопарк в спб у метро горьковская, цена от 500 рублей

В 18-м столетии это величественное сооружение принадлежало одному из ближайших сподвижников Петра Первого. Александр Кикин, получивший образование в Голландии, был первым руководителем Санкт-Петербургского адмиралтейства, а также доверенным лицом царевича Алексея.

Последнее стало причиной его опалы.

Позже, когда в ходе расследования заговора наследника престола против своего отца выяснилось, что адмирал-советник принимал непосредственное участие в организации побега царского первенца за границу, он был приговорен к колесованию и умер на плахе мучительной смертью.

История строительства

Обратите внимание

Кикины палаты в Санкт-Петербурге были возведены в 1714-1720 годах на одном из земельных участков, принадлежавших адмирал-советнику. Примечательно, что на втором земельном наделе Кикина сегодня стоит Зимний дворец.

Архитектором, который руководил строительством, предположительно является Андреас Шлютер.

Он создал роскошный городской дом, или, как тогда было принято говорить, просторные палаты в стиле барокко с богатым внешним и внутренним убранством.

Описание памятника

Центральная часть дома была 2-этажной, и к ней с обеих сторон примыкало два одноэтажных крыла, предназначенных для хозяйственных нужд. Окна и дверные проемы Кикиных палат были обрамлены наличниками, а крыша покрыта плоской черепицей.

Здание имело боковые ризалиты, представляющие собой выступы, расположенные в центре и по бокам фасадов. Их особенностью являлось наличие затейливых декоративных завитков, так называемой волюты и лопаток.

Они выполняли не только декоративные функции, но и конструктивные, так как способствовали усилению стены.

Палаты Кикина в Санкт-Петербурге украшало парадное крыльцо, на которое с обеих сторон вели небольшие лестницы. Белые балясины придавали им особый, торжественный вид. Здание было декорировано фронтонами, и его венчала высокая крыша с переломом. Внутренняя планировка сооружения имела большое сходство с расположением комнат в петергофском Большом дворце.

Кунсткамера

После казни владельца в 1718 году Кикины палаты в Санкт-Петербурге были конфискованы в казну. Затем туда была перенесена коллекция Кунсткамеры и библиотека Петра Первого.

Так как в народе ходило поверье, что в доме бродит призрак убиенного Кикина, желающих увидеть собрание диковинок, принадлежавших царю, было немного.

Тогда царю, заинтересованному в популяризации естественных наук, пришлось прибегнуть к хитрости и обещать каждому, кто побывает в Кунсткамере, рюмку водки или чашечку кофе.

Важно

Благодаря такому рекламному ходу со временем число посетителей взросло, и экскурсии в бывшие палаты Кикина в Санкт-Петербурге даже вошли в моду среди представителей высшего света столицы. Известно, что нередко туда приезжал сам Петр Первый, желающий похвастаться перед заморским гостям своими «уродцами» и «зело старыми» предметами, привезенными из разных уголков страны.

Кроме того, часть здания была передана сестре царя — Наталье Алексеевне, которая устроила там один из первых российских городских театров.

Дальнейшая судьба

Согласно известной легенде, однажды Петр Первый, прогуливавшийся по берегу Невы, увидел ветвь дерева, которая удивительным образом вросла в его ствол. Он решил построить в этом месте новое здание для Кунсткамеры, куда перенесли коллекцию диковинок.

Вновь опустевшие Кикины палаты отвели под нужды столичного лейб-гвардейского конного полка. В частности, в них разместили сначала склад, а с 1741 года — лазарет и канцелярию.

Позже здание перестроили, над центральной частью возвели деревянную колокольню, устроив в бывших палатах советника-адмирала Кикина полковой храм.

В xix веке

Через 100 лет Кикины палаты в Санкт-Петербурге сильно обветшали, и их вновь реконструировали по проекту Александра Штауберта.

Последний крайне халатно подошел к решению поставленной перед ним задачи и, не раздумывая, уничтожил весь богатый барочный декор, украшавший фасад дома.

Кроме того, он убрал надстройку в виде колокольни, возведенную в свое время архитектором Растрелли, просто оштукатурил стены и со стороны набережной пристроили к зданию 2 помещения.

В хх веке

Во время Ленинградской блокады в результате интенсивных бомбардировок Кикиным палатам был нанесен серьезный урон. В 1952-1956 годах задние восстановили в виде, который предполагался наиболее близким к изначальному.

Точнее, так как изображений Кикиных палат петровского времени почти не сохранилось, автор проекта — архитектор Ирина Бенуа — создала экстерьер, который мог бы быть у городского дома той эпохи.

Что касается внутренних помещений, то была произведена перепланировка, в результате которой сооружение стало пригодно для размещения в нем учебного заведения — Детской музыкальной школы № 12, которая сегодня известна как Санкт-Петербургский музыкальный лицей.

Работа Бенуа получила высокую оценку экспертов в области истории архитектуры. Поэтому, восхищаясь современным обликом Кикиных палат, следует помнить, что мы обязаны им именно этой талантливой женщине, которая сделала многое для воссоздания облика послевоенного Ленинграда.

Кикины палаты в Санкт-Петербурге: адрес

Памятник петровской архитектуры находится на Ставропольской улице (дом 9). Перед зданием располагается сквер «Кикины палаты».

Санкт-Петербург — это город с развитой системой транспортной доступности, поэтому добраться до этого туристического объекта не составит никакого труда.

В частности, в нескольких метрах от сквера, на Шпалерной улице, находится автобусная остановка, до которой можно добраться на автобусах с номерами 54, 74 и 136.

Совет

Теперь вы знаете, где расположен сквер «Кикины палаты» в СПб. Фото этого места и известного исторического памятника, находящихся вблизи от него, вы также уже видели, поэтому наверняка захотите посетить этот уголок Северной столицы, где еще сохранился дух старого Санкт-Петербурга.

Источник: https://autogear.ru/article/307950/kikinyi-palatyi-v-sankt-peterburge-adres-i-foto/

Кикины палаты

Кикины палаты – дом, некогда принадлежащий сподвижнику Петра Ι – адмиралу-советнику Александру Кикину. Резиденцию Кикина стали возводить в 1714 году, к тому времени он уже побывал денщиком в Азовском походе Петра и получил в своё ведомство адмиралтейство. Дом был построен недалеко от Смольного института, но имя архитектора так и не удалось выяснить.

Однако существует версия, что в создании его проекта принимал непосредственное участие один из наиболее ярких и востребованных зодчих того времени – Андреас Шлютер. В 1718 году Александра Кикина приговорили к смертной казни, его колесовали как одного из организаторов бегства за границу царевича Алексея.

Ему так и не представилась возможность пожить во дворце, который уже несколько веков носит его имя.

Сразу после гибели Кикина дом приобрел статус казенной собственности. В период с 1719 по 1727 год здание Кикиных палат было переоборудовано под царскую библиотеку, также в нём хранилась богатая коллекция петровской кунсткамеры.

Спустя несколько лет здание перестроили, и здесь разместили канцелярию, церковь и лазарет. Впрочем, эти трансформации не были последними, Кикины палаты постоянно подвергались реорганизации.

В 1829 году в соответствии с проектом русского архитектора, представителя классицизма Александра Штауберта произошла очередная перестройка. На это раз декор в стиле барокко, украшавший здание на протяжении сотни лет, был окончательно уничтожен.

В XIX веке Кикины палаты преобразились до неузнаваемости. Например, к зданию были пристроены два дополнительных помещения со стороны Невы.

В период Великой Отечественной войны дом подвергался артиллерийскому обстрелу, затем палаты сильно пострадали от пожара, но в результате разрушений стали проявляться некоторые архитектурные особенности петровской эпохи. В 1952 году известный российский архитектор Ирина Бенуа взялась за воссоздание дома, её работа предполагала восстановление исторической самобытности здания.

Обратите внимание

С 1995 года здесь размещён Санкт-Петербургский музыкальный лицей. Это одно из самых престижных учебных заведений Северной столицы, в котором сотни детей обучаются игре на разнообразных инструментах.

Но прежде всего Кикины палаты – это архитектурное наследие города, которое обращает взоры к славному прошлому, во времена великого императора Петра Ι, который более трёхсот лет назад возвел город на Неве и навсегда изменил жизнь страны.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/kikiny-palaty/

Кикины палаты в Санкт-Петербурге

­

Питерские палаты Кикина

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня мы вновь отправимся в город Санкт-Петербург. Наш рассказ об одном из немногих исторических зданий, дошедших до наших дней со времен Петра I.

Кикины палаты — двухэтажное здание, построено неизвестным архитектором (по некоторым данным архитектором был А.Шлютером) в стиле характерном Петровскому барокко. Строительство дома началось в 1714 году, для одного из сподвижников Петра I — Кикина Александра Васильевича.

Палаты Кикина

 Александр Васильевич (1670-1718 гг.) родом из дворянской семьи воеводы Василия Петровича Кикина. В 1690 году Александр Васильевич поступает на службу бомбардиром потешного полка. В 1695 году участвует в «Азовском походе» в звании «денщик Петра I».

А уже в 1697 году в составе «Великого посольства», едет в Голландию, где изучает кораблестроение. С 1703 по 1704 годы Александр Васильевич служит  мачт-макером на Воронежской и Олонецкой верфях.

В 1707 году возглавляет «Петербургское адмиралтейство», тогда же ему было пожаловано звание «адмиралтеец». В дальнейшем в основном занимается кораблестроением.

В 1711 году, Александр Васильевич, жениться на родственнице вице-канцлера Пётра Павловича Шафирова, Надежде Ивановне Шафировой. В их семье родилось две дочери: Наталья и Матрёна.

Город Санкт-Петербург Палаты Кикина

В разгар своей карьеры, Александр Васильевич начинает строительство роскошного дворца, но уже через год после начала строительства, в 1715 году попадает в немилость Петру I. По некоторым данным его обвиняют во взятке. Кикина арестовывают и отправляют в ссылку в Москву, но вскоре он вернулся в Санкт-Петербург.

После возращения он сближается с сыном Петра I, Алексеем Петровичем, постепенно встал в оппозицию к петровскому режиму. Возможно, это произошло из-за давней вражды Кикина и Меншикова, который к тому времени имел огромную власть. Именно Александр Васильевич, помогает бежать Алексею Петровичу за границу.

Важно

Но, впоследствии царевич Алексей, сдает Кикина Петру I. В феврале 1718 года Александра Васильевича арестовывают, пытают. 5 марта во время очередной пытки Кикин признается во всем, и уже 17 марта 1718 года его казнили.

Все имущество Кикина Александра Васильевича, в том числе и недостроенные палаты, были конфискованы в казну.

В 1719 году в Кикинх палатах был размещен первый в Петербурге музей редкостей – Кунсткамера. Музей редкостей в палатах Кикина размещался до 1727 года, до того как на Васильевском острове было построено специальное здание «Кунсткамера».

В 1733 году недалеко Кикиных палат обосновалась Конная гвардия. Палаты были, приспособили под военные нужды, где разместился лазарет и канцелярия. Впоследствии был обновлен и фасад здания – по проекту Растрелли над центральной частью дома возвели колокольню с крестом и куполом.

В 1829 – 1830 годах под руководством архитектора А. Штауберга было разобрано парадное крыльцо, и надстройки Растрелли, перестроен третий этаж.

Кикины палаты после войны

Во время Второй мировой войны и блокады Ленинграда палаты Кикина были полностью разрушены. Однако в 1956 году по проекту архитектора И. Бенуа палаты Кикина были восстановлены, получив свой первоначальный вид. В настоящее время в Кикиных палатах размещается музыкальный лицей.

Адрес Кикиных палат:

г. Санкт-Петербург, ул. Ставропольская, д.9

Санкт-Петербург палаты Кикина

Кикины палаты в городе Санкт-Петербург

Кикины палаты Санкт-Петербург

Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи. Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).

Источник: https://prousadbi.ru/blog/palatyi/kikiny-palaty-v-sankt-peterburge.html

Ссылка на основную публикацию