Владимирский собор в санкт-петербурге: достопримечательность в стиле барокко

Барокко в архитектуре Петербурга. 18-й век

Петергоф

В 40-х — 50-х годах 18-го века при царице Елизавете по-настоящему развернулся талант отца и сына Растрелли.

Старший, Карло Бартоломео Растрелли, скульптор, еще при Петре I приехал в Россию и привез с собой своего пятнадцатилетнего сына — Бартоломео Растрелли младшего, ставшего архитектором. Он жил и творил только в России и стал истинно русским зодчим.

Даже имя его стало звучать по-русски: Федор Варфоламеевич. Растрелли строил в стиле барокко, но всегда вносил в этот стиль что-то исконно русское, за что и был назван «певцом русского барокко».

Бартоломео Растрелли

Обратите внимание

Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского обозначает «причудливый», «вычурный». Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века, а в России только в 18-м веке. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями.

Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами.

Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов.

Растрелли создал много великолепных памятников архитектуры в стиле барокко в Петербурге: Большой Царскосельский дворец ( Екатерининский), собор Смольного монастыря, дворец в Петергофе, Зимний дворец — вот лучшие образцы его творений.

Большой Царскосельский дворец. Барокко.

Во время Великой Отечественной войны Царскосельский дворец сильно пострадал от фашистских вандалов, были разграблены и уничтожены бесценные сокровища дворца. Конечно, многое было заранее спрятано работниками музея. После войны реставраторы долгие годы восстанавливали по крупинкам утраченную красоту. И вот этот шедевр таланта Растрелли вновь предстает перед миром во всей своей красе.

Ворота Царскосельского дворца. Барокко.

Царскосельский дворец. Атланты украшают стены. Барокко.

Золотой тронный зал в Екатерининском дворце. Барокко.

Янтарная комната. Царскосельский (Екатерининский) дворец. Барокко.

Скульптура в стиле барокко украшает стены. Царскосельский дворец. Барокко.

Собор Смольного монастыря. Барокко.

Петергоф. Дворец в стиле барокко и фонтаны.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ (1754 — 1762 )

С Дворцовой площади виден лишь фасад Зимнего дворца, торжественный и пышный, соответствующий его внутреннему убранству. Светло-зеленые стены, белые полуколонны то соединены между собой, то равномерно расположены на светло-зеленой глади стены.

В стиле барокко сочетание плоских и выпуклых форм, изящные наличники, обрамляющие окна, торжественные подъезды, арка ворот с прекрасной, литой чугунной решеткой и, наконец, сильно выступающий карниз сложной формы, богато украшенный скульптурой — все это создает богатую по своей выразительности поверхность стены. Построенный в середине XVIII века, Зимний дворец явился памятником торжества России, проделавшей за немногие десятилетия огромный путь от средневекового, отсталого государства до одной из ведущих держав тогдашней Европы. В дальнейшем внутри дворца совершали перестройку Росси, Кваренги, Фельтон и другие архитекторы. Сейчас это музей изобразительного искусства, Эрмитаж.

Зимний дворец, вид со стороны Невы. Барокко.

Зимний дворец. Интерьер.

Зимний дворец. Интерьер.

Источник: http://cvetamira.ru/barokko-v-arhitekture-peterburga-18-y-vek

Петербург эпохи барокко. Эпоха барокко в Санкт-Петербурге

  • Хочу поблагодарить Personal Tours за экскурсию для наших партнеров. За полдня успели посетить Пушкин, Часовню Ксении Блаженной, а также осмотреть город. Все было на высшем уровне, особенно хочется отметить четкость организации. Спасибо большое!Хочу поблагодарить коллектив компании Personal Tours за организацию тура на высоком организаторском уровне. Всё было быстро, интересно и насыщенно. Отдельная благодарность гиду Алёне, за прекрасную подачу материала. Спасибо.Хочу от всей души поблагодарить коллектив Personal Tours за прекрасно организованную работу, а гида Владимира Павлова за насыщенные и увлекательные экскурсии по Петербургу. Три экскурсионных дня пролетели незаметно. Успехов и удачи вам в работе!Коммуникационное агентство «Контакто» выражает благодарность PersonalTours и лично Карине Демачевой за успешный опыт сотрудничества на протяжении нескольких лет и реализацию экскурсионных программ на высоком профессиональном уровне. Мы ценим PersonalTours за ответственность, способность мгновенно реагировать на малейшие изменения и индивидуальный подход к решению сложных задач, который заслуживает самой высокой оценки. Надеемся, что позитивный опыт, полученный вНе можем не выразить своё восхищение профессионализмом гида Натальи Баженовой. 3 часа индивидуальной экскурсии по Эрмитажу для нашего сына 8,5 лет — адаптированная подача материала с изюминкой в форме диалога реализована так, что ребёнку было и доступно, и интересно, и что-то запомнилось. Благодарим за оперативность и чёткость в работе. Будем рекомендовать друзьям!Татьяна Буланова, Сергей Редько, МоскваХотим сказать огромное спасибо Юлии Любушкиной-Любич за целых три дня совместной работы. Потрясающий гид для работы с творческими клиентами. Немецкий фотограф, которому Юлия показывала город и пригороды Санкт-Петербурга, остался очень довольным. Юлия очень творческий и гибкий человечек, чутко реагирующий на пожелания клиента. Она в считанные минуты способна полностью перекроить программу и подстроиться под своих гостей!От имени коллектива ООО «Зика» дочернего общества международного концерна SIKA AG, выражаем Вам, Вашему коллективу, а также, непосредственно, гиду Баженовой Наталье глубокую благодарность за профессионально подготовленную, информативную и достаточно обзорную за отведенное время экскурсию на английском языке по городу Санкт-Петербургу. Надеемся на продолжение сотрудничества!Грязнов Юрий Николаевич Руководитель направления «Ремонт и защита конструкций» и проектов специального строительстваDie Buchung über das Internet erfolgte absolut problemlos. Der Kontakt war zuerst auf englisch und sehr freundlich. Für 2 Tage haben wir unsere Führerin Kira gehabt. Sie sprach hervorragend deutsch und konnte uns zu allem etwas interessantes sagen. Keine einzige Frage blieb unbeantwortet. Innerhalb dieser 2 Tage haben wir fast alles gesehen, was St. PeterThank you for all your help in organizing our two days in st petersberg. our guide Olga was very pleasant and punctual. she did her very best in explaining all the historical information. we understand that the period we arrived in St.Petersberg was probably the the height of the tourist season and so it madeХочу выразить огромную благодарность сотрудникам Вашей компании за великолепную организацию обзорной экскурсии на французском языке. Замечательная интеренсная познавательная экскурсия. Отдельно хочу поблагодарить организатора Карину и нашего гида Дмитрия Трояна. Спасибо за вашу заботу и профессионализм. Желаю всего самого доброго процветания.Научно производственное предприятие «АВИВАК» выражает благодарность PERSONAL TOURS, отдельное спасибо КАРИНЕ ДЕМАЧЕВОЙ и гидам, за творческий подход, чуткость, восприимчивость к пожеланиям, высокий уровень профессионализма, организации замечательных экскурсий, ответственное отношение к работе. Всегда готовы прийти на помощь. Спасибо ВАМ ОГРОМНОЕ!!!Огромное спасибо всей компании Personal tours и отельно менеджеру Ольге, капитану судна Катарина Дмитрию, фотографу Андрею! Приятно встречать и работать с профессионалами. Организация на высшем уровне. Без опозданий, начиная от подачи судна и кейтеринга,до результата ( готовый фотоотчет). Имею не маленький опыт фотосессий, но первый раз получаю фотографии в оговорённые сроки и даже раньше. А

Источник: https://personaltours.ru/peterburg-epohi-barokko

Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга

Стиль Барокко широко распространен в архитектуре Санкт-Петербурга.

К зданиям выполненным в этом стиле, относятся: Зимний дворец, дворцы Петергофа и Царского села, дворцы Воронцова и Строганова и, наконец, ансамбль Смольного монастыря (архитекторы Ф.-Б. Растрелли и С.

И. Чевакинский). Строительство почти всех этих зданий приходится на время правления Елизаветы (1741-1761), дочери Петра I.

Наиболее стандартным зданием в архитектуре Санкт-Петербурга, выполненным в этом стиле, является Зимний дворец. Он имеет типичную прямоугольную форму. В его центре находится двор. Также имеются фасады. Внутри и снаружи здание роскошно украшено.

Важно

Внутри Зимний дворец состоит из более чем 1000 помещений. Для обширных торжественных залов характерно наличие двух рядов окон. Каждая комната богато украшена. Это входит в необходимое содержание барокко. Присутствуют элементы ручной работы, множество углов, изгибов, завитков и т.д. На всем обилие позолоты.

Без особых изменений сохранилось до нашего времени и другое здание, выполненное в этом стиле. Это Екатерининский дворец в Царском Селе. Для него также характерны большие размеры (около 500 м) и строгая внешняя прямоугольная форма.

К нему примыкают четыре флигеля по бокам. Рядом со зданием находится парк. Все это объединено в целостный архитектурный комплекс в стиле барокко. Здание двухэтажное. Первый этаж занимают хозяйственные постройки, на втором — просторные светлые залы.

Они освещаются двойным рядом больших окон.

Внутреннее убранство залов роскошно. Наличествует много резьбы, драгоценных камней, редких природных материалов, что как никогда соответствует духу барокко. В большинстве своем все это позолочено. В составе парка присутствуют искусственные водоемы, многочисленные декоративные деревья и кустарники. Берега водоемов украшены античными статуями.

Ряд дворцов Петергофа по своей структуре напоминают Екатерининский дворец.

Наличествуют в архитектуре Санкт-Петербурга и здания, относящиеся к специфическому ответвлению барокко – «екатерининскому». Это здания, построенные в стиле барокко, но с учетом русской зодческой школы. К ним относятся Владимирская церковь, Андреевский собор, Ботный домик в Петропавловской крепости, а также Владимирская церковь в усадьбе Дылицы.

Лучше всего сохранилась до нашего времени Владимирская церковь в усадьбе Дылицы.
Для нее характерны следующие черты барокко: строгость стиля, красочность и обилие декора. От русской школы зодчества здесь особая гармоничность с окружающим пространством. В «елизаветинском барокко» оно отсутствует.

В дальнейшем барокко в Санкт-Петербурге, впрочем, как и во всей Европе, эволюционирует до лёгкости стиля рококо, растворяясь со временем в строгости классицизма.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/dostoprimechatel/barokko_v_arhitekture_sankt-peterburga.html

Архитектура Петербурга: эпоха барокко

Фото: trunov-dmitry.livejournal.comФото: bakulind.livejournal.comФото: dedmaxopka.livejournal.comФото: amacumara.ruФото: navigator-kirov.ruДворец Белосельских–БелозерскихФото: mytravelbook.orgПетровские ворота Петропавловской крепостиФото: pgs19.ruБольшой Екатерининский дворецФото: visit-petersburg.ruФото: arch-heritage.livejournal.

com

Большой, величественный, просторный Зимний дворец претерпел множество перестроек со времён своего рождения в 1754 году. Над проектом здания по приказу Елизаветы I трудился Франческо Растрелли. По задумке архитектора сооружение представляло собой замкнутое каре с большим двором, попасть в который можно было с юга через арки.

Главные помещения второго этажа: парадная лестница, тронный зал, церковь и театр расположены так, чтобы окна парадных залов выходили на набережную, а жилые — на юг и восток. Третий этаж располагал комнатами для придворных, а пространство первого этажа отошло для кухни и хозяйственных помещений. Фасад Зимнего дворца складывается из четырёх частей.

Северная часть с тремя крупными членениями и чётким ритмом колонн. Фасад со стороны Невы выглядит как непрерывная двухъярусная колоннада. С южной стороны у дворца семь членений, выступающий ризалит с портиком и парадный трёхарочный въезд. Не смотря на отличие западного и восточного фасадов, Растрелли сумел создать гармоничную композицию.

Сегодня Зимний дворец входит в состав музея Государственный Эрмитаж.

 пл. Дворцовая, д. 2

Совет

Кирпично-белый дом Александра Кикина — сподвижника Петра I — отличается сдержанностью в использовании декоративных элементов (один из признаков «петровского» барокко). Яркий фасад симметричного здания на первом этаже украшают одинарные пилястры, на втором — парные.

Окна, выходящие на Неву, обрамляют фигурные наличники. В XIX веке палаты перестраивали. В 1874 году у главного корпуса появились два симметричных помещения.

После Великой Отечественной войны палаты реставрировала архитектор Ирина Бенуа, представительница знаменитой династии художников.

 ул. Ставропольская, д. 9

Еще одним примером архитектуры барокко является Меньшиковский дворец, возведенный в 1714 году. Над роскошным зданием трудились зодчие Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Самая высокая в своё время каменная постройка в городе тянулась от Большой до Малой Невы.

Во дворце на Васильевском острове часто устраивали торжества, например, праздновали свадьбу царевич Алексей и принцесса Шарлотта София. Парадные черты заметны и в экстерьере дворца. Светло-жёлтые стены фасада украшают ризалиты и фронтоны с золочёнными коронами и вензелями, белые пилястры с каменными капителями и аттиком.

В специальной ложе над портиком играл оркестр, встречающий гостей.

 наб. Университетская, д.15

Собор, возведенный по проекту Франческо Растрелли, признан шедевром мировой архитектуры. Монастырский комплекс лазурного цвета в стиле барокко оформлен колоннами, фронтонами, волютами и карнизами.

Все декоративные детали создают удивительную игру теней и света. Собор симметричен, имеет форму равноконечного креста: пятиглавый собор окружают монастырские кельи.

После отставки Растрелли в 1763 году над убранством собора трудились архитекторы Юрий Фельтен и Василий Стасов.

 пл. Растрелли, д. 3/1

Обратите внимание

Ещё одно здание в «петровском манире» находится в Царском селе и украшает его уже 300 лет. Большой Царскосельский дворец в 1910 году был переименован в Екатерининский. Первоначально он представлял собой скромное двухэтажное здание, построенное в 1724 году немецким зодчим Иоганном Браунштейном. Современники называли постройку «каменные палаты».

Когда хозяйкой дворца стала Елизавета I, она решила изменить архитектуру поместья и пригласила для этого архитекторов: Михаила Земцова, Доменико Трезини и Франческо Растрелли. К 1756 году работы были закончены и перед императрицей предстал истинный пример стиля барокко.

Фасад украшали белоснежны колонны, орнамент отливал золотом, лепнина, фигуры атлантов, пятиглавая церковь дворца — каждая деталь отличалась роскошью и торжественность.

Читайте также:  Румянцевский сад в санкт-петербурге: интересные легенды

 г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Эта резиденция Петра Великого и его семьи сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии. Один из старейших дворцов Петербурга возводили с 1710 по 1714 годы.

Шедевр своего времени — Летний дворец отражает основные черты петровского барокко: строгая симметрия, оконные проёмы с обрамлением, использование разных цветов. Стены — светло-жёлтые, позолоченные оконные переплёты, тёмно-розовые барельефы и красная кирпичная крыша с флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца.

Цветовую гамму усиливают зелень Летнего сада, свинцовая вода Невы и Фонтанки, белоснежность мраморных скульптур. Во дворце Пётр I провёл последние годы жизни.

 наб. Кутузова, д. 2

Каждый прохожий замедлит шаг, проходя мимо этого здания, чтобы рассмотреть шедевральную работу придворного зодчего Франческо Растрелли. Он возводил дворец на набережной Мойки с 1753 по 1754 год. Украшением здания стал фронтон с гербом династии Строгановых.

Главный корпус здания в виде буквы «Г» выходит на набережную реки Мойки и Невский проспект, поэтому архитектор максимально украсил фасады дворца. Основными элементами декора стали колонны, маскароны и картуши. Первый этаж — для прислуги — Растрелли оформил рустом. Фасад второго и третьего этажей (с графскими апартаментами) украшен колоннами и богатой скульптурной отделкой.

Важно

Окна обрамлены наличниками с барочным мотивом. В 1790 году здание реконструировалось по проекту архитектора Андрея Воронихина.

 пр. Невский, д. 17

Главный вход в крепость построен в виде триумфальной арки. Возведение ворот проходило с 1708 по 1717 год под руководством известного зодчего Доменико Трезини.

Парадность постройке придают скульптуры в нишах арки: греческая богиня Афина в образах Полиады и Паллады. Первая статуя со змеёй и зеркалом в руках, вторая — в воинских доспехах.

Над воротами «парит» двуглавый орёл — свинцовая скульптура французского мастера Франсуа Вассу. Украшает арку аттик с барельефом. Ворота являются наглядным примером стиля барокко.

 Петропавловская крепость, д. 3

«Русский Версаль» в Стрельне принадлежал царской семье до 1917 года. Пётр Великий лично заложил первый камень в фундамент дворца в 1720 году. Большой Стрельнинский дворец переименовали в Константиновский, когда Павел I подарил роскошную усадьбу сыну Константину.

По проекту итальянца Николо Микетти, за работу над дворцово-парковым ансамблем берется Карло Растрелли. После пожара во дворце в 1803 году для реставрации царских покоев пригласили множество архитекторов. Среди них Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер и Луиджи Руска.

Сегодня композиция дворца удивит даже самого искушённого гостя. С каждой стороны света здание выглядит по-разному. При въезде ко дворцу главным элементом на фасаде кажется центральная тройная арка, украшенная бельведером.

А если вы находитесь в парке, то взгляд падёт на аркаду, над которой располагается обзорная терраса.

 пос. Стрельна, Березовая аллея, 3

Возведенный в 1762 году собор стал архитектурным памятником елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Пышные формы, декор фасадов, контрастное цветовое решение, пять куполов с кружевными крестами — всё это черты Николо-Богоявленского Морского собора.

Совет

Фасад также украшает лепнина, горельефы с ангельскими ликами, а парадные колонны составляют портик. Украшением колокольни является высокий шпиль. Особенность этой постройки в том, что за свою почти трёхсотлетнюю историю собор сохранил первозданный облик.

Дворец на Невском проспекте представляет собой уникальную постройку второй половины XVIII века. По приказу княгини Белосельской-Белозерской архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Фёдор Демерцов построили трёхэтажное здание в классическом стиле.

В середине XIX века главным архитектором здания в стиле необарокко выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер. Под его руководством до неузнаваемости изменился фасад дворца, построены флигели во внутреннем дворе, обновились внутренние интерьеры.

Архитектор использовал главные приёмы барокко: многоцветность, пышные наличники на нестандартных окнах, ажурные решётки балконов, фигуры атлантов и сложный ритм колонн.

 Невский проспект, 41

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/arhitektura-peterburga-epoha-barokko/

Владимирский собор / достопримечательности Санкт-Петербурга

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Храм посвящен Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси. Возведена церковь была в период с 1761 по 1769 год, решена в переходном стиле от барокко к классицизму.

Она известна тем, что прихожанином её был писатель Фёдор Михайлович Достоевский, а в 1828 году здесь отпевали Арину Родионовну, няню Пушкина. В советское время в храме находилась библиотека Академии наук.

В 1989 он был возвращен верующим, а в мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Описание

Пятиглавый собор представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму. Храм включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви.

Храм Владимирской иконы Божией Матери был построен на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки. Церемония освящения храма состоялась 9 апреля 1783 года.

В 1783(—1791?) году по проекту архитектора Джакомо Кваренги недалеко от церкви была сооружена отдельностоящая трехъярусная колокольня.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым к церкви был пристроен двухэтажный каменный притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне построенной Кваренги ещё один ярус, а в 1850—1853 годах по его же проектам были построены две часовни и сооружена ограда.

Обратите внимание

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну, няню А. С. Пушкина.

Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года храм был возвращен верующим и освящен 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

Главные святыни храма — Владимирская икона Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ Преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Источник: http://love-gorod.ru/saint-petersburg/obj/vladimirskiy-sobor

Князь-Владимирский собор | Гид по Петербургу 2019

Какие соборы Санкт-Петербурга самые известные? «Святую троицу» назовут все без запинки: Исаакиевский, Казанский, Спас-на-Крови. После упомянут Петропавловский, Троицкий, Преображенский, возможно, Александро-Невскую лавру.

Но сколько человек назовут Князь-Владимирский собор? Гости северной столицы, туристы вообще зачастую не знают о нем, ведь эта православная церковь – не туристическая достопримечательность, сюда в основном ходят местные жители, и не для того, чтобы любоваться красотой внутреннего убранства, а чтобы молиться и говорить с богом.

К тому же, при соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных.

История

Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.

Нынешний же собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще не два с лишним десятка лет. В итоге, основные работы проводились только в 1766-1789 годах.

Архитектура

Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.

Архитектурно Князь-Владимирский собор относится к переходному стилю от барокко к классицизму, есть также детали в стиле ампир.

Кроме того, вплоть до начала 21 века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда. Уже в 21 веке было несколько реставраций, последняя – в 2016 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.

Внутри

В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой – в центре.

Привычных для православного храма фресок нет, зато очень богато украшен иконостас и очень много важных, легендарных, нарядных икон.

Какое-то время в Князь-Владимирском соборе даже стояла икона Казанской Божьей Матери. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, – синий и белый.

Богослужения

В Князь-Владимирском храме проводятся как ветхозаветные, так и новозаветные богослужения. Попасть на них может любой желающий, а точное расписание можно узнать на официальном сайте. Также в храе можно провести таинство крещения, таинство венчания, таинство елеосвящения и таинство отпевания усопших.

Интересные факты

При соборе работают и проводятся:

  • различные лекции, мастер-классы по религиозной тематике;
  • младшая и средняя воскресные школы;
  • православный детский хор «Горчичное зернышко»;
  • любительский и профессиональный взрослые хоры;
  • просветительский центр для паломников «Княже Владимире»;
  • просветительская дружина «Витязи»;
  • футбольная команда «Княжичи»;
  • летний лагерь на озере Селигер;
  • библиотека;
  • церковная лавка;
  • церковный дом;
  • благотворительный фонд.

Режим работы

  • пн-сб 09.45.-20.00;

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/knjaz-vladimirskij-sobor/

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Недалеко от Невского проспекта на оживленной Владимирской площади Вы увидите величественный храм, это собор в честь Владимирской иконы Божьей матери, защитницы русской земли. Многие историки полагают, что именно благодаря этой иконе храм сохранился до наших дней.

Владимирский собор известен тем, что в нем часто бывал Федор Михайлович Достоевский, живший совсем рядом — в Доходном доме почт-директора Пряничникова. В этой церкви отпевали няню А.С. Пушкина Арину Радионовну, а старостой храма был один из предков выдающегося русского мыслителя и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Посещение храма Вы можете совместить с осмотром других достопримечательностей Санкт-Петербурга. Рядом расположены площадь Пяти углов, дворик Изумрудный город, Музей бабочек, а также Музей Арктики и Антарктики. 

Владимирский собор — краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко — коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Важно

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени.

Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России.

Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

Из истории

Трудно себе представить, что история такого величественного здания начиналось в 1746 году даже не с деревянного храма, а с временной церкви в частном доме.

Храм был организован за Фонтанкой, в Дворцовых или Придворных слободах в доме Фёдора Якимова, где был установлен походный тканевый иконостас.

Временная церковь существовала около года. Чтобы не тратить деньги на сооружение храма, новая церковь была возведена из старой разобранной часовни. Ее престол был освящен во имя Владимирской иконы Божьей матери.

Совет

Интересно, что эта деревянная церковь стала первой возведенной после нашумевшего указа Елизаветы Петровны о сооружении пятиглавых храмов, подобных Успенскому собору в Москве.

Вскоре церковь обветшала и с разрешения императрицы начался сбор средств на возведение новой каменной постройки. В 1761 году каменный храм был заложен. Полностью он был завершен через 22 года, то есть работы шли достаточно долго. В 1783 году была возведена и колокольня, выполненная по проекту архитектора Джакомо Антонио Кваренги.

Строительство Владимирского собора сопровождалось перестройкой всей прилегающей территории. Именно в это время возникла Владимирская площадь.

В годы борьбы с религией храм был закрыт. С 1932 года его помещения использовались под архив, библиотеку и трикотажное производство. Все убранство первого этажа было утеряно.

В 1990 году, благодаря стараниям Дмитрий Сергеевича Лихачёва и ученого Льва Николаевича Гумилёва, храм возвращен Ленинградской Епархии, а через 10 лет ему был присвоен статус собора.

В настоящее время церковь шестипрестольная.

При храме работает Детская воскресная школа, открыта школа звонарей. Детский хор Владимирского собора объездил всю Россию, пережил минуты служения у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме в пещере Рождества Христова. Пение детей этого хора поистине ангелоподобное и целомудренное.

Читайте также:  Кальянная у фрейда - уютная обстановка, расслабляющие кальяны

Надо отметить, что Владимирский собор в Санкт-Петербурге владеет копией Владимирской иконы Божьей матери. Оригинал с 1999 года хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.

Войти в этот храм-музей можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка. Икона находится в особом пуленепробиваемом киоте, внутри которого поддерживается необходимая температура.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21124.htm

Надо знать: Петербург эпохи барокко

Архитектурный стиль барокко начал формироваться в России в конце XVII века и достиг своего апогея на русской почве именно в имперской столице. Первыми представителями этого течения в нашем городе стали выдающиеся зодчие Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон и Джованни Мария Фонтана, которых Пётр специально «выписывал» из-за границы.   

Основные черты барокко  — это симметрия уравновешенность, использование ярких цветов при покраске фасадов, праздничность и даже выставленная напоказ роскошь.

Если при Петре и Анне Иоанновне русское барокко было довольно скромным, то веселая императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, сполна воплотила в архитектуре любовь к удовольствиям и развлечениям.

Обратите внимание

Ее главным архитектором был Франческо Бартоломео Растрелли, который тяготел к исполинским масштабам, пышности внутреннего убранства и обильному использованию позолоты.

В интерьерах елизаветинского правления использовались фантастические мотивы, обилие вычурных лепных и резных украшений, массивных зеркал и предметов, выполненных из хрусталя. 

По праву эту постройку можно считать самым старым каменным зданием, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец из четырнадцати комнат и двух кухонь был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей «петровского барокко».

Здание прямоугольной формы с четырёхскатной крышей венчает флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши расположены водостоки в виде крылатых драконов, углы здания рустованы камнем, цоколь выполнен из тёсаного камня, окна декорированы наличниками.

Вход во дворец представляет собой портал из черного мрамора, над которым расположен барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Самым главным элементом украшения фасадов являются 29 барельефов на морскую тематику, которые расположены в рамках между окнами первого и второго этажей. 

  • АдресЛетний сад, наб. Кутузова, 2

Собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором выступил Доменико Трезини. 

По внешнему виду Петропавловский собор сильно отличается от традиционных православных или шатровых церквей. Прямоугольное здание храма вытягивается с запада на восток, напоминая тем самым постройки западноевропейской архитектуры.

Внешний вид храма строгий, без излишества. Стены оформили плоскими колоннами и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде разместили фреску художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».

Западный фасад украсили с помощью шести пилястр с двух сторон от главного входа. 

Важно

Основная часть собора, которая приковывает к нему внимание – это колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Над крышей же возвышается восьмигранная золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.

 На долгие годы колокольня стала своеобразным городским ориентиром, так как собор, высота которого— 122,5 метра, был самым высоким зданием в Петербурге.

  • АдресПетропавловская крепость

Строительство дворца  для первого губернатора Петербурга Александра  Меншикова началось в мае 1710 года по проекту Джованни  Фонтаны и Готфрида  Шеделя.

Так как дворец строили для столь влиятельной особы, не поскупились ни на дорогостоящие строительные материалы, привозимые из-за границы, ни на парадные залы и роскошные покои. Помимо этого, Меншиков коллекционировал предметы искусства, которые добавляли облику дворца дополнительные штрихи великолепия и праздничности.

Фасад здания  подчеркнули пилястрами с каменными капителями и аттиком, а  боковые ризалиты украсили с помощью вычурных фронтонов с позолоченными княжескими коронами и вензелями.

Вход во дворец акцентировали с помощью портика из деревянных колонн, а над ним сделали лоджию для оркестра, который встречал бравурными мелодиями прибывавших по Неве гостей.

После постройки боковых двухэтажных флигелей и оранжерей с цветниками архитектурная композиция стала замкнутым четырёхугольником.

Под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени. 

  • АдресУниверситетская наб., 15

Церковь строится в период с 1731 по 1734 года архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком.

 Архитектора соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.

Так, объем церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике», а с запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом.

Совет

Стены церкви и колокольни украшены элементами в стиле римско-дорического ордера, на ярусах колокольни и на барабане купола изображаются коринфские и ионические ордера. Чуть позже на колокольне установили куранты. 

До начала XIX века храм считался придворным. В 1869 году в храме провели реставрационные работы, вследствие чего колокольню сделали выше, а храм и часовню расширили с трёх сторон, попутно сделав новый иконостас. 

В 1938 году, в период борьбы власти с религией, храм был закрыт, а в 80-х годах его предназначили для нужд метеорологического музея. В 1991 году церкви вернули её историческое предназначение, а в январе 1995 года вновь осветили.

До начала строительства в 1728 году около нынешнего собора был построен деревянный храм освящённый в 1710 году. Когда количество прихожан стало расти, а храм — неумолимо ветшать, был принято решении о строительстве нового каменного собора. Честь осуществить идею была отдана Карло Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. 

К 1733 году была построена западная часть здания, после чего возведение храма было приостановлено. Работы продолжились только после того, как Петербургу вернули статус столицы, когда Анна Иоанновна взошла на престол и повелела московской знати переезжать обратно в град на Неве. 

Собор представляет собой одноэтажное сооружение с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Луковичные купола собора, расположенные близко к друг другу на «барабане», находятся в центре крыши, что отличает собор от других сооружений подобного типа.

Колокольня разделена на три яруса. Второй и третий украшены пилястрами тосканского ордера, а в нише располагается звонница с колоколом XVIII века. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, увенчанный луковичной маковкой с золочённым крестом.

В 1938 году собор был закрыт, а внутри разместили магазин готового платья. В 2000 году его открыли как музей, а после – в 2010 году, осветили и стали проводить ежедневные богослужения.

  • АдресБольшой Сампсониевский просп., 41

Последний вариант дворца, активное строительство которого велось при Елизавете, закончилось в 1862 году.  Архитектором был Бартоломео Растрелли, а после – Юрий Фельтен,  Жан-Батист Валлен-Деламот и Антонио  Ринальди.

Дворец стал образцом барочной архитектуры, с её лучшими европейскими традициями.

За всю историю своего существования дворец восемь раз менял свой цвет: то он был красным, то его перекрашивали в розовый и жёлтый цвета, то он становился зелёным, каким мы его знаем сейчас.  

Одна из самых главных городских легенд связана со смертью Екатерины Великой, которая скончалась в своих покоях в Зимнем дворце.

Обратите внимание

Поговаривали, что накануне своей кончины императрица рассказывала, что видела саму себя выходящей из зала Зимнего дворца белых одеждах, а её сын Павел Первый, узнавший о состоянии матери только на утро, всю ночь мучился тревожными видениями.

После смерти императрицы фрейлины жаловались, что в коридорах дворца встречали прозрачную фигуру, напоминавшую императрицу.

Помимо этого, существует множество мифов, гласящих, что во дворце существует система тайных ходов и потайных лестниц, используя которые можно выбраться из дворца никем незамеченным.

В 1917 году, когда штурмовали дворец, возникла версия, что министр Александр Керенский покидал Зимний дворец, переодевшись в женское платье, используя тайные ходы. Однако впоследствии стало известно, что министр покинул Зимний задолго до атаки, и вовсе не в платье, а в обычном мужском костюме, используя всем известный выход.

Самый яркий памятник барочной архитектуры — Екатерининский Дворец в Царском Селе, строился по проекту Бартоломео Растрелли в 1752—1756 годах. Архитектор приложил все усилия для того, чтобы резиденция стала одним из самых впечатляющих и грандиозных построек в России, и в 1756 году состоялась торжественная презентация 325-метрового дворца перед российскими вельможами и иностранными гостями.

Одной из самых драгоценных, как в материальном, так и в художественно отношении, является Янтарная комната, которая, увы, сегодня считается утерянной.

Комната стала подарком прусского короля Фридриха Вильгельма I, который преподнёс её Петру I. При царствовании Елизаветы Петровны архитектору Растрелли было предложено «исправить» кабинет.

Таким образом, в отделку появилась золочёная деревянная резьба, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. 

Важно

Несмотря на то, что комната была одной из основных достопримечательностей дворца, печное отопление и сквозняки постепенно разрушали янтарный убор. Реставрацию проводили по мере сил и возможностей.

Последняя должна была начаться уже в XX веке, в 1941 году.

Однако война помешала благому начинанию, а чуть позже Янтарная комната исчезла во время оккупации Пушкина немецкими захватчиками и перевезена в Кенигсбергский замок, где находился музей янтаря. 

В 1944 году уже немцы, небезосновательно опасавшиеся наступления Красной Армии, эвакуировали бесценное произведение искусства в неизвестном направлении. С тех пор местонахождения Янтарной комнаты неизвестно. 

Версий о местонахождении Комнаты существует множество.

Одни говорят, что реликвия сгорела при пожаре замка в Кёнигсберге, другие утверждают, что она хранится в тайниках на территории Польши или Германии, или что находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Однако вероятнее всего, что Янтарная комната разошлась по частным коллекциям, которую уже никогда не удастся собрать воедино.

  • Адресгород Пушкин, Садовая ул., 7

Растрелли начинает строительство собора по приказу императрицы Елизаветы в 1748 году. Елизавета, которая уже тогда задумалась о своей благородной старости, видевшейся ей в образе тихой и спокойно жизни в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц, отдала для постройки храма территорию, где находился «Смольный дом» — дворец, в котором она провела свои юношеские годы. 

Архитектор обогатил рельеф фасадов трёхчетвертными колоннами, которые ранее не использовали при постройке зданий в Петербурге, и поставил их попарно, собрав в пучки, и таким образом выделив основные членения и углы. 

Смольный собор сторон стал для Растрелли символом нарушения европейских барочных традиций.

Если в Европе было принято делать барочным только главный фасад здания, то Смольный стал нарядным, объёмным и трёхмерным строением, которое можно обозреть со всех сторон.

 Архитектор смог не только привнести в постройку традиции европейского зодчества, но и вспомнить русские традиции, используя их для придания собору строгости и торжественности. 

Архитектор Джакомо Кваренги, автор Смольного института, когда проходил мимо собора, неизменно восклицал, снимая шляпу: «Вот это храм!».

  • Адреспл. Растрелли, д. 3/1

Источник: https://www.fiesta.city/spb/places/nado-znat-peterburg-epohi-barokko/

Соборы Санкт-Петербурга, храмы Петербурга, церкви в Петербурге

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры,парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно-храмы и соборы.

Портал GoPiter посвящает целый раздел храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому что они явлются неотъемлемой частью ансабля города.

Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.

Мы постарались расскзать и привести здесь подробное описание почти всех храмов, соборов и церквей Санкт-Петербурга .

Основные храмы и соборы Петербурга

Первым собором, построенным в Петербурге, стал Петропавловский собор. С него и началось строительство Северной Столицы России. Произошло это в 1703 году по приказу Петра 1. Позже Петропавловский собор (храм) стал усыпальницей для российских императоров. Архитектурный стиль собора – барокко.

Самый тяжелый собор мира – Исаакиевский собор. До великой октябрьской революции он был главным кафедральным храмом Питера. Этот храм — потрясающий символ классицизма, созданный Огюстом Монферраном. На разработку фундамента собора ушло 5 лет и труд 125 тыс. рабочих.

Одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге – Казанский собор.

Храм построен в честь победы в отечественной войне 1812 года.

Совет

Архитектура храма схожа с обликом Собора святого Петра в Ватикане. Северная часть Казанского собора представляет собой колоннаду из 96 колонн. Подобное размещение позволило разместить алтарь на восточной стороне храма как и положено. В 2000 году Казанский собор стал кафедральным.

Князь-Владимирский собор (официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира) в Санкт-Петербурге — православный храм, принадлежит Санкт-Петербургской епархии.

Еще одним уникальным собором Петербурга является Сампсониевский собор, храм построен в стиле аннинского барокко. На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Архитектор собора — П. А. Трезини. В настоящее время Сампсониевский собор является музеем.

Читайте также:  Романтические места санкт-петербурга для двоих

На Смольной набережной Питера стоит Смольный собор, построенный в стиле барокко. Высота собора 93,7 м.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

Пожалуй самым красивым храмом Петербурга признан храм Спас-на-Крови. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля».

Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков.

Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

Печально известный своим пожаром Троице-Измайловский собор когда-то являлся крупнейшим собором не только Питера, но и России. Но после создания Исаакиевского собора перестал таковым быть.

Обратите внимание

Удостоит внимания туристов среди прочих храмов и Александро-Невская лавра – сочетающая в себе барокко 18 века и ранний классицизм.

С момента основания Александро-Невская лавра являлась первой по значению усыпальницей императорской России.

Среди других примечательных храмов и церквей Петербурга стоит отметить Андреевский собор.

Это конечно же далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей. Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов, храмов, церквей и церквушек. И многие из них благодаря своей красоте и истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России.

Это такие памятники Российской истории и архитектуры как: Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира,Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии), Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, Крестодвиженская церковь, Церковь Спаса Нерукотворного Образа («Спасо-Конюшенная»).

Конечно за время своего существования многие храмы и соборы Петербурга утратили свой первоначальный облик. Но сейчас проведена или проводится их реставрация, и хочется верить в то, что когда-нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург в его первозданной красе.

Источник: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/churches

Владимирский собор

В Санкт-Петербурге много храмовых построек, которые сегодня помимо своей духовной миссии также являются великолепными памятниками церковного зодчества.

Я хочу познакомить вас с собором, располагающимся в центре города и находящимся под покровом Владимирской иконы Божией Матери. Он так и называется — Владимирский.

Как добраться

Храм находится по адресу Владимирский проспект, д. 20.

Попасть в этот храм очень просто. Вам нужно лишь доехать до станции метро «Владимирская».

При выходе на Большую Московскую улицу вы сразу увидите этот величественный собор.

Вход и режим работы

Вход во Владимирский собор, как в большинство православных храмов в России, свободный. При посещении только не стоит забывать о правилах внешнего вида.

Собор открыт ежедневно с начала утреннего и до конца вечернего богослужения. Расписание служб здесь.

Важно

В понедельник, четверг и воскресенье здесь исполняются Акафисты Серафиму Саровскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Иисусу Христу и Божией Матери. Это очень красивые службы.

Кстати, слово «акафист» означает «неседальная песнь», то есть он исполняется непременно стоя. Вы можете в любое время заказать здесь молебны о здравии свох близких и службы по усопшим — панихиды, литии, отпевания.

История Владимирского собора

Эта церковь, выполненная в стиле перехода от барокко к классицизму, появилась на месте своей деревянной предшественницы, которая существовала с 1747 года в районе речки Фонтанки, где располагались Придворные слободы (Это место так называлось в силу того, что поначалу здесь в основном проживала дворцовая прислуга). Новая церковь строилась пятиглавой по волеизъявлению Елизаветы Петровны.

Императрице хотелось видеть все каменные храмы Санкт-Петербурга подобными Московскому Успенскому собору. Средства на сооружение новой Владимирской церкви собирались под началом священника Иоанна Кирикова, который был убит грабителями в 1770 году и не дожил до её открытия.

При праздновании столетия собора в память об этом иерее на его могиле, расположенной в ограде церкви, был установлен памятник.

Период до революции 1917 года

В апреле 1783 года митрополит Гавриил освятил готовую церковь. В этом же году было также завершено строительство величественной колокольни (архитектор Д. Кваренги). Вот только имени создателя самого собора архивы для нас не сохранили. Первоначальный проект принято считать принадлежащим знаменитому мастеру Б. Ф. Растрелли. А воплощение идеи — архитекторам Х. Кнобелю или П. Трезини.

Но достоверных сведений сегодня, к сожалению, не имеется.

В XIX веке благоустройство собора продолжилось. В 30-ых годах трудами архитектора А. И. Мельникова создан трапезная и притвор с лестницами, ведущими на 2 этаж храма.

В 1948 году двухъярусная колокольня обрела дополнительный третий ярус, благодаря усердию архитектора Ф. И. Руска, который также сооружает подле церкви ограду и две барочные часовни.

Вокруг церкви располагался сад, остатки которого существуют и в наше время.

Собор имел несколько престолов. На первом этаже центральный из них был освящен в честь Иоанна Дамаскина, а боковые — в честь Священномученника Харлампия и Святого пророка Илии.

В верхнем храме главный престол был посвящен самой иконе Владимирской Божией Матери, северный — иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость», а южный — великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

Этот величественный собор и его почти семидесятиметровая колокольня завершали перспективу Загородного проспекта. И в наши дни они являются архитектурной доминантой на Владимирской площади Санкт-Петербурга.

Совет

Сама церковь в имперские времена была одной из самых богатых в столице. Сюда приходили горожане для поклонения трём великим святыням: Владимирской иконе Богоматери, Образу «Нерукотворный Спас», который был освящен преподобным Иоанном Кронштадтским, и иконе Серафима Саровского (с частицами его мощей).

Именно здесь совершилось отпевание Арины Родионовны — незабвенной няни великого русского поэта А. С. Пушкина. Также в данном храме и поныне ежегодно совершаются панихиды по Ф. М. Достоевскому, который был его прихожанином.

Советское время

В 1930 году храм, как духовное здание, был закрыт. Сюда перебрались фонды Государственной публичной Библиотеки для открытия именно в церкви глумливого филиала антирелигиозной литературы. Также помещения были отданы и стройтресту.

Но Божия Матерь хранила свою удивительную церковь, которая выстояла в грозное военное время.

После Победы в храме вновь размещается книгохранилище только теперь уже Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году здесь устроили вдобавок ко всему ещё и производство трикотажной продукции.

Конец XX века — наши дни

В августе 1989 года собор был возвращен Русской православной церкви. Кстати, этому способствовали писатель-патриот Лев Гумилёв и академик Дмитрий Лихачёв, предок которого был когда-то старостой этого храма.

Храм был передан в весьма плачевном состоянии — без оконных стёкол, крестов, с повреждённой кровлей.

В 1990 году в Светлый день Благовещения (7 апреля) собор был освящен будущим Патриархом России, а в ту пору — митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером). Владыка становится настоятелем этого храма, открывая в нём традицию настоятельства Петербургских митрополитов. (Следом за ним назначаются митрополиты Иоанн (Снычев) и Владимир (Котляров)).

С 1991 года по наши дни в соборе непрерывно ведётся ряд восстановительных работ. На куполах самой церкви и её часовен установлены позолоченные кресты, а купола покрыты медными листами. Отреставрированы фасады зданий. Вновь восстановлена могила первого настоятеля храма отца Иоанна Кирикова. Продолжается реставрация нижнего храма.

В настоящее время завершается золочение малых соборных куполов.

Статус собора эта церковь получила в 2000 году. Сегодня это один из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга.

Архитектура и внутреннее убранство

Об архитектурных особенностях Владимирской церкви подробнее можно прочитать здесь.

Иконостас верхней церкви

Я думаю, что в этом соборе ваше внимание непременно привлечет к себе замечательный иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, находящегося в верхнем храме.

Это настоящий шедевр церковного искусства. Он был создан под началом знаменитого Б. Ф. Растрелли лучшими архитекторами эпохи императрицы Елизаветы Петровны. До наших дней он сохранился почти в изначальном своем виде. Это образец искусства петербургской школы барокко.

С обеих сторон, с приходской и алтарной, этот иконостас украшен иконами.

Миссионерское служение Владимирского собора в наши дни

Воскресные школы

При Владимирском соборе сегодня существует детская воскресная школа, которая называется «Логос». Занятия в ней проходят по субботам и воскресеньям. Одной из её целей является стремление возродить утраченные семейные традиции и приобщить детей к красоте православной культуры.

Обучение чаще всего строится в форме диалога, происходящего во время беседы со священником. Здесь мальчики могут попробовать себя в качестве алтарников, а девочки, кроме непременных предметов — храмоведения, изучения Нового Завета и др., занимаются в кружках рукоделия.

также здесь есть театральная студия и занятия по изодеятельности.

Родители зачастую присутствуют на занятиях своих чад, а также сами посещают воскресную школу для взрослых.

Школа звонарей

Да-да, в этом замечательном соборе в 2000 году открыта школа именно с таким вот названием! Сюда приглашаются все желающие постигнуть эту старинную науку.

Меня не удивляет, что при храме появилось подобное направление. Ведь его величественная колокольня достигает 68 метров в высоту и является одним из самых высоких зданий центра Санкт-Петербурга.

Звонари часто принимают участие в различных церковных и светских мероприятиях, среди которых можно перечислить звоны в храмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, освящение церквей, концерты и фестивали, масштабные выставки и презентации.

Обратите внимание

Обучение происходит 2 раза в неделю в самой колокольне на своеобразном тренажере-звоннице. План занятий содержит в себе ознакомление с уставом колокольных звонов, их видами и так далее, сольное и ансамблевое исполнение, занятия по ритму, развитию слуха и нотной грамоте.

Начать заниматься здесь вы можете в любое время года. Правда, необходимо благословение настоятеля собора и рекомендации от церковного прихода, который вы посещаете.

Но, я думаю, что главное — само желание! Кстати, здесь применяется индивидуальный подход к каждому ученику, и нет какого-то жесткого учебного плана или единой методики.

Всё строится на личном взаимодействии с наставником и на постоянной практике.

Здесь ежегодно проходят обучение до 40 человек всех возрастов. Преподавателями являются звонари Владимирского собора под руководством Владимира Степановича Кайчука — старшего звонаря и начальника реставрационных мастерских храма.

За годы существования школа вырастила целую плеяду профессиональных звонарей, которые сегодня служат в церквях Санкт-Петербурга, других городов России и СНГ.

Ученики участвуют в поездках на фестивали и конкурсы в другие города, что помогает им постоянно совершенствовать своё мастерство и делиться опытом.

Особенно торжественно в Санкт-Петербурге проходит Пасхальный фестиваль, который открывают колокола Петропавловского собора.

Далее их песнь подхватывают и продолжают благовествовать остальные храмы Санкт-Петербурга. И этот звон длится всю Светлую Седмицу.

Приходская газета

При храме выпускается своя газета. С архивом выпусков можно ознакомиться здесь.

Библиотека, социальная и юридическая службы

Во Владимирском соборе есть своя библиотека и приходская социальная служба. С её разноплановой и очень полезной в наше время деятельностью подробнее можно ознакомиться здесь.

Мне лишь непременно хочется отметить, что с 2015 года именно эта служба организовала еженедельную благотворительную раздачу горячей пищи, необходимых вещей и медикаментов для нуждающихся.

Это происходит каждый четверг в 16:00

При необходимости для прихожан при Владимирском соборе оказывается и бесплатная юридическая помощь.

Тёплая пристань

Я очень люблю этот уютный и вместе с тем грандиозный собор Санкт-Петербурга. Когда входишь в него, на душе даже в пасмурные дни сразу становится светлей. Именно сюда не так давно привозили удивительную Феодоровскую икону Богородицы из Костромского монастыря.

Считается, что этот Образ принадлежит, подобно образу Владимирской Богоматери, евангелисту Луке.

«Феодоровской» икона названа в честь отца святого князя Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, который в крещении был наречен Феодором (в честь святого Феодора Стратилата). Этой иконой Ярослав-Феодор и благословил своего сына при его супружестве.

Интересен этот чудотворный Образ тем, что он двухсторонний. На её обороте изображена святая великомученица Параскева, облаченная в дорогое княжеское одеяние (её появление связывают с супругой Александра Невского).

Важно

Я вновь встретилась с этой удивительной иконой совершенно неожиданно для себя, когда, оказавшись в центре города, случайно зашла во Владимирскую церковь.

До этого видела её в Москве во время православной выставки и в самой Костроме при праздновании Преображения Господня.

Вот уж действительно, права православная поговорка, что «случай — это псевдоним Бога, который просто не оставил своего автографа»…

И, быть может, вы тоже прочитали мою статью о замечательном Владимирском соборе не случайно…

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/vladimirskiy-sobor

Ссылка на основную публикацию