?
Предыдущий пост | Следующий пост
Поздней холодной осенью 1890 года в Петербурге умирал мальчик, которого звали Николай Грачев.У него была тяжелая форма эпилепсии. Мальчик остался на попечении сестры Екатерины – они были сиротами, их семья разорилась, а роскошный особняк пришлось продать, чтобы оплатить долги обанкротившегося отца и снять скромный домик на Белозерской улице.
Коля был болен очень тяжело – его ноги отнялись, и ребенок не мог ходить, и начавшиеся приступы паралича всего тела, по словам врачей, рано или поздно должны были привести к его смерти.
Мальчик находил покой только во сне – доктора не могли помочь ему. Коля умирал, а ему было только тринадцать лет.
Однажды в полусне мальчик увидел в комнате женщину в сверкающих одеждах, в лике которой Николай с изумлением узнал Богородицу, которая сказала ему направиться к чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость» («с грошиками»).
Утром мальчик попросил Екатерину отвезти его к «Иконе с грошиками». Икона находилась в часовне при «Стекольном заводе». Когда брат с сестрой пришли в часовню, мальчика поднесли к иконе. Ребенок приложился к ней, а потом вдруг встал на ноги. Сестра испуганно попросила усадить Колю на скамейку, но тот ответил: «Нет-нет, Катя, я могу стоять!».
Николай сам дошел до дома. Сотни людей наблюдали исцеление – болезнь Коли отступила. Мальчик поправился настолько, что сумел поступить в рисовальную школу, а впоследствии успешно ее окончить.Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) прославилась в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной, представляющая собой список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую из Москвы привезла княгиня Наталия Алексеевна (сестра Петра Великого), осталась неповрежденной.В Петербурге икона стала одной из главных святынь, с нее делали многочисленные списки. На петербургском образе Божия Матерь изображалась в полный рост без Божественного Младенца. Левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя.Образ, до того времени с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. Обгорел только шнур, на котором святая икона висела в углу часовни, да прилипли к поверхности несколько мелких медных монет (грошиков) из разбитой вдребезги кружки для подаяний. С тех пор многие болящие и страждущие, прибегавшие к Пресветлой Владычице с искренней верой и горячей молитвой, получили исцеление перед Ее святым образом.
В 1898 году на месте часовни была построена церковь. Икона находится в Церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).
Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерина II. Освящение состоялось в 1790 г.
Храм выполнен в виде ротонды, снаружи окруженной колоннами ионического ордера.Внутри храм оформлен белыми коринфскими пилястрами. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове.Колокольня необычная и имеет вид четырехгранной пирамиды. На первом этаже находится помещение для крещения, на втором — звонница.
Инфа и фото частично (С) интернет
Метки блога:
Есть в нашем городе храм удивительного вида: сама церковь, круглая в плане, напоминает пасхальный кулич, а стоящая рядом колокольня-пирамида похожа на творожную пасху. Освященная во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь эта, в народе называемая «Кулич и Пасха», стоит на Троицком Поле, юго-восточной окраине Петербурга.
Небольшой каменный храм, давший название местности, возвышается посреди большой (б. Церковной) площади, в уютном сквере, обнесенном белой каменной оградой с металлической решеткой. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.
В конце XVIII века здесь, на Шлиссельбургском тракте, была основана мануфактура, которая по имени будущего Императора Александра I получила название Александровской.
Из флигелей, выстроенных для рабочих и служащих мануфактуры, образовалось селение, вскоре превратившееся в богатое пригородное село Александровское.
Близ села, на Неве, находилось имение генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского, который в начале 1780-х годов был назначен управляющим Императорским фарфоровым заводом и избрал летней резиденцией находившееся рядом свое поместье, где начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк.
После того, как в 1783 году Императрица Екатерина Великая пожаловала князю 200 тысяч рублей за верную службу, он задумал возвести рядом с домом в центре парка храм и посвятить его празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). При этом он пожелал выстроить церковь такой, чтобы она напоминала собой пасхальный хлеб (кулич), а колокольня — пасху.
В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.
-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году.
Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы.
О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» — над главным входом в храм с западной стороны.
Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова.
Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество.
Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,— круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами.
В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме.
Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857—1859 гг.
на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой.
Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904—1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.
В начале века храм находился за городом, в пяти верстах от городской черты; приход его составляли крестьяне сел Александровского, деревень Леснозаводской и Мурзинки, а также питомцы местного отделения Воспитательного дома, рабочие и служащие Обуховского сталелитейного завода, мастеровые и мещане.
Трижды в год в приходе свершались крестные ходы: 8 июля — в деревню Мурзинку, в Ильинскую пятницу — в деревню Леснозаводскую, 20 мая — вокруг села Александровского, в память избавления от холеры в 1848 году.
Прихожан храма хоронили на небольшом местном кладбище, находившемся в одной версте от церкви. На нем стояла приписная к Троицкой церкви кладбищенская Успенская часовня, где на Успение совершали поминание усопших. В 1852 году вместо нее была выстроена церковь Успения Божией Матери, уничтоженная после революции вместе с кладбищем.
16 октября 1883 года при церкви Святой Троицы земской управой была открыта народная школа на 50 человек, в 1871 году — устроено приходское попечительство, просуществовавшее почти полвека.
Работала при храме и библиотека, имеющая достаточное количество книг для любителей благочестивого чтения.
Имела церковь также два каменных дома — один для причта, другой для богослужений в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека, например, из деревень Леснозаводской и Царской Славянки.
В 1935 году власти закрыли храм и вывезли его убранство. Закрытым он стоял до конца войны, богослужения в нем возобновились в 1946 году.
Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен и поставлен в храме синий с золотом барочный иконостас. Тогда же было восстановлено внутреннее и внешнее убранство.
В середине 1960-х годов колокольня храма была поновлена: крошившаяся кирпичная кладка ее была покрыта сшитыми между собой металлическими листами.
Поныне церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») остается единственной действующей на огромные районы левого и правого берегов Невы, новостроек Веселого Поселка, Обухова, Рыбацкого, Купчина. Рассчитанный на 800 человек, сегодня храм явно тесен и существует насущная потребность в открытии в упомянутых районах новых храмов и молитвенных домов.
Иконостас.
До 1936 года главной святыней храма была икона Святой Троицы, сооруженная в 1824 году крестьянами села Александровского, пропавшая вместе с другими образами по закрытии храма. Хранящиеся ныне в храме иконы попали сюда уже после возобновления его в 1946 году.
Главными святынями церкви Святой Троицы являются особо почитаемые иконы: знаменитая чудотворная Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), прославившаяся в 1888 году чудом обновления, и чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, находившийся раньше в Свято-Троицкой церкви в Колпино.
Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), по преданию, была сооружена и пожертвована в Тихвинскую часовню близ Стеклянного городка одним благочестивым купцом, который возвращался по делам из Петербурга в Ладогу и спасся во время бури на Неве, причалив к берегу против Тихвинской часовни. 23 июля 1888 года во время страшной грозы молния ударила в деревянную часовню и, попалив все иконы, оставила невредимой одну только икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», обметав ее мелкими медными монетками в пол-копейки, принесенными богомольцами в храм и положенными ими в ящик у киота. При этом икона дивным образом обновилась, стала будто заново написанной. Монеты не врезались в образ, а прилипли к его поверхности. От этой иконы проистекали и проистекают многие чудесные исцеления притекающим к образу с верой в заступничество Царицы Небесной. Икона эта простого письма суздальской работы, а монеток всего — одиннадцать.
На месте Тихвинской часовни на берегу Невы, где произошло чудо обновления, была сооружена часовня большего размера.
А прежнюю, дабы сохранить ее как реликвию, перенесли в выстроенный рядом большой каменный храм в русском стиле во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»).
Неизвестно, где хранился чудотворный образ после сноса храма в 1936 году, но после 1946 года он был передан прихожанами в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где пребывает и поныне.
Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» («с грошиками»).
Другой чудотворный образ — святителя Николая Чудотворца попал в храм из Колпина, где пред ним молились тысячи богомольцев. Еще до основания посада Колпино, образ этот явился 23 декабря (5 января— н. ст.
) 1713 года пришедшему из Каргопольского уезда Олонецкой губернии работному человеку Иакову, который, страдая цингой и опухолью ног, лежал при смерти в больнице на старой пильной мельнице на реке Ижоре. И «явися образ святителя Николая Чудотворца сицевым образом…
лежал на земли, никому не ведом и не брегом, весьма обветшавши». От него Иаков и другие работные люди получили исцеление. После закрытия Свято-Троицкой церкви в г. Колпино, где хранился образ, он был в числе других икон отдан на один из колпинских заводов для сожжения в печи.
На заводе, в мусоре его нашла одна благочестивая женщина и унесла домой. В 1947 году ею он был передан в Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха»).
Интересен запрестольный крест в серебряном окладе, помещающийся в алтаре храма. Богомольцы почитают также находящиеся в храме иконы Божией Матери Тихвинской и Казанской, прп.
Серафима Саровского, молящегося на камне, прпп. Нила Столбенского. Молясь пред иконами прп.
Серафима и Нила, прихожане храма испытывают особое благоговение: и в один и в другой образы вложены частицы св. мощей преподобных.
Каждый вторник перед образом прп. Серафима Саровского всенародно поется акафист преподобному, каждый четверг — святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, а по воскресеньям — Божией Матери («с грошиками»).
В наши дни причт храма продолжает традиции благотворения, милосердия и помощи нуждающимся.
С 1989 года местом постоянного попечения причта и прихожан Свято-Троицкой церкви о душах одиноких людей престарелого возраста стала больница № 34 близ станции Понтонная.
Там призреваются 60 человек, из которых каждый раз исповедуются и причащаются Св. Тайн 15—20 человек. С 1990 года церковь перечисляет средства на детский дом.
С этого же года по средам, субботам и воскресениям при храме действует воскресная школа на 85 человек. Занятия Закона Божия и церковно-славянского языка ведут клирики храма: прот. Виктор Сажин, священник Георгий Артемьев и диакон Владимир Рождественский.
Обучаются в школе совместно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Порой они приходят на занятия вместе с родителями (что приветствуется клиром церкви), дабы прививаемые в школе начала добродетельной христианской жизни окружали ребят не только в стенах храма, но и дома.
С будущего года в школе планируется также преподавание церковного пения.
Престольным праздником храма является день Святой Троицы. Кроме того в храме празднуются торжественно:
2(15) января—преставление преподобного Серафима Саровского.
9(22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
19 июля (2 августа) —обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
23 июля (5 августа) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»),
24 октября (6 декабря) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
6(19) декабря—преставление святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Ежегодно 7(20) декабря, в день памяти прп. Нила Столбенского, пред его образом читается акафист прп. Нилу Столбенскому, накануне в храме служится всенощное бдение.
Другие статьи автора:
Храм «Кулич и Пасха» повидал немало чудес
06.05.2013
Петербургский храм, именуемый в народе «Кулич и Пасха», повидал немало чудес. Видно, положено ему всех удивлять. Круглая церковь-кулич с колокольней в виде пирамидальной пасхи получила настолько точное название, что мало кто помнит настоящее имя храма — Святой Живоначальной Троицы. Находится храм прямо у станции метро «Пролетарская», действует уже более двух столетий, был закрыт в советское время всего на десять лет. Сегодняшние чудеса храма — две чудотворные иконы: Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и колпинский образ святителя Николая.
Под боком у гиганта
В XIX веке место будущего храма находилось в десяти верстах от Петербурга, на территории села Александровское, во владениях генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского. На постройку церкви сановник получил большую сумму денег от императрицы Екатерины II, что удостоверяют сохранившиеся на фасаде здания памятные таблички.
Князь Вяземский доверил строительство знакомому архитектору Николаю Львову, поделился с ним своими идеями, и в 1787 году на свет появился необыкновенный проект.
Заказчик служил в юстиции, поэтому круглая церковь напоминала о «храме правосудия», а устойчивая пирамида колокольни — непоколебимость добродетелей.
В народе же новый ансамбль сразу стал называться «Кулич и Пасха» по образу блюд пасхального стола, хорошо знакомых каждому прихожанину.
С момента открытия Троицкий храм стал духовной опорой в жизни простых рабочих. Он находится рядом с большим Обуховским заводом, который в советские годы назывался «Большевик».
Промышленный гигант в какой-то момент загреб красавицу-церковь в свои руки. В 1938 году Троицкий храм передали заводу под клуб и библиотеку. В таком статусе здание пережило военные годы.
Но в 1946 году в церкви вновь разрешили проводить богослужения.
Возвращенный храм был абсолютно пустым. Все дореволюционные иконы и утварь бесследно исчезли, и целый год его приводили в порядок. Люди несли все, что сохранили у себя в домах. Так попали в Троицкую церковь две чудотворные иконы.
Колпинский образ
Этот образ святителя Николая прославился еще в петровские времена. Для строительства Петербурга лес с Синявинских болот сплавляли по Неве. Рабочие на болотах жили в землянках, и в поселении началась эпидемия. Как гласит предание, одному из рабочих явился во сне Николай Чудотворец и сказал, что надо отслужить молебен и обойти с иконой все землянки. После исполнения наказа болезнь отступила.
Чудесный образ святого Николая передали в церковь города Колпино, где она находилась до революционных лет, а после закрытия храма была потеряна.
На этот раз святитель явился женщине по имени Олимпиада и сказал ей, где найти исчезнувший чудотворный образ: у Ижорского завода в мусорной куче.
Исполнив волю святого, Олимпиада нашла икону и стала оберегать ее, а после открытия церкви «Кулич и Пасха» передала святыню туда. С тех пор и до самой смерти благочестивая прихожанка во время богослужений стояла в храме у иконы святителя Николая.
Освященные грошики
Вторая святыня храма «Кулич и Пасха» более известна. Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) является одним из списков известного образа Богородицы. История этого списка начинается с его загадочного появления. Икону нашли на берегу Невы, она попала в купеческую семью и передавалась по наследству.
После чудесного избавления от гибели в бурных водах Ладоги потомок купеческого рода отдал свою Спасительницу в часовню при Стекольном заводе. Летом 1888 года в это здание ударила молния. Часовня сильно обгорела, но лик Скорбященской Божией Матери просветлел, а на поверхность иконы прилипли грошики из стоявшей перед ней чаши для пожертвований.
Отмечают, что лежали там и золотые, и серебряные монеты, но украсили Царицу Небесную только простенькие медные грошики бедноты.
Большевики часовню при Стекольном заводе закрыли, а икону сохранили прихожане. В 1947 году на торжественном освящении Троицкой церкви в дар храму ее передал митрополит Григорий.
Записи всех чудес, происшедших по молитвам у иконы, собраны и изданы книжкой еще до революции. Но убедиться в ее дивных свойствах можно и сейчас, свидетельств хватает: от исцеления больных до удачного поступления в институт. Нередко именно к этой святыне стремятся приезжающие в Петербург современные паломники.
Называть этот образ Божией Матери Санкт-Петербургским предложил нынешний настоятель храма «Кулич и Пасха» протоиерей Виктор Голубев.
Через митрополита Владимира передавал он Патриарху просьбу дать особое название иконе с монетками: «Ведь есть в Тихвине Тихвинская Божия Матерь, в Казани — Казанская, в Смоленске — Смоленская, а у нас явилась Санкт-Петербургская», на что Патриарх ответил, что такое именование будет справедливо.
Покаяние активиста
Протоиерей Виктор Голубев рассказывает, что его приход всегда был многолюдным. В советские годы церковь была одной из немногих действующих. На большие праздники люди заполняли весь церковный сад, потому что внутри здания места не хватало.
Правда, после крестного хода немногие оставались на ночную службу. И сейчас храм во время богослужений полон. А это самое главное в жизни прихода, считает настоятель, ведь совместная молитва — первейшее из всех приходских дел.
Отец Виктор хорошо помнит, что не так давно для участия в любой церковной службе требовалась смелость настоящих исповедников веры.
Руководство соседствующего с храмом завода «Большевик» строго относилось к внутреннему облику своих работников. За посещение церкви человека порицали на собраниях, за венчание — могли уволить.
Христиан отслеживал специально назначенный человек — активист по натуре, любящий общественную работу, организовывающий районные выборы.
Но когда власть сменилась, этот общественник вдруг начал воцерковляться.
— Прихожане стали мне говорить, — вспоминает протоиерей Виктор Голубев, — отец настоятель, что же Вы его пускаете, он же столько горя принес людям. Я поразился: «Но ведь он пришел в Церковь! Господь всех принимает! Если бы Иуда покаялся, Он бы и его принял…» Но все равно остались недовольные. И я этому бывшему общественному активисту сказал: «Владимир Иванович, приходи в алтарь».
Он действительно был верующим, исповедовался, причащался. Со временем на заводе многое изменилось, он оттуда ушел, жил за городом. В 2002 году приехал в храм на Троицу. Жарища была. Я его встретил, говорю: «Что-то ты плохо выглядишь».
А он отвечает, что жена и дочь не пускали, 60 километров ехать до храма, но он отпросился: праздник ведь престольный! Он исповедовался, причастился, пошли мы крестным ходом, возвращаемся, а Владимир Иванович умер. Прямо в церкви. Я в следующее воскресенье вышел к народу: «Вот вы мне говорили, что его в храм нельзя пускать.
Дай Бог каждому умереть так: после исповеди и причастия, в храме!» Он ведь искренне каялся. Помогал нам школу строить…
Пасхальная радость
Школу при церкви решили построить после того, как в годы гласности и перестройки директора окрестных учебных заведений стали просить прислать к ним священника. Сначала настоятель отправлял к ним клириков храма, а потом решил, что пусть лучше люди сами приходят учиться Закону Божию.
Сейчас в школе занимаются не только дети, но и взрослые, которые не хотят отставать от своих чад. Есть группы для маленьких, которые приходят вместе с родителями, отведено время для молодежи и для взрослых прихожан. Несколько бывших учеников воскресной школы поступило в семинарию.
В ближайших планах настоятеля пристройка к школе, разрешение на это уже получено. Следить за храмом-памятником архитектуры — немалая забота, правда, сегодня это делать гораздо легче, чем раньше: — Я всю жизнь ходил в церковь и крест никогда не снимал, — вспоминает отец Виктор. — Все знали, что я верующий, я не скрывал.
Поэтому, когда меня в армию взяли, задумались: куда такого «попа»? И отправили в стройбат. Мы три дома построили в городе. Я тогда думал, что же получается, Господь послал меня в армию, а какая же это армия! А спустя много лет нам администрация дала средства на косметический ремонт храма.
Когда строители стали красить, я смотрю, они прямо по грязи кисточкой возят! «Что же вы делаете? — говорю им, — надо же прежде промывать!» Они думали, поп ничего не понимает в строительстве. Так пригодился мне армейский опыт. Я вызвал бригадира и заставил сделать правильно, чтобы не отвалилось все через год-два.
Покрасили в итоге прилично. А на остатки денег мы и колокольню подновили!
В пирамидальной колокольне на первом этаже располагается трапезная. Из нее узкая винтовая лестница ведет в небольшой кабинет настоятеля.
Протоиерей Виктор Голубев, прослуживший на этом месте почти 40 лет, радуется, что церковь-кулич и пасху-колокольню не разрушили в безбожные годы, что теперь люди могут свободно посещать храм.
С легкостью вспоминает исторические вехи, сердечно рассказывает о старожилах церкви. И улыбается так тепло, что видно — в его удивительном храме каждое воскресенье Праздников Праздник и Торжество Торжеств.
Материал был опубликован в издании «Вода Живая»
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Храм Святой Троицы "Кулич и Пасха" г. Санкт-Петербург — Храм Святой Троицы "Кулич и Пасха" г. Санкт-Петербург
????Дорогие братья и сестры! ????Мы с большим удовольствием приглашаем детей, молодежь и взрослых вместе изучать театральное искусство, учавствовать в спектаклях с глубоким христианским и нравственным смыслом и возрастать в вере! ????Занятия в театральной студии проходят каждую субботу ???? Суббота 11:40-12:40 детская… Читать далее →
????Дорогие братья и сестры! При храме Святой Троицы «Кулич и Пасха» действует Воскресная школа для взрослых «Пасха»! ????Мы , с большой радостью , приглашаем Вас изучать православное вероучение , Закон Божий, чтение Евангелия и Псалтири , толкование Библии и… Читать далее →
????БЛАГОДАРНОСТЬ Уважаемая Елизавета Александровна ! Хочу выразить сердечно Вам искреннюю благодарность за Ваш творческий подход, профессионализм и блестящий результат в обучении воспитанников театральной студии «Полёт» и за активное участие в Приходской жизни на благо церкви Христовой. Желаю Вам помощи Божией… Читать далее →
????Низкий поклон нашим труженикам ! Каждый понедельник с 15:00 , кроме больших праздников , наш храм закрывается на уборку . ????В этот понедельник мы потрудились на благо церкви, ????Спасибо всем кто откликнулся и пришел помочь в благоукрашении храма и прилегающей… Читать далее →
????Доброе утро! Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем Вас с праздником Пресвятой Владычицы нашей Богородицы именуемой «Всех скорбящих Радосте»!???? ????Да хранит Вас и ваших близких Пресвятая Богородица ! Желаем Вам здоровья душевного и телесного, духовной радости, любви и заступничества Царицы… Читать далее →
????4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в храме Святой Троицы «Кулич и Пасха» была совершенна Божественная Литургия. ????В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства. ????На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения… Читать далее →
????Дорогие братья и сестры!!! ????Давайте все вместе помолимся и поддержим наших ребят !!! ????В этот солнечный воскресный день, наша ????Театральная студия «Полёт» выступает на международном конкурсе любительских театров. ????Да хранит Вас Господь!!!
????ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ ТАЛАНТЛИВЫХ РЕБЯТ !! ????Сегодня, наша Театральная студия «Полёт» выступала на международном конкурсе любительских театров и заняла 3-е место!!! ????Это было очень волнительно, так как это первый выход нашей Театральной студии «Полёт» на профессиональную сцену. ????Дорогие наши ребята ,… Читать далее →
????Дорогие сестры! От всей души поздравляем вас с праздником в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии! ????Поздравляем наших именинниц с Днем Ангела : ????Казначея храма Надежду. ????Регента хора матушку Веру. ????Матушку Надежду. ????Свечницу Надежду. ????А также… Читать далее →
Дорогие братья и сестры! Сегодня всем приходом с радостью в сердце поздравили наших дорогих именинниц!!! Многая и благая лета ,дорогие сёстры во Христе !
Церковь Пресвятой Троицы — "Кулич и Пасха"
Фото — Mary, 2008.
Церковь Пресвятой Троицы — «Кулич и Пасха» Классицизм
Пам. арх. (регион.)
пр. Обуховской Обороны (Шлиссельбургский пр.), 235
- 1785-1787 — арх. Львов Николай Александрович
- 1790 — освящение
- 1857-1859 — ризница, притвор, ограда
Церковь построена на территории села Александровское, принадлежавшего генерал-прокурору кн. Александру Алексеевичу Вяземскому. Владение находилось в 10 верстах от столицы на левом берегу Невы. По замыслу Вяземского, проект храма разработал арх. Н. А. Львов. Своеобразная архитектурная форма храма дала ему название «Кулич и Пасха».
Храм выполнен в виде ротонды, снаружи окруженной колоннами ионического ордера.
Внутри храм оформлен белыми коринфскими пилястрами. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове.
Колокольня имеет вид четырехгранной пирамиды.
На первом этаже находится помещение для крещения, на втором — звонница.
Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II. Освящение состоялось в 1790 г.
Первоначальный вид сохранился до нашего времени.
В 1857-1859 гг. появились ризница, притвор и ограда.
В 1905 г. — мраморный с инкрустацией престол.
- Церковь.
- Ризница.
- Колокольня.
- Фото — Mary, 2008.
- Фото — Mary, 2008.
- Фото — Andrello, 2013?
- Фото — Наталия, 11.2005.
- Фото — Наталия, 03.2011.
- Фото — Т.В. Юркова, 2016
- Фото — Т.В. Юркова, 2016 (добавил IVa.)
- Фото — Nipnip, 10.2020.
С 1871 г. при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней. При храме было кладбище с церковью.
Кладбище с Успенской церковью было на границе с Мурзинкой. Его можно увидеть на этом сайте на фрагменте карты 1916 г. в публикации Мурзинка. (Граня)
Адмирала Колчака крестили в Этом Храме. (wexxx)
С 1938 г. — памятник архитектуры всесоюзного значения использовался под клуб.
С 1946 г. открыт для богослужения.
1962: Церковь Свято-троицкая «Кулич и Пасха» — пр. Обух. Обороны, 235 (Список абонентов ЛГТС. Часть II. 1962 г. С.215)
1965: Серафимовская (на кладбище) церковь — Новая деревня, Серебряков пер., 1. ([108]. С. 200)
1991: Церковь «Серафимовская» (на кладбище), Серебряков п., 1 Новая деревня. (Краткий справочник ЛГТС. — 1991, Л., 1992, С. 425).
(алекс IVa lenarch)
- Фото — люблюпитер, 08.2013.
- Фото — Nipnip, 10.2020.
В начале 1990-х гг. клир «Кулича и Пасхи» посчитал возможным новое строительство на прилегающей к храму территории. Тогда были возведены 1-этажные административный (лит. Д) и бытовой (лит.
Е) корпуса, которые специалисты признали серьёзной ошибкой: они перекрыли парадный вид на церковь с улицы Грибакиных. При этом сами строения под охраной не стоят.А в 2012 г. административный корпус принялись надстраивать вторым этажом.
Работы велись без разрешения органа охраны памятников. (spb1703.com, Сергей Беляев)
По информации кгиоповского специалиста по Невскому району Марии Гордеевой, Троицкая церковь обращалась в комитет для возможности надстройки здания школы, но в 2007 г.
Тогда предпроект даже был одобрен специалистами. Однако с тех пор законодательство изменилось, и теперь любой строительный проект в охранной зоне должен пройти историко-культурную экспертизу.
(spbvedomosti.ru, Сергей Беляев)
- Фото — Виктор М, 01.2011.
- Фото — Т.В. Юркова, 2016 (добавил IVa.)
- Садик хвойных с надписями для инвалидов по зрению.
- детская площадкаФото — Nipnip, 10.2020.
Невский район. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха)
Церковь Троицы в селе Александровской находится на Неве, по Шлисссельбургскому тракту, и устроена в 1787 г. попечением помещика, князя Александра Вяземского, по благословению митрополита Гавриила. Из указа, данного Синодом 1784 г.
июля 18 дня за № 115 видно, что строитель, генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский хотел устроить церковь во имя «Обновления храма Воскресения в Иерусалиме». Этот план выходил из желания устроить церковь так, чтобы здание храма походило на хлеб пасхальный (кулич), а здание колокольни — на «пасху».
Но так как церковь устроена была на царские средства, то по воле Императрицы Екатерины II она была посвящена имени Св. Троицы. Освящена в 1790 году.
Первоначально церковь имела вид круглый или вид полушария, которого высота в центре 11 погонных сажень; снаружи украшали церковь колонны из кирпича. Колокольня имела форму конуса, с квадратным основанием. Каждая сторона квадрата равнялась 5 саж., а высота конуса — 11 саженям.
В июне 1857 г. произведена переделка и обновление церкви. С западной стороны пристроен каменный придел, он окончен в мае 1859 года. На эту переделку, а равно и на другие постройки, истрачено было церковных денег 2 203 руб. 36 коп.
; от Александровской мануфактуры дано было 11 000 руб.
Церковной земли нет, но под оградой находится 875 кв. сажень. Эта земля разделяется на две площади: входную и на площадь, помещающую в себе церковные строения. Входная площадь есть правильный четвероугольник в 18 саж. длины и 10 ширины. Другая площадь, в 675 кв. сажень, имеет вид круглый, яйцеобразный, на ней находится церковь с колокольнею.
Сначала обе площади были открытые и на них было устроено 14 лавок, которые, за смертью князя Вяземского, не были довершены по назначению, и только в одной из них 20 лет жил церковный сторож. В 1857 г.
входная обнесена железною решеткою, с аркою для ворот, сделанною из плиты и с небольшими часовнями по бокам; кроме того, она двумя деревянными решетками разделялась на две площади, по восточной и западной стороне церкви. Обе площади вместе составляли пространство в 294 кв. сажени.
Около деревянных решеток насажен боярышник, а площади засажены березою, сиренью и другими растениями. Против колокольни к церковной ограде пристроены два деревянных сарая для дров и для разных церковных принадлежностей.
Из приведенного выше указа видно, что князь Вяземский, намереваясь устроить церковь, имел в виду устроить каменный дом для причта. Это и было им исполнено: построенный им каменный, двухэтажный дом у церковной ограды, с восточной стороны церкви. Здесь причт жил до 1806 года.
В этом году священник Михаил Добронравин, находя помещение в церковном доме неудобным и пользуясь правом законоучителя питомцев воспитательного дома, поместился в каменном флигеле, против церкви. Флигель этот принадлежал Александровской мануфактур, здесь священники жили по июль 1871 года.
С западной стороны примыкает к церковной ограде другой каменный дом, устроенный князем Вяземским, для богослужения в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека.
До 1834 г. оба дома принадлежали церкви, но когда в 1834 году все имение села Александровского было куплено бароном Шлипенбахом, тогда он же купил и оба церковные дома с надворными постройками и землею. В декабре 1837 г. священник Петр Цветков возбудил дело о принадлежности сих домов.
Дело доходило до Сената, который признал, что один из каменных домов несомненно принадлежит причту Троицкой церкви, но так как священники имели помещение от Александровской мануфактуры, то оный дом и оставлен во владении Шлипенбаха до тех пор, пока причт будет иметь помещение от мануфактуры.
Между тем, в ноябре 1872 г. прихожане из оседло проживающих крестьян постановили вносить в приходское попечительство по 1 руб. сер. с каждой ревизской души, всего 305 руб., на наем помещения для причта. Попечительство выдавало священнику на квартиру 12 руб., а псаломщику 8 руб. в месяц. В 1881 году эта выдача, по случаю накопившихся недоимок, была прекращена.
Князь Вяземский, устраивая церковь, имел в виду положить причту определенное жалованье, но за переходом имения в казну, по смерти князя, жалованье прекратилось, так как новый владелец Венкер не считал себя обязанным исполнить обещание князя Вяземского.
Клировые ведомости имеются с 1806 года с пропусками, а с 1850 г. — непрерывно. Церковного дохода причт получает до 3000 руб. в год. Собственно церковной суммы, накоплявшейся с 1873 г., считается 7386 руб. в билетах разного наименования и достоинства.
При устройстве церкви, к приходу ее принадлежали деревни: Александровская, Заводская (или Кокино) и Лесная, всего из 34 дворов, мыза Мурзинка (8 дворов), село Сарское или Смоленская слобода (34 двора), всего 76 дворов, в которых считалось 463 души обоего пола. В 1810 г. деревня Лесная соединилась с Заводскою.
По документам видно еще, что к здешнему приходу принадлежали еще мастеровые Александровской мануфактуры, которые по месту происхождения и по роду работ,делились на мастеровых тульских, сестрорецких, екатеринославских, чулочных и вольных воспитанников.
В 1807 году всех этих мастеровых по исповедным росписям значилось 194 человека, кроме жен и детей; в 1861 году, когда мануфактура упразднена, их было 832 души мужского пола и 440 женского. В этом году все они перечислены в петербургское мещанство и оставлены рабочими при карточной фабрике. К здешнему же приходу с 1806 г.
принадлежали питомцы воспитательного дома в числе 300 человек. С 1804 г. до 1826 г. сюда принадлежали 4 роты инвалидов нижних чинов, которых вместе с начальствующими было до 560 человек. В 1826 году они отчислены к Павловской инвалидной церкви. Всего по исповедным книгам значится 871 душа мужского пола и 966 душ женского.
Прихожане отличаются усердием к посещению храма Божия, «неопустительно» исполняют долг исповеди и причастия, часто служатъ молебны и имеют иного дней, чтимых с особенным благоговением.
Церковная ризница и библиотека имеют все необходимое для совершения церковной службы и достаточное количество книг для благочестивого чтения. Народная школа открыта 16 октября 1883 г. земскою управою на 50 детей обоего пола. Приходское попечительство открыто 14 марта 1871 года.
Председатель его, петербургский купец Роман Тихонович Гафа и члены из прихожан, числом 18 человек, утверждены указами консистории Кладбище величиною в 3 дес. 170 кв. саж. находится в версте от церкви. Часовня на кладбище во имя Успения Божией Матери устроена в 1848 г.
В Успеньев день здесь совершается поминовение усопших. «
Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).