Строительство Троицкого моста

Одним из старейших, популярных и красивых объектов на территории Санкт-Петербурга, является разводной Троицкий мост (ранее Кировский). Его ажурные чугунные пролеты, имеют большую художественную ценность. Массивность имперского стиля, создает неповторимый вид. Это 3-й по величине и значимости, из главных, переправ Питера.

До 1965 года, был признан самым длинным в городе. Используется в качестве пешеходного, автомобильного, а также пролегают трамвайные пути. Кировский мост в Санкт-Петербурге привлекает туристов, и считается чуть ли не «хлебной карточкой» художников.

История Троицкого моста

Первый Троицкий мост построили в 1803 году. Он находился выше по течению, чем современный. Первый вариант был плавучий — плашкоутный, т.е. имел опоры-понтоны. Сейчас данный вид используется для поддержки кранов и другой тяжелой техники, для работы на воде.

Строительство Троицкого моста

Изначально являлся деревянным и сооружался в весенне-летний период. Зимой же горожане пересекали реку по льду. Устанавливали переправу как раз напротив Летнего сада, что немного выше по Неве, и называли Петербургским. Прослужил городу — 20 лет.

В 1824 году возникла необходимость в постройке нового моста, так как старый уже начал приходить в негодность. Именно тогда его передвинули ниже и он стал соединять 1-й Адмиралтейский и Петроградский острова, через Троицкую и Суворовскую площади. Реконструкция, на тот момент еще плавучего моста, была завершена по проектам Базена П., Лебедева В. и Зуева А. в 1827 году.

Строительство Троицкого моста

Изначально его хотели назвать Суворовским, поскольку совсем рядом располагается Марсово поле, а на нем памятник полководцу. Но, передумали и переправа получила имя в честь рядом находившейся Троицкой площади. Эксплуатировали его около 70 лет.

В 1934 году скончался Первый секретарь Ленинградского обкома — Киров Сергей Миронович, в его память мост переименовывают в Кировский.

А в 1897 г началась еще одна основательная реконструкция, которая продлилась до 1903 года. В это период Троицкий мост в Питере стал постоянным.

Был объявлен международный конкурс, количество проектов достигло 16. Позже провели еще один тендер, который выиграла французская компания.

Было еще несколько вариантов, но Дума выбрала фирму «Батиньоль», которой управлял Э.Г. Эйфель. Он предложил проект моста арочной системы.

Строительство постоянного моста обошлось более чем в 5 млн. В контракте был специальный пункт, в котором говорилось, что строить Троицкий мост будут только русские рабочие и использоваться русские материалы. Утвержден проект Николаем II — 5 июня 1897 г.

Строительство Троицкого моста

Именно тогда переправа становится стальной. Сносится, регулярно подтопляемая, дамба из земли, расширяется и создается набережная из гранита. И Троицкий мост в Санкт-Петербурге приобретает знакомый всем вид и название.

Открытие моста собирались приурочить к юбилею свадьбы императорской четы, но своевременно его не завершили. Строительная фирма заплатила огромный штраф и открылся мост уже к 200-летнему дню рождения Санкт-Петербурга.

Были возведены временные трибуны и шатер для президента Франции и императора, чтоб гости Северной Пальмиры смогли сполна насладиться зрелищем крестного хода и последующим салютом. Еще долго в местных газетах Троицкий мост называли российско-французским символом дружбы.

Большое впечатление на людей произвело то, что первый развод моста был произведен простым нажатием кнопки, которую осуществил император России.

В 2001 году началась капитальная реставрация пролетного строения, с закрытием переправы. Была восстановлена вся архитектурная часть решеток, опор освещения, обелисков и др. Мост заново окрашен.

Многие внутренние части подверглись кардинальной замене и модернизации. Кроме того, ему возвращены изначальные символы императорской власти (корона и двуглавый орел).

Также была выполнена замена некоторых опорных частей, гранитной облицовки и многого другого.

Если вас интересуют мосты Санкт-Петербурга, то прочитайте про Кокушкин мост.

Как сделан, внешний вид

Мост красивый, изящный и большой, при этом имеете сложную конструкцию. Наиболее интересен 5-ый пролет. Визуально пролеты похожи на арочные сквозные фермы. На самом же деле — это сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Строительство Троицкого моста

Самый большой пролет — средний, 96 м. Имеет арочные, клепаные, решетчатые фермы, которые выступают вперед и уравновешивают боковое давление. 

Разводится мост у левого берега, при помощи электромеханического или ручного привода. Открывается на максимальную ширину под углом 72º. Пролет — однокрылый. Перильное ограждение имеет гранитные парапеты и обелиски со стороны площади.

Правый берег соединяет пролетную часть каменная аркада, ее длина — 79,88 м.Освещается Троицкий мост 16-ю канделябрами, которые, в свою очередь, имеют по 3 плафона. Дополнительно есть 24 маленьких канделябра.

Решетка моста и фонари были спроектированы архитекторами Р.

Патульяр и В. Шаброль в стиле французского модерна.

Если въезжать мост со стороны Марсова поля, то можно увидеть 2 ростральные колоны-обелиски. На пьедесталах располагаются мемориальные доски. Они посвящены людям, стоявшим мост и другим событиям, связанным с этой достопримечательностью.

Строительство Троицкого моста

Проезжая часть и тротуар разграничены поребриком, высотой — 50 м. По оси располагается разделительная полоса. Благодаря гранитным площадкам, есть возможность спуститься к воде.

Найти экскурсии в Петербурге >>

Туристам следует помнить, что Троицкий мост в Санкт-Петербурге подъемный. Развод начинается с 10 апреля и до 30 ноября.

Осуществляется в ночное время с 1.20 до 4.50 утра.

Первый раз разводка Троицкого моста была произведена ещё Николаем II в 1903 году. В то время разводной механизм сильно отличался от нынешнего и крыло двигалось по горизонтали, открывая проход для судов.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

В наши дни это сооружение уникально тем, что у него всего одного крыло, которое раскрывает просвет для судоходства. Сейчас разводка осуществляется благодаря гидравлическому приводу и противовесу массой в 1450 тонн. Чтобы поднять крыло на 70 градусов, механизмам требуется всего 6 минут.

Строительство Троицкого моста

Откуда лучше смотреть развод Троицкого моста?

Рядом с Зимним дворцом — лучше место для обзора. Конечно, можно увидеть и со стрелки Васильевского острова, но виден будет вдалеке. Многие туристы останавливаются прямо на Дворцовой и Петропавловской набережных, но летом необходимо приходить и занимать место минимум за час до официального графика разводки.

Интересные факты

В связи с различными событиями, переправа регулярно переименовывалась. С 1918 до декабря 1934 он назывался мостом Равенства. В связи со смертью Кирова С. М. произошло переименование в Кировский, кроме того, были заменены двуглавые орлы на обелисках. В 1991 году вернули официальное название Троицкий мост.

Строительство Троицкого моста

  • Разводная часть переправы располагается ближе к Дворцовой набережной.
  • Троицкий мост является объектом охраняемого культурного наследия РФ за номером 7802128000.
  • Пулковский нулевой меридиан находится в северной части переправы, по другим источникам он проходит по оси.
  • Если присмотреться к изменениям в наклоне орнамента, то можно в точности узнать середину моста.
  • Несмотря на прицельный и регулярный обстрел во время оккупации, городской мост ни разу не был разрушен, лишь частично пострадал.
  • Освещение переправы также заслуживает внимания. Фонари сделаны в виде торшеров, где нижние шары имеют чуть меньший размер, чем верхний, чтоб визуально они казались одинаковыми.

В Санкт-Петербурге туристы очень любят фотографировать переправу ночью, поскольку в это время суток Троицкий мост красиво подсвечен и выглядит поистине завораживающее.

В 1965 году началась реконструкция разводного пролета. Вместо горизонтального, он стал подъемным. Ширина была увеличена вполовину и стала 43 м. Были установлены гранитные скамейки вдоль парапетов. Также увеличили проезжую часть Троицкого моста.

Строительство Троицкого моста

Различный стройматериал, а также гранитные плиты, которые остались после основного строительства, были использованы для возведения в 1909 году костела в Ковенском переулке. Руководителем проекта стал Ландау И., бывший главным строителем Троицкого моста.

Обратите внимание на памятные доски, которые размещены на некоторых фонарях Троицкого моста. Это своеобразная история города. На них можно прочитать о значимых для переправы датах. Узнать о людях, которые принимали активное участие в его закладке и последующем строительстве.

Приметы и суеверия

Для многих горожан Троицкий мост важен благодаря большому количеству связанных с ним легенд и мифов.

Считается, что брак будет удачен, если молодожены увидят с него еще семь других и бросят в воду мешочек или коробочку из-под колец. Изначально в примете было сказано про обязательное посещение мостов, но современные реалии (множество застроек, перекрытых дворов и пробки на дорогах) внесли некоторые коррективы.

Летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград, для службы. Считался большим виртуозом своего дела, в 1927 г он пролетел между опорами Троицкого моста. В 1940 г вышел фильм-автобиография и этот же трюк для кино повторил летчик Евгений Борисенко.

Адрес и как добраться

Троицкий мост соединяет два берега Петроградского и 1-го Адмиралтейского островов. До него легко дойти от станций метро «Горьковская» или «Невский проспект». Время в пути не более 10 минут.

Другой вариант – доехать на автобусах 49 или 181 до Суворовской площади.

Кировский мост на карте города:

Официальные данные

Длина (общая) 582 м
Ширина 23,5 м
Вес 11 тысяч тонн
Какую реку пересекает? р. Нева
Количество пролетов 10
Что соединяет? Марсово поле и Троицкую площадь
Читайте также:  Где находится князь-владимирский собор в спб

Достопримечательности рядом

Троицкий мост располагается в исторической части города, поэтому вы можете увидеть его, посещая другие интересные места и музеи Санкт-Петербурга.

Рядом с Марсовым полем расположились Мраморный и Кантемировский дворцы. Напротив — Летний сад, Дворец Петра I. На Суворовской площади — Дом Салтыковых.

Строительство Троицкого моста

По другую сторону — Храмя Святой Троицы, Домик Петра I, Государственный музей политической истории.

По соседству располагаются мосты: Литейный мост, Дворцовый мост, Иоанновский, Биржевой, Прачечный и Эрмитажный мосты.

Также рядом располагается Заячий остров, на котором много различных достопримечательностей: Петропавловская крепость, Потерна Государева бастиона, Государственный музей истории города, Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко и др.

Приезжая в Петербург, обязательно посетите Троицкий мост. Прогулка по исторически значимым местам всегда помогает проникнуться атмосферой города. Кировский мост в Санкт-Петербурге красив в любое время, а фото в личном архиве еще долго будут будить воспоминания от посещения этого удивительного места.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

(Visited 647 times, 1 visits today)

Троицкий мост в Петербурге. История, легенды и интересные факты. Кто строил? Подвиг Чкалова

?

alkopona (alkopona) wrote, 2018-06-01 19:01:00 alkopona alkopona 2018-06-01 19:01:00 Category: Строительство Троицкого моста

Представляете, в Петербурге есть инженерное творение, связанное с великим и всемирно известным Эйфелем. Просто его невская работа не так высоко уходит в небо и несет совершенно иной архитектурный смысл, если в Париже была задача удивить, то в нашем городе нужно просто доставить людей с одного берега на другой. Да, по его проекту тут должны были построить Троицкий мост. Казалось бы, можно раскрутить эту мысль в основу всего сюжета, но строительство омрачили финансовые вопросы, и поэтому давайте лучше поговорим про взяточничество в нашей стране. Вы думаете, я буду талдычить из рупора на Марсовом поле про современность? Нет! Эта история произошла больше века тому назад, когда «Димон» еще не родился, а для уточки не нужен был домик.

Не буду размалевывать своими чернилами по вашему экрану предыдущие версии наплавных мостов, существовавших на месте нынешней переправы. Просто в их архитектуре не за что зацепится, а в истории некуда копнуть.

Тут были временные конструкции, но давайте перейдем сразу к концу XIX века и петициям с просьбой построить новый современный мост, обновив конструкции. Документ на имя царя подписало почти 2.

000 человек, и тем самым наше правительство тех лет не смогло скрыться от народного стона и решило заново соединить Троицкую и Суворовскую площади.

На строительство моста объявили инженерный тендер и даже присвоили проектное название — Суворовский, но со временем в основу легла другая сторона Петербурга и иная площадь.2.Строительство Троицкого моста

Эйфелевая башня Петербурга

Построить переправу через Неву и вписать свое имя в историю одного из самых красивых городов мечтали инженерные компании всей Европы. Пять заявок подали русские инженеры, шесть – французы, две – голландцы и по одной прилетело от болгар, венгров и даже испанцев, а победил в конкурсе Гюстав Эйфель.

Вы зададите логичный вопрос, а что же тогда помешало постройке? Оказывается, по совершенно формальным причинам на устроенный конкурс не успела податься французская компания «Батиньоль», так что ее проект специальная комиссия рассмотрела уже вне обязательной программы.3.Строительство Троицкого мостаНу и этот проект покорил их настолько, что все остальные конкурсные работы признали не подходящими, организовали новый тендер, но уже с меньшим количеством блекджека и бюрократии. На этот раз помимо упомянутой компании «Батиньоль» участвовали еще два кандидата, но симпатии Государственной думы все-таки остались на стороне французов, и некоторые историки поговаривают, что кандидаты были липовые, сугубо для галочки, создавая тем самым иллюзию выбора. Ну а люди говорят, что многие тендеры по такой схеме проходят и сейчас.4.Строительство Троицкого мостафото с сайта https://pastvu.com/В чем же был инженерный изыск задуманного сооружения? Оказывается, консольно-арочная система, которую запатентовали французские инженеры, позволяла сократить размеры опор моста, что делало его легким и изящным. Поэтому в 1897 году ход проекту дал лично Николай II, выделив на строительство моста 5,2 миллиона рублей. Но видать рабочие стачки, контр санкции и русский дух требовали от царя импортозамещения, поэтому в договоре прописали: «возводить переправу должны исключительно русские рабочие из русских материалов». Никаких таджиков, французов и арабов.5.Строительство Троицкого моста

Имперское взяточничество

Стройка закипела, сталь забурлила, а резные формы начали переплетаться в единую форму. Стройка дружбы, так называли бы ее журналисты, ведь считалось, что Россия пошла на встречу Франции, выбрав этот проект, а интересы строительной фирмы защищал будущий президент Франции — Клемансо. Казалось бы, под таким патронажем все должно пройти гладко.

Но есть в Петербурге довольно давняя традиция — вылазить за рамки бюджета, поэтому окончив работы строители потребовали дополнительную сумму сверх сметы. Они утверждали, что понесли излишние расходы в 700 тысяч рублей по вине города. 6.Строительство Троицкого мостаЕсли вы сейчас думаете, что давать на лапу тенденция современная и пришла исключительно из современного общества, то вынужден вас разочаровать. Если верить исследованиям Льва Лурье, а не доверять главному историку города у меня поводов нет, то оказывается, что представитель компании «Батиньоль» в России Ландау, получил право компенсировать откатом аж 5% от требуемых его фирмой у нашего города денег — 35 тысяч рублей. 7.Строительство Троицкого мостафото с сайта https://pastvu.com/Казалось бы, на этом факте можно и остановиться, но история была бы не полной без шоколадки «Россия», а так же без понесенного наказания. Такого же незначительного, как и в современной истории. Ведь продолжая исследования Лурье обнаружил, что экономный Ландау много платить отчислениями не собирался, а корыстный гласный по фамилии Романов, пользуясь своим влиянием в городском самоуправлении добился выплаты в 700 тысяч для «Батиньоля» за гораздо меньший процент, всего-то за жалких 20 тысяч рубликов. За что кстати почти сразу же и получил два года тюрьмы.8.

  • Пролет под пролетом

Ну и конечно же такая конструкция не смогла остаться незамеченной у одного из лучших летчиков нашего отечества. Товарщ Чкалов, в честь которого даже именовали одну из станций нашего метро, совершил исторический пролет под пролетом, как бы при этом масло не звучало маслянисто. В узких кругах поговаривают, что Герой Советского Союза был экспрессивным, но смелым, поэтому своими выкрутасами не раз доводил начальство до нервных срывов, а коллег по летному цеху до восхищенных аплодисментов.9.

Так случилось и в тот день, когда он пролетел под мостом Равенства, а Троицкий мост тогда назывался так, чем и заслужил особую пометку в личное дело, дополнительное взыскание, но и занес имя в историю. Но еще сложнее пришлось при съемках документального фильма, ведь в 1940 году про погибшего Героя решили снять кино и уже некий товарищ Борисенко, повторяя смертельный номер на гидроплане Ш-2 сделал на камеру шесть точно таких же пролетов. Шесть, Карл!

10.

В завершении же поста, хочу вам рассказать забавный факт — на мосту есть точка, указывающая на его середину. Она находится на перилах в том месте, где узоры на решетке меняют свой наклон. Так что если вы ее вдруг найдете, то обязательно вспомните обо мне. Подписывайтесь на мой инстаграм. Ну, а для любителей такого же текстового формата напоминаю про еще рабочий телеграм-канал.

Что скрывают львы? Тайна золотой заклепки Ушастый спаситель

Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Троицкий мост

Строительство Троицкого моста

Троицкий мост

Первый наплавной (плашкоутный) мост между левым берегом Невы и Петроградской стороной появился в 1803 году. Он возник вслед за наплавными мостами к Васильевскому острову и к Выборгской стороне.

Располагалась переправа тогда выше по течению, напротив Летнего сада и домика Петра I. Она появилась в год 100-летия Санкт-Петербурга и ровно за 100 лет до появления здесь постоянной переправы. Её первое название — Петербургский мост.

Для съезда с Петербургского моста у берега была сооружена дамба.

К 1824 году этот мост пришёл в негодность, начали строить новый, теперь уже между Суворовской и Троицкой площадями. К Троицкой площади он также присоединялся дамбой. Мост стали называть Суворовским, позже — Троицким.

Сооружение и отделку моста завершили к 1827 году по проектам инженеров В. П. Лебедева, А. П. Зуева и П. П. Базена. С появлением этого моста украсили и Дворцовую набережную. Здесь появились новая ограда и фонари.

Читайте также:  V международный органный фестиваль в мариинском театре

Троицкий мост был самым длинным плашкоутным мостом в Санкт-Петербурге (более 500 метров).

Во второй половине XIX века стало необходимым организовать постоянные переправы через Неву. Снова сначала такими мостами соединили левый берег с Васильевским островом и Выборгской стороной.

В 1878 году было подано коллективное заявление о строительстве постоянного моста от 322 домовладельцев. В 1882 году такое заявление было подписано уже 355 домовладельцами и 22 учреждениями, а в 1885 году — от 1860 владельцев домов, участков и торговых заведений.

Просили о новой переправе и частные лица. Так, некий господин А. Плишен писал о постройке моста «от Петропавловской крепости к Мошкову переулку на случай войны и смут.

По его мнению такой мост смог бы обеспечить быструю эвакуацию ценностей из дворцов и банков, а может быть и сбор семейств тех, против кого восстанет народ» [Цит. по: 1, с. 25].

9 октября 1891 года Городская Дума постановила приступить к постройке постоянного Троицкого моста. Сооружение собирались посвятить 25-летию свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Император повелел сохранить историческое название.

Строительство Троицкого моста

Троицкий мост и панорама Невы

В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс. К осени поступило 16 проектов и ещё два вне конкурса. Пять работ предоставили российские инженеры, шесть — французские.

Первую премию в 6 000 рублей за проект под девизом «Минор» получил Александр Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже, которая была построена за два года до того. Мало того, фирма Эйфеля предложила ещё один проект, под девизом «Мажор», также приобретённый Городской управой.

Вполне вероятно, что в Санкт-Петербурге мог появиться Эйфелев мост, однако в дело вмешалась французская же фирма «Батиньоль». Она предложила новую на то время идею соединения пролётных арок, проект предусматривал консольно-арочную систему моста.

Она позволяла уменьшить массу речных устоев (быков), облегчить металлическую конструкцию. Таким образом проект был не только более изящным, но и более экономичным. «Батиньоль» предоставила свою работу вне конкурса, поэтому Городская Дума не могла сразу выкупить проект.

Ещё в 1871 году русский инженер Г. С. Семиколеннов одним из первых обосновал преимущества консольно-арочной системы, сделал её детальный расчёт. Модель моста такой системы демонстрировалась в Москве в 1882 году. Однако изобретение не было вовремя запатентовано.

А вот «Батиньоль» в январе 1893 года добилась юридической привилегии 10 лет применять такую систему в России. Городская Дума в июне 1894 года поначалу решила не отдавать постройку моста французам, а по словам думца А. П. Веретенникова создать «самостоятельный проект русскими силами». Инженер Я. К. Ганнекен посчитал что дешевле будет прорыть тоннель под Невой.

Однако большинство в Думе всё же посчитали неразумным отказываться от технического проекта «Батиньоля».

Перед возведением нового Троицкого моста освободили место для его строительства. Наплавной мост перевели в створ Мраморного переулка. Он соединял Дворцовую набережную с Заячим островом.

Временная трасса далее проходила между бастионами Петропавловской крепости и Иоанновским равелином, далее по временному мосту через Кронверкский проток, через проезды (частично сохранились) в Александровском парке к Кронверкскому проспекту и Троицкой площади. Временная переправа была открыта 21 января 1893 года.

В 1896 году провели второй конкурс с условием, что победитель и становится строителем. Конкурс на этот раз привлёк лишь ещё двух участников, а в феврале 1897 года Дума приняла решение отдать подряд на строительство обществу «Батиньоль».

5 июня 1897 года Николай II утвердил общий вид моста. 2 августа был заключён контракт со строителями, сметная стоимость строительства составила 5 200 000 рублей. Мост решили строить из отечественных материалов русскими рабочими под контролем петербургских инженеров и архитекторов.

Строительство Троицкого моста

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

Строительство Троицкого моста являлось важным политическим шагом на встречу Франции. Кроме этого, 25 сентября 1896 года во время визита в Париж Николая II был заложен мост через Сену, который назвали мостом Александра III.

Церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года при участии президента французской республики Феликса Фора. Торжества проходили у памятника Суворову, там стояли царский шатёр, трибуны для публики и официальных гостей.

Президент и император положили по монете в основание моста.

Главным инженером строительства был назначен Артур Флаше, уполномоченным фирмы «Батиньоль» в Санкт-Петербурге — Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау). Ещё до работ Ландау приезжал в Россию для ознакомления с местом работы и строительными материалами.

В 1896 году вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, жил на Гагаринской улице. Ландау согласовывал проект с петербургскими специалистами и городскими властями.

Главная контора по постройке Троицкого моста находилась на Аптекарском переулке, мастерские — на Троицкой площади, склады — на Гагарином буяне.

За созданием моста следила Исполнительная комиссия Городской Думы, избранная в мае 1898 года под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховского. Она заседала в доме №7 на Большой Дворянской улице. В состав комиссии также входили крупнейшие специалисты того времени Н. А. Архангельский, Л. Ф. Николаи, Л. И.

Новиков, А. П. Веретенников, Н. Б. Богуславский, Ф. Б. Зброжек, Г. Н. Соловьёв. По техническим вопросам консультации давал профессор Н. А. Белелюбский. В инспекцию технического надзора входили мостовики В. А. Берс, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий. Художественную экспертизу проекта осуществляла Академия Художеств.

Сначала собирались сохранить земляную дамбу у правого берега. Однако в 1899 году посчитали, что она не будет уместной у стального моста. Было принято решение одеть в гранит весь правый берег, создать новую набережную и эстакаду. 27 июля 1900 года Николай II одобрил проект трёхпролётной каменной дамбы длиной 80 метров. Её авторы — Г. Г. Кривошеин и В. П. Апышков.

Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и В. Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесла комиссия Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике. Кроме него в комиссию входили архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов.

Строительство Троицкого моста

Троицкий мост

В начале 1901 года профессора Академии художеств предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади. Это предложение было принято.

Пьедесталы обелисков сделаны из розового пютерлакского гранита чистой тёски, а четырёхгранные завершения — из красного гангутского полированного гранита.

Ростры кораблей для обелисков отлили из бронзы по моделям эстонского скульптора А. Г. Адамсона.

По договору фирма «Батиньоль» обязывалась построить мост к 1901 году. Однако эти сроки она не выдержала и заплатила в городскую казну штраф в 150 000 рублей.

Открытие моста приурочили к 200-летию Санкт-Петербурга. А перед этим следующий французский президент побывал в столице Российской Империи.

В дни его визита (7-9 мая 1902 года) был освящён ночлежный дом имени Феликса Фора на Гутуевском острове, заложен новый павильон больницы Французского благотворительного общества на Васильевском острове.

В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой. Мост был торжественно открыт утром 16 мая. В газетах новую переправу называли французской или парижской красавицей.

На торжественной церемонии открытия присутствовали царствующая и вдовствующая императрицы. Городской голова П. И. Лелянов поднёс императору и вдовствующей императрице бархатную подушку с кнопкой, соединённой проводом с разводным механизмом моста. По новой переправе прошёл крестный ход с иконой Спасителя из домика Петра I. Действо сопровождалось салютом и колокольным звоном городских храмов.

Длина Троицкого моста составила 582 метра, ширина — 23,43 метра. Масса металлических пролётных строений — 11 242 тонн [1].

Строительство Троицкого моста

Обелиск на Троицком мосту

Чугунные детали старого наплавного моста несколько лет лежали на Гагаринском буяне. В сентябре 1902 года их решили отреставрировать на заводе Сан-Галли. Четыре обелиска и восемь фонарных столбов поставили у Кронверкского пролива у входа на Иоанновский мост.

Сразу после открытия Троицкого моста на украшающих его обелисках установили бронзовые мемориальные доски с текстом, напоминающим о закладке и окончании строительства переправы, а также об участниках её возведения.

Оставшиеся после строительства гранитные плиты и другие строительные материалы были пожертвованы фирмой «Батиньоль» для сооружения костёла в Ковенском переулке. Этот храм был построен в 1909 году, его возведением руководил главный строитель Троицкого моста И. А. Ландау.

В октябре 1918 года Троицкий мост переименовали в мост Равенства. В декабре 1934 года после гибели С. М. Кирова он стал называться Кировским. На верхушки обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды.

В 1942 году в пролёт Кировского моста попала немецкая авиабомба. Позже рядом с переправой упал сбитый немецкий самолёт. Уже в 1944 году начались восстановительные работы. Один из рабочих так описывал эти события:

Читайте также:  Бельведер Невский Бизнес Отель, Большая Конюшенная 29

«Течение тут стремительное. Трудно устоять. Камешки, как ветром, сдувает со дна, и они в постоянном движении. Чтобы меня не унесло водоворотом, как глушенную снарядом салаку в море, сверху спущен толстый щит. Под его защитой — в первоначальном значении слова — я работаю, забывая о времени. Представление о времени под водою теряется. Время течет, как вода» [Цит. по: 1, с. 29].

Оригинальные памятные доски с обелисков Троицкого моста сняли в 1950-х годах. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о С. М. Кирове.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь, Кировский мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. По проекту инженера Г. М. Степанова и архитектора Ю. М. Синицы была проведена реконструкция переправы. В 1965-1967 годах двукрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым.

Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным. Ширину судоходного пролёта увеличили с 22,8 до 43 метров. При этой реконструкции тротуары у обелисков были расширены, вдоль парапетов появились гранитные скамьи.

В 1977 году в связи с увеличившимся транспортным потоком расширили проезжую часть моста.

4 октября 1991 года мосту было возвращено историческое название — Троицкий. В 1994 году на обелиски были установлены созданные по проекту архитектора А. Л. Скиба копии оригинальных памятных досок.

На Троицком мосту можно точно указать его середину. Это место отмечено изменением наклона орнамента его ограды. С переправы можно увидеть сразу семь других мостов: Иоанновский, Сампсониевский, Дворцовый, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий, Прачечный и Литейный.

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 — 192 стр.

Троицкий мост (Москва Кремль)

Троицкий мост Московского Кремля

Через Кутафью башню можно попасть на Троицкий мост — единственный сохранившийся до нашего времени мост через реку Неглинную. Сейчас уже мало что напоминает об этой водной артерии города, сыгравшей в его истории немалую роль.

Во многом благодаря рекам Неглинной и Москве, омывавшим с двух сторон Боровицкий холм, именно эта возвышенность была выбрана для строительства городских укреплений. Водные преграды усложняли доступ противника к московской крепости, сначала земляной, затем – дубовой, белокаменной, а впоследствии – выстроенной из кирпича.

Крепость, находившаяся на высоком обрывистом мысу при впадении Неглинной в Москву реку, казалась неприступной.

В начале XVI века, в продолжение масштабных работ строительству  Кремля, на Неглинной вдоль крепостных стен были сооружены каменные  плотины и устроены шесть прудов.

Эти гидротехнические сооружения  позволили не только поднять уровень воды в речке, но и заполнить ее  водами глубокий Алевизов ров, прорытый тогда же вдоль современной  Красной площади. В 1516 году через Неглинную был устроен Троицкий  каменный мост.

Как и Кутафья башня, он возводился по проекту Алевиза  Фрязина и стал неотъемлемой частью фортификации западной кремлевской  стены. Новый мост стал одновременно и плотиной на Неглинной: некоторые  его арки не были протечными.

Строительством Троицкого моста  завершились долгие работы по устройству краснокирпичного Кремля-той  крепости, которую мы видим и сейчас. Слева от моста, там, где сейчас  пролегли тропинки Александровского сада, когда-то располагался пруд, в  котором ловили рыбу и из которого набирали воду в случае пожара.

Вдоль  правого берега Неглинной по обе стороны от Троицкого моста во множестве  расположились торговые лавки. После прокладки в начале XIX века вдоль  кремлевских стен Александровского сада, по Троицкому мосту прошла  граница Верхнего и Среднего садов.

Тот мост, который мы видим сейчас, –  это результат последней реконструкции 1901 года.

Ниже представлены фото Троицкого моста и его расположение на карте центра Москвы.

Строительство Троицкого моста Строительство Троицкого моста Строительство Троицкого моста Строительство Троицкого моста

Троицкий мост: от Эйфеля до «Алых парусов»

01 Марта 2019, 14:20

«Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как мост чуть не построил автор Эйфелевой башни и как переправа пострадала от фашистов.

Троицкий мост по праву считается одним из самых красивых в Петербурге. Его украшают большие канделябры, обелиски и другие элементы, которые превратили переправу в один из символов Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как менялся мост на протяжении двух веков.

Первый мост

 

История Троицкого моста ведется с начала XIX века. В 1803 году на место между Петроградским и 1-м Адмиралтейским островами переместили Воскресенский плашкоутный мост, который назвали Петербургским. В прошлом наплавная переправа соединяла центральную часть города с Выборгской стороной.

В таком виде Петербургский мост просуществовал 20 лет, после чего его пришлось перестроить. Новую переправу делали с помощью гранитных блоков, которые брали возле каналов у Михайловского замка.

Новый мост открыли в 1827 году. Изначального его хотели назвать Суворовским в честь памятника знаменитому генералиссимусу, который находится перед Марсовым полем. В итоге переправа получила название благодаря Троицкой площади.

citywalls.ru

 

Как Троицкий мост чуть не стал Эйфелевым

 

Первый Троицкий мост ремонтировали в середине 1870-х годов. Его укрепили, чтобы установить линию конной железной дороги. Конки были первым массовым общественным транспортом в Петербурге.

Из-за отсутствия постоянного моста Петроградская сторона продолжала быть окраиной города, этому способствовал и запрет на строительство каменных зданий, который действовал с 1767 по 1861 год. Власти имперской столицы с 1880-х годов начали думать о создании полноценной переправы.

В конкурсе на лучший проект победил французский архитектор Гюстав Эйфель, но в техническом плане лучшим признали вариант французского общества «Батиньоль». Мост, согласно контракту, строили русские рабочие из отечественных материалов.

Первый камень торжественно заложили в присутствии императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора. Церемония прошла 12 августа 1897 года в память о 25-летии бракосочетания Александра III и Марии Федоровны.

1880-е годы. Николай Диго / vk.com/club998865

 

Открытие к юбилею Петербурга

 

Предполагалось, что на правом берегу Невы при строительстве моста появится насыпная дамба. В окончательном варианте по предложению русских инженеров дамбу заменили на каменную аркаду – то есть на группу каменных сводов.

Металлические элементы моста были сделаны на петербургском заводе Сан-Галли, а в украшении участвовали члены Академии художеств и французские архитекторы. На мосту, помимо различных деталей, установили памятные доски, где указаны имена всех участников масштабного проекта.

Новая переправа стала самой длинной в Петербурге. Такое звание она хранила до 1965 года, пока не построили мост Александра Невского.

Торжественное открытие Троицкого моста состоялось в честь 200-летия Петербурга. Первый развод переправы осуществил Николай II.

«Их величества подошли к разводной части моста, где на подушке находилась кнопка. Царь нажал на нее, мост опустился. Прозвучало троекратное ура. Начался крестный ход по мосту.

Царь с семьей прошел в белую палатку, где городской голова преподнес всем памятные медали с изображением моста и барельефами императрицы Марии Федоровны, Николая Второго и Александра Третьего. На другой стороне медали была надпись: «Заложен в 1897 году, окончен в 1903.

Сооружен в память бракосочетания императора Александра Третьего с Марией Федоровной». В пять часов вечера открылось движение по Троицкому мосту. Мост всю ночь был празднично освещен», – написали в «Петербургской газете».

Слева – строительство моста в 1900 году. Справа – открытка 1908-1914. citywalls.ru

 

В середине века

 

После Октябрьской революции переправа сменила название – она стала мостом Равенства. Следующий раз имя поменяли в 1934 году, когда в Смольном застрелили политика Сергея Кирова.

Во время блокады на Кировский мост приземлилась авиабомба, а рядом с ней упал сбитый немецкий самолет. Переправа не работала в течение двух лет – ее восстановили к лету 1944 года.

После запуска Волго-Балтийского водного пути в 1964 году по Неве начали ходить крупнотоннажные суда. Им мешали Кировский и Литейный мосты, ширина которых ограничивала возможность судоходства. Потребовалось провести реконструкцию.

Мост стали переделывать в 1965 году. Работы продолжались 18 месяцев, но движение на переправе ни разу не прерывалось. Для этого разместили временный мост, который заменял разводной пролет и его соседнюю часть.

После реконструкции изменился внешний вид моста. Специалисты перестроили крайний левобережный пролет у Суворовской площади, чтобы сделать композицию моста более гармоничной.

Впоследствии мост пару раз ремонтировали, в ходе работ были заменены исторические украшения.

Реконструкция моста, 1967 год. citywalls.ru

 

«Алые паруса»

 

В последний раз красивую переправу реконструировали к 300-летию Петербурга из-за износа многих деталей. Ремонт также был приурочен к 100-летию моста. Торжественное открытие после работ состоялось 29 мая 2003 года.

Рабочие полностью заменили пролет у левого берега и разводные механизмы, а также восстановили декоративные элементы в соответствии с историческим видом.

Сейчас Троицкий мост участвует в празднике выпускников «Алые паруса». Это единственная переправа, которую разводят в торжественную ночь – через нее проходит «сказочный» фрегат. В 2018 году мосту исполнилось 115 лет. В честь знаменательного события была включена художественная подсветка.

Instagram / @dolphin__spb, @alexa_ipatova

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector