В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными.
Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.
Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.
Всепобеждающая красота
Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право.
Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь.
Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв.
В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.
Архитектура храма
Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия.
Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.
Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.
Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.
Рекомендуем прочитать о храме Ангкор-Ват.
Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.
Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:
- красно-коричневый кирпич из Германии;
- эстляндский мрамор;
- итальянский серпентинит;
- яркую орскую яшму;
- украинский черный лабрадорит;
- более 10 сортов итальянского мрамора.
Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.
Интерьер собора
Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.
Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.
Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.
Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.
Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.
Интересные факты
С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.
Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.
Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.
Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений.
Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей.
Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.
Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.
Спас на Крови — 188 фото
Вид на Спас-на-крови с набережной канала Грибоедова
Крыльцо
Мозаика «Воскресение»
116978
автор: Дмитрий Казаков
Золоченые кресты
116991
автор: Дмитрий Казаков
Золоченый орёл
116993
автор: Дмитрий Казаков
«Распятие» мозаика по оригиналу А.А. Парланда
116999
автор: Дмитрий Казаков
Герб Казани
117006
автор: Дмитрий Казаков
Гербы городов России
117011
автор: Дмитрий Казаков
156246
автор: Дмитрий Казаков
Центральная часть иконостаса
156248
автор: Дмитрий Казаков
Узоры ни разу не повторяются
156184
автор: Дмитрий Казаков
Купола собора
Мозаики
Купола
Фотографирование с Петром I у собора
Колокольня
Центральный шатёр
185
автор: Дмитрий Казаков
Спас на крови и Русский музей
183
автор: Дмитрий Казаков
Храм Воскресения Христова
182
автор: Дмитрий Казаков
Итальянский мост и Спас-на-крови
186
автор: Дмитрий Казаков
Канал Грибоедова и Спас-на-крови зимой
188
автор: Дмитрий Казаков
Театральный мост и Спас-на-Крови
8570
автор: Дмитрий Казаков
8569
автор: Дмитрий Казаков
Спас-на-Крови и канал Грибоедова
8579
автор: Дмитрий Казаков
Мозаика «Христос во славе»
Мемориальная доска
Вид на Спас-на-крови и Мало-Конюшенный мост
197
автор: Дмитрий Казаков
201
автор: Дмитрий Казаков
116979
автор: Дмитрий Казаков
Керамические изразцы на фасаде
116982
автор: Дмитрий Казаков
116983
автор: Дмитрий Казаков
116984
автор: Дмитрий Казаков
116985
автор: Дмитрий Казаков
Керамические изразцы
116986
автор: Дмитрий Казаков
116987
автор: Дмитрий Казаков
116988
автор: Дмитрий Казаков
116989
автор: Дмитрий Казаков
Три главы
116990
автор: Дмитрий Казаков
116992
автор: Дмитрий Казаков
«Деисус» мозаика по оригиналу В.В. Беляева
116994
автор: Дмитрий Казаков
116995
автор: Дмитрий Казаков
116998
автор: Дмитрий Казаков
117001
автор: Дмитрий Казаков
117002
автор: Дмитрий Казаков
Герб царя Грузинского
117003
автор: Дмитрий Казаков
Герб Москвы
117004
автор: Дмитрий Казаков
Герб Астрахани
117005
автор: Дмитрий Казаков
Герб Армении
117007
автор: Дмитрий Казаков
117008
автор: Дмитрий Казаков
117009
автор: Дмитрий Казаков
117010
автор: Дмитрий Казаков
Главы храма
117012
автор: Дмитрий Казаков
117013
автор: Дмитрий Казаков
Набережная канала Грибоедова у Спаса-на-Крови
117019
автор: Дмитрий Казаков
Вид на собор из Михайловского сада
77511
автор: Дмитрий Казаков
132040
автор: Дмитрий Казаков
132058
автор: Дмитрий Казаков
146316
автор: Дмитрий Казаков
156175
автор: Дмитрий Казаков
Вид на сень из северного притвора
156171
автор: Дмитрий Казаков
Орнамент на стенах притвора
156173
автор: Дмитрий Казаков
Фонарь в притворе
156174
автор: Дмитрий Казаков
156232
автор: Дмитрий Казаков
Мозаики центрального нефа
156177
автор: Дмитрий Казаков
156224
автор: Дмитрий Казаков
Центральный неф
156225
автор: Дмитрий Казаков
156233
автор: Дмитрий Казаков
156234
автор: Дмитрий Казаков
156247
автор: Дмитрий Казаков
156249
автор: Дмитрий Казаков
Иконостас
156179
автор: Дмитрий Казаков
Царские врата
156180
автор: Дмитрий Казаков
156176
автор: Дмитрий Казаков
156183
автор: Дмитрий Казаков
156244
автор: Дмитрий Казаков
156243
автор: Дмитрий Казаков
156218
автор: Дмитрий Казаков
156219
автор: Дмитрий Казаков
156214
автор: Дмитрий Казаков
156215
автор: Дмитрий Казаков
Северная стена
156210
автор: Дмитрий Казаков
156236
автор: Дмитрий Казаков
156237
автор: Дмитрий Казаков
Узоры северной стены храма
156204
автор: Дмитрий Казаков
156211
автор: Дмитрий Казаков
Северный неф
156172
автор: Дмитрий Казаков
Южная апсида
156178
автор: Дмитрий Казаков
Мозаика южной стены
156198
автор: Дмитрий Казаков
156200
автор: Дмитрий Казаков
Южный неф
156231
автор: Дмитрий Казаков
Пилоны южного нефа
156238
автор: Дмитрий Казаков
Узоры мозаик ни разу не повторяются
156185
автор: Дмитрий Казаков
156186
автор: Дмитрий Казаков
156188
автор: Дмитрий Казаков
156189
автор: Дмитрий Казаков
156190
автор: Дмитрий Казаков
156191
автор: Дмитрий Казаков
156227
автор: Дмитрий Казаков
Святой пророк Иона и Святой пророк Захария
156195
автор: Дмитрий Казаков
156197
автор: Дмитрий Казаков
156222
автор: Дмитрий Казаков
Полы из разноцветных мраморов
156228
автор: Дмитрий Казаков
Герб рода Романовых на фасаде
Колонны храма
Мозаика в перекрытии крыльца
Спас с площади Искусств
63980
автор: Сергей Федотов
63984
автор: Сергей Федотов
69036
автор: Сергей Федотов
69034
автор: Сергей Федотов
Благодать
Спас на Крови
Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.
1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.
Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.
Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.
Архитектура собора
Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.
Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы.
Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.
Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.
Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.
Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Не просто храм
У этой статьи два информационных повода. Во-первых, Спас-на-Крови продолжает мой цикл статей «Прощание с Петербургом». Это мой самый любимый храм. Во-вторых, ровно 140 лет назад, 1 марта (по старому стилю, 13-го – по новому) был убит российский император Александр II , памятником которому и стал храм Спас-на-Крови.
Это самый молодой из знаменитых храмов Северной столицы – его строительство закончилось в 1907 году, всего лишь за десять лет до Октябрьской революции.
Не все знают, что официальное название этого храма – Собор Воскресения Христова. Но все знают его как Спас-на-Крови. Почему же?Спас – так коротко в народе называли Спасителя, Иисуса Христа, а именно его имя официально носит храм. А на крови – потому что на этом самом месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года в результате теракта был смертельно ранен российский император Александр II.
Александр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь ФинляндскийАлександр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский
Что мы знаем о русском императоре Александре II ? Что был реформатором, что отменил крепостное право, что многим в России стоял поперек горла. Покушения на императора совершались семь раз. Есть легенда, что еще при рождении будущего царя было предсказано, что «новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Так и случилось.
1 марта 1881 года под колеса кареты, в которой ехал император, была брошена бомба.
Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 годаПокушение на императора Александра II 1 марта 1881 года
Император не пострадал и вышел из кареты, чтобы оценить обстановку. Вторая бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, отбросила его на ограду моста. Император получил тяжелые травмы, ему почти оторвало ноги выше колен. В тот же день Александр II скончался в Зимнем дворце на руках у своей морганатической супруги княгини Екатерины Юрьевской.
Таким образом, 1 марта 1881 года прервалась жизнь императора Александра II и началась жизнь одного из самых удивительных храмов Санкт-Петербурга – Спаса-на-Крови.
Начиналось все с маленькой часовни, которую по приказу взошедшего на трон императора Александра III возвели на месте гибели его отца. Вскоре был объявлен конкурс на проект храма. Меньшего, по мнению Александра III , его отец не заслуживал.
Часовня на месте покушения на императора Александра IIЧасовня на месте покушения на императора Александра II
Выиграли конкурс русский архитектор шотландского происхождения Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.
Архитектор Альфред ПарландАрхитектор Альфред Парланд
Их проект сильно отличался от всех других и не был похож ни на один петербургский храм. Парланд и архимандрит предложили храм в русском стиле. Думаю, русский стиль в особых представлениях не нуждается.
Это исторически сложившееся переплетение древних славянских архитектурных традиций с византийскими. Это буйство цвета и обилие декора, свойственное южной средиземноморской архитектуре, перенесенное в холодные реалии наших широт.
Спас-на-Крови – типичный образчик русского стиля. Он как пирожное, которое хочется съесть.
- Вся суть храма, по-моему, отражена в стихотворении Елены Игнатовой:
- Теперь скажу: тяжеловесный Спас
- поставлен на крови царя и террориста –
- сюжет трагический. Но отчего ребристый,
- лазоревый, глазурный, в завитках,
- собор сверкает весело для глаз?
- О, Александр больной, о, нищий Гриневицкий!
- Две горсти праха спорят до сих пор:
- — Тиран, душитель, если б знал ты тяжесть…
- — Дурак, мальчишка, если б знал ты тяжесть…
- Но общая их повенчала тяжесть –
- оплывший цветом, лакомый собор.
Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
Чаще всего Спас-на-Крови сравнивают с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)
Но это сравнение справедливо только для внешнего облика, в то время как уникальность Спасу придает его внутреннее убранство и особая символичность, которая делает его не просто храмом, а именно памятником, и не просто памятником, а именно российскому императору Александру Николаевичу Романову.
Самая большая высота храма – от пола до вершины центрального купола — 81 метр, который напоминает о годе гибели императора – 1881. Второй по высоте купол — 63 мeтра, символ возраста убиенного императора.
Двадцать красногранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.
Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов.
Кровь императора до сих пор символически находится в храме. На том самом месте, где он упал, истекая кровью, возведена сень, под которой находится сохранённый в неприкосновенности фрагмент набережной Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой, на которую упал император-освободитель.
Сень, вырезанная русскими мастерами-камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из алтайской и уральской яшмы, а балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита.
Внутреннее убранство храма уникально. Вся роспись полностью состоит из мозаики. Эта техника свойственна некоторым итальянским храмам, но нигде мозаика не занимает такую большую площадь — более 7000 кв. метров.
Мастера работали над ней более десяти лет. Живописные эскизы для мозаики создавали 32 художника, среди которых Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Алексей Харламов, Василий Беляев. Потом по этим эскизам набиралась мозаика.
Снизу колонны отделаны лабрадоритом. Этот минерал выглядит черным, а на свету играет всеми оттенками синего. Я пыталась его сфотографировать, но вживую он намного красивее.
Не меньшего внимания, чем мозаичное убранство храма, заслуживает его иконостас. Он выполнен из цветного итальянского мрамора мастерами генуэзской фирмы «Нови» по эскизам Альфреда Парланда. Оттенки мрамора переходят от красно-коричневого внизу до нежно-кремового наверху.
Царские врата из чеканного серебра с эмалью были созданы для иконостаса в 1900 году в мастерской братьев Грачевых. А их декор выполнен московскими ювелирами.
Всего в храме три иконостаса — центральный, северный и южный, но посетителям виден только центральный. Боковые скрыты за киотами — местами для наиболее почитаемых икон. Киоты выполнены из уральского радонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. Когда-то киоты были заполнены многочисленными иконами в богатых окладах.
Дореволюционные фото киотовДореволюционные фото киотов
Но сейчас сохранились лишь две мозаичные иконы по эскизам художника Михаила Нестерова — «Воскресение Христа» в южном киоте и «Святой благоверный князь Александр Невский» в северном.
Северный киот с иконой «Святой благоверный князь Александр Невский «Южный киот с иконой «Воскресение Христа»Северный киот с иконой «Святой благоверный князь Александр Невский «
Сейчас в ризнице Спаса-на-Крови открыт Музей камня, где можно поближе познакомиться с самоцветами, которые были использованы в убранстве храма.
Музей камня
Конец XIX века ознаменовался научно-техническим прогрессом, и одно из самых значимых сооружений Российской империи строилось с применением новейших технологий. Например, здание было полностью электрифицировано, его освещали 1689 электроламп, а в купола храма была искусно вмонтировала система молниеотвода.
Строительство храма началось 6 октября 1883 года и длилось 24 года.
Строительство храма (1900-1906)Строительство храма (1900-1906)
Когда строительство уже подходило к концу, началось создание великолепной ограды вокруг храма. Она была создана в 1903-1907 годах по рисункам Альфреда Парланда на заводе компании «Карл Винклер». Она была выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей.
Спас-на-Крови был торжественно освящен 19 августа 1907 года в присутствии императорской семьи.
Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)
Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.
Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)
Жизнь храма после революции была полна тягот и разрушений. Его не раз собирались сносить. Здесь был морг во время войны, склад декораций Малого оперного театра и даже продуктовый склад, из-за чего Спас-на-Крови иногда насмешливо именовали Спасом-на-картошке.
Во время войны в главный купол Спаса попал артиллерийский снаряд. Он не разорвался и пролежал между сводами храма почти двадцать лет. Его обезвредили только в 1961 году. Если посмотреть на купол, то можно увидеть, что снаряд, несущий смерть и разрушения, упокоился рядом со словами «Мир вам».
Отреставрированный купол храмаОтреставрированный купол храма
Много лет храм находился под угрозой уничтожения, пока в 1970 году исполком Ленгорсовета не принял решение «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови». Началась реставрация храма, которая длилась 27 лет.
Храм в процессе реставрации, 1970-еХрам в процессе реставрации, 1970-е
Ленинградцы настолько привыкли к виду храма в строительных лесах, что уже не чаяли увидеть его без них.
Даже в песне Александра Розенбаума «Налетела грусть» есть строка «Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови». В 1997 году леса сняли, но реставрационные работы внутри храма продолжались.
А теперь он вновь одет лесами, и завершение реставрационных работ планируется к 2025 году.
Цены и льготы остаются прежними, докарантинными, но, как и везде, в Спасе-на-Крови действует ряд ограничений, с которыми можно ознакомиться по ссылке.
Спас-на-Крови открыт ежедневно, кроме среды, с 10.30 до 18.00. Стоимость билетов – 350 р., студентам, молодежи и российским пенсионерам – 100 р.
- Также в Спасе-на-Крови сейчас проводятся службы, во время которых вход в храм бесплатный.
- Актуальную информацию о работе храма-музея и расписание богослужений смотрите на официальном сайте.
- Храм находится по адресу Набережная канала Грибоедова, 2б, метро «Гостиный двор», «Невский проспект».
Статью дополняют видео «Спас-на-Крови. Очарование мозаики и камня» и галерея с фотографиями.
- ???????? ????Ваши лайки и подписка очень меня радуют ????????????
- Цикл статей «Прощание с Петербургом»
- Рубрикатор канала