Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными.

Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право.

Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь.

Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв.

В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия.

Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Рекомендуем прочитать о храме Ангкор-Ват.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений.

Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей.

Читайте также:  «алые паруса 2019» в санкт-петербурге: дата, программа

Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

Спас на Крови — 188 фото

Вид на Спас-на-крови с набережной канала Грибоедова

Крыльцо

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Мозаика «Воскресение»

116978

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Золоченые кресты

116991

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Золоченый орёл

116993

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

«Распятие» мозаика по оригиналу А.А. Парланда

116999

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Герб Казани

117006

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Гербы городов России

117011

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

156246

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Центральная часть иконостаса

156248

автор: Дмитрий Казаков

Узоры ни разу не повторяются

156184

автор: Дмитрий Казаков

Купола собора

Мозаики

Купола

Фотографирование с Петром I у собора

Колокольня

Центральный шатёр

185

автор: Дмитрий Казаков

Спас на крови и Русский музей

183

автор: Дмитрий Казаков

Храм Воскресения Христова

182

автор: Дмитрий Казаков

Итальянский мост и Спас-на-крови

186

автор: Дмитрий Казаков

Канал Грибоедова и Спас-на-крови зимой

188

автор: Дмитрий Казаков

Театральный мост и Спас-на-Крови

8570

автор: Дмитрий Казаков

8569

автор: Дмитрий Казаков

Спас-на-Крови и канал Грибоедова

8579

автор: Дмитрий Казаков

Мозаика «Христос во славе»

Мемориальная доска

Вид на Спас-на-крови и Мало-Конюшенный мост

197

автор: Дмитрий Казаков

201

автор: Дмитрий Казаков

116979

автор: Дмитрий Казаков

Керамические изразцы на фасаде

116982

автор: Дмитрий Казаков

116983

автор: Дмитрий Казаков

116984

автор: Дмитрий Казаков

116985

автор: Дмитрий Казаков

Керамические изразцы

116986

автор: Дмитрий Казаков

116987

автор: Дмитрий Казаков

116988

автор: Дмитрий Казаков

116989

автор: Дмитрий Казаков

Три главы

116990

автор: Дмитрий Казаков

116992

автор: Дмитрий Казаков

«Деисус» мозаика по оригиналу В.В. Беляева

116994

автор: Дмитрий Казаков

116995

автор: Дмитрий Казаков

116998

автор: Дмитрий Казаков

117001

автор: Дмитрий Казаков

117002

автор: Дмитрий Казаков

Герб царя Грузинского

117003

автор: Дмитрий Казаков

Герб Москвы

117004

автор: Дмитрий Казаков

Герб Астрахани

117005

автор: Дмитрий Казаков

Герб Армении

117007

автор: Дмитрий Казаков

117008

автор: Дмитрий Казаков

117009

автор: Дмитрий Казаков

117010

автор: Дмитрий Казаков

Главы храма

117012

автор: Дмитрий Казаков

117013

автор: Дмитрий Казаков

Набережная канала Грибоедова у Спаса-на-Крови

117019

автор: Дмитрий Казаков

Вид на собор из Михайловского сада

77511

автор: Дмитрий Казаков

132040

автор: Дмитрий Казаков

132058

автор: Дмитрий Казаков

146316

автор: Дмитрий Казаков

156175

автор: Дмитрий Казаков

Вид на сень из северного притвора

156171

автор: Дмитрий Казаков

Орнамент на стенах притвора

156173

автор: Дмитрий Казаков

Фонарь в притворе

156174

автор: Дмитрий Казаков

156232

автор: Дмитрий Казаков

Мозаики центрального нефа

156177

автор: Дмитрий Казаков

156224

автор: Дмитрий Казаков

Центральный неф

156225

автор: Дмитрий Казаков

156233

автор: Дмитрий Казаков

156234

автор: Дмитрий Казаков

156247

автор: Дмитрий Казаков

156249

автор: Дмитрий Казаков

Иконостас

156179

автор: Дмитрий Казаков

Царские врата

156180

автор: Дмитрий Казаков

156176

автор: Дмитрий Казаков

156183

автор: Дмитрий Казаков

156244

автор: Дмитрий Казаков

156243

автор: Дмитрий Казаков

156218

автор: Дмитрий Казаков

156219

автор: Дмитрий Казаков

156214

автор: Дмитрий Казаков

156215

автор: Дмитрий Казаков

Северная стена

156210

автор: Дмитрий Казаков

156236

автор: Дмитрий Казаков

156237

автор: Дмитрий Казаков

Узоры северной стены храма

156204

автор: Дмитрий Казаков

156211

автор: Дмитрий Казаков

Северный неф

156172

автор: Дмитрий Казаков

Южная апсида

156178

автор: Дмитрий Казаков

Мозаика южной стены

156198

автор: Дмитрий Казаков

156200

автор: Дмитрий Казаков

Южный неф

156231

автор: Дмитрий Казаков

Пилоны южного нефа

156238

автор: Дмитрий Казаков

Узоры мозаик ни разу не повторяются

156185

автор: Дмитрий Казаков

156186

автор: Дмитрий Казаков

156188

автор: Дмитрий Казаков

156189

автор: Дмитрий Казаков

156190

автор: Дмитрий Казаков

156191

автор: Дмитрий Казаков

156227

автор: Дмитрий Казаков

Святой пророк Иона и Святой пророк Захария

156195

автор: Дмитрий Казаков

156197

автор: Дмитрий Казаков

156222

автор: Дмитрий Казаков

Полы из разноцветных мраморов

156228

автор: Дмитрий Казаков

Герб рода Романовых на фасаде

Колонны храма

Мозаика в перекрытии крыльца

Спас с площади Искусств

63980

автор: Сергей Федотов

63984

автор: Сергей Федотов

69036

автор: Сергей Федотов

69034

автор: Сергей Федотов

Благодать

Спас на Крови

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Читайте также:  Литераторские мостки волковского кладбища: кто похоронен

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы.

Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.

Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Не просто храм

У этой статьи два информационных повода. Во-первых, Спас-на-Крови продолжает мой цикл статей «Прощание с Петербургом». Это мой самый любимый храм. Во-вторых, ровно 140 лет назад, 1 марта (по старому стилю, 13-го – по новому) был убит российский император Александр II , памятником которому и стал храм Спас-на-Крови.

Это самый молодой из знаменитых храмов Северной столицы – его строительство закончилось в 1907 году, всего лишь за десять лет до Октябрьской революции.

Не все знают, что официальное название этого храма – Собор Воскресения Христова. Но все знают его как Спас-на-Крови. Почему же?Спас – так коротко в народе называли Спасителя, Иисуса Христа, а именно его имя официально носит храм. А на крови – потому что на этом самом месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года в результате теракта был смертельно ранен российский император Александр II.

Александр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь ФинляндскийАлександр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский

Что мы знаем о русском императоре Александре II ? Что был реформатором, что отменил крепостное право, что многим в России стоял поперек горла. Покушения на императора совершались семь раз. Есть легенда, что еще при рождении будущего царя было предсказано, что «новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Так и случилось.

1 марта 1881 года под колеса кареты, в которой ехал император, была брошена бомба.

Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 годаПокушение на императора Александра II 1 марта 1881 года

Император не пострадал и вышел из кареты, чтобы оценить обстановку. Вторая бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, отбросила его на ограду моста. Император получил тяжелые травмы, ему почти оторвало ноги выше колен. В тот же день Александр II скончался в Зимнем дворце на руках у своей морганатической супруги княгини Екатерины Юрьевской.

Таким образом, 1 марта 1881 года прервалась жизнь императора Александра II и началась жизнь одного из самых удивительных храмов Санкт-Петербурга – Спаса-на-Крови.

Начиналось все с маленькой часовни, которую по приказу взошедшего на трон императора Александра III возвели на месте гибели его отца. Вскоре был объявлен конкурс на проект храма. Меньшего, по мнению Александра III , его отец не заслуживал.

Часовня на месте покушения на императора Александра IIЧасовня на месте покушения на императора Александра II

Выиграли конкурс русский архитектор шотландского происхождения Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.

Архитектор Альфред ПарландАрхитектор Альфред Парланд

Их проект сильно отличался от всех других и не был похож ни на один петербургский храм. Парланд и архимандрит предложили храм в русском стиле. Думаю, русский стиль в особых представлениях не нуждается.

Это исторически сложившееся переплетение древних славянских архитектурных традиций с византийскими. Это буйство цвета и обилие декора, свойственное южной средиземноморской архитектуре, перенесенное в холодные реалии наших широт.

Спас-на-Крови – типичный образчик русского стиля. Он как пирожное, которое хочется съесть.

  • Вся суть храма, по-моему, отражена в стихотворении Елены Игнатовой:
  • Теперь скажу: тяжеловесный Спас
  • поставлен на крови царя и террориста –
  • сюжет трагический. Но отчего ребристый,
  • лазоревый, глазурный, в завитках,
  • собор сверкает весело для глаз?
  • О, Александр больной, о, нищий Гриневицкий!
  • Две горсти праха спорят до сих пор:
  • — Тиран, душитель, если б знал ты тяжесть…
  • — Дурак, мальчишка, если б знал ты тяжесть…
  • Но общая их повенчала тяжесть –
  • оплывший цветом, лакомый собор.

Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Чаще всего Спас-на-Крови сравнивают с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)

Но это сравнение справедливо только для внешнего облика, в то время как уникальность Спасу придает его внутреннее убранство и особая символичность, которая делает его не просто храмом, а именно памятником, и не просто памятником, а именно российскому императору Александру Николаевичу Романову.

Самая большая высота храма – от пола до вершины центрального купола — 81 метр, который напоминает о годе гибели императора – 1881. Второй по высоте купол — 63 мeтра, символ возраста убиенного императора.

Двадцать красногранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.

Читайте также:  Отель Амадео, Невский пр-т, 108

Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов.

Кровь императора до сих пор символически находится в храме. На том самом месте, где он упал, истекая кровью, возведена сень, под которой находится сохранённый в неприкосновенности фрагмент набережной Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой, на которую упал император-освободитель.

Сень, вырезанная русскими мастерами-камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из алтайской и уральской яшмы, а балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита.

Внутреннее убранство храма уникально. Вся роспись полностью состоит из мозаики. Эта техника свойственна некоторым итальянским храмам, но нигде мозаика не занимает такую большую площадь — более 7000 кв. метров.

Мастера работали над ней более десяти лет. Живописные эскизы для мозаики создавали 32 художника, среди которых Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Алексей Харламов, Василий Беляев. Потом по этим эскизам набиралась мозаика.

Снизу колонны отделаны лабрадоритом. Этот минерал выглядит черным, а на свету играет всеми оттенками синего. Я пыталась его сфотографировать, но вживую он намного красивее.

Не меньшего внимания, чем мозаичное убранство храма, заслуживает его иконостас. Он выполнен из цветного итальянского мрамора мастерами генуэзской фирмы «Нови» по эскизам Альфреда Парланда. Оттенки мрамора переходят от красно-коричневого внизу до нежно-кремового наверху.

Царские врата из чеканного серебра с эмалью были созданы для иконостаса в 1900 году в мастерской братьев Грачевых. А их декор выполнен московскими ювелирами.

Всего в храме три иконостаса — центральный, северный и южный, но посетителям виден только центральный. Боковые скрыты за киотами — местами для наиболее почитаемых икон. Киоты выполнены из уральского радонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. Когда-то киоты были заполнены многочисленными иконами в богатых окладах.

Дореволюционные фото киотовДореволюционные фото киотов

Но сейчас сохранились лишь две мозаичные иконы по эскизам художника Михаила Нестерова — «Воскресение Христа» в южном киоте и «Святой благоверный князь Александр Невский» в северном.

Северный киот с иконой «Святой благоверный князь Александр Невский «Южный киот с иконой «Воскресение Христа»Северный киот с иконой «Святой благоверный князь Александр Невский «

Сейчас в ризнице Спаса-на-Крови открыт Музей камня, где можно поближе познакомиться с самоцветами, которые были использованы в убранстве храма.

Музей камня

Конец XIX века ознаменовался научно-техническим прогрессом, и одно из самых значимых сооружений Российской империи строилось с применением новейших технологий. Например, здание было полностью электрифицировано, его освещали 1689 электроламп, а в купола храма была искусно вмонтировала система молниеотвода.

Строительство храма началось 6 октября 1883 года и длилось 24 года.

Строительство храма (1900-1906)Строительство храма (1900-1906)

Когда строительство уже подходило к концу, началось создание великолепной ограды вокруг храма. Она была создана в 1903-1907 годах по рисункам Альфреда Парланда на заводе компании «Карл Винклер». Она была выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей.

Спас-на-Крови был торжественно освящен 19 августа 1907 года в присутствии императорской семьи.

Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)

Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)

Жизнь храма после революции была полна тягот и разрушений. Его не раз собирались сносить. Здесь был морг во время войны, склад декораций Малого оперного театра и даже продуктовый склад, из-за чего Спас-на-Крови иногда насмешливо именовали Спасом-на-картошке.

Во время войны в главный купол Спаса попал артиллерийский снаряд. Он не разорвался и пролежал между сводами храма почти двадцать лет. Его обезвредили только в 1961 году. Если посмотреть на купол, то можно увидеть, что снаряд, несущий смерть и разрушения, упокоился рядом со словами «Мир вам».

Отреставрированный купол храмаОтреставрированный купол храма

Много лет храм находился под угрозой уничтожения, пока в 1970 году исполком Ленгорсовета не принял решение «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови». Началась реставрация храма, которая длилась 27 лет.

Храм в процессе реставрации, 1970-еХрам в процессе реставрации, 1970-е

Ленинградцы настолько привыкли к виду храма в строительных лесах, что уже не чаяли увидеть его без них.

Даже в песне Александра Розенбаума «Налетела грусть» есть строка «Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови». В 1997 году леса сняли, но реставрационные работы внутри храма продолжались.

А теперь он вновь одет лесами, и завершение реставрационных работ планируется к 2025 году.

Цены и льготы остаются прежними, докарантинными, но, как и везде, в Спасе-на-Крови действует ряд ограничений, с которыми можно ознакомиться по ссылке.

Спас-на-Крови открыт ежедневно, кроме среды, с 10.30 до 18.00. Стоимость билетов – 350 р., студентам, молодежи и российским пенсионерам – 100 р.

  1. Также в Спасе-на-Крови сейчас проводятся службы, во время которых вход в храм бесплатный.
  2. Актуальную информацию о работе храма-музея и расписание богослужений смотрите на официальном сайте.
  3. Храм находится по адресу Набережная канала Грибоедова, 2б, метро «Гостиный двор», «Невский проспект».

Статью дополняют видео «Спас-на-Крови. Очарование мозаики и камня» и галерея с фотографиями.

  • ???????? ????Ваши лайки и подписка очень меня радуют ????????????
  • Цикл статей «Прощание с Петербургом»
  • Рубрикатор канала
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector