Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Смольный собор — прекрасный образец архитектурного стиля барокко. Его интерьер вызывает неподдельное восхищение у горожан и гостей города, а его история тесно связана с историей Северной столицы.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Смольный собор
Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Как добраться

Собор находится достаточно далеко от метро, но при желании до него вполне можно дойти пешком. Путь займет около 30 минут от станции «Чернышевская» и примерно 45 минут от «Площади Восстания» или «Площади Александра Невского».

История

Смольный собор начинает свою историю со времен Елизаветы Петровны, дочери Петра I. В 1740-х годах она приказала начать возведение храма на месте так называемого «Смольного дома» — дворца, в котором проводила свое детство. Архитектором был назначен Б. Ф. Растрелли, который уже принимал участие в постройке Большого Петергофского дворца.

Высота собора — 93,7 метра. Изначально архитектор планировал постройку 140-метровой колокольни, но впоследствии сам Растрелли от этой идеи отказался. Если бы здание было построено по первоначальному макету, оно могло бы стать самым высоким в Европе.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Экстерьер Смольного собора
Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

После вступления России в Семилетнюю войну финансирование постройки собора значительно сократилось, а после смерти Елизаветы Петровны стройка и вовсе была остановлена.

В течение 70 лет здание постепенно превращалось в развалины, его подвалы были затоплены водой. Работы продолжились только в 1820-х годах, уже при Николае I. С 1835 года в соборе проводились регулярные богослужения.

В этом же году он получил статус собора всех учебных заведений.

Видео: Смольный собор. История постройки и подъём на смотровую площадку

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Смольный монастырь. В северной части располагается факультет социологии СПбГУ

В 1806 году недалеко был построено здание Смольного института благородных девиц, известное впоследствии как штаб-квартира В. И. Ленина и всего большевистского правительства. С 1996 года здание является резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Сам институт был первым заведением такого типа в России.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Памятник В. И. Ленину у Смольного

Смольный собор: современность

После революции собор был закрыт и долгое время использовался как склад декораций. Во время войны подвалы здания были оборудованы под бункер. В 90-х годах XX века собор переоборудовали под концертно-выставочный зал.

В 2013 году перед собором был установлен отлитый в Воронеже колокол. Через три года было принято решение о передаче собора РПЦ.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Колокол

Что посмотреть

  • Экскурсии по Смольному собору. Проводятся каждую субботу и воскресенье в 13.00, 14.30, 16.00. Стоимость — 200 рублей (осень 2018 г.).
  • В самом соборе можно попасть на колокольню, которая используется как смотровая площадка. Подъем на звонницу осуществляется ежедневно с 7.00 до 20.00. Стоимость — 150 рублей (осень 2018 г.).
  • Перед бывшим зданием института расположен Сад-партер Смольного. В саду расположено несколько фонтанов, и, как напоминание об участии Смольного в истории страны, бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
  • Западнее площади Растрелли можно увидеть еще одно примечательное здание — Кикины палаты. Здесь находилась первая Петербуржская кунсткамера. Также в интернете можно найти упоминания о том, что здание является самым старым в городе, но это не совсем так. Домик Петра I у Петропавловской крепости был построен еще в 1703 году, за 11 лет до Кикиных палат. Само здание является памятником архитектуры петровского барокко.
  • Также в пешей доступности от Смольного расположены Таврический сад и памятник Анне Ахматовой.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Кикины палаты
Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Сад-партер Смольного

Если кратко, в целом:

  • место с богатой историей;
  • возможность посмотреть сразу несколько достопримечательностей;
  • собор располагается далеко от станций метро. Будьте готовы к долгой прогулке или воспользуйтесь автобусом, если планируете добираться общественным транспортом.

Мой Питер. Смольный собор

Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Мой Питер

Несмотря на то, что сейчас не самое теплое и зеленое время года, не хотите ли взглянуть на город с высоты? Предлагаю вам подняться на самую высокую смотровую площадку Санкт-Петербурга, на высоту 50 метров. Сегодня мы отправимся на звонницы Смольного Собора.

Но все по порядку. Ведь не только звонницы, но и сам собор заслуживает нашего внимания.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Полное название — Смольный Воскресения Христова собор. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Назывался он ранее и Храмом Воскресения Христова, и Воскресенским Собором, и Храмом Всех Учебных Заведений.

Настоящий шедевр барокко в Петербурге.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Храм задумывался как воплощение мечты наследницы престола Елизаветы Петровны, строительство продолжала Екатерина Великая. Но освящен храм был только при Николае I.

Мечта у Елизаветы Петровны была такая: отойдя от дел, когда закончилась бурная молодость, решила она стать настоятельницей обители, где под ее началом жили бы сто двадцать благородных девиц. Однако от роскоши отказаться Елизавета не была готова, поэтому монастырь, строительством которого занимался архитектор  Бартоломео Франческо Растрелли, должен был быть похож на дворец. Похож же?

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Задумывался собор с огромной колокольней 140 метров высотой, которая была бы выше звонницы Ивана Великого в Московском Кремле (соперничество двух городов было всегда). Но денег не хватило, тоже, впрочем, как всегда.

Итак, Смольный собор — пятикупольный храм с четырьмя звонницами, окружающими купола. Вокруг храма располагается монастырь с 4 церквями и соединяющими их корпусами. На него мы посмотрим сверху. Задумывался Смольный как главный петербургский храм. Достроен он был в 1835 году. Как обычно, начали за здравие, много денег, много рабочей силы.

А дальше все пошло медленнее. Ни одно здание в Петербурге не строилось так долго.

В советское время храм, как и другие храмы Петербурга, был закрыт. В 1990 году после падения СССР, храм не открыли для богослужений, а сделали из него концертный зал. Говорят, великолепный. Богослужения в соборе начались с 2010 года. Собор и сейчас действует как концертный зал.

Сейчас у входа в Собор установлен колокол Смольного Собора, который планировалось поднять на колокольню в 2014 году, но так как уже декабрь, в этом году это вряд ли случится. Колокол массой 10 тонн отлит в Воронеже, основной тон ― нота «ре» малой октавы.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

По нижнему краю колокола отлиты названия основных вузов Санкт-Петербурга

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Заходим в собор и покупаем билет на звонницу. Билет стоит 100 рублей для всех категорий. И поднимаемся. Написано при входе, что наверх ведут 278 ступеней. Мы насчитали всего 269, хотя считали очень точно и площадки тоже. Трудно ли? Если у вас есть проблемы с ногами, наверное, нелегко, но в ободрение могу сказать, что мой трехлетний ребенок смог подняться на звонницу самостоятельно.

Лестница на протяжении подъема разная, большую часть пути в начале вы пройдете по красивой каменной лестнице, выглядящей достаточно обычно, не пугающе. Будто вы просто поднимаетесь на 5-7 этаж в старином здании.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Поднялись!

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Открываем дверь и видим перед собой чердак, переход между звонницами, оттуда ведут отдельные лестницы на каждую звонницу, сейчас попасть можно на две. Спиральная каменная лестница ведет наверх.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Поднимаясь по лестнице, если вам повезло и вы очень маленького роста, можете попробовать посмотреть в окошки-бойницы 🙂

Заканчиваем подниматься по каменной винтовой лестнице, и оказывается, что это еще не все.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Дальше нас ждет металлическая, самая страшная лестница

Поднимаясь, не забудьте смотреть по сторонам. Этим и хорошо ходить в несезон, кроме нас, никого не было в соборе и на лестнице, можно было подниматься сколь угодно медленно. До сих пор неизвестно, зачем из стены местами вынуты кирпичи.

  • Итак, последний, самый страшный пролет металлической лестницы и мы на месте.

Ради чего же мы поднимались? Ради таких вот видов.

  1. На этой фотографии Большеохтинский мост через Неву.
  2. перспектива Суворовского проспекта
  3. Видим Исаакиевский Собор и Спас на Крови
  4. Крупнее

Площадь Растрелли перед собором и далее сквер Кикины Палаты. Видна так же красная Водонапорная башня Водоканала, сейчас там очень интересный музей. Справа желтое здание с зеленым куполом — Таврический Дворец.

  • Взглянем поближе, посмотрим на подножье собора,  на монастырь.
  • Он окружает Смольный со всех сторон
  • Кстати, одна из четырех домовых церквей монастыря была лютеранской.
  • А это вид с другой звонницы
  • Черные купола с золотыми крестами — Церковь Иконы Божией Матери Знамение на Тверской.

Внимания заслуживает и чердак, который сохранен почти в первоначальном виде, он не реставрировался. Вероятно, там когда-то откроют высавочные залы.

Читайте также:  Гостиница Парк Инн, соединенная с аэропортом Пулково

Говорят, в Смольном шикарные подвалы. Сейчас там служебные помещения для артистов. И есть замурованные подземны ход! Куда он идет, неизвестно. Но простым людям, как мы с вами, туда не попасть.

Сейчас внутреняя часть концертно-выставочного комплекса, то есть внутренний интерьер Собора выглядит так. Ничего из украшения не сохранилось. Это после последней реставрации. Зато свет и звук по последнему слову техники!

  1. фото из открытых источников
  2. Уходя из Собора, обратим внимание на дверь
  3. Говорят, что в Сольном есть интересная особенность: во время заката солнце падает сквозь овальное окно и будто софитом высвечивает место, где был алтарь, а сейчас находится сцена.
  4. Приезжайте в Петербург и посетите выступление Камерного Хора Смольного Собора!

04.12.14, Наталья Очева,

фото автора, если не указано иное

  

 Другие статьи автора

Показывать сначала старые Наталья, спасибо за эти фото и рассказ о моем любимом городе! ЕвгенияИгоревна (19/12/2014) Спасибо огромное))) Спасибо, дорогие читатели! великолепные виды! все до единой фотографии потрясающие, спасибо за рассказ!
фото перед «Поднялись!» — головокружительное) панорамные фото просто супер! свод потолка на чердаке как интересно сделан! Кондолиза Райс (04/12/2014) О, я там была )
Панорама потрясающая, конечно. Стоит однозначно всех усилий по подъему. Ухх! Красота. Вот сюда мы не успели… Записываю в план на следующий раз. 🙂
И я знаю, зачем вынуты кирпичи. 😉 Туда леса вставлялись, чтобы кладку вести. Во всех старых замках-башнях же так. Наташа, какое величие! Олеся — везунчик, единственный кто посмотрел в окошко бойниц), а виды сверху — ноги похолодели от высоты и ощущения!

Спасибо

Потрясающая красота!
С огромным вниманием слежу за циклом, жду новых рассказов. Питер — волшебный город!))))))))))))

Вот это храм! — Статьи

Ухожу в монастырь!

Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.

Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.

Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли.

Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной.

В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Смольный собор. Источник: wikipedia.org

Православие и барокко

Спустя год начались разногласия — Елизавета приказала переделать проект. Ей захотелось выстроить храм, похожий на Успенский собор в Москве. Архитектура в России вновь вернулась к православным канонам, о которых забыли почти на полвека.

Растрелли нашел необычное решение — четыре малых купола он вплотную придвинул к главному, так что домовые церкви оказались как бы встроенными в стены. К тому же архитектор, большой любитель барокко, отошел от традиций барочных храмов, когда здание украшалось лишь с парадной стороны. Смольный одинаково красив со всех четырех фасадов.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Макет Смольного монастыря. (pinterest.com)

Строительство шло бойко, деньги выделялись регулярно, но в 1757 году запасы казны оскудели. Работы пришлось остановить. Семилетняя война охладила пыл императрицы, и она почему-то раздумала идти в монастырь. В 1761 Елизавета Петровна умерла, так и не успев освятить Смольный.

Храм-призрак

Целых пять лет собор стоял с недостроенной часовней и без куполов. Он напоминал призрака. В народе ходила легенда, что один из рабочих покончил с собой внутри храма, а потому в нем нельзя будет вести службы целых сто лет.

Правда это или нет — сказать трудно, но Смольный и правда еще не скоро достроили и освятили. Когда к власти пришла Екатерина II, она отстранила от дел любимца Елизаветы Петровны и поручила строительство архитектору Юрию Фельтену.

В здание Смольного монастыря императрица поселила «благородных девиц», которых сразу же окрестили «смолянками».

В начале XIX века они переехали в построенный неподалеку Смольный институт, а в неудавшемся монастыре расположился Вдовий дом.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Смольный монастырь, И. Айвазовский, 1849 г. Источник: wikipedia.org

Величественен и щеголеват

Собор достроили лишь к 1835 году (правда, без колокольни, задуманной Растрелли), когда за дело взялся Василий Стасов. Тогда же храм освятили как «Собор всех учебных заведений».

Последний архитектор Смольного писал о создателе проекта Растрелли: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен, в общности и частях часто смел, щеголеват… и вообще самобытен, не обременен по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями».

По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного, снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!».

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Смольный собор, начало XX века (pinterest.com)

В XX веке собор не жаловали. В 1923 приняли решение о его закрытии, но почему-то прождали еще 8 лет. Тем не менее, еще в 1922 из храма вынесли все церковное имущество, которое представляло хоть какую-то ценность. Иконостас простоял вплоть до 1972, но, конечно, службы в Смольном уже никто не вел.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Смольный собор ночью. Источник: wikipedia.org

Несколько десятков лет спустя храм наконец открыли для богослужений — первый молебен в нем отслужил епископ Амвросий. А в 2011 в стенах Смольного провели первую почти за сотню лет Рождественскую службу.

Все это время в храме располагался концертно-выставочный зал, но в 2015 году Смольный окончательно перешел к Петербургской епархии.

Уникальный орган, созданный специально для здания собора, пришлось демонтировать.

Смольный собор

Смольный собор строился как центральное сооружение Смольного монастыря. Название «Смольный» связано с тем, что в начале XVIII в. на этом месте находился Смоляной двор, где варили смолу для нужд Адмиралтейской верфи. По приказу Елизаветы Петровны в 1748 г.

архитектор Растрелли начал возводить там монастырь, который по историческому названию местности получил название Воскресенский Новодевичий Смольный. Легенда гласит, что в этот монастырь хотела в старости удалиться императрица Елизавета.

Первые монахини были переведены сюда из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска.

Здание Смольного собора расположено в центре монастырского двора, окруженного по периметру жилыми двухэтажными корпусами легкими башенками домовых церквей по углам. Комплекс Смольного монастыря — настоящий шедевр русского барокко. Рассказывали, что знаменитый архитектор Кваренги, проходя мимо него, всякий раз снимал шляпу в знак почтения перед гением Растрелли.

Однако после смерти царственной заказчицы строительство замерло, не будучи доведено до конца. Монастырский комплекс был отдан новой императрицей Екатериной II под Институт благородных девиц -привилегированное закрытое учебное заведение, где воспитывались девочки 6-18 лет из дворянских семей. Лучшие из воспитанниц по окончании учебы определялись на придворную службу.

Что же касается Смольного собора, то Растрелли успел только подвести его под крышу. Долгое время он стоял незаконченным, достроил его лишь в 1830-х гг. другой архитектор — Василий Стасов. После революции собор был закрыт. Сейчас отреставрированное здание используется как концертно-выставочный зал.

Площадь перед собором уже в советское время стала называться площадью Растрелли.

Возникает законный вопрос: а что же произошло с женским монастырем? С кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновление Воскресенского Новодевичьего монастыря произошло только в царствование Николая I и уже на новом месте — на нынешнем Московском проспекте.

Въезжавшие в Петербург через Московскую заставу уже издалека видели высокую четырехъярусную колокольню с золоченым куполом, напоминавшую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

За каменной оградой, отделенные от дороги зеленью деревьев, тянулись двухэтажные корпуса нового монастырского комплекса. В центре высился новый Воскресенский собор с массивной луковичной главой и четырьмя малыми главками.

Об этом монастыре писал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

  • За самой городской чертой,
  • Где светится золотоглавый
  • Новодевичий монастырь,
  • Заборы, бойни и пустырь
  • Перед Московскою заставой…

В советское время монастырь был закрыт, собор разграблен, колокольня взорвана.

Сильно пострадало монастырское кладбище, где похоронены многие знаменитые государственные и общественные деятели, поэты, композиторы, литераторы (Тютчев, Врубель, Направник, Некрасов, Майков, Боткин и другие). На этом кладбище есть известное надгробие с фигурой Христа, куда в страшное блокадное время приходили молиться ленинградцы.

В сохранившихся зданиях без куполов и шатров после войны разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. Сейчас монастырь восстанавливается, а его здания реставрируются.

На главном корпусе были установлены купола на крышу храма, а с недавнего времени они уже блистают новой позолотой.

Если вы хотите увидеть его, вам надо доехать на метро до станции «Московские Ворота» и пройти немного по противоположной стороне Московского проспекта в сторону уменьшения нумерации домов.

Посетителям

  • Адрес: пл. Растрелли, 3/1. Метро «Чернышевская».
  • Тел.: 710-31-59, 577-14-21.
  • Смольный собор является действующим храмом со службами.
  • Открыт ежедневно, кроме ср с 11.00 (летом с 10.00) до 19.00. Касса закрывается на час раньше.
  • Вход с экскурсией — 150 р., студентам — 90 р., молодежи до 18 лет и пенсионерам — 20 р. Подъем на звонницу Смольного собора стоит 100 р.
Читайте также:  Площади Санкт-Петербурга

Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольный) собор

Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольный) собор

 пл. Растрелли, 1А — ул. Смольного, 1

Возведен в 1748-1757 гг. как соборный храм Смольного монастыря — арх. Франческо Бартоломео Растрелли.

1762 — начата отделка — арх. Фельтен Юрий Матвеевич (Георг Фридрих), не завершена.

1835 — достроен арх. Василием Петровичем Стасовым.

см. Смольный монастырь        Интерьеры собора

Cмольный собор построен на том месте, где при Петре I располагались смоляные дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Рядом так же при Петре I был построен дворец для дочери Петра, Елизаветы. Когда Елизавета Петровна взошла на трон, то со временем, согласно легендам, хотела постричься в монахини. И для своего монастыря она выбрала место смоляного двора.

Центром монастыря стал Смольный собор, строительство которого в 1749 г. было поручено Ф. Б. Растрелли. В 1757 г. началась Семилетняя война, и строительство собора практически замерло. Достраивал собор, вместо отстраненного Растрелли, по распоряжению Екатерины II Ю. М. Фельтен — с 1765 по 1775 гг. Строительство собора уже под руководством В. П. Стасова закончилось при Николае I.

Общее время строительства собора — 87 лет. Это самый большой срок строительства в Петербурге.

(добавил — d7161)

Сей величественный, устремленный ввысь собор – одно из самых совершенных творений знаменитого Б. Растрелли, шедевр русского барокко. Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного монастыря, основанного Императрицей Елизаветой Петровной. Заложенный 30 октября 1748 собор, для которого зодчий задумал также огромную колокольню, уже в 1757 был вчерне готов, но затем из-за Семилетней войны работы замедлились, возобновившись в 1762 под руководством Ю. М. Фельтена, который принялся за внутреннюю отделку здания. Однако вскоре монастырь был упразднен, и собор долго стоял неосвященным.

Прошло несколько десятилетий, и в 1828 был объявлен конкурс на окончание творения Растрелли, и четыре года спустя эту работу поручили произвести В. П. Стасову, весьма бережно отнесшемуся к первоначальному проекту.

В присутствии представителей всех столичных учебных заведений 19 июля 1835 митрополит Серафим (Глаголевский) освятил вновь отделанное здание, стоившее казне 2 млн руб. и вмещавшее до 6000 человек.

В честь этого события была выбита медаль с изображением фасада собора и Христа, благословляющего детей, ибо собор предназначался для учащихся столицы. Один боковой придел в нем посвящен св. Елизавете, чье имя носила основательница монастыря, другой – св.

 Марии Магдалине в честь небесной покровительницы Императрицы Марии Феодоровны. Через три дня после освящения на литургию в собор приехала вся царская семья.

В 1884 начался сбор средств на памятник перед Смольным институтом его покровительнице Императрице Марии Феодоровне. Было проведено несколько конкурсов, и в начале 1914 утвержден проект Е. П. Черемисиновой, но из-за революции он не был осуществлен. В память этой Императрицы день св. Марии Магдалины (22 июля) отмечался в соборе торжественным богослужением при участии воспитанниц благородных институтов, учеников закрытых школ и призреваемых из Вдовьего дома. Хор, облаченный в голубые стихари, пел в этот день на два клироса. В алтаре, на стене, золотыми буквами были начертаны названия всех учебных заведений Ведомства Императрицы Марии; на северном столпе висела памятная мраморная доска о соборе. К храму была приписана Ильинская часовня, выстроенная в 1887 по проекту Л. Н. Бенуа на лесной бирже В. А. Ратькова-Рожнова на набережной Невы. В первый Спас крестный ход шел на Неву, где совершалось торжественное водосвятие. При соборе действовал кружок ревнителей Православия. В 1889 — 1911 настоятелем собора, имевшего свой приход, был замечательный пастырь прот. Николай Иоаннович Розанов, бывший ректор Духовной академии; его сменил прот. Андрей Данилович Юрашкевич. Собор закрыт весной 1923, национализирован и передан отделу музеев, но иконостас удален из него только в 1972. Долгие годы внутри собора размещался склад.

После реставрации его занял музей «Смольный собор», где проводятся концерты и выставки. Весной 1991 зарегистрирована община, которая тщетно добивается возвращения храма верующим, – дирекция музея противится этому всеми силами.

Только 24 мая 2009 состоялся первый молебен; предлагается совместное использование.Здание охраняется государством как памятник архитектуры мирового значения.                                  ([95] 2010 г.и. С.

50-51 Наталия )

24 мая 2009 г. в храме впервые в постсоветское время был совершен молебен, а 7 апреля 2010 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была совершена первая Божественная литургия. (смольный-собор.рф).

29 апреля 2013 г.  был освящен колокол Смольного собора. Колокол  весит 10 т. Отлит на фирме «Вера» (Колокололитейном заводе Валерия Анисимова в Воронеже).

Иконографические изображения на нем выполнили с участием  мастеров из Санкт-Петербурга. В нижней части благовеста отлиты названия основных вузов северной столицы.

В нижней части благовеста отлиты названия основных вузов северной столицы. («Вода живая» 28.04.13)

Смольный собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге передан Русской Православной Церкви: 25 января 2016 г. после Литургии в Смольном соборе вице-губернатор и руководитель Администрации губернатора Санкт-Петербурга А.Н.

Говорунов торжественно вручил архиепископу Петергофскому Амвросию и протоиерею Петру Мухину, настоятелю Смольного собора, историческую реликвию XVIII в. — ключ от западных врат собора.  (Патриархия.

ru)                          (Наталия)

Федеральный памятник.         Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

Собор Воскресения Словущего, 1748- 1769 гг., арх. Растрелли Ф.-Б.,1832 — 1835 гг. (интерьеры), арх.Стасов В.П. 

Смольный собор — детище Растрелли

Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте «Смольного дома» — небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.

Окончание строительства храма датируется 1835 годом.Перед Собором — зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям — вымощенные круглым камнем дорожки.

Подходим ближе?

Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня — самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе — 140 метров.

(Фото из Википедии)Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка — всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!Но колокольне не суждено было появиться на свет.Есть две версии, отчего так получилось.

Первая: зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.

Вторая: от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к  тому же опасной, т.к.

вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры  — значит его разрушить.Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось.

Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.

Вид открывается великолепнейший!При чистом небе:

  • Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой — соединением европейской классики и православного пятиглавия.

И с облаками)Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным — так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.Центральный купол венчает луковичная главка:Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица «осьмнадцатого века», натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.

Читайте также:  Английская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Фото 2013 года.По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:А если Собор обойти…Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:Монументальное здание всё-таки!Возвращаемся:

  • Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо — здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки:

Ну. что? Зайдём?На этом фото ( 2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.

    Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))Дальше — самое интересное! Во всяком случае, для меня.Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.А за решеткой — пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!Винтовая лестница, вид снизу:Левая и правая выстроены одинаково — по часовой стрелке.По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке — так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых — левши.

    Очень примечательны в лестнице ниши — маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.

     А ещё на левой лестнице есть интересная дверца…. В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был… Но это вам придется отыскивать уже самим.

    («право» и «лево» я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

    Закончилась лестница. Вид сверху:

    Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.Ну, что устали? А это ещё не самый верх!Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.Топ-топ по ней.

    Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное — цель, а остальное приложится.

    Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)Вид на подъём сверху:Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен…

    Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)Здесь нас ждёт вот такое устройство:Надо сказать, поставили года три как.

    Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года…Сравнить:Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались.

    Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.

    Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.

    Смольный собор Санкт-Петербурга. История основания собора и интересные факты о нём

    Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства.

    Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела.

    По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.

    Выбор места под строительство

    Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море.

    В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм.

    Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.

    Первоначальные планы

    Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга.

    Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов.

    За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора.

    Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.

    Архитектура собора

    Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами.

    В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров.

    Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.

    Планы императрицы меняются

    Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется.

    На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась.

    Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов.

    По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.

    Перемены XX века

    Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви.

    В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации.

    В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector