Румянцевский сад в санкт-петербурге: интересные легенды

Румянцевский сад Санкт-Петербурга

/Статьи по скульптуре/

Когда я учился на скульптурном факультете Академии художеств, мы с друзьями ходили отдыхать в соседний Румянцевский сад. В тени старинных деревьев так хорошо думается над будущими произведениями.

Румянцевский сад был разбит по проекту ландшафтного архитектора Ковригина. Очень удачная планировка аллей красиво дополняется ажурной оградой, отлитой из чугуна на петербургском заводе Сан-Галли. К её пластике точно походят чёрные чугунные колонны музыкального павильона. Интересно, что здесь до сих пор по выходным и праздникам играют военные оркестры.

По осям сада архитектор Иенсен спроектировал фонтаны. В центре гранитной чаши находится монументальная тумба, декорированная масками львов. Над большой металлической чашей стоят красивые фигуры путти .

Обратите внимание

По своей скульптурной пластике они напоминают декоративные произведения украшающие интерьеры Эрмитажа. Тонко проработанная поверхность скульптур великолепно отчеканена. Силуэт этой скульптурной композиции безупречно смотрится со всех сторон при круговом обходе.

Историки Петербурга считают, что часть декоративных деталей для этих фонтанов купец Соловьёв привёз их Франции.

В 1818 году под руководством Карла Росси сюда был перенесён обелиск «Румянцева победам». Посвящённый военным победам любимого полководца Екатерины Второй Румянцева-Задунайского. Эскизы памятника придворный архитектору Винченцо Брена утверждал лично император Павел Первый.

Монументальный обелиск из сердобольского гранита взметнулся ввысь на 21 метр. Прекрасные барельефы, виртуозно вырезанные из караррского мрамора с изображениями военных трофеев, украшены гирляндами патинированной бронзы. Наверху четырёхгранного обелиска, опираясь на позолоченный шар, распростёр могучие крылья орёл. Это символ военной силы Российской империи.

А в уже в наше время в 1999 году были установлены на гранитных пьедесталах большие (в две натуры) бронзовые бюсты известным выпускникам соседней Академии художеств: Илье Репину и Василию Сурикову. Вылепленные скульпторами Манизером и Иенсеном они представляют собой пример лучшей монументальной скульптуры советского периода в России.

Если Вы хотите заказать уменьшенную копию или реплику красивых бронзовых бюстов советского периода, то обращайтесь в Творческую мастерскую скульптуры Союза художников России в Петербурге по телефону +7 (911) 927 26 23.

На собственном литейном производстве мы изготовим под заказ скульптурное произведение любого размера: от монументальной трёхметровой статуи до кабинетной настольной статуэтки. Наши чеканщики профессионально отчеканят и красиво запатинируют бронзу музейной патиной.

Мы работаем без посредников, предлагая своим Заказчикам самую лучшую цену на скульптуры в камне, пластике и металле.

Источник: http://www.sculpture1.ru/article_246_Rumjancevskij_sad_Sankt-Peterburga.html

Румянцевский сад

Румянцевский сквер расположился между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова вблизи знаменитого дворца Александра Меншикова. С юга ограничен Университетской набережной Большой Невы.

Площадь сквера — 1,3 га. Первоначально на этом месте располагался Меншиковский рынок. Кроме этого, участок использовался в качестве временного склада для грузов, доставляемых по реке.

После того, как Меншиковский дворец был отдан в пользование государственному Кадетскому корпусу, территория бывшей рыночной площади получила значение парадного плаца.

Важно

В 1818 году в центре площади появился обелиск, посвещённый победам графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского в сражениях русско-турецкой войны (прежде памятник находился на Марсовом поле).

Румянцевский сад возник в 1865 — 1866 годах. Его организатором стал петербургский купец первой гильдии Степан Фёдорович Соловьёв, вложивший свои денежные средства в создание на Румянцевской площади общедоступного городского сада; отсюда же пошло второе распространённое название — Соловьёвский сад. Соловьёв был владельцем двух домов, выходящих к площади. Здесь же он проживал сам.

Разрабатывал проект сквера и его художественно выполненную ограду архитектор Николай Николаевич Ковригин. По имеющимся свидетельствам, строительство обошлось купцу в 25 тысяч серебряных рублей.

Поначалу плата с горожан, взимавшаяся за прогулку в саду, находилась в ведении самого Соловьёва; однако вскоре купец умер, и спустя три года — в 1870 году — сквер перешёл под контроль городского управления и стал содержаться за счёт казны.

В 1939 года в ходе массовых переименований Румянцевская площадь стала официально носить имя украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Название Румянцевского сада ему вернули в 2001 году, а спустя ещё два года сквер был отреставрирован и открылся для посетителей уже в обновлённом виде.

Планировка

На бумажном плане Соловьёвский сквер имеет почти точную форму прямоугольника, со слегка скруглёнными краями, и ориентирован в соответствии с направлением течения Большой Невы.

Сад организован симметрично относительно главной оси — продольной аллеи, в начале которой расположился главный вход в сквер, отмеченный скульптурой мальчика с раковиной на голове. В середине аллеи стоит Румянцевский обелиск, с двух сторон окружённый одинаковыми фонтанами.

Перпендикулярно осевой линии проходит главная дорожка, от центра площади к углам проложены лучевые тропы.

Отдельного внимания заслуживает чугунная ограда, выполненная по рисункам Николая Ковригина и стоящая на гранитном цоколе. Там, где первоначально были устроены ворота, ограду украшают вазы с изображениями львов. Вблизи ограды имеется беседка, носящая название Музыкального павильона. В 1999 году в сквере поставили бюсты живописцев Ильи Репина и Василия Сурикова.

В 1927 году Румянцевский сад подвергся частичной перепланировке. Проектом занимался Рудольф Катцер; по его решению было сокращено количество внутренних дорожек и убраны ряды зелёных насаждений вдоль главной аллеи, что позволило лучше раскрыть перспективный вид центрального памятника.

Румянцевский обелиск и фонтаны

Обелиск, посвящённый победам Румянцева в битвах 1770 года на Ларге и Кагуле, спроектирован зодчим Винченцо Бренна и поначалу стоял на Марсовом поле (позже на том месте был воздвигнут памятник Суворову).

В 1818 году под руководством Росси он переместился на Румянцевскую площадь к Кадетскому корпусу, где обучался знаменитый военачальник.

Высокий четырёхгранный обелиск из гранита увенчан скульптурным изображением орла, сидящего на золотом шаре.

Совет

Важным элементом композиции являются чугунные фонтаны, которые располагаются с обеих сторон от обелиска в начале лучевых дорожек. Эти фонтаны, создание архитектора Иенсена, были вывезены из Парижа устроителем сквера купцом Соловьёвым и запущены в 1867 году.

Каждый из них имеет большую гранитную чашу, над которой установлена чаша поменьше. Фонтаны украшены скульптурными изображениями львиных голов, цветов и ракушек. При жизни купца для обеспечения фонтанов водой во дворе его дома работала водокачка, а уже с 1876 года действовал водопровод.

В 1950-х годах фонтаны отключили, они возобновили свою работу только в 2011 году .

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон, также построенный в девятнадцатом веке (архитектор неизвестен) и предназначавшийся для выступлений музыкантов, занимает место около ограды Румянцевского сада. Это помещение с большой открытой эстрадой, стоящей на высоком гранитном цоколе.

Железный потолок павильона, укреплённый на шести фигурных винтообразных чугунных столбиках, имеет закруглённую форму, что способствует хорошему отражению звука. С лицевой стороны Музыкальный павильон имеет деревянную обшивку.

При строительстве сооружения в его состав было включено небольшое подвальное помещение.

В прошлом на эстраде павильона регулярно играли духовые оркестры. В середине прошлого столетия Музыкальный павильон также был закрыт и долгое время бездействовал.

Источник: https://biletsofit.ru/blog/rumyancevskij-sad

5 исторических садов Петербурга

Обычно при словах «сады Петербурга» первым делом вспоминаются Летний сад или пригородные парки. И это понятно: Летний — символ, как поэт Пушкин, который своего героя туда гулять водил, а полноценную природу нужно искать как можно дальше от центра города.

Однако, если нет времени или желания ехать в Павловск, Пушкин, Стрельну и даже на острова, а Летний сад, мало похожий на место для тихого отдыха, уже изучен, попробуем обойти знаменитые и знаковые исторические сады Петербурга.

Михайловский сад

Михайловский сад — ближайший сосед и родственник Летнего. Его генеалогию выводят от «Третьего Летнего», много раз перепланированного и перестроенного, чтобы в конце концов войти в ансамбль Михайловского дворца — нынешнего Русского музея.

На всякий случай напомним, что Михайловский дворец, он же Русский музей, — это одно, а Михайловский (Инженерный) замок — совсем другое. Сад расположен за северным фасадом первого и отделен от второго проезжей частью Садовой улицы на востоке.

В Михайловский сад можно выйти прямо из Русского музея, но мало кто так делает. Другой путь, радующий глаз — со стороны Фонтанки, Летнего сада и Инженерного замка. Однако чаще люди добредают сюда по каналу Грибоедова от Невского, через шумный поток людей и машин, не способствующий смягчению сердец.

Обратите внимание

О смягчении сердец вспомнить уместно, поскольку Михайловский сад располагается между двумя зловещими пунктами: с одной стороны задушили Павла I, с другой — взорвали Александра II. Но в самом парке нет ничего зловещего или тягостного.

Долгие годы, до реставрации и воссоздания «в историческом виде», он был очень умиротворяющим местом: здесь выгуливали собак, выводили на уроки физкультуры школьников, люди лежали и сидели на Масляном лугу, бродили под разросшимися деревьями, над прудом с тиной и кувшинками.

В начале 2000-х Михайловский вернули в форму в буквальном смысле слова: восстановили изначальный рисунок аллей и водную систему, воссоздали второй засыпанный пруд, проредили старые деревья.

Сад стал красивее, но строже: на траве уже не полежишь, собаки запрещены, пруд огорожен, скамеек стало меньше, деревьев тоже. Без листвы и цветников, если тепло задерживается, пространство выглядит немного голым.

Зато в этой полуобнаженности хорошо видны структура сада и замысел садовников: сочетание пейзажной планировки в центре и регулярной — по краям. В начале июня в Михайловском проходит фестиваль «Императорские сады», и царский эпитет звучит естественно.

Сад теперь очень ухоженный и вполне благолепный. В открытых аллеях гуляющие чувствуют себя немного как на сцене, среди природных декораций. И это облагораживает.

Читайте также:  Соборы санкт-петербурга - автобусная экскурсия

Строений в Михайловском саду немного: романтический павильон Росси у гранитной пристани на Мойке, которая ограничивает сад с севера, бюсты Карла Брюллова и Александра Иванова. Есть детская площадка в правом углу со стороны канала Грибоедова, а вот кафе нет (а жаль), только лубочные деревянные ларьки с орешками, мороженым и прохладительными напитками.

Источник: http://strana.ru/journal/22916727

Мифы и легенды Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург очень мистический и загадочный город, а потому тайны и сплетни витают здесь повсюду…

Мы собрали самые интересные городские легенды Санкт-Петербурга, мифы и неразгаданные тайны, которые помогут понять где правда, а где ложь.

Масонский город, параллельные миры, летающие грифоны или путанные подземные ходы — обо всем этом Вы узнаете в нашей подборке мифов и легенд Санкт-Петербурга.

Важно

Многие думают, что название острова «Васильевский» происходит от имени капитана-артиллериста . Он командовал укреплением на западе острова. И, когда посылал ему приказы, то писал: «К Василию на остров».

Вот и появилось название острова… Но это миф Санкт-Петербурга. На самом же деле, название острова было таким еще в 16 веке.

Это известно из переписной книги Водской пятины Великого Новгорода: «Васильеве острову были дворы великого князя рыбных ловцов».

Еще одна легенда Санкт-Петербурга повествует об одной очень забавной улицы — Бармалеева. Когда слышишь или читаешь это название, сразу на ум приходит знаменитый разбойник и кажется, что улицу назвали именно в его честь .

Но это тоже миф. Все случилось наоборот. В 20-ых годах прошлого века вместе с его другом прогуливались по Петербургу. Они вышли на и, прочитав название, стали выдумывать.

Так появился образ Бармалея и стихотворение в котором он присутствует.

Как всем известно, скончался в 47-летнем возрасте. Но это было определено еще за год его смерти. В начале 19-ого века появилась ясновидящая. Ее именуют . Она напророчила, в каком возрасте Павел погибнет.

Сколько букв на фризе , столько будет лет императору в момент его смерти. Жители Санкт-Петербурга стали считать буквы и твердые знаки. Получилось 47 букв. Все так и случилось- ночью 11 марта 1801 года Павел I умер. Ему было 47 лет.

Это еще одна загадочная легенда Санкт-Петербурга.

Самая первая легенда Санкт-Петербурга возникла еще за 13 веков до начала создания города. Она гласит о том, что отправляясь на север проповедовать христианство, дошел до реки , он увидел северное сияние. С того момента стало считаться, что когда сияние повторится снова, на том месте возникнет город.

Совет

Еще одим миф и легенда Санкт-Петербурга — Башня Грифонов — это очень загадочное сооружение из красного кирпича, высотой чуть меньше 4-х этажного дома. Ее, в XIX веке, построил Вильгельм Пель, быстро разбогатевшый с помощью своей аптеки.

Она находится и до сих пор работает в квартале аптекарей. А еще, в своей башне, Вильгельм вырастил грифонов, которые не видны неискушенному глазу. И кто знает, может быть они и по сей день летают над городом и охраняют секреты аптекаря Пеля.

Чтобы построить город, Петру I нужно было серьезно потрудиться: завоевать земли, начать строительство и т. д. Но правда ли то, что город возводился на никем не занятых болотистых землях? Дело в том, что до того момента, когда Петр I начинал строить город, здесь находилось, приблизительно, 40 поселений.

Восточные славяне пришли на эти земли еще в VIII-IX веках. Поэтому, хоть земли были и болотистыми, но плотно заселенными, и многие из поселений дошли до нас в виде районов Санкт-Петербурга. К примеру, для обустройства Летнего сада Петр I выбрал место в имении майора Берндта фон Коноу.

И еще многие знаменитые сооружения Петербурга были возведены на облагороженных местах.

Не много кому известно, но наш город весь пропитан загадочной символикой и мистикой. Так, например, наш город весь буквально «облеплен» масонскими знаками, ведь именно здесь некогда проживали члены тайной масонской ложи, авантюристы, и . Отыскать знаки «всевидящего ока» и попробовать разгадать их тайну может каждый желающий. Миф, легенда Санкт-Петербурга или чистейшая правда решать Вам…

Еще один миф и легенда Санкт-Петербурга связана со зданием — Ротондой.

Многие поговаривают, что она обладает магической силой «центром мироздания», ведь расположилась постройка в центре пересечения диагоналей шестиугольника Санкт- Петербурга — миф скажете Вы? Проверьте! Кроме того известен еще один миф Санкт-Петербурга об этом месте: попав в подвал можно улететь в параллельные миры! Стоит отметить, что в старые времена это было любимым местом для сборов масонов и проведения культовых обрядов…

Источник: https://msp.today/mify-i-legendy-sankt-peterburga/

«Тайные» сады и скверы Петербурга

Принято считать, что необычный садик, точнее, сразу два садика, следующих один за другим во дворе дома № 46 по Литейному проспекту, были высажены в 1905 году по приказу статского советника Фёдора фон Крузе, но на самом деле это не совсем так.

Ещё в самом начале XIX века известный городской библиофил Пётр Хлебников, первый владелец этого земельного участка, возвёл тут прекрасную оранжерею с бельведером в центре. Один из следующих владельцев места, архитектор Александр Пель, разбил сад согласно собственному вкусу.

Обратите внимание

Ну а Фёдор фон Крузе придал ему облик, который жители города на Неве могут лицезреть по сей день. Около 40 лет назад городская молодёжь нарекла этот двор именами «Сен-Жермен», «Пале Рояль» или «Бельведер».

Пускай сегодня вход сюда под электронным замком, но никто не мешает вам подождать жильцов и попасть в исторический сад вместе с ними.

На набережной Фонтанки высится один из красивейших особняков города, принадлежавший русскому поэту просвещения Гавриилу Романовичу Державину. Усадьба, которая упоминается в его стихах «К первому соседу» и «Ко второму соседу», состоит не только из хозяйского особняка с двумя флигелями: к ней примыкает и чудесная оранжерея.

Открывая массивную чугунную калитку, прохожие попадают в светлый курдонёр, в центре которого рядом с памятником Державину раскинулся небольшой сквер, где в тени деревьев стоят уютные скамейки.

Во флигельных двориках также можно найти клумбы и скамейки, устройство которых напоминает об Италии.

Но эти зелёные зоны не являются самыми примечательными местами для отдыха, ведь ещё одной неотъемлемой составляющей усадьбы стал пейзажный сад с прудом, устроенный в конце XVIII века.

Позади массивного дома от посторонних глаз скрываются канал с мостиками, беседки и летний театр.

Правда, тот пейзажный сад, что раньше называли Польским, сегодня предстаёт перед петербуржцами в новом облике: его несколько раз перестраивали, а во времена блокады вырубили практически все деревья.

В 2011 году он открылся после реконструкции и теперь смотрится более чем аккуратно и впечатляюще. За вход в усадебную зону отдыха придётся заплатить 50 рублей.

  • Адреснаб. реки Фонтанки, 118

Ботанический сад БИН РАН на улице Профессора Попова хорошо известен, а вот его «младший брат», разбитый при университете, чаще всего остаётся в тени. Конечно, его устройство началось куда позднее (в 30-х годах XIX века), да и территорию он занимает поскромнее, однако пестрит многообразием флоры, в том числе и экзотической.

В собрании — свыше 4500 растений, среди которых хвойные, кактусы, суккуленты и прочие редкости. С 1935 года Ботанический сад СПбГУ считается памятником культуры. Кстати, отличился он и во времена Великой Отечественной войны, когда сотрудники, несмотря на бомбёжки и голод, продолжали заботиться о коллекции и сохранили её для потомства.

Попасть сюда можно в дни открытых дверей.

  • Адреснаб. Университетская, 7–9

В 2010 году в самом обычном петербургском сквере обосновалась экспозиция, составленная из 12 кованых металлических колонн, венчают которые свитки со знаками зодиака.

Несмотря на то что скульптурная композиция относительно молода, вокруг неё уже ходит масса городских легенд. Одна из них гласит, что если положить руки на табличку со своим знаком и закрыть глаза, то можно увидеть свою судьбу.

В сквере всегда тихо и безлюдно, поэтому сюда можно прийти отдохнуть, подумать и непременно попробовать погадать.

  • АдресВолоколамский пер., 9

Ещё одно чудесное место, которое можно отыскать, прогуливаясь по набережной Фонтанки. Когда-то здесь была усадьба сподвижника Петра Великого, генерала Андрея Артамоновича Румянцева. Теперь же аккуратный благоухающий от зелёных насаждений парк окружает здание Молодёжного театра.

Читайте также:  Рестораны спб: хорошие и недорогие, уютные и располагающие

В тени деревьев кроются неординарные образчики современного искусства, в том числе знаменитый «Петербургский ангел», символизирующий интеллигентность и душевную теплоту пожилых горожан.

Кстати, Измайловский засветился в кино, попав в кадр знаменитой экранизации «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко.

  • Адреснаб. реки Фонтанки, 114–116а

Уютный садик, окружающий Аничков дворец, в царское время был спланирован в регулярном стиле и украшен скульптурами, беседками и галереей с тропическими растениями. Позже, когда здесь обосновался Дворец творчества юных, сад уменьшили в размерах и перепланировали. Зато теперь он превратился в островок спокойствия, отделённый от шумного Невского проспекта.

Забравшись сюда, можно отдохнуть от мельтешащих туристов и потока машин, посидеть на лавочке или на ступеньках и устроить ланч на двоих. Здесь всегда достаточно тихо, потому что про зелёную зону, что скрывается за монолитным забором, мало кто вспоминает.

Главная причина — вход в сад, наполненный цветами, удалён от Невского проспекта, а узкая дверь — неприметна.

  • АдресПлощадь Островского, 2а

В советское время этот сад был любимым местом городских книжников — заядлых книгочеев и коллекционеров. Они собирались здесь в определённые дни и обменивались, торговали и перепродавали литературу, которую нельзя было отыскать на прилавках книжных магазинов.

Так что зелёную зону вполне можно было назвать чёрным рынком недоступных книг. От посторонних глаз любителей чтения скрывал мощный модерновый «Новый Пассаж».

Его западный фасад выходит в большой итальянский сад, испещрённый узкими дорожками, обрамлёнными морем скамеек. 

Важно

А в центре садика есть фонтан, о котором помнят немногие жители Центрального района. Парк отделяет шлагбаум красного цвета, что частенько сбивает с толку и прохожие думают, что проход туда закрыт. Но это не так. Это спокойное место готово принять всех, кто пришёл за уединением.

По внутреннему двору основного здания главного музея города, Зимнего дворца, мы постоянно ходим в кассы. А ведь есть ещё два внутренних двора в Большом Эрмитаже. Первый — обычный, колодезного типа, — для хозяйственных нужд. А второй — это так называемые Висячие сады.

 Изначально зелёный уголок спроектировали архитекторы Валлен-Деламот и Фельтен, впоследствии его перестроил архитектор Василий Петрович Стасов. Сперва здесь находился Зимний сад, но потом, когда из домашней резиденции здание превратилось в музей, концепцию пришлось сменить.

Смотреть на этот сад можно только из окна. Хороший вид открывается на него из Павильонного зала, а также Петровской и Романовской галерей Малого Эрмитажа. Иногда его даже открывают для посещения, но случается это не часто.

А ведь со строительства знаменитого Висячего сада и началось возведение здания Малого Эрмитажа. 

  • Адресм. Адмиралтейская, Дворцовая пл., 2

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/taynye-sady-i-skvery-peterburga/

Университетская набережная и Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурга (СПб)

Зоологический музей- начало нашей прогулки по Университетской набережной.

На другом берегу Невы расположились Адмиралтейство и Исаакиевский собор.

Каменная книга. Какое-то послание жителям Петербурга от какой-то строительной компании.

Дворец Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга. По легенде является первым каменным зданием в Санкт-Петербурге. Строительство велось с 1710 по 1727 года. В этом дворце царь Пётр I любил проводить пиры и званные обеды.

Императорская Академия художеств ведёт свою историю с 1757 года.

Знаменитые сфинксы на Университетской набережной.

Сфинксы были приобретены в Египте в 1832 году, а установлены в 1834 году. Пристань, где на которой сфинксы нашли своё пристанище, была сделана именно для этой цели.

Совет

Историки высчитали, что возраст привезённых из Египта сфинксов составляет около 3,5 тыс. лет

Обелиск в честь победы русской армии над турками в войне 1787-1791 годов в Румянцевском саду.

Румянцевский сад-любимое место прогулок и отдыха жителей Васильевского острова. Сад был устроен в 1866 году и за право погулять здесь взимали плату.

Памятник архитектору Доменико Трезини-первому архитектору Санкт-Петербурга, По проектам Трезини был заложен Кронштадт, выполнена планировка Васильевского острова, начата перестройка Петропавловской крепости, строительство Петропавловского собора. Судя по изваянию, сеньор Трезини был гордым и самоуверенным человеком.

Табличка в память о самом грандиозном наводнении в Санкт-Петербурге. Уровень воды поднялся тогда на отметку 4,21 метра выше ординара. Было разрушено 462 дома, а повреждено 3681 здание.

Набережная Лейтенанта Шмидта,д.1. Дом академиков. Здание получило такое название из-за того, что принадлежало Академии Наук,  а в разное время здесь жило огромное количество учёных мужей. В настоящее время одних памятных досок на фасаде здания насчитывается 29 штук. Из наиболее известных персонажей, в этом доме имел квартиру изобретатель И.П. Кулибин.

Парусник на другом берегу Невы.

Памятник великому русскому мореплавателю, адмиралу И.Ф. Крузенштерну установлен в 1873 г. напротив Морского кадетского корпуса (ныне военно-морское училище им. Фрунзе), воспитанником которого был и сам Крузенштерн.

Само здание бывшего Морского кадетского корпуса, над которым гордо развевается Андреевский флаг.

Успенская церковь — невероятный по своей красоте храм.

Обратите внимание

Подводная лодка, у пирса на Набережной Лейтенанта Шмидта, всегда на страже нашего города.

Морской копус Петра Великого имеет награды советских времён.

В самом конце набережной располагается ледокол-музей «Красин»

Источник: https://soglas-proekt.ru/blog/dvorets-menshikova-sfinksy-rumyantsevskiy-sadik.html

Васильевский остров и его места силы

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на самый загадочный остров Петербурга. Васильевский остров легко мог стать отдельным городом, ведь здесь есть все свое: свои университеты, свои порты, свой кусок ЗСД, свои достопримечательности, своя атмосфера и своя история, уходящая корнями в столь давние времена, что и сам Петербург тогда еще не был основан.

С названием Васильевского острова связана интересная легенда. По преданию, имя острова происходит от имени капитана-артиллериста Василия Кормчина.

Отдавая приказы и распоряжения командиру укрепления на этом острове, Петр 1 всегда сопровождал их подписью «К Василию на остров». Однако, это всего лишь легенда.

Ведь самые ранние упоминания «Васильева острова» найдены в переписной окладной книге 1500 года.

Другая топонимическая особенность острова — названия его улиц. Здесь линии перпендикулярно пересекаются Большим, Средним и Малым проспектами.

Петр 1 предполагал сделать Васильевский остров центром города, и создать сеть параллельных каналов по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини.

По задумке императора, люди должны были передвигаться здесь на лодках, как в настоящей Северной Венеции. Но идея оказалась неудачной, и каналы засыпали, оставив на память название «линия»

Важно

Васильевский остров — прекрасное место для жизни или для прогулок в выходной день: большое скопление памятников архитектуры, легендарных музеев, красивых соборов.

Но есть и еще одна важная особенность этого места: особая умиротворенная атмосфера и гармоничная интеграция современной жизни в богатый культурно-исторический ландшафт. Наверняка вы еще в детстве бывали с экскурсией в Кунсткамере или пытались поступить в СПбГУ, подавая документы в здании 12 коллегий.

Но видели ли вы эту особую внутреннюю островную жизнь? Василеостровский район являет собой лишенный суеты, исторический центр Петербурга, отделенный от города, но так необходимый его жителям.

Прогулки на острове

Строгая планировка, продуманная функциональность каждого кусочка земли, близость Финского залива и старательное сохранение природных зеленых зон — делают остров изысканным и экологически чистым.

В стремлении сохранить свежий морской воздух, все предприятия, пока еще расположенные на Васильевском, оборудовали современным очистным и фильтрующим оборудованием.

На острове тут и там являются глазу зеленые массивы, это скверы и сады, так старательно оберегаемые его жителями.

Румянцевский и Академический сады

Два небольших сквера, расположившиеся в тени Академии Художеств, рядом с 1-ой линией Васильевского острова. Румянцевский сад занял место парадного плаца, принадлежавшего Кадетскому корпусу и располагает к спокойным прогулкам и чтению в знойный летний день.

В конце центральной аллеи здесь выстроен Музыкальный павильон, представляющий собой беседку с открытой эстрадой. А по бокам от центральной аллеи располагаются два фонтана.

Академический сад по периметру окружен корпусами Академии художеств. Подразумевалось, что ученики Академии будут выходить сюда на пленэр.

По центру этого сада расположена «запасная» колонна Казанского собора, а также памятники скульптору П.К. Клодту и осетинскому поэту Коста Хетагурову.

Сад Василеостровец

Замечательный локальный сад с детскими площадками, тренажерной зоной и футбольным полем расположен между 25-24 линиями В.О. и Клубным переулком (есть и такой). Его история начинается в 1887 году, когда на месте Смоленского поля построили летний театр. В 2010 году рядом со входом в парке установили памятник художнику Н.К. Рериху.

Шкиперский сад

Между улицей Шевченко и Средним проспектом в 1946 году разбили Шкиперский сад. Большая его часть занята газонами, а остальную площадь занимают дорожки, детские площадки и скамейки. Здесь можно гулять в любой сезон, наблюдая за черемухой, ясенями, тополями и следить за тем, как распускаются кусты сирени и роз.

Опочининский сад

Зеленый уголок, окруженный кустами роз, создали в 1937 году на месте пустыря. А не так давно, в начале 2010-х, в нем провели капитальный ремонт и обустроили Аллею Любви.

Читайте также:  Киберфест-2019 в санкт-петербурге: программа

В центре этой Аллеи расположили кованое дерево в виде сердца, именно сюда приезжают все больше молодоженов для милой традиции — они вешают замки на это дерево в знак своей крепкой любви.

Летом парк преображается за счет большого количества цветов и деревьев, а в мае, когда начинают цвести яблони и сирень, сюда стягиваются желающие запечатлеть эту красоту в фотографиях. Найти сад несложно: он находится в самом конце Большого проспекта, вдоль Наличной улицы.

Сад Декабристов

Не все знают, но Василеостровский район состоит из двух островов: Васильевского и острова Декабристов. На последнем и расположен одноименный сад.

Легенда гласит, что на этом месте захоронены пятеро декабристов, и в их честь, в 1926 году в этом месте установили стелу по проекту архитектора А. Боброва. Однако, никаких документальных подтверждений факту захоронения не найдено.

Как раз вокруг стелы и разбили сад в 50-ых годах двадцатого века. Здесь приятно проводить время, прогуливаясь по извилистым дорожкам.

Центр современного искусства

Васильевский остров привлекает не только желающих подышать морским воздухом, погулять по строгим перпендикулярным улицам, исследовать порт и насыпные территории. Так сложилось, что в этой абстрагированной от всего города части, обосновалась и особая культурная жизнь.

Кроме всем известных монументальных музеев здесь находятся множество актуальных и интересных проектов, посвященных современному русскому искусству. Остров словно олицетворяет этот свободный новаторский дух творческого поиска и свежий взгляд на искусство в целом.

Здесь вы найдете и большие частные музеи современного искусства, и крошечные, но весомые в арт-пространстве всего мира, уютные галереи. И это отличная возможность посвятить пасмурный выходной самообразованию и созерцанию прекрасного.

Музей «Эрарта»

Это самый крупный в России частный музей современного искусства. Миссия, возложенная на создателей музея грандиозна: сохранение, просвещение и популяризация выдающихся современных русских художников. Здесь есть постоянная экспозиция, но большее внимание зрителей привлекают временные выставки и мощная концертная программа.

Адрес: 29-я линия В.О., 2

Новый музей

В 2010-ом году частная коллекция Аслана Чехоева переросла приватные масштабы и обрела форму публичного музея современного искусства. Постоянная экспозиция музея заняла два этажа здания напротив метро «Василеостровская», третий этаж отведен под выставочные проекты и образовательные программы. Здесь собраны работы российских и советских художников, начиная с 50-х годов двадцатого века.

Адрес: 6-я линия В.О., д. 29

DiDi Gallery

Галерея, в которой собирают работы московских и ленинградских художников конца двадцатого века. Кроме постоянно пополняющейся собственной коллекции, здесь проводят выставки известных и молодых художников.

Адрес: Большой проспект В.О., д. 62

Галерея современного искусства 14/45

В этой галерее проходят выставки современных русских и зарубежных художников, скульпторов, фотографов и графиков. Организаторы стараются выставлять как именитых живописцев, так и подающих надежды начинающих художников. Кроме всего, при Галерее 14/45 есть студия рисования, где учат живописи и мозаике по своим авторским методикам.

Адрес: 6 линия В.О., дом 39

Творческий кластер «Артмуза»

Внушительных размеров творческое пространство расположилось на базе завода музыкальных инструментов «Муздеталь». Это лофты, творческие мастерские, офисы креативных компаний и дизайнеров. А также семь галерейных залов, где проводятся выставки современной живописи, дизайна и медиа-инсталляций.

Адрес: 13 линия В. О., дом 70-72

Жизнь на острове особенная и неповторимая, обладающая своим ритмом и размеренной атмосферой. Не каждый к ней может приспособиться, не всех привлекает перспектива ожидания промежуточной сводки мостов.

Но город старается, и стремится сделать жизнь Васильевского комфортной: открылся второй выход станции метро Спортивная, запущен ночной поезд от Адмиралтейской на время разведения мостов, построен ЗСД, нацеленный на снижение автомобильного трафика.

Предприятия и бывшие складские помещения преображаются, на их месте открываются современные кластеры для творческих людей, строятся новые дома и все это сопровождается завораживающим спокойствием, свежим воздухом и зеленью. Жить здесь становится все удобнее и приятнее.

Безусловно, близость к центру города делает этот район привлекательным для девелоперов, а покупку жилья дорогостоящей. Но всегда можно просто арендовать комфортную квартиру в любимом районе города.

Например, у SATO свободны несколько квартир в трех современных домах Василеостровского района: в небольшом доме на 11-линии, в жилом комплексе бизнес-класса на Детской улице и в большом обособленном жилом комплексе на живописной набережной реки Смоленки.

Источник: http://www.satodom.ru/about/blog/1186/

страницы упрямого дилетанта

У Михайловского сада Санкт-Петербурга большая история.  До основания города здесь размещались охотничьи угодья   шведского феодала.

В первые десятилетия XVIII века здесь, на месте нынешнего павильона Росси, располагалась резиденция императрицы Екатерины, небольшой деревянный дворец окружал специально разбитый вокруг сад. Он постепенно приобрел название – Третий Летний сад.

В  те времена в саду были вырыты пруды, где разводили рыб, высажены фруктовые деревья, поставлены теплицы   и специально завезены соловьи. Имелся даже питомник  с кленовыми саженцами для замены погибших деревьев новыми.

Деревянный дворец Екатерины носил громкое название «Золотые хоромы».

Совет

Сменилась эпоха, пришло время Елизаветы Петровны.  Был выстроен Летний дворец, в котором и поселилась императрица.

Сад претерпел перепланировку, деревья подстригли и придали им правильную форму, на аллеях появились скульптуры,  вокруг разбили цветники, расставили павильоны, качели, карусели.

Время шло. Екатерина II повелела разобрать « Золотые хоромы».

А в 1796 году император Павел решил разобрать Летний дворец Елизаветы и строить  на его фундаменте неприступный дворец-замок, который был построен и освящен в ноябре 1800 года.

Со всех сторон замок в те времена был окружен водой, ныне же два канала засыпаны. У замка мрачная история. Павел, опасаясь за свою жизнь, перебрался сюда  еще до окончания работ внутри здания.

Но именно здесь он и был убит заговорщиками в собственной   опочивальне.

Через некоторое время, в 1822 году,  замок, опустевший после отъезда царской семьи, был передан  в Инженерное ведомство и получил новое имя – Инженерный замок.

А  жизнь продолжалась. В 1817 году под руководством Карла Росси началось строительство Михайловского дворца, сопровождавшееся перепланировкой всего сада.

Строительство дворца закончилось к 1825 году, и именно тогда сад получил свое новое имя – Михайловский сад.

Саду придали пейзажный характер, устроили английский луг у северного фасада, частично засыпали старые прямоугольные пруды, придав им  более привычный для английских парков вид – живописные водоемы разных размеров с неровно очерченными берегами.  На месте бывших «Золотых хором» на берегу Мойки появился  павильон-пристань, спроектированный Росси.

Павильон Росси на берегу Мойки

Росси частично вернул саду вид, задуманный еще Растрелли при строительстве  Летнего дворца.

Обратите внимание

Но в дальнейшем сад претерпел еще много изменений. Были засыпаны некоторые пруды, а при строительстве Храма Воскресения Христова и новой ограды сократилась территория сада.

В марте 1881 года рядом с Михайловским садом на набережной Екатерининского канала был смертельно ранен император Александр II. В память об этом событии здесь построили  собор Воскресения Христова, или как он обычно называется – «Спас-на-крови».

Вид на храм из Михайловского сада

Михайловский сад в этом месте огородили великолепной  чугунной решеткой       в стиле модерн

Решетка архитектора А.Парланда у храма Спаса-на-крови

Позднее  Михайловский дворец был передан Музею императора Александра III (русскому музею) и в 1898 году сад становится доступным для всех, кроме солдат и собак, о чем гласила специально установленная табличка.

В 1900 году сад уменьшился из-за постройки на его территории Этнографического музея.

Сад приходил в запустение и восстанавливался, он даже сменил название и долгое время назывался садом МОПРа (Международной организации помощи борцам революции), здесь появлялись детские и спортивные площадки, туалет, эстрада.

Сильно пострадал сад во время войны, снарядами были повреждены многие деревья, образовались воронки, на территории сада были закопаны некоторые памятники.

Первые реставрационные работы проводились здесь уже в 1949 году.

После передачи Михайловского сада Русскому музею здесь провели очередную реконструкцию уже в нынешнем веке.  Сад опять вернулся к проекту, задуманному Росси. Обновили посадки, убрав старые и больные деревья, убрали  некоторые дорожки.  Восстановили цветники в соответствии с исторической планировкой.

Цветники

Весенние цветы.

Важно

Михайловский сад остается одним из редчайших памятников. Он удивительно гармонично сочетает на одной территории  два стиля ландшафтной архитектуры – пейзажный, так называемый «английский», и регулярный, «французский».

Прогулка по Михайловскому саду доставит большое удовольствие всем посетителям.

Вот так Михайловский сад выглядел в июне 2011 года.

Пруд Михайловского сада

Пруд и мостик Михайловского сада

Масляный луг перед дворцом

Первоцветы Михайловского сада.

Информация о липах.

Нарциссы в Михайловском саду

Михайловский сад

Михайловский сад — крупнее

Вы хотите со мной общаться?

Источник: https://straudi.ru/sankt-peterburg-mihaylovskiy-sad/

Ссылка на основную публикацию