Открытие Русского музея

30 апреля 2020—30 апреля 2020

13 апреля 1895 года Николай II подписал Именной Высочайший Указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского музея Александра III» и предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

Указ начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния… В музее этом должна быть, прежде всего, отведена подобающая важному ея значению часть, посвященная памяти и жизни и Царственных трудах Родителя нашего. С тем вместе и впредь до составления этнографических и исторических коллекций, подлежит немедленному устройству художественный отдел Музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников, в том числе картины, приобретенные для Музея в Бозе почившим Императором.»

Управляющим Музеем предполагалось назначать одного из членов Императорского дома. Первым в этой должности был утвержден великий князь Георгий Михайлович.

После продолжительного согласования различных юридических и финансовых норм и урегулирования межведомственных отношений окончательная редакция Положения о Русском музее была подписана Николаем II 14 февраля 1897 и 26 марта была представлена правительствующему Сенату. 3 мая 1897 года был принят Указ «Об утверждении Положения о Русском музее императора Александра III». Этот документ оставался основополагающим в деятельности музея до 1917 года.

В Положении о музее отмечалось: «Музей основан в память незабвенного покровителя русского искусства, императора Александра III, имея целью соединить все, относящееся к его личности и истории его царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». Положение о музее регулировало вопросы управления музеем, его структуру, пополнение художественных коллекций, хранение и пр.

Русский музей находился в ведении Министерства императорского двора, под главным управлением президента Академии художеств, в непосредственном заведовании Августейшего управляющего, в функции которого входили «попечение о развитии, пополнении и благоустройстве Музея», а также председательство в Совете хранителей.

«…Хранители производят все текущие дела, касающиеся вопросов о пополнении, хранении и распределении предметов собрания, приготовляют к докладу Совету все крупные и важные вопросы по этой отрасли и приводят в исполнение все намеченные, разрешенные Советом и утвержденные Августейшим управляющим задачи. – Заботятся о составлении каталогов имеющихся собраний»

В августе 1897 года был утвержден штат музея, предполагавший двух хранителей, секретаря управляющего музеем (сам Августейший управляющий назначался без содержания), одного делопроизводителя и двух канцелярских чиновников.

Ежегодные расходы на их содержание, а также содержание служителей, на производство ремонтных и строительных работ, хозяйственные нужды, освещение и отопление, содержание сада и др. в целом составляли 75 тысяч рублей.

На приобретение и дополнение коллекций было выделено 30 тысяч рублей.

У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение — ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А. Н. Бенуа, П. А.

Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие.

Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась — это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «…

при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею».

Структура Музея состояла из трех отделов: — отдел посвященный специально памяти Александра III — художественный отдел — этнографический и художественно-промышленный отдел Первоначальное собрание живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства насчитывало всего около полутора тысяч произведений; коллекция христианских древностей содержала примерно 5000 экспонатов (для сравнения – на сегодняшний день коллекция Русского музея насчитывает порядка 400 000 экспонатов).

Из Эрмитажа и Зимнего дворца поступила практически полностью галерея картин российских живописцев, часть собрания рисунков и акварелей, скульптура. Живопись и скульптура академической школы, акварели, рисунки, гравюры и картоны были переданы Музеем Академии художеств.

Полностью передала Академия и свой Музей христианских древностей, учрежденный в 1858 году и хранивший очень ценные памятники, в том числе и происходящие из Новгорода – иконы, деревянную скульптуру, древние и средневековые произведения прикладного, в основном церковного, искусства.

Коллекция князя Алексея Лобанова-Ростовского (1824 – 1896), в которой наибольший интерес представляли портреты государственных деятелей России 18 – первой половины 19 века, была приобретена императором у наследников владельца и передана в дар Русскому музею.

Значительная часть крупнейшей коллекции акварелей и рисунков русских художников, собранная и систематизированная при помощи художника и искусствоведа Александра Бенуа, была подарена музею княгиней Марией Тенишевой.

И наконец, весомым вкладом стала личная коллекция императора Александра III из Царскосельского Александровского дворца (позднее поступили вещи, хранившиеся в Аничковом дворце).

Дальнейшее пополнение предполагалось посредством покупки на ассигнованные на это средства, а также в виде пожертвований. Для пополнения художественных коллекций Императорская Академия художеств должна была выбирать на выставках художественные произведения, достойные, по ее мнению, помещения в Музей. Выбор Академии утверждал Управляющий Музеем.

  • Приобретаемые таким образом произведения художников, находящихся в живых, подлежали помещению на 5 лет в Музей Императорской Академии художеств и только по истечению этого срока могли быть окончательно переведены в Русский музей (хотя бывали и исключения.)
  • Жертвуемые произведения искусства могли быть приняты в Музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств и с утверждения Управляющего Музеем.
  • Предметы, помещенные в Музей и составляющие его собственность, не могли отчуждаться или передаваться в другие учреждения за исключением дубликатов.

В июле 1897 года встал вопрос о запечатлении коллекции для изданий с целью документирования. На первом заседании Совета музея было решено: «Фотографировать сейчас же каждую входящую в Русский музей картину, вообще всякий предмет собрания».

Фактически же съемки начались значительно раньше, в конце 1896 – начале 1897 года и проводились «под наблюдением приглашенного специалиста А.К. Ержемского».

Известный петербургский художник с января 1897 года не только исполнял обязанности фотографа, но и стал организатором «Собственной фотографии» — «Фотографической лаборатории» музея.

Благодаря его инициативе к концу 1898 года из Берлина вышлют фотографическую аппаратуру и фотографические принадлежности для изготовления качественных снимков, в том числе «больших форматов с наиболее любимых публикой картин».

Работы по реконструкции Михайловского дворца для устройства в нем музея были поручены архитектору В.Ф.Свиньину. Они обошлись в 540 000 рублей и заняли два с половиной года. 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ и нашла их «удовлетворительными и во всем согласными с целями музея». После торжественного открытия Русского музея 7 марта 1898 года В.Ф.Свиньин за труды был удостоен звания архитектора Высочайшего двора.

7 марта 1898 года, перед первыми посетителями открылись двери первого в России государственного музея национального изобразительного искусства. Первая экспозиция, представшая перед глазами посетителей в 1898 году, не носила научного, исторически обоснованного характера.

Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях Александр Бенуа: «Большинство тех художественных произведений, которые составили ядро музея и которые при открытии его уже находились в его стенах, были переданы из Эрмитажа, Академии художеств и царских резиденций, но, кроме того, сюда вошли и «высочайшие приобретения», сделанные за последние пятнадцать-двадцать лет с нарочитой целью их помещения в имеющим образоваться хранилище национального искусства. К ним принадлежали исполинские картины: «Фрина» Семирадского, «Русалка» и «Поцелуйный обряд» Константина Маковского, «Грешница» Поленова, «Ермак» Сурикова. Эти картины заняли три четверти стен наибольшего просветного зала (того, где прежде был театр), и в той зале пришлось разместить несколько исключительных по своему значению или по своей привлекательности для публики произведений, как картины Репина «Садко», «Св. Николай», «Запорожцы», Васнецова «Парижские балаганы» и «Перенесение ковра» Маковского, и др. Все это составляло очень внушительное целое, и наши патриоты уже считали, что преимущество русской школы живописи здесь безусловно доказано. На самом же деле многие из этих картин вредили друг дружке, и все вместе производило впечатление чего-то пестрого и не очень утешительного».

В самом красивом зале, бывшей Белой гостиной, размещались экспонаты отдела Памяти императора Александра III.

На стенах, обтянутых зеленым бархатом, были развешаны 70 серебряных блюд, на которых в разные годы приносили хлеб соль императору и императрице, там же поместили бюсты императора и императрицы работы скульптора М.М. Антокольского.

В соседнем зале были представлены портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны кисти художника И.Н. Крамского, а также картины, связанные с жизнью императора. Отдел просуществовал до 1917 года.

Позднее, его экспонаты вошли во вновь организованный в 1918 году Историко-бытовой отдела Русского музея. Уже первым своим посетителям музей предлагал иллюстрированные каталоги и путеводитель, а также фотографии как отдельных произведений, так и «видовые».

Согласно отчету 1898 года, за 10 месяцев открытия Музея число посетителей составило 119.129 человек, число оконченных и неоконченных копий 330, число проданных каталогов 9754 экз. и фотографий 4535 шт., что давало «наглядное представление о том, насколько Русский Музей Императора Александра III охотно посещается».

Читайте также:  Роскошь и величие старинного отеля "Дворец Трезини"

Открытие Русского музея

План-путеводитель русского музея Александра III

Открытие Русского музея

А.Б. Лобанов-Ростовский (1824 – 1896) Дипломат, товарищ министра внутренних дел и министра иностранных дел, коллекционер. 96 произведений его коллекции составили значительную часть первоначального собрания музея

Открытие Русского музея

Амвон в зале христианских древностей 1898 год

Открытие Русского музея

Вид на Русский музей Александра III с Инженерной улицы 1902

Открытие Русского музея

Зал памяти Александра III

Открытие Русского музея Открытие Русского музея

Форма служителей музея (зимняя) 1898

Открытие Русского музея

Именной Высочайший указ 14 апреля 1895 года

Открытие Русского музея

Форма служителей музея (летняя) 1898

Открытие Русского музея

М.К.Тенешева (1867-1928) в 1898 году подарила музею 463 рисунка и акварели. Позднее, в 1902, 1903 и 1910-х годах передала в дар еще 196 графических работ. Произведения из коллекции М.К.Тенешевой экспонировались в двух залах музея

На открытии музея 7(19) марта 1898 г Присутствуют: В.П.Верещагин, Л.Н.Бенуа, К.Е.Маковский, Л.С.Бакст, П.А.Брюллов, А.И.Куинджи и другие

Совет Музея (сидят слева направо): М.П.Боткин, Управляющий музеем Великий князь М.Г.Романов, В.Ф.Свиньин, (стоят) А.А.Тевяшов, А.Н.Бенуа, П.А.Брюллов 1890-е – 1900гг.

Отчет о деятельности Русского музея императора Александра III за 1898 год.

Интересные факты о Русском музее в Санкт-Петербурге. От Михайловского дворца до наших дней

Сейчас уже трудно представить, что в начале 19 века в самом центре города, на месте, где Петр 1 разбил сад с экзотическими растениями, царило полное запустение. Топкое болото расползалось все шире, трава росла выше человеческого роста.

Строительство Русского музея

Михайловский дворец, позднее переименованный в «Русский музей», – уникальный архитектурный памятник позднего классицизма и русского ампира. Он был построен по замыслу императора Павла I для младшего сына Михаила, которому не суждено было взойти на престол.

Сразу после рождения сына Михаила Павел I велел собрать в казну сумму, необходимую для строительства грандиозного дворца, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, мог жить по-царски». 24 марта 1801 года императора Павла убили в его собственной резиденции, и строительство дворца было отложено на неопределённый срок.

Открытие Русского музеяВеликий князь Михаил Павлович

О задумке отца вспомнил император Александр I, и в 1819 году в самом сердце города на Неве, был заложен первый камень здания.

Для исполнения воли своего отца Александр I пригласил знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси, который начал работать над проектом здания в 1817 году. Спустя два года Росси представил императору грандиозный проект дворцового комплекса, состоящий из центрального корпуса, двух боковых флигелей, дворцовой площади, двух улиц и сада с видом на Марсово поле.

Летом 1819 года на месте снесённых оранжерей и парников начались строительные работы. Для большей торжественности в фундамент здания был заложен серебряный ковчег. Строительство велось медленно и очень осторожно по причине оседания топкого грунта. По той же причине все работы производились только в летнее время года.

В 1823 году строительные работы были закончены, и в самом центре города появился уникальный дворцовый комплекс, который был виден с Невского проспекта.

В этом же году император Александр I подписал указ, согласно которому дворец был пожалован великому князю Михаилу «в вечное и потомственное владение». По официальным данным на возведение дворцового комплекса было потрачено почти 7 6 00 000 миллионов рублей.

Из этой суммы только три миллиона были потрачены на строительство, а остальные средства – на отделку интерьера.

Интерьер

Отделочные работы внутри здания продолжались почти три года. Для отделки интерьера на основе строго отбора приглашались лучшие декораторы и мастера по работе с деревом, камнем и металлом. Мебель, обои и ковры заказывались в Париже, все чугунные изделия изготавливались на Литейном заводе.

Открытие Русского музея

Великокняжеская чета была восхищена полученным результатом!  Дворец поражал воображение убранством редчайшей красоты и уникальности. Крарский мрамор, искуснейшая лепнина – всё во дворце говорило о богатстве его хозяев и искусности мастеров.

Стены залов были покрыты серебряными и золотистыми обоями.  Паркетные полы были изготовлены из ценнейших пород дерева таких, как красное, чефразовое, сахардановое, фиолетовое, чёрное, пальмовое.

Одна квадратная сажень такого паркета стоила 160 рублей.

Открытие Русского музея У главной лестницы стояли статуи львов, специально отлитые для дворца. Они были точной копией скульптур 16 века, найденных в Риме при раскопках.

  • Уникальные резные панно, мраморные скульптуры, коринфские колонны, изразцовые печи, резная мебель красного дерева, фарфоровые вазы и хрустальные люстры.
  • Как будто предвидя своё музейное будущее, Михайловский дворец собирал в своих стенах редчайшие и красивейшие работы русских паркетчиков, резчиков по дереву, скульпторов и художников.
  • Открытие Русского музея

Светская жизнь дворца

Для великого князя Михаила дворец был не только домом, но и местом работы, где он регулярно принимал военных и гражданских чиновников.Роскошное убранство дворца и гостеприимство его хозяев привлекали на светские приёмы лучших представителей российской элиты того времени.

Открытие Русского музея

Здесь часто можно было увидеть князя А.М. Горчакова, писателей В.А. Жуковского и П.А. Вяземского, художника И.К. Айвазовского, академиков Н.И. Пирогова и В.Я. Струве. Иногда салоны Елены Павловны посещал сам император Николай I.

 Бесконечная вереница балов, светских раутов, поэтических вечеров – гости перемещались из Белого зала в Танцевальный, из Академического в Музыкальную гостиницу и Светлую столовую. А.С.

Пушкин со своей супругой Натали почитал за честь быть приглашённым на светский приём супруги князя Елены Павловны.

После смерти князя Михаила количество пышных балов во дворце сразу сократилось. Великая княгиня стала отдавать предпочтение «интеллигентным вечерам», на которых обсуждались актуальные в то время политические события и планы по отмене крепостного права.

Открытие Русского музея«Культурный променад» в Михайловском замке

Преображение в Русский музей

После смерти великокняжеской четы, здание дворца по завещанию перешло к их детям. Оставленное без внимания и ухода, оно начало ветшать. Многие ценные вещи безвозвратно исчезли, а роскошные залы стали сдаваться в аренду различным курсам, обществам и институтам.

Открытие Русского музеяБюст Александра 3 в Русском музее

Видя плачевное состояние здания, император Александр III  принял решение выкупить его. Будучи большим ценителем искусства, он собирал полотна русских художников и лелеял мысль о создании музея.

К тому же в Зимнем дворце на тот период скопилось такое количество картин, что хранить их стало попросту негде. Было принято решение о приобретении здания под нужды музея, и в 1895 году царская казна выкупила дворец за 4 миллиона рублей.

По условиям сделки прежние хозяева могли забрать себе предметы и детали убранства, связанные с историей их семьи.

К тому времени, как дворец перешёл во владение казны, от его изысканного убранства уже практически ничего не осталось.

Открытие Русского музея

После кончины Александра III, по распоряжению нового императора Николая II в 1895 году был издан указ «О создании Русского музея Императора Александра III». Для Михайловского дворца началась новая жизнь.

Под руководством архитектора В. Ф. Свиньина, его залы стали перестраивать под нужды музея. В создании «Русского музея» приняли активное участие многие передовые деятели искусств того времени такие, как Л. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. П.

Брюллов, С. П. Боткин. Более десятка уникальных полотен портретной живописи были переданы в музей наследниками князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского.

Собрание рисунков акварельной живописи подарила музею княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

По установленным правилам, предметы искусства, которые попали в музей, должны были оставаться там навеки. Никто не мог их забрать или передать кому-либо.

Официальное открытие музея

7 марта 1898 года Русский Музей Императора Александра III был торжественно открыт. Первоначально музей занимал 37 залов и насчитывал 1880 единиц хранения. На тот момент это было крупнейшее собрание русской живописи и скульптуры. В настоящее время фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов.

Открытие Русского музеяКонцерт в Академическом зале Михайловского дворца

Эвакуация музея во время войны

В ноябре 1941 года во время обстрела города в корпус здания попали два снаряда. Началась экстренная эвакуация всех ценностей, находившихся на тот момент в здании музея.

Памятник Александру I, расположенный во дворе музея, накрыли деревянными досками, под которые насыпали песок.

Однажды в него попала фугасная бомба, но благодаря созданной из брёвен и песка конструкции, памятник остался цел.

Подготовка экспонатов к развеске в Академическом зале. 1946 год
Перед эвакуацией. Конец июня 1941.
Сотрудники Русского музея, работавшие в эвакуации в Перми
Повреждения от попадания крупнокалиберного снаряда. 1943-1944
Вскрытие ящика с картинами, прибывшего из эвакуации. 1946 год

Читайте также:  Сады живых бабочек в санкт-петербурге: адреса и цены

Экспонаты Русского музея

В настоящее время в стенах Русского музея находится самая большая коллекция произведений русского искусства во всём мире. Музей содержит  более 400 000 экспонатов.

Здесь вы можете увидеть произведения живописи и скульптуры с 12 до 20 веков.

Резьба по дереву, керамика, тканые работы, художественная роспись – всё, чем жило русское искусство на протяжении восьми веков, представлено в Русском музее.

В стенах музея находятся работы Андрея Рублёва и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.  Невозможно остаться равнодушным к картинам Сурикова, Васнецова, Серова, Куинджи. Каждое хранящееся в музее полотно, уникально и бесценно.

Здесь же расположено крупнейшее собрание древнерусской живописи, представленное шестью тысячами икон 12 – 17 веков.

Экскурсия по Русскому музею

Для того, чтобы приобщиться к русскому искусству и в полной мере насладиться работами лучших мастеров, мы приглашаем вас на экскурсию по залам Русского музея. Записаться на квест-экскурсию вы можете здесь.

Смотрите также

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде

Билеты на поезд по лучшей цене — Poezd.ru и Tutu.ru. Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире

Ищите скидки в аграгаторе отелей Hotellook. Бронируйте жильё для отдыха на Суточно.ру

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии

Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в Tripster.

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей

Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите уже с купленным билетом.

Государственный Русский музей: история создания

Открытие Русского музея

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей в Петербурге — самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.

До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III». Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ.

Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов — это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.

Открытие Русского музея

Государственный Русский музей

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

История Михайловского дворца

Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Архитектором Михайловского дворца был Карл Росси (о нем читайте на нашем сайте в статье: Александринский театр).

Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

Открытие Русского музея

Михайловский дворец

Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце — также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.

Филиалы музея

  • Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:
  • Летний дворец Петра I Мраморный дворец Инженерный (Михайловский) замок Строгановский дворец
  • Домик Петра I

Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Летний дворец Петра I

Открытие Русского музея

Летний дворец Петра I

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Мраморный дворец

Открытие Русского музея

Мраморный дворец

Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А.

Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.

Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра  Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А.

Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол.

Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора.

Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.

Главный фасад Мраморного дворца обращен  к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца.

До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К.

Клодта украшает западный фасад корпуса.

В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

Инженерный (Михайловский) замок

Открытие Русского музея

Инженерный (Михайловский) замок

Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти.

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 г. Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.

21 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 г.

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение.

Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.

В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.

Строгановский дворец

Открытие Русского музея

Строгановский дворец

Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Строгановы (Строгоновы) — род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.

Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.

Домик Петра I

Открытие Русского музея

Домик Петра I

Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.

Читайте также:  Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой.

Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года.

Домик сохранился практически в первоначальном виде.

Коллекции Русского музея

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А.

Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А.

Иванов.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Открытие Русского музея

13 апреля 1895 года молодой царь Николай II подписал указ о создании в Петербурге музея национального русского искусства, который получил название «Русский Музей Императора Александра III».

Необходимость организации такого музея обсуждалась в кругах образованных представителей общества уже несколько десятилетий.

Говорили о том, что в большинстве европейских стран уже давно созданы галереи и музеи национального искусства, а Россия, которая имеет по-настоящему бесценные сокровища, до сих пор лишена этого.

Открытие Русского музея

Еще в первой половине 19 века П.П. Свиньин, издатель журнала «Отечественные записки», владелец одной из частных коллекций произведений русского искусства, писал: «Нет в свете земли, которая бы имела способы, равные России, для составления отечественного музеума, столь разнообразного и богатого во всех отношениях».

Открытие Русского музея   

Открытие Русского музея

Во второй половине 19 века Россия переживала настоящий расцвет интереса к национальному изобразительному искусству.

Большой успех в столицах и провинции имели выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», создавалось новые частные коллекции современных произведений живописи, скульптуры.

Особенно широко среди коллекционеров было известно имя Павла Третьякова, который решил сделать из своей коллекции общедоступный музей русской живописи. Уже в 1881 году он открыл свою галерею для всех желающих, а в 1892 году передал ее в дар Москве.

Появлялись публичные художественные музеи и в некоторых провинциальных городах России. Но во всех этих относительно небольших галереях и музеях нельзя было увидеть многих шедевров русского искусства, пока они оставались только собственностью императорской семьи и находились в коллекциях дворцов царя и великих князей.

Известный художественный критик В.В.

Стасов писал: «…Как не прекрасна и как не превосходна инициатива этих Прянишниковых, Третьяковых, Солдатенковых, не следует, чтобы все дело осталось на одних только плечах этих благородных, великодушных добровольцев…Надо, чтобы государство создало сначала один, а потом несколько центров, куда бы собирались произведения национального искусства,…. и где их бы мог всегда находить весь народ, как свое драгоценное достояние». 

Открытие Русского музея

Необходимость создать музей русского искусства стал обсуждать еще Александр III, однако задуманное отцом осуществил только Николай II. Помещение для музея выбрали во всех смыслах удачное – им стал выкупленный в казну у потомков Великого Князя Михаила Павловича Михайловский дворец в самом центре Петербурга.

Но прежде, чем сформировать здесь экспозицию музея, нужно было приспособить для этого дворцовые помещения. Работами по их реконструкции руководил архитектор В. Ф. Свиньин, который, по мнению многих, слишком непочтительно обошелся с великолепными интерьерами Михайловского дворца — прекрасным творением Карла Росси.

Нетронутыми остались только парадная лестница и Белый зал Михайловского дворца.

 Открытие Русского музеяВ новом музее предполагали создать четыре отдела: художественный, этнографический, художественно-промышленный и отдел, посвященный памяти Александра III. Основу музейного собрания составили 80 полотен из Эрмитажа, 120 – из Академии художеств, 200 — из царских дворцов (Зимнего, Александровского в Царском Селе и Гатчинского). Свои коллекции передали новому музею князь А. Лобанов – Ростовский, княгиня М. Тенишева. Первая экспозиция музея разместилась в 37 залах первого и второго этажей. Среди тех, кто занимался созданием первого национального русского музея, были известные и образованные люди — П. Брюллов, А. Бенуа, М. Боткин, П. Нерадовский, Н. Пунин.

Государственный Русский музей: 120-летие со дня основания

ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. Государственный Русский музей — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства.

Считается, что идея его основания в Санкт-Петербурге принадлежала императору Александру III.

Он высказал ее после того, как приобрел на 17-й выставке Товарищества передвижников (1889) картину Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

Уже после смерти Александра III эту идею осуществил его сын, император Николай II. 25 апреля (13 — по старому стилю) 1895 г.

он подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Михайловский дворец, построенный архитектором Карлом Росси в 1819-1825 гг.

, был выкуплен в казну у потомков великого князя Михаила Павловича незадолго до этого, в январе 1895 г. Сумма, заплаченная государством за этот памятник архитектуры русского классицизма, составила 4 млн рублей серебром.

На эту тему

Открытие Русского музея

Официальное открытие «Русского музея императора Александра III» для посетителей состоялось 19 марта (7 — по старому стилю) 1898 г. Экспозиция была представлена в 37 залах Михайловского дворца.

В нее вошли 1880 произведений из нескольких источников: Эрмитажа, Зимнего дворца, музея Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, частных коллекций князя Алексея Лобанова- Ростовского, княгини Марии Тенишевой и др.

Пополнение коллекции в первые годы после открытия музея осуществлялось за счет закупок, осуществлявшихся на выделявшиеся государством деньги, и общественных пожертвований. За первое десятилетие после открытия Русского музея количество представленных в нем произведений искусства удвоилось.

На эту тему

Открытие Русского музея

После революции продолжалось быстрое расширение коллекции благодаря деятельности Государственного музейного фонда, распределявшего национализированные произведения искусства. В начале 1920-х гг. был сформирован Совет Русского музея, в который вошли ведущие специалисты в области русского искусства.

Их усилиями была создана первая в стране комплексная экспозиция, построенная по научно- историческому принципу. В 1926 г. в Русский музей была передана коллекция музея при Государственном институте художественной культуры, на ее основе было сформировано крупнейшее в мире собрание русского авангарда.

В 1930-е гг. были расширены экспозиционные площади, музею был передан корпус Бенуа, построенный в 1914-1919 гг. архитекторами Леонтием Бенуа и Сергеем Овсянниковым. В 1935 г. было разработано положение о музее, согласно которому в состав учреждения входили 10 научных отделов.

На эту тему

Открытие Русского музея

Во время Великой Отечественной войны собрание Русского музея не пострадало: наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Молотов (ныне — Пермь), остальная часть коллекции была укрыта в подвалах музея. Во время войны здания музея подвергались бомбардировкам, особенно пострадал корпус Бенуа. Русский музей был вновь открыт для посетителей в первую годовщину Победы, 9 мая 1946 г.

В послевоенный период Русский музей планомерно пополнял свои коллекции. Также значительно расширился музейный комплекс: в 1989-1994 гг. музею были переданы Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, в 1998 г. — Михайловский сад, в 2002 г. — Летний сад, Дворец и Домик Петра Первого.

В настоящий момент коллекция Русского музея включает в себя более 400 тыс. единиц хранения. Она охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства с X века. Ежегодно в музее организуется до 50 временных экспозиций, также экспонаты музея регулярно выставляются в разных российских городах и за рубежом.

На эту тему

Открытие Русского музея

Русский музей занимается научной и культурно- просветительской работой, работает с детско-юношеской аудиторией. В структуру организации входит отдел реставрации (основан в 1922 г.), занимающийся восстановлением и хранением художественных ценностей.

Открыто 166 виртуальных филиалов (информационно- образовательные центры, дающие доступ к электронным материалам о коллекции музея), на базе музея действует Консультационно-методический центр, курирующий работу 260 художественных музеев России. В марте 2015 г.

первый зарубежный филиал Русского музея открылся в Малаге (Испания).

Директором музея с 1988 г. является Владимир Гусев. В 1997 г. было создано международное общество «Друзья Русского музея», оно включает в себя 400 человек, а также 85 фирм и организаций. Члены общества оказывают финансовую помощь музею, содействие при организации и проведении различных мероприятий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector