Неспешно прогуливаясь по Летнему саду, я наткнулась на памятник. Он сильно отличался от белоснежных мраморных фигур греческих богов и богинь, украшающих аллеи сада))) Даже издалека было легко угадать, кому посвящен памятник. Это дедушка Крылов — первое, что приходит на ум, и ведь правда — Крылов!
Тут кому-то придёт в голову, а почему дедушка? Оказывается у Крылова, которого все дети СССР знали по басням нет наверное таких, кто не учил их в школе, никогда не было ни детей ни внуков, да и женат он не был. Оказывается так баснописца Ивана Крылова впервые назвал П. А.Вяземский в день пятидесятилетия его литературной деятельности (1838). С лёгкой руки Вяземского это прозвище накрепко прилипло к Крылову)))
Я не особо люблю памятники, но вот мимо этого невозможно пройти мимо. Уж очень он необычен. Вернее даже необычен не сам монумент, а гранитный постамент покрытый бронзовыми рельефами животных из басен Крылова.
Это герои 36 самых известных басен Крылова. Глядя на фигурки животных, начинаешь вспоминать названия басен и цитировать отрывки из них:))
В интернете нашла, что изображены персонажи следующих произведений:
- «Лев на ловле»
- «Лягушка и Вол»
- «Белка»
- «Ворона и Лисица»
- «Лев и Барс»
- «Волк и Журавль»
- «Демьянова уха»
- «Слон на воеводстве»
- «Петух и жемчужное зерно»
- «Вороненок»
- «Мартышка и очки»
- «Кукушка и Петух»
- «Фортуна и Нищий»
Всё таки интернет — великая сила. Изучая подробности создания памятника в Летнем саду нашла интересную информацию о создание памятника:
После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей.
В разных источниках эта сумма разнится от 13000 до 30000.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет.
Петр Карлович Клодт (фото из интернета).
Что самое необычное, Клодт лепил фигуры животных для рельефов с натуры! Можете себе представить? Даже льва и медведя с медвежатами.
На несколько лет обширная мастерская скульптора превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери.
Самые ручные свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии, брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу… Натуру со слона Клодт ходил делать в царский зверинец.
Вот со львом приходилось сложнее. Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, всех животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.
Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия, во избежание порчи бронзовых барельефов, его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики.
Памятник в Летнем саду был первым памятником после смерти баснописца. Но так сложилось, что мне довелось увидеть и второй памятник Крылову, который находится в Твери. Памятник Крылову в Твери был открыт 14 августа 1959 года в память о юных годах писателя, проведённых в городе.
У этих двух памятников, не смотря на разные годы создания и разные города установки, есть сходство. Оба памятника украшают легко узнаваемые герои басен.
В композицию монумента в Твери включено восемь горельефов на мотивы известных басен. Авторы памятника — скульпторы С. Д. Шапошников, Д. В. Горлов и архитектор Н. В. Донских. Памятник расположен в небольшом сквере в историческом центре города.
«… вороне где-то бог послал кусочек сыра…»
Скульптурные иллюстрации известных басен расположились по углам небольшой площади, на которой возвышается фигура баснописца. Всего представлено четыре стелы с восемью рельефными изображениями сцен из басен «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Квартет», «Лев и Волк», «Свинья под дубом», «Лев состарившийся», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок». Они расставлены как страницы открытых книг, выполненных в бронзе.
«Могучий Лев, гроза лесов, Постигнут старостью, лишился силы: Нет крепости в когтях, нет острых тех зубов, Чем наводил он ужас на врагов, И самого едва таскают ноги хилы…»
Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Был популярным и плодовитым автором. Он написал около двухсот басен. Сегодня увековеченный в бронзе Крылов является настоящим украшением Летнего Сада.
Не менее оригинальная скульптурная композиция и в Твери.
Есть ли ещё памятники баснописцу в России? Конечно, есть, но их я ещё не видела в живую, поэтому не могу вам их показать, а это значит есть к чему стремиться)))
Использован материал: www.culture.ru/institutes/13926/pamyatnik-krylovu
peterburg.guide/pamjatniki/krylovu-v-letnem-sadu/
Памятник Крылову. Неизвестное об известном
Если Гончаров увековечил Крылова в своем «Обломове», то скульптор Клодт больше внимания уделил натуральности других персонажей. Рассказываем о некоторых фактах из истории памятника баснописцу в Петербурге.
13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, крупнейшего русского баснописца, чьи строки давно разошлись на пословицы и поговорки. И вот уже 160 с лишним лет бронзовый Крылов смотрит на потомков с перекрестка аллей Летнего сада. Сегодня мы расскажем о нескольких малоизвестных фактах из истории создания этого монумента.
Многие считают, что первым в истории памятником российским писателям был памятник Пушкину, но это не так. На самом деле им стал памятник ученому и при этом немного еще и писателю Михаилу Васильевичу Ломоносову. Установлен он был в 1832 году в Архангельске.
В 1845 году открыли памятник историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске, а в 1847-м — политическому деятелю и тоже немножко поэту Гавриилу Романовичу Державину в Казани. Зато памятник Крылову, открытый в 1855 году, спустя 11 лет после его смерти стал действительно первым «писательским» памятником в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.
И, пожалуй, первым народным памятником в России: деньги на его создание собирались по подписке по всей стране.
Найти свое место
- Памятник В. М. Ломоносову
Иван Андреевич Крылов был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, но от варианта установки этого памятника над его могилой отказались сразу: тот был слишком хорош для столь мрачного места. Потому первоначально решили установить памятник на площади перед Александринским театром и Публичной библиотекой, где 30 лет служил Крылов (сейчас на этом месте стоит памятник Екатерине Великой).
Но Николай I категорически запретил устанавливать памятник Крылову в самом центре города. Тогда последний предложили разместить на набережной Невы, рядом с университетом (Там сейчас находится памятник Ломоносову). Но и это место по каким-то причинам было отвергнуто. Наконец, пришли к консенсусу: памятнику быть в Летнем саду. Оно и к лучшему: Летний сад Крылов любил и нередко там прогуливался.
От эскиза до зверинца — один шаг
- Здесь и далее: фрагменты барельефов с постамента памятника И. А. Крылову
Эскиз памятника и рисунки барельефов на сюжеты крыловских басен выполнил художник Александр Алексеевич Агин, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автор классических иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя. На постамент он поместил героев басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Слон на воеводстве», «Лисица и виноград» и других.
Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село
Автор монумента, скульптор Петр Карлович фон Клодт всех зверей, изображенных на памятнике, лепил с натуры. Поэтому в мастерской у него образовался целый зверинец. Здесь жили собаки, осел, обезьяна, кот, овца с ягнятами, лиса, журавль и даже волк с медведем.
Вот только для льва и слона места в мастерской не нашлось. Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село. Общежитие зверей в мастерской Клодта продолжалось четыре года. Именно столько длилась работа над памятником.
После ее окончания все «модели» были переданы в зверинец на Фонтанке.
Иван Андреевич Обломов
И. А. Крылов в 44 года (слева) и в преклонном возрасте (справа)
Архитектор Владимир Васильевич Стасов так описывал памятник: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своем сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации»…
Когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает»
Хотя в юности Крылов увлекался кулачными боями стенка на стенку, в зрелости прославился своим остроумием, силой воли и целеустремленностью, но в последние годы своей жизни, он действительно любил хорошо поесть, поспать, одевался кое-как. О его воистину гаргантюанском аппетите, неряшливости и лени ходили легенды, похожие на анекдоты. (О причудах других великих людей.)
Рассказывают, как на Масленицу, устроенную в доме Олениных, Крылов за один присест съел 30 блинов с икрой, каждый из которых был толщиной в палец и величиной с большое блюдо. А когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает».
Со своего любимого дивана он мог не вставать сутками. Фигура Крылова даже послужила писателю Гончарову прототипом его знаменитого Обломова.
Тем не менее потомкам осталось 236 басен, собранных в девять сборников, которые выходили с 1809 по 1843 год. Из них на памятнике представлено 22 сюжета*. А театральная маска на постаменте напоминает, что Крылов — не только баснописец, но и драматург.
Он написал десяток комедий и даже одну трагедию «Филомела», ставшую его первым, хоть и не вполне удачным литературным опытом. Но остальные пьесы Крылова были не менее популярны у публики, чем его басни.
Особенным успехом пользовались комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам».
Предлагаем пройти тест на знание самых знаменитых произведений баснописца.
*Автор статьи лично произвел подсчеты, так что эта цифра приводится в «крылововедении» впервые. Даже в справочной и краеведческой литературе указываются совсем другие цифры. Обычно все повторяют друг за другом, что на барельефах, окружающих памятник, изображены сюжеты 36 басен, но никто и никогда этого не проверял.
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге (в Летнем саду)
- Памятник Крылову — самый объемный из памятников, установленных в Летнем саду исторического центра Санкт-Петербурга.
- В народе памятник называют «Дедушка Крылов».
- Монумент Крылову является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.
Памятник расположен в одном из боскетов Летнего сада, на том месте, где находился, созданный в 1721 году по проекту французского мастера Николо Пино, пирамидальной формы Дельфиновый каскад, богато украшенный свинцовой позолоченной скульптурой и вазонами.
Каскад сильно пострадал во время наводнения 1777 года и был разобран в 1780-х годах.
В 1855 году на площадке боскета был установлен бронзовый памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, работы скульптора Петра Клодта. Памятник был создан на добровольные пожертвования горожан.
Памятник Крылову можно видеть в боскете Летнего сада и сегодня.
Выбор места установки памятника был не случайным. Как говорят, Крылов любил и частенько прогуливался по данному саду. А сам памятник, в последующем, был признан одной из лучших работ Клодта.
Высота памятника составляет 3,5 метра. Памятник огражден невысокой чугунной решеткой.
Бронзовый памятник установлен на высоком ступенчатом гранитном пьедестале.
Иван Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках раскрытую книгу.
Пьедестал памятника создан из темно-серого сердобольского гранита.
На четырех сторонах пьедестала помещены бронзовые горельефы, в основу которых легли сюжеты басен Крылова. На горельефах изображен «зверинец».
Во время работы Клодта над памятником, в Петербурге не было зверинца, а работать без хороших рисунков было не удел скульптору. Поэтому для работы был создан зверинец, в который привезли обезьяну из Парижа, кошку, собаку и овцу, за которыми ухаживала семья Клодта.
- Слона, который когда-то был подарен персидским шахом русскому императору, взяли из царского слоновника.
- Изображения барса и льва были взяты с животных, которых один немец показывал всем желающим на Мойке за плату.
- Медведь для зверинца Клодта был пойман в лесах Новгородской губернии.
- Рисунками животных занимался художник Александр Алексеевич Агин.
- После работы над барельефами животные из зверинца Клодта были отданы тому самому немцу «с Мойки», который потом показывал их за деньги желающим.
- За неординарную историю создания барельефов, памятник Крылову в Летнем саду также порой называют «зверинец Клодта — Крылова».
Практическая информация
Летний сад находится в самом сердце Санкт-Петербурга, между Лебяжьей канавкой, рекой Фонтанкой, Дворцовой набережной (река Нева) и набережной реки Мойки (река Мойка).
Координаты Летнего сада: 59°56'41.0″N 30°20'08.0″E (59.944722, 30.335556).
Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская» и «Чернышевская».
Автобусы: №№ 46, 49, К-76 и К-212. Трамвай: № 3.
- Вход в Летний сад свободный (бесплатный).
- Зайти в сад можно через два входа: с Дворцовой набережной и набережной реки Мойки.
- Посетить Летний сад и Коронный фонтан можно также с одной из экскурсий
Весной, где-то в апреле месяце, сад закрывают на просушку. Также сад может не работать из-за погодных условий и проведения регламентных работ.
- Часы работы Летнего сада и его павильонов, рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.
- Сайт Летнего сада: summer-garden.
- Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге — фото, описание
В 1855 год, знаменит тем, что был установлен памятник Крылову в Санкт-Петербурге. Находится он в Летнем саду, рядом с основной аллеей. Статуя сделана из бронзы и является одной из первых, которую установили в Питере.
Как появился памятник?
В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).
Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.
Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.
Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.
Найти экскурсии в Петербурге >>
Создание шедевра
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.
Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.
За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову
Где находится памятник Крылову?
Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.
Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?
Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.
Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.
Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.
Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.
Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
(Visited 710 times, 1 visits today)
Памятник И. А. Крылову
Памятник И. А. Крылову в Летнем саду
В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу.
Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер.
Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.
Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств.
На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова — последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.
В процессе создания памятника Крылову у скульптора в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен.
У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). улицы и отели. Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла.
Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке.
Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.
Из воспоминаний сына П. К. Клодта:
Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком … Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.
Памятник И. А. Крылову
Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.
Вопрос места установки памятника решался достаточно долго.
Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году).
Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду, где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.
Торжественное открытие памятника И. А. Крылову состоялось 12 мая 1855 года. В. В. Стасов писал о нём:
Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…
Через 20 лет после открытия памятника, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.
Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всёравно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.
«Дедушка» Крылов и его зверинец
О «дедушке» Крылове и его зверинце
Памятник И.А.Крылову в Летнем СадуПамятник И.А.Крылову в Летнем Саду
Летний Сад уже многие годы является излюбленным местом для прогулок как петербуржцев, так и гостей города. Заходя в сад со стороны Невы, мало кто упускает возможность полюбоваться памятником знаменитому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Несмотря на некую массивность и тяжеловесность памятника, окружённого легкими беломраморными скульптурами, «дедушка Крылов», как его называют горожане, сразу стал необыкновенно популярен.
Связано ли это с атмосферой теплоты и гостеприимства, царящей вокруг, но, выражаясь фразой из школьного сочинения, «вокруг Крылова всегда много животных и людей».
⠀
Решение о возведении монумента было принято почти сразу же после смерти Крылова – в 1845 году.
Объявленный сбор средств на строительство памятника был активно поддержан горожанами, и за три года удалось привлечь огромную по тем временам сумму в 30000 рублей.
Честь стать творцом памятника выпала знаменитому скульптору-анималисту Петру Карловичу Клодту, автору знаменитых конных композиций на Аничковом мосту.
Одна из четырех конных композиций на Аничковом мостуОдна из четырех конных композиций на Аничковом мосту
Первоначальный эскиз (хранящийся нынче в Русском музее) был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Учитывая тучность баснописца, такой вариант вряд ли бы можно было считать удачным. Но на том же листе изображался вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.
⠀
Для того, чтобы убедительно изобразить героев басен Крылова, Клодт превратил собственное рабочее место в настоящий зверинец.
Обезьяны, кошки, собаки, овцы на удивление мирно уживались в мастерской скульптора, а тот неотрывно наблюдал за ними день ото дня, постоянно делая заметки в своем блокноте.
Для зарисовок с натуры более крупных и экзотических животных скульптору приходилось посещать Зоологический сад на другой берегу Невы. Так родилась идея памятника баснописцу.
⠀
К 1855 году работа была окончена. Клодт лично предложил установить памятник в Летнем Саду, ведь именно здесь любил прогуливаться сам Иван Андреевич, попутно обдумывая сюжеты своих басен.
Фрагмент постамента памятника И.А.Крылову Фрагмент постамента памятника И.А.Крылову
С другой стороны, памятник Крылову стал естественным продолжением первого, ещё Петровского Летнего сада.
Там это место естественным образом занимал другой знаменитый баснописец Эзоп — автор, многократно переводимый и пересказываемый Крыловым на русский язык.
Статуя Эзопа была установлена при входе в сад фонтанов, а каждая скульптурная басня, являвшаяся отдельным фонтаном, сопровождалась письменным разъяснением.
⠀
Памятник И.А.Крылову стал не только украшением Летнего сада, но и наглядным пособием, проводником в мир нравственных представлений для детей и взрослых.
Фрагмент постамента
Именно такое впечатление от скульптуры передаёт поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:
- С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
- Он, точно с старческой неспешностью речей,
- Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
- Про нравы странные и глупости зверей,
- И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
Лукавый дедушка из Летнего сада
/ Главная / Публикации / Лукавый дедушка из Летнего сада
27 мая 1855 года в Летнем саду открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову работы Петра Клодта.
Это был первый памятник литератору в невской столице и второй в России – после памятника Ломоносову в Архангельске. О памятнике заговорили практически сразу же после смерти великого баснописца, но сбор частных пожертвований, объявленный «Петербургскими ведомостями», и само изготовление памятника растянулись на десять лет.
Причём на первых эскизах знаменитого Петра Клодта – памятник стал его последней крупной работой – Крылов изображён в виде античного оратора, в просторной развевающейся тоге. Но в итоге сидящий Крылов получился именно таким, каким его знал Петербург.
Причём некоторые злые языки утверждали, что Клодт Крылову даже польстил – все знали, что он о собственных внешности и гардеробе не очень-то заботился.
До такой степени, что однажды, когда собирался на весёлый карнавал и спрашивал окружающих, кем ему нарядиться, язвительная Аннет Оленина сказала: «Да вы просто вымойтесь, побрейтесь и причешитесь, Иван Андреевич, и вас ни одна живая душа не узнает!»
На пьедестале памятника изображено множество животных – героев крыловских басен. Весьма любопытно, что Клодт лепил только с натуры, а потому на те годы, что он работал над памятником, его дом превратился в настоящий зверинец.
Егеря привезли скульптору ручного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведицу с двумя медвежатами, художник Боголюбов подарил макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрёл овцу с ягнёнком, осла, журавля, лисицу. Впоследствии сын скульптора вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи.
И чего только ни было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным рёвом, воем, блеянием, писком… Всё это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
И только козла – персонажа басни «Квартет» – всякий день приводила жившая поблизости старушка…
- Место для памятника было выбрано исключительно удачно, и сейчас даже трудно представить, что первоначально его предполагали установить возле Публичной библиотеки, где работал Крылов.
Не остались равнодушными к бронзовому Крылову и коллеги по поэтическому цеху: - С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, Он, точно с старческой неспешностью речей, Рассказывает нам, с своих высоких кресел, Про нравы странные и глупости зверей,
- И все смеются вкруг и сам он тихо-весел, –
- писал Аполлон Майков. Но не все были настроены столь лирически, и вскоре у известного насмешника Петра Шумахера родилась эпиграмма:
- Лукавый дедушка с гранитной высоты Глядит, как резвятся вокруг него ребята, И думает себе: «О милые ребята,
- Какие ж, выросши, вы будете скоты!»
В последнее время различные статуи, украшающие аллеи Летнего сада, вполне обоснованно заменяют копиями. Но до «дедушки Крылова» дело вряд ли дойдёт…
Георгий Осипов
Про зверюшек, Летний сад и памятник Крылову..
Лукавый дедушка с гранитной высотыГлядит, как резвятся вокруг него ребята,И думает себе: «О милые зверята,
Какие, выросши, вы будете скоты!
(С) Петр Шумахер
Любимый многими памятник Ивану Андреевичу Крылову появился благодаря частным пожертвованиям.
Лично я считаю что ему там не место ))) но это мои проблемы ))) Автором памятника является гениальный Петр Карлович Клодт, который, как известно лошадей делал лучше чем жереюцы. Решив украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен, он отнесся к делу очень серьезно.
Он добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада в Петербурге в те годы еще не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.
Осел жил у Клодта дома, в «зверовом дворе», учрежденном еще Петром I, Петр Карлович лепил львов. Царские егеря подарили барону волка. Это незлобивое создание, спавшее вместе с собаками и за все время даже не попробовавшее никого укусить, встречало гостей протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, тоже позировавшего.Из Новгородской губернии Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму.Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться — его можно понять, там обитали волк и медведи.Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую — ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе. Надеюсь она дожила до его воплощения…В мае 1853 года памятник был завершен. Первоначально предлагалось установить его у Публичной библиотеки или на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Но Клодт сказал: «Установить надо в Летнем саду»….А теперь просто немного фото Летнего сада )))Можно сказать мой бюст… ))А пережд закрытием можно застать время когда фонтаны уже выключены.
«Без прикрас и без малейшей идеализации»: памятник Крылову в Летнем саду
27 Февраля 2020, 15:37
Великий баснописец был столь уважаемым литератором, что памятник в его честь установили даже раньше, чем Пушкину. Ни революция не уничтожила монумент, ни даже Великая Отечественная война.
Иван Андреевич Крылов был одним из самых известных баснописцев России. Часть своей жизни он провёл в Петербурге, где и скончался в 1844 году.
Память великого поэта, который был очень популярным, особенно в последние годы жизни, решили увековечить вскоре после его смерти. В середине XIX века в Российский империи практически не было памятников, посвященных деятелям литературы, поэтому скульптура Крылова должна была первым подобным монументов в Петербурге.
Сбор средств на создание памятника начали через год после смерти Крылова. Инициаторами были газета «Санкт-Петербургские ведомости» и генерал Яков Ростовцев. Офицер, будущий разработчик крестьянской реформы (то есть отмены крепостного права), хорошо дружил с Крыловым.
За пару лет с помощью пожертвований удалось собрать больше 13 тыс. рублей.
1863-1865 гг. А. Лоренс / pastvu.com / beinecke.library.yale.edu
Конкурс на создание памятника Академия художеств объявила в 1848 году. Среди участников были Пётр Ставассер, Николай Пименов и другие авторы, в том числе Пётр Клодт. Жюри отдало предпочтение последнему скульптору. Проект барона фон Клодта утвердили в конце 1849 года.
Согласно идее скульптора, ранее работавшего над Нарвскими триумфальными воротами и другими известными сооружениями Петербурга, Крылова должны были изобразить в римской тоге вместе с книгой в руке. Позднее появился другой вариант, который предусматривал создание героев басен на постаменте.
«От имени признательного отечества»: Нарвские триумфальные ворота
После этого проблемой был выбор места для памятника. Среди вариантов, например, были места перед Академией художеств, в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры, где похоронен Крылов. Идею разместить монумент в Летнем саду предложил Клодт. Он отметил, что Иван Андреевич нередко там гулял. Такой вариант императора Николая I устроил.
Начало 1870-х годов. gallica.bnf.fr
Работу над памятником Клодт начал в 1849 году. Процесс занял несколько лет. Особое внимание скульптор уделил персонажам басен. Чтобы сделать их более реалистичными, ему пришлось поселить у себя разных животных, от собаки с лягушкой до медвежонка и обезьяны.
«Всё это разношёрстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками», – говорил сын Клодта.
Самого Крылова скульптор изобразил с тетрадью и пером, сидящим с задумчивым видом. Модель памятника Клод впервые представил весной 1852 года. Окончательный вариант был утверждён спустя год, после чего монумент отлили в бронзе.
Instagram / @natalhen, @nina_lanskaya
Памятник открыли лишь в мае 1855 года. Торжественная церемония с оркестром начиналась у набережной Кутузова.
Отзывы о монументе были разными. Критик Владимир Стасов считал, что Клодт изобразил Крылова «каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации». Поэт Тарас Шевченко был уверен, что скульптор «оскорбил» Ивана Андреевича. «Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках», – говорил он.
Спустя 10 лет памятник Крылову решили защитить от вандалов. Для этого вокруг скульптуры в Летнем саду установили художественную ограду. В следующий раз монумент защищали уже во время блокады Ленинграда.
В начале Великой Отечественной войны памятник укрыли деревянной конструкцией. Такая защита помогла лишь частично, потому что от снарядов скульптура всё равно пострадала, но не была уничтожена. В порядок памятник великому Крылову привели вскоре после войны, и увидеть известную композицию до сих пор можно на прежнем месте в Летнем саду.