Открытие Александринского театра

Указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведет историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков.

Труппу возглавил актер Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове.

Впоследствии здание было перестроено для Академии художеств.

Открытие Александринского театра Открытие Александринского театра Открытие Александринского театра Открытие Александринского театра

1759 год

Высочайшим распоряжением по придворному ведомству театр определен в ведомство Придворной конторы.

1763 год

После смерти Ф.Г. Волкова труппу возглавляет знаменитый русский актер Иван Афанасьевич Дмитревский.

Открытие Александринского театра

1766 год

Труппа театра вошла в состав учрежденной императорской театральной дирекции.

1783 год

Русская драматическая труппа начинает свои выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в Санкт-Петербурге, впоследствии перестроенного для Санкт-Петербургской консерватории.

Открытие Александринского театра

1831 год

Труппой театра впервые полностью исполнена комедия А.C. Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл В.А. Каратыгин.

Открытие Александринского театра

31 авг 1832 года

Санкт-петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К.И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название — Александринский театр. Здание Александринского театра — шедевр мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО.

Открытие Александринского театра

1836 год

На сцене Александринского театра состоялась премьера «Ревизора» Н.В. Гоголя. Активное участие в постановке спектакля принимал сам автор. В роли Хлестакова — Н.О. Дюр.

Открытие Александринского театра Открытие Александринского театра

1836 год

Здание Александринского театра закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Одновременно труппа продолжает выступления на других театральных площадках столицы, находящихся в ведении Дирекции императорских театров.

1856 год

Постановка на сцене театра комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». В заглавной роли — В.В. Самойлов.

1859 год

Впервые на сцене Александринского театра поставлена пьеса А.Н. Островского «Гроза». В роли Катерины — Ф.А. Снеткова.

1867 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». В роли Иоанна Грозного — П.В. Васильев.

1870 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова — Л.Л. Леонидов.

1879 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия И.С. Тургенева «Месяц в деревне». В роли Верочки выступила М.Г. Савина.

1889 год

Впервые на сцене императорского театра поставлена пьеса А.П. Чехова «Иванов». Заглавную роль исполнил В.Н. Давыдов

1895 год

Впервые на александринской сцене поставлена пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы». В роли Акулины выступила М.Г. Савина

1896 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия А.П. Чехова «Чайка». В роли Нины Заречной выступила В.Ф. Комиссаржевская. Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки“».

1902 год

На сцене театра осуществлена постановка трагедии Еврипида «Ипполит» в переводе Д.С. Мережковского. Постановку осуществил режиссер Ю.Э. Озаровский, декорации создал Л.С. Бакст.

1910 год

На александринской сцене Вс. Э. Мейерхольдом осуществлена постановка комедии Мольера «Дон Жуан». Художник — А.Я. Головин. В главной роли — Ю.М. Юрьев

1914 год

Впервые на сцене театра поставлена пьеса Л.Н. Андреева «Профессор Сторицын». В заглавной роли — Р.Б. Аполлонский.

Февраль 1917 года

Премьера легендарного спектакля Вс. Э. Мейерхольда и А.Я. Головина по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Музыка А.К. Глазунова. Спектакль становится последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. В главной роли — Ю.М. Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.

После февраля 1917 года

Театр входит в состав дирекции Государственных театров.

Конец октября 1917 года — март 1918 года

«Cаботаж» большевистской власти, Театр прекращает представления и бойкотирует новую власть.

Март 1918 год

«Автономизация» бывших императорских театров. Театр впервые начинает называться «Александринским» (с приставкой — «бывший») применительно к петроградской государственной драматической труппе.

1919 год

Театр получает статус «академический» и именуется Петроградский государственный академический драматический театр (бывш. Александринский)

1920 год

Театр входит в ассоциацию академических театров.

Театр получает название Государственный академический театр драмы (Госдрама).

1922-1928 годы

Руководителем театра является выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев

1928-1933 годы

Театром руководит видный советский режиссер Николай Васильевич Петров.

1931 год

«Страх» А. Н. Афиногенова. Постановка Н.В. Петрова. В роли профессора Бородина — И.Н. Певцов.

1932 год

Столетний юбилей здания Александринского театра (тогда Ленинградского государственного театра драмы) отмечается как крупный юбилей общественно-политической и культурной жизни страны. При этом, следуя идеологической линии тогдашней власти, семьдесят шесть лет произвольно отсекаются от творческой истории первой государственной драматической труппы России.

1933-1936 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся актер, режиссер и педагог Борис Михайлович Сушкевич.

1934 год

«Борис Годунов» А.С. Пушкина. Постановка Б.М. Сушкевича. В роли Бориса Годунова — Н.К. Симонов.

1936-1938 годы

Художественным руководителем театра являлся известный советский режиссер Сергей Эрнестович Радлов.

1936 год

«Лес» А.Н. Островского. Постановка В.П. Кожича. В роли Несчастливцева — Ю.М. Юрьев.

1937 год

В год столетия со дня смерти А.С. Пушкина Ленинградской Госдраме присвоено имя А.С. Пушкина.

1938-1966 годы

Художественное руководство театром осуществляет выдающийся актер, режиссер и педагог Леонид Сергеевич Вивьен.

1940 год

«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Постановка А.А. Музиля. В роли Лаврецкого — Н.К. Симонов.

1941-1944 годы

Театр в эвакуации. Труппа работает в Новосибирске, на сцене театра «Красный факел». На сцене Александринского театра во время блокады выступает Ленинградский театр музыкальной комедии.

1950 год

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.П. Кожича и А.Н. Даусона. В роли Феди Протасова — Н.К. Симонов.

1955 год

«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Постановка Г.А. Товстоногова. В роли Вожака — Ю.В. Толубеев, в роли Комиссара — О.Я. Лебзак

1956 год

«Игрок» Ф.М. Достоевского. Постановка Л.С. Вивьена и А.Н. Даусона. В роли Алексея Ивановича — В.И. Честноков.

1958 год

«Бег» М.А. Булгакова. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Хлудова — Н.К. Черкасов.

1962 год

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Барона — Н.К. Черкасов, в роли Сальери — Н.К. Симонов.

1974 год

«Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В. Гоголю. Постановка Н.М. Шейко. В роли Чичикова — И.О. Горбачёв.

1975-1991 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся артист и педагог И.О. Горбачёв.

1975 год

«Элегия» П. Павловского. Постановка И.С. Ольшвангера. В роли Тургенева — Б.А. Фрейндлих.

1978 год

«Иванов» А.П. Чехова. Постановка А.О. Сагальчика. В роли Иванова — И.О. Горбачёв.

1981 год

Широко празднуется 225-летие Российского-Александринского-Пушкинского театра.

1991 год

Театру возвращается название Александринский. Официальное название театра: Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

1994 год

«Мсье Жорж. Русская драма» по М.Ю. Лермонтову. Постановка А.А. Праудина

1997 год

«Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна. Постановка А.В. Галибина

1998 год

«P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии». Каденции на темы произведений Э.Т.А. Гофмана и В.А. Моцарта». Постановка Г.М. Козлова. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2002 год

Театр заключает творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда об осуществлении совместной творческой программы «Новая жизнь традиции». Художественным руководителем программы становится выдающийся российский режиссер, руководитель центра В.В. Фокин

5 октября 2002 года

В.В. Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра — оригинальную версию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая открывает творческую программу «Новая жизнь традиции». В роли Хлестакова — А.В. Девотченко. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2003 год

Художественным руководителем Александринского театра становится Валерий Владимирович Фокин.

2005 год

«Двойник» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Голядкина Старшего — В.В. Гвоздицкий.

2006 год

250-летие Александринского театра празднуется как юбилей первого государственного театра России и начала государственной политики в области отечественного сценического искусства.

Осуществляется масштабная реконструкция-реставрация исторического здания театра. Открывается историческая экспозиция «Музей русской драмы».

Читайте также:  Фото Михайловского замка (49 фото)

Впервые проводится Международный театральный фестиваль «Александринский».

В рамках творческой программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссер Теодорос Терзопулос ставит трагедию Софокла «Эдип-царь». Этим спектаклем был открыт Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.В. Фокина. В роли Феди Протасова — С.И. Паршин.

2007 год

«Чайка» А.П. Чехова. Постановка К. Люпы (Польша). В Роли Нины Заречной — Ю.Г. Марченко.

2007 год

«Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н.В. Гоголя. Постановка А.А. Могучего. В роли Ивана Ивановича — Н.С. Мартон, в роли Ивана Никифоровича — В.Ф. Смирнов.

2008 год

«Женитьба» Н.В. Гоголя. Постановка В.В. Фокина. В роли Подколесина — И.Н. Волков.

2009 год

«Ксения. История любви» В. Леванова. Постановка В.В. Фокина. В роли Ксении — Я.Д. Лакоба.

2010 год

«Гамлет» В. Шекспира. Постановка В.В. Фокина. В роли Гамлета — Д.О. Лысенков.

2011 год

«Ваш Гоголь» по Н.В. Гоголю. Постановка В.В. Фокина. В роли Гоголя — И.Н. Волков.

2012 год

«Литургия Zero» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Алексея Ивановича — А. Шагин.

15 мая 2013 года

Открывается Новая сцена Александринского театра.

Август 2014 года

Александринский театр получил статус Национального достояния

2014 год

«Маскарад» по М.Ю. Лермонтову и Вс. Мейерхольду. Постановка В.В. Фокина. В роли Арбенина — П.М. Семак и Д.О. Лысенков.

Август 2015 года

Первые гастроли Александринского театра в Китае. Спектакль Валерия Фокина Ревизор по одноименной комедии Н.В. Гоголя показан в Пекине на сцене Пекинского народного театра и в Шанхае на сцене Большого Шанхайского театра.

2016 год

«Сегодня. 2016» К.В. Фокина. Постановка В.В. Фокина. (Новая сцена). В главной роли — П.М. Семак.

Апрель 2016 года

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский) был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

30 августа 2016 года

260-лет со дня основания Александринского театра. В числе торжественных мероприятий — полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости в честь юбилея, открытый для прессы и гостей театра сбор труппы.

2016 год

Главным режиссером театра становится Николай Александрович Рощин.

Сентябрь 2016 года

Впервые на сцене Александринского театра поставлен роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер – Аттила Виднянский.

26 августа 2017 года

В театральном центре-заповеднике Тога в рамках программы «Русские сезоны» в Японии состоялась премьера международной версии спектакля Валерия Фокина «Гамлет».

9 и 10 сентября 2017

Спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года показан в Москве на сцене Большого театра. Гастроли стали завершением юбилейных торжеств, посвященных 100-летию премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда.

19 сентября 2017

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Вс. Вишневского. Драматург – Ася Волошина. Режиссер – Виктор Рыжаков. В роли Комиссара — Анна Блинова.

26 января 2018

«Швейк. Возвращение». Спектакль Валерия Фокина по мотивам романа Я. Гашека. Драматург – Т. Рахманова. В роли Швейка – Степан Балакшин.

14 сентября 2018

«Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Постановка Николая Рощина. В роли Сирано – Иван Волков.

12 — 17 ноября 2018

В Александринском театре прошла Программа к 50-летию творческой деятельности художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина.

17 ноября 2018

На Новой сцене Александринского театра прошла международная конференция, посвященная лауреату XVII Европейской театральной премии — Валерию Фокину. На Основной сцене Александринского театра состоялась Церемония вручения Европейской театральной премии и премий «Театральная реальность».

26 ноября — 2 декабря 2018

Александринский театр принял участие в проекте «Русские сезоны» в Италии. На сцене Театра Пикколо ди Милано (Piccolo di Milano) были показаны: спектакль Валерия Фокина «Ваш Гоголь.

Последний монолог», спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» и спектакль Антона Оконешникова «Двенадцать».

Также в рамках программы состоялись мастер-классы и лекции для профессионалов и любителей театра.

22 февраля 2019

«Рождение Сталина». Спектакль Валерия Фокина. В основе сценической композиции – исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов. В роли Иосифа Джугашвили — Владимир Кошевой, в роли Сталина — Пётр Семак.

Март — декабрь 2019

Впервые в Санкт-Петербурге проходит Международная театральная олимпиада. Основная площадка ее проведения и главный соорганизатор — Александринский театр. Художественный координатор Международной театральной олимпиады 2019 — художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. 

2020 год

Российский государственный академический театр им. А.С. Пушкина (Александринский) переименован в Национальный драматический театр России (Александринский театр).

21 марта 2020

21 марта состоялась онлайн премьера спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера на Основной сцене Александринского театра. Александринский театр впервые осуществил прямую трансляцию спектакля и впервые сыграл премьеру без публики в зале.

1 января 2021 года

В состав Национального драматического театра России на правах филиала вошел Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина – один из старейших театров России. Театру было возвращено его первоначальное название – Народный дом им. А.С. Пушкина.

Александрийский театр: нескучная история и экскурсия по храму искуств разных эпох

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр) – старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры.

Александрийский театр – исторические даты и события

Александрийский театр, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, построен в глубине площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра.

Архитектор Карл Росси, построивший великолепное здание театра в центре Невского проспекта, разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним. Назван театр в честь супруги императора Николая I, Александры Федоровны, которая помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания.

Рождение театра

Александрийский театр построен на болоте. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления.

Конфуз все-таки случился: в 1932 году в театре ожидали высоких гостей и забетонировали случайно обнаруженные отверстия в стенах. К удивлению хозяев, зрительный зал и фойе затопило так, что вызванная Кировым пожарная машина с мощным насосом не справилась с наводнением, вода не убывала.

Открытие Александринского театра

Тогда срочно соорудили подмостки, покрыв их коврами. Гости не заметили оплошности хозяев, только одна из актрис позднее сообщила начальству театра: «У нас здесь что-то хлюпает».

Впервые при строительстве Александрийского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Ложи зрительного зала поднимаются чугунными консолями, закрепленными в стенах. Это улучшило обзор зала и акустику.

Новаторское решение опротестовали инженеры и чиновники, ведавшие строительством. Архитектор пытался доказать безопасность проекта, но Николай I приостановил строительство.

Тогда Карл Росси, обратившись в строительный департамент, написал: «В случае несчастья в упомянутом здании пусть тотчас же меня повесят на одном из стропил».

Открытие Александринского театра

Перекрытие установили на земле, испытав четырехкратной нагрузкой. Убедившись в безопасности проекта, устроили перекрытие сводов, которое прослужило без ремонта 170 лет. Кроме того, в театре было устроено паровое отопление.

Читайте также:  Велосипеды в санкт-петербурге: аренда, прокат, велопарковки, заезды

Архитектор Карл Росси

Император Николай I, посетив театр, пришел в восторг от мастерства архитектора. В знак признательности Карл Росси получил в пожизненное пользование ложу № 14 второго яруса. Архитектор воспользовался подарком, чтобы поправить свое материальное положение – он продавал билеты в ложу.

Александрийский театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера, и входы туда были разными.

Однажды в ложе, по билетам, проданным Росси, оказались рядом знатный дворянин, купец и кучер. Возмущенный вельможа устроил скандал, о котором донесли императору. Николай I, обидевшись на архитектора, лишил его ложи и больше не дарил подарков.

Архитектура и обзор фасада

План театра прост: прямоугольный главный фасад обращен к площади и Невскому проспекту. Архитектура легкая, грациозная. Рустовые стены первого этажа служат основанием для колоннад, украшающих фасад.

Здание в стиле русского классицизма сочетает простоту, торжественность и пропорциональность частей и деталей. В центре переднего фасада – многоколонная лоджия, прорезанная неглубокими нишами со статуями муз Терпсихоры, Клио, Мельпомены, Талии.

Открытие Александринского театра

Лоджия завершается широким фризом с античными театральными масками и лавровыми гирляндами, опоясывающими здание. Боковые фасады выполнены в виде выступающих восьмиколонных портиков. Задний фасад украшают пилястры.

Нижняя часть – с просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. В оформлении фасада использованы скульптуры. Аттик главного фасада венчает квадрига Аполлона, вычеканенная из листовой меди.

Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит в нарядной колеснице, влекомой четверкой коней. В правой руке Аполлона – лавровый венок, в левой – кифара.

Открытие Александринского театра

Лоджия с мощной колоннадой и лепными рельефами, богатые украшения карнизов и фризы, барельефы и ритмические линии окон, арок и балюстрад составляют торжественный ансамбль архитектурной симфонии театра.

Интерьер и особенности зрительного зала

Внутренние помещения по сравнению с фасадом выглядят скромнее. Вестибюли, лестницы и фойе устроены без особой парадности. Торжественно и нарядно убранство зрительного подковообразного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.

Открытие Александринского театра

Ложи – с наклоном к сцене. Барьеры ярусов вызолочены декоративным орнаментом. Первоначальная бархатная голубая обивка заменена на пунцовую: масляные лампы, освещающие зал, закоптили стены и живопись.

Пятиярусный зрительный зал отличается удачной акустикой. С любого места в зрительном зале, вмещающем 1700 человек слышен каждый шепот, произнесенный актерами со сцены, что усиливало впечатление от спектакля. Отделку зрительного зала дополнял живописный плафон с изображением Олимпа и Парнаса.

Открытие Александринского театра

Творческая жизнь в разные периоды

Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.

Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.

После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.

В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).

Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.

На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.

Открытие Александринского театра

Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.

С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Открытие Александринского театра

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Открытие Александринского театра

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Открытие Александринского театра

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

(71

Русский театральный первенец: история Александринского театра

Рождение первого русского публичного театра

Указ о создании «Русского для представлений трагедий и комедий театра» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года.

Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра.

При «рождении» труппу возглавил Федор Волков, а директором театра стал сам Александр Сумароков! Уже тогда стало ясно, что театр станет знаменитым и соберет на своей сцене целую плеяду звезд театрального мира.

От павильона до дворца

В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году.

На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси.

После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.

Открытие Александринского театра Театр Казасси. (pinterest.com)

Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет.

Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке.

Читайте также:  Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади

В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.

Под сенью муз

Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками.

В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз.

Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.

Открытие Александринского театра
Александринский театр. Источник: pinterest.com

Блеск и роскошь

Внутреннее убранство театра отличается от того, что планировал Росси — архитектор мечтал о большем количестве украшений.

Тем не менее зал и так выглядел пышно: резьба, позолота, роспись, цветная обивка кресел (изначально голубого цвета, но из-за масляных ламп зал закоптился, и обивку пришлось сменить на пунцовую).

Места для зрителей располагались по современной тогда системе лож в множество ярусов с амфитеатром и просторным партером. Всего театр мог вместить почти 1700 человек!

Учебник русской театральной жизни

По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков.

Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова.

В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ.

На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова.

С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.

Открытие Александринского театра
«Ревизор» на сцене Александринки. Источник: cultura24.ru

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.

Открытие Александринского театра Труппа Александринского театра в Петрозаводске. (pinterest.com)

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.

Александринский театр

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина.

Один из старейших театров России. Основан в 1756 году. Расположен на пл. Островского близ Невского проспекта.

Театр был учрежден по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года в день Св. Александра Невского. Первым его директором стал драматург А.П.

Сумароков, труппу возглавил Федор Волков (в 1763 году его сменил г. И.А. Дмитревский). В 1759 году театр получил статус придворного.  Здесь ставились пьесы Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, Ж.Б.

Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля, П. Бомарше, Вольтера.

Первое здание театра на месте Александринского было построено в 1801 году для оперной труппы итальянца Казасси (архитектор В. Бренна).

В 1828-1832 годах по проекту Карла Росси было возведено здание Александринского театра (назван так в честь жены Николая I Александры Федоровны). Оно было выполнено в стиле ампир и является выдающимся памятником архитектуры.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа.  В 1841 году театр уже мог принять 1700 зрителей.

В XIX веке «Александринка» была главным императорским театром. Ставились здесь в основном легкие жанры – водевиль и комедия. В 1810-е годы в театре шли пьесы М.Н. Загоскина, А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, комедии А.С.

Грибоедова «Молодые супруги» (1815), «Притворная неверность» (1818). Также после Отечественной войны 1812 года в театре ставились патриотические трагедии В.А. Озерова с участием знаменитых трагиков А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.

В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. На его сцене можно было увидеть спектакли по поэмам Пушкина, Жуковского, романам В. Скотта. 

В 1830-1850-е  на сцене Александринского театра играли выдающиеся актеры: А.В. Каратыгин, И.И. Сосницкий, В.Н. Асенкова, А.Е. Мартынов. Ставились пьесы А.Н. Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, произведения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, драматургов «натуральной школы».  

Во второй половине XIX века театр прославили такие актеры, как П.В. Васильев, В.В. Самойлов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, М.В. Дальский, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. С театром сотрудничали художники К.А.

Коровин, А.Н. Бенуа. Неудачей закончилась попытка поставить в «Александринке» «Чайку» А.П. Чехова в 1896 году. В это время в театре преобладал бытовой реализм, граничивший с натурализмом, и пьеса осталась непонятой.

В 1908-1917 годах главным режиссером театра был В.Э. Мейерхольд. При нем были поставлены «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). Ведущим актером того периода был крупный представитель героико-романтического направления Ю.М. Юрьев.

В 1920 году театр стал именоваться Петроградским государственным театром драмы (Акдрама), в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина. Начиная с 1920-х  в разное время в театре работали знаменитые режиссеры  С.Э. Радлов, Н.В. Петров, Г.М. Козинцев, Г.А. Товстоногов и др.

Во время ВОВ театр находился в эвакуации в Новосибирске. Вернулся в Ленинград в 1944 году.

В 1975-1991 годы художественным руководителем театра был И.О. Горбачев, его ведущий актер с1954 года. Основой репертуара продолжала оставаться русская и зарубежная классика.

На сцене «Александринки» работали такие артисты, как А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Б.А. Фрейндлих, И.П. Дмитриев, Н.Н. Ургант и др.

В 1990-е годы театр официально получил  название «Александринский».

В 2005-2006 годах проходила его генеральная реконструкция, в результате которой был воссоздан исторический облик интерьеров здания. Торжественное открытие состоялось 30 августа 2006 года во время празднования 250-летия театра.

В 2010 году завершилось строительство малой сцены «Александринки». 13 мая 2013 года здесь состоялась премьера – спектакль «Преступление», основанный на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В ноябре 2012 года отмечалось 180-летие здания театра.

Театр регулярно проводит международный театральный фестиваль «Александринский».

Сейчас его художественным руководителем является народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. 

Литература

  • Альтшуллер А.Я. Александринский театр. Л., 1966.
  • Забозлаева Т.Б. Русские императоры и Александринский театр – взгляд из-за кулис. СПб., 1997.
  • Петрушевский В.Ф. Александринский театр//Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Т. 3. СПб., 1861.
  • Пушкарев И.И. Александринский театр//Описание Санктпетербурга и уездных городов С. Петербургской губернии. Часть третья. СПб., 1841.
  • Сто лет Александринский театр – театр Госдрамы 1832-1932/Под общ. ред. О.Я. Боярского. Л., 1932.
  • Тарановская М.З. Здание Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (б. Александринский) в Ленинграде. Л., 1953.
  • Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906-1909. М., 2011.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector