Основание «порцелиновой» мануфактуры

Многовековая история Изделия предприятия Клейма ИФЗ Основание «порцелиновой» мануфактуры Основание «порцелиновой» мануфактуры

В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.

Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство.

Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами.

Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.

Расцвет ИФЗ

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.

Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства.

Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея).

Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.

Гфз и лфз в советское время

В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова.

Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний.

В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.

ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Вид на главное здание ГФЗ.

Кризисный постсоветский период

С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами.

Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности.

Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.

В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.

Положение ИФЗ в настоящее время

За последние годы фарфоровый завод выпускает меньше продукции, чем ранее, что объясняется переходом к производству изделий класса «люкс».

В основу современных технологий производства классического русского фарфора положена технология, открытая основателем «белого золота» в России Д.И. Виноградовым.

При декорировании фарфора на ИФЗ применяют комбинированный, ручной или механизированный методы.

В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Производство ИФЗ в настоящее время.

Изделия предприятия

При Екатерине II созданная Виноградовым порцелиновая мануфактура начала стремительно расцветать. Большое значение для предприятия имело появление на нем талантливого французского скульптора Ж.-Д. Рашетта. Именно он создал знаменитую серию «Народности России», которая прославила ИФЗ. К числу его лучших работ также относится и бюст Екатерины II, выполненный из особой фарфоровой массы.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Фарфоровая скульптура «Финка» («Народности России»). П.П. Каменский по модели Ж.Д. Рашетта. ИФЗ. 1780-1790-е.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.

Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Предметы Кабинетского сервиза. ИФЗ. 1793-1796 гг.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Бутылочная передача. Арабесковый сервиз.

ИФЗ. 1784 г.

В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.

Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью.

Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения.

В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.

Ваза «Сплетницы». ИФЗ. Модель П.-Ф. Томира. 1807-1808 гг.

Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.

В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм.

Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов.

В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.

Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.

Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.

Чашки с блюдцами. Рисунок А.В. Воробьевского.

Чайная пара «Зимняя сказка». Рисунок А.В. Воробьевского.

За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.

Клейма ИФЗ

Клейма Невской порцелиновой мануфактуры (1744-1765)

На Невской порцелиновой мануфактуре основатель российского фарфора Д.И. Виноградов клеймил первые работы с помощью первой буквы своей фамилии и года выпуска изделия. На некоторых изделиях указывали точную дату изготовления или отмечали номер рецептуры, по которой создали фарфор.

С 1750-х до середины 1760-х гг. клеймо изображали в виде разных вариаций двуглавого орла. В этот же период на изделиях мануфактуры встречаются различные обозначения в виде кружка с точкой, кружка со стрелкой. Клеймо могли поставить в любом месте изделия, поэтому порой его не так просто обнаружить.

Клейма ИФЗ (1765-1917)

В 1765 году императрица Екатерина II переименовала порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. С этого периода на заводе стали ставить клейма в виде монограмм находящихся у власти монархов. Так, при Екатерине II это было изображение большой буквы «е», внутри которой обозначали римскую двойку.

При императоре Павле I монограмму монарха стали располагать под изображением короны. Этот же прием характерен и для монограмм последующих российских монархов. Обычно такие клейма ставили синей краской под глазурью, а в редких случаях использовали золотое надглазурное клеймо.

На ряде изделий кроме традиционных для этого периода клейм можно встретить нанесенные фиолетовой или черной краской буквы «п» и «к», обозначающие, что фарфор создан по заказу придворной конторы. На фарфоре, выпускаемом ко Двору, также ставили пометку «придвор».

Во время правления Александра I клейма ставили вручную, в то время как при других монархах могли использовать специальные трафареты. Ручные клейма отличаются большим разнообразием как по изображению монограммы Александра I, так и царской короны.

Во времена правления Николая I клейма были достаточно живописными. Монограмма монарха состояла из витиеватой буквы «н» и написанной в нижней ее части римской единицы.

Читайте также:  Кафе кофейная гамма спб - ароматный кофе и вкусное мороженое

На некоторых клеймах ставили год изготовления фарфора. Корону изображали живописно, тщательно вырисовывая ее детали.

Начиная с 1836 года надглазурные клейма стали вытесняться подглазурными, которые ставили с помощью синей или зеленой красок.

В этот период встречаются и подписи мастеров, участвовавших в создании изделий. Так, на одном из клейм 1850-х годов указаны инициалы живописца и рядом с ними инициалы модельмейстера. Подобные надписи присутствуют и на фарфоре, созданном во времена Александра II.

Для клейм, наносимых при Александре II, характерно значительное сходство исполнения, что было связано с применением трафаретов. По этой же причине они сходны с клеймами при Александре III и отличаются от них в основном только римскими цифрами.

Во времена Александра II также начали указывать год изготовления (часто две последние цифры года), а при следующем монархе указание в клейме года стало обязательным.

При Александре II встречаются клейма в виде императорской монограммы, помещенной в округлый венок, круг из звездочек или волнистых линий. Таким способом помечали те фарфоровые изделия, которые создавали во Франции, а расписывали на ИФЗ. Аналогичные клейма встречаются и при Александре III.

  • Во время правления Николая II традиция ставить на клейме дату изготовления сохранилась, однако теперь год ставили полностью из четырех цифр.

Клейма ГФЗ (1917-1925)

После того, как последний российский царь отказался от престола в ходе революции 1917 года, завод больше не мог использовать прежние клейма, так как огромная Россия внезапно осталась без герба, флага и других государственных атрибутов. К тому же предприятие переименовали в Государственный фарфоровый завод. Этим объясняется тот факт, что на заводе несколько месяцев ставили клеймо только с датой изготовления изделия.

В марте 1917 года Временное правительство буквально засыпали запросами различные учреждения, так как им требовались печати на документы. Правительству пришлось привлечь к разработке нового российского герба опытных знатоков геральдики.

Поскольку последние не решались принимать решение до созыва Учредительного собрания, а герб нужен был срочно, остановились на варианте изображения двуглавого орла, лишенного всяческих регалий.

Этот герб в народе даже прозвали «ощипанной курицей», но он прекрасно подходил для завода ГФЗ, так как хорошо смотрелся в виде клейма и стал преемником прежних императорских клейм ИФЗ.

  1. В это же время в клеймах появляется советская атрибутика: серп и молот, надпись РСФСР.

В 1921 году на заводе использовали специальные клейма с надписью: «В пользу голодающим». Связано это было с разразившимся в Поволжье в 1921-1922 годах массовым голодом, от которого пострадало более пяти миллионов человек.

Клейма ЛФЗ (1925-2005)

В 1925 году в связи с двухсотлетним юбилеем Российской академии наук ГФЗ присвоили новое имя. Теперь его полное название звучало как Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

Сокращенно его обозначали ЛФЗ, что часто вызывало путаницу, так как под буквой «Л» можно было понимать как слово «Ломоносовский», так и «Ленинградский». Надо иметь в виду, что наименование Ломоносовский фарфоровый завод считалось кратким названием предприятия.

В то же время аббревиатуру ЛФЗ на клеймах расшифровывают как Ленинградский фарфоровый завод.

Знаменитая аббревиатура ЛФЗ, применяемая и в современном клейме, появилось на предприятии в это время. Тогда буквы клейма были менее витиеваты, чем сегодня, и исполнялись по-разному. Буквы могли писать слитно или раздельно, придавая им разные очертания.

В период с 1970-х по 1989 гг. на клеймах стали также указывать группы сложности рисунка.

Всего существовало несколько таких групп от 6 до 15, но бывали случаи, когда изделие выполнялось за рамками самой сложной 15-ой группы. Тогда на нем ставили пометку «ВНЕ ГР».

Ниже аббревиатуры ЛФЗ указывали сорт изделия. Для фарфора первого сорта применяли красные клейма, второго — синие, третьего — зеленые.

  • В это время для экспортных изделий применяли надпись MADE IN USSR, которая с распадом Советского Союза превратилась в MADE IN RUSSIA.

В это же время возникает новое клеймо с надписью HAND RECORATED, обозначающей ручной декор. В клейме начали указывать дату основания завода и город Санкт-Петербург.

Клейма ИФЗ (2005 г. — настоящее время)

В 2005 году акционеры решили вернуть предприятию историческое название и переименовали его в ИФЗ. Возврат к истокам произошел и в клейме завода. Теперь в нем появилась надпись Imperial Porcelain, обозначающая императорский фарфор (можно перевести и как величественный), двуглавый орел с атрибутами власти, год строительства завода и город, в котором он находится.

Представленное клеймо используют на Императорском фарфоровом заводе по сей день.

Русский фарфор. 275 лет

Этот год ‒ юбилейный, бо­га­тый зна­ко­вы­ми со­бы­тия­ми не толь­ко для Им­пе­ра­тор­ского фар­фо­ро­во­го за­во­да, но и для ис­то­рии рус­ско­го фар­фо­ра в це­лом.

В пер­вую оче­редь, это 275 лет со дня ос­но­ва­ния Пор­це­ли­но­вой Её Ве­ли­че­ст­ва ма­ну­фак­ту­ры.

Сле­дующие зна­менатель­ные даты ‒ 75 лет соз­дания зна­менитого рисунка на фарфоре «Ко­бальтовая сетка» и  50 лет со дня начала про­мышленного выпуска оте­чествен­ного костяного фарфора.

Было приятно поздравить коллег от лица музея-заповедника «Царицыно» и посетить выставочные проекты! 27 мая открылась выставка в Петропавловской крепости.

Основание «порцелиновой» мануфактурыПетропавловская крепость
Основание «порцелиновой» мануфактурыПетропавловка. Фарфор

Выставка «История с продолжением» 

Государственный музей истории Санкт-Петербурга
(Петропавловская крепость)

Деятельность Императорского фарфорового завода неразрывно связана с историей и повседневной жизнью Санкт-Петербурга. Мотивы Северной столицы неизменно изображали на произведениях предприятия с рубежа XVIII-XIX веков. Архитектурные памятники и парки, переосмысленные художниками и перенесённые на фарфор — фирменный стиль ИФЗ.

Выставка делится на три зала. В экспозицию вошло более 1200 произведений. К счастью, нам удалось попасть на выставку до вернисажа и внимательно всё осмотреть. Экспонаты относятся к разным периодам от ранних императорского периода (в т.ч.

времени Екатерины II), к советским и современным. При этом выбран не хронологический, а тематический принцип экспонирования. Хотя блоки выделены: Барокко; Классицизм.

Ампир; Историзм; Модерн; Агитационный и авангардный фарфор; Фарфор в каждый дом; Авторский фарфор (1960-е годы — наши дни).

Выставка даёт ретроспективу стилевых предпочтений разных эпох. Поэтому посмотрев выставку посетитель сможет составить мнение об изменениях, происходивших как на заводе, так и стране в целом. При этом экспозиция скорее не энциклопедия фарфора, а легко читаемый приключенческий роман.

Особенно приятно, что на вернисаже удалось увидеться практически со всеми художниками! Открыли выставку заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергей Эдуардович Калюжин и генеральный директор АО «ИФЗ» Татьяна Александровна Тылевич. Собственно, произведения из двух коллекций и представлены в экспозиции. Куратор со стороны музея — заведующая экспозиционно-выставочным сектором Эльвира Евгеньевна Пияева, со стороны завода — директор фонда «Наследие» Светлана Александровна Краева.

Первый, самый просторный зал Невской куртины называется лаконично и конкретно, не оставляя вопросов — «Гимн Великому городу» — художественное посвящение родине русского фарфора – Санкт-Петербургу. Тут нужно отдельно отметить дизайн зала. Графические силуэты города удачно объединяют и собирают вместе многочисленные произведения.

Уже в фарфоре эпохи правления Павла I значительное место занимают изделия с изображением видов архитектурных пейзажей императорских резиденций, известен сервиз с видами Михайловского замка.

В XIX веке изображение на фарфоре городских видов  получает широкое распространение.

Чаще всего за основу берутся акварели и литографии известных художников с великолепными архитектурными ансамблями столицы Российской Империи.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Еще раньше в фарфоре появляются городские типажи: в 1780-е годы модельмейстером ИФЗ Ж.-Д. Рашеттом создана скульптурная серия «Торговцы и ремесленники», где запечатлены персонажи повседневной городской жизни.

Виды города и уличные типажи представлены в оформлении тарелок «Гурьевского» («Русского») сервиза, предметы из состава которого представлены на выставке.

В фарфоре первых послереволюционных лет (завод получил аббревиатуру ГФЗ) особое место занимают скульптурные образы Наталии Данько, в которой автор обращается к изображению городских типажей нового времени.

Виды революционного Петрограда появляются и в живописи на фарфоре. Торжественность и стать, характерные для образов города XIX столетия, на время уходят в прошлое.  В агитационном фарфоре город становится ареной свершения важнейших исторических событий.

Сегодня эти мотивы также находят воплощение.

Основание «порцелиновой» мануфактуры Агитфарфор Натальи Данько (и не только) Основание «порцелиновой» мануфактуры Агитфарфор Натальи Данько (и не только) Основание «порцелиновой» мануфактуры Петропавловка. Фарфор Основание «порцелиновой» мануфактуры Петропавловка. Фарфор

Отдельная страница в фарфоровой летописи — блокада Ленинграда. Завод работал. Завод жил. В 1943 году в осаждённом городе возобновляет работу художественная лаборатория завода имени М.В. Ломоносова. Л.И.

Лебединская, Е.П. Кубарская, Т.Н.

Беспалова-Михалева создают пронзительные произведения, запечатлев сцены повседневной жизни блокадного города: артиллерийские обстрелы, дежурство на крышах, переправу по Дороге Жизни.

В работах послевоенного периода город-герой Ленинград предстает в былом великолепии. К 250-летию со дня основания города Л.И. Лебединской и С.Е. Яковлевой создан парадный сервиз «Ленинград». Этот период известен большинству людей клеймом ЛФЗ.

Читайте также:  Отель Амадео, Невский пр-т, 108

Основание «порцелиновой» мануфактуры Скульптура Галины Белаш Основание «порцелиновой» мануфактуры Скульптура Галины Белаш Основание «порцелиновой» мануфактуры Скульптура Галины Белаш Серия скульптур Гоголевские персонажи Петропавловка. Фарфор Фарфор Константина Сомова: Дама с маской, Дама с попугаем, Влюблённые Петропавловка. Фарфор Фарфор Ивана Тарасюка Фарфор Галины Белаш и Анатолия Данилова Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор

С 1970-х годов образ города в фарфоре часто связан с личными воспоминаниями и  переживаниями художников. Одним из первых значительных произведений в этом ряду стала композиция «Да внемлют же поэтам веки»  И.С.

Олевской (о её персональной выставке в Эрмитаже мы делали материал раннее), созданная под впечатлением от посещения Царскосельского лицея. Городские пейзажи, отмеченные глубоко индивидуальным авторским восприятием города, создают А.В. Ларионов, О.М. Матвеева, Ю.Я. Жгиров, Т.В. Афанасьева, Н.Л.

Петрова. Выразительную скульптурную серию городских типажей в 1980-х гг. создает Э. Еропкина.

Петропавловка. Фарфор
Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор

К 300-летию Северной столицы в 2003 году на заводе было создано множество произведений, ряд из которых украсили официальные праздничные приёмы.

Пласт с портретом основательницы ИФЗ императрицы Елизаветы Петровны
Фарфор Ивана Тарасюка Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Декоративные тарелки Марии Матвеевой Олимпийский фарфор Петропавловка. Фарфор Фарфор Алексея Воробьевского Кобальтовая сетка Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Ваза Золотой орёл из Гурьевского сервиза Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Шахматы Бал работы Анатолия Данилова Шахматы Бал работы Анатолия Данилова

Что такое завод сегодня? Традиции. Люди. Художники производства. В XXI веке к образу Петербурга обращаются практически все мастера завода. В экспозиции представлены работы Т.В. Афанасьевой, В.В. Бакастовой, Г. Белаш, О.Г. Беловой-Вебер, О.В. Будашовой, С.Е. Колчиной, М.Е. Матвеевой, М.Ю.

Никольской, И.С. Олевской, Н.Л. Петровой, С.К. Русакова, С.Н. Соколова, И.И. Тарасюка, А.П. Трофимовой, Н.Е. Троицкой, Д. Филиппенко, Л.Ю. Цветковой, Т.Л. Чариной, Ю. Чистяковой (Шаргиной), Т.М. Чапургиной, М.М. Шемякина, Г.Д.

Шуляк и других художников завода, продолжающие «фарфоровую летопись» города.

Искусствовед Елена Арсентьева и главный художник АО «ИФЗ» Нелли Львовна Петрова Искусствовед Михаил Тренихин и главный художник АО «ИФЗ» Нелли Львовна Петрова Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Петропавловка. Фарфор Художник Инна Соломоновна Олевская и директор фонда «Наследие» Светлана Краева Петропавловка. Фарфор Художники Нелли Львовна Петрова и Татьяна Васильевна Афанасьева Художник Нелли Львовна Петрова Художник Любовь Цветкова и искусствовед Михаил Тренихин Фарфор Михаила Шемякина Михаил Шемякин София Колчина

  • Михаил Шемякин
  • София Колчина

Фарфор Софии Колчиной

Дополнительным удовольствием от созерцания фарфора стало посещение ещё одной выставки, открывшейся 21 мая.

Персональная выставка главного художника ИФЗ Нелли Петровой

«И земля, и небо»

Гмз «царское село»

Царское Село

Что можно сказать об этом проекте? Выставка расположилась в стороне от маршрутов многочисленных туристов, в Стасовском зале (недавно отреставрированном) Екатерининского дворца в Государственном музее-заповеднике «Царское Село».

Фарфор Нелли Петровой Фарфор Нелли Петровой

Большинство работ представленных на выставке находятся в частных собраниях. Удивительно, что удалось собрать в одном месте столько произведений Нелли Львовны. 176 работ! Пожалуй, собранными вместе я такого количества не видел. Кстати, отдельная благодарность за приглашение!

Царское Село

«Так совпало, что в  парад юбилейных дат входит и мой 70-й день рождения. Вот уже 44 года я служу российскому фарфору. Конечно, самым большим подарком для художника всегда является персональная выставка».

Н. Л. Петрова

Фарфор Нелли Петровой Фарфор Нелли Петровой

По составу это в основном большие декоративные блюда. Есть парадные вазы и сервизы. Как всегда — большая часть произведений выполнены в технике подглазурной росписи. Тут преобладает портрет и анималистические изображения.

Царское Село

Нелли Петрова не только блестящий декоратор, но и незаурядный скульптор. Она с одинаковым мастерством исполняет  как фантастические арт-объекты и масштабные образные композиции, утилитарные посудные комплекты. Новую форму чайного сервиза «Терем» автор создала специально к настоящей выставке.

Царское Село

Отдельно хочется поздравить коллег из фонда «Наследие» АО «ИФЗ» Светлану Краеву, Елену Арсентьеву, Елену Михайлову с успешно открытыми проектами! Благодарю сотрудника Гмз «царское село» Андрея Кондратьева за встречу и персональную экскурсию по выставке Н.Л. Петровой!

Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин Фото автора

  • Выставка «Фарфор 1960-1980-х годов»
  • Агитфарфор не отступает
  • Эрмитаж. Фарфор Инны Олевской

Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа

Ордена Дружбы художникам ИФЗ

Выставка «Модерн: в поисках русского стиля. Фарфор и керамика частных заводов Российской империи конца XIX – начала XX века» и фаянс частных заводов (Царицыно)

Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло (Кусково)

  1. Ордена и кавалеры на фарфоре
  2. __________________
  3. Обсудить материал на форуме >>>

Основание «порцелиновой» мануфактуры

В 1744 году под Петербургом была основана первая в России «порцелиновая мануфактура».

Впервые изделия из фарфора, или, как его тогда называли «порцелана» («порцелина») привез в Европу из Китая в конце 13 века известный путешественник Марко Поло. До начала 18 века Китай так и оставался единственным поставщиком фарфора для дворов европейских монархов.

Фарфоровые предметы ценились настолько, что покупались буквально на вес золота, т.е. за них отдавали столько золота, сколько они весили.

Естественно, что европейцы стремились получить свой «порцелан», ведь обладатель секрета изготовления фарфора мог бы стать безмерно богатым.

В 1709 году немецкий химик И. Бетгер сумел добиться нужного состава фарфоровой массы и после обжига получил первые настоящие фарфоровые предметы. После открытия Бетгера в городе Мейсен было основано производство фарфора, который стали называть «саксонским» или «мейсенским».

   ОАО «Императорский Фарфоровый завод»

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Однако никакого секрета Гунгер не знал. После его увольнения осталось «только пол дюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены». Производством русского фарфора стал заниматься русский ученый Дмитрий Виноградов.

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале, учился в Славяно-греко-латинской академии, и, как один из лучших учеников, был переведен в столицу. Вместе с М. В. Ломоносовым и Р.

Райзером Виноградова в 1736 году отправили по представлению Петербургской Академии наук для продолженяи учебы в университете немецкого города Марбурга «для изучения между прочими науками и художествами особливо… химии и металлургии».

Виноградов вернулся в Россию в 1744 году со свидетельством о присвоении ему звания «бергмейстера». 

Табакерки. Императорский фарфоровый завод  

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Еще при Гунгере Виноградов стал проводить собственные опыты по поиску состава фарфоровой массы. А после того, как Гунгера уволили, стал самостоятельно заниматься всеми вопросами, связанными с созданием нового производства.

Он применял глины различных месторождений, экспериментировал с составом материалов, менял режим обжига. Кроме создания самого рецепта фарфора нужно было еще разработать глазурь для росписи фарфоровых изделий.

Ученый записывал весь ход своих работ, но делал это, сокращая слова, используя иностранный язык, потому что ему было приказано хранить ото всех, даже помощников, секреты своих опытов.

По сохранившимся сведениям, первые успешные образцы Виноградов получил в январе 1746 года, но продолжал работать над совершенствованием рецептуры фарфора до своей смерти в 1758 году.

Самая ранняя из дошедших до нас вещей, произведенных Виноградовым, датирована 1748 годом.

В 1750 году Елизавете Петровне преподнесли ко дню рождения фарфоровую табакерку с ее собственной «порцелиновой» мануфактуры.

Табакерки (коробочки для нюхательного табака) стали так популярны среди придворных, что в 1753 году газета «Санкт — Петербургские ведомости» даже поместила объявления о приеме заказов на их изготовление.

Основание «порцелиновой» мануфактуры

По своему химическому составу фарфор, полученный Виноградовым, не уступал мейсескому. Производство на «порцелиновой» мануфактуре постепенно увеличивалось, правда, вначале выпускали только мелкие предметы, потому что печи для обжига были небольшими.

После появления печи большего размера стали изготавливать и более крупные предметы: тарелки, подсвечники, подносы. Елизавете Петровне был преподнесен первый чайный сервиз, а затем и столовый.

В это же время появились и так называемые «фарфоровые куклы» — фигурки людей и животных.

Штат «порцелиновой мануфактуры» состоял вначале из восьми рабочих, присланных с кирпичных заводов, и двух рабочих с подмосковного фаянсового завода, но с расширением производства увеличивалось и количество работающих здесь.

Трагично сложилась судьба самого Дмитрия Виноградова. Несмотря на то, что русский фарфор становился все более совершенным и популярным, в оценке его труда ничего не изменилось. Он стал пить, за ним установили наблюдение, боясь, что он раскроет секрет фарфора еще кому-нибудь, а потом и вовсе посадили на цепь. До нас дошли подлинные работы Д.

Виноградова — «Заметки о фарфоре» и рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт- Петербурге делается купно показанием всех к тому принадлежащих работ».

Эти работы, особенно рукопись, говорят о том, что Виноградов провел огромное количество исследовательских опытов, и что фарфоровая масса была получена им самостоятельно.

Читайте также:  Площадь Балтийского вокзала

Основание «порцелиновой» мануфактуры

Сегодня в музеях сохранились буквально единичные экземпляры фарфоровых изделий, на которых стоит метка самого Д. Виноградова, поэтому все они представляют огромную ценность. После смерти ученого работы на заводе продолжались первое время по его образцам, рисункам. И если раньше изделия из фарфора делались в основном для подарков, то теперь увеличилась их продажа.

Екатерина II, вступив на российский престол, приказала реконструировать мануфактуру. С 1765 года производство стало именоваться Императорским фарфоровым заводом. Вторая половина 18 века стала временем настоящего расцвета русского фарфора.

В 1925 году в связи с 200-летием Российской Академии наук заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова, который, как известно, тоже вел работу по созданию фарфора. Сегодня производству возвращено историческое имя — Императорский фарфоровый завод.

Изобретение русского фарфора: иностранный шарлатан против российского мастера Д. И. Виноградова

Фарфор в XVIII веке называли порцелином или «белым золотом». Русская знать платила огромные деньги за изящную фарфоровую посуду, вазы и статуэтки, ввозимые из Китая и Западной Европы. Не скупились и на затраты, связанные с разведыванием и приобретением секретов порцелинового производства, чем привлекали огромное количество шарлатанов.

В 1743 году к барону Иоганну Альбрехту Корфу, русскому посланнику при Датском дворе, находившемуся по дипломатическим делам в Стокгольме, явился некто Христоф Конрад Гунгер. Представившись как «порцелинного дела мастер», он красочно расписал свои успехи на ниве создания порцелина и пообещал щедро поделиться знаниями с российскими мастерами.

Барону Гунгер показался убедительным, и 1 февраля 1944 года с ним заключили договор о принятии на русскую службу. Согласно договору, Гунгер обязывался «учредить в Санкт-Петербурге мануфактуру для делания голландской посуды, також и чистаго фарфора, так как оный в Саксонии делается».

За свои услуги арканист («обладатель тайного знания») запросил немало: около 2000 рублей на уплату своих долгов в Швеции, проезд за казенный счет до Петербурга для себя и семьи, 1000 рублей ежегодного жалованья с квартирой, отоплением, освещением и чин директора Ее Императорского Величества фарфоровой фабрики.

Здание Императорского фарфорового завода в Петербурге Здание Императорского фарфорового завода в Петербурге

С приезда Гунгера в Россию в 1744 году и началась история Невской порцелиновой мануфактуры, будущего Императорского фарфорового завода. Надзор за организацией мануфактуры императрица Елизавета Петровна поручила барону Ивану Антоновичу Черкасову, возглавлявшему Кабинет Ее Величества.

Погрудный портрет действительного тайного советника барона И. А. Черкасова. Неизвестный художник II половины XVIII века. Экспонат Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. РадищеваПогрудный портрет действительного тайного советника барона И. А. Черкасова. Неизвестный художник II половины XVIII века. Экспонат Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева

Черкасов — человек трудолюбивый, дорожащий доверием императрицы, с рвением взялся за дело. Да вот незадача: Гунгер его рвения не разделял.

Сначала три недели просидел без дела в Москве по причине нездоровья, затем заявил, что пробы «гжельских» глин для исследований зимой взять невозможно, по приезду в Петербург бесконечно высказывал недовольство удаленностью фабрики от города, досаждал Черкасову просьбами о семье, деньгах, экипаже и прочих бытовых мелочах.

Иван Антонович, не сомневающийся в знаниях Гунгера, но уставший от его бесконечных капризов, принимает решение приставить к нему горного инженера Дмитрия Ивановича Виноградова. Перед русским мастером была поставлена задача не отходить ни на шаг от европейского специалиста и изучить все тонкости порцелинового производства.

Дмитрий Иванович Виноградов родился около 1720 года в городе Суздале.

Его отец служил священником и постарался дать детям хорошее образование, отправив обоих сыновей — Дмитрия и Якова — в Москву для поступления в Славяно-греко-латинскую Академию.

В конце 1735 года оба брата, вошедшие в число ее лучших учеников вместе с Михаилом Ломоносовым, по требованию Сената были отправлены в Петербург для продолжения образования в Академии Наук.

Мемориальная доска Д. И. Виноградову в Суздале Мемориальная доска Д. И. Виноградову в Суздале

В 1736 году Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов стали избранными, которые по предложению Тайного Кабинета Министров отправились заграницу для изучения горного дела.

В Марбурге они получили общетеоретическую и общетехническую подготовку у знаменитого немецкого ученого-энциклопедиста Христиана фон Вольфа, прослушав курс лекций по химии, физике, математике, механике, гидравлике, гидростатике.

Как чиновники сломали жизнь создателю русского фарфора

Долгое время секрет изготовления фарфоровой массы знали только в Китае. В начале XVIII века фарфор научились делать и в Германии.

Изделия из фарфора стоили баснословных денег, поэтому с другими странами никто не собирался делиться тайной формулой, которую знали лишь специальные люди — арканисты. В Российской империи таких специалистов не было.

Но императрица Елизавета Петровна Романова желала наладить производство фарфора в России любой ценой и приказала начать строительство фабрики.

Формально датой основания первой фарфоровой мануфактуры в России считают 5 июня 1744 года. История её началась с недоразумения. Сначала события разворачивались, как в настоящем детективе.

Из Швеции в Санкт-Петербург по указу императрицы тайно вывезли арканиста Христофора Гунгера и его семью, предварительно оплатив их огромные долги. Всего на это потратили более 500 рублей, за эти деньги тогда можно было купить хорошего крепостного рабочего со всей его семьёй.

В России в окружении императрицы все  были уверены, что Гунгер придумает новую формулу изготовления фарфора, используя глину, добываемую в России.

Прошло два года. За это время ему выплатили огромное вознаграждение, а фарфор он так и не получил.

В итоге оказалось, что Гунгер — обычный авантюрист, который арканистом как таковым не был и производством фарфора никогда не руководил.

В конце 1746 года разгневанный барон Иван Черкасов — советник императрицы, курирующий мануфактуру — велел отстранить Гунгера от работ и лишить жалования, но указ о его отставке появился лишь 10 ноября 1748 года.

Как показало время, императрица напрасно надеялась на умы иностранцев. В итоге на помощь пришёл служивший помощником у Гунгера 26-летний русский учёный Дмитрий Виноградов — соратник Ломоносова по Славяно-греко-латинской академии.

 Ещё до того, как разжаловали иностранца, Виноградов много экспериментировал в лаборатории и пробовал своими силами раскрыть секрет изготовления фарфора.

Он обжигал разные составы глины, придумывал конструкции печей для обжига — так называемых горнов.

В первой половине 1746 года он записал свой первый рецепт белой фарфоровой массы. Чтобы его секрет не прознали другие, все заметки он шифровал, используя сокращённые варианты терминов на итальянском, немецком, латинском и других языках.

В этом же году стали выпускать первые пробные образцы на Порцелиновой мануфактуре, которую в будущем Екатерина II переименует в Императорский фарфоровый завод. Фарфор нормального качества, сделанный из российского сырья, удалось получить уже в 1747 году.

В основе рецепта было несколько видов глин — гжельская «чернозёмка» и оренбургская «чебаркулька», а также олонецкий кварц и казанский алебастр.

К 1750-м годам Виноградов наладил производство. Правда, пока горн был только небольшой, поэтому выпускали в основном миниатюрные изделия: табакерки, чашки и блюдца, пуговицы, набалдашники для тростей, черенки ножей и вилок, фарфоровые яйца, флаконы. Качество фарфора было ещё несовершенным, поэтому дефекты приходилось прятать с помощью позолоты или росписи.

В 1756 году по эскизам Виноградова был создан большой горн, и тогда появился первый сервиз на 50 персон — «Собственный Ея Величества», сделанный для парадных приёмов императрицы.

В него вошли блюда, салатники, миски с крышками, тарелки, солонки, ложки.

 Посуда имела волнистые края, а украшали её гирлянды из лепных цветов и трельяжная сетка — популярный узор, получивший название по аналогии с тонкой решёткой для вьющихся растений.

Несмотря на очевидные успехи, Дмитрий Виноградов так и не получил должного признания. И причина была в коварстве чиновников. По сохранившимся свидетельствам, барон Иван Черкасов, докладывая императри­це о работе мануфактуры, приписывал все успехи в создании русского фарфора себе.

 Имя Виногра­дова он никогда не упоминал при дворе. В 1752 году Черкасов приставил к Виноградову людей, которые следили за ним — государственный деятель опасался, что мастер не захочет раскрыть секрет изготовления фарфора подмастерью и дальнейшее производство окажется под угрозой.

Установлением слежки за Виноградовым Черкасов не ограничился. На фабрике за любые провинности к работникам стали применяться жестокие наказания: их лишали жалования и даже сажали на цепь. Таким странным образом барон хотел повысить их работоспособность. Все эти события подорвали здоровье учёного.

Дмитрий Виноградов понимал значение своих открытий для будущих поколений, поэтому он описал все детали производства фарфора в нескольких научных трудах: «Заметки о фарфоре» и в «Обстоятельное описание чистого порцелина». 

В 1758 году 38-летний Дмитрий Виноградов умер. По одним сведениям, его похоронили недалеко от стен Порцелиновой мануфактуры. Потом точное местонахождение его могилы потеряли. И до сих пор не установлено, где похоронен изобретатель русского фарфора. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector