Проспект Обуховской обороны — самый крупный по протяженности проспект Санкт-Петербурга длиной в 11 км, проходящий по левому берегу реки Невы от границы города на юго-востоке до центральной части.
Проспект Обуховской обороны берет свое начало у площади Александра Невского, где расположена Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, а заканчивается у Большого Обуховского моста.
С северной стороны в центре граничит с Синопской набережной, а юго-востока — с Шлиссельбургским проспектом. По противоположном (правому) берегу Невы проходит Октябрьская набережная, длина которой составляет 9 км, что делает её самой протяженной набережной города.
Начало проспекта Обуховской обороны. 2018 г. Михаил Архипов На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила дорога на Шлиссельбург и Архангельск. С 1733 до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога), с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт. Текущие название проспект получил в память о столкновении рабочих Обуховского завода с полицией 7 мая 1901 года, когда бастующие рабочие после столкновения с полицией держали оборону завода забаррикадировавшись там.
Проспект Обуховской обороны на карте:
Практически на все протяжении проспект Обуховской обороны проходит через промышленные зоны и лишь на небольших участках имеет жилую застройку.
У начала проспекта, на левом берегу Невы выше моста Александр Невского, расположен грузовой причал «Спецтранс», предназначенный для приема сыпучих грузов (щебенка, гранит, песок), выгрузка которых производится плавкраном.
Здесь же расположен рейс судов, идущих вниз по Неве в ночную разводку, чьи габариты позволяют им проходить до этого места под мостами Володарского и Финлядского железнодорожного моста без разводки.
Рейд и грузовой причал на реке Неве у моста Александра Невского. 2019 г. Михаил Архипов Выше по течению на том же берегу берет свое начало Обводный канал. На стрелке канала и Невы находится заводоуправление мукомольного комбината «Невская мельница», построенное в 1924-25 годах архитектором Е.Ф. Пирвицем в стиле конструктивизма.
«Невская мельница. 2019 г. Михаил Архипов Затем проспект Обуховского обороны пересекает эстакада железнодорожных путей ведущих на Финлядский железнодорожный мост. В 200 метрах выше него на левом берегу расположена Скорбященская церковь, построенная в 1894 — 1898 годах (проспект Обуховской Обороны, 22).
Скорбященская церковь. 2019 г. Михаил Архипов А в 200 метра выше по течению — грузовой причал Ленинградского комбината хлебопродукции имени Кирова (проспект Обуховской Обороны, 24).
Причал комбината. 2019 г. Михаил Архипов Далее расположен Дворец культуры «Невский» (проспект Обуховской Обороны, 32).
ДК «Невский». 2019 г. Михаил Архипов Затем начинается территория бывшей Александро-Невской мануфактуры, где с XIX века работали различные промышленные предприятия, а в настоящее время все отдано под офисные помещения и жилую застройку.
Жилой комплекс «Дом на набережной» на месте Метизного завода. 2019 г. Михаил Архипов Бывшая прядильно-ткацкая фабрика «Рабочий». 2019 г. Михаил Архипов
Жилая застройка нечетной стороны проспекта. 2019 г. Михаил Архипов Императорский фарфоровый завод. 2019 г. Михаил Архипов Вид на проспект с моста Володарского (в сторону центра). 2019 г. Михаил Архипов Вид проспекта от моста Володарского (в сторону бывшего речного вокзала). 2019 г. Михаил Архипов В 1962-1974 годах на проспекте Обуховского обороны был построен комплекс зданий и сооружений речного вокзала, который включал в себя причал, двухэтажный кассовый зал и зал ожидания, а также 16-ти этажную гостиницу «Речная». Речной вокзал находился в управлении Ленинградского пассажирского порта Северо-Западного речного пароходства, и обслуживал как рейсовые пассажирские суда транспортных линий, так и пассажиров туристических круизных рейсов. Вид речного вокзала и гостиницы. 2010 г. Михаил Архипов В начале 2012 года новые собственники приняли решение о сносе речного вокзала и строительстве на его месте жилого комплекса. В 2012-2013 годах речной вокзал был снесен и на его месте в 2013-2015 годах был построен 24-этажный жилой комплекс «Дом-Мегалит на Неве». Вид жилого комплекса. 2018 г. Михаил Архипов Заключительный участок проспекта, от бывшего речного вокзала до Большого Обуховского моста, с нечетной стороны занят жилой застройкой, а с четной, со стороны реки — территорией Обуховского завода, который входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей». Вид завода с реки. 2018 г. Михаил Архипов Вид завода с реки. 2018 г. Михаил Архипов Вид завода с реки. 2018 г. Михаил Архипов
Другие набережные и проспекты Санкт-Петербурга:
Проспект Обуховской обороны
Проспект Обуховской обороны – самый длинный в Санкт-Петербурге. Но он не всегда был таковым.
В 18-19 века от площади Александра Невского начиналась дорога на Шлиссельбург и далее на Архангельск, которая долгое время именовалась Шлиссельбургский тракт.
В те времена это была ещё преимущественно загородная территория, где было построено несколько фабрик и мануфактур, а далее находились деревни.
В 19 веке южные территории начали развиваться и застраиваться, а на месте Шлиссельбургской дороги возникло несколько проспектов, названных по деревням и селам, по которым они проходили. И только в 1953 году они были объединены в один проспект, протяженность которого составила около 11 км.
Привыкнув к закованным в гранит питерских набережных берегам Невы, кажется несколько неожиданным увидеть реку, свободно плещущуюся о пологую землю и камни. Набережная проспекта Обуховской обороны проходит вдоль естественного берега Невы, к которому ведут многочисленные спуски.
Сама набережная начала застраиваться только в 1920-х годах, когда по проекту Витмана В.А. и Орлова М.А. в районе Фарфорового и Пролетарского заводов построили двухуровневую набережную. Верхний ярус предусматривался как пешеходный, а нижний, тот, что ближе к Неве, – как транспортный.
Достопримечательности набережной проспекта
На всем своем протяжении проспект то проходит по берегу Невы, превращаясь в набережную проспекта Обуховской Обороны, то прячется в жилые и промышленные кварталы. Туристы могут найти здесь несколько значимых достопримечательностей.
- Во-первых, это Александро-Невская Лавра – культурный, религиозный и архитектурный объект мирового значения.
- Во-вторых, целый квартал фарфорового дела:
- Императорский фарфоровый завод, основанный ещё в 1974 году;
- музей при фарфоровом заводе (подразделение Эрмитажа);
- галерея современного фарфорового искусства;
- магазин фарфорового завода.
В-третьих, Троицкая церковь «Кулич и Пасха» – архитектурный памятник 18 века. Он была построена по проекту Львова Н.А.
С точки зрения истории интерес представляют здания Обуховского сталелитейного и пролетарского заводов, Карточной фабрики. В 1901 году рабочие этих предприятий организовали масштабную стачку, не обошедшуюся без кровопролития, с требованиями улучшить условия их труда. Название завода-зачинщика и дало в последствии название проспекту.
Обуховской Обороны проспект. Топонимы Невской Заставы
Обуховской Обороны проспект
Обуховской Обороны проспект — главная магистраль Невского района, протянувшаяся на одиннадцать километров вдоль левого берега Невы. Он проходит от набережной реки Монастырки до Рыбацкого проспекта. Проложен в начале XVIII века как дорога на Архангельск через Шлиссельбург, именовался Шлиссельбургской, Шлютенбургской дорогой. В 1-й четверти XVIII века вдоль дороги началось строительство кирпичных заводов. В XVIII веке здесь находилось несколько усадеб знати: «Озерки» князя Г. А. Потемкина, село Александровское князя А.А. Вяземского, дача князя Б. А. Куракина, деревня Мурзинка А. И. Румянцева, а также Смоленская ямская слобода. В 1744 году основан Фарфоровый завод (д. 151, ныне Ломоносовский фарфоровый). Семянниковский завод (д. 51, ныне «Невский завод»). В 1863 году основан Обуховский сталелитейный завод (д. 129, в 1922-92 – завод «Большевик»). Среди построек XIX — начала XX века – элеватор (д. 7). После октября 1917 года проспект реконструирован, сооружены новые жилые дома, корпуса заводов, ДК, разбиты сады и парки. Облик проспекта определяют индустриальные пейзажи и широкие невские панорамы. Проспект связан с жизнью и деятельностью В. И. Ленина (д. 120 и 223). В Смоленских воскресных классах (д. 107) в 1891-96-х годах преподавала Н. К. Крупская. В 1952 году назван Обуховской Обороны проспект (в память «Обуховской обороны» 1901).
Литература: Шилов В. В. Проспект Обуховской Обороны. Л., 1978.
История переименований: пр. Села Фарфорового Завода (1850- 1920-е гг.) пр. Обуховской Обороны (1940-е гг. — 15 декабря 1952) пр. Памяти Обуховской Обороны (19 мая 1931 — 1940-е гг.) пр. Села Александровского (сер. XIX в. — 19 мая 1931) пр. Деревни Мурзинки (сер.
XIX в. — 15 декабря 1952) пр. Обуховской Обороны (с 23 февраля 1987) пр. Обуховской Обороны (15 декабря 1952 — 23 февраля 1987) Шлиссельбургский тракт Архангелогородский тракт (1830-е — 1880-е гг.) Шлиссельбургская дорога (1733 — 1830-е гг.
) Архангелогородская дорога (1799 — 1838) Шлиссельбургский пр. (1849 — 15 декабря 1952) Архангелогородский пр. (сер. XIX в. ) пр. Села Смоленского (сер. XIX в. — 15 декабря 1952) пр. Крупской (1930-е гг. — 15 декабря 1952) пр. Поселка Михаила Архангела (1850 — 1930-е гг. ) пр.
Села Володарского (1920-е гг. — 15 декабря 1952)
Обуховская Оборона (1901 год)
7 мая 1901 года произошло кровавое столкновение рабочих казенного Обуховского завода в Петербурге с полицией. Завод назывался Обуховским по фамилии одного из его основателей – П.М. Обухова, инженера и металлурга. По его технологии были отлиты первые стальные пушки в России и войсками. Поводом послужил протест рабочих, объявивших забастовку против увольнения с завода 26 участников маевки. Забастовали все 3600 рабочих Обуховского завода. Требовали они возвращения уволенных товарищей, восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы, свободного празднования 1 мая. Обуховцы вышли на Шлисельбургский тракт и колонной двинулись к близлежащим предприятиям Невской заставы. По дороге к ним присоединились рабочие Карточной фабрики, жители окрестных селений. Полиция отрезала бастующих рабочих от других районов Петербурга и начала их разгонять. Обороняясь от полиции и войск, открывших стрельбу, рабочие построили баррикады. Градом камней они отразили несколько натисков полиции. Лишь к вечеру, получив значительные подкрепления, полиция и конные жандармы смогли сломить сопротивление обуховцев. Среди рабочих были убитые и раненые. Царское правительство жестоко расправилось с участниками этого столкновения, вошедшего в историю революционной борьбы русского пролетариата под названием Обуховской обороны. Столкновение произошло недалеко от здания Карточной фабрики (дом 110), мемориальная доска находится на доме 108 по проспекту Обуховской Обороны. В память об этом событии, оказавшем значительное влияние на рабочих России, часть Шлиссельбургского тракта у бывшего Обуховского завода (ныне завод «Большевик») после Октябрьской революции была названа проспектом Обуховской Обороны.
Петербургские Молохи. Проспект Обуховской Обороны, часть 1
?
varandej (varandej) wrote, 2011-08-25 00:50:00 varandej varandej 2011-08-25 00:50:00 Category:
Продолжаю рассказ о старопромышленном Петербурге. В сущности, всё показанное в прошлых постах — лишь прелюдия к двум главным питерским промзонам, в которых сосредоточена большая часть его старых заводов и фабрик. Они прекрасно видны на карте — первая вдоль Обводного канала, вторая — вдоль Невы выше центра. Мы с periskop.su прошли их обе, и про каждую из них будет рассказ из трёх постов.
Сначала отправимся в сторону Обухова — это самая большая промзона Российской империи, почти непрерывная 11-километровая цепочка заводов и фабрик.
В первых двух частях пройдём её по проспекту Обуховской Обороны, в третьей — полюбуемся теми же местами с Невы.
Маршрут получился не совсем линейный — сначала я поехал на «Елизаровскую», откуда надо было пройти этак с полкилометра назад, в сторону центра, к Невскому метизному заводу, где мне и предстояло встретиться с Перископом:
Завод глядит на Перевозную набережную — как следует из названия, там находился некогда перевоз, ведь мосты в этой части города начали строить лишь в советское время. Перископ пригласил меня в офис в одной из заводских пристроек, напоил чаем, провёл инструктаж по карте, а дальше я осторожно сходил непосредственно на заводскую территорию.Надо заметить, на действующем заводе, пускай и занимающем буквально одно здание, мне доводилось бывать мягко говоря нечасто. Фотографировать здесь, конечно, запрещено, но сам факт присутствия постороннего из-за того, что часть зданий арендуют офисы, ещё допустим.Завод был основан в 1896 году купцом Аристовым, и тогда же возведены его корпуса и труба. Но много и советских элементов. Вот просто фотографии с заводского двора — это гораздо зрелищнее, чем виды снаружи или внутренности недействующего завода.Завод — по сути одно здание сложной формы, имеет три дворика: маленький у Невы, Г-образный в глубине, квадратный с противоположной Неве стороны. Здесь немало артефактов вроде деревянных ворот 1930-х годов или старинных подвесных часов, правда вот советскую надпись «Ленинградский сталепрокатный завод» недавно сняли:Рабочий день закончился, и мы с Перископом покинули офис. Начали поход мы в ближайших окрестностя Метизного завода — рядом с ним стоит вот такая казарма под снос с деревянной будкой на крыше:По соседству ещё одна, почти такая же казарма — но целая и обитаемая:Гнетущий дух старых рабочих окраин… Пролетарские слободки, особенно рядом с по сей день работающими заводами — одни из самых «атмосферных» районов. Вот только слишком эта атмосфера тяжёлая, в прямом и переносном смысле. Не каждый вынесет.Дома на проспекте Обуховской Обороны, Метизный завод остался за спиной:
Проспект Обуховской Обороны, выходящий из площади Александра Невского (то есть фактически это продолжение Невского), возник почти одновременно с городом как Шлиссельбургская дорога, далее переходившая в тракт на Архангельск. Вллоть до рубежа 19-20 веков это была загородная территория, село Александровка.
Однако из-за близости к Неве именно здесь особенно активно строились заводы, и постепенно, через промзону, эту территорию поглотил город. В 1882-1922 годах здесь ходил даже паровой трамвай — вторая в Российской империи линия этого транспорта (после Большой Фонтанской дороги в Одессе).
Название проспекта вызывает ассоциации с Великой Отечественной, но на самом деле Обуховская Оборона — беспорядки на Обуховском сталелитейном заводе 7 мая 1901 года.
Выйдя на проспект, сначала мы прошли немного в сторону центра. В кадре — прокатный цех судостроительного завода Семянникова и Полетики (1863)в:
Ныне он называется иначе — Невский завод. Это один из петербургских гигантов вроде Кировского или Ижорского завода. Его основал в 1857 году английский предприниматель Томпсон, а затем выкупили золотопромышленники Семянников и Полетика.
Тракт делил территорию завода пополам, и у Невы находились стапеля, а за дорогой — механическое и литейное производство. Через петербургские мосты не могло пройти судно с водоизмещение более 8000 тонн, поэтому Невский завод строил в основном корабли среднего класса, а в 1869 года наладил и производство паровозов (в том числе уже упомянутых паровых трамваев).
Впрочем, при первых владельцах завод постоянно был на грани банкротства, после их смерти обанкротился совсем, в 1888 году был выкуплен инженером В. Титовым (не путать с инженером П. Титовым — гениальным судостроителем, который здесь тоже работал), реорганизован, и продан государству, которое с оборонным производством справилось намного лучше частных предпринимателей.
К началу ХХ века завод сделался ведущим производителем миноносцев — среди его «изделий» был и легендарный «Стерегущий», один из 27 миноносцев класса «Сокол», здесь же строились первые в России подводные лодки (достраивавшиеся потом в Николаеве), ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» (не атомные, но атомная пара названа именно в их честь) — подробнее история завода рассказана у babs71. А ещё завод прославился вот чем:
Разделение проспектом сыграло роль и в ХХ веке: судостроительная часть отмерла, а механическая продолжила развитие, и ныне это один из представителей главной промышленной специализации Петербурга — энергетического машиностроения. Гигантский бетонный корпус 1970-х годов очень внушителен, но и за ним видны старинные цеха:У завода роскошный административный корпус (1867) — пожалуй, я бы его поставил на третьем места после Адмиралтейства и старой конторы Ижорского завода:
Вообще, парадные фасады заводских зданий стали популярны лишь в советское время. До революции это была большая редкость, навскидку за пределами Петербурга вспоминаются только Ижевск, хотя наверное есть и ещё. У завода — один из первых в СССР памятник Ленину (с листовкой):
На другой стороне — ДК, кондовейшие 1970-е:Идём по проспекту на юг. Практически напротив квартала с метизным заводом — Невский рынок:В одном из по-пролетарски мрачных дворов справа от проспекта……
уже лет 10-15 стоит Гнилой Зуб — дом причта у бывшей Смоленской церкви (1879-82) в глубине двора. Церковь, выходившая на проспект, снесена в 1934 году — теперь на её месте сквер. Из двух деревянных домов один сгорел уже в постсоветское время, и его каменные фрагменты так и стоят во дворе.
Практически напротив, между проспектом и Невой — Александро-Невская мануфактура, одна из текстильных фабрик, которых в металлургическо-машиностроительном Петербурге тоже было немало. Примечательна она тем, что это один из первых в Питере лофт, то есть фабрика, переделанная в офис.
В Москве таких уже десятки, но Петербург в ближайшие годы столицу догонит и перегонит.
Основана в 1837 году купцом Палем, потомки которого владели фабрикой влоть до революции. Название бизнес-центра аналогично название фабрики.
Территория выглядит очень уютно:
Прямо на территории лофта находится пристань аквабуса. За рекой — трубы завода «Пигмент», основанный в 1839 году — одно из старейших химических предприятий в России.
Просматривается островерхая крыша дореволюционного корпуса:
Впрочем, намного лучше «Пигмент» виден от метизного завода:Выше по течению — одна из гигантских советских ТЭЦ, которые здесь не менее грандиозны, чем в Москве:А ниже (т.е. ближе к центру) — Финляндский мост (1910-12). Это был первый железнодорожный мост через Неву, а до этого железная дорога в Финляндию была абсолютно изолирована от других железных дорог страны, и чтобы попасть из Москвы и Гельсингфорс, надо было проехать или пройти с одного вокзала на другой. Кроме того, это фактически два моста, причём один из них подъёмный, а другой — разводной. На заднем плане — телебашня и две трубы ТЭЦ-2, основанной ещё в 1898 году (о которой я уже писал).Опять выходим на проспект, и здесь со стороны Невы находится бывшая Громовская лесобиржа, а ныне катушечный завод.Фирменно питерская труба — граненная и с капителью:А напротив — симпатичные сталинские домики, которые очень легко приписать пленным немцам. На самом деле всё куда интереснее — это Палевский жилмассив (1925-26), один из первых опытов советского градостроительства. Название — от всё того же купца Паля, а точнее Палевского проспекта, который вёл к его мануфактуре.Жилмассив состоит из домов двух типов — обычных многоквартирных трёхэтажек и двухэтажных коттеджей. Вторые тоже многоквартирные, но там каждая квартира имеет собственный выход на улицу:Местами в Палевском очень уютные дворики — как мне рассказали в хостеле, местные жители просто сами скинулись и благоустроили двор. Если это правда (а я совсем не уверен) — это тоже один из первых опытов в постсоветской России. Но выглядит замечательно и очень по-русски: чтобы плиточная дорожка с оградкой, а за оградкой — не газон, а луг…
Интересно, что в жилмассиве почти нет одинаковых домов. Зато есть всякие постройки типа фабрики-кухни. Атмосфера пролетарского городка из старых добрых советских фильмов очень сильна — заглавный кадр тоже снят здесь. Подробнее читайте у babs71.
К Палевскому примыкает Крупа, или ДК имени Крупской (памятник оной виден) — один из лучших образцов ленинградского конструктивизма (1926-28), ныне более всего известный своим книжным рынком (то есть «постоянно действующей ярмаркой»). Вот и тот же Перископ периодически постит что-нибудь интерсное из книг, купленных «на Крупе».
- Рядом — текстильная фабрика «Рабочий», выросшая из Спасской и Петровской мануфактур Максвелла (1844, корпуса 1890-х). Здесь теперь тоже лофт, на территорию можно проникнуть:
- СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
По левую руку, вдоль Невы — корпуса стеариновой фабрики (основана в 1839 году, ныне «Невская косметика»), едва ли не самого эффектного предприятия на проспекте. Мы даже приняли её за Пролетарский завод, который оказался несколько дальше.
Ещё интереснее виды с Невы, которые я покажу в другом посте.На боковой улице Ткачей — здание Вечерней школы для рабочих (1890-14), основанной фабрикантом Николаем Варгуниным.
Помимо того, что это одно из первых в импери подобных заведений, она ещё и примечательна своим преподавательским составом — школу плотно окучили революционерки, работавшие там учителями, в том числе сама Надежда Крупская.
А вокруг — всё те же беспросветные фабричные кварталы, где так и слышишь в воздухе «Интернационал» и «Марсельезу»:»Вставай, проклятьем заклейменный,Голодный, угнетенённый люд…»В таких местах отчётливо понимаешь, что значат эти слова, хотя прошло уже сто лет, да и райончик не самый худший.Здесь пока и остановимся, до следующей части.МоскваСредневековая.
Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.Электрическая. Электростанции и Электрозавод.Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.Санкт-ПетербургПетропавловская крепость. Монетный дворАдмиралтейство, Кировский завод и другие.Пороховые на Охте.Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.Проспект Обуховской обороны. С Невы.Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
город Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны
101, 103 к.1, 105, 107, 107 Б, 107 В, 108 к.1, 108к2, 109, 11, 110, 110 к. 1А, 110Б, 110В, 111, 111А, 111к1, 111к2, 111к3, 112, 113, 114, 114к1, 115, 116, 116А, 117, 118-126, 118А, 119, 119Б, 120, 120 к., 120 лит. ЕЦ, 120А, 120АЕ, 120Б, 120В, 120Г, 120Д, 120Е, 120И, 120Л, 121, 121А, 122, 123, 123-127а, 123А, 124, 124 к.
3, 125, 125А, 125Б, 127, 129, 13, 130, 131, 131 В, 133, 137, 138к2, 139, 14, 140, 141, 142, 143, 144, 144стр.А, 145, 147, 149, 149Р, 15, 151, 151А, 151А*, 151Б, 151Ж, 159, 159*, 161, 163, 17, 17А, 19, 195, 195А, 197, 199, 20, 207, 207/2, 209, 21, 21 к.
2, 215, 217, 219, 219А, 22, 221, 221 Б, 223, 225, 227, 227к1, 227к2, 227к3, 229, 229/7, 23, 230, 231, 235, 24, 24 к.3, 243, 245а, 245к1, 245к2, 247, 251, 251А, 255, 257, 259, 26, 261 к.
1, 261к2, 269к2, 269к3, 271, 28, 287к1, 287к2, 289к1, 289к2, 291к1, 291к2, 291к3, 295, 3, 30, 32, 33, 33А, 33к1, 33к2, 35, 37, 38, 38В, 39, 39/1А, 40, 41, 42 к. 2А, 43, 44, 44А, 44Б, 45, 45АЧ, 48, 48А, 49, 51, 51*, 51АЭ, 51Э, 53, 54, 55, 56, 56А, 57, 59, 59*, 60, 64, 66, 68, 68 к.2, 69, 69 В, 7, 7*, 70, 70 к.2, 70 к.
2М, 70А, 71, 71А, 72, 73, 75, 75А, 76, 76Р, 76Ф, 77, 78, 78А, 78Б, 79, 7Б, 7В, 7Ж, 7П, 80, 80З, 81, 82, 83, 83А, 84, 85, 86, 86А, 86Б, 86В, 87, 87А, 88, 88 Б, 88 к.2, 88В, 89, 89-91, 89А, 8к2, 90, 90 Г, 92, 93, 94, 95 к.9, 95к1, 95к2, 95к3, 95к4, 95к5, 95к6, 95к7, 95к8, 97, 98, 99,
Проспект Обуховской Обороны — улица в Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга, ограничен площадью Александра Невского и Синопской набережной с одной стороны и Шлиссельбургским проспектом и Караваевской улицей с другой.
Является самым длинным проспектом внутри застройки Санкт-Петербурга — его длина составляет 11 километров (для сравнения: пр. Энгельса — 10 км, Московский пр. — 9,2 км, Бухарестская ул. — 8,5 км, Суздальский пр. — 7,7 км).
На месте нынешнего проспекта Обуховской обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург — Ключ-город и Архангельск. С 1733 до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога), с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).
В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:- Шлиссельбургский проспект — от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне — часть Большого Смоленского проспекта).- проспект Села Смоленского — от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне — улица Крупской).
— проспект Посёлка Михаила Архангела — от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне — часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).- проспект Села Фарфорового завода — от Владимировского переулка до Куракиной дороги (ныне — Леснозаводская улица).
В 1920-е годы переименован в проспект Села Володарского (название — в честь В. Володарского).- проспект Села Александровского — от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне — часть улицы Грибакиных).
19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны, а 1940-е годы получил современное название — проспект Обуховской Обороны.
- — проспект Деревни Мурзинки — от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.
- Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Первоначальное название заводу было возвращено в 1992 году — ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года, которая вошла в историю под названием Обуховской обороны.
15 декабря 1952 года несколько проспектов были объединены в проспект Обуховской Обороны. 23 февраля 1987 года к нему был присоединён отрезок до Караваевской улицы.
Примечательные здания на проспекте Обуховской Обороны:
Дом колодец — Обуховской Обороны — 110Б, Александровская бумагопрядильная мануфактура. Обуховский сталелитейный завод. Сталелитейный завод Большевик — Обуховской Обороны — 118-126, Александровская мануфактура. Обуховский сталелитейный завод . Администрация и амбулатория, Музей — Обуховской Обороны — 122, Александровский чугунолитейный завод .
Дом помощника директора (Дом Кларка) -.Строительное управление № 267 — Обуховской Обороны — 123А, Александровский чугунолитейный завод. Объединение Пролетарский завод — Обуховской Обороны — 125, Александровский чугунолитейный завод. Паровозные мастерские механического завода Николаевской ж.д..
Пролетарский завод — Обуховской Обороны — 123-127а, Бани — Обуховской Обороны — 259, Бани Ратьковых-Рожновых — Бани Невского района N 8 — Обуховской Обороны — 109, Бизнес-центр Импульс — Обуховской Обороны — 161, Бизнес-Центр Троицкое Поле — Обуховской Обороны — 118А, Больница Обуховского завода — Обуховской Обороны — 124, Британско-американская церковь при Александровском главном механическом заводе. Телефонная станция — Офисное здание — Обуховской Обороны — 129, Водонапорная башня — Обуховской Обороны — 125А, Водоподъемная башня при бессемеровской печи Обуховского сталелитейного завода — Обуховской Обороны — 120АЕ, Володарская фабрика-кухня — Невская фабрика-кухня — Обуховской Обороны — 119Б, Володарский райсовет — .Здание администрации Невского района — Обуховской Обороны — 163, Воскресно-вечерняя школа Русского технического общества — Смоленская школа — Университет марксизма-ленинизма — Школа . Театр — Обуховской Обороны — 121А, Главное производственное здание Спасской мануфактуры с машинным отделением — Обуховской Обороны — 86, Грузовой терминал Невская мельница — Обуховской Обороны — 24 к.3, Деревообрабатывающий завод им. Володарского. Производственный корпус с котельной — Обуховской Обороны — 76Ф, Детский сад — Гостиница Елизар-Отель (двор) — Обуховской Обороны — 89А, Детский сад N 12 Невского района — Административный корпус — Обуховской Обороны — 112, Диспетчерская на трамвайном кольце — Общественный туалет — Обуховской Обороны — 51*, ДК Невского машиностроительного завода им. В. И. Ленина — ДК Невский — Обуховской Обороны — 32, Дом — Обуховской Обороны — 92, Дом — Обуховской Обороны — 84, Дом — Обуховской Обороны — 11, Дом — Обуховской Обороны — 66, Дом — Обуховской Обороны — 64, Дом колодец — Обуховской Обороны — 110 к. 1А, Дом культуры текстильщиков Дворец культуры им. Н. К. Крупской — Обуховской Обороны — 105, Дом Невского общества народных развлечений — Обуховской Обороны — 147, Дом причта церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радости — Обуховской Обороны — 33, ДОТ № 227 рубежа Ижора — Обуховской Обороны — 295, Доходный дом — Обуховской Обороны — 113, Доходный дом — Обуховской Обороны — 107, Доходный дом — Обуховской Обороны — 97, Доходный дом — Обуховской Обороны — 117, Доходный дом — Обуховской Обороны — 115, Доходный дом — Обуховской Обороны — 111, Доходный дом — Обуховской Обороны — 131, Доходный дом (дворовый флигель) — Обуховской Обороны — 88В, Доходный дом (дворовый флигель) — Административный корпус — Обуховской Обороны — 88 к.2, Жилой дом — Заброшенное здание (двор) — Обуховской Обороны — 44А, Жилой дом Палевского жилмассива — Обуховской Обороны — 95к8, Жилой дом Палевского жилмассива — Обуховской Обороны — 95к6, Жилой дом Палевского жилмассива — Обуховской Обороны — 95к5, Жилой дом Палевского жилмассива — Обуховской Обороны — 95к4, Жилой дом Палевского жилмассива — Обуховской Обороны — 95к3, Жилой дом Палевского жилмассива — Обуховской Обороны — 95 к.9, Жилой дом фабрики Рабочий — Обуховской Обороны — 119, Жилой дом Южной водопроводной станции — Обуховской Обороны — 287к2, Жилой комплекс Дом-Мегалит на Неве — Обуховской Обороны — 195А, Жилой комплекс Князь Александр Невский — Обуховской Обороны — 138к2, Жилой комплекс Молодежный — Обуховской Обороны — 110В, Жилые дома — Обуховской Обороны — 229, Жилые дома — Обуховской Обороны — 227, Завод Большевик . Производственный корпус — Бизнес-центр — Обуховской Обороны — 120 к., Завод Большевик . Производственный корпус — Бизнес-центр Вант — Обуховской Обороны — 120И, Завод Невское стеариновое товарищество . Производственный корпус — Завод Невская косметика . Производственный корпус — Обуховской Обороны — 80З, Завод Невское стеариновое товарищество. Завод Невская косметика — Обуховской Обороны — 80, Завод Невское стеариновое товарищество. Завод Невская косметика . Корпус — Обуховской Обороны — 101, Здание (во дворе) — Обуховской Обороны — 219А, Здание (двор) — Обуховской Обороны — 44Б, Здание — Институт декоративно-прикладного искусства — Бизнес-центр Невский — Обуховской Обороны — 37, Здание главной конторы, Испытательная лаборатория пищевых продуктов — Обуховской Обороны — 127, Здание заводоуправления мукомольного комбината. АО Невская мельница . Административное здание — Обуховской Обороны — 7, Здание Общества потребителей Обуховского завода — Обуховской Обороны — 261 к.1, Здание технической школы при Обуховском заводе — Школа N 337 Невского района — Обуховской Обороны — 257, Здания в Парке им. И. В. Бабушкина — Обуховской Обороны — 149Р, Императорская карточная фабрика . Главный производственный корпус — Комбинат цветной печати — Обуховской Обороны — 110, Императорский фарфоровый завод . Лицевой корпус — Обуховской Обороны — 151, Императорский фарфоровый завод. Музей. — Обуховской Обороны — 151А*, Императорский фарфоровый завод. Производственный корпус — Обуховской Обороны — 151Б, Императорский фарфоровый завод. Производственный корпус — Обуховской Обороны — 151Ж, Институт радионавигации — Обуховской Обороны — 120 лит. ЕЦ, Казарма — Жилой дом — Обуховской Обороны — 289к1, Казармы чиновников Александровской инвалидной команды , Жилой дом , БЦ Александровский — Обуховской Обороны — 120Л, Клуб коммунистов им. В. И. Ленина — Дворец культуры им. В. И. Ленина завода Большевик — Культурный центр Троицкий — Обуховской Обороны — 223, Клуб Пролетарского завода — Дом Культуры Пролетарский — Обуховской Обороны — 125Б, Комбинат хлебопродукции им. С. М. Кирова . Элеватор и мельница — Обуховской Обороны — 45, Котельная — Обуховской Обороны — 133, Котельная (двор) — Обуховской Обороны — 56А, Ленинградский государственный завод им. М. В. Ломоносова , Императорский фарфоровый завод. Административный корпус — Обуховской Обороны — 151А, Лесопилка Громова. Катушечная фабрика им. Володарского. Деревообрабатывающий завод им. Володарского . Главное здание — Обуховской Обороны — 76, Медсанчасть ГОЗ Обуховский завод -.Бизнес-центр Обуховъ-центр — Обуховской Обороны — 271, Мельница АО Санкт-Петербургских товарных складов, холодильников и элеваторов. ОАО Невская мельница. — Обуховской Обороны — 7Б, Мельница-пакгауз АО Санкт-Петербургских товарных складов, холодильников и элеваторов. ОАО Невская мельница. — Обуховской Обороны — 7В, Насосная станция Водоканала — Обуховской Обороны — 30, Невский завод — Компрессорный комплекс — Обуховской Обороны — 59*, Невский литейный и механический завод . Корпус — Обуховской Обороны — 38В, Невский машиностроительный завод. Производственный корпус (по ул. Седова) — Обуховской Обороны — 51Э, Невский машиностроительный завод. Производственный корпус (по ул. Седова) — Обуховской Обороны — 51АЭ, Невский углекислотный завод — Обуховской Обороны — 111А, Никольское кладбище Александро-Невской лавры — Обуховской Обороны — 3, Обуховский спортивный комплекс — Обуховской Обороны — 130, Обуховский сталелитейный завод . Административное здание — Обуховской Обороны — 120Б, Обуховский сталелитейный завод . Административное здание — Обуховской Обороны — 120В, Обуховский сталелитейный завод . Орудийно-сборочная мастерская — Обуховской Обороны — 120Г, Обуховский сталелитейный завод . Проходная — Обуховской Обороны — 120А, Обуховский сталелитейный завод . Пушечная мастерская — Обуховской Обороны — 120Е, Обуховский сталелитейный завод . Цех — Обуховской Обороны — 116А, Обуховский сталелитейный завод. Производственное здание — Обуховской Обороны — 124 к.3, Общежитие — Обуховской Обороны — 21 к.2, Общественный туалет — Обуховской Обороны — 245а, Особняк — Обуховской Обороны — 59, Петроградские товарные склады. Элеватор — АО Невская мельница — Обуховской Обороны — 7*, Пост — Обуховской Обороны — 14, Пост дежурного по переезду — Обуховской Обороны — 8к2, Провиантский склад ( Провиантский магазин ) . Дом смотрителя. Ресторан Невская жемчужина — Обуховской Обороны — 26, Провиантский склад ( Провиантский магазин ) . Здание склада — Обуховской Обороны — 28, Производственные здания лесопильного завода В.А. Ратькова-Рожнова фирмы Громов и К — Обуховской Обороны — 76Р, Прокатная и сталелитейная мастерская Невского железоделательного, механического и корабельного завода ( Невского железопрокатного завода П.Ф. Семянникова и В.А. Полетики) — Обуховской Обороны — 38, Пролетарский завод . Насосная станция — Обуховской Обороны — 98, Противотуберкулезный диспансер N 14 Невского района — Обуховской Обороны — 231, Профилакторий фабрики Рабочий — Жилой дом — Обуховской Обороны — 121, Прядильно-ткацкая фабрика им. В. П. Ногина. Александро-Невская мануфактура. Производственный цех (двор) — Обуховской Обороны — 70 к.2, Речной вокзал . Гостиница Речная — Обуховской Обороны — 195, Родильный дом Обуховского завода — Обуховской Обороны — 255, Сад завода Вена. Парк им. И. В. Бабушкина — Обуховской Обороны — 149, Санкт-Петербургские товарные склады, холодильники и элеваторы. Корпуса — ОАО Невская мельница . Корпуса — Обуховской Обороны — 7П, Склад Общества потребителей Обуховского завода — Обуховской Обороны — 261к2, Смоленская (Корниловская) школа — Обуховской Обороны — 107 Б, Смоленская соединенная земская школа — Обуховской Обороны — 85, Смоленская школа — Корниловская школа — Обуховской Обороны — 123, Смоленский рынок — Невский рынок — Обуховской Обороны — 75А, Спасская и Петровская мануфактуры. Мануфактура бр. Максвелл — Фабрика Рабочий — Обуховской Обороны — 86А, Спасская и Петровская мануфактуры. Мануфактура бр. Максвелл — Фабрика Рабочий — Обуховской Обороны — 86В, Спасская и Петровская мануфактуры. Мануфактура бр. Максвелл — Фабрика Рабочий — Обуховской Обороны — 86Б, Стадион завода им. В. И. Ленина — Обуховской Обороны — 49, Станционный павильон — Обуховской Обороны — 20, Станционный павильон — Обуховской Обороны — 94, Станция метро «Пролетарская» — Обуховской Обороны — 114к1, Станция метрополитена Пролетарская — Обуховской Обороны — 116, Судостроительный завод Семянникова и Полетики. Невский литейный и механический завод — Обуховской Обороны — 51, Судостроительный завод Семянникова и Полетики. Опытная мастерская. Невский литейный и механический завод . Произв.мастерские — Обуховской Обороны — 40, Товарищество картоннотольного производства А. Науман и Ко. Фабрика Картонтоль . Проходная — Обуховской Обороны — 72, УВД Невского района — Обуховской Обороны — 78, Усадебный дом Н. Н. Муравьева -.Усадебный дом фон Моллер — Обуховской Обороны — 143, Усадьба Мурзинка — Обуховской Обороны — 230, Фабрика Паля — .Прядильно-ткацкая фабрика им. В. П. Ногина — .Александро-Невская мануфактура — Обуховской Обороны — 70, Фабрика Паля — Прядильно-ткацкая фабрика им. В. П. Ногина — Александро-Невская мануфактура. Корпус — Обуховской Обороны — 70 к.2М, Фабрика Паля — Прядильно-ткацкая фабрика им. В. П. Ногина . Производственный цех — Бизнес-центр Фидель — Обуховской Обороны — 70А, Фабрика-кухня завода Большевик — Обуховской Обороны — 120Д, Фарфоровское (Спасо-Преображенское) кладбище — Обуховской Обороны — 159*, Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости — Обуховской Обороны — 22, Церковь Преображения Господня , при Императорском фарфоровом заводе — Обуховской Обороны — 159, Церковь Пресвятой Троицы — Кулич и Пасха — Обуховской Обороны — 235, Церковь святого апостола Павла , при Обуховском сталелитейном заводе — Обуховской Обороны — 120, Церковь Смоленской иконы Божией Матери — Обуховской Обороны — 83А, Часовня Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Церковь подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря — Обуховской Обороны — 24, Школа — Жилой дом — Обуховской Обороны — 287к1, Шлиссельбургская пожарная часть — Обуховской Обороны — 43, Элеватор комбината хлебопродукции им. С. М. Кирова — Обуховской Обороны — 45АЧ, Элеватор мукомольного завода им. В.И. Ленина. ЗАО Петербургзернопродукт — Обуховской Обороны — 7Ж, Юридическая академия — Обуховской Обороны — 114,