Музей музыки в Шереметьевском дворце

#1

Музей музыки в Шереметьевском дворцедворец.jpg

#9

Шереметевкий дворец (Фонтанный дом) с 1990 г. является филиалом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Бывшая усадьба графов Шереметевых — уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа. Участок реки по Фонтанке был пожалован Петром I фельдмаршалу графу Б. П. Шереметеву в 1712 г.

#8

Дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки — С. И. Чевакинский. В создании интерьеров дворца и усадебных построек участвовали архитекторы Ф. С. Аргунов, И. Е. Старов, Д. Кваренги, А. Н. Воронихин, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков, М. В. Красовский и др.

Музей музыки в Шереметьевском дворцеIMG_8543.JPG

Чугунная ограда дворца. Над воротами — герб Шереметевых

#10

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых. Страницы художественной истории Фонтанного дома написаны в разные годы.

 Стены дворца помнят голос знаменитой графини-крестьянки Прасковьи Жемчуговой — примадонны шереметевского крепостного театра. В 1827 г., здесь бывал А. С. Пушкин в мастерской
О. А.

Кипренского, писавшего портрет поэта.

#3

В Белом зале, созданном на заре пушкинского века архитектором Д. Кваренги, выступали знаменитые певцы, давала концерты графская капелла — первый российский хор, исполнявший сочинения Д. Палестрины, 

А. Лотти, Б. Марчелло. Впоследствии здесь выступали артисты Мариинского театра, Великорусский оркестр В. В. Андреева, симфонические оркестры.

Музей музыки в Шереметьевском дворцеблюдечко.jpg Блюдо-поднос, подаренное графу А. Д. Шереметеву. Мастер А. С. Корнюниенко. Не позднее 1885.

Резное блюдо имеет авторскую подпись на оборотной стороне: «Блюдо это резал самоучка бывший Вашей слободы Алексеевки крестьянин Алексей Семенов Корнюниенко 60 летний старик». 

Блюдо изготовлено и преподнесено в 1885 г. супругам графам Шереметевым «от благодарных бывших… крестьян в память… благодеяния». 

#4

Музей музыки в Шереметьевском дворцеIMG_0683.jpg

Рояль М. Глинки в Этрусской гостиной Шереметевского дворца 

После революции 1917 г. Шереметевский дворец был преобразован в Музей быта. В основу его фондов было положено художественное собрание графов Шереметевых. В 1929 г. Музей был ликвидирован, а предметы коллекции переданы в музеи, библиотеки и архивы Ленинграда и Москвы.

#14

Вплоть до 1989 г. здания усадьбы занимали различные учреждения. Помещения дворца были перестроены. Решение о передаче здания Музею театрального и музыкального искусства, принятое на музейном совете Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, положило начало реставрационным работам, связанным с восстановлением парадных и мемориальных интерьеров.

#12

В залах дворца решено было разместить одну из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов. Музыкальная история Фонтанного дома способствовала созданию образа будущего музея. 

Интерьеры Шереметевского стали драгоценной оправой для музыкальной коллекции, которая была основана более ста лет назад начальником Придворного оркестра бароном К. К. Штакельбергом. Первыми ее экспонатами стали музыкальные инструменты императорской семьи. 

#7

Музей музыки в Шереметьевском дворцеБелый зал (концертный) Шереметевского дворцаМузей музыки в Шереметьевском дворцеЛепная гостинаяМузей музыки в Шереметьевском дворцеМалиновая гостиная

#15

В XX в. коллекция как часть государственного музейного фонда пополнялась за счет поступлений из музеев, консерватории, частных собраний. В 1984 г. она стала частью фондов Музея театрального и музыкального искусства.

#5

Сейчас в состав коллекции входят инструменты, принадлежавшие императорам Александру I, Николаю I, Александру III, Николаю II; инструменты русского рогового оркестра; музыкальные инструменты народов России, Европы и Востока; именные инструменты, принадлежавшие М. И. Глинке, А. С. Даргомыжскому, А. Г. Рубинштейну, А. К. Глазунову и другим известным музыкантам. В коллекции более трех тысяч экспонатов.

Музей музыки в Шереметьевском дворцеПерсидские инструменты.jpg

Персидские инструменты в экспозиции Музея музыки в Шереметевском дворце

#19

В настоящее время в залах Шереметевского дворца можно увидеть более 1500 музыкальных инструментов.

#6

Музей музыки в Шереметьевском дворцеIMG_0662.jpg

Экспонаты Московского музея-усадьбы «Останкино» в Белой гостиной Шереметевского дворца

В парадных залах дворца нашли отражение история знаменитого рода и семейные музыкальные традиции, представлены предметы шереметевских коллекций живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. 

#18

Постоянная экспозиция подготовлена благодаря многолетней творческой поддержке Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино» − музеев, хранящих реликвии Фонтанного Дома.

#17

С «родными» произведениями искусства гармонично сочетаются предметы частных коллекций, приобретенные Музеем театрального и музыкального искусства или полученные им в дар за прошедшие четверть века. Это частные коллекции живописи и декоративно-прикладного искусства

 В. В. Стрекалова-Оболенского (передана в дар музею А. М. Сараевой-Бондарь в 1998 г.); В. М. Голод (передана на постоянное хранение в Шереметевский дворец в 2000 г. по завещанию владелицы); ювелирная композиция «Крест Монте Дженерозо» известного швейцарского ювелира Вилли Инауена (передана в дар автором в 2014 г.).

#21

Шереметевский дворец — Музей музыки

Бывшая усадьба графов Шереметевых — уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа.

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б.П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки — С. Чевакинский.

Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф.С. Аргунов, И.Д. Старов, А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х.

Мейер, Д. Квадри, И.Д. Корсини, Н.Л. Бенуа, А.К. Серебряков и др.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых. После революции Шереметевский дворец был музеефицирован, и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г.

В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений.

Собрание универсальное по характеру и разнообразное по предметам включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т. ч.

собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Его интерьеры погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

В настоящее время отреставрирована большая часть залов Шереметевского дворца, переданного музею в плачевном состоянии. Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв.; б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.

В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII — начала XX веков», открывшаяся в 1995 г.

и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России.

В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.

; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М.И. Глинке; коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III; скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I; Русский роговой оркестр.

В декабре 2014 года в коллекции Шереметевского дворца появился настоящий шедевр ювелирного искусства. Известный швейцарский ювелир, писатель-сказочник и философ Вилли Инауен преподнес в дар музею труд своей жизни, произведение ювелирного искусства — «Композиция «Монте Дженерозо»», над которой он работал около 40 лет. Зал с композицией открыт для посещения в понедельник, четверг и субботу.

Посещение экспозиции музыкальных инструментов: чт, сб, вс. Время: 12:00, 14:00, 16:00 (экскурсия проводится для 2-х и более человек). Экскурсия «Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга»: пн — 15:00, ср — 19:00, пт — 11:30. Выходные: вторник и последняя пятница месяца.

Музей оснащен специальным оборудованием для малоподвижных посетителей. Перед посещением необходимо позвонить по телефону тел.: 272-44-41.

Шереметевский дворец — Музей музыки

    После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений.

Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч.

собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д. Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения.

Интерьеры дворца погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании. В 1989 г.

Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов, также имеющей статус филиала Музея театрального и музыкального искусства.

С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Читайте также:  Фото Домика Петра I (14 фото)

    Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII — XX вв.

б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций. В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII — начала XX веков», открывшаяся в 1995 г.

и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций. В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).

    Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии.

Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий — старинных арф, виол, клавесинов — необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров.

Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

    Дворец стал популярным местом проведения концертов.

    В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция «Возращённое наследие», в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова.

Сохранение наследия и передача его в Петербург — заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер. При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова.

В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию.

Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

    В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге — музей музыки

Санкт-Петербург по праву считается городом дворцов, ведь помимо российского императора здесь жили самые богатые и известные дворянские семьи. В столице они строили свои самые красивые родовые усадьбы.

Шереметевы — одна из древнейших и наиболее знатных в Российской империи фамилий, неудивительно, что их дворец на берегу реки Фонтанки, являющийся потрясающим образцом русского барокко, привлекает сотни туристов.

Конечно, он не так популярен, как Петергофский дворец или Эрмитаж, однако для тех, кто уже бывал в самых раскрученных музеях Петербурга, открывается следующая сторона этого удивительного города – его бесконечные городские усадьбы, многие из которых можно посетить и осмотреть интерьеры.

Шереметевский дворец или, как его еще называют, Фонтанный дом расположен в самом центре города, рядом со многими другими знаковыми местами Санкт-Петербурга: Летним садом, Михайловским замком и Русским музеем. В бывшей городской усадьбе рода Шереметевых сейчас открыт Музей музыки, а также в отдельных помещениях размещаются музеи Анны Ахматовой, Льва Гумилева и Иосифа Бродского.

    Внутри дворца можно посетить две основные экспозиции: на первом этаже увидеть несколько тысяч музыкальных инструментов из самых разных уголков мира, а на втором пройтись по анфиладе парадных залов дворца Шереметевых. Если купить общий билет на посещение обеих экспозиций в один день, то он обойдется немного дешевле.

    Для осмотра первого этажа можно взять аудиогид. Также в музее предлагают несколько тематических экскурсий, рассказывающих о древнем дворянском роде Шереметевых, их усадьбах, истории Фонтанного дома и о собрании многочисленных музыкальных инструментов. Для детей проводятся увлекательные интерактивные экскурсии.

    Кроме того во дворце периодически проходят временные выставки и музыкальные концерты.

    • Шереметьевский дворец

    На территорию музея мы попадаем через ажурные чугунные ворота, украшенные позолоченными львами, которые держат над собой герб Шереметевых. Они появились здесь в 1837 году вместе с изящной оградой, выполненной по проекту архитектора И. Корсини.

      Он же оформлял некоторые залы в доме. Этот дворец принадлежал семье Шереметевых почти двести лет и видел пять поколений древнего рода. Последний владелец этой городской усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев, который, кстати, владел такими известными усадьбами, как Кусково, Михайловское, Остафьево и многими другими, после революции 1917 г.

      вынужден был передать Фонтанный дом большевикам. С 1712 г. участок этот принадлежал его семье, кроме дома здесь были хозяйственные службы, парк с садовыми постройками и павильонами. Внешний облик Шереметевского дворца формировался годами, в его строительстве и преобразовании участвовали такие известные архитекторы, как С.Чевакинский, Ф.

      Аргунов, И. Старов, Д. Кварнеги, А.Воронихин, Н. Бенуа и А. Серебряков. Фонтанный дом всегда был в центре столичной жизни: на музыкальных вечерах здесь выступали со своими произведениями такие композиторы, как Глинка, Лист и Берлиоз. Художник О.А.

      Кипренский, будучи другом владельца усадьбы, писал в этом дворце портреты многих известных личностей, в том числе знаменитый портрет А.С. Пушкина. После революции в зданиях разместился музей дворянского быта, а спустя годы появился музей музыки.

      Различные музыкальные инструменты представлены не только на первом этаже, но и на втором, в залах семьи Шереметевых, открытых для посещения. Еще в 1900 году руководитель придворного оркестра российского императора Александра III Константин Карлович Штакельберг основал музей, для которого предоставил свою коллекцию музыкальных инструментов.

      Затем она стала пополняться подарками других коллекционеров-любителей музыки. Эти предметы легли в основу фондов музея музыки. Здесь собраны инструменты самых разных групп: духовые, клавишные, ударные и другие.

      Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в восстановленные залы дворца Шереметевых. Открывает анфиладу античная комната. Как я уже говорила, музыкальные инструменты можно увидеть и здесь тоже. Например, в этой комнате перед нами арфа.

      1. Арфа в Шереметьевском дворце
      2. Даже шкаф выполнен в форме лиры.
      3. Античный зал
      4. Стены зала украшены барельефами, изображающими античные сюжеты.
      5. Античный сюжет

      После идет предцерковная комната, ведущая в домовую церковь Святой Варвары, в которой крестили практически всех представителей рода Шереметевых. В предцерковном зале можно увидеть скрипки и виолончели, изготовлены мастером И. Батовым, который был крепостным графа Шереметева.

      • Предцерковная комната
      • Домовая церковь в Шереметьевском дворце

      По слухам, за одну из своих работ он получил вольную. Следом идет белая столовая, отделанная искусственным мрамором. Здесь представлены личные вещи фотографа В. Стрекалова-Оболенского потомка древнего дворянского рода.

      1. Белая столовая в Шереметьевском дворце

      Затем мы переходим в лепной зал, оформлением которого занимался И. Корсини.

      • Лепной зал

      Потолок этой комнаты украшает удивительная лепнина, напоминающая кружево. В белом зале, который был одним из самых роскошных во дворце, в настоящее время можно увидеть два уникальных музыкальных инструмента: рояль, на котором играл П.И. Чайковский, и клавесин с уникальным оформлением, изготовленный в XVIII в.

      1. Музей музыки
      2. Стены желтого зала обтянуты золотой тканью.
      3. Шереметьевский дворец

      Здесь выставлены скрипки самых разных форм, одна из них была сделана знаменитым мастером Ф. Страдивари.

      • Скрипки в музее музыки
      • Переходим в этрусскую комнату, которая служила Шереметевым музыкальным салоном.
      • Этрусская комната
      • Шереметьевский дворец

      Несмотря на свои небольшие размеры, этот зал обладает удивительной акустикой. Когда-то в этих стенах слушали пение Полины Виардо и выступления самых известных композиторов. В оформлении зала использовали орнамент древних этрусских ваз, найденных во время раскопок.

      1. Шереметьевский дворец
      2. Затем идет зеленая гостиная, где представлена мебель из частных коллекций и собрание фарфоровых миниатюр.
      3. Зеленая гостиная
      4. Шереметьевский дворец
      5. Кроме основной анфилады залов можно посетить еще две комнаты: бывшую библиотеку и оружейный зал, в которых в настоящее время проходят временные выставки.
      6. Адрес: набережная реки Фонтанки, 34 Официальный сайт
      Читайте также:  Кемпински мойка 22 - отель в спб 5 звезд с окнами на эрмитаж

      Шереметевский дворец — Музей музыки

      • Фонтанный дом – одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, это практически ровесник города.
      • Название «Фонтанный дом» еще с XVIII века закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на обширном участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом.
      • Летом 1712 года фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев, известный полководец и сподвижник Петра I, получил из Городовой канцелярии, ведавшей застройкой новой российской столицы, «данную» на участок на границе города для создания загородной усадьбы.

      Осуществил эту идею сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, который в середине XVIII века повелел выстроить ныне существующий главный усадебный дом со службами и садом. Архитектором постройки стал С. И. Чевакинский.

      Этот дворцово-парковый ансамбль служил столичной резиденцией потомков графа Петра Борисовича – сына графа Николая Петровича, внука графа Дмитрия Николаевича, правнука графа Сергея Дмитриевича.

      При графах Шереметевых Фонтанный дом был не только одним из великосветских центров Петербурга, но и местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе.

      К началу XX столетия здесь находились многие уникальные реликвии: родовой архив, библиотека, собрания произведений искусства, памятные подарки, полученные Шереметевыми от русских царей и зарубежных монархов.

      Дворец был практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.

      18 июля 1918 года усадьба была национализирована. Благодаря усилиям авторитетных для новой власти людей, понимающих ценность собраний Фонтанного дома, прежде всего академика С. Ф.

      Платонова, директора Археологического института, удалось добиться на некоторое время разумного решения о дальнейшем использовании усадебного дома (Шереметевского дворца).

      Народный комиссариат по просвещению (Наркомпрос), принимая во внимание особую историко-художественную ценность усадьбы и заслуги членов рода Шереметевых перед отечественной наукой и культурой, принял решение создать во дворце Музей быта, который работал здесь с 1919 по 1929 год.

      Попутно заметим, что в первые годы после революции подобные музеи открылись еще в нескольких дворцах Петрограда – во дворце графов Строгановых на Невском проспекте, графов Шуваловых на набережной Фонтанки, князей Юсуповых на набережной Мойки; под охрану взяли и дворец графов Бобринских на Красной (Галерной) улице.

      В Музее быта сохранялось все историческое, художественное и бытовое собрание Шереметевых как иллюстрация жизни ушедших с исторической арены слоев населения.

      В конце 1929 года правительство страны приняло решение о финансировании Музея быта из местного бюджета, а ленинградские власти сочли ненужным существование идеологически «неподходящего» музея.

      Более 160 тысяч предметов были распределены между различными музеями и учреждениями, а некоторые проданы за границу или внутри страны через комиссионные магазины.

      С 1935 по 1941 год в части помещений дворца действовал Дом занимательной науки под эгидой Ленинградского областного отдела народного образования. Это был образовательный проект, предложенный и осуществленный группой ленинградских интеллигентов, увлеченных идеей широкой популяризации естественнонаучных знаний среди населения, прежде всего среди молодого поколения.

      С конца 1930-х по 1988 год в стенах дворца работал Арктический институт (НИИ Арктики и Антарктики), ученые которого решали многие важные народно-хозяйственные задачи, однако из культурной жизни города дворец был исключен, многие его интерьеры пострадали при перестройках и ремонтах.

      С 1990 года Шереметевский дворец – один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Здесь активно проводятся реставрационные работы, создано несколько постоянных экспозиций, устраиваются временные выставки, ведется интенсивная концертная деятельность.

      В стенах дворца создается Музей музыки, одной из страниц которого является и музыкальная история дома. Ныне в залах Шереметевского дворца можно увидеть предметы шереметевских коллекций, а также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX столетий, поступившие в музей за последнюю четверть века.

      В восстановленных парадных залах и бывших жилых покоях представлена одна из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов, в составе которой такие раритеты, как инструменты, принадлежавшие Императорам Александру I, Александру III, Николаю II; инструменты рогового оркестра; коллекция барочных виол; стеклянные гармоники; именные инструменты, принадлежавшие М. И. Глинке, А. Г. Рубинштейну, А. С. Даргомыжскому, А. К. Глазунову и др.

      Шереметевский дворец –музей музыки

      Владимир Невельский

      В 1712 году любимец Петра I первый русский фельдмаршал Борис Петрович Шереметев после битвы под Полтавой получил только что утвержденный царем графский титул и был пожалован участком земли в Петербурге на левом берегу речки Безымянный Ерик, как тогда называлась Фонтанка. При жизни фельдмаршала на участке был построен небольшой дом-мазанка. Лишь спустя несколько десятилетий вместо этого неказистого строения вырос каменный дворец в стиле барокко, ставший родовым гнездом четырех поколений графов Шереметевых.

      Что же касается музыки, то она всегда звучала во дворце. С середины XIX в. в нем проходили бесплатные концерты хоровой капеллы. В его музыкальном салоне выступали Михаил Глинка, первая исполнительница алябьевского романса «Соловей» Полина Бартенева. Фонтанный дом принимал у себя цвет европейской музыкальной культуры – Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Полину Вирдо, Клару и Роберта Шумана.

      Новая страница в истории Шереметевского дворца открылась в конце минувшего века, когда в его стенах была размещена уникальная коллекция музыкальных инструментов – единственная в России и одна из крупнейших в мире.

      Ее основателем был начальник Придворного оркестра барон Константин Карлович Штакельберг, которому Александр III передал в 1884 году скрипку работы Антонио Страдивари и восемь флейт, принадлежавших Александру I.

      С благодарностью приняв столь щедрый дар, Штакельберг решил, что он может положить начало формированию коллекции музея музыки, и с присущими ему энергией, упорством и целеустремленностью стал на деле осуществлять свою заветную идею. В 1908 г.

      барон убедил Министерство императорского двора приобрести на аукционе замечательную коллекцию бельгийского собирателя Ц.Снука, насчитывавшую 363 инструмента, затем музей пополнился инструментами народов России, собранными Н.Приваловым, а еще через несколько лет – народными восточными из собрания Рабиндраната Тагора.

      Сегодня количество экспонатов собрания превышает три тысячи, около трети которых представлено в экспозиции. Среди ее раритетов мне прежде всего хочется упомянуть комплект рогового оркестра из 91 металлического рога. Их размеры – от восьми сантиметров до пяти с половиной метров.

      Особенность такого оркестра, ведущего свою историю с XVIII в., состоит в том, что каждый рог исполняет единственную ноту. Основным занятием для оркестранта было считать паузы, чтобы в нужный момент извлечь из своего рога короткий или протяжный звук.

      Не сбиться со счета – вот в чем заключалась вся трудность исполнения, которое требовало предельного внимания: стоило хотя бы раз пропустить свое вступление – игра оркестра сразу же разваливалась.

      Идеальная слаженность его звучания могла быть достигнута только жесточайшей ежедневной муштрой музыкантов с раннего утра и до позднего вечера. Поэтому в роговой оркестр обычно набирали крепостных, подневольных людей, десятки лет игравших одну ноту.

      Неудивительно, что зачастую их называли не по именам, а по тем самым нотам, которые они воспроизводили. Известен такой случай: когда однажды от двух крепостных музыкантов, препровожденных за какую-то провинность в полицейский участок, потребовали назвать себя, они ответили, что их зовут Ре и Фа-диез графа Нарышкина.

      Рога, хранящиеся в музее музыки, молчали более ста лет, поскольку свободные музыканты наотрез отказывались выступать в роли живых клавиш. Но совсем недавно в Петербурге появился ансамбль, возродивший это исконно российское музицирование.

      По заказу энтузиастов была изготовлена 41 копия рогов из музейной коллекции. И теперь ансамбль дает концерты в Петропавловской крепости и в петергофских парках.

      Причем его участники не перестают поражаться тому, как необычайно красив звук рогов и как их звучание отличается от звучания современных духовых инструментов.

      Копии античных инструментов в экспозиции – подарок Штакельбергу его друга Магийона, собирателя и музыканта, директора брюссельского музея. Они были изготовлены по заказу Магийона в точном соответствии с настенными изображениями, обнаруженными при раскопках античных городов.

      Так в петербургском музее оказались, в частности, лира, кифара и букцина – длинная тонкая труба, изогнутая, как обруч. Когда римские легионы отправлялись в поход, многие воины несли на плечах эти трубы.

      Они использовались в сражениях для психической атаки, поскольку их сумрачные, зловещие звуки наводили страх на неприятеля.

      Читайте также:  Отечественная война 1812 года. Петербургское ополчение

      Интересен средневековый карнавальный тромбон, раструб которого выполнен в виде головы дракона.

      Такие же инструменты (правда, без карнавальных излишеств в оформлении) звучали в средние века в монастырских ансамблях… Рядом со старинным тромбоном видны за витринным стеклом две трубы-аиды, изготовленные по образцу древних восточных фанфар.

      Когда-то именно такие трубы заказывал Джузеппе Верди для премьеры оперы «Аида». Под этим названием они остались не только в истории музыки. Их звучание можно слышать и сегодня в первом акте оперы. В ее партитуре так и написано: «партия трубы-аиды».

      На соседнем стенде вывешены личные инструменты Александра III – две валторны с царским гербом, туба и квартет корнетов. До коронации будущий император любил играть в ансамбле духовых инструментов.

      Кстати, именно он пригласил в Зимний дворец барона Штакельберга и приказал ему собрать со всей России сто музыкантов-духовиков, чтобы организовать духовой оркестр (позднее этот оркестр превратился в симфонический, ставший предтечей известного всему миру оркестра Евгения Мравинского).

      Индонезийские гонги, настроенные на разные тона, тоже оркестровые инструменты. Но используются не только в своей музыкальной ипостаси. Звуком гонга в Индонезии умеют лечить: например, избавлять человека от головной боли, улучшать кровообращение.

      Особого упоминания заслуживают флейты. Их в музейном собрании насчитывается свыше четырехсот – классических и народных. Они сделаны из различных материалов: слоновой кости, металла, дерева, фаянса.

      Одна из флейт дает возможность играть без остановки гораздо дольше обычного: внутрь нее помещена губка, поглощающая влагу. Другая в отличие от обычных флейт способна подражать песне кукушки. Третья флейта – трость.

      Можешь ходить, опираясь на нее, а когда захочется, можешь присесть и поиграть на ней в свое удовольствие.

      Самая старая из находящихся в экспозиции флейта – оркестровая басовая – изготовлена в XVI в. венецианским умельцем. Самая причудливая выполнена из стекла, украшена серебряными клапанами и драгоценными камнями.

      У нее есть хрустальная пара, которая хранится в запасниках музея. Эти два инструмента были заказаны в Париже мастеру Лорану для Александра I, прекрасного флейтиста, ученика Чимарозы. Автор самой уникальной флейты коллекции – знаменитый французский мастер Оттетерр.

      Таких его шедевров насчитывается в мире всего лишь несколько штук…

      Идешь по залу, сплошь заставленному витринами, и просто глаза разбегаются от обилия редкостных экспонатов. Старейший среди них – спинет из коллекции Снука, изготовленный в Неаполе в 1532 году.

      Этот инструмент интересен тем, что у него есть клавиатура, но звучит он, как гитара, потому что в выступ каждой клавиши вставляли птичье перо, которое при нажатии клавиши цепляло за струну. Для игры на спинете были перепробованы перья разных птиц.

      В конце концов остановились на вороньем – самом гибком и прочном.

      Только в музейных коллекциях можно встретить в наши дни владимирские рожки. В начале XIX в. пастухи Владимирской губернии вырезали их ножиком из бересты за считанные минуты. В следующие десятилетия рожки стали изготовлять уже деревянными, беря за образец форму духовых инструментов того времени, и лишь сверху обертывали берестой.

      Профессиональные музыканты исполняли на них очень сложные вещи, вплоть до произведений Баха. Позднее искусство изготовления владимирских рожков было утрачено. Даже Василию Васильевичу Андрееву, организатору и руководителю оркестра русских народных инструментов, несмотря на все его старания, так и не удалось разгадать этот секрет.

      Редчайшим музейным экземпляром является фагот, изготовленный в Нюрнберге в конце XVII в. Иоганном Деннером, изобретателем кларнета.

      В центре стенда гитар – барочная гитара парижского мастера Вобоама. За высочайшее мастерство его называли «Страдивари гитарного дела». Музейный экспонат датирован 1681 годом. Еще две такие гитары находятся в Париже. Больше они нигде не сохранились.

      Английская гитара – цистра – снабжена маленькой клавиатурой. При необходимости ее можно было снимать. Цистры со сьемной клавиатурой предназначались главным образом для светских дам, которым длинные ногти помешали бы перебирать гитарные струны.

      Инструмент в виде головы быка – это средневековая стилизация арфы, на которой, по библейскому преданию, музицировал легендарный царь Давид, напевая свои псалмы. В средние века Давидова арфа звучала в монастырях тоже во время пения псалмов, поэтому с тех пор ее стали называть «псалтериум». Но и при новом названии она сохранила свою древнюю форму – бычью голову.

      Очень необычен водный орган. Он впервые появился пять тысяч лет назад. Играли на нем так: налив в чашу воду, вставляли в отверстия по окружности чаши 17 трубочек разной длины. Когда в них вдували воздух, слышались булькающие звуки – вот и вся игра…Тем не менее водные органы в прежние века были чрезвычайно популярны в Европе.

      Большее мастерство от исполнителя требовалось при игре на стеклянной гармонике. Изобрел гармонику американский президент Бенджамин Франклин.

      Выглядит она весьма любопытно: стеклянные чаши разных размеров и различной толщины густо нанизаны на длинный вал, проходящий вдоль полукруглого деревянного желоба. Внутрь желоба наливали воду и вращали вал рукояткой или ножной педалью.

      При игре руки постоянно смачивали, прежде чем приложить к поверхности вращающихся чаш. От трения мокрой кожи по мокрому стеклу рождались волшебные звуки небесных сфер.

      На протяжении почти ста лет стеклянная гармоника входила в состав симфонического оркестра. Специально для нее писали свои произведения Моцарт и Бетховен. Потом она была забыта. И только в наши дни интерес к ней снова пробудился. Теперь в разных странах проводятся даже фестивали, посвященные игре на этом экзотичном инструменте.

      Всем известная гармонь – ближняя родственница органа. Нам кажется, что она существовала всегда. На самом же деле это один из самых молодых инструментов. Он появился в 1822 году в Берлине, после чего начал свое победное шествие по всему миру.

      Буквально сразу возникли разновидности берлинской гармони – венская двухрядка, русская тальянка, позднее – баян и аккордеон. Среди экспонатов музея есть очень забавные маленькие гармошки – «черепашки».

      Скорее всего они так названы вовсе не из-за своих крохотных размеров, а потому что их место рождения – город Череповец…

      Заканчивается прогулка по музейной экспозиции в зале «Царица бала». Вы оказываетесь в настоящем царстве скрипок. Целую витрину здесь занимают миниатюрные пошетты (от фр. poche – карман). Ими пользовались в XVI–XVIII вв. учителя танцев.

      Пошетты настроены на октаву выше обычной скрипки. Звук у них слабый и не слишком приятный. Но им красота звучания ни к чему. Они были нужны лишь для того, чтобы задавать ритм танцорам.

      Зато внешне пошетты всевозможных видов, щедро украшенные перламутром либо черепаховыми пластинами, либо изысканной резьбой, выглядят впечатляюще.

      Поистине неисчерпаема фантазия скрипичных мастеров. Доказательством тому служат экспериментальные виолы, занимающие одну из витрин. В ней можно увидеть скрипку-веер, скрипку-трость, скрипку металлическую, скрипку из корневища диковинной формы и даже… немую, которая чрезвычайно удобна для ежедневных занятий музыканта во время гастрольных поездок.

      Торжественный скрипичный парад завершают инструменты прославленных мастеров – скрипки Николо Амати и Франческо Страдивари (скрипка работы его отца, Антонио Страдивари, по требованию Москвы в советские годы была изъята из коллекции и передана в Госхран. С тех пор она побывала в руках многих выдающихся исполнителей. Сейчас ею пользуется Юрий Башмет.

      Да, не удивляйтесь: хотя он и альтист, но за рубежом нередко выступает как скрипач)…

      Уникальная коллекция Шереметевского дворца интересна еще и тем, что в отличие от других собраний мира ее экспонаты – звучащие. Один раз в неделю они оживают, обретая голос на «Музыкальных пятницах барона Штакельберга» – в цикле концертов, расписанных на весь сезон. Озвучивает старинные инструменты камерный ансамбль «Новая Голландия», специально созданный при музее несколько лет назад.

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector