Музей Мраморный дворец

Мраморный дворец — памятник русской архитектуры конца 18 века, расположенный в центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной Невы.

Сегодня Мраморный дворец входит в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. В его стенах выставлена часть коллекций музея и проводят временные (сменяющиеся) выставки.

  • Мраморный дворец являлся первым зданием, в отделке которого использовали природный камень.
  • Наружные фасады дворца представляют главную художественную ценность, — они дошли до наших дней, лишь за малым исключением, в первозданном виде.
  • Дворец был возведен в 1768-1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, на месте Почтового двора с пристанью, где проводил торжественные мероприятия Петр I.

Дворец был возведен по приказу императрицы Екатерины II для генерал-фильдцейхмейстера — графа Григория Григорьевича Орлова, за помощь в возведении Екатерины на трон. Но Орлов не дожил до окончания строительства дворца (скончался в 1783 году).

  1. В итоге Екатерина II подарила дворец своему второму внуку — Великому князю Константину Павловичу в честь его бракосочетания в 1796 году.
  2. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну — Константину Николаевичу.
  3. В 1844-1849 годах дворец был отреставрирован с изменением интерьеров по проекту архитектор Александр Брюллов.
  4. В 1892 году Мраморный дворец унаследовал сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович.

Сыновья Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец с соседним Служебным домом, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать таковой в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 году, когда у власти в России уже стояло Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.

В последующие годы в стенах дворца размещались: академия и филиал музея В.И. Ленина.

  • В 1991 году здание бывшего Мраморного дворца было передано Государственному Русскому музею, коим оно является и в настоящее время.
  • С момента передачи дворца музею, началась реставрация уникального памятника, в том числе восстановление декора, исторической планировки и объемов помещений.
  • Сегодня мраморный дворец является уникальным памятником русской архитектуры второй половины 18 — начала 19 веков и одним из немногих примеров раннего классицизма в Санкт-Петербурге.
  • Фасады дворца облицованы природным камнем — первый этаж облицован красным гранитом и мрамором, второй и третий этажи — светло-серым гранитом.
  • Второй и третий этажи выглядят единым ансамблем и объединены пилястрами и трехчетверными колоннами, выполненными из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями.

Наличники окон выполнены из серого рускеальского мрамора. А между окнами второго и третьего этажей размещены рельефные беломраморные гирлянды.

Верхняя часть дворца декорирована вазами из серого доломита.

Северный фасад Мраморного дворца обращен на Дворцовую набережную и, совместно с Зимним и Ново-Михайловским дворцами, образует главную панораму Дворцовой набережной.

Музей Мраморный дворец

Вид на Мраморный дворец, Дворцовую набережную и Дворцовый мост с Троицкого моста

Музей Мраморный дворец

Южный фасад дворца выходит на Марсово поле.

Южный и северный фасады имеют балконы на уровне второго этажа.

Двери балконов заключены в нишах с полуциркульными завершениями и увенчаны картушем на аттике здания. Ограждения балконов выполнены из мрамора с золоченными бронзовыми балясинами.

Музей Мраморный дворец

В комплекс Мраморного дворца также входит Служебный дом (служебный корпус), построенный архитектором П.Е. Егоровым в 1780-1787 годах и представляющий собой отдельное здание, стоящее восточнее от дворца.

Оба здания соединены оградой. Кованая решетка ограды имеет золочёные декоративные элементы и размещена на цоколе из красного гранита.

Архитектурно служебный дом отличается от дворца, но всё же имеет черты единства.

Адрес служебного дома: Дворцовая набережная, 6 / улица Миллионная, 5).

Музей Мраморный дворец

Вид на ограду и Мраморный дворец

Музей Мраморный дворец

Между двумя зданиями образован парадный двор, на который выходит главный (восточный) фасад Мраморного дворца.

Фасад венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами, в котором находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 году.

Перед входом в Мраморный дворец размещена конная статуя императору Александру III работы скульптора П. Трубецкого. Статуя является выдающимся памятником русской монументальной скульптуры начала 20 века и до октября 1937 года украшала собой центр площади Восстания в Петербурге.

Музей Мраморный дворец

Государственный Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, коллекции которого размещаются в нескольких исторических зданиях, совместно представляющих собой уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Подробнее о Русском музее…

  1. В стенах Мраморного дворца можно видеть некоторые восстановленные помещения и залы дворца.
  2. Также во дворце выставляются коллекции музея, в том числе:
  3. — экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины 20 века;

Музей Мраморный дворец

— мемориальная экспозиция, посвященная великому князю Константину Константиновичу Романову — поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».

Экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве, открыта в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной Великого князя, который был последним владельцем Мраморного дворца;

Музей Мраморный дворец

— коллекция произведений искусства петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских.

Коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, насчитывает 503 работы, половина из которых — живопись и графика второй половины 19 — начала 20 веков.

Музей Мраморный дворец

Некоторые бывшие жилые и парадные интерьеры дворца выполнены в стиле эклектики и отличаются как разнообразием исторических стилей, так и материалов в отделке.

Парадная лестница

При входе в Мраморный дворец гостей встречает Парадная лестница, которая сохранила своё первоначальное убранство почти без изменений.

Отделка лестницы выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа, на стене находится мраморный рельеф, изображающий архитектора А. Ринальди (мастер неизвестен).

Художественное убранство Парадной лестницы включает в себя скульптуры, выполненные из итальянского мрамора и установленные в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Музей Мраморный дворец

Мраморный зал

Ещё одним уникальным творением в стенах дворца является Мраморный зал, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней.

Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.

Читайте также:  Green hotel – уютный мини-отель в петергофе, стоимость от 2 000 руб.

По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений», выполенных скульптором Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли.

На западной стене установлены два барельефа работы М. Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов».

Перекрытие зала украшает живописный плафон работы С. Торелли «Свадьба Купидона и Психеи».

Белый зал

В Белом зале, по его периметру, воссозданы фигуры русских витязей и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Пол зала выложен наборным паркетом.

Белый зал также именуют «Двусветным» или «Готическим», из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля.

Зимний сад

Зимний сад Мраморного дворца занимает пространство второго и третьего этажей.

Декоративные арки свода потолка сада опираются на чугунные колонны и полуколонны. Металлический потолок над третьим этажом имеет кессоны.

  • На восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой.
  • В середине сада на мозаичном каменном полу размещен мраморный фонтан с тремя чашами.
  • В Цветнике находится воссозданный мраморный камин с зеркалом.
  • Цветник

Также в Мраморном дворце примечательны: греческая галерея, интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича (кабинет, музыкальная комната, гостиные, библиотека и приёмная) и т.д.

  1. Адрес Мраморного дворца: Миллионная улица, 5/1.
  2. Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» и «Невский проспект».
  3. Помимо постоянных, в стенах Мраморного дворца также проводят временные (сменяющиеся) выставки.
  4. В кассовом зале Мраморного дворца можно уточнить расписание временных выставок Русского музея и его филиалов.
  5. Посетить музей в Мраморном дворце можно, приобретя отдельный билет (только во дворец) или комплексный билет и посетить по нему Мраморный дворец + прочие объекты Русского музея.
  6. Всю необходимую информацию, в том числе о режиме работы музея, стоимости билетов, проводимых выставках и мероприятиях, рекомендуем уточнять перед посещением на официальном сайте музея.
  7. Сайт Государственного Русского музея: rusmuseum.
  8. Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь

Мраморный дворец — репортаж ведёт Сержант Малышка

Мраморный дворец является важной деталью панорамы Дворцовой набережной. Это один из ярчайших примеров архитектуры классицизма и первое здание города, фасад которого был облицован натуральным камнем. Подробности появления на свет этого шедевра, его дальнейшей судьбы, тесно связаны с историей страны и таят в себе немало любопытных особенностей.



История

На участке земли, где сегодня расположен Мраморный дворец, в начале 18 века находился Питейный дом. К осени 1716 года по проекту Трезини на этом месте был выстроен Почтовый двор. С его пристани регулярно совершали рейсы из Петербурга в Европу почтовые фрегаты.

Музей Мраморный дворец

Дворцовая набережная в то время называлась Почтовой

Знаменитый пожар 1737 года уничтожил не только тысячи домов, но и здание Почтового двора. Земля за Марсовым полем была расчищена, но долгое время оставалась пустой и только в 1768 году по приказу Екатерины II на этой площадке приступили к работам по постройке дворца, который сегодня известен как Мраморный.

Музей Мраморный дворец

Дворец изначально был задуман как подарок графу Г. Г. Орлову в качестве благодарности за преданность в момент совершения государственного переворота 1762 года

Именно эти события привели к восхождению Екатерины на престол и к появлению над входом во дворец надписи «Здание благодарности».

Музей Мраморный дворец

До окончания работ сам граф не дожил и Екатерина выкупила имущество у его наследников. Дворец перешел к её второму внуку — князю Константину Павловичу как подарок в честь бракосочетания.

После его смерти собственность переходит ко второму сыну Николая II Константину Николаевичу. На долгие годы Мраморный дворец становится семейной резиденцией этой ветви рода Романовых.

Музей Мраморный дворец

Осенью 1917 года наследники князя Константина Константиновича вынуждены были передать здание в национальную собственность. В последующие годы в нём размещались:

  • Министерство труда
  • Академия Истории Материальной культуры
  • Центральный музей Владимира Ленина

Музей Мраморный дворец

Новейший период в истории дворца берет начало в 1991 году, когда его передают в ведение Государственного Русского музея. С этого момента по сей день ведутся планомерные реставрационные работы, восстанавливается оригинальная планировка и декор.

Архитектура

Музей Мраморный дворец

Главный фасад Мраморного дворца обращен в сад, который замыкается с противоположной стороны служебным корпусом. Боковой фасад выходит на набережную Невы.

Музей Мраморный дворец

Вместо общепринятого в Петербурге того времени покрытия из штукатурки, архитектор использовал для отделки кирпичных стен натуральный гранит и мрамор более чем тридцати видов. Поверхность стен верхних этажей объединена ордером и облицована плитами из серого гранита с окрестностей Сердоболя.

Цокольный этаж облицован розовым гранитом из под Выборга. Похожим на тот, что применялся для постройки набережных Невы. Именно поэтому с противоположного берега Мраморный дворец выглядит так, будто является продолжением набережной.

Музей Мраморный дворец

На фоне гранитных стен заметно выделяются полированные пилястры из розоватого мрамора. В прошлом можно было наблюдать сочетание этой цветовой гаммы с медной кровлей, которая отражала редкие лучи петербургского солнца.

Если боковые фасады выглядят подчеркнуто строго, центральный фасад отличается  усложненной и более мягкой пластикой с небольшим намеком на барокко. Вместо пилястр здесь стоят колонны, которые поддерживают аттик с башенкой и часами.

Музей Мраморный дворец

Служебный корпус имеет четыре этажа, хотя до реконструкции архитектора Брюллова в 1840-х годах здание было двухэтажным. Для поддержания основной композиции, стены служебного корпуса также украшены пилястрами.

Музей Мраморный дворец

Архитектор

Авторство проекта дворца принадлежит итальянскому архитектору Антонио Ринальди, состоявшему в этой должности при русском императорском дворе более тридцати лет.

По личному распоряжению Екатерины Великой для интерьера дворца Федотом Шубиным в 1782 году был изготовлен барельеф из белого мрамора с изображением зодчего.

Это единственное свидетельство его внешности, дошедшее до наших дней.

Памятник Александру III

Перед главным входом в Мраморный дворец можно наблюдать памятник основателю «Великого Сибирского пути» — Транссибирской магистрали и предпоследнему императору  России Александру III. Монумент был создан по заказу Николая II и членов его семьи.

Судьба памятника не была простой. В годы после революции на нём выбили оскорбительное четверостишье Демьяна Бедного, в котором император назывался чугунным пугалом. Затем он был вовсе демонтирован и хранился на складе.

Читайте также:  Как организовать фотосессию на крыше в санкт-петербурге

В 1939 году монумент перешел в управление Русского музея и был установлен в Михайловском саду. Успешно пережив блокаду под защитой мешков с песком, он переместился во внутренний двор музея, а в 80-е был полностью закрыт досками. Только в 1990 году с памятника сняли деревянный колпак и переместили на его нынешнее место.



Внутри

Плиты из цветного мрамора использовались архитектором не только при облицовке фасадов, но и в интерьерах дворца. От изначальной внутренней отделки после многочисленных перестроек, к сожалению, остались только отдельные фрагменты.

  • Парадная лестница между первым и вторым этажом украшена аллегорическим ансамблем из четырех мраморных статуй. Каждая статуя символизирует время суток:
  • В нишах между третьим и вторым этажами расположены еще две статуи:
  • мужская фигура с гроздью винограда
  • женская, с гирляндой из цветов и головой барана в ногах

Они символизируют осеннее и весеннее равноденствия.

Лестничную площадку третьего этажа украшают циферблат часов, композиция «Игры амуров» и четыре изображения добродетелей: Справедливость, Сила духа, Умеренность и Благоразумие

Залы

Особую художественную ценность представляет второй этаж дворца. Здесь расположены:

  • Лаковый зал
  • Большая Невская анфилада
  • Орловский зал
  • Екатерининский зал
  • Мраморный зал

На юго-востоке этажа находится Картинная галерея с более чем двумя сотнями шедевров живописи. В их числе можно увидеть работы Рафаэля, Рембрандта, Пуссена и многих других. Третий этаж был отведен для библиотеки, гостевых комнат и других жилых помещений.

Мраморный зал

Интерьер мраморного зала уникален в своем роде. Облицовка стен, которая во многом сохранилась до нашего времени, выполнена из мрамора с итальянских и отечественных месторождений.

Пол собирался из паркета разных пород древесины, двери на балкон и оконные рамы — из позолоченной бронзы. Среди материалов отделки встречается и довольно редкий камень лазурит.

Выставки

После передачи Мраморного дворца Русскому музею, была сформулирована особая концепция его использования — «Русское искусство в контексте мирового». Исходя из задач данной концепции, во дворце регулярно проводятся тематические выставки с произведениями отечественных и зарубежных мастеров.

На постоянной основе размещена коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских

Цена билетов и режим работы 2019

  • Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 — 18:00
  • Четверг с 13:00 — 21:00
  • Вторник — выходной

Стоимость посещения любого филиала Русского музея, в том числе Мраморного дворца, составляет 150 рублей для студентов и 300 рублей для всех остальных взрослых. Просмотр музея Константина Романова вместе с экскурсионным обслуживанием обойдется в 800 рублей.

Государственный Русский музей предлагает как разовые посещения и тематические обзорные экскурсии, так и абонементы для систематических посещений. Дополнительно проводятся занятия, лекции-концерты и экскурсионные циклы.

  1. Официальный сайт
  2. rusmuseum.ru

Где находится

  • Мраморный дворец расположен на Адмиралтейском острове, в квадрате между Суворовской площадью, Миллионной улицей, Дворцовой набережной и Мраморным переулком. В 5 минутах прогулки вдоль Дворцовой набережной находится одно из любимых мест отдыха —  Летний сад
  • Адрес
  • Миллионная улица, дом 5, корпус А
  • Метро
  • Невский проспект
  • Как добраться

Проще всего добраться до него от станции метро Невский проспект. После выхода из метро — направо по набережной канала Грибоедова, далее через Марсово поле до Миллионной улицы.

Интересные факты

  • По слухам, первый набросок Мраморного дворца был сделан рукой Екатерины II и уже на его основе работал архитектор.
  • Еще одна городская легенда гласит, что существует тайный проход во дворец, через который ходили на свидания граф и императрица.
  • После окончания Великой отечественной войны из постамента памятника Александру III были извлечены несколько камней и использованы для создания бюстов героям войны.

Отзыв Сержанта Малышки о Посещении Мраморного дворца

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге — это архитектурный памятник XVIII века и действующий музей, где регулярно проходят выставки. Построен он был в период с 1768 по 1785 гг. по приказу императрицы Екатерины II. Архитектором Мраморного дворца является итальянец Антонио Ринальди.

Музей Мраморный дворец

Сегодня Мраморный дворец это один из памятников раннего классицизма, его наружные фасады из природного камня дошли до нас практически в первозданном виде. Внутри здания можно увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры, а также уникальные скульптуры и барельефы.

Наибольший интерес представляет Парадная лестница — это скульптурный ансамбль XVIII века.

Залы и помещения дворца — Невская анфилада, Белый (Готический) зал, Греческая галерея, Зимний сад, Цветник, Музыкальная (Готическая) комната, Мраморная гостиная и другие — не оставят равнодушными любителей истории и искусства.

В шаговой доступности от дворца находятся другие достопримечательности города на Неве — памятник А. В. Суворову, Марсово поле, Вечный огонь, Дворец принца Ольденбургского, Летний сад, Михайловский замок, скульптура Чижик-Пыжик, Ново-Михайловский дворец, Музей-квартира А. С. Пушкина, Спас-на-Крови и др.

Главный вход и внутренний дворик:

Во внутреннем дворе находится статуя императора Александра III работы скульптора П. Трубецкого. Ее установили здесь в 1994 году, ранее она находилась в фондах Русского музея.

История

За долгие годы дворец сменил много хозяев. Изначально он строился для графа Г. Г. Орлова, который не дожил до конца строительства.

Резиденция была выкуплена Екатериной II у наследников князя и подарена внуку императрицы — Великому князю Константину Павловичу.

Впоследствии дворец еще несколько раз переходил наследникам царской семьи, последним из которых был великий князь Константин Константинович (сегодня в залах дворца есть постоянная экспозиция посвященная этому деятелю).

После революции 1917 года в Мраморном дворце разместилось Министерство труда, а чуть позже Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина. В распоряжение Государственного Русского музея здание передали в 1991 году, после чего в нем начались работы по реставрации.

Белый зал Мраморного дворца:

Выставки в Мраморном дворце

В залах комплекса есть постоянные и временные экспозиции. Постоянные можно посетить в любой рабочий день музея. За сроками проведения временных выставок можно следить на сайте Русского музея.

Постоянные выставки:

  • «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских» — представлены около 500 произведений искусства — живопись, скульптуры, графика, мебель, фарфор и предметы интерьера второй половины XIX — начала XX века. Среди авторов — И. Айвазовский, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, И. Шишкин и многие другие.
  • «Музей Людвига в Русском музее. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления» — это картинная галерея, где представлены работы современных художников с послевоенного времени до начала XXI века. Посетители смогут увидеть уникальные работы: «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Мадонну» Клаудио Браво, «Сад» Ильи Кабакова, «Руины» Роя Лихтенштейна и другие произведения.
  • «Константин Романов — поэт Серебряного века». Гости Мраморного дворца смогут увидеть рабочий кабинет поэта и личные вещи внука императора Николая I.
Читайте также:  Стереолето 2019: всё о главном музыкальном фестивале города

Панорама выставки картин XX века:

Цены на билеты в 2022 году и режим работы Мраморного дворца

Для посещения дворца необходимо купить входной билет. Посетители могут заказать экскурсию или осмотреть залы самостоятельно. Стоимость билетов зависит от гражданства, поэтому рекомендуется не забывать паспорт, а для детей взять свидетельство о рождении.

  • Взрослые (граждане РФ и республики Беларусь, иностранцы со статусом ВНЖ) — 350 рублей, остальные категории — 500 рублей.
  • Студенты, пенсионеры, школьники (граждане РФ) — 170 рублей, иностранные студенты — 250 рублей.
  • Посещение Мемориального музея Константина Романова (с экскурсией): граждане РФ — 700 рублей, остальные — 900 рублей.

Комплексные билеты

Такой билет дает право на посещение нескольких филиалов Русского музея:

  • Посещение Михайловского, Мраморного и Строгановского дворцов, Михайловского замка в течение 3 дней (продаются только в кассах): взрослые — 1200 рублей, студенты и пенсионеры — 600 рублей.

Билеты можно приобрести непосредственно в кассе дворца, либо на официальном сайте Русского музея.

Часы работы

Мраморный дворец, как и другие филиалы Русского музея, работает по единому графику:

  • Вторник — выходной день.
  • Четверг: с 13:00 до 21:00.
  • Остальные дни: с 10:00 до 18:00.

Обратите внимание, что кассы закрываются на 30 минут раньше.

Вход со стороны Дворцовой набережной:

Экскурсии

В Мраморном дворце можно воспользоваться услугами экскурсовода. В ходе обзорной экскурсии гости познакомятся с историей здания, биографиями его владельцев, осмотрят залы и интерьеры дворца, а также уникальную коллекцию картин отечественных и зарубежных художников второй половины XX века. Продолжительность экскурсии — 1,5 часа.

Стоимость экскурсии:

  • взрослые — 700 рублей;
  • льготные категории — 350 рублей.

Вход во стороны Миллионной улицы:

Как добраться

Мраморный дворец находится по адресу: улица Миллионная, 5/1. Здание занимает пространство между Дворцовой набережной, Мраморным переулком и Миллионной улицей. Это исторический центр Санкт-Петербурга, поэтому до дворца можно дойти пешком от ближайших станций метро, либо доехать на общественном транспорте.

Метро

Ближайшие станции метро находятся в шаговой доступности:

Музей Мраморный дворец

Общественный транспорт

Автобусная и трамвайная остановки «Суворовская площадь» находятся в 260 метрах от Мраморного дворца. Здесь ходят автобусы № 46, 49, маршрутка № 76, трамваи № 3.

Автомобиль

Если вы направляетесь ко дворцу из центра, то удобнее добираться пешком, на общественном транспорте или такси (в городе действуют мобильные приложения Gett, Uber, Везет, Таксовичкоф, Конкорд, Яндекс. Такси, Maxim). Это избавит вас от необходимости искать парковочное место и стоять в пробках.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: видео

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Русский музей. Мраморный дворец

Возведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей — из белого уральского. Из выборгского розового гранита — рапакиви — с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания.

Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени — из брусненского песчаника цвета амулет.

В нишах — мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями.

На беломраморных настенных гирляндах — орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М.

Козловского — «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон.

Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова.

Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения — интерьерные и архитектурные обновления — большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов — Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его.

Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована.

Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет.

Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы.

Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е.

 Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа.

Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector