Литераторские мостки волковского кладбища: кто похоронен

Кладбище

«Литераторские мостки» — участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.

История

Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Христова (конец XVIII века) похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась).

В 1848 году здесь был захоронен публицистВ. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д.

 И. Писарев.

На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев,М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёныеД. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай,А. С. Попов, архитектор В. В. Козлов и др.

Обратите внимание

Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отделГосударственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останкиН. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

Известные люди, похороненные на кладбище

  • Агамирзян, Рубен Сергеевич (1922—1991) — режиссёр, педагог, народный артист СССР.
  • Акимов, Николай Павлович (1901—1968) — театральный режиссёр и художник.
  • Андреев, Леонид Николаевич (1871—1919) — писатель.
  • Аникушин, Михаил Константинович (1917—1997)— скульптор.
  • Анненская Александра Никитична (1840—1915) — детский писатель, переводчик, педагог.
  • Апухтин, Алексей Николаевич (1840—1893) — поэт.
  • Белинский, Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист.
  • Бенуа, Леонтий Николаевич (1856—1928) — зодчий.
  • Берггольц, Ольга Фёдоровна (1910—1975) — поэтесса.
  • Блок, Александр Александрович (1880—1921) — поэт.
  • Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982) — актёр.
  • Бродский, Исаак Израилевич (1883/1884-1939) — художник.
  • Брянцев, Александр Александрович (1883—1961) — театральный режиссёр.
  • Ваганова, Агриппина Яковлевна (1879—1951) — русская балерина.
  • Вельяминов, Пётр Сергеевич (1926—2009) — советский актёр театра и кино.
  • Вивьен, Леонид Сергеевич (1887—1966) — российский и советский актёр, режиссёр.
  • Гаврилин, Валерий Александрович (1939—1999) — композитор.
  • Гаршин, Всеволод Михайлович (1855—1888) — писатель.
  • Гончаров, Иван Александрович (1812—1891) — русский писатель.
  • Горин-Горяинов, Борис Анатольевич (1883—1944) — актёр.
  • Горбачёв, Игорь Олегович (1927—2003) — актёр.
  • Горбачёва, Людмила Ивановна (1930—2010) — актриса.
  • Григорович, Дмитрий Васильевич (1822—1898) — русский писатель.
  • Григорьев, Аполлон Александрович (1822—1864) — русский критик, поэт, переводчик.
  • Дмитриев, Иван Петрович (1915—2003) — актёр театра и кино.
  • Добролюбов, Николай Александрович (1836—1861) — литературный критик.
  • Домашёва, Мария Петровна (1875—1952) — актриса.
  • Дудинская, Наталья Михайловна (1912—2003) — артистка балета, народная артистка СССР.
  • Зайцев, Владимир Николаевич (1938—2010) — генеральный директор РНБ в 1985—2010 гг., заслуженный работник культуры РФ.
  • Закушняк, Александр Яковлевич (1879—1930) — артист театра и эстрады, мастер художественного слова.
  • Ковалёва, Галина Александровна (1932—1995) — советская и российская оперная певица.
  • Козинцев, Григорий Михайлович (1905—1973) — кинорежиссёр.
  • Козлов, Василий Васильевич (1887—1940) — скульптор, архитектор.
  • Копелян, Ефим Захарович (1912—1975) — актёр.
  • Королькевич, Анатолий Викентьевич (1901—1977) — актёр.
  • Красницкий, Иван Яковлевич (1830—1898) — художник, фотограф, писатель, издатель, археолог.
  • Крестовский, Всеволод Владимирович — (1840—1895) русский поэт и прозаик, литературный критик. Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках.
  • Кузмин, Михаил Алексеевич (1872—1936) — поэт.
  • Куприн, Александр Иванович (1870—1938) — русский писатель.
  • Лавров, Николай Григорьевич (1944—2000) — актёр.
  • Лаптев, Константин Николаевич (1904—1990) — оперный певец
  • Лебедев, Евгений Алексеевич (1917—1997) — советский театральный актёр.
  • Лесков, Николай Семёнович (1831—1895) — русский писатель.
  • Лобанов, Пётр Васильевич (1905—1989) — актёр.
  • Лозинский, Михаил Леонидович (1886—1955) — русский и советский поэт, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
  • Любимов, Александр Михайлович (художник) (1879—1955) — русский советский художник—живописец, график, портретист, жанровый живописец, педагог, профессор Ленинградского института живописи.
  • Майкапар, Самуил Моисеевич (1867—1938) — композитор.
  • Макарьев, Леонид Фёдорович (1892—1975) — актёр, драматург, режиссёр, один из основоположников отечественного театра для детей.
  • Макарьева-Зандберг Вера Алексеевна (1897—1975) — актриса.
  • Максимов, Сергей Васильевич (1831—1901) — этнограф-беллетрист, почётный академик Петербургской АН.
  • Мамаева, Нина Васильевна (1923—2001) — актриса.
  • Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович (1852—1912) — писатель.
  • Меркурьев, Василий Васильевич (1904—1978) — актёр.
  • Моисеенко, Евсей Евсеевич (1916—1988) — художник.
  • Мусин, Илья Александрович (1903—1999) — российский дирижёр, музыкальный педагог и теоретик дирижирования, создатель ленинградской дирижёрской школы.
  • Надсон, Семён Яковлевич (1862—1887) — русский поэт.
  • Никольский, Александр Сергеевич (1884—1953) — советский архитектор.
  • Оссовский, Александр Вячеславович (1871—1957) — российский и советский музыковед и критик.
  • Пальм, Александр Иванович (1823—1885) — российский писатель, поэт и драматург.
  • Пальм, Сергей Александрович (1849—1915) — русский артист оперетты.
  • Петров, Андрей Павлович (1930—2006) — композитор.
  • Пименова, Эмилия Кирилловна (1854—1935) — журналистка и писательница.
  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878—1939) — художник.
  • Пинчук, Вениамин Борисович (1908—1987) — скульптор.
  • Писарев, Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский публицист и литературный критик, революционный демократ.
  • Плеханов, Георгий Валентинович (1856—1918) — теоретик и пропагандист марксизма.
  • Помяловский, Николай Герасимович (1835—1863) — писатель.
  • Попова, Эмма Анатольевна (1928—2001) — актриса.
  • Потапенко, Игнатий Николаевич — русский прозаик и драматург.
  • Преображенская, Софья Петровна — оперная певица, солистка Мариинского театра.
  • Равикович, Анатолий Юрьевич (1936—2012) — народный артист РСФСР, актёр театра и кино.
  • Радищев, Александр Николаевич (1749—1802) — писатель.
  • Рокотов, Владимир Дмитриевич (1836—1900) — актёр
  • Рождественский, Всеволод Александрович (1895—1977) — поэт.
  • Рылов, Аркадий Александрович (1870—1939) — русский живописец, график, пейзажист, анималист.
  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — писатель.
  • Саутов, Иван Петрович — директор Государственного музея-заповедника «Царское Село».
  • Серафимов, Сергей Саввич (1878—1939) — архитектор.
  • Сергеев, Константин Михайлович — танцовщик и балетмейстер, первый президент Академии русского балета.
  • Серебряков, Павел Алексеевич ― пианист, ректор Ленинградской консерватории.
  • Симонов, Николай Константинович — актёр театра и кино.
  • Соколов, Егор Тимофеевич (1750—1824) — русский архитектор.
  • Соловьёв-Седой, Василий Павлович — композитор.
  • Столпянский, Пётр Николаевич — историк, краевед, библиограф.
  • Стржельчик, Владислав Игнатьевич (1921—1995) — актёр.
  • Сушкевич, Борис Михайлович — режиссёр, актёр.
  • Твелькмейер, Виктор Федорович (1902—1956) — советский архитектор.
  • Телегин, Виктор Ильич (певец) (1822—1859) — придворный певчий.
  • Тиме, Елизавета Ивановна (1884—1968) — драматическая актриса, режиссёр.
  • Товстоногова, Натела Александровна (1926—2013).
  • Толубеев, Андрей Юрьевич (1945—2008) — актёр театра и кино.
  • Толубеев, Юрий Владимирович (1906—1979) — актёр, народный артист СССР.
  • Тон, Константин Андреевич (1794—1881) — русский архитектор.
  • Трофимов, Николай Николаевич (1920—2005) — актёр.
  • Троцкий, Ной Абрамович (1895—1940) — советский архитектор.
  • Тургенев, Иван Сергеевич(1818—1883) — русский писатель.
  • Угаров, Борис Сергеевич (1922—1991) — художник, президент Академии художеств СССР.
  • Успенский, Глеб Иванович — писатель.
  • Фрейндлих, Бруно Артурович — актёр.
  • Хохлов, Константин Павлович (1885—1956) — актёр, режиссёр, народный артист СССР.
  • Цензор, Дмитрий Михайлович — поэт Серебряного века.
  • Чехов, Александр Павлович — прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат А. П. Чехова.
  • Чапыгин, Алексей Павлович — русский советский писатель, автор исторических романов.
  • Шварц, Дина Морисовна (1921—1998) — советский и российский театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Шварц, Исаак Иосифович (1923—2009) — композитор.
  • Шелест, Алла Яковлевна (1919—1998) — балерина.
  • Шокальский, Юлий Михайлович — океанограф, президент Географического общества СССР.
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005) — певец (бас).
  • Щербачёв, Владимир Владимирович (1889—1952) — композитор и педагог.
  • Элиасберг, Карл Ильич ― дирижёр.
  • Юнгер, Елена Владимировна (1910—1999) — актриса.
  • Янсонс, Арвид ― дирижёр.

Политические деятели

  • Богучарский-Яковлев, Василий Яковлевич (1860—1915) — революционер-народник, писатель, журналист, редактор.
  • Засулич, Вера Ивановна — революционерка, писательница.
  • Лопатин, Герман Александрович (1845—1918) — революционер.
  • Маневич, Михаил Владиславович (1961—1997) — российский экономист и политический деятель, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
  • Ульянова, Мария Александровна — мать В. И. Ленина;

сёстры В. И.

 Ленина Анна Ильинична, Ольга Ильинична; Елизаров, Марк Тимофеевич — муж Анны Ильиничны Ульяновой, революционер, нарком путей сообщения.

  • Прибылёв, Александр Васильевич (1857—1936) — революционер-народоволец, эсер, муж Прибылёвой-Корбы А. П.
  • Прибылёва-Корба, Анна Павловна (1849—1939) — член Исполнительного комитета партии «Народная воля», историк, редактор, жена Прибылёва А. В.
  • Ювачёв, Иван Павлович (1860—1940) — революционер-народник, духовный писатель.
  • Якубович, Пётр Филиппович (1860—1911) — революционер-народоволец, поэт, писатель.

Учёные

  • Анненский Николай Федорович (1843—1912) — экономист, статистик, публицист-народник, журналист, общественный деятель.
  • Берг, Лев Семёнович (1876—1950) — отечественный зоолог и географ, автор теории номогенеза, идеи о природных комплексах.
  • Бехтерев, Владимир Михайлович (1857—1927) — русский медик-психиатр.
  • Визе, Владимир Юльевич (1886—1954) — полярный исследователь, учёный.
  • Гаккель, Яков Модестович (1874—1945) — инженер-электротехник.
  • Гвоздев, Алексей Александрович (1887—1939) — основоположник истории западноевропейского театра.
  • Гольдштейн, Михаил Юльевич (1853—1905) — российский учёный, педагог, общественный деятель.
  • Иоффе, Абрам Фёдорович (1880−1960) — физик, организатор науки, создатель научной школы.
  • Качалов, Николай Николаевич (1883—1961) — химик-технолог, член-корреспондент АН СССР.
  • Киселёв, Андрей Петрович (1852—1940) — русский и советский педагог, «законодатель» школьной математики.
  • Кони, Анатолий Фёдорович (1844—1927) — русский юрист, государственный и общественный деятель.
  • Костомаров, Николай Иванович (1817—1885) — историк, писатель, член-корр. Петербургской АН (1876).
  • Крачковский, Игнатий Юлианович (1883—1951) — российский востоковед, академик.
  • Крылов, Алексей Николаевич (1863—1945) — кораблестроитель, специалист в области механики, математик.
  • Лесгафт, Пётр Францевич (1837—1909) — врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
  • Марков, Андрей Андреевич (старший) (1856—1922) — русский математик.
  • Менделеев, Дмитрий Иванович (1834—1907) — учёный-энциклопедист.
  • Миклухо-Маклай, Николай Николаевич (1846—1888) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
  • Михайловский, Николай Константинович (1842—1904) — публицист, социолог и критик, идеолог народничества.
  • Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности.
  • Павлов, Николай Никифорович (1902—1985) — астроном, учёный.
  • Попов, Александр Степанович (1859—1905) — русский физик и электротехник, изобретатель радио.
  • Соломенко, Николай Степанович — (1923—1995) — учёный-механик, академик АН СССР, академик РАН, инженер-контр-адмирал.
  • Ухтомский, Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик АН СССР.
  • Филиппов, Михаил Михайлович (1858—1903) — химик, математик, научный критик.

Библиография

  • Нетунахина Г. Д., Удимова Н. И., Ленинградский музей городской скульптуры, 2 изд., Л., 1972;
  • Охотников И. В., Литераторские мостки, 3 изд., Л., 1972.

Источник: https://nekropole.info/ru/literatorskie-mostki-s-peterburg

«Литераторские мостки» – самое беспокойное кладбище | Милосердие.ru

Фото с сайта syl.ru

Первопроходцем «мостков» был писатель Радищев. Его, впавшего в немилость к государыне и подвергнутого тяжелейшим репрессиям, похоронили на окраине столицы, на кладбище, некогда созданном для нищих.

Одного не учли – таким образом не Александр Николаевич опустился до уровня убогого кладбища, а кладбище поднялось до планки, поднятой автором «Путешествия из Петербурга в Москву», чуть ли не самой популярной книги среди русской мыслящей интеллигенции. Это произошло в 1802 году.

Постепенно к могиле Радищева приходило все больше и больше людей. Приносили цветы. Выступали с речами. Но хоронить, однако же, предпочитали в местах более престижных: в Александро-Невской лавре, на московском Новодевичьем. И только в 1848 году на кладбище похоронили еще одну знаменитость либерального толка – Виссариона Белинского.

В 1861 году рядом с могилой Белинского появляется еще одна могила – Николая Добролюбова. На этих похоронах держал речь Чернышевский: «Какого человека мы потеряли, ведь это был талант. А в каких молодых летах он кончил свою деятельность, ведь ему было всего двадцать шесть лет, в это время другие только учиться начинают… Добролюбов умер от того, что был слишком честен».

Кладбище делалось своего рода продолжением нигилистических салонов. Впрочем, само слово «нигилизм» возникло лишь на следующий год, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» – там он называл нигилистом Евгения Васильевича Базарова.

Фото с сайта topdialog.ru

Слова не было, а нигилизм вовсю существовал. Следующее громкое событие на этом кладбище пришлось на 1866 год – могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей наградой. И спустя несколько лет, когда умер Дмитрий Иванович Писарев, место ему было уготовано на том же Волковском, в компании с коллегами, литературными критиками.

Не очень понятно, кого на тех похоронах было больше – столичных либералов или же агентов Третьего отделения. Вот, к примеру, донесения одного из них:

Другой же агент дополнял: «Могила приготовлена была как раз против того места, где погребены Белинский и Добролюбов, в нескольких шагах от могилы известного нигилиста Ножина, умершего во время производства следствия по поводу покушения 4 апреля.

Важно

При опускании гроба в могилу, с него сорвали все гирлянды и цветы, которые разошлись по рукам присутствовавших. Гроб был опущен в могилу без священника, и в нее посыпались цветы; первый венок было предложено бросить отцу покойного.

Зарывание было уже кончено и могила убрана цветами, а публика все не расходилась – как бы ожидая чего-то: первый раз обратил на это внимание Павленков и с соседней высокой могилы произнес краткое слово, в котором выразил, что всякие надгробные речи излишни и что лучшим почтением памяти покойного служит то, что на могиле собрались люди самых разнообразных убеждений, что свидетельствует о честной и благотворной деятельности покойного».

Но, несмотря на пожелание господина Павленкова, без речей не обошлось. Литературный критик Григорий Евлампиевич Благосветлов, к примеру, сказал: «Здесь лежит замечательнейший из современных русских писателей; это был человек с твердым сердцем, развившийся под влиянием государственных реформ последнего времени, ни перед чем не отступавший и никогда не падавший духом.

Будучи заключен в крепость, он в сыром и душном каземате, окруженный солдатами, под звуками оружия, продолжал заниматься литературою, и надо заметить, что то были лучшие его произведения».

Фото с сайта topdialog.ru

Тот же Благосветлов присутствовал и на похоронах упомянутого в донесении Добролюбова.

Огромным событием сделались похороны Ивана Тургенева. Иван Сергеевич скончался в 1883 году. Сестрица Ленина, Анна Ильинична Ульянова писала о них: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительством «неблагонадежного» писателя.

На его трупе это показывалось самодержавием очень ясно. Помню недоуменное тягостное впечатление нас, двух юнцов. На кладбище пропускали немногих, и мы не попали в их число. Потом попавшие рассказывали, какое тяжелое настроение царило там, как наводнено было кладбище полицейскими, перед которыми должны были говорить немногие выступавшие».

Анне Ильиничне несколько дней назад исполнилось всего лишь девятнадцать лет, но в компании друзей Тургенева она себя чувствовала словно рыба в воде.

Совет

А юрист Анатолий Кони вспоминал: «Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка.

Фото с сайта topdialog.ru

Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.

Читайте также:  Музей динозавров в петербурге: прогулка с «живыми» ящерами

Венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», от товарищества передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов.

Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами».

Каждый, кто как умел, выражал свою скорбь.

На кладбище по Расстанной дороге

Фото с сайта antonratnikov.ru

Затем были Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский. Все больше и больше людей забывало, почему это кладбище так называется, при чем здесь мостки.

На самом деле, когда оно еще специализировалось на безвестных и безденежных, почва на кладбище представляла собой весьма характерную для Петровской столицы болотную топь. Чтобы можно было хоть как-то перемещаться по кладбищу, между могилами проложили мостки.

Постепенно у этих мостков появлялись названия – надо же было как-то ориентироваться самим и ориентировать здешних могильщиков. Часть тех мостков, бывших некогда Надтрубными (по проходившим под ними трубами канализации), как раз и сделались Литераторскими.

Политическая значимость этого кладбища была, естественно, неколебима.

Характерна статья публициста Григория Захаровича Елисеева: «Ты говоришь, что «нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волково кладбище, одни могилы наших великих покойников – Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища.

С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб».

Фото с сайта topdialog.ru

Разумеется, со временем здесь стали хоронить не только литераторов.

На кладбище покоятся останки ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и Ивана Павлова, скульптора Василия Козлова (автора знаменитого памятника Ленину перед Смольным), композитора Исаака Шварца, множества революционеров – Веры Засулич, Георгия Плеханова, а заодно матери Ленина Марии Александровны Ульяновой и его сестер (в том числе и Анны Ильиничны).

Одна из простых жительниц столицы вспоминала: «Выезды делали и на Волково кладбище на могилки, где у нас за решеткой были похоронены дед, бабка, прадед и другие родственники. На Волково отправлялись в четырехместной карете, которую тогда можно было нанять для такой поездки за рубль или рубль с четвертью.

Обратите внимание

На могилках располагались также с самоваром и едой. Кто-нибудь снимал с ноги сапог и голенищем раздувал самовар, что нам, ребятишкам, очень нравилось. Поездка эта иногда объединялась несколькими родственными нам семьями. Служили литии по покойникам. У мужчин не обходилось и без возлияний».

Фото с сайта topdialog.ru

На кладбище ездили по так называемой Расстанной дороге. По преданию, именно расставание с усопшими и положило ей название. Там же располагался и трактир «Расстанье», в котором было принято устраивать поминки.

А вот значимость кладбища как символа свободолюбивой борьбы постепенно не то чтоб утрачивалась, но явно теряла свою остроту, становилась обыденностью.

Пример тому – спокойный, даже скучный тон одной из газетных заметок 1910 года: «23 января, в 23-ю годовщину смерти поэта Надсона, кружком литераторов, в старой церкви Волкова кладбища была отслужена панихида, после которой все находившиеся в церкви почитатели поэта в предшествии духовенства, направили к могиле покойного на «Литераторских мостках», где и была отслужена краткая лития.

На литии, кроме литераторов, присутствовала и публика, главным образом учащаяся молодежь. На могилу поэта возложены новые венки».

Где страстные речи, горящие взоры? Где агенты спецслужб? В прошлом все. Теперь главные революционные силы – не на кладбищах, а на фабричных окраинах. Именно там вдали от глаз полиции готовится главное потрясение за всю историю страны.

Музей расширяет экспозицию

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина. Фото с сайта topdialog.ru

В 1935 году, когда умерла дважды уже упоминавшаяся Анна Ильинична Ульянова, кладбище сделалось отделом Государственного музея городской скульптуры (основная территория его располагалась на другом питерском кладбище, на Лазаревском).

В связи с этим «экспозиция» расширилась: на «Литераторских мостках» перезахоронили Ивана Гончарова, Александра Блока, Николая Помяловского. Их могилы по разным причинам готовились к уничтожению, так что музейный статус пришелся явно кстати.

Много хоронили здесь в Великую Отечественную, в блокаду.

Кладбище стало – как всякое знаменитое кладбище – обрастать слухами и анекдотами.

Могила же Радищева, с которой, собственно, все началось, давно утрачена. Доска в его память сейчас установлена в ограде Воскресенской кладбищенской церкви.

Увы, так бывает нередко.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/literatorskie-mostki-samoe-revolyutsionnoe-kladbishhe/

Волковское кладбище, Санкт-Петербург. Литераторские мостки :

В Санкт-Петербурге, южнее Обводного канала, находится район, который принято называть Волковой деревней, или попросту Волкушей. Название это не официальное, но среди жителей города оно бытует уже несколько столетий.

Первое упоминание о нём встречается в документах, датированных 1640 годом, причём в них упоминается и его чухонское название ― Сютила. Именно там расположено старинное Волковское кладбище, о котором пойдёт наш рассказ.

Суеверные страхи императрицы

В самом начале XVIII столетия был создан погост при церкви Иоанна Предтечи, находившейся в прилегавшей к городу Ямской слободе.

Но просуществовал он недолго, так как императрица Елизавета Петровна любила порой наведаться к слобожанам на гулянья, а вид находившегося рядом кладбища вызывал у неё суеверный страх ― боялась самодержица покойников.

Воля императрицы ― закон, и вскоре погост был перенесён южнее, к деревне Волковка, на берег одноименной реки.

Важно

Любопытно, что название произошло действительно от волков, в изобилии водившихся когда-то в тех местах.

Подтверждение этому можно найти в документах XVIII века, свидетельствующих о многочисленных случаях, когда стаи хищников нападали на случайных прохожих.

После того как было открыто кладбище, их добычей нередко становились тела покойников, привезённые на погост, но по разным причинам не погребённые. В наши времена это кажется немыслимым, но тогда это была обыденная реальность.

Появление нового погоста

Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга.

Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило.

Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.

Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений.

В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.

Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией.

Совет

Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года.

С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.

Начало строительства церквей

Кладбище — это место, где находят вечный покой останки тех, чьи души отправились в вечность, поэтому здесь никак нельзя обойтись без Божьего храма.

Уже через три года после начала захоронений за казённый счёт была построена и освящена летняя деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1777 году на пожертвования купца Швецова возвели ещё одну ― тёплую. Оба эти храма прослужили недолго: первая к 1798 году обветшала и была разобрана, а вторая сгорела еще раньше.

На её пепелище была построена каменная Воскресенская церковь. Работами руководил известный архитектор Е. И. Старов. Её можно увидеть и поныне возле некрополя Литераторские мостки.

Шли годы, и количество захоронений стремительно возрастало. Их дешевизна по-прежнему привлекала сюда всех, кому были не по карману более дорогие и престижные кладбища Санкт-Петербурга. Вскоре вся территория была заполнена, и в 1798 году осуществили первую прирезку земли.

С той стороны, где ныне проходит Растанная улица, возвели ограду и главные ворота, а так как участок оказался сильно заболоченным, то для его осушения прорыли прямые канавы. В дальнейшем одна из них стала границей территории, именуемой Надтрубными мостками, а другая ограничила Волковые.

Однако и этой площади хватило лишь на десять лет, и городские власти были вынуждены добавить ещё 30 000 саженей.

Последующее благоустройство и расширение территории

Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды.

Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска.

С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.

В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году.

Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство.

Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.

Обратите внимание

Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального.

Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской.

Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.

Последняя построенная церковь

Волковское кладбище в 1910 году пополнилось ещё одной, на этот раз последней церковью, построенной и освящённой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она, так же как и её предшественницы, была воздвигнута на частное пожертвование. На этот раз необходимые средства предоставила вдова табачного фабриканта Колобова.

Внося столь щедрый вклад, она желала упокоения души незадолго до этого умершей и похороненной здесь родной сестры. Надо сказать, что с давних пор в России бытует традиция делать церковные приношения в дарование вечной жизни умершим и прощения их грехов. Размеры пожертвований зависели главным образом от материальных возможностей благодетеля.

Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры

Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы.

Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками».

К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.

С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства.

Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев.

Читайте также:  Дом рюль - отель 4 звезды на невском проспекте

Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.

На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г.

Важно

Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев.

Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.

Могилы представителей иных конфессий

Восточную часть некрополя занимает обширный участок, именуемый Лютеранским кладбищем. Это общее название, так как в действительности там находятся лютеранское, старообрядческое, единоверческое и еврейские кладбища.

В 1741 году конвент кирхи святых Петра и Павла, которая и поныне находится на Невском проспекте, подал прошение в Сенат о выделении участка для погребения лютеран, которых в то время проживало в Санкт-Петербурге огромное количество.

Однако рассмотрение вопроса затянулось на долгое время, и лишь в 1773 им была отведена территория напротив православного кладбища, сразу за рекой Волковкой.

Любопытно, что на протяжении долгого времени лютеранское кладбище называлось Бертфельдовым ― по имени первого похороненного на нём немца, купца Иоганна Гебхарда Бертфельда. Все заботы об обустройстве погоста взяли на себя прихожане двух петербургских лютеранских кирх ― Петра и Павла, а также Святой Анны.

Соответственно, и преимущество при выборе мест захоронения и назначении цены имели члены именно этих общин.

Лютеране подошли к организации похорон с чисто немецкой педантичностью, и погребения совершались в строгом порядке, благодаря чему даже в наши дни можно без труда найти и идентифицировать могилы 40 000 людей.

Кладбище старообрядцев

В 1787 году купцами Воробьёвым и Волковым было основано старообрядческое кладбище. К этому времени открытое гонение на тех, кто отошёл от официальной православной церкви, прекратилось, и городские власти выделили им участок, примыкавший с севера к некрополю лютеран.

В наши дни оба участка слились в единый комплекс. В 1884 году старообрядцы построили на своём кладбище мужскую и женскую богадельни и для каждой из них отдельную молельню.

Всё это было упразднено после Октябрьского переворота, а сами здания перестроены и использовались в качестве диспансера.

Часть старообрядцев, именующая себя единоверцами, то есть те из них, кто, придерживаясь древних обрядов (двоеперстия, богослужения по старинным книгам и так далее), признают официальное священноначалие, также получили вблизи реки Волковки места для своих захоронений. На их средства в 1818 году, по проекту архитектора Беретти, была построена Благовещенская церковь. После Октябрьского переворота она была закрыта, как и большинство храмов страны.

Еврейские кладбища

В настоящее время часть территории лютеранского кладбища занята могилами представителей иудейской религии ― это еврейское кладбище.

Его история начинается с того, что в 1802 году евреям предоставили территорию между рекой Волковкой и западной границей лютеранского погоста.

Со временем она было заполнена могилами, и власти были вынуждены добавить к ней значительную площадь, также примыкающую к захоронениям лютеран, но на этот раз с юго-восточной стороны.

Совет

Этот участок получил название Нового еврейского кладбища, а первоначальный, соответственно, Старого. Площади обоих некрополей сравнительно небольшие ― по 0, 2 гектара каждый.

В 1916 году осуществлялась прокладка трамвайных путей по набережной реки Волковки, и часть памятников, мешавших строительству, пришлось перенести на новый участок.

В настоящее время среди надгробий, сохранившихся на еврейском кладбище, самое старинное датируется 1867 годом, а принадлежит оно петербургскому врачу Генриху Курицкому.

После революции на территории некрополя была осуществлена значительная перепланировка, в связи с которой общая площадь уменьшилась, а часть надгробий безвозвратно пропала.

Многие памятники на Волковском кладбище вместе с останками тех, кому они были посвящены, перенесли на новые места. К их числу относятся могилы И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Блока и многих других деятелей искусства и науки.

В этот же период были полностью уничтожены Всесвятская и Успенская церкви.

Волковское кладбище в столице

В завершение следует упомянуть о том, что в Москве, в Мытищах, есть кладбище, одноимённое старинному петербуржскому, о котором шёл разговор в данной статье.

Открыто оно сравнительно недавно ― в тридцатых годах прошедшего века. Волковское кладбище (Мытищи) отличается современной планировкой и благоустройством.

На его территории предусмотрены участки для захоронения мусульман, и имеется колумбарий.

Обратите внимание

Архитектурной доминантой некрополя является храм Воскресения Христова. Построен он на добровольное пожертвование мецената ― одного из крупных российских предпринимателей Ю. Х. Кертанова. Сам жертвователь похоронен на этом же кладбище, и памятник на его могиле, выполненный в виде храма, является одной из местных достопримечательностей.

Отрадно видеть возрождение традиции меценатства, столь широко распространённой в минувшие века.

Например, Волковское кладбище (Санкт-Петербург), как и многие другие некрополи России, создавалось и украшалось Божьими храмами главным образом на средства благочестивых дарителей.

С наступлением демократических перемен в стране, когда широкие массы народа вновь обратились к своим духовным истокам, получили новую жизнь и славные традиции прошлого, столь долго находившиеся в историческом забвении.

Источник: https://www.syl.ru/article/205753/new_volkovskoe-kladbische-sankt-peterburg-literatorskie-mostki

Мемориальное кладбище «литераторские мостки»

Мемориальное кладбище «литераторские мостки» [Nov. 10th, 2011|10:01 pm]Покажите мне Петербург
[]

Это — могила композитора Соловьева-Седова.А здесь похоронен скульптор Аникушин.

Comments:
From: pollijin2011-11-10 06:27 pm (UTC) (Link)

Мне очень нравится памятник Бергольц. И Наталья Михайловна Дудинская… Я еще застала ее в Вагановке.

Спасибо Вам, у Вас всегда замечательные посты.

From: alfa_delta2011-11-10 06:42 pm (UTC) (Link)

Спасибо. Мне тоже памятник Бергольц очень нравится. И еще, мне кажется красивым — памятник Галине Ковалевой. Но, Бергольц, конечно — выразительнее. Сравнивать их нельзя.

From: (Anonymous)2011-11-10 06:59 pm (UTC) (Link)

Всегда с удовольствием читаю ваши посты. Спасибо.

From: sidgad2011-11-10 07:23 pm (UTC) (Link)

Спасибо за подробный показ. Теперь хоть имею представление о том, куда я так давно собираюсь попасть. На обоих волковских был, а на мостки всё что-то не складывается.

From: yu_yu092011-11-27 01:24 pm (UTC) (Link)

памятник-то мне нравится… Но, суки, задвинули ее сюда. «Хочу к своим»- говорила Ольга… На Пискарёвку… Неуютно ей здесь, тоскливо… Спасибо большое за рассказ!

From: alfa_delta2011-11-27 04:29 pm (UTC) (Link)

Я не сразу поняла, о ком Вы пишете:) Об Ольге Бергольц? Да, я тоже читала, что она хотела быть похороненной на Пискаревском. Не любила её власть наша. Как не любит всех неординарных и,главное, не подпевающих ей, власти этой, людей. Но памятник очень хороший. И еще. Совсем рядом — могила ее сестры, совсем неухоженная, без всякого памятника, но все же… Родная могилка рядом.

Спасибо за отзыв.

From: yu_yu092011-11-27 05:41 pm (UTC) (Link)

Раиса, извините за излишнюю резкость, но Ольгу действительно жалко, кристальной души был человек… Это Вам огромное спасибо за фотоматериал и потраченное на нас время…Кладбищ боюсь и при приездах избегаю их ставить в культурную программу. Так хоть не так страшно)))

Источник: https://show-me-piter.livejournal.com/681324.html

Кладбище «Литераторские мостки», Санкт-Петербург: карта, как добраться, музей

Кладбище «Литераторские мостки», Санкт-Петербург. Адрес, телефон администрации, сайт, план-схема, место на карте, как доехать, часы работы. Воскресенская церковь. Могилы знаменитостей.

Мемориальное кладбище «Литераторские мостки» расположено во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на северо-востоке Волковского православного кладбища. Общая площадь — около 7 га. Здесь покоятся заслуженные российские деятели культуры, искусства, политики и науки.

История этого кладбища началась в 1802 году, когда около церкви Воскресения Словущего был погребен писатель А. Н. Радищев (могила не сохранилась), позднее здесь похоронили публицистов В. Г. Белинского и Д. И. Писарева, критика Н. А.

Добролюбова, после чего традиция хоронить литераторов рядом с Белинским закрепилась.

Первоначально кладбище называлось «Натрубными мостками» из-за того, что дорожки между могилами были уложены специальными досками — мостками, но после похорон в 1888 году Всеволода Гаршина некрополь получил современное название.

В 1935 году «Литераторские мостки» стали филиалом Государственного музея городской скульптуры. На кладбище перенесли останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова.

К некрополю относится Воскресенская церковь, возведенная в 1783–1785 годах.

Могилы знаменитостей на кладбище «Литераторские мостки»

В 1933 году кладбище получило статус закрытого, однако и в наши дни при сохранении музейного статуса здесь осуществляются похороны выдающихся жителей Санкт-Петербурга.

Из захоронений последних лет — актеры Бруно Фрейндлих, Николай Трофимов, режиссер Владислав Пази, композитор Андрей Петров, певец Борис Штоколов.

К «Литераторским мосткам» ведет Расстанная улица. Название свое она получила, предположительно, потому что именно по ней шли родственники вслед за усопшими, расставаясь с ними и провожая их в последний путь.

Сейчас на кладбище находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и культурную ценность. В 1953 году завершились работы по благоустройству и озеленению территории.

План-схема некрополя «Литераторские мостки» Волковского кладбища

Схема кладбища «Литераторские мостки»

Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб

Как добраться: на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект».

На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост».

Каменные ворота с боковыми калитками, расположенные в конце ул. Расстанной, — это центральный вход на мемориальный комплекс.

Ближайшая станция метро — «Волковская», находится в 700 м.

Литературные мостки Волковского кладбища

Время работы музея: понедельник — среда и пятница — воскресенье: 11:00 — 19:00, четверг: выходной.

Источник: http://IzgotovleniePamyatnikov.ru/kladbishe/litmostki-spb/

Литераторские мостки – ИА «Диалог»

04 июля 2017 | 17:41| Где это

В этот раз мы обратимся к двум социальным явлениям, которые (на первый взгляд) не имеют между собой ничего общего, — похоронам и революции. На деле процесс прощания и погребения может многое «рассказать» о культуре страны, характере эпохи и даже общественных настроениях. История Литераторских мостков как нельзя лучше отражает эту взаимосвязь.

фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Литераторские мостки не являются отдельным кладбищем. Это малая часть петербургского Волковского кладбища.

Официально оно было основано указом Сената от 11 мая 1756 года. Как и в случае с другими погостами, современное название появилось значительно позже места. В начале оно именовалось «Кладбище Адмиралтейской стороны, что у деревни Волково». Своим появлением Волковское обязано крайне суеверной императрице Елизавете Петровне.

В книге Наума Синдаловского «История Петербурга в преданиях и легендах» можно найти историю о том, что государыня терпеть не могла всё, что было связано со смертью, напоминало о неизбежном исходе или с ним ассоциировалось.

Важно

Елизавету также пугал и специфический трупный запах, возникавший вокруг кладбищ из-за того, что мертвецов во времена её правления хоронили неглубоко. Именно поэтому она повелела закрыть все кладбища в городской черте и отвести им места на окраине Петербурга.

Эта участь коснулась и кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе, в которой любила бывать императрица. Вместо церковного погоста и появилось то кладбище, которое теперь мы знаем как Волковское.

Кладбище было открыто летом 1756 года и первое время не приносило доходов. За полгода его существования там было погребено более 800 человек, однако это были бедные люди, и плата за места для них оставалась мизерной, если вообще была. Жители Ямской слободы считали, что кладбище устроено на их земле, поэтому и платить за неё не нужно.

О благоустройстве кладбища также не было речи – хоронили «как придется», без всякого принципа и порядка, выбирая наиболее приглянувшееся место для копки могилы. Не приносили денег и церковные обряды. Первая церковь – Спаса Нерукотворного Образа – была заложена в год основания кладбища и построена к 1759 году.

Но причт не получал денег за свои труды, а жил на подаяния. Впрочем, и служба священников оценивалась неоднозначно. Впоследствии епархия отмечала некачественную работу, сутяжничество и падение доходов. Положение на кладбище начало меняться в конце XVII – начале XIX века, когда число погребаемых возросло до пяти тысяч в год.

К этому времени кладбище получило дополнительную землю, были построены несколько новых каменных церквей. С расширением границ кладбища проходило и его благоустройство. Именно тогда и появились мостки – доски и плиты, которыми устилали дорожки кладбища.

Некоторые названия дорожек сохранились до сих пор и являются свидетелями старого уклада, хотя многие ориентиры, давшие эти названия, давно утрачены. Литераторские же мостки когда-то именовались куда более тривиально – Надтрубными.

Литераторские мостки занимают северную часть кладбища и отделены от других участков оградой (это стоит учитывать тем, кто хочет добраться туда от метро «Волковская» и пройти через православный участок). Мы попадаем туда через главные ворота, раньше они назывались Святыми в честь иконы Спасителя с неугасимой лампадой.

Сейчас этот участок кладбища в буквальном смысле представляет собой городскую карту на могильных камнях. На перечисление знаменитых имен погребённых не хватит, пожалуй, десятка страниц (автор не поленился посчитать страницы в справочнике А. Кобака и М. Приютко – 23 страницы и 485 имен погребённых, не считая утраченных могил).

Название «литераторские» закрепилось за этим участком Волковского кладбища во второй половине XIX века, после того, как последний приют здесь нашли знаменитые писатели и публицисты, почитаемые революционно настроенной молодежью.

Совет

Похороны или панихиды на Литераторских мостках становились демонстрациями, а кладбище объединило и революционеров слова, и революционеров дела.

Александр Радищев

Начнём мы с потерянной могилы писателя и государственного деятеля Александра Радищева, он же, по выражению Екатерины II, «бунтовщик хуже Пугачёва».

Самый известный революционер страны Владимир Ленин, ставил Радищева в один ряд декабристами и разночинцами, хотя писатель был скорее невольным революционером. Идти непосредственно против власти в планы его вряд ли входило.

За своё главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», которое, мягко скажем, не было одобрено императрицей, Александр Радищев отправился в сибирскую ссылку.

Окончательное «прощение» от властей он получил после восшествия на престол внука Екатерины – Александра I. Однако насладиться полной свободой и возвращением всех званий Радищев практически не успел.

Он скончался в сентябре 1802 года, в возрасте 53 лет. Могила писателя была утеряна, однако считается, что он был похоронен недалеко от Воскресенской церкви.

В 1987 году на её стене установили памятную табличку, а практически напротив храма – небольшую стелу, заменяющую могилу писателя.

Виссарион Белинский

Пожалуй, именно с Белинского началась та самая «революционно-литературная» традиция на Волковском кладбище. Похороны знаменитого литературного критика прошли незаметно.

фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

«Это были литературные похороны, не почтенные, впрочем, ни одной литературной и ученой знаменитостью.

Обратите внимание

Даже ни одна редакция журнала (за исключением редакции «Отечественных записок» и только что возникшего «Современника») не сочла необходимым отдать последний долг своему собрату, который честно всю жизнь отстаивал независимость слова и мысли, всю жизнь энергически боролся с невежеством и ложью… Из числа двадцати, провожавших этот гроб, собственно литераторов было, может быть, не более пяти-шести человек», — писал спустя десятилетие издатель Иван Панаев.

Больше того, из его же воспоминаний мы узнаем, что неизвестно даже, кто установил на могиле памятник, кто ухаживает за ней и кто приносит цветы: «Даже могила Белинского была отыскана, и, к изумлению друзей его, на этой могиле оказалась плита и камень с надписью: «Виссарион Григорьевич Белинский, скончался 26 мая 1848 года».

Два года тому назад жена и дочь Белинского, проездом через Петербург, нашли на его могиле свежие венки и цветы… Кем положен этот камень? Кто украшает эту могилу цветами?… По крайней мере мы, друзья Белинского, не можем; дать на это ответа…» Собственно, «поиск» могилы критика был связан со смертью человека, которого похоронят с ним рядом, и их имена станут в каком-то смысле неотделимыми друг от друга.

Николай Добролюбов

«Добролюбов похоронен на Волковом кладбище, рядом с Белинским; там есть ещё и третье свободное место, «но нет еще для него человека в России», — сказал Николай Чернышевский, бросая последнюю горсть земли на скромную, но славную могилу», — так писали в газетной статье, посвященной похоронам литературного критика, поэта Николая Добролюбова.

фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Добролюбов умер будучи совсем молодым человеком – ему было 26 лет, когда туберкулез окончательно сразил публициста. Однако за недолгую жизнь он успел стать популярным автором, получить признание, равно как и оставить свой след в «протестной» российской истории: под маской литературной критики скрывалась критика совсем иного рода.

На его похоронах выступали Некрасов и Чернышевский, по случаю печальной церемонии были также собраны деньги для «отправляющегося из Петербурга». Так в печати был обозначен Михаил Михайлов, осуждённый на каторгу за прокламацию «К молодому поколению».

Собственно, к этому моменту в российской истории похороны были, пожалуй, самым легальным способом демонстраций, выражения общественного недовольства (и одновременно – почтения усопшему). Так, в 1868 году за речь на похоронах критика Дмитрия Писарева в ссылку отправился писатель Дмитрий Гирс, в Петропавловскую крепость за другую памятную речь посадили издателя Флорентия Павленкова.

После смерти Добролюбова Волковское кладбище стало местом для протестов – демонстрации собирались на годовщины смерти критика. Десятилетняя годовщина была отмечена встречей десятков студентов на панихиде и прошла относительно спокойно, хоть и под пристальным надзором властей.

А вот «добролюбовская» демонстрация 1886 года (на 25-летнюю годовщину) закончилась разгоном её участников и после – ссылками. Несколько тысяч студентов пришли на кладбище почтить память литератора, однако полиция не допустила их к могиле. Собравшимся разрешили отправить «делегатов», чтобы возложить венок.

Возмущенные студенты в итоге отправились на Невский проспект, где демонстрации положили конец правительственные силы. В этом «митинге» принимал участие и Александр Ульянов, который, спустя год, был осужден на смерть за попытку покушения на императора Александра III. История этого покушения, как отметил в обвинительной речи обер-прокурор Неклюдов, началась для подсудимых у ворот Волковского кладбища.

Важно

Эту историю стоит закончить ещё одной заметкой о похоронах Добролюбова, авторства агента Третьего отделения: «Вообще вся речь Чернышевского, а также и Некрасова, клонилась, видимо, к тому, чтобы все считали Добролюбова жертвою правительственных распоряжений и чтобы его выставляли как мученика, убитого нравственно, одним словом, что правительство уморило его. Из бывших на похоронах двое военных в разговоре между собою заметили: «Какие сильные слова; чего доброго, его завтра или послезавтра арестуют»».

Иван Тургенев

«Я желаю, чтоб меня похоронили на Волковом кладбище, подле моего друга Белинского; конечно, мне прежде всего хотелось бы лечь у ног моего «учителя» Пушкина; но я не заслуживаю такой чести», — такие слова Тургенева приводит его друг, историк Михаил Стасюлевич.

фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Знаменитый русский писатель умер от рака во Франции в сентябре 1883 года. С парижского вокзала поезд с телом писателя провожают не менее знаменитые французские коллеги с поминальными речами.

Однако российские власти на родине Тургенева всячески старались избежать народных проводов по пути следования траурного поезда. Ещё больше не хотели они произнесения памятных речей в честь усопшего.

Министр внутренних дел Вячеслав Плеве приложил все усилия, чтобы избежать «депутаций» на станциях Варшавской железной дороги. «Можно подумать, что я везу тело Соловья-разбойника», вспоминал всё тот же Стасюлевич.

На Варшавском вокзале в Петербурге траурный поезд встречала заранее сформированная депутация, а в последний путь писателя провожали около 400 тысяч человек. Власти, конечно же, ожидали беспорядков, однако похороны прошли спокойно.

«Были мобилизованы большие отряды явных и тайных агентов для участия в процессии и назначен усиленный наряд полиции на кладбище, на которое с утра погребения уже никто не допускался, — и заготовлен «на случай потребности» полицейский резерв. На могиле были допущены лишь те речи, которые предварительно «будут заявлены» градоначальнику», — писал Анатолий Кони в своих воспоминаниях.

Могила Тургенева находилась недалеко от Спасской церкви, пожелание писателя было выполнено только после установления советской власти, когда началась «реорганизация» кладбищ и прах Ивана Сергеевича был перенесен на Литераторские мостки.

Однако, как отметили авторы тематической статьи «Петербургского некрополя», «примечательно, что издания, откликнувшиеся на кончину писателя, подчеркивали: Тургенев погребен рядом с Белинским – таковым воспринималось современниками любое место на Волковском кладбище».

Герман Лопатин

В книге Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» есть эпизод, в котором после похорон Тургенева глубокой ночью к могиле приходит некий господин Моррис – с кладбища ему приходится в буквальном смысле бежать от преследования двух филёров, дежуривших на Волковском и поджидавших таких вот ночных визитёров. Этим странным господином оказывается революционер Герман Лопатин.

фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

В наши дни это имя практически забыто, но в конце XIX века этот господин был вполне известен по многим причинам. Друг не только Тургенева, но и Маркса, он занимался переводом «Капитала».

Он же пытался освободить из ссылки Чернышевского (и он же, кстати, успешно помог бежать из ссылки философу Петру Лаврову). В середине 80-х Лопатин примкнул к возрождённой «Народной воле», которая давно потеряла былую славу и теперь возглавлялась тайным агентом Сергеем Дегаевым.

Совет

Благодаря последнему многие революционеры (среди них – знаменитая Вера Фигнер) оказались в Петропавловской крепости. Лопатин был неоднократно осужден, но, конечно, самым известным стал «лопатинский процесс» — особенно горький для революционера, поскольку основой обвинения во многом стал архив, найденный у Лопатина.

Двоим подсудимым на этом процессе также вменяли убийство главы политического сыска Георгия Судейкина. Лопатина приговорили к смертной казни, которую впоследствии заменили на заключение в Шлиссельбургской крепости, в которой революционер провел 18 лет. Герман Лопатин умер в 1918 году в Петропавловской больнице.

Его скромную, по меркам Литераторских мостков, могилу можно найти на так называемой «Площадке народовольцев», где также покоятся революционер Михаил Новорусский и политик Василий Панкратов.

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина

На Литераторских мостках есть место, которое стоит особняком среди других захоронений. Это мемориал семьи Ульяновых – могилы матери Владимира Ленина Марии Александровны, его сестер Анны и Ольги, а также зятя Марка Елизарова.

фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Мемориал занимает самый большой участок – около 30 квадратных метров. Современный мемориал создали скульптор Матвей Манизер и архитектор Валериан Кирхоглани. Комплекс примечателен правда не столько художественной ценностью, сколько возникающим на протяжении десятилетий обсуждением вокруг его будущего.

Не далее, как в этом апреле, в Госдуму был внесен законопроект с предложением правового механизма для захоронения Владимира Ленина. Авторы законопроекта, правда, не уточняли, где именно нужно захоронить вождя, но задолго до этого Литераторские мостки называли наиболее подходящим местом.

В частности, за погребение Ленина на Волковском выступал мэр города Анатолий Собчак, в 2005 году эта идея вновь была высказана – режиссером Никитой Михалковым. В 2009 году одно из городских монархических общественных движений даже провели акцию в поддержку захоронения Ленина на Литераторских мостках.

Однако идея пока не нашла поддержки как у властей, так, видимо и у работников петербургского Музея городской скульптуры.

«Хотите, чтобы его все время выкапывали? Хотите, чтобы мы каждое утро начинали с поисков тела: где оно сегодня?» — цитировал в 2005 году «КоммерсантЪ» заведующего филиалом «Литераторские мостки».

Как бы ни сложилась дальше судьба Литераторских мостков, мы должны помнить, что «с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб». Эти слова публициста Григория Елисеева, без цитирования которых не обходится ни один существующий материал о Литераторских мостках, пожалуй, являются самыми точными в отношении того, как мы должны смотреть на историю этого кладбища.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»

Источник: https://topdialog.ru/2017/07/04/literatorskie-mostki/

Ссылка на основную публикацию