История санкт-петербурга в бронзе: памятники царям

История Санкт-Петербурга: памятники царям

Культурная столица России привлекает туристов не только своими музеями, мостами и каналами. Именно здесь появились первые во всей державе монументы, посвященные самым известным в истории монархам.

И, погуляв по тенистым аллеям, оценив памятники в летнем саду в Санкт-Петербурге, каждому гостю наверняка захочется поглубже окунуться в великую историю северной столицы.

Самые известные памятники царям в Санкт-Петербурге

На величественных берегах Нева увековечена практически вся линия Романовых: Петр I, три Александра, Павел, два Николая и Екатерина. Их скульптуры, увековеченные в камне, представляют собой бесценные памятники истории Санкт-Петербурга, и каждый день напоминают о его великом прошлом.

Обратите внимание

К сожалению, даже не каждый петербуржец сегодня сможет точно ответить, чья скульптура находится перед ним.

А потому перед прогулкой по питерским улицам и проспектам, лучше заранее прочитать про царские памятники Санкт-Петербурга, фото с описанием и экскурсом в историю которых представлены ниже.

Памятник правнука прадеду в Санкт-Петербурге

Монументов, возведенных в честь Петра Первого, в городе огромное множество. Скульпторы увековечили царя в:

  • камне;
  • бронзе;
  • воске;
  • фарфоре;
  • и даже шоколаде.

Но самое известное творение, посвященное Петру Великому – памятник перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге. Модель бронзового монумента была изготовлена скульптором из Италии – Бартоломео Растрелли еще во время правления великого реформатора.

Но лишь к 1747 году это творение было вылито из бронзы. Краткая подпись обрамляет постамент: «Прадеду правнук». Так здесь отметил себя Павел I.

Памятник лаконичен и торжественен: царь в венке победителя из лавра и тяжелых доспехах восседает на горделивом коне, который слеплен с натуры – с любимца Петра, жеребца по имени Лизавета. Выглядит безупречно и сам царь.

Если присмотреться, скульптор намерено исказил пропорции фигуры: сделал плечи шире, а саму фигуру массивнее. Интересен тот факт, что при блокаде Ленинграда бронзовая фигура царя была убрана и спрятана от врага, и лишь после победы снова появилась на постаменте.

Монумент императрице Екатерине II

Памятник Екатерине II, который установлен на площади Островского, является второй по своей известности царской статуей. Как и многие памятники императорам в Санкт-Петербурге, идея его создания возникла еще во времена правления государыни. Но сама она была категорически против. А потому к реализации задумки приступили лишь спустя 100 лет со дня восхождения Екатерины на престол.

Был объявлен общегосударственный конкурс, победителем в котором стал скульптор М. Микешин. Впоследствии он изготовил модель монумента, где императрица гордо возвышается на пьедестале, а вокруг нее расположились приближенные – самые известные деятели той эпохи. В руках у бронзовой статуи Екатерины скипетр и венок, а у ног – корона империи.

На груди императрицы красуется орден Андрея Первозванного.

Работами по созданию памятника руководил Д.И. Гримм, и в 1873 году монумент был открыт. Гранит для создания скульптуры доставлялся в Петербург по воде прямиком из Карельского перешейка. А сквер перед памятником в народе начали называть «Екатерининским» или просто «Катькиным садиком».

Памятник Павлу I в Санкт-Петербурге

Монумент в честь императора Павла I расположился во дворике Инженерного замка, известного также как Михайловский. Его создателями являются скульптор В.Э. Горевой и архитектор В. И. Наливайко.

Сам замок является крупным памятником архитектуры, и был построен по заказу Павла I. Опасаясь дворцовых переворотов, император с семьей переехал во дворец, где и был убит по злому року судьбы в 1801 году. Открыт монумент был относительно недавно – в 2003 году.

Увидеть памятник можно только до 18.00, так как вечером двор запирают.

Царская статуя Александра I

Тех, кого интересует памятник Александру 1 в Санкт-Петербурге, Википедия отправляет на Дворцовую площадь. Именно здесь возвышается 25-метровый обелиск, увенчанный фигурой ангела. Такое решение архитектора О.Р.

Монферана не случайно: Александра Павловича при жизни величали ангелом, а его история жизни полна мистических событий.
Открытие памятника произошло в 1834 году, и почти сразу обелиск получил народное название: Александровская колонна.

Это один из самых высоких памятников Санкт-Петербурга, фото которого, к сожалению, не может передать всей его мощи.

Конные памятники в Санкт-Петербурге

Испокон веков государе на Руси выполняли и функции полководцев. А потому в северной столице так много монументов, изображающих царей и императоров в седле. Например, памятник Николаю I в Санкт-Петербурге, фото которого легко найти в интернете. Автор проекта – О. Монферран, а исполнитель – П.К.

Клодт. В свое время памятник у Исаакиевского собора в Петербурге стал третьим конным монументом в городе.

Его пьедестал украшен множеством барельефов, на которых запечатлены важные эпизоды и знаковые события времен царствования императора, а также женские фигуры-аллегории: вера, сила, мудрость и правосудие.

Этот памятник на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге стал первым в мире конным монументом, имеющим всего две опорные точки. В свое время его даже признали шедевром инженерной русской мысли. Конный памятник Николаю I в Санкт-Петербурге был открыт в 1859 году.

Еще один конный монумент, посвященный Петру I – памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, фото которого часто можно увидеть на открытках и другой сувенирной продукции. Модель этой статуи в 1770 году выполнил Э. Фальконе, а вот голову царя лепила ученица скульптора – М.А. Колло. Установка монумента произошла по приказу Екатерины II в 1782году.

Никакое описание памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге не передаст его величия. И хотя Екатерина всегда мечтала увидеть Петра I в образе Цезаря, со скипетром в руках, скульптор решил по-другому. Он изобразил царя с вытянутой над страной десницей, поднимающегося на скалу-пьедестал, как символ победы над трудностями.

Памятник царю-освободителю в Санкт-Петербурге

Именно так называют памятник Александру II в Санкт-Петербурге. Скульптуры царя-освободителя в советское время методично сносились по всей бывшей империи.

А потому монумент правителю, подписавшему Манифест об отмене крепостного права, появился в культурной столице только в 2003 году на Суворовском проспекте.

Статуя является точной копией киевского творения скульптора Марка Антокольского: задумчивый Александр II опирается на свою саблю, несмотря ни на что производя только положительные впечатления. В знаменательную для Санкт-Петербурга дату – 300-летие города, памятник был подарен городу Украиной.

Бюсты членов семьи последнего императора

Памятник Николаю II в Санкт-Петербурге можно найти между двух церквушек: Тихвинской и Крестовоздвиженской. Это бюст, который разместился на постаменте из гранита. Выстроен памятник по проекту скульптора С. Алипова, и открыт в 2002 году, 19 мая. Дата была выбрана неспроста – в этот день царь праздновал свой День рождения.

История жизни Николая II трагична. Но он прошел свой путь достойно, закончив его в подвальном помещении Ипатьевского дома, в котором и был расстрелян со всей семьей Романовых. Как напоминание о горьких событиях былых лет на монументе высечена надпись «Святой царь мученик».

Чуть позже к памятнику были добавлены еще два бюста – царицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея. Все три царские статуи выполнены в едином стиле, что напоминает о том, что и дата смерти у них одна. До недавнего времени бюст был единственным памятником последнему царю в городе.

Важно

Но в 2013 году на набережной крупнейшего в Петербурге канала – Обводного установили скульптуру, посвященную Николаю ІІ и его жене.

Инициатором создания памятника выступил настоятель храма Христова Воскресения, архимандрит Сергий. Роль монумента – напоминать каждой православной семье, что испытывая тяготы, нельзя падать духом. Есть и другие памятники Петербурга, фото с названиями которых легко найти на страницах путеводителей. Но лучше увидеть их собственными глазами, приехав в этот дивный город.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/pamyatniki/istoriya-sankt-peterburga-pamyatniki-c/

Памятники царям в Санкт-Петербурге

Петербург — город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление — фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь.

Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на берегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого — Петр.

В первой части нашего обзора мы уже осмотрели памятники правителям Российской империи от Петра I до Павла I. Сейчас же

увидим, в каких монументах увековечили императоров эпохи от Николая I до Николая II.

Николай I

Брат Александра, удостоился третьего по популярности столичного памятника. В

центре Исаакиевской площади, повернувшись к Мариинскому дворцу задом, а

к Исаакиевскому собору передом, красуется царственный всадник в мундире

конной гвардии. Статую создал любимый скульптор Николая — великий лошадник

Петр Клодт, и лошадь здесь играет главную роль. Часто повторяют, что конная

статуя с двумя точками опоры на задние ноги — уникальная конструкция; но это

преувеличение, подобные памятники в стране и мире имеются.

Уникальность бронзового Николая в другом, — он стал и рифмой, и полной

противоположностью Медному Всаднику, на одной линии с которым поставлен.

Там стихия — тут парад, там голая скала — тут перегруженный символами

постамент, там ощутимое движение — здесь почти балетная парадная поза.

Александр II 

Практически все российские императоры, как уже сказано, или начинали, или кончали

плохо, а иногда и то, и другое. Второй Александр по чудовищности конца уступит только

своему правнуку и вполне сравнялся с Павлом. Долгое время

единственным петербургским памятником ему был Спас-на-Крови. Другие монументы

Царю-Освободителю, стоявшие в разных точках бывшей империи от Москвы до глухого

башкирского села Вознесенка, в советские годы методично сносились или тихо

разрушались. Место героев заняли народовольцы.

Так что памятник весьма достойному царю появился в Петербурге только в начале XXI

века. Сегодня их уже два (или полтора): статуя во дворе Военной академии связи на

Суворовском проспекте и небольшой бюст на Фонтанке у здания Центробанка. Статуя —

копия киевского памятника работы Антокольского, установленного в 1911 году и

демонтированного после революции. В год трехсотлетнего юбилея Петербурга эту

скульптуру подарила городу дружественная Украина — в 2014 году это кажется иронией

судьбы. До недавнего времени оригинал стоял у стен Музея русского искусства в Киеве.

Сегодня далеко не каждый прохожий, шагающий по Суворовскому проспекту, ответит на вопрос: кто этот представительный

Совет

усатый мужчина в сапогах — вон там, за оградой? Возможно, еще и потому, что это единственный безлошадный мужской царский

памятник (если не брать в расчет новейшего Павла). Александр Николаевич опирается на саблю, но производит сугубо мирное

впечатление. Весь его задумчивый облик напоминает не о политических реформах и трагедиях, а скорее о репутации

большого знатока женской красоты. Стройный немолодой господин. Как говорили, слабохарактерный.

Александр III

Если выстраивать царей по степени травмированности, Александр III близок к Александру I — обоим пришлось сменить на троне

зверски убитых отцов. Личные характеристики Александра III напоминают досье Штирлица: русофил, прекрасный семьянин,

скромен в быту, прозван Миротворцем. Однако всю жизнь он прожил под гнетом травмы, избегал Зимнего дворца, затворялся в

Гатчине и Ливадии. Богатырское сложение, внешность и репутация царственного алкоголика не помогали.

Конная статуя Александра III, созданная Паоло Трубецким, стала последним гениальным романовским памятником. Его не

уничтожили, но сослали сначала в музей, потом во двор Мраморного дворца. С одной стороны, памятнику там явно тесно, а с

другой — еще сильнее чувствуется тупая мощь обреченной империи, сосредоточенная в силуэте равнодушного грузного всадника

на тяжелом коне.

Памятник особенно впечатляет вечером, хотя смотреть

снова придется через запертую ограду. Двор узкий

и пустой, на решетке превращается в ржавчину

некачественная «золотая» краска. Царь мрачно глядит на

стену дворца, пьедестал у него теперь низкий, прежний

давно потерян. Разговоры о возвращении

памятника на историческое место, на площадь Восстания

у Московского вокзала, ни к чему не приводят — само

место необратимо изменилось.

Николай II

Создавать памятники последнему русскому императору до сих пор отваживались в основном фрики-монархисты или

бесстрашные универсалы вроде Зураба Церетели — слишком больная история. Николай II прошел свой царский путь до конца, от

Ходынки до подвала Ипатьевского дома. От ничтожного Ники, фотографа-любителя и идеального отца семейства, до гражданина

Обратите внимание

Романова и царя-мученика. «Святой царь мученик» — так подписан памятник, который самочинно установили казаки Невской

станицы во дворе Крестовоздвиженского собора на Лиговке. Это исторический казачий собор, а Невская станица, или «Общество

взаимопомощи донских казаков», появилась в Петербурге в 1899 году. Николай II был шефом лейб-гвардии Казачьего полка.

Памятник крайне прост — три бюста на невысоких колоннах. Сначала поставили царя, потом добавили цесаревича Алексея,

Читайте также:  Железнодорожный музей в санкт-петербурге: адрес, режим работы

«атамана всех казачьих войск России», и царицу Александру Федоровну. Если смотреть на картинки, ничего особо интересного,

три бронзовых головы между куцыми елками на фоне старой стены. Если все же дойти до места, оно производит неожиданное

впечатление.

Угол Лиговки и Обводного канала — трудно найти менее

царский квартал. Ближайшая достопримечательность

— мрачно известный сад Сан-Галли. Территорию храма

окружают промзоны. Главный

вход с надвратной колокольней, колоннадой и

статуями апостолов  отремонтирован, а за

ним открывается пространство руин. 

Собор выглядит, как после бомбежки, внутри деревянные

леса и леденящий холод. На ободранных до кирпичей

стенах — пара больших бумажных икон, рядом жестянка с

песком для свечей. Не храм, а скелет. Царские бюсты стоят

за собором, спиной к нему, лицами ко второй

церкви соборного комплекса — Тихвинской. Извне она кажется маленькой, и после разрухи основного храма ничего хорошего

внутри не ждешь. Однако там уютно и просторно: «итальянские» фрески, аккуратно покрашенные под мрамор стены, цветы и

свечки, штандарт Невской станицы, полный набор святых — тут тебе и адмирал Ушаков, и царица Тамара.

Важно

Выйдя на крыльцо, снова встречаешь взгляды печальных царских статуй и трижды повторенную дату смерти — 17.VII.1918. Но

жизнь все-таки побеждает, и в самом дальнем углу церковного двора расцветает маленький сад. Яблони, черемуха, сирень,

огромные тюльпаны в траве. Под яблонями стоит треугольный голубой домик — похоже, улей. Ходит любопытный и упитанный

полосатый кот. В углу, где есть выход во внешний лиговский мир, лежит на цепи ленивая собака. Семейство Романовых и не

надеялось на такую деревенскую идиллию.

Начало материала — Романовы в камне. Часть первая

источник: http://strana.ru

Источник: https://grand-piter.ru/Dostoprimechatelnosti/istoricheskie-pamyatniki/romanovy-2/

Первый памятник Санкт-Петербурга

История этого памятника, давно и справедливо признанного шедевром, весьма драматична, а также не менее сложна и запутанна, чем у дворца, перед которым он был установлен.Автором памятника был скульптор Бартоломео Растрелли, отец знаменитого Растрелли — архитектора, строителя Зимнего и Екатерининского дворцов.

Этот монумент можно назвать первым памятником Санкт-Петербурга. В 1716 году Петр I заказал его Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне.

Прообразами его стали триумфальные статуи римских полководцев, поэтому и не случайно сходство петербургского памятника со знаменитым конным монументом императору Марку Аврелию в Риме.

Восемь лет скульптор работал над проектом памятника, наконец, он создал модель, которая была одобрена Петром I, но смерть царя, последовавшая через год, помешала закончить эту работу.

Отливка бронзовой скульптуры была выполнена мастерами А. Мартелли и С. Копьевым лишь в 1746 году. После этого она 36 лет хранилась в амбаре Литейного двора.

Сначала ни Анна Иоанновна, ни Анна Леопольдовна не пожелали установить этот памятник. Когда же на престол взошла дочь Петра I —  Елизавета Петровна, провозгласившая лозунгом своего царствования возрождение дела своего отца — первого русского императора, идея создания ему монумента вновь могла осуществиться, но смерть государыни помешала осуществлению и этого плана.

В 1763 году уже в правление Екатерины II вновь воскресает намерение создания памятника царю — реформатору. Но осмотрев статую работы Растрелли, императрица отвергла её как не соответствующую новому пониманию царя- реформатора и заказала новый монумент Э.М. Фальконе, чья статуя и была установлена в 1782 году на Сенатской площади.

Лишь в 1800 году завершились злоключения монумента Растрелли. Он обрел свое место в пространстве Петербурга у стен резиденции Павла I, который приказал сделать на постаменте, украшенном рельефами «Полтавская баталия» и «Взятие фрегатов при Гангуте», надпись «Прадеду правнук».

Вероятно,  это было сделано в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру первому Екатерина вторая». Хотя и здесь судьба памятника до последнего момента была неопределенна.

Совет

Сначала Павел отдал приказ отправить его в Кронштадт, но в последний момент передумал и определил ему место перед своим будущим дворцом.

Затем, когда всё уже, казалось бы, было решено, царь пожелал установить на площади у Михайловского замка статую Суворова, но вскоре великий полководец впал в немилость и Павел вернулся к первоначальному проекту. А памятник Суворову, впоследствии, украсил Марсово поле.

Сейчас же, когда уже ничто не напоминает о тех драматических событиях в «жизни» памятника, кажется, что грозный самодержавец всегда стоял на этом месте, организуя большое городское пространство. Этот памятник императору Петру I не обрёл славы и популярности «Медного всадника».

Он  не стал символом основанного Петром I города, и в  городском фольклоре и литературе нет легенд связанных с ним. Однако он интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю — реформатору, но и просто как выдающиеся произведение искусства.

Если вы, будучи в Санкт-Петербурге, решите посетить Михайловский (Инженерный) замок, то сможете сами оценить по достоинству творение Бартоломео-Карло Растрелли.

И обязательно обратите внимание на пьедестал, который был специально спроектирован для этого памятника Петру I.

  Он облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и его украшают два бронзовых барельефа, на которых запечатлены важнейшие сражения Северной войны – «Полтавская битва» и «Битва при Гангуте».

На обоих в небе парят ангелы, протягивающие Петру лавровый венок и трубящие о победе.   Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. 

Обратите внимание

Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году она была возвращена на старое место у Михайловского замка.

Источник текста: Многоликий Санкт-Петербург.

Источник: https://sefeol.livejournal.com/223650.html

10 самых известных памятников Петру Великому в Санкт-Петербурге

?vladimirtan (vladimirtan) wrote,
2018-12-26 16:45:00vladimirtan
vladimirtan
2018-12-26 16:45:00Category:

Петр Первый – бесспорно ключевая фигура для Санкт-Петербурга, обязанного своим рождением Российскому Царю. Поэтому, горожане трепетно относятся к памяти Великого Петра, образ которого увековечен многими архитекторами.

@

Медный всадник

Безусловно, самый известный памятник Петру Первому, который был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, чтившей и приклонявшейся перед величием императора.

На постаменте по приказу императрица была выполнена надпись «Петру Первому Екатерина Вторая лѣта 1782», Конная статуя была выполнена скульптором Этьеном Фальконе, а голову императора исполнила его ученица Мари Анн Колло. Петр I изображен в динамике, на вздыбленной лошади. Тем самым Фальконе хотел показать силу императора, его рвение двигаться только вперед и вести страну к светлому будущему.

Змея под копытами лошади императора символизирует победу Петра Великого над его врагами и противниками его реформ. Постамент был задуман скульптором в виде волны.

Для него потребовалась огромная глыба высотой в 11,2 метра. Нужная глыба была найдена крестьянином Семеном Вишняковым недалеко от деревни Лахта.

Существует поверье, что пока Петр Первый находится на своем месте, с Санкт-Петербургом будет все хорошо…

Месторасположение: Сенатская площадь

Памятник Петру I у Инженерного замка

Еще при жизни Петра Первого скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли) начал создание этого памятника – первой конной статуи в России. Однако, памятник был отлит лишь к 1747 году и еще долгое время не мог обрести своего места.

Важно

Первоначально планировалось установить его на Дворцовой площади после завершения строительства Зимнего дворца. Однако, после смерти Елизаветы, интерес к творению Растрелли был потерян, а памятник был закрыт в амбаре Литейного двора на Васильевском острове. Несколько десятков лет о нем никто не вспоминал.

Лишь Павел I вспомнил о величественном монументе и по его приказу он был установлен перед Михайловским (Инженерным) замком.

Торжественное открытие памятника Петру Первому состоялось в 1800 году. На пьедестале монумента Павел I велел сделать надпись «Прадеду – правнук», как бы в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая».

Местоположение: площадь перед Инженерным замком, Садовая ул., 2

Памятник «Царь-плотник»

Памятник «Царь-плотник» является копией памятника Петру Великому, установленного в 1911 году в Нидерландах. Однако, история не так проста….

Всем известно, что Петр I увлекался ремеслами и корабельным делам. Отсюда и появилась идея у скульптура Л.А. Бернштама изобразить русского императора за любимым делом — строительством нового судна. В 1907 году Николай Второй заинтересовался двумя гипсовыми макетами памятников Леопольда Бернштама, представленными на выставке в Париже.

Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой — “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”.

По указу Николая Второго в 1910 году с макетов были отлиты бронзовые памятники и установлены на Адмиралтейской набережной Петербурга. Они стали подарком императора на его двухсотлетие Северной столицы. В 1911 году по распоряжению Николая II с памятника “Царь-плотник” отлили две бронзовые копии. Одна, меньшего размера, была установлена в Летнем саду в 1913 году.

Другая, точная копия памятника, российское правительство передало в дар старинному Саардаму (Ниделанды).

Совет

Однако, после революции памятники Петру Первому-реформатору были отмечены, как не представляющие художественной ценности и отправлены на переплавку.

Лишь в 1996 году правительство Королевства Нидерланды презентовало Санкт- Петербургу копию памятника “Царь-плотник”. Считается, что пришедший к памятнику может попросить императора помочь в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.

Месторасположение: Адмиралтейская набережная

Бюст Петр I на Московском вокзале

Приезжающих на Московский вокзал встречает сам император – основатель Петербурга! В центре светового зала Московского вокзала установлен бюст Петра Первого. Бюст был выполнен скульптором А.С.

Чаркиным, который взял за основу бюст Петра I, созданный в 20-х года 18 века К.Б. Растрелли.

Установка бюста в 1993 году прошла без пышной церемонии открытия и была приурочена к возвращению города его исторического названия.

Местоположение: Площадь Восстания, Московский вокзал

Бюст Петра I у домика Петра I

История города неразрывно связано в первой скромной обителью императора Петра Первого – скромным домиком, расположенным на Петровской набережной. В 1875 году в честь 150-ти летней годовщины со дня смерти Петра Первого был установлен памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле. Он представляет собой бюст, установленный на высокий постамент, выполненный из красного гранита.

Местоположение: Петровская наб. дом 6

Памятник Петру I работы Шемякина

В 1991 года на территории Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты был открыт памятник Петру I, который до сих пор вызывает у многих не однозначные эмоции…

Скульптура является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Считается, что автору удалось достичь максимальной схожести с реальным лицом Петра Первого благодаря использованию при его создании подлинной посмертной восковой маски императора, снятой Растрелли. Однако, весь образ Петра первого выполнен в гротескной манере, свойственной автору.

Местоположение: Петропавловская крепость

Памятник Петр I в аэропорту Пулково

Обратите внимание

Скульптор Михаил Дронов представил Петра Первого в образе современного пассажира аэропорта, который спешит в путешествие по России.

Благодаря этому, в зоне внутренних рейсов, каждый может попросить у Петра Первого благословения в добрый путь! Император облечен в одежду того времени, однако с одной руке он держит смартфон, а другой тянет за ручку чемодан.

Статуя выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота статуи соответствует историческому росту императора и составляет 2 метра 20 сантиметров.

Местоположение: «Пулково», зона внутренних рейсов

Бюст Петра I на фасаде Нахимовского училища

Здание Нахимовского училища является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Оно было построено в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно- морское училище. Замысел строительства Училищного дома имени Петра Великого был приурочен к 200-летию Санкт-Петербурга.

Так как здание изначально планировалось не только как учебное заведение, но и как памятник архитектуры в стиле ретроспективизма, оно получило изысканный и запоминающийся облик. Место для него было выбрано вблизи домика Петра Первого. Бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова был установлен на уровне 3-го этажа фасада Нахимовского училища в проеме, имеющем декоративное оформление.

Местоположение: Петроградская набережная, дом 2

Памятник Петру I З.К. Церетели

В 2006 году на площади перед гостиницей Прибалтийская, расположенной на Васильевском острове, был открыт памятник Петру Первому работы скульптора З.К. Церетели.

Первоначально памятник был представлен на персональной выставке Зураба Церетели, проходившей в петербургском Манеже в 2005 году. Статуя выполнена из бронзы, а постамент из красно-вишневого полированного гранита.

Читайте также:  Пиццерия 22 сантиметра спб – настоящая неаполитанская пицца

Высота пьедестала памятника составила 8 метров, благодаря чему Петр Первый возвышается над своим городом.

Местоположение: ул. Кораблестроителей,  д. 14

Бюст Петра I в Ботаническом саду

Важно

В 2014 году в Ботаническом саду состоялось торжественное открытие бронзового бюста Петра первого, работы скульптора Олега Сатина. Открытие памятника было приурочено к 300-летию Ботанического института им. В.Л.

Комарова РАН. А как мы с Вами знаем, Ботанический сад именовали Аптекарским огородом Петра Первого.

Бюст установлен на необычный постамент в форме дерева, растущего из земли, автором которого стала архитектор Александра Бочарова.

Источник: https://vladimirtan.livejournal.com/642657.html

Надо знать: памятники императорам

Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент еще при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить к 1747 году.

После чего еще долгое время памятник был бесхозный и искал пристанища. В итоге его поставил Павел Первый напротив своего Михайловского замка в 1801 году.

На пьедестале он велел написать «Прадеду – правнук» (считается, что в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая»).

  • Адресст. м. Невский проспект, площадь у Инженерного замка, Садовая ул., 2

Главный (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине Второй, которая считала его главным российским правителем. Постамент сделали из гром-камня, найденного казенным крестьянином Семеном Вешняковым. Есть поверье, что пока памятник Петру находится на своем месте, с городом все будет хорошо.

  • Адресст. м. Адмиралтейская, Сенатская площадь

Скульптура, установленная в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли.

  • Адресст. м. Горьковская, Петропавловская крепость

Одно из главных произведений Карло Бартоломео Растрелли, скульптора, вызванного в 1716 году Петром Первым в Петербург, автора первого памятника великому императору. Считается, что скульптура Анны Иоанновны является вершиной творчества Растрелли, одним из самых филигранных его произведений.

  • Адресст. м. Гостиный двор, Государственный Русский Музей, Инженерная ул., 4

В Петербурге, как это ни удивительно, памятников Елизавете Петровне нет. Зато есть на Северо-Западе. Самый знаменитый — в Балтийске, что в Калининградской области. Это часть историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт». Установлен в 2004 году.

Императрица изображена на коне в форме лейб-гвардии Преображенского полка (именно так она была одета во время дворцового переворота, который привел ее к власти).

Памятник поставили в честь побед русской армии во время Семилетней войны, когда территория Восточной Пруссии, где находится Балтийск, на короткое время стала областью Российской Империи (любитель всего немецкого Петр Третий потом вернул ее пруссакам за просто так, что вызвало недовольство в русском обществе).

  • АдресБалтийск, берег моря

Торжественное открытие памятника великой императрице Екатерине состоялось в 1873 году.

У основания монумента, помимо нее, нашли свое место фигуры известных деятелей России второй половины 18 века: военачальники Суворов и Потемкин, граф Румянцев, поэт Державин, президент Академии художеств Бецкий, княгиня Дашкова, возглавлявшая Академию наук и Российскую академию; Орлов, глава Коллегии иностранных дел Безбородко и флотоводец Чичагов.

  • Адресст. м Гостиный двор, площадь Островского

Есть два памятника Павлу I работы мастера Витали, абсолютно идентичные. Первый был установлен в 1851 году напротив Гатчинского дворца, где провел свою молодость будущий император. Второй — около Павловского. Сам Павел был списан скульптором Витали с самого знаменитого парадного портрета императора 1796 года.

  • Адресплощадь у дворца Павла Первого в Гатчине

Существуют и обычные памятники Александру I. Например, в Финляндии. При этом в самом Петербурге большого памятника одному из самых печальных императоров на российском троне так и не появилось. Зато есть Александровская колонна. Считается, что скульптор Орловский намеренно придал ангелу на ее вершине черты лица Александра I. 

  • Адресст. м. Адмиралтейская, Дворцовая площадь

Этот памятник работы Клодта уникален хотя бы по той причине, что у лошади, которая несет императора, всего две точки опоры. Но были связаны с этим монументом неприятности. Например, когда придумывали памятную надпись для него, какой-то аноним прислал предложение написать «За 18 февраля 1855 года» (день смерти Николая Первого): настолько не любили императора в русском обществе.

  • Адресст. м. Адмиралтейская, Исаакиевская площадь

Этот монумент, установленный на Суворовском проспекте, является подарком Украины Петербургу к его трехсотлетию, а также точной копией знаменитого памятника царю-освободителю, который был установлен в Киеве в 1910 году и стоит ныне во дворе местного городского музея.

  • Адресст. м. Чернышевская, двор Военной Академии связи, Тихорецкий пр., 3

Скульптор Паоло Трубецкой утверждал, что не занимается политикой и просто «изобразил одно животное на другом».

Действительно, памятник Александру III, открытый в 1909 году на Знаменской площади (будущей Восстания), был далек от привычных парадных монументов российских царей: массивное, грузное и грозное императорское тело водрузилось на такого же мощного коня, который никуда не двигается.

Это не вздыбленные лошади у Петра и Николая, это не прогресс, а стабильность, помноженная на государственную мощь (Александра III до сих пор зовут «самым русским царем» и хвалят за то, что страна при нем не воевала).

«Бегемот на комоде» — это из знаменитой загадки — простоял на площади еще двадцать лет после революции. В 1927 году его даже использовали для торжеств, поместив в клетку. Теперь он установлен во дворе Мраморного дворца: что примечательно, на месте революционного броневика.

  • Адресст. м. Адмиралтейская, Миллионная ул., 5/1, двор Мраморного дворца

В Петербурге есть даже памятник последнему российскому императору, которому неохотно ставили монументы и после 1991 года. Причем инициатива принадлежала не городским властям и не политической партии, а приходу Крестовоздвиженской церкви, около которой бюст и установлен. Скульптор пользовался только фотоизображениями императора.

  • Адресст. м. Обводный канал, Лиговский проспект, 128

Ещё один памятник Николаю Второму, где он изображён вместе со своей супругой. Монумент появился в 2013 году, в честь 400-летия Дома Романовых и к 120-летию бракосочетания царской семьи.

Расположение сооружения весьма символично: в 1904 году по проекту, лично утверждённому Николаем Вторым, именно здесь была осуществлена закладка каменного храма на Обводном канале, которую приурочили к десятилетию царской свадьбы.

Средства на создание живописного монумента были собраны прихожанами храма, а посвящён он не только царской чете, но и всем семейным парам, чья сила любви и верности друг другу достойны памятника. 

  • Адресст. м. Балтийская, Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), наб. Обводного канала, 116

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/nado-znat-pamyatniki-imperatoram/

В ознаменование великого переворота, преобразившего россию. часть 1

Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга Пространственные сведения, находящиеся в распоряжении КГИОП, подлежащие представлению с использованием координат Из архивного собрания КГИОП

Слова, вынесенные в заголовок, служат преамбулой знаменитого декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О памятниках Республики», принятого 12 апреля 1918 года.

В первом пункте декрета указывалось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».

Работа закипела. Ее результаты хорошо известны, по этой теме в последние годы написано достаточно много.

Не претендуя на новизну относительно списка «снятых» и «перенесенных» памятников, мы хотели бы напомнить о некоторых из них, опубликовав фотографии и открытки из собрания КГИОП. Отдельным памятникам относительно «повезло».

Они или сохранились (как, например, памятник императору Александру III), или были воссозданы, часть же утрачена безвозвратно.

А.И. Герцен писал: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего; глядя назад – шагаем вперед». Эти слова как нельзя лучше раскрывают цель нашей публикации

Просмотр изображений в фотогалерее >

Колонна Славы. Измайловский пр. 7а

Колонна Славы воздвигнута перед Троице-Измайловским собором в память о подвигах русских войск, принимавших участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Идея сооружения колонны из стволов трофейных турецких орудий принадлежала военному инженеру Г.М. Житкову, который выполнил первоначальные эскизы памятника.

Проект доработал архитектор Д.И. Гримм. Фигуру Славы выполнил скульптор П.И. Шварц. 12 (24) октября 1886 года состоялось торжественное открытие монумента.

Колонна сложена из «44 стальных и 60 медных орудий разного наименования и калибра», размещенных в пять ярусов, и завершалась фигурой Славы с лавровым венком и пальмовой ветвью. Высота колонны около 29 метров, высота статуи 4,6 метра.

Совет

В пьедестал памятника со всех четырех сторон вмонтированы бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названиями воинских частей. Вокруг колонны стояли 10 полевых турецких орудий на лафетах, каждое на отдельном гранитном пьедестале.

В январе 1930 года памятник был разобран и отправлен на переплавку. В 2001 – 2005 годах колонна была восстановлена, первого октября 2005 года состоялось ее торжественное открытие и освящение. Архитектор проекта восстановления Г.А.

Шереметьев, скульптор З.К. Церетели. На стволе восстановленной колонны применен декоративный рельеф, имитирующий пушечные стволы. В ансамбль памятника включена ограда с десятью декоративными пушками на лафетах и художественные фонари.

Колонна Славы. Общий вид площади перед Собором Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
1900-е годы.

Колонна Славы. Общий вид.
1900-е годы.

Колонна Славы. Нижняя часть.
1900-е годы.

Пушки вокруг колонны.
1900-е годы.

Бюст императрицы Екатерины II перед зданием Обуховской больницы.
Наб. Фонтанки, 106

Бронзовый бюст на высоком постаменте из черного полированного гранита был открыт 29 мая (10 июня) 1888 года в ознаменование столетнего юбилея здания больницы, построенного в 1782-1784 годах. Авторы памятника: скульптор А.Л. Обер и архитектор Н.Л. Бенуа. На постаменте были выбиты надписи.

С лицевой стороны: «Императрице Екатерине II. Основательнице больницы». На боковых гранях: «Чтоб сей рекой благодеяний покрылась вся ее страна. Державин», «Больница основана в 1784 году».
В 1927 году было возбуждено ходатайство о снятии бюста, как не имеющего исторического и художественного значения.

В 1930 году памятник был снят, и его дальнейшая судьба неизвестна, как и судьба постамента. В историко-архитектурном паспорте на здание больницы 1940 года его авторы – архитектор П.Я. Осипов и научный сотрудник Н.И.

Фомин – отмечали, что место памятника императрице Екатерине II производит «вид забытой могилы».

 

 

 

 

Вид на главный фасад здания Обуховской больницы со стороны Фонтанки. В центре – бюст императрицы Екатерины II.
1920-е годы.

Бюст императрицы Екатерины II. Иллюстрация из журнала «Нива». 1888. № 31.

Остался только холмик под звездой. Вид на главный фасад здания Обуховской больницы.
Начало 1950-х годов.

Бюст императора Александра II
перед зданием Александровской больницы. Наб. Фонтанки, 132

Бронзовый бюст на высоком ступенчатом постаменте из цветного гранита открыт 19 февраля 1893 года перед главным фасадом больницы, основанной в 1866 году на средства императора Александра II. Авторы памятника: скульптор Н.А. Лаверецкий и архитектор П.А. Самсонов.

На постаменте были выбиты надписи. С лицевой стороны: «Императору Александру II. Основателю больницы». На боковых гранях: «Больница основана в память 19-го февраля 1861 г.», «Сооружен городским общественным Управлением в 1892 г.».
О.А. Кривдина и Б.Б.

Тычинин (авторы фундаментальной энциклопедии «Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга») называют точную дату демонтажа памятника – 20 октября 1931 года. Бюст, по-видимому, был отправлен в переплавку. Постамент же какое-то время сохранялся полностью, что зафиксировано на фотографии.

Однако до сегодняшнего дня дошла только его цокольная часть.

 

Бюст императора Александра II. Иллюстрация из брошюры «Краткое описание городской Александровской больницы для рабочего населения в память 19 февраля 1861 года в С.-Петербурге». [Предисловие В.П. Доброклонского]. СПб., 1893.

Вид на главный фасад здания Александровской больницы со стороны Фонтанки.  В центре – постамент бюста императора Александра II.
Начало 1930-х.

Читайте также:  Экскурсия по крышам санкт-петербурга в 2019 году

Основание постамента бюста императора Александра II. 2006.

Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона. Кирочная ул., 28а

Памятник находился перед батальонной церковью Святых Косьмы и Дамиана (в настоящее время на этом месте находится школа № 183, рядом со станцией метро «Чернышевская»). Первоначально в 1853 году по повелению императора Николая I памятник был установлен в лагере Саперного батальона под Петергофом (недалеко от дворца «Бельведер»). А.Ф.

Гейрот в своей книге «Описание Петергофа», вышедшей в 1868 году, называет автором памятника знаменитого П.К. Клодта. Однако это утверждение в более поздней литературе не находит подтверждения. В 1893 году император Александр III повелел перенести памятник в Петербург. Площадка перед входом в церковь для этого была специально перепланирована.

Торжественное открытие памятника на новом месте состоялось 6 июня 1899 года, в день Святой Троицы.

Обратите внимание

Памятник уничтожен одновременно со сносом церкви Святых Косьмы и Дамиана в 1936 году.

Памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона». 1913.

Памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона». 1913

Памятник императору Александру III. Пл. Восстания (Знаменская площадь)

Памятник императору Александру III был открыт 23 мая (5 июня) 1909 года. Автор памятника скульптор П.П. Трубецкой. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «Императору Александру III державному основателю великого сибирского пути». В 1919 г.

эта надпись была сбита, а вместо нее выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»: Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья. Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья. Предпоследний самодержец всероссийский Александр III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и перевезен на склад.

В 1939 году статуя была передана на хранение в Государственный Русский музей. В 1994 году памятник установлен перед Мраморным дворцом.

Памятник императору Александру III. 1930-е.

Памятник императору Александру III. 1930-е.

Вид площади с памятником императору Александру III. 1930-е.

Вид площади с памятником императору Александру III. 1930-е.

Памятник «Петр I, спасающий рыбаков». Адмиралтейская наб

Памятник находился напротив восточного павильона Адмиралтейства (расположенного ближе к Зимнему дворцу). Он был открыт 27 июня (10 июля) 1909 года в дни празднования 200-летия победы русских войск под Полтавой. Авторы памятника скульптор Л.А. Бернштам и архитектор А.И.

фон Гоген. Надписи: на постаменте с лицевой стороны: «Император Петр I спасает погибших близ деревни Лахта в ноябре 1724 г.»; с тыльной стороны: «Дар Императора Николая II городу С.-Петербургу 27 июня 1909 г.» В основе композиции – легенда о причине смерти императора Петра I.

Якобы он, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург 5 ноября 1724 года, обнаружил у Лахты севший на мель бот с рыбаками, начал их спасать, простудился в холодной воде, заболел и уже не смог поправиться. Правой рукой император держит одного рыбака, левой помогает другому.

В волнах виден третий утопающий.  

В январе 1919 года памятник был демонтирован как антихудожественный и отправлен в переплавку.

Петр I спасает утопающих. Фотография с открытки. 1909

Петр I спасает утопающих. Фотография с открытки. 1910-е.

Петр I спасает утопающих. Фотография с открытки. 1910-е.

Петр I спасает утопающих. Фрагмент. Фотография с открытки.

Памятник Петру I у Сампсониевского собора. Большой Сампсониевский (Карла Маркса) пр., 41

Сооружение памятника Петру I у Сампсониевского собора было приурочено к празднованию в 1909 году 200-летия победы в Полтавской битве. Битва произошла 27 июня (10 июля) – в день памяти Сампсония Странноприимца. Памятник создан по модели, выполненной М.М.

Антокольским в 1872 году. Архитектурную разработку постамента выполнил Н.Е. Лансере. Средства на сооружение памятника были даны графами Сергеем и Александром Дмитриевичами Шереметевыми – потомками генерал-фельдмаршала графа Б.П.

Шереметева, главнокомандующего русской армией под Полтавой.

Скульптура была убрана в 1937 году и в 1940 году передана в Государственную Третьяковскую галерею. К 300-летию Санкт-Петербурга памятник был восстановлен на историческом месте (открытие состоялось 24 мая 2003 года). Отливка статуи была проведена с авторской гипсовой модели, находящейся в Научно- исследовательском музее Российской Академии художеств.

Петр I у Сампсониевского собора.

Петр I у Сампсониевского собора.  Фрагмент.

Петр I у Сампсониевского собора. Фотография с открытки. 1910-е.

Памятник «Питомцам Академии Генерального штаба, павшим при исполнении служебного долга». Суворовский пр., 32б

Памятник находился во дворе перед входом в здание Императорской Николаевской Академии Генерального штаба. Авторы памятника: скульптор К.В. Изенберг, архитектор А.И. фон Гоген. Он был открыт 2 (15) сентября 1909 года. Надпись с лицевой стороны: «Питомцам Академии, павшим жертвою служебного долга», с тыльной стороны: «Сооружен в 1909 году иждивением питомцев Академии».

Памятник представлял собой гранитный пилон на высоком ступенчатом цоколе, увенчанный арматурой из знамен, ружей и мечей. На лицевой стороне пилона – барельеф, изображающий смерть офицера Генерального штаба на поле сражения. По сторонам центрального пилона — два постамента с символическими композициями, включающими книги, карты, оружие.

Один завершается кивером, другой – фуражкой.

Демонтирован во второй половине 1930-х годов по ходатайству Военного училища, занимавшего здание.

Памятник Питомцам Академии Генерального штаба

Памятник «Питомцам Академии скульп. К. Изенберг.

Памятник Петру I «Царь-плотник». Адмиралтейская наб

Памятник находился напротив западного павильона Адмиралтейства. Он был открыт 14 июня (27) 1910 года. Авторы памятника скульптор Л.А. Бернштам и архитектор А.И. фон Гоген.

Надпись на постаменте с лицевой стороны: «Царь Петр I обучается корабельному делу в городе Саардаме, в Голландии, 1697 году», с тыльной стороны: «Дар Императора Николая II городу С.-Петербургу 14 июня 1910 г.

» В январе 1919 года памятник был демонтирован как антихудожественный и отправлен в переплавку (как и памятник «Петр I, спасающий рыбаков»).

В 1911 году авторская копия «Царя-плотника» была подарена Россией Голландии и установлена в Саардаме (сегодня принято название – Зандам или Заандам).

Важно

В 1996 году Голландия сделала ответный подарок – передала Петербургу бронзовую копию со скульптуры, находящейся в Зандаме.

Она была установлена на Адмиралтейской набережной, но не на своем историческом месте, а там, где раньше находился памятник «Петр I, спасающий рыбаков».

Петр I. Царь-плотник.

Петр I. Царь-плотник. Фотография с открытки. 1910-е.

Петр I. Царь-плотник. Фотография с открытки. 1910-е.

Петр I. Царь — плотник. 1910.

Памятник великому князю Николаю Николаевичу. Манежная площадь

Монумент был открыт 12 (25) января 1914 года. Автор памятника – итальянский скульптор Пьетро Каноника. Основная часть памятника – конная статуя великого князя Николая Николаевича, главнокомандующего русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Постамент из красного гранита со всех четырех сторон украшали горельефы.

На боковых сторонах представлены эпизоды сражений этой войны. На передней стороне была изображена группа всадников во главе с Николаем Николаевичем.

Справа от него – наследник цесаревич (будущий император Александр III), слева – румынский принц Кароль (будущий король Кароль I), среди других всадников – великий князь Владимир Александрович, герцог Сергей Максимилианович Лейхтенбергский, генералы М.Д. Скобелев, И.В. Гурко, Ф.Ф. Радецкий, А.А. Непокойчицкий.

На тыльной стороне – группа воинов с полковыми знаменами. Надпись на постаменте с лицевой стороны: «Генерал-фельдмаршалу великому князю Николаю Николаевичу Старшему», с тыльной стороны: «Незабвенному главнокомандующему в освободительной войне».

Скульптура была снята в ноябре 1918 года, постамент демонтирован в январе 1919 года.

Памятник великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади. 1915.

Памятник великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади. 1915.

Памятник великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади. 1915.

Памятник великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади. 1915.

Источник: http://kgiop.gov.spb.ru/populyarizaciya/70-let-pobedy/v-oznamenovanie-velikogo-perevorota-preobrazivshego-rossiyu_1/

Стоит комод, на комоде бегемот..

Стоит комод, на комоде — бегемот…

Пост про памятник Александру III в Санкт-Петербурге

23 мая 1909г. на Знаменской площади (ныне пл.Восстания) был открыт памятник императору Александру III.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Ее поставили для определения наилучшего расположения памятника…

оригинальный авангард такой )))Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Совет

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой.

Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г. Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

«Стоит  комод,На комоде — бегемот,На бегемоте шапочка,

какого дурака это папочка?»

Но были и более жесткие:

«Третья дикая игрушкаДля российского холопа:Был царь-колокол, царь-пушка,

А теперь ещё царь-жопа.»

Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: «Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы… Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет… Бог знает что… Помесь из осла, лошади и с примесью коровы… Конь, очевидно, не понимает Всадника… предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть…

С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось…

«Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз».

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: «О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом«. Он был подданным Италии, но высказывание скандальное…

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».В советское время памятнику досталось.

Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,А я пожал удел посмертного бесславья.

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

«

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял недолго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея.

Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами.

И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И… ничего страшного… выдержали и комод и бегемот и обормот — выдержали.

Обратите внимание

Вот она — великая сила искусства!После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия… так он там и стоит, гордый, но незаслуженно забытый… пора уже ему найти какой-то сквер или площадь в городе, а то ставят разное дерьмо современное, а такой шикарный памятник с историей на задворках прозябает.

Инфа и старые фото (С) интернет

Источник: https://pantv.livejournal.com/536625.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector