Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Мраморный дворец, построенный в конце XVIII века, можно
увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, неподалеку от Зимнего
дворца и Летнего сада.

Строительство велось по личному заказу Екатерины II. Был приглашен, пожалуй,
самый именитый архитектор тех лет – итальянец Антонио Ринальди.

Впрочем, как
гласят городские легенды, императрица и сама приложила руку к созданию эскиза
будущего сооружения.

Мраморный дворец находится на Адмиралтейском острове, на
участке между Миллионной улицей, Дворцовой набережной, Суворовской площадью и
Мраморным переулком. В петровские времена на этом месте стоял Почтовый двор.

Первые
постройки датируются 1706 г.
В 1714-1716 гг. Почтовый двор был перестроен и расширен, также появилась
пристань для служебных фрегатов. Над проектом работал известный архитектор того
времени Доменико Трезини.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Памятник Трезини установлен в Санкт-Петербурге на одноименной площади рядом с Университетской набережной и Благовещенским мостом.

Постройка представляла собой двухэтажное мазанковое здание с
большим внутренним двором. На первом этаже работал ресторан, на втором
располагался парадный зал и гостиница.

Это было одно из тех мест, где Петр I устраивал свои знаменитые
ассамблеи. Расположение Почтового двора позволяло Петру I и Екатерине I приходить сюда пешком из Летнего сада.
В 1726 г.

здесь была открыта и Академическая художественная школа.

К сожалению, постройка быстро обветшала. В 1731 г. Трезини было
поручено снести Почтовый двор и на его месте создать кордегардию и конюшни
лейб-гвардии Конного полка. Уже к 1732 году Манеж был готов, но просуществовал
недолго.

В 1737 здесь случился пожар, который полностью уничтожил сооружение.
После площадку расчистили, и она получила название Верхняя Набережная площадь. В
таком виде местность оставалась вплоть до начала строительства дворца в 1768 г.

Изначально здание строилось для фаворита Екатерины Великой –
графа Григория Орлова. Столь ценный подарок преподносился как знак
благодарности за участие в событиях 1762 года. Тогда именно Орлов со своими
братьями помог совершить дворцовый переворот, в результате которого Екатерина оказалась
у трона. Об этом свидетельствует и надпись «Здание благодарности», которой декорирован
главный вход.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Граф Григорий Орлов

Строительство было сложным и требовало огромных затрат,
из-за чего растянулось на целых 16 лет. На момент начала работ Григорий Орлов
имел близкие отношения с императрицей и жил с ней под одной крышей – в Зимнем
дворце.

Какое-то время Екатерина II даже подумывала о венчании с Орловым,
но окружению удалось отговорить ее от этой затеи. Так, воспитатель царевича
Павла, Никита Панин, говорил: «Императрица может поступать, как ей угодно, но
госпожа Орлова никогда не будет императрицей российской».

Отношения Орлова и Екатерины Великой нельзя было назвать
гармоничными и спокойными, они часто ссорили и в итоге такой роман стал
императрице в тягость. Сам Григорий, понимая, что его отправляют в отставку,
устраивал скандалы и запивал свое горе. Все закончилось знакомством Екатерины с
князем Потемкиным и ее новым романом, а Орлову пришлось окончательно покинуть
императорский дом.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Князь Григорий Потемкин-Таврический

Казалось бы, он мог заехать в свою новенькую резиденцию в
центре Санкт-Петербурга, но этого не случилось. Во-первых, стройка еще не была
завершена.

Во-вторых, граф не сильно и рвался там жить, ведь это было связано с
неприятными для него воспоминаниями. На тот момент он сильно переживал из-за
разрыва с императрицей, что нанесло сильный удар по самолюбию.

Роскошные хоромы
в его глазах стали прощальной подачкой от государыни.

К удивлению для всех, достаточно быстро Орлов женился. Его
новоиспеченной супругой стала молоденькая фрейлина Екатерина Николаевна
Зиновьева. Многие полагали, что этот шаг был сделан с целью вызвать ревность у
императрицы, ведь даже имя избранницы было схожим. Как бы то ни было, граф
искренне полюбил свою жену.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Фрейлина Екатерина Николаевна Зиновьева

Из-за проблем со здоровьем пара большую часть времени жила не
в Санкт-Петербурге, а на европейских курортах. К сожалению, несмотря на
старания лучших докторов, Екатерина Николаевна скоро умерла от туберкулеза. Ей
было 22 года. Григорий сильно переживал утрату.

Он переехал в Москву и почти не
выходил из своего дома. Как писал Шарль Массон в «Секретных записках»: «Надменный,
могущественный, блестящий Орлов умер в ужасном безумии, пачкая лицо
собственными испражнениями». Орлов ушел из жизни в 1783 г.

Он пережил жену лишь
на два года и так и не увидел свой дворец завершенным.

Как можно видеть, к Григорию Орлову Мраморный дворец имеет
лишь косвенное отношение, ведь граф в нем никогда не жил, и вообще резиденция
была достроена лишь после его смерти. В 1785 году, когда все работы были
закончены, Екатерина II
выкупила здание у наследников. Новым владельцем стал второй внук императрицы –
Константин Павлович.

Императрица преподнесла Мраморный дворец в качестве подарка
на свадьбу своего внука князя Константина Павловича и принцессы Юлианы
Саксен-Кобургской, которая в православии стала Анной Федоровной.

Внук
императрицы отличался сложным характером и нервозностью с частными вспышками
необузданного гнева, что унаследовал от отца. Семейная жизнь не задалась уже
после первой брачной ночи. Так, известно, что царевич любил стрелять из пушки в
просторных коридорах резиденции, пугая всех, кто находился рядом.

После
очередной выходки все закончилось решением Екатерины об его аресте. Так дворцовый
комплекс вновь опустел.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Князь Константин Павлович

Спустя полгода императрицы не стало, и дальнейшей судьбой
здания распорядился Павел I.
Два года это место было пристанищем для польского экс-короля Станислава Августа
Понятовского.

После его смерти сюда вернулся Константин Павлович. В резиденции
регулярно проводились шумные пирушки и оргии. Такой образ жизни привел к
разводу с Анной Федоровной.

Новой избранницей стала Жозефина Фридерикс, которая
родила князю внебрачного сына.

Начиная с 1813 года, царевич фактически не жил в
Санкт-Петербурге. Он стал наместником Царства Польского и перебрался в Варшаву,
где женился на польской дворянке Жанетте Грудзинской. Умер князь от холеры в
1831 году.

Спустя несколько месяцев, скончалась и его жена. Внебрачный сын,
конечно же, не мог стать наследником резиденции, но он получил от императорской
семьи компенсацию в 1 млн.

300 тысяч рублей – фантастическую по тем временам
сумму.

По указу Николая I Мраморный дворец перешел в собственность среднего сына
императора. И вот опять комплекс стал свадебным подарком, на этот раз князю
Константину Николаевичу и немецкой принцессе Александре Фридерике
Саксен-Альтенбургской, которая после венчания стала Александрой Иосифовной.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Князь Константин Николаевич

Поскольку постройка длительное время не использовалась для
постоянного проживания, она находилась в плачевном состоянии. Для молодой пары,
по приказу императора, дворец был заново отделан и отреставрирован.

В их семье было шесть детей. По наследству дворец должен был
перейти старшему сыну – Николаю Константиновичу. Но этому не дано было
случиться.

В 24 года князь влюбился в американскую певицу и куртизанку Фанни
Лир, ради которой воровал драгоценности из собственного дома. За эти деяния
Николай Константинович лишился и наследства, и титула.

Он был выслан из
Санкт-Петербурга и последние 44 года своей жизни провел в Ташкенте.

https://www.youtube.com/watch?v=hS-gHzAbxGo\u0026t=2s

Последним жильцом и владельцем Мраморного дворца был Великий
князь Константин Романов. Он унаследовал резиденцию, поскольку являлся вторым
по старшинству сыном в семье.

Константин Константинович больше известен широкой
публике как талантливый поэт, публиковавшийся под псевдонимом К.Р.

Также он
занимался переводами, сочинял романсы на музыку именитых композиторов,
увлекался живописью и имел большую коллекцию картин.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Князь и поэт Константин Константинович Романов

Поэт умер от очередного приступа астмы в 1915 году.
Содержание столько огромного комплекса зданий требовало внушительных затрат. В
годы революции, когда у власти оказалось Временное правительство, сыновья К.Р.,
не имея таких денег, продали его государству.

В советское время здесь была открыта Государственная
Академия Истории Материальной культуры, а с 1936 года – филиал Центрального
музея В.И. Ленина. Памятник архитектуры очень быстро утратил былую роскошь:
закрасили позолоту, сбили лепнину, убрали камины. Большую часть ценностей
передали Эрмитажу, роскошные хрустальные люстры перевезли в другие дворцы и
партийные санатории.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Вход в филиал музея В.И. Ленина

Почти чудесным образом сохранились лишь парадная лестница и убранство Мраморного зала. Примечательно, что этот зал на многие годы стал местом, где ленинградских школьников-октябрят торжественно принимали в пионеры.

Читайте также:  Оборона города ленинградцами. Часть II

Здание выполнено в стиле раннего классицизма, что редкость
для Санкт-Петербурга. Более того, оно стало первой постройкой в городе, которая
была полностью облицована натуральным камнем. Императрица не жалела средств на
строительство и отделку резиденции.

Наибольшую художественную ценность представляют наружные
фасады. Они сохранились до наших дней в почти неизменном виде. Портик выполнен
из розового мрамора.

Для отделки первого этажа использовался темно-красный
гранит, для второго и третьего – светло-серый.

Благодаря такому цветовому решению
создается иллюзия, что постройка как будто вырастает из берегов Невы, а ее
стены перекликаются с цветом серого петербургского неба.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Вид со стороны Невы

Во дворе комплекса стоит памятник Александру III. Казалось бы, какое
отношение он имеет к этому месту? На самом деле эта скульптура появилась здесь
уже после развала СССР. Ранее тут стоял броневик, с которого выступал Ленин. Памятник
Александру III,
созданный еще в 1909 г.,
находился на задворках Русского музея.

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Монумент Александру III

Помимо Антонио Ринальди над художественным убранством дворца
трудились многие выдающиеся художники.

Так, величайший скульптор XVIII века,
Федот Шубин, создал белые барельефы из мрамора, трофеи и орлов для Парадной
лестницы. Над плафонами для Мраморного зала работал живописец Стефано Торелли.

Также для Мраморного и Орловского зала делал барельефы, портреты, скульптуры и композиции
десюдепортов скульптор Михаил Козловский.

Парадная лестница – первое, что можно увидеть, заходя в само
здание. Эта часть дворца тоже сохранилась в неизменном виде. Для отделки использован
цветной мрамор. Здесь же красуется рельеф с изображением архитектора Антонио Ринальди.

Парадная лестница находится четко посередине главного
корпуса, но ее нельзя назвать центральным элементом архитектурной композиции. В
основе здесь функциональность – лестница должна была давать доступ на верхние
этажи. Вся уникальность и красота кроется в художественной отделке. В качестве
основного материала тут, опять же, выступает мрамор.

Парадная лестница

Первый этаж был отведен для кухни, котельной и ряда других
служебных помещений. Тут располагалась и церковь Введения во храм Пресвятой
Богородицы, закрытая в 1918 году.

Между первым и вторым этажом имеются ниши со статуями:
женские фигуры, олицетворяющие время суток. Здесь поднимается философская тема
человека и этапов его жизненного пути. Скульптуры являют собой не только утро,
день, вечер и ночь, но и символизируют человеческий путь – детство, юность,
зрелость и старость.

Пролет между вторым и третьим этажом украшают скульптуры Весеннего
и Осеннего равноденствия. Еще одна аллегория – олицетворение гармоничного
развития личности.

Скульптуры Весеннего (женская фигура) и Осеннего (мужская фигура) равноденствия

На втором этаже расположились парадные залы:

  • Лаковый, отделанный деревом;
  • Собранный, с лаковыми стенами, посвященный Екатерине II;
  • Орловский, здесь находится действующая картинная галерея;
  • Китайский, оформленный в стиле шинуазри, и выполнявший в свое время функцию парадной столовой;
  • Белый, самый большой парадный зал, выполненный в готическом стиле, тут хранилась коллекция оружий;
  • Мраморный, облицованный разными сортами мрамора и украшенный пампезными барельефами, самое роскошное помещение во всем дворце.

Всего во дворце было 70 парадных помещений. До наших дней,
как уже говорилось выше, сохранился лишь интерьер Мраморного зала. Другие были
воссозданы по фотографиям и рисункам силами Русского музея.

Восстанавливались и
комнаты, где жил и работал Константина Константиновича. В семи из них на данный
момент работает музейная экспозиция.

Помимо залов и жилых покоев на втором
этаже были ванная, парная, зал для игры в мяч, библиотека.

Это главное помещение во дворце, заслуживающее отдельного
внимания. Как уже упоминалось, здесь многое сохранилось в том виде, как это
задумывал еще Ринальди. Стены отделаны мрамором, на полу паркет из дорогих
пород натурального дерева, оконные рамы и двери на балкон украшены позолотой.
Для художественного оформления использовались и достаточно редкие материалы.
Например, лазурит.

Мраморный зал

Вдоль двух стен можно видеть роскошные колонны, по периметру
– округлые барельефы с композициями на тему жертвоприношения. На стене с
восточной стороны изображены два двуглавых орла. Особую помпезность залу
придают огромные хрустальные люстры, покрытые позолотой. Потолок украшен
плафоном Стефано Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». К слову, высота потолков
здесь 11.5 метров.

Изначально, по проекту Антонио Ринальди, на этом месте
находился Висячий сад под открытым небом. Позже, когда велась реконструкция
накануне свадьбы сына Николая I и княгини Александры Иосифовны, архитектор Александр
Павлович Брюллов полностью изменил архитектуру данного помещения.

Зимний сад

По задумке Брюллова, зал был перекрыт кессонированным
потолком, который поддерживают две чугунные колонны. Потолок выполнен из
металла и поделен на множество четырехугольников, в середине которых
располагаются кессоны.

С восточной стороны виднеется балкон с кованой решеткой,
а в центре зала –  трехуровневый фонтан. Среди
экзотических растений, высаженных в Зимнем саду, можно разглядеть и изящные скульптуры.

С Цветником сад соединен тремя арочными проемами.

С 1992 г.,
по распоряжению мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, Мраморный дворец
перешел в собственность Государственного Русского музея. На данный момент здесь
можно посетить несколько постоянных экспозиций:

  • Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских;
  • Музей Людвига в Русском музее. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления;
  • Константин Романов — поэт Серебряного века.

Посетители музея имеют возможность увидеть парадные залы,
личные вещи и комнаты Константина Константиновича. Также в стенах филиала
Русского музея регулярно проходят выставки российских и зарубежных художников
современности.

Мраморный дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Главная > Россия > Санкт-Петербург

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – одна из самых знаменитых построек XVIII столетия. Дворец строился по расчетам арх. А. Ринальди по велению Екатерины II для ее фаворита Г. Г. Орлова.

Известно, что императрица лично сделала эскиз будущего здания, а зодчий воплотил ее замысел.

Граф Орлов был так восхищен работой зодчего, что как только он вступил во владение, приказал установить рельеф из мрамора с портретом Ринальди.

Такого царского подарка граф был удостоен за то, что помог Екатерине занять российский престол. Фаворит оценил подарок и со своей стороны преподнес Екатерине II огромный бриллиант, стоимость которого почти равнялась стоимости всей постройки. Сегодня этот бриллиант так и называют – «Орлов».

Возведение дворца началось в 1769 году, работами по постройке руководил М. Мордвинов. Императрица часто приезжала на стройку и отмечала хороших мастеров особыми наградами.

В 1774 году начали отделку фасадов и внутренних залов гранитом и 32-мя видами мрамора, причем, белый мрамор подвозили из Италии.

Кровлю покрыли медными листами, соединение и пайка которых была проведена с таким старанием, что крыша простояла без ремонта до 1931 года.

Строительство дворца так долго велось, что Орлов не дождавшись его завершения, скончался в 1783 году, 13 апреля. Работы по постройке Мраморного подходили к концу, когда случилось еще одно  несчастье: с лесов упал А. Ринальди. Архитектор не дождавшись окончания возведения, уехал к себе в Италию, оставив после себя это великое творение.

Все залы, личные покои, будуар, лестницы, картинные галереи дворца богато украшены позолотой, лепниной и статуями. На третьем этаже располагались Библиотека, жилые покои, гостиные для карточных игр, Китайская диванная, Зал, где играли в мяч. Дворец примечателен тем, что там находился Екатерининский зал, славящий Екатерину и Орловский зал, прославляющий Орлова и его братьев.

На первом этаже располагались котельная, кухня, церковь и служебные комнаты, которые были оснащены механизмами, подающими воду в Сад, баню, на кухню и в бассейн.

После революции здание переходило к разным ведомствам, пока архитектор Н. Лансере, в 1937 году не перестроил его под музей, стараясь сохранить отделку интерьеров в их первоначальном виде.

Сегодня в Мраморном дворце проводятся выставки, встречи политических деятелей, ведется научная работа, идет восстановление помещений.

 Добраться до Мраморного дворца можно от ст. метро – Невский проспект».

Фото достопримечательности: Мраморный дворец

Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание
Где находится Мраморный дворец. Местоположение Мраморного дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

 

Мраморный дворец на карте:

Мраморный дворец | Санкт-Петербург Центр

Мраморный дворец является первым архитектурным комплексом, облицованным природным камнем. Создание этого шедевра, одного из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга уходит в далекое прошлое, и таит в себе немало интересных фактов.

Читайте также:  Государственный музей-заповедник Петергоф

История

На месте где сейчас расположен мраморный Дворец, в 1706 году был построен Питейный дом, затем с 1714 по 1716 года в этом месте по проекту Доменико Трезини был выстроен Почтовый двор с пристанью.

Первоначально Почтовый дом был Мазанковым зданием, затем после перестройки появились деревянные двухэтажные дома. Здесь часто любил проводить торжественные мероприятия Петр I.

в настоящее время Почтовая набережная именуется Дворцовой, а на месте Почтового Двора был выстроен Манеж, который впоследствии сгорел.

Создание комплекса

Знаменитым итальянским архитектором Антонио Ринальди с 1768 по 1785 года был построен Мраморный дворец. Идея о создании величественного архитектурного комплекса, принадлежит Екатерине II. Императрица по завершению строительства, хотела подарить Дворец своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Такой щедрый подарок, был в знак благодарности за отвагу и преданность в событиях 1762 года. Именно этот момент стал ключевым, для того чтобы Екатерина II оказалась на русском престоле. Ответным шагом графа стал огромный персидский бриллиант «Надиршах». В наше время камень известен под названием «Орлов».

Первый камень был заложен в 1769 году. Ежедневно около 150 каменщиков трудились над созданием дворца. Строительными работами руководил Михаил Иванович Мордвинов, а архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Петр Егоров. Императрица лично посещала строительную площадку, и лучших работников вознаграждала монетами.

Плиты мрамора и гранита были привезены 1768 году, а уже в 1769 году были возведены кирпичные своды и стены. Обработка природного камня была осуществлена с 1770 по 1774 года. А отделка мрамором и гранитом была начата в 1774 году. С Антонио Ринальди произошел несчастный случай, после этого ему пришлось покинуть Россию и вернуться в Италию.

Описание дворца

У самого входа во дворец  установлена надпись «Здание благодарности», немного выше расположена башенка с часами, а рядом находятся две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость.

В восточной части был построен служебный корпус. Здесь располагались конюшни, каретники, комнаты для прислуг. В западной части располагались помещения для хозяйственных нужд.

В Мраморном дворце парадная лестница украшена статуями: Утро, День, Вечер и Ночь. Каждая из них символизирует самое дорогое, что есть на каждом этапе жизни у человека.

Утро – это детство, самая беззаботная пора. День – юность, время, когда только начинается жизнь. Вечер – это зрелость, когда уже многое прожито, но еще столько впереди.

Ночь – старость, когда прожито все, и осталось только наслаждаться отдыхом.

Поднимаясь на второй и третий этаж, можно увидеть скульптуры, олицетворяющие весеннее равноденствие. Все скульптуры на Парадной лестнице были созданы в честь доблести, твердости духа и отваги Григория Орлова.

На первом этаже располагались кухни и котельные. Все служебные помещения были оборудованы всеми необходимыми механизмами.

Второй этаж представляет собой особую ценность. В его северной части расположена Большая Невская анфилада. В эту часть дворца можно попасть с Парадной лестницы. Далее если идти через Овальную проходную, то можно попасть в Лаковый зал. А если прогуляться через Большую столовую, то можно увидеть сердце дворца – Мраморный зал.

Именно здесь расположены знаменитые барельефы «жертвоприношение», они были изготовлены для Исаакиевского собора Антонио Ринальди. Далее расположен Орловский зал, здесь можно увидеть различные экспозиции которые повествуют о доблести и величии братьев Орловых. После него находится Екатерининский зал, посетив его можно узнать детали жизни великой императрицы.

С южной стороны к Екатерининскому залу, расположены личные покои графа Орлова.

В юго-восточной части дворца расположена Картинная галерея. В ней представлены около 206 шедевров живописи. Здесь можно увидеть творения таких мастеров как Рембрандт, Пуссен, Рафаэль и многих других.

На третьем этаже расположены жилые покои, библиотека, гостиные комнаты, а также китайская диванная.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку.

И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани.

Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен.

Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября.

В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

Интересные факты

  • По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.
  • В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.
  • По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.
  • Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».
  • На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград.

В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец, расположенный на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, — уникальный памятник архитектуры XVIII века. Это первое здание в городе, облицованное натуральным камнем. И наверное, один из самых недооцененных дворцов в центре Петербурга, так как далеко не все туристы знают о нем. Но для меня это было только плюсом — в мое посещение во дворце практически не было посетителей.

Памятник Александру IIIВход во дворецПарадная лестница

Как добраться

Ближайшие ко дворцу станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». После выхода из метро проходим по Садовой или набережной канала Грибоедова в сторону Невы. Дворец располагается рядом с Марсовым полем.

Читайте также:  Музей «невская застава»: история рабочего района

Стоимость взрослого входного билета для граждан РФ — 300 рублей. На кассе принимают банковские карты. Так как дворец относится к Русскому музею, его посещение возможно при покупке комплексного билета. Например, за 550 рублей (зима 2019) можно попасть в Михайловский и Мраморный дворцы и корпус Бенуа.

Эти скульптуры — единственный сохранившийся в Петербурге аллегорический ансамбль XVIII векаЭти скульптуры — единственный сохранившийся в Петербурге аллегорический ансамбль XVIII векаЛестница простояла до нашего времени практически без измененийЛестница простояла до нашего времени практически без изменений

История Мраморного дворца

На входе во дворец мы можем увидеть памятник Александру III, «Державному основателю Великого Сибирского пути». Первоначально монумент был установлен на Знаменской площади (ныне — площадь Восстания). Благодаря нелепому и не подобающему императору виду памятник получил весьма неоднозначные отзывы современников. В народе можно было услышать следующую эпиграмму, посвященную монументу:

«Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест — Кто угадает,

Того под арест».

Детский зал Музея Людвига. Временная экспозицияДетский зал Музея Людвига. Временная экспозицияМебель во дворце полностью соответствует пышной обстановкеМебель во дворце полностью соответствует пышной обстановкеМраморный залИнтерьеры дворца вызывают неподдельное восхищениеИнтерьеры дворца вызывают неподдельное восхищение

Само здание дворца выглядит очень строгим и парадным. Его фасады, как следует из названия, отделаны настоящим мрамором. Архитектором дворца является Антонио Ринальди, известный по своим проектам Князь-Владимирского собора и не сохранившегося до наших дней Большого театра в Санкт-Петербурге. В 1840-х годах здание было отреставрировано по проекту Александра Брюллова.

На втором этаже находятся выставочные залы произведений современного искусстваНа втором этаже находятся выставочные залы произведений современного искусстваЗдесь можно увидеть самые различные экспонаты. К примеру, слева на фото — инсталляция «Серое вещество», растянувшаяся на несколько метровЗдесь можно увидеть самые различные экспонаты. К примеру, слева на фото — инсталляция «Серое вещество», растянувшаяся на несколько метровМузей Людвига в Русском музееМузей Людвига в Русском музее

Изначально на месте мраморного дворца находился Почтовый двор. Недалеко от него был расположен Зверовый двор, где содержался первый петербургский слон. В 1737 году постройки были уничтожены пожаром.

В 1768 году императрица Екатерина II приказала построить здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Сам Орлов до окончания постройки не дожил, и Екатерина выкупила дворец, пожаловав его внуку, Великому князю Константину Павловичу, сыну Павла I. В дальнейшем дворец неразрывно связан с родом Романовых — его владельцами было несколько поколений великих князей.

Мировое искусство ХХ века: идеи и направленияМировое искусство ХХ века: идеи и направления«13-й этаж»Третий этаж отведён под выставку скульптурТретий этаж отведён под выставку скульптур

Интересна судьба Мраморного дворца во времена СССР. С 1919 года его помещения занимала Российская академия истории материальной культуры. А через 20 лет здесь разместился филиал Центрального музея Ленина. На месте памятника Александру III здесь был установлен броневик «Остин-Путиловец».

Темы произведений различны: сельский быт…Темы произведений различны: сельский быт……одиночество……и, конечно же, вечные и высокие чувства. …и, конечно же, вечные и высокие чувства.

В 1992 году здание перешло в ведение Русского музея, чьи филиалы, Михайловский дворец и Михайловский замок, расположены неподалеку.

Если кратко, в целом:

  • интересная экспозиция, размещенная в исторических интерьерах;
  • удобно совместить с осмотром других филиалов музея, или, например, прогулкой по Летнему саду;
  • в будние дни посетителей во дворце немного, можно вдоволь нагуляться по огромным парадным помещениям.

  • Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
  • Марсово поле в Санкт-Петербурге
  • Михайловский сад в Санкт-Петербурге
  • Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
  • Большой дворец в Петергофе
  • Подписывайтесь на наш канал, cтавьте ????, читайте блог о путешествиях. С нами интересно????

Мраморный дворец

Некогда, когда город только зарождался на том месте, где вы сейчас привыкли видеть Мраморный, или, как его еще называют, Константиновский, дворец, располагался Питейный двор. Последний в свою очередь в 1714 году был переделан в Почтовый двор оснащенный пристанью.

История дворца начинается в далеком от нас 1768 году. Именно в этом году Екатерина II издала приказ, согласно которому здесь началось строительство настоящего замка для графа Григория Орлова, ее фаворита.

Проект был доверен известному архитектору того времени Антонио Ринальди и на его строительство ушло целых 17 лет. К тому времени граф. Как потенциальный хозяин, умирает, так и не став его реальным владельцем.

В конце концов, императрица выкупила это здание у наследников Орлова, а позже 1796 году дарит его в качестве свадебного порядка своему внуку, князю Константину Павловичу.

Своим названием дворец обязан благодаря своеобразному фасаду, при строительстве которого впервые за всю историю градостроительства Санкт-Петербурга использовали отделку из натурального камня.

Внешние стены дворца и его внутренние интерьеры украшал гранит и более, чем тридцать сортов мрамора, который отличался цветами и оттенками.

Например, стены Мраморного зала, который считаетсяпо праву одним из самых красивых залов, облицованы прибайкальским лазуритом, греческим, итальянским, уральским и карельским мрамором. После длительной реставрации в мае 2010 года этот зал был открыт и теперь полюбоваться этой красотой может каждый желающий.

По задумке Ринальди, парадную лестницу замка выполнили в серо-серебристых оттенках и тоже использовали мрамор. Известный скульптор Федор Шубин украсил ее мраморными скульптурами «День», «Утро», «Ночь», «Вечер», «Весеннее равноденствие» и «Осеннее равноденствие».Все остальные ее элементы, включая барельеф с портретом самого Антонио Ринальди, выполнены из белого греческого мрамора.

Во время строительства архитектор удачно воплотил две идеи. Он хотел построить замок двойного назначения, чтобы он одновременно выполняя функцию городского дома и загородной усадьбы дворянина. Кажется, что это ему очень даже удалось.

– Фасады с северной, западной и южной сторон идеально вписываются в застройку города, а со стороны двора мы видим настоящую дворянскую усадьбу, которая имеет парадный двор, ограду, и сад.

Особый интерес у посетителей замка вызывает ограда, представленная кованной решеткой, установленной на гранитных столбах украшенных мраморными вазами.

Декорированием интерьера дворца занимались сразу несколько человек: скульпторы Шубин и Козловский, живописец Торрели, столяр Мейер и художник-миниатюрист Данилов. Оформление дворца продолжалось восемь лет и осуществлялось под руководством известного архитектора того времени Воронихина.

Главным помещением дворца считается Мраморный зал, в котором можно полюбоваться барельефами «Жертвоприношение», автором которых считается Антонио Ринальди. Находящиеся рядом Орловский и Екатерининский залы были построены с определенной целью – прославлять не только императрицу, но и братьев Орловых. Чуть поодаль находятся покои самого Орлова.

Известная галерея картинная галерея находилась в юго-восточной части замка. В то время в ней насчитывалось более двух сотен шедевров живописи, среди которых встречались и действительно уникальнейшие вещи – работы Тициана, Рембрандта и Рафаэля.

А вот в противоположной стороне размещались две бани – Турецкая и Греческая.

Одним из последних владельцев замка считается президент Академии наук и прославленный поэт, великий князь К.К.Романов, который писал под псевдонимом «К.Р». На сегодняшний день на территории музея действует мемориальная выставка под названием «Константин Романов — поэт Серебряного века»

На протяжении 17 лет, с 1919 по 1936 годы в замке находилась Академия истории и материальной культуры России, а чуть позже отделение Центрального музея Ленина.

Практически вплоть до середины 90-х прошлого века перед дворцом на постаменте стоял бронеавтомобиль «Остин-Путиловец». Он являлся прототипом того, с которого в Петрограде выступал Ленин. С 1997 года это место занял другой памятник мастера Паоло Трубецкого. Он представляет собой конная статую Александра III.

В залах Мраморного дворца выставленные постоянные экспозиции, самыми популярными среди которых считаются «Музей Людвига в Русском музее», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских», «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков».

Также нельзя не упомянуть на сегодняшний день единственную в нашей страны выставку искусства России XX века.

При помощи этой выставки можно изучить развитие искусства в России, а также определиться с местом, которое занимает наша страна в художественной культуре мира.

На сегодняшний день в помещении дворца регулярно проводятся выставки работ , как зарубежных, так и российских, современных художников.

Россия Санкт-Петербург Мраморный дворец

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector