Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

Последнее обновление 9 декабря, 2020

Визитной карточкой Санкт-Петербурга можно считать конную статую Петра I. Но у монумента есть и другое, более узнаваемое название – Медный всадник. История ваяния монумента уже давно обросла легендами и тайнами.

Описание памятника

Величество скульптуре придаёт конь, вставший на дыбы, с сидящим на нём всадником. Впечатляет и то, как тяжёлый конь стоит на задних ногах, имеет лишь две опорные точки.

Высота всей композиции составляет чуть больше пяти метров. Это без учёта гранитной каменной глыбы. Вес всего сооружения пять тонн. В основном конструкция изготовлена из бронзы.

С самого начала авторская композиция вызвала много кривотолков, споры возникли между создателем с одной стороны и императрицей Екатериной с приближёнными с другой стороны. Дворянство настаивало на том, чтобы император, как властитель, был облачён в мантию, держа в руках жезл и скипетр. Пожалуй, о чём не было споров, так это о месте установки монумента. Сенатская площадь сразу была выбрана.

Но скульптор Этьен Фальконе настаивал, что Пётр не происходил от четы римских правителей, поэтому мантия ему не к лицу. Поэтому русского правителя он наделил своими характеристиками. К их числу относятся:

  • Пётр всегда боролся с безграмотностью, злом, бескультурьем, поэтому змея под конскими копытами является символом дурных пороков.
  • Император был близок к народу: а значит, длинная русская рубаха с медвежьей шкурой вместо седла – яркое свидетельство проявления уважения к крестьянству.
  • Спокойствие, уверенность, проявление благодетельства, мах рукой в сторону своей страны.
  • При приближении видна имитация волны на граните. Скульптор хотел подчеркнуть заслуги правителя в покорении морских просторов.
  • Сама каменная глыба, на которой возвышается всадник, подчеркивает преодоление всевозможных жизненных преград.
  • Безусловно, Пётр Великий – победитель во многом: об этом свидетельствует меч на поясе и венок из лавра на голове.

Фигура изображена таким образом, что её взгляд всегда устремлён вдаль, оценивая защитные планы государства, мечтая о новых свершениях.

Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

Почему памятник называют Медным всадником

Поначалу у монумента не было такого названия – Медный всадник. Но вот уже более 200 лет оно прочно закрепилось в умах гостей и коренных жителей. Тут чётко прослеживается связь с Пушкинской поэмой «Медный всадник».

Ещё по теме:  Архитектура Украины: исторические замки

Многие учёные утверждают, что слава и вечность в пушкинские времена описываются определением «медный».

Литературоведы утверждают, что сам поэт писал о Петре, подчеркивая упрямство характера, намекая на устойчивое выражение «медный лоб».

Самым простым объяснением такого названия является тот факт, что к металлическим предметам в XIX веке часто применялось название «из меди». А бронза – это сплав меди с металлами.

Факт уже установленный! Образ памятника для своих произведений заимствовали Федор Достоевский и Саша Белый. Ссылались они именно на монумент на Сенной.

Авторы памятника

Так кто же автор памятника Медный всадник? Идея, как впрочем и создание памятника, принадлежит французскому скульптору Этьену Фальконе. Хотя принимала участие в разработке ученица скульптора, приглашали литейщика Екимова В., змею лепил Гордеев Ф., а архитектурной планировкой занимался Фельтен Ю.

Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

Екатерина II полностью одобряла идеи Петра Великого. Поэтому ей хотелось заслуги императора запечатлеть и увековечить в скульптуре навека.

На дворе был 1765 год, когда императрица отдает приказ обратиться к талантливому скульптору из Франции. Ведь прежнее творение Франческо Растрелли ей не понравилось. Фальконе взялся за работу. Все детали он отрабатывал лично. Для передачи всех точностей ему позировал настоящий всадник на живой лошади из королевских конюшен.

Примечательно, что задумку по созданию императрица обсуждала со знаменитыми просветителями Дени Дидро и Вольтером. Философские идеи и внешний вид скульптуры являлись предметом спора.

Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

История создания Медного всадника

После согласования всех вопросов начали лепить заготовку из гипса в естественную величину. Все работы по лепке проводились на территории временного Зимнего дворца. К 1769 году трудоемкий процесс был завершен.

Интересно, но факт: скульптурные детали головы и лица прорабатывала юная талантливая ученица мастера Мари – Анн Колло. А всё потому, что все три эскизных варианта мастера Екатерина отклонила.

Помощница за ночь создала зарисовки с посмертного слепка императора. После этого за свои творения Мари – Анн стала членом Российской художественной Академии с назначением пожизненной пенсии.

Работа над проектом

После создания, утверждения гипсовой заготовки, её ожидала бронзовая отливка. К 1772 году в город приезжает литейщик из Франции. Правда, работал он недолго. После изучения обстоятельств дела он посчитал, что все задуманные проекты нельзя воплотить в жизнь. Всеми подготовительными работами лично руководил Фальконе.

Через два года были проведены первые попытки, которые потерпели неудачу. К концу 1777 года верхняя часть композиции была готова. Неоценимую помощь тогда оказал литейщик Екимов Василий.

Постамент «Гром-камень»

Несколько интересных моментов связано с нижней частью скульптурной композицией. Такой мощный камень нашёл крестьянин Вишняков в селении Лахта. Местные жители придумали ему название – Гром-камень. Ведь его рассекла молния.

Масса валуна не меньше 1600 тонн, да и находился он далеко от места предполагаемого монумента. Возник вопрос: как переправить такой гигантский камень? В течение пяти месяцев такую махину транспортировали к Финскому заливу. Только осенью 1770 года её удалось переправить на Сенатскую площадь.

На нижней части огромной глыбы высекли: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

Литьё и установка памятника

Мероприятия по случаю открытия памятника были намечены по поводу столетия восхождения императора на престол, летом 1782 года.

Самого скульптора на открытии его детища не было, у него тогда были прения с Екатериной. Но на родину мастера прислали памятные монеты.

Если взять все подготовительные работы и считать время до открытия монумента, то общий срок создания памятника Медный всадник составил 12 лет.

Интересно, но у монументальной фигуры есть свои секреты. Конечно, фигура потрясает своим равновесием! Создается впечатление, что всё её равновесие сосредоточено на задних ногах лошади. Но это не так. Талантливый мастер здесь использовал некоторые хитрости.

Для возвышения величия императора и взлета бесстрашной лошади была использована фигура змеи. Изгиб её тела как бы невзначай сдавлено конскими копытами и касается хвоста лошади. Соединение змеи и хвоста животного – дополнительная опорная точка. Именно этот момент продумывал русский скульптор Гордеев.

Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

Равновесие также создается путём того, что круп коня в монументе намного массивнее, чем его передняя часть. Во время работы стенки передней части коня отливались тонкими, менее одного сантиметра. Русский литейщик Хайлов не один год работал над этим вопросом. Были даже неудачные попытки: фигуру императора приходилось переделывать.

А кто создал памятник Медный всадник? Не вызывает никаких сомнений, это Фальконе. После очередной попытки литья памятника он оставил свою запись в складках мантии, которая говорит о его авторстве.

Если присмотреться повнимательней, то у Петра проработаны детально глаза. Он как будто смотрит на свой любимый Санкт-Петербург. Здесь его зрачки напоминают форму сердец. Говорят, что так свои чувства к мастеру выразила юная ученица.

Где находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

Интересные факты о Медном всаднике

И по сей день история создания монумента окутана легендами. Вот они эти интересные факты:

  1. После церемонии открытия некоторые старообрядцы пришли в ужас. Они стали говорить о начале Апокалипсиса, а императора олицетворяли с Антихристом.
  2. Памятник считают настоящим хранителем городского спокойствия. Говорят, что пока Пётр на коне здесь, то город может спать спокойно. И действительно, сколько было у города и жителей испытаний? Выжили.
  3. Легенда гласит, что У Павла I было видение императора на площади, именно на том месте, где стоит Медный всадник.
  4. Интересный факт: якобы рука Петра направлена в сторону Швеции, с которой у нас была длительная война. А в Швеции статуя Карла XII направлена на землю Русскую.
  5. После того как в поселении убрали камень, пространство заполнилось водой. Водоём стал называться Петровский пруд.
  6. За время открытия скульптуры её реставрировали только два раза.
  7. Во время переправки камня корабль сажали на специальные сваи, установленные в донной части водоёма.
  8. Во время Великой Отечественной войны скульптуру обшивали досками, прятали за мешками с песком, землёй.
  9. В честь открытия выпустили серебряную медаль с изображением монумента. Три монеты были отчеканены в золоте. Одну из них отправили скульптору.
  10. В 1976 году во время реставрационных работ проводили некоторые исследования. Результат ошеломил: огромная статуя может простоять ещё много лет. Специалисты даже заложили внутрь записку с датой реставрационных работ.
  11. Перед празднованием 300-летия монумент очистили, отмыли, провели косметические работы.
  12. Знаменитыми позирующими жеребцами были Бриллиант, Каприз.
  13. За выполнение работ скульптор должен был получить 200000 ливров.
  14. У статуи есть только три опорные точки.
  15. Скульптор планировал создать композицию без ограждения. Но её соорудили, хотя до наших дней она не дошла. Но и сейчас не мешало бы памятник оградить от вандалов, создающих различные надписи.
Читайте также:  Выставка лю болин: художник-невидимка в эрарте

Где находится

Монументальная скульптура находится в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, станция метро Адмиралтейская.

Памятник Медный всадник является одним из популярных мест у гостей и жителей Санкт-Петербурга. Его величие потрясает и восхищает своей задумкой и воплощением. Советуем при посещении города побывать у этой знаменательной композиции.

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

  • Отели и гостиницы в Санкт-Петербурге от 600 рублей в сутки!
  • Медный всадник — это памятник в Санкт-Петербурге, посвященный великому реформатору Петру Первому (Великому).

Памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-ПетербургеГде находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

История памятника Петру Первому

История возникновения памятника началась в начале 60-х годов 18 века во времена правления Екатерины Второй. Будучи очень преданной петровским заветам, Екатерине II приходит мысль о создании памятника. Её друг Д. Дидро советует ей пригласить Этьена Фалькона — скульптора из Франции. После его прибытия в Петербург осенью 1766 начинается кропотливая работа по созданию монумента Петру.

Внешний облик будущего памятника по-разному представлялся как императрице, так и скульптору.

Однако, последнему удалось отстоять свое видение и убедить правительницу прислушаться к его варианту построения композиции.

Замысел французского скульптора состоял в том, чтобы монумент символизировал не только грандиозного стратега, сумевшего одержать множество побед, но и человека, умеющего создавать реформы и законы.

Изображенный в виде всадника, Петр Великий облачен в скромную одежду, которая характерна всем героическим особам. Вместо седла на вздыбленном коне находится медвежья шкура. Это является символом победы государства над варварами и становление цивилизованной России.

Постамент в виде скалы свидетельствует о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к успеху, а змея под ногами — изображение врагов. Известно, что во время работы над созданием фигуры Петра, скульптору никак не удавалось создать голову императора. Эту задачу блестяще выполнила одна из его учениц.

Создание змеи также принадлежит не Фальконе — над ней работал русский скульптор Федор Гордеев.

Гром-камень под Медным всадником

Гром-камень под Медным всадникомГде находится Медный всадник. Местоположение Медного всадника на карте Санкт-Петербурга и описание

  1. Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень». Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры. При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой.

В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов. Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения.

По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Памятник Петру 1 был открыт 7 августа 1782 года.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Описание памятника Петру «Медный всадник»

«Медный всадник» расположен в сердце города Санкт-Петербурга — на Сенатской площади. Данная достопримечательность окружена зданиями Синода и Сената, рядом с памятником можно увидеть Амералтейство и Исаакиевский собор. Практически каждый турист, посещающий город, считает своим долгом сделать фото Медного всадника.

Название памятник Петру «Медный всадник» получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле памятник сделан из бронзы.

На постаменте выполнена надписи с одной стороны на русском и с другой стороны на латинском:

«ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.»«PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.»

Характеристики памятника Петру

Характеристики «Медного всадника» :

  • вес — 8 тонн,
  • высота — более 5,
  • вес гром-камня — около 1500 тонн.

Дешевые авиабилеты в Санкт-Петербург от 1500 рублей.

 Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Сенатская площадь

 Как доехать: станция метро Адмиралтейская

 GPS координаты: 59.936393, 30.302207

«Медный всадник» в Санкт-Петербурге

«Медный всадник» — одна из известнейших скульптур города на Неве. Памятник установлен на Сенатской площади Санкт-Петербурга, в непосредственной близости от Исаакиевского собора и других достопримечательностей исторического центра. Фигура представляет из себя статую Петра I, восседающего на вздыбленном коне.

На складке плаща Петра I имеется надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года»На складке плаща Петра I имеется надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года»

Торжественное открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года, в год столетия со дня вступления Петра Великого на престол. Скульптура установлена на огромном камне, с обеих сторон которого нанесены надписи «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.» на русском и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» на латинском языке.

Как добраться

Памятник находится в самом центре города, в непосредственной близости от Исаакиевского собора, добраться до него можно пешком от большинства окрестных достопримечательностей. Ближайшая станция метро — Адмиралтейская. От неё можно дойти за 7–10 минут.

Кстати, интересна история постамента, на котором установлена фигура Петра. Называется он «Гром-камень». Для его поисков в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было размещено объявление с просьбой откликнуться граждан, которые могли бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Отливка скульптуры заняла 8 летОтливка скульптуры заняла 8 лет

Камень был найден одним крестьянином, жившим в окрестностях города. Счастливчик получил от государства 100 рублей, что считалось по тем временам неплохой суммой.

Можно представить, каких усилий стоило перемещение каменной глыбы на её нынешнее место. В день камень передвигали на 20-30 шагов, часть пути его переправляли по воде.

В Приморском районе Петербурга на месте его изъятия образовался водоём, который теперь называется Петровским прудом.

Кстати, скульптура вовсе не является медной, а выполнена из бронзы. В то время было позволительно называть бронзу медью

Безусловно, огромную роль в популяризации памятника сыграл Александр Сергеевич Пушкин, написав одноимённую поэму. В дальнейшем по этому произведению был поставлен одноимённый балет, его фрагмент, «Гимн Великому городу», стал гимном Санкт-Петербурга.

В хорошую погоду от монумента вполне можно прогуляться до рукотворного острова «Новая Голландия» или до сфинксов на Университетской набережной.

«Чижик-пыжик» в Санкт-ПетербургеКолоннада Исаакиевского собораПетропавловская крепостьНовая Голландия в Санкт-ПетербургеРазвод мостов в Санкт-ПетербургеАдмиралтейство в Санкт-Петербурге

Читайте также:  Гостиный двор в Петербурге

Ставьте ????, подписывайтесь на наш канал, читайте наш блог о путешествиях????

Медный всадник. Подробная информация: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Для работы был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, работавший в то время на фарфоровом заводе. Его кандидатуру предложил императрице Дени Дидро.

«В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. Корысти не знает», — писал философ о Фальконе.

Получив приглашение, скульптор сразу же согласился, он всегда мечтал о монументальном искусстве.

Фальконе решил представить Петра I как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны». «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».

Чтобы создать точную модель скульптор велел построить площадку с тем же наклоном, который должен был иметь постамент. Фальконе делал зарисовки, глядя, как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Голову Петра I вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II браковала ее.

В результате Мари предложила свой эскиз, который и был утвержден императрицей. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Змею под ногами коня — символ злых сил и победы Петра I над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна — выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда еще не была готова модель памятника. Говоря современным языком, был объявлен конкурс на поиск камня для постамента, газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление. Камень был найден в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем Вишняковым.

За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит весил около 1600 тонн.

Транспортировка камня заняла около полугода, сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне.

Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В то время это был пустырь, еще не было ни здания Сената, ни Исаакиевского собора. Начиная с 1775 года велись работы по отливке памятника. Этьену Фальконе не удалось завершить монумент самому, довершили дело Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года, в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Сигнал к открытию дала сама императрица.

Интересные факты

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках. Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783 году.

Своим названием Медный всадник обязан одноименному произведению А.С. Пушкина, хотя выполнен памятник из бронзы. Медный всадник фигурирует в романах Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.

Во время блокады Ленинграда Медный всадник был укрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами и досками.

При реставрации памятника в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Благодаря этому исследованию выяснилось, что каркас памятника может служить еще долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября 1976 года.

Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.

О медном всаднике: кто изображен и где находится памятник в санкт-петербурге

Конный памятник Петру 1 в Санкт-Петербурге в ходе своего создания и стойкой жизни оброс таким количеством легенд, поэм, сказаний, ритуалов и тайн, что до сих пор будоражит нестойкое сознание и воображение туристов, выпускников, жителей города и литейных мастеров скульптуры. Об этих мифах, историях и ритуальных действиях, связанных с конной статуей самодержца, поведает сам памятник Медному всаднику, посвященный Петру I.

История создания

Заказ на сотворение официального монументального памятника основателю столицы на Неве и «прорубателю окна в Европу» Петру I созрел в изображении Екатерины Великой. Не секрет, что в умах европейских философов – архитекторов будущих социальных реформ того времени, – она слыла просвещенным монархом.

Со многими из них Екатерина переписывалась и советовалась. Великие Вольтер и Дидро посоветовали императрице изображения работ неизвестного широко творца — ещё не великого автора Этьена-Мориса Фальконе, тогда он еще создавал фигурки-памятники на фарфоровом заводике во Франции.

Но несомненный талант просветители сумели разглядеть.

Медный всадник на фоне Конституционного суда России

Самой владычице приглашать художника было не по чину, это делал официально князь Голицын. Приглашение Фальконе обрадовало, о подобном уровне он только ещё мечтал.

В задании, поставленном скульптору, было одно важное условие — конный памятник Петру I должен был быть грандиозным по размеру и поражать любое воображение. Вторым условием было виденье Великой Екатерины II места памятника Петру I только в центре Сенатской площади, так будет тожественно и официально.

Первое условие автор выполнил, от второго ушел и поместил Петра в Медном всаднике ближе к набережной Невы (художественного смысла и значения в этом было больше).

Для справки! Голову скульптору никто не отрубил, а время доказало справедливость творца. Возможно, сыграло свою роль скопидомство финансовых чиновников, согласованная предварительно стоимость оплаты скульптору за памятник Медному всаднику была снижена, вдвое.

Воплощение модели монумента

Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости

Идея Великой Екатерины II состояла в том, что император должен был гордо восседать на коне и вздымать к небесам скипетр, демонстрируя всем абсолютную власть и умаление зрителей перед этой мощью грандиозных фактов.

 Автор Фальконе сумел продвинуть свою концепцию, где рука памятника Петру I носит указующий характер, и направлена она в сторону Швеции и Балтики. Швеция — как официальный символ победы над сильным врагом России, Балтика — европейский выбор пути развития всадника истории.

Кто изображен на памятнике Медному всаднику по официальным данным? Кроме самого Петра, там есть еще два персонажа — это его конь и попираемая им змея.

Прообразом коня стали жеребцы орловской породы, берущие свои корни в арабских скакунах.

А арабскую породу всегда отличала стройность и быстрота ног, что значительно усложнило практическую задачу автору, ведь нужна была надежная опора монументу для всадника. Тогда была применена дополнительная точка опоры — хвост коня.

Змея изображает символизм, традиционно и официально — это враг. По замыслу участников проекта памятника это победа над косностью, устаревшими догмами, консерватизмом мышления, что так впечатляюще воплотил в жизнь Пётр.

Особой хитростью художника стало то, что умирающая змея под Медным всадником почти не видна зрителю во фронтоне, чтобы её увидеть надо обойти постамент. То есть это не просто враг, а скрытый противник, а он более опасен.

Городской петербуржской легендой стали интересные рассказы современников. Якобы, чтобы прочувствовать дух властителя, автор оставался ночевать в царских покоях.

Интересно!  По одному из мифов царь Пётр появился перед испуганным творцом на краткое время и заставил его отвечать на свои вопросы. Но экзамен автор Фальконе выдержал и получил высочайшее благословение от самодержца Петра I на сотворение памятника всаднику будущего.

Помощницей Фальконе стала его ученица и будущая жена Мари-Анна Колло. Именно ей по истории удалось воплотить голову Петра I на модели.

Представленные Фальконе образы лика самодержца императрице Великой Екатерины II не нравились категорически.

Автор использовала посмертную маску Петра, но внесла в неё особую тонкость — на месте зрачков Медного всадника были использованы стилизованные сердечки.

Чувства властной женщины-правителя поплыли, и она дала свое согласие на этот вариант.

Практические трудности

Куда сходить в Питере туристу

Другой загадкой Полишинеля стал материал, использованный для отливки скульптуры. Это вовсе не только медная составляющая статуи, как думают многие.

Это бронза! Использованная аллегория «Медный всадник» принадлежит официально авторству А.С. Пушкина в его одноименной поэме.

Причем бронза неоднородная в своем составе, более тяжелые металлы были использованы внизу отливки, соответственно легкие — наверху Медного всадника. Это позволило сместить центр тяжести вниз и повысить устойчивость памятника.

Придумать концепцию официального памятника Петру I, создать его в миниатюре и в недолговечных материалах один к одному — это одно, а вот отлить статую всадника в металле — это другое. Такими компетенциями автор и художник не владел, да и никто с задачей такого уровня в России ещё не сталкивался. Процесс поиска мастера затягивался…

Сердечки на месте зрачков

Русский мастер согласился помочь несчастному французу. На это согласился пойти только пушечных дел автор и литейщик Емельян Хайлов.

Первая отливка Медного всадника не удалась, лопнула труба залива металла, едва не случился грандиозный пожар.

Спас всех присутствующих именно автор Хайлов, накинувший на прорыв свой тулуп, быстро обмазанный в глине, но самого героя от ожогов это не спасло. Следующая попытка состоялась только через три года, вот она стала удачной.

Важно! Согласно замыслу автора Фальконе, скакун с Петром I должен был в статуе Медному всаднику оседлывать набегающую волну. На кого официально набегает волна — зритель должен был догадаться сам.

Но материала для основания долго найти не могли. Был даже объявлен официальный конкурс на его поиски. С этим справился поставщик строительного камня в столицу, крестьянин Семен Вишняков.

Нашел его он в Лахте под Петербургом, на берегу болота. Сам камень к тому моменту имел уже самоназвание — Гром камень.

Читайте также:  Опера «лючия ди ламмермур» в мариинском театре

По одной версии он был расколот во время грозы, согласно другой истории — древние волхвы здесь проводили свои обряды по вызову Перуна и дождя.

Говорят также, что даже сам Пётр I с него осматривал своих врагов — шведов. Какими бы там ни были версии, но началась эпопея с его доставкой, в которой участвовало около 500 человек. Были использованы шарнирные принципы качения и плавучести тел на воде.

Построили подобие огромного плота. Сам путь валуна для постамента занял полтора года, только потом началась его обработка на месте.

 Великая Екатерина II за подвиг доставки камня для постамента Медному всаднику учредила даже официальную медаль «Дерзновению подобно!»

Надпись на Медном всаднике

Чижик-пыжик в Санкт-Петербурге

Таких надписей на памятнике две:

  • Первая — на русском языке сбоку монумента гласит: «Петру I — Екатерина II».
  • Вторая — на латыни с другой стороны: Petro Prima — Katarina Secunda.

Путь камня-постамента для памятника

С русским языком все по смыслу понятно — памятник является подарком от восхищенной последовательницы. С надписью на латыни всё гораздо запутанней, по смыслу и содержанию выходит, что «Петр Первый это Екатерина Вторая». Как бы то ни было, но тождественность себя с великим реформатором и победителем Екатерина устроила очень тонко, по-женски.

Стоит отметить! Сам автор Фальконе предложил императрице другой вариант «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Но к моменту сдачи памятника Медному всаднику в 1782 году художника в России уже не было, его по ложному доносу обвинили в растрате казенных денег, и он, обидевшись, уехал на родину.

Кто конкретно исполнил официальный замысел Екатерины — неизвестно, руководил достройкой русский скульптор и знаток архитектуры автор Федор Гордеев. Но на весь мир была объявлена родственность славы Петра I и Великой Екатерины II, и произошло это в тот момент, когда упали ограждающие памятник Медному всаднику щиты.

Где находится Медный всадник в Санкт-Петербурге

Стоит Пётр I автора Этьена Фальконе на пересечении Английской набережной и Сенатской площади. Слева от постамента Медного всадника — здание бывшего Сената, справа — Адмиралтейство. Позади — Александровский сад.

Злые языки в 19 веке утверждали, что Петр I, указывая правой рукой на Неву, а локтем левой — на Сенат, царь говорит потомкам: «Лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате». Тогда Сенат был символом официального сутяжничества, засилья чиновников и коррупции.

Сколько памятников Петру 1 в Санкт-Петербурге

Это был основатель города, поэтому неудивительно, что количество фигур царя-реформатора здесь значительно. Самых известных и официальных — шесть:

  • Самый популярный и знаменитый — тот, о котором написано выше, автор — Морис Фальконе.
  • Памятник со сложной судьбой, автор Бартоломео Карло Растрелли. Макет был изготовлен в 1724 году, отлит — в 1747, поставлен на постамент и открыт официально в 1800 году. Примечателен он тем, что Растрелли сделал макет, используя восковую маску царя, снятую еще при жизни. Поэтому лик отличается портретной точностью и привлекает множество зрителей. Находится по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2 (инженерный замок).
  • Царь-плотник Пётр I. Всем известны описания и ученичество юного самодержца в Голландии, согласно истории — азам кораблестроения. Автор Леопольд Бернштам в память об этих временах на Парижской выставке 1907 года представил макет монумента. Он понравился Николаю Второму, были отлиты две бронзовые копии, одна отправлена в город Саардам, где и учился юный царь. Вторая установлена в Летнем саду города Санкт-Петербурга. После революции 1917 года отечественный вариант отправился в переплавку. В 1996 году принц Оранский доставил копию памятника Петру 1 в Петербургский округ, она торжественно и официально установлена на прежнем месте — в городском Летнем саду.
  • Склонный к гигантомании автор Зураб Церетели отметился фигурами Петра I не только в Москве, но и в Питере. Шестиметровая скульптура официально встречает гостей города со стороны моря. Адрес: город Санкт-Петербург, улица Нахимова, у гостиницы Park Inn by Radisson, у станции метро «Приморская».
  • Самый неоднозначный памятник, вокруг которого было сломано столько копий, что дерево стало в дефиците, принадлежит работе автора Михаила Шемякина. Пропорции тела исторического Петра I намерено были изменены, о чем собственно и был весь спор о художественной стоимости. Находится официально в Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга, а её легко найти на карте.

В Нижнем парке Петергофа стоит бронзовый Пётр I автора, скульптора и архитектора Марка Антокольского. Отличается торжественностью военной формы Преображенского полка и полученными наградами царем в истории страны. Окружают его зеленые посадки, официально открыт в 1884 году.

Сами петербуржцы считают Медного всадника хранителем своего города, его не стали убирать даже в моменты самых жестоких обстрелов и бомбежек в истории второй Отечественной Войны. Только закрыли его песчаным стаканом. Да и в первую Отечественную Наполеон пошел не сюда, а добрался до Москвы, это тоже о многом говорит. Пусть хранит он город и дальше, всем будет спокойнее.

Aбрaмoвa Aннa

Медный всадник (Памятник Петру I)

  • Главная
  • Достопримечательности
  • Памятники

 Метро:Адмиралтейская

Памятник располагается в самом центре Сенатской площади. Его автором принято считать французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе.

Площадь, на которой размещен памятник, была выбрана не случайно, поскольку вблизи ее находится Адмиралтейство, которое было основано императором.

Благодаря упорству Екатерины ІІ памятник должны были разместить в центре площади, однако его автор противился такому замыслу и установил Медного Всадника поближе к реке Нева.

Расположение Сенатская площадь

Большинство русской знати и сама императрица имели расхождение в видениях относительно памятника Петру І с Этьеном-Морисом Фальконе. По ожиданиям Екатерины ІІ Петр І должен был держать в руке скипетр или жезл.

Его ипостась должна была напоминать римского императора. И. И.

Бецкой, который руководил работами по строению памятника, видел Петра І как фигуру, которая стоит во весь свой рост и удерживает в руке полководческий жезл. 

Работа над памятником забрала у скульптора три года. Все работы по сооружению Петра І велись на участке бывшего Зимнего дворца Елизаветы Петровны.

Однако чтобы подготовить гипсовую модель памятника в натуральную величину, Фальконе потратил двенадцать лет. Уже в 1778 году он ее полностью закончил.

Представление всеобщему обозрению совершилось в мастерской, которая располагается на углу Большой Морской улицы и переулка Кирпичного.

Но одной заливки для статуи было мало, так как во время первой труба лопнула. А именно эта труба служила центральным каналом, по которому раскаленная бронза могла поступать в форму. Также верх скульптуры был немного испорчен.

Поэтому автору пришлось его срубить и на протяжении трех лет готовиться еще к одной заливке. И в этот раз все было успешно. На память о ней Фальконе оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Эту надпись можно найти на одной из складок плаща, который размещен на Петре І.

Памятник Петру І является конной статуей, которая имеет свою специфическую символику. Автор изобразил последнего царя всея Руси цивилизатором и законодателем. Также Фальконе сказал и том, что хочет, чтобы монумент отличался своей простотой.

По замыслу автора седло Петра І было представлено медвежьей шкурой, что является символом нации. А нацию эту цивилизовал государь-император.  В виде громадной скалы представлены препятствия, которые предстояло преодолеть царю для становления его родного государства.

Если же говорить о змее под ногами, то ее автор там расположил вовсе не случайно. Многие говорили о том, что она символизирует побежденного врага, который упал к ногам царя. Однако это не правда. Истинный ее смысл заключается в том, что благодаря змее и обеспечивается устойчивость памятника.

Полководцем Пётр І изображен благодаря наличию таких дополнительных элементов как меч и лавровый венок.

О Медном Всаднике не раз точилось множество обсуждений, главными участниками которых в свое время были Дидро, Вольтер, Екатерина. Монумент отображает единение цивилизации. Екатерине ІІ удалось увековечить свое имя на этом памятнике благодаря надписи «Петру Первому Екатерина Вторая 1782».

Также о памятнике ходит одна легенда, которая гласит о том, что до тех пора, пока памятник будет стоять, Пётр І будет со всей храбростью защищать свой народ.

Как-то раз эту легенду услышал Александр І, что кардинально повлияло на его решение об эвакуации монумента во время Отечественной войны. Император отменил ее.

Санкт-Петербургу удалось устоять, что и повлияло на его судьбу, которая практически не имеет черных пятен, в отличие от сгоревшей Москвы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector