Фото Михайловского замка (49 фото)

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото)

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.

Как добраться и когда посещать

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. Цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

Павильоны Михайловского замка

Фото Михайловского замка (49 фото)

Во времена Павла I название «Михайловский замок» носило не только само здание, но и вся императорская резиденция. В ансамбль входили также два 3-х этажных одинаковых павильона дворцового типа, западный и восточный (ныне — Русский музей).  ​В настоящее время в Восточном павильоне располагается отдел Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества», в Западном — Центр Мультимедиа. @

Фото Михайловского замка (49 фото)

Во времена Павла I название «Михайловский замок» носило не только само здание, но и вся императорская резиденция.

В ансамбль входили:

грандиозная площадь Коннетабля (от фр. сonnétable – главнокомандующий армией) перед южным фасадом, на которой в 1800 году был установлен бронзовый памятник Петру I работы скульптора Б.-К. Растрелли (до 1823 года площадь была окружена рвом с подъемными мостами);

два 3-х этажных одинаковых павильона дворцового типа, западный и восточный (ныне – Русский музей), открывающие Кленовую аллею;Экзерциргауз (Михайловский манеж);Конюшенный корпус (спортивные организации);кухонные и жандармские корпуса, погреб.

В композиционном единстве с замком архитектором В.И. Баженовым были спроектированы два одинаковых по архитектуре павильона, ныне открывающих Кленовую аллею, ведущую к монументу. Возглавивший после него строительство архитектор В.

Бренна внес в проект заметные изменения.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Павильоны исполняют роль связующего звена между замком и городской застройкой и производят монументальное впечатление. Нижние этажи украшены барельефами на сюжеты античных мифов о странствиях Диониса (скульптор Ф.Г.

Гордеев). В барельефах, вероятно, заключалась программа, аллегорически связанная с императором Павлом I.

Строительство павильонов было закончено к 1800 году и было отведено для проживания статс-дам и фрейлин Высочайшего двора.

Фото Михайловского замка (49 фото)Левая (западная) кордегардия Михайловского замка. Инженерная ул., 8. 1798-1799 гг. — арх. Винченцо Бренна (Викентий Францевич Бренна)Фото Михайловского замка (49 фото)Фото Михайловского замка (49 фото)

После смерти императора в павильонах размещаются квартиры Дворцового ведомства, различные службы.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Новая жизнь павильонов начинается с момента, когда решением императора Александра Павловича по инициативе великого князя Николая Павловича, сооружения передаются новосозданному Инженерному ведомству.

1 июля 1817 года Александр I назначил Николая Павловича шефом батальона и генерал-инспектором по инженерной части. Одним из первых шагов нового генеpaл-инспектора стало учреждение Инженерного училища в 1819 году на базе специальной Инженерной школы при Чертежной экспедиции.

Михайловский замок вместе с павильонами был передан Инженерному ведомству для Главного (впоследствии Николаевского) Инженерного училища.

В Западный павильон въезжает кондукторская рота Инженерного училища, с ней размещаются модели, библиотека и классы. Позже в здании располагались Учебный саперный батальон, придворная аптека с лабораторией, школа музыкантов и капельмейстеров Гвардейского корпуса, Штаб гвардейского резерва Пехотного корпуса, «Гальванический музеум».

Фото Михайловского замка (49 фото)Правая (восточная) кордегардия Михайловского замка. Инженерная ул., 10. 1798-1799  — арх. Бренна Винченцо (Викентий Францевич Бренна)Российский центр музейной педагогики и детского творчества на базе Русского музеяФото Михайловского замка (49 фото)

В Восточном павильоне после смерти Павла I размещались «капитул российских орденов», Инженерная и Берейторская школы. Фехтовальный зал на первом этаже этого павильона находился еще в начале XX века.

В 1905–1907 годах архитектурной общественностью Санкт-Петербурга активно обсуждался вопрос, связанный с намерением Инженерного ведомства возвести на площади перед Инженерным замком новое здание, что вело к перестройке павильонов.

Против этого проекта активно выступал архитектор Л.Н. Бенуа. В результате было принято решение перенести строительство на свободный участок земли.

В советское время здания находились на балансе Ленинградского военного округа и использовались под административные нужды.

С 2001 года павильоны Михайловского замка были переданы в оперативное управление Русскому музею.

В настоящее время в Восточном павильоне располагается отдел Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества», в Западном – Центр Мультимедиа.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Архитектура

Спроектированные Бренной трехэтажные каменные кордегардии своим внешним видом напоминают павильоны.

Крестообразные в плане, они имеют четыре выступа по диагональным осям и скругленные южный и северный фасады с объединяющими два верхних этажа колоннами ионического ордера.

Фасады первого этажа обработаны горизонтальным рустом и прорезаны высокими окнами с полуциркульными завершениями. Над ними архитектор разместил скульптурные барельефные композиции, ограниченные сверху горизонтальной тягой.

Михайловский замок (Инженерный замок) в Санкт-Петербурге фото

Михайловский или Инженерный замок находится в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Садовая, д. 2. Замок был построен по заказу императора Павла Первого в конце 18 — начале 19 веков. Некогда замок был императорским дворцом. Именно здесь и был убит Павел I.

Название Михайловский замок носит из-за находящегося внутри храма Михаила Архангела. Замком его назвал сам Павел I, который все свои дворцы называл на европейский манер — замками.

Позже Михайловский замок был переименован в Инженерный замок, благодаря тому, что с 1823 года здесь располагалось Главное Инженерное училище.

В 1991 году помещения замка были переданы Русскому музею. Сейчас здесь представлены экспозиции, вмещающие в себя картины, скульптуру, фотографии, предметы культуры и истории России.

Вся коллекция Михайловского/Инженерного замка разделена на четыре экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Нельзя не упомянуть и о главной легенде этого места. Считается, что здесь до сих пор обитает призрак, призрак убитого Павла I, который так и не смог покинуть этого места и до сих пор гуляет по залам.

Это явление изучала даже комиссия по аномальным явлениям и не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть легенды о призраке, так как существует очень много свидетелей аномальной активности — образов и теней, которые видят работники музея и которые фиксируются на фотоплёнку, а также загадочных звуков, которые слышат смотрители музея, ощущений тревоги и страха.

Хотите сделать забавный портрет для себя или в подарок? В этом вам сможет помочь лучший шаржист Москвы. Шаржи с натуры, по фотографии, на праздники и мероприятия.

Читайте также:  Отель Старый Город, Большой пр-т, 70-72

Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото) Фото Михайловского замка (49 фото)

???? Блинцов | 2014-04-02, 11:05

Открытие парадных залов михайловского замка

Фото Михайловского замка (49 фото) Тронный зал

19 мая в Михайловском замке Русского музея были открыты четыре зала — Воскресенский, Тронный, Галерея Арабесок, апартаменты камер-фрейлины Протасовой.

Эти помещения открывают парадную анфиладу дворца.

Как известно, Павел I прожил в замке совсем недолго — 40 дней. После его смерти царская семья навсегда покинула стены дворца. Роскошная императорская резиденция и самая дорогая постройка в России XVIII века стала казенным учреждением.

Фото Михайловского замка (49 фото)

В Михайловском замке располагались различные государственные организации и квартиры. Так, здесь жили и работали: архитектор Ч. Камерон, скульптор К. Альбани, балетмейстер Дидло, генерал-инженер П.К. Сухтелен и другие. 

Для превращения огромных дворцовых залов в квартиры ставились перегородки, возникали антресольные этажи, лестницы.

В 1822 году здание было передано Инженерному ведомству для размещения в нем Инженерного училища. В это время замок получил свое второе название — ИНЖЕНЕРНЫЙ.

Выпускниками училища стали люди, прославившие Россию.

Фото Михайловского замка (49 фото)

  • Училище просуществовало до 1917 года.
  • После революции традиция была продолжена — замок представлял собой «коммунальную квартиру» из разных учреждений.
  • В 1951 году, бывшие парадные залы императора Павла I были переданы Центральной военно-морской библиотеке для размещения книжных фондов. 
  • В Воскресенском зале располагался трехъярусный помост с книжными полками.
  • Здание было передано Государственному Русскому музею 9 марта 1994 года.
  • Библиотека освободила помещения только в 2018 году, после чего начались проектные работы и реставрация.
  • Таким образом в течение двух столетий никто никогда не видел истинного облика парадных залов и такая возможность открылась только сейчас.

О том как выглядели интерьеры замка известно немногое. Восстановление осуществлено по оставшимся фрагментам и немногим известным документам. Частично восстановлен облик 18 века, частично 19 века.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЗАЛ

Фото Михайловского замка (49 фото)

первый в парадной анфиладе Михайловского замка. Зал получил свое название от Воскресенских ворот над которыми располагался. Огромное по размерам, двусветное помещение по проекту архитектора В. Бренны предназначалось для проведения балов и официальных приемов.

Единственный раз 2 февраля 1801 года здесь состоялся бал-маскарад по случаю переезда в новую резиденцию императорской семьи.

В начале ХХ века зал использовался для строевых занятий юнкеров, а в 1950-е годы стал «физкультурным» для курсантов училища им. Ф.Э. Дзержинского, факультеты которого размещались в это время в Инженерном замке.

Фото Михайловского замка (49 фото)

В зале восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, воссозданы камины, возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранящиеся в ГРМ. Две картины Дж.-А. Аткинсона, принадлежащие Третьяковской галерее, пройдут реставрацию и займут свои места в Воскресенском зале. Сейчас их заменяют специально подготовленные воспроизведения.

Восстановлен плафон времени размещения в замке Инженерного училища.

ТРОННЫЙ ЗАЛ

Фото Михайловского замка (49 фото) Потолок Тронного зала после демонтажа разрушенной штукатурки

В Тронном зале воссозданы бархатное убранство стен и печь, облицованная мрамором. Отреставрированы плафоны, книжные шкафы и люстра 19 века.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Планируется исполнить точную копию трона императора Павла I. 

ГАЛЕРЕЯ АРАБЕСОК

Фото Михайловского замка (49 фото)

В Галереи произведена первая очередь восстановительных работ — очистка, реставрация барельефов, резьба дверей.

Ведутся проектно-изыскательские работы по воссозданию позолоты и настенных росписей.

Фото Михайловского замка (49 фото)

В настоящее время зал украшает скульптура, перенесенная во дворец из Летнего сада. Несколько слов по поводу скульптуры: глядя на статуи всегда удивлялась отсутствию полировки на мраморе и его «шершавости». Выяснилось (спасибо за информацию Наталье Шкуренок), что почти 100 лет скульптура в саду не закрывалась на зиму. Весной ее очищали металлическими щетками. Образно говоря «сдирали кожу».

Скульптура органично вписалась в залы дворца.

АПАРТАМЕНТЫ КАМЕР-ФРЕЙЛИНЫ ПРОТАСОВОЙ

Фото Михайловского замка (49 фото)

Анна Степановна Протасова (1745-1826), родственница братьев Орловых, «дама приятная во всех отношениях», занимала должность камер-фрейлины при дворе Екатерины II. Пользовалась неизменным расположением государыни, затем императоров Павла I и Александра I. Во времена Павла I проживала в апартаментах Михайловского замка.

А.С. Протасова

В настоящее время в этих залах размещен постоянный раздел экспозиции, посвященный династии Романовых и истории Михайловского замка.

«Галерея портретов Высочайших особ фамилии Романовых» из произведений, принадлежащих Русскому музею (в аутентичных рамах), повторяет идею когда-то задуманную Николаем I и воплощенную в галерее Зимнего дворца. Похоже, что в Михайловском замке выставлены картины, когда-то входившие в собрание «Романовской галереи».

В планах музея в ближайшие годы, если позволит ситуация, привести в порядок Михайловский замок полностью. Первой на очереди стоит спальня Павла I, где произошли трагические события 11 марта 1801 года.

Проект восстановления осуществлен при поддержке Благотворительного фонда «Система».

Городские легенды: Михайловский замок

Фото Михайловского замка (49 фото)

Михайловский замок одно из самых таинственных и мрачных мест Петербурга. Неудивительно, что вокруг него крутятся легенды. Изначально остров, задуманный для спасения несчастного императора, сыграл с ним злую шутку и стал местом трагической гибели. Давайте сегодня вам поведаю о мифах и легендах Михайловского замка!

Раньше все царские дворцы называли по имени его владельца или по принципу его месторасположения. Михайловский Замок же назвали в честь архангела Михаила. Но почему? Возможно, нестандартное имя для замка придумали, потому что Павел вступил на престол как раз накануне дня этого архангела, которого к тому же он считал небесным покровителем своей семьи.

Второе объяснение имени замка — в воспоминаниях современников Павла. В их дневниках записана легенда: часовому, стоявшему в карауле у старого Летнего дворца явился архангел Михаил и повелел передать императору приказ — построить на этом месте церковь в его, архангела, честь.

По замыслу Павла I, Михайловский замок должен был стать не просто очередной императорской резиденцией, но и символом его царствования.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Утерянная перчатка.

Строительство Михайловского замка подходило к логическому окончанию. На одном из дворцовых балов взволнованная страстными танцами того времени Анна Лопухина обронила перчатку. Павел I хотел проявить высшую долю любезности, свой рыцарский характер и проделать жест достойный поведения царя.

Он первым из всех присутствующих мужчин поднял ее, хотел было вернуть хозяйке, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки.

Говорят, после этого император сразу же отправил эту перчатку вместо Лопухиной архитектору своего замка — Бренне, естественно в качестве колоритного образца краски.

Легенда красивая, но все же маловероятная. Павел всех сильно торопил со строительством своего замка. Нарушались строительные нормативы того времени, ров под фундамент начали рыть глубокой осенью, а кладку стен производили зимой. При этом штукатурные и отделочные работы велись одновременно.

Думаю перед Павлом проблема выбора цвета фасадов замка даже не стояла, скорее всего он был согласован еще на этапе проектирования. Ну и совсем маловероятно что в его выборе решающую роль сыграла будущая фаворитка Анна Лопухина.

Хотя чего только не бывало в российской истории! В любом случае, этот загадочный цвет Михайловского замка оказался настолько удачным, что другой цвет у «памятника тирану» сложно представить.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Изречение смерти

Говорят, что в самом конце XVIII века на Смоленском кладбище юродивая предрекала скорую кончину императору Павлу.

При этом добавила, что жить ему на этой земле столько лет, сколько букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.

Слухи пошли по всему Петербургу, мрачное предсказание даже стало повсеместно распространенным поверьем. Все со страхом и тайной надеждой ждали наступления 1801 года, считали и пересчитывали буквы библейского текста.

Теперь хочется спросить, какое же изречение было над входом в Михайловский замок? Поговаривают, начерченное было предназначено для украшения фасада Исаакиевского собора.

Читайте также:  Фестиваль воды в санкт-петербурге летом 2019 года

Но вместе с мраморными плитами и другими строительными материалами каменная надпись была взята у строившегося храма. Когда замок освятили, он был еще не готов.

Нетерпеливый и настойчивый в своем нетерпении Павел вместе со своим многочисленным семейством 1 февраля 1801 года въехал в новую резиденцию, а в ночь с 11 на 12 марта он уже был убит.

Смерть императора, как утверждают многие современники того времени, превратилась в праздник. На улицах открыто, не стесняясь радостных слез, словно как во время Пасхи, целовались и поздравляли друг друга совершенно незнакомые люди. Естественно много народа собиралось и у Михайловского замка.

Все вчитывались в буквы библейского изречения: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Вновь считали и пересчитывали буквы, целовались, выпивали и радовались. По странному совпадению количество этих самых букв равнялось годам прожитым императором Павлом Петровичем, а точнее 47.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Замок с привидениями

После смерти императора Михайловский замок остался без хозяина. Все чертежи, хранящие тайны подземелий, были уничтожены архитектором Бренне, уехавшим из России в течение года после убийства царя. После его отъезда с замком стали происходить мистические вещи.

Говорят, что в совершенно пустой заброшенной резиденции после полуночи слышались стоны, шаги, звоны цепей, иногда был виден тусклый свет изнутри. Люди стали опасаться, боялись даже проходить мимо этого места.

Мрачный полуразрушенный дворец, овеянный дурной славой пустовал 18 лет.

Потом здесь разместили Главное инженерное училище, кстати, отсюда и новое название замка — Инженерный. Однажды команда солдат перевозившая военное имущество попала под ливень и была вынуждена заночевать в еще пустующем на тот момент дворце. Старший унтер офицер позволил подчиненным осмотреть бывшие царские покои.

Через полчаса один из солдат выбежал оттуда с перекошенным от страха лицом, лихорадочно крестясь, он доложил об увиденном призраке со свечою в руке. Спустя некоторое время в замке разместили имущество училища, естественно для его охраны выставили караул.

И вот одной ночью, разводящий ефрейтор при смене часовых, решил справить нужду прямо у входа. Повернув голову в сторону, он заметил падающее на землю светлое пятно. Ефрейтор Лямин, именно так по легенде звали нашего героя, отошел подальше и вгляделся в окно излучавшее свет. Горела свеча.

Причем она не просто стояла на подоконнике, а парила в воздухе. Свечу держала невидимая рука.

Поговаривают, что и в наше время душа убиенного императора иногда посещает свой замок.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Михайловский замок

Россия / Санкт-Петербург / Замки, дворцы / Михайловский замок / Отзывы

Непростая судьба выпала на долю Михайловского замка. Прослужив своему первоначальному владельцу чуть более 4 лет он на протяжении почти двух веков использовался различными учебными и светскими учреждениями. В 1991 году замок был передан Русскому Музею. Недавно, в мае 2021 года, завершилась масштабная реставрация замка и его парадные залы распахнули свои двери для всех желающих.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Внутренний двор замка имеет форму правильного восьмиугольника. В 2003 году здесь был установлен памятник Павлу I.

Фото Михайловского замка (49 фото)

Основная часть парадных залов располагается на втором этаже. На первом этаже можно посмотреть на макет замка, демонстрирующий его в вид в 1801 году.

На второй этаж ведёт Парадная лестница. Её интерьер создавался ещё при жизни Павла I. А вот живопись потолка была исполнена уже в 20-х годах XIX века, когда в замке расположилось Главное Инженерное училище. Тогда же замок стал называться Инженерным.

Поднявшись по этой лестнице мы попадем на второй этаж. Здесь располагались покои императрицы Марии Федоровны, которые начинаются с Зала Антиков.

Он был задуман как новый для русской архитектуры тип музейного интерьера, где размещалась обширная коллекция «антиков» из императорского собрания.

Нынешний облик зала, воссозданный в ходе недавней реставрации, сложился не позднее 1840-х годов. Сейчас стены зала украшают многочисленные портреты российских императоров.

Из Зала Антиков мы перейдём в Галерею Рафаэля, названную так благодаря 4 шпалерам, являвшихся подарком Людовика XVI. В настоящее время они экспонируются в Эрмитаже и Лейпциге.

На стенах тоже много портретов.

Ещё один зал в покоях императрицы Марии Федоровны — Общий Столовый Зал. Здесь любили играть малолетние Великие Князья, а вечерами здесь же иногда устраивались камерные концерты. В середине XIX века в зал был разделен на 3 отдельных помещения, в которых размещались классы Инженерного Училища. Недавняя реставрация вернула оригинальный облик зала.

В покоях камер-фрейлины А. С. Протасовой много картин. Есть, например, портреты молодого Петра I и его сына царевича Алексея.

Большой Тронный зал Павла I был создан в последние годы его жизни, но ввиду того что государь не успел провести в замке много времени, официальные приёмы при нём не проводились.

Парадные апартаменты императора Павла I начинаются с Воскресенского зала. Огромное помещение предназначалось для проведения балов в дни праздников, а также официальных приёмов. Здесь же в середине марта 1801 было выставлено тело Павла Петровича. А ещё здесь можно увидеть поручение В. В. Путина обеспечить финансирование работ по реставрации замка.

Ещё один парадный зал — это Мраморная галерея или Георгиевский зал. Название «Мраморная» отражало особенность её декоративного убранства, где главную роль играло использование семи сортов различного по цвету мрамора.

Вот такими залами внутри представлен отреставрированный Михайловский замок. Чего-то не хватает? Ну конечно же, не хватает той самой комнаты, в которой… ну, табакеркой. К сожалению реставрация в ней ещё не завершена и поэтому широкой общественности она не представлена.

Михайловский замок. Прогулка по парадным залам

Среди всех императорских резиденций Санкт-Петербурга можно выделить величественный Михайловский замок, расположенный в центральной части города. Постройка интересна как своим непривычным для нашего слуха наименованием (замок, а не дворец), так и любопытной историей, ведь император, для которого возводилось величественное здание, прожил здесь всего лишь 40 дней.

https://www.youtube.com/watch?v=cV5z_wSw3ws\u0026t=604s

В мае 2021 года в Михайловском замке после масштабной реставрации открылось несколько парадных залов, которые мы с вами мы и посетим сегодня.

Михайловский замокНадпись над главным входомНадпись над главным входомСеверный фасадСкульптура императора Павла во внутреннем двореСкульптура императора Павла во внутреннем дворе

Как добраться на метро

Михайловский (или Инженерный) замок занимает участок, ограниченный набережными Мойки и Фонтанки, Замковой и Садовой улицами. Неподалёку отсюда, на Невском проспекте, находится пересадочный узел метро «Гостиный двор» — «Невский проспект».

Стоимость входного билета на экспозицию для граждан РФ без льгот — 450 рублей (осень 2021 года). Билеты можно приобрести на сайте Русского музея, к которому сегодня относится Михайловский замок. Ситуация с ограничениями и посещением общественных мест меняется постоянно, поэтому рекомендую узнавать все подробности об экскурсиях заранее.

Парадная лестницаМакет замкаТронная Марии Фёдоровны

Немного истории

До возведения Михайловского замка на этом месте находилась другая парадная резиденция, Летний дворец Елизаветы Петровны (архитектор Ф. Б. Растрелли). Здесь же, кстати, и родился будущий император Павел Петрович, по заказу которого будет построен Михайловский замок.

Проектные работы по созданию замка начались ещё в 1784 году, при этом указ о его возведении издан лишь через 12 лет, в первый год правления Павла I. Строительство продолжалось с 1797 по 1800 годы. В качестве архитекторов постройки выступали В. И. Баженов и В. Бренна. Первый составил начальный проект комплекса, второй, переработав этот замысел, занимался строительством замка.

Строительство замка продолжалось с 1797 по 1800 годыСтроительство замка продолжалось с 1797 по 1800 годыГеоргиевский зал

Михайловский замок — частый герой петербургских мифов и легенд. От некоторых экскурсоводов можно услышать, например, что в конце XVIII века на Смоленском кладбище появилась юродивая, пообещавшая Павлу столько лет жизни, сколько букв в надписи над входом в резиденцию. Существуют и более нереальные рассказы о тени убитого императора, появлявшейся здесь.

Покои камер-фрейлины А. С. ПротасовойПокои камер-фрейлины А. С. ПротасовойПокои камер-фрейлины А. С. Протасовой. Портреты императорской семьиПокои камер-фрейлины А. С. Протасовой. Портреты императорской семьиБольшой Тронный зал императора Павла IБольшой Тронный зал императора Павла IТронный зал. Часы

Перенесёмся в наше время и вернёмся к рассказу о парадных залах замка. Несмотря на то, что экспозиция в стенах бывшей императорской резиденции была открыта достаточно давно, посетители могли увидеть далеко не все помещения здания.

К скрытым от глаз интерьерам относились Воскресенский зал, Большой тронный зал Павла I, Галерея арабесок, бывшие покои камер-фрейлины А. С. Протасовой.

Читайте также:  Дом рюль - отель 4 звезды на невском проспекте

С 1950-х годов они были переданы Центральной военно-морской библиотеке, сегодня же эта часть замка доступна для всех гостей музея.

Тронный зал. Потолочный плафонТронный зал. Потолочный плафонПомещения были переданы Русскому музею три года назадПомещения были переданы Русскому музею три года назадГалерея арабесок

Помещения были переданы Русскому музею три года назад. Общая площадь четырёх открытых в 2021 году залов составляет более 1 100 квадратных метров.

Отдельно оплачивать посещение этой части замка не требуется — смело планируйте свой визит в музей на несколько часов, так вы сможете успеть взглянуть и на основную экспозицию, и на новые интерьеры. Я был здесь на последнем экскурсионном сеансе.

Нужно сказать, что времени на осмотр было совсем немного, но и в помещениях замка почти не было посетителей.

Галерея арабесок. СкульптураГалерея арабесок. СкульптураВоскресенский залВоскресенский зал. ПотолокВоскресенский зал.

Потолок

Прощаясь, хочу оставить ссылку на другую петербургскую достопримечательность с прекрасными интерьерами — Мраморный дворец, расположенный в пешей доступности отсюда. Здание также является одним из филиалов Русского музея.

Вы можете посетить основную выставочную экспозицию или же отправиться в путешествие по закрытым парадным залам дворца и взглянуть на покои Великого князя Константина Романова.

Удачных прогулок!

✔️Михайловский замок. Основная экспозиция ✔️«Голландский домик» Петра I. Дворец Монплезир в Петергофе ✔️Один из самых красивых домов Литейного проспекта. Дворец Зинаиды Юсуповой

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс Дзене, в YouTube или

Михайловский замок

?

sir_nigel (sir_nigel) wrote, 2009-11-04 20:35:00 sir_nigel sir_nigel 2009-11-04 20:35:00 Categories:

  • История
  • Архитектура
  • Путешествия
  • Cancel

Ну-с, вот. Наконец-то добрался.

Что есть Михайловский замок, знают, наверное, все, да и Гугл в помощь. Всё же побудем в роли экскурсовода и — скороговорочкой напомним:

«В XVIII веке на месте Михайловского замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф.Б. Растрелли. Здесь родился Павел Петрович, будущий император Павел I. В первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский. Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…» Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. На этом фризе расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади — памятник Петру I. За памятником — ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок. Всего через 40 дней (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит именно здесь. В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский. В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.»А теперь — картинки и впечатления:

 Южный фасад. Воскресенские ворота. Над воротами — та самая страшная, мистическая надпись…

Далее — фото из экспозиции. Предупреждаю сразу: вообще-то фотографировать там запрещено, поэтому не судите за качество — снимал без вспышки «с пуза»…

 Великолепный макет. Вид с площади Коннетабля на южный фасад (Кстати, памятник Петру — растреллиевский, мой любимый — сейчас на реставрации, укрыт со всех сторон чем-то вроде полиэтилена, поэтому его здесь не будет…)

 Вот как выглядела площадь Коннетабля. Помните картину Бенуа «Парад при Павле I»?

 Вид со стороны Летнего сада. Справа — Рождественский канал, там сейчас проходит Садовая улица. Видны Рождественские ворота, через которые вошли заговорщики…

 Вот план, смотрите внимательно: второе от левого угла помещение — спальня Государя (она же кабинет); за ширмами — кровать; ещё чуть правее — винтовая лестница. Угловая круглая комната — будуар императрицы, дверь в ту ночь была заперта.

Поднимемся по лестнице:

  •  На этом вот месте и стояла кровать императора. (Реставрационные работы еще не проводились, поэтому вид коридорчика невзрачный)
  •  Церковный интерьер

После той страшной ночи эти помещения простояли закрытыми почти шестьдесят лет, пока там не устроили училищную церковь. От спальни отделили часть под коридор (как раз по месту, где стояли ширмы), а в остальной части и соорудили церковь…Далее — парадные залы, картины из Русского музея; много старых знакомых; многое знакомо по книгам, а кое-что — очень даже ново (для меня).

 Вот, например, Борис Петрович Шереметев на толстой лошадке. Дата портрета — 1710! Слева (у лошадиного хвоста) видна линия редутов — Полтавская баталия, что ли?

 Или вот — каков сюжетец? «Мужик с тараканом», год 1723. Вот государь-то Петр Великий не видал — он бы таких тараканов живописцу показал!

  Каравакковскую Елисавет Петровну все знают!

А вот эти портреты Елизаветы Петровны менее известны широкой публике.

 Хрестоматийный Павел Петрович…

А вот Николай Павлович (работы Трискорни), по-моему, красавец!

  1. Эти два кадра — специально для catherine_catty
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector