Если посмотреть на карту города, то можно легко заметить, что дворец вплотную приближен к зданию Адмиралтейства. Длительный период времени все близлежащие территории принадлежали непосредственно ему. В конце XIX века в Санкт-Петербурге были начаты мероприятия по реорганизации центральных территорий и переносе производственных мощностей за пределы города.
Земли, ранее принадлежащие Адмиралтейству, выставили на продажу. Обладая таким завидным положением в городе, земли были распроданы в кратчайшие сроки.
Так, в 1884 году состоялось приобретение земли неподалеку от Адмиралтейства, где предполагалось построить дворец, в котором будет проживать сам Великий Князь и его будущая супруга. Принято было называть дом по имени его владельца, поэтому дворец получил название Михайловский.
К тому моменту в Санкт-Петербурге уже существовали Михайловский и Ново-Михайловский дворцы, поэтому для облегчения понимания за дворцом закрепили название «Мало-Михайловский дворец».
Интерьеры Михайловского дворца
Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.
Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.
Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.
Проект Карла Росси
Решение о строительстве дворца Павел I принял вскоре после рождения своего четвертого сына — Михаила. Задумка требовала немалых денег, поэтому была отложена – при жизни этого императора дворец даже не начали проектировать.
Но после дворцового переворота и убийства Павла взошедший на престол Александр I посчитал необходимым выполнить волю отца. В 1817 году он поручил заняться строительством уже известному в то время архитектору Карлу Росси, который и спроектировал Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.
В качестве места для будущей резиденции великого князя был выбран удачно сохранившийся еще с петровских времен пустырь в самом центре города.
Росси отнесся к поручению императора ответственно и не только создал проект дворцового комплекса, но и спланировал две новые улицы (Михайловскую и Инженерную), а также дворцовую площадь, известную сегодня как площадь Искусств. А со стороны Марсова поля было решено разбить Михайловский сад.
Михайловский замок (Инженерный замок): экскурсии, режим работы, цена билетов и как купить в 2022 году
Михайловский замок в Санкт-Петербурге, также известный под названием Инженерный, был возведен по указу императора Павла I. Строительство продолжалось 2 года, с 1797 по 1800 годы. В настоящее время замок является самым крупным памятником петербургского зодчества XVIII века.
Инженерным замок стали называть в начале XIX века, когда в здании замка располагалось Главное инженерное училище. Михайловским же он был назван в честь Михаила Архангела, так как в замке находился храм этого святого.
Этот случай – единственный в истории, когда какое-либо светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, не одноименно с территорией, на которой оно располагается, и без указания на назначение, а в честь святого.
Посещение Михайловского замка – обязательная часть экскурсионной поездки в Санкт-Петербург. И в этой статье вы найдете полную информацию об этом объекте истории и культуры, которая поможет спланировать экскурсию.
Режим работы Михайловского замка в 2022 году
- В понедельник, среду, а также с пятницы по воскресенье, Михайловский замок принимает посетителей с 10:00 до 18:00.
- В четверг его двери открыты для гостей с 13:00 до 21:00.
- Вторник – выходной день.
- Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы замка.
Билеты в Михайловский замок
В период эпидемии коронавируса действуют особые правила: продажа билетов осуществляется только онлайн. Купить билеты в Михайловский замок в кассах музея – невозможно. Такой порядок будет действовать до особого распоряжения.
Вход в музей Михайловского замка осуществляется по сеансам, в каждом – не более 5 человек. Билеты продаются на определенную дату и время сеанса. При опоздании услуга считается оказанной, а стоимость билета не возвращается. Войти в замок возможно в течение получаса с начала сеанса, время которого указано в купленном билете.
Купить билет в Михайловский замок
Цена билета в Михайловский замок
Стоимость билетов для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии:
- стандартный билет – 400 рублей;
- дети, возрастом от 3 до 16 лет – 50 рублей;
- пенсионеры – 200 рублей;
- студенты – 200 рублей;
- ученики художественных школ или факультетов – 50 рублей.
Стоимость билетов для граждан остальных стран:
- стандартный билет – 500 рублей;
- дети, возрастом от 3 до 16 лет – 100 рублей;
- студенты – 250 рублей.
Бесплатные билеты
Дети до 3 лет проходят в замок бесплатно, отдельный билет для них приобретать не нужно.
Также правом бесплатного посещения могут воспользоваться:
- участники Великой Отечественной войны;
- жители блокадного Ленинграда;
- участники боевых действий;
- военнослужащие, проходящие срочную военную службу;
- курсанты учреждений Министерства обороны, МВД РФ, ФСБ РФ и МЧС России;
- воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;
- инвалиды I и II групп с одним сопровождающим лицом;
- члены многодетных семей;
- члены Союза музеев России и работники региональных министерств культуры;
- Герои СССР и РФ.
Для того чтобы воспользоваться правом бесплатного посещения замка, необходимо представить подтверждающие документы. Получить льготные билеты можно в кассе музея.
Ежегодно, 18 мая, музей принимает бесплатно все категории посетителей.
Комплексные билеты
В продаже есть комплексные билеты, дающие право на посещение Михайловского, Мраморного, Строгановского дворцов, а также корпуса Бенуа и Михайловского замка.
Стоимость комплексных билетов для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии:
- стандартный билет – 1000 рублей;
- дети, возрастом от 3 до 16 лет – 100 рублей;
- пенсионеры – 500 рублей;
- студенты – 500 рублей.
Стоимость комплексных билетов для граждан остальных стран:
- стандартный билет – 1800 рублей;
- дети, возрастом от 3 до 16 лет – 200 рублей;
- студенты – 900 рублей.
Комплексный билет действует 3 дня
Правила посещения
В период распространения короновирусной инфекции, все посетители замка обязаны носить защитные медицинские маски и соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 метров. За несоблюдение данных требований гостю могут отказать в обслуживании и удалить с территории замка, при этом, стоимость билета не возвращается.
Всю верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе, с собой запрещено проносить любое оружие, в том числе его муляжи. Также запрещено проходить в замок с сумками и рюкзаками, спортивным инвентарем, и другими крупногабаритными вещами.
Фото и видеосъемка с использованием дополнительной аппаратуры, как вспышки, штативы, устройства для сэлфи и другими – запрещена.
История замка
Инициатором постройки Инженерного замка в Санкт-Петербурге стал Павел I, еще во время, когда он имел титул великого князя. Разработка проекта резиденции началась в 1784 году, и продолжалась целых 12 лет. Во время своих зарубежных поездок Павел I советовался с именитыми архитекторами, и вдохновлялся постройками в разных странах мира.
Замок стал мечтой, и как только Павел взошел на престол, он издал указ о строительстве дворца-замка. В числе возможных мест, где должен был возведен замок, значилась Гатчина, однако, Павел I выбрал для работ «на месте обветшалого Летнего дома».
Император дал указ, чтобы строительство не останавливалось – строители работали и днем, и ночью, а их число тех, кто работал одновременно, достигало 6 тысяч человек.
Павел I хотел создать не только парадную резиденцию, но и безопасное жилище, куда бы не смогли добраться его враги. Замок был окружен водой, имел каналы и полубастионы, пушки и подъемные мосты.
Однако все это не спасло хозяина замка, и он был убит через 40 дней после новоселья. После его смерти династия Романовых покинула дворец.
Императорская резиденция долго стояла в запустении, через некоторое время Александр I переплавил серебряные врата дворцовой церкви в сервиз, который подарил на свадьбу своей сестре Анне.
Еще позже Николай I дал указ архитекторам использовать мрамор из замка для строительства Нового Эрмитажа.
В 1819 году замок был передан Главному инженерному училищу, но в спальне, где убили Павла I, была устроена церковь. На следующий год территория вокруг училища была перепланирована: каналы засыпаны, а подъемные мосты убраны. С течением времени и многочисленными перепланировками, внешний облик замка терял свою первозданность.
В период Великой Отечественной войны в здании располагался госпиталь, а после – факультеты училищ и институтов, библиотека. Из-за долгой и небрежной эксплуатации к 1988 году замок был в плохом состоянии: росписи на стенах закрашены краской, предметы искусства и быта потеряны или испорчены, здание нуждалось в масштабной реконструкции.
Только в 1994 году бывшая императорская резиденция была передана Государственному Русскому музею, а реставрация завершилась к 2000 году. Многие росписи и детали интерьера удалось восстановить в оригинальном виде. Торжественное открытие для посетителей состоялось в 2003 году.
Фасад и двор Михайловского замка
Выдающейся фигурой главного фасада стал памятник Петру I, чтобы подчеркнуть его вклад в создание морской империи. Он был освящен одновременно с замком. На самом деле этот памятник был завершен уже в 1747 году, задолго до строительства замка, но никак не мог найти свое место. Павел I указал выгравировать надпись на нем: «Прадеду – правнук», в противовес посланию на Медном всаднике.
На центральном фасаде можно увидеть барельеф «История заносит на свои скрижали славу России».
Внутреннее убранство
Внутри замка есть немало интересных уголков, которые будут интересны туристам.
Парадная лестница
Парадная лестница Михайловского замка поражает своей монументальностью. Гостей встречает копия античной скульптуры «Умирающая Клеопатра», выполненная из белого мрамора. Она выражает прошедшее царствование Екатерины II. В боковых нишах можно видеть скульптуры «Осторожность» и «Правосудие», так олицетворяется правление самого Павла I.
Обратите внимание на стену, рядом с главной лестницей: на ней до сих пор сохранилось изображение российского герба с включенным в него мальтийским крестом. Он подчеркивает причастность Павла к рыцарям Мальтийского ордена.
Зал Антик
Зал Антик, к сожалению, не сохранил оригинальное убранство. Стены здесь были отделано мрамором, а двери были бронзовыми, а внутри хранились античные статуи. Сейчас в помещение располагается портретная галерея династии Романовых.
Галерея Рафаэля
Галерея Рафаэля получила такое название из-за 4 шпалеров, которые находились на стене напротив окон. Их подарил французский король Людовик XVI.
Предметы искусства воспроизводили сюжеты настенных росписей в Ватикане, которые сделала Рафаэль: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас».
Сейчас 3 шпалеры хранятся в Эрмитаже, а последняя – в Лейпциге. В галерее сохранилась оригинальная монументальная живопись.
Тронная и спальня императрицы Марии Федоровны
Тронная императрицы Марии Федоровны производит впечатление своей роскошью. Стены обиты бархатом, а над окнами можно увидеть позолоченные барельефы.
Спальня Марии Федоровны воссоздана с былой роскошью. Мебель не удалось сохранить, поэтому в помещении нет ничего, кроме медальонов. Но общее убранство производит незабываемое впечатление.
Спальня Павла I
В спальню Павла I нельзя попасть самостоятельно, только в составе экскурсионной группы. До входа ведут еще неотреставрированные помещения, и только здесь можно оценить, какая работа была проделана реставраторами.
Через несколько лет после убийства Павла I его спальня была переделана в церковь, однако и ее интерьер не сохранился до наших дней. Сейчас здесь можно увидеть таблички с именами погибших в войнах учеников инженерного училища.
Общий столовый зал
В общем столовом зале располагались две самые большие в замке бронзовые люстры, каждая из которых вмещала 50 свечей. Здесь проходили трапезы императорской семьи и званых гостей.
Церковь Святого Михаила
Сейчас в церкви проводится реконструкция, и посетить ее можно только в сопровождении экскурсовода. Площадь храма небольшая, внутри находится несколько колонн. Но самая интересная деталь – масонский символ всевидящего ока прямо на потолке, а также над Святыми вратами.
Мраморная галерея
Ее еще называют Георгиевским залом, и это один из самых больших парадных залов замка. Она служила помещением для караула Мальтийского ордена.
Названа галерея была так из-за мрамора различных цветов, который использовался в отделке. Вдоль стены было установлено 3 камина, которые украсили полудрагоценными камнями.
Паркет, зеркала, и другие части интерьера после смерти Павла были перевезены в Таврический дворец, а камины были отправлены в Павловск.
В ходе реставрации были восстановлена мраморная отделка стен, а также колонны и лепнина. Камины и люстры являются копиями, сделанными по оригиналам.
Овальный зал
Овальный зал – одно из помещений, где удалось сохранить скульптурное убранство, которое было при Павле I. К сожалению, зал серьезно пострадал, когда в замке располагалось Инженерное училище. Он был разделен на два этажа, из-за чего пострадали карнизы, барельефы, дверь. Но, во время реконструкции были найдены фрагменты отделки стен.
Выставки музея
В музее действует 2 постоянные экспозиции: «Лица России. Портретная галерея Русского музея» и «Петербургское общество эпохи Романовых».
На первой можно увидеть работы таких именитых мастеров, как Илья Репин, Карл Брюллов, Василий Суриков и других. Здесь хранятся портреты царей и императоров династии Романовых, а также государственных деятелей, писателей, композиторов, военачальников. Наряду с ними можно увидеть портреты простых жителей Петербурга, а завершает выставку экспозиция изображений светской интеллигенции.
На второй постоянной выставке можно увидеть произведения отечественного искусства первой половины XIX века: живопись, графику, скульптуру и многое другое. Центральной частью выставки является работа Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу». Эта картина изображает петербургское общество 1830-х годов – самой яркой эпохи в истории Петербурга.
Экскурсии в Михайловский замок
Для гостей Михайловского замка составлен обзорный маршрут, который можно пройти в сопровождении экскурсовода. Стоимость билета на экскурсионный сеанс – 700 рублей. Цена уже включает в себя входную плату.
Игра-квест «Вокруг Михайловского замка»
На интерактивной экскурсии вы сможете раскрыть тайны одного из самых загадочных замков Петербурга. Экскурсовод предложит разгадать шифр и выполнять задания, так что поход в музей станет интересным квестом. На этой экскурсии вы познакомитесь не только с Михайловским замком, но и узнаете о его хозяине и одной из страниц истории России.
- Тип экскурсии: индивидуальная, пешеходная.
- Продолжительность: 1,5 часа.
- Стоимость: 3250 рублей за группу до 4 человек.
Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн
Как добраться
Адрес Михайловского Инженерного замка в Санкт-Петербурге: улица Садовая, 2.
Рядом расположена одноименная трамвайная остановка, до нее можно добраться на трамвае № 3.
Через мост находится еще одна остановка – «Летний сад» (Набережная Лебяжьей Канавки), здесь останавливаются автобусы № 46, а так же маршрутные такси № К-76 и К-212.
Ближайшая станция метро – «Гостиный двор», от нее до Михайловского замка около 900 метров, это 10-15 минут пешей прогулки по Садовой улице.
Михайловский замокМузей в Санкт‑Петербурге
- Официальный сайт: https://rusmuseum.ru
- Телефон для справок:
+7 (812) 595-42-48
+7 (812) 347-87-04 - +7 (812) 570-51-12
Виртуальное посещение
Отзывы туристов
Как сейчас выглядит усадьба Михайловка, в которую стали пускать горожан
Чуть больше года назад губернатор Петербурга отдал указание снять уродливый синий забор вокруг усадьбы Михайловка, которую с 2006 года реставрирует под себя СПбГУ.
В этом месте будет расположена Высшая школа экономики и именно для обучения студентов реставрируют старинные здания усадьбы и встраивают в ландшафт новые современные постройки.
Новые здания- будущие кампусы. Они, конечно, не очень гармонируют со старинными постройками, но зато радуют архитектурной геометриейНовые здания- будущие кампусы. Они, конечно, не очень гармонируют со старинными постройками, но зато радуют архитектурной геометрией
Не могу сказать, что все выглядит гармонично, скорее наоборот. Даже отреставрированные уже здания утратили свое былое очарование и стали напоминать скорее стилизованный новодел. Как-то безлико все.
Главный учебный корпус, бывший конюшенныйГлавный учебный корпус, бывший конюшенный
Но немного по-порядку:
Места эти, недалеко от Стрельны, были выкуплены в 30-е годы 19 века для постройки дворца для сына Николая I, Михаила Николаевича. На территории был построен удивительный дворец, который не имел, да, пожалуй и не имеет аналогов в России.
Из открытых источников историческое фото Михайловского дворцаИз открытых источников историческое фото Михайловского дворца
Абсолютно асимметричная постройка настолько гармонично встроена в ландшафт, благодаря своим дворикам с фонтанами и перголами, что возникает ощущение, словно он создан самой природой в этом месте. А расположение на краю склона, оборудованного многоярусными террасами делает замок воздушным и парящим. Даже сейчас в разрушающемся виде здание красиво и интересно.
Листайте галерею ==>
СнаруживнутриВсе обваливается, осыпаются части штукатурки снаружи и внутри
Также на территории есть:
- Кухонный корпус, который находится прямо рядом с дворцом, уже отреставрирован и стал довольно скучным
- Гофмейстерский корпус, который был перестроен из бывшего дома предыдущих владельцев земель- Разумовских (также современная реставрация лишила здание старинного шарма)
- Конюшенный корпус, переделанный ныне под главный учебный корпус (немного забавно)
- Дом садовника с корпусом оранжерей. Увы, часть оранжерей утрачена в последние годы, а сам дом садовника хоть и отреставрирован, но как-то не полностью, а территория вокруг него и вовсе поросло бурьяном.
Листайте галерею ==>
Кухонный корпус отреставрирован и законсервированДом садовникаОранжерея, утратившая теплицы, уходящие в стороныКухонный корпус отреставрирован и законсервирован
До революции усадьбой владели потомки великого князя Михаила Николаевича. После 1917 года в Михайловке была трудкоммуна Красные Зори. В войну часть зданий ощутимо пострадали, но дворец и часть построек сохранились.
После войны территория была отдана под пансионат Кировскому Заводу. Мне довелось бывать в Конюшенном корпусе, когда в школе я занималась хореографией и мы выступали на какой-то праздник перед отдыхающими. Это было в середине 90-х и обстановка снаружи и внутри была довольно ветхая.
еще немного снимков снаружи и внутри дворца, листайте фото ==>еще немного снимков снаружи и внутри дворца, листайте фото ==>еще немного снимков снаружи и внутри дворца, листайте фото ==>еще немного снимков снаружи и внутри дворца, листайте фото ==>
В 2006 году усадьбу Михайловку отдали под нужды СПбГУ (Петербургский Университет) и вокруг Михайловской Дачи возник тот самый синий забор. В 2019 году закрытие территории признали незаконным и был отдан указ снять забор и пускать людей на территорию усадьбы и к памятнику архитектуры- Дворцу.
Сам дворец сейчас единственное здание, до которого не дошли руки реставраторов и вы пока еще можете прикоснуться к неиспорченной истории и посмотреть как он выглядит.
Листайте галерею ==>Листайте галерею ==>Гофмейстерский корпус. Листайте галерею ==>
Меня часто обвиняют в том, что я указываю на красоту в том, что некрасиво.
Но я никому не навязываю свою точку зрения.
В любом случае, даже если подобные исторические постройки вам не к душе, то сам парк с вытянутыми прудами, протоками и мостами, а также вековыми лиственницами, точно не оставит вас равнодушными.
Белый зал. Михайловский дворец
knatka (knatka) wrote, 2009-09-25 08:44:00
knatka knatka 2009-09-25 08:44:00
Categories:
- Архитектура
- Дизайн
- Cancel
Сферическая панорама 360×180.(При просмотре вращать! Ссылка на саму панораму и описание зала под катом.)
Заметка для тех, кто впервые смотрит панорамное изображение.Панорамы можно вращать в любую сторону. Для этого надо нажать на изображение левой кнопкой мышки, и, не отпуская мышку, двигать курсор, куда захотите.
Ниже приведена ссылка на панораму. По ней панорама откроется на все окно (в отдельном окне) в том просмоторщике, который у вас есть на машине: или DevalVR, или QuickTime, или Flash. Если из этих трех нет ни одного просмоторщика, то предложит установить.
Белый зал – одно из лучших творений Росси в искусстве интерьера. Зал вытянут вдоль садового фасада дворца на двадцать четыре метра. В строгом и красивом ритме построено пространство этого великолепного интерьера. Две пары колонн делят его на три относительно самостоятельных отсека.
Средняя часть несколько больше боковых и имеет в плане квадрат, две другие – прямоугольники. Это членение акцентируют пилоны, обработанные пилястрами. Облицованные белым искусственным мрамором колонны и пилястры увенчаны капителями коринфского ордера и несут на себе гладкий, чуть поблескивающий архитрав и нарядный, с тонко прорисованными золочеными деталями карниз.
Каждая часть зала завершается великолепно расписанным «зеркальным» сводом потолка. Ощущение простора усиливает освещение. Высокие, с полуциркульным верхом окна напоминают легкие арки. Они обращены в сторону сада и выходят на огромный балкон – лоджию с рядом белых колонн. Отсюда видна беседка – небольшой садовый павильон, стоящий на берегу Мойки.
В строгом соответствии с общим принципом архитектурного решения зала – симметрии и гармонии – Росси разрабатывает все детали его интерьера. В торцовых стенах – две двери (одна из них ложная), между ними камин. Двери сделаны из волнистой березы: «медовый» цвет и муаровая текстура дерева, пышная золоченая резьба превратили их в эффектный элемент убранства зала.
Ниши, которые помещены над дверьми, украшают фигуры муз на золоченых театральных масках. Скульптура введена и в декорировку каминов. Их было в Белом зале три. Третий, напротив окна, разобран в конце XIX века. На его месте прорубили дверь на площадку второго этажа вестибюля. Скульптурный декор зала исполнял Пименов. Камины завершались высокими зеркалами.
На белых стенах зала по замыслу архитектора его постоянный сотрудник живописец Антонио Виги представил сцены из гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» (две фрески на противоположной окнам стене в центральном отсеке, погибли в конце XIX века).
На примере Белого зала видно, как виртуозно Росси смог связать отдельные элементы декора в единое целое, каждому предмету найти свое единственное место. Изобретательно и остроумно между колоннами зодчий разместил двухсторонние диваны. Предмет одновременно живет в центральной и боковых частях интерьера.
Свободно изогнутые локотники, круглые в сечении ножки-балясины сделаны в расчете на соседство с мощной колонной. Характерно, что спинки кресел и стульев обработаны резьбой с обеих сторон, так как, находясь на своем постоянном месте, вокруг столов, они предстают перед зрителями «с тыла». Мебель Белого зала была вызолочена и обита шелком голубого цвета с золотыми крупными венками (не сохранился).
Боковая часть, 2,2 Мб
Центральная часть, 2,2 Мб
В михайловском замке открылась выставка "внутренняя книга"
Эта выставка посвящена творчеству братьев Г. А. В. Траугот. В экспозиции – книжные иллюстрации и станковые работы.
Выставка «Внутренняя книга» проходит в Михайловском замке. Этот проект завершает программу в честь 90-летия художника Александра Траугота. С мастером встретился Дмитрий Ясковский.
Те, кто с детским восторгом рассматривал эти изображения в середине XX века, – давно сами бабушки и дедушки. За 70 лет вышло больше двухсот книжек с фамилией Траугот на обложке. Аббревиатура Г.А.В. перед фамилией Траугот расшифровывается так Георгий, Александр, Валерий.
«Это была немножко игра – работа коллективная наша, она была веселой…», – говорит Александр Траугот, заслуженный художник России.
Его отец Георгий Траугот закончил ВХУТЕМАС в 1926 году и, как тогда было принято, воспитал в сыновьях уважение к коллективному труду. Каждый член семейной бригады вносил в общее дело часть своей личности.
Возможно, поэтому картинки и получились такими разными. В одних доминирует четкий графический рисунок, другие – словно мечты, почти лишены формы, но наполнены радужным настроением. Рождались все это спонтанно.
«Наша стихия с братом была беспорядок. Если бы вы посетили мастерскую нашу, это хаос. Мы все время не можем ничего найти. Только начинаешь что-то делать, а оно потерялось. Тогда принимаешься за новое, просто так и не отыскав», – рассказал Александр Траугот.
12 лет назад Александр Георгиевич оказался один на один с пустым белым листом. Брат Валерий умер. Отец ушел еще раньше. От веселой аббревиатуры Г.А.В. осталась одна центральная буква. Снова взяться за кисти помогло незримое присутствие брата и давние наставления отца.
«Когда я еще маленький был, он мне говорил: что ты спешишь? Что тебе на горшочек нужно? И я слышу эти слова отца и помощь брата, и так продолжаю жить, игнорирую то, что я остался один», – признается Александр Траугот.
Не растеряться в жизни помогли старые друзья – герои Шарля Перро, Метерлинка, Пушкина, Гоголя. Когда-то глубоко проникнув в душу, они остались там навсегда. А иллюстрации к Евангелию – это как разговор с Богом о самом главном: цели и смысле жизни.
«Нужно платить за жизнь. Вот мое любимое стихотворение: «Движимый раскаянием я за все плачу – не хочу быть Каиным, Авелем хочу». Благодарность – это и есть жертва. Нужно попытаться что-то принести. Получается – молодец. Нет – старайся дальше», – советует Александр Траугот.
Несмотря на свои 90, Александр Траугот галантен. Элегантно повязанный шарф подчеркивает артистизм. Сам он считает, что взрослых в природе вообще не существует, а все люди – просто выросшие дети. Глядя на него, с этим трудно не согласиться.
Тайны Михайловского дворца
Величайшее произведение архитектора Карла Росси превратили в доходный дом
19 марта 1898 года, ровно 120 лет назад, в Михайловском дворце Санкт-Петербурга открылся Русский музей. Сегодня это самое большое в мире хранилище произведений русского искусства.
Впрочем, красивейшее здание в стиле ампир строилось совсем для другой цели. Это был дворец великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.
Михаил был последним из десяти детей Павла I, и царствовать ему не довелось. Тем не менее августейший отец при рождении сына в 1798 г. распорядился откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца для него.
- 1817 г. Архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца.
- 17 апреля 1819 г. В год 21-летия Михаила Павловича в основание фундамента будущего здания были заложены каменный ковчег с серебряными монетами и серебряная доска с памятной надписью. Для прочности строения принято решение вести работы только в теплое время года.
- 1825 г. Завершена отделка интерьеров. Михайловский дворец обошелся казне в 7 600 000 рублей. Из них три миллиона ушло на строительство, а четыре — на украшение.
- 30 августа 1825 г. Освящение здания. В него из Зимнего дворца переехал Михаил Павлович с женой Еленой Павловной.
- 28 августа 1849 г. Михаил Павлович умер. Дворец перешел к его вдове Елене Павловне — «мадам Мишель», как звали ее при дворе. Балов стало меньше, зато собираются столичные и заезжие знаменитости, политики, ученые. Здесь появилась первая в России консерватория. Дворец посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовский, Миклухо-Маклай.
- 9 января 1873 г. После смерти Елены Павловны дворец унаследовала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна. Парадные залы сдавались в наем.
- 1894 г. Здание начало разрушаться. После кончины Екатерины Михайловны дворец переходит ее детям — немецким подданным. Но поскольку здание принадлежало дому Романовых, Александр III выкупил его за 4 миллиона рублей.
НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Великий князь Михаил Павлович и Елена Павловна (до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) не были счастливы в его интерьерах. Жену 24-летнему Михаилу подобрала матушка, императрица Мария Федоровна. Фредерика Шарлотта была дочерью его двоюродного брата, то есть приходилась мужу двоюродной племянницей.
Холодное отношение Михаила к жене шокировало даже его братьев. Константин Павлович писал брату Николаю: «Положение (Елены Павловны) оскорбительно для женского самолюбия и для той деликатности, которая вообще свойственна женщинам». Ранняя смерть четырех из пяти рожденных в браке дочерей окончательно подорвали отношения.
При реконструкции может исчезнуть часть экспонатов
Глобальная реконструкция Русского музея — острая тема последних лет. Обсуждается, в частности, проект сооружения атриума перед входом — как в Лувре.
Кроме того, над музеем собирались возвести стеклянную крышу и провести перепланировку внутреннего дворика — $2,5 миллиона на эти работы готов был выделить Всемирный банк. На период ремонта экспонаты должны были разместить по другим музеям. Однако многие петербуржцы выступили против изменения исторических интерьеров.
Да и не секрет, что «переезд» художественных ценностей часто приводит к «внезапной» потере некоторых из них. К счастью, проект масштабной реконструкции пока отложен.
Картина маслом: пять удивительных фактов об известных шедеврах
В Русском музее хранятся полотна Андрея РУБЛЕВА, Ореста КИПРЕНСКОГО, Александра ИВАНОВА, Ивана РЕПИНА, Алексея КУИНДЖИ, Ивана ШИШКИНА, Валентина СЕРОВА, Михаила ВРУБЕЛЯ, Бориса КУСТОДИЕВА, Казимира МАЛЕВИЧА, Марка ШАГАЛА и многих других признанных мастеров. О некоторых работах экскурсоводы любят рассказывать такие истории.
1. Иван Айвазовский «Девятый вал» (зал № 14)
Для создания картины художник использовал всего четыре краски — красную, желтую, зеленую и коричневую. Колористические эффекты созданы за счет смешивания основных цветов. Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и писал без натуры, пользуясь лишь набросками.
2. Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» (зал № 38)
Задумав полотно, художник поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошли войска генералиссимуса. Сам скатывался по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.
3. Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (зал № 33)
«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» — таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану, который требовал прекратить набеги на Османскую империю.
4. Натан Альтман. «Портрет Ахматовой» (зал № 77)
Художник, придавший поэтессе облик стильной, неординарной женщины, сам был весьма своеобразен. Однажды он изловил тараканов в своей квартире, покрасил их в разные цвета. Одного вымазал в «золото», назвал «лауреатом» и отпустил со словами: «Вот его тараканиха-то удивится».
5. Василий Купцов «АНТ-20 Максим Горький» (корпус Бенуа, зал 82)
Изображенный над Ленинградом самолет на самом деле никогда не был в балтийском небе. Гигантский аппарат построили для агитационных целей. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета над Центральным аэродромом на Ходынском поле в Москве его крыло задел истребитель, совершавший «мертвую петлю». Самолет рухнул. 50 человек, включая шестерых детей, погибли.
Судьба автора картины также трагична: ученик Павла Филонова, подвергшегося преследованиям, повесился в ожидании ареста.
Нина Алексеева
#12/2018 Интересная история культура