Дворянские усадьбы петербурга: демидовых, державина, веге

Топ-10 усадеб Петербурга

Рассказ о каждом особняке завораживает и переносит в XVIII – XIX века, во времена дворцов, лечебных курортов, парковых ансамлей, роскоши и великих архитектурных замыслов.

В Санкт-Петербурге и его окрестностях расположено большое количество дворянских имений, усадеб, дворцово-парковых ансамблей. Каждый из них является шедевром архитектуры минувших столетий и обладает богатой историей. Мы собрали информацию о 10 усадьбах из всех, расположенных в Петербурге. Истории этих имений по-разному интересны, но в чем-то схожи.

Музей-усадьба Державина

Музей-усадьба Г. Р. Державина – это воссозданный особняк XVIII века, состоящий из комплекса зданий. Центром усадьбы является дом на набережной Фонтанки, д.

118, неподалеку от переулка, названного в честь поэта.

Гаврила Романович Державин, русский поэт и драматург, современник и старший друг Александра Сергеевича Пушкина, прожил в этом особняке четверть века, вплоть до своей смерти в 1816 году.

После смерти Державина усадьба отошла в распоряжение Римско-католической церкви. В советские годы – под управление государства. Во времена СССР усадьба превратилась в коммунальный жилой дом, что негативно сказалось на ее состоянии – внутреннее убранство дома изменилось до неузнаваемости. Восстановлением памятника архитектуры занялись лишь в конце девяностых годов XX века.

Обратите внимание

Музей-усадьба Державина был открыт для посещения в 2003 году. Усадьба состоит из целого ансамбля зданий: главного особняка, двух парных флигелей и дома для гостей. Все эти памятники архитектуры расположены в Польском саду, который, как и строения, был реконструирован по архивным чертежам и соответствует своему изначальному виду.

В настоящее время в Польском саду расположен действующий зеленый театр, а сам особняк также открыт для проведения творческих встреч, фестивалей, научных конференций и прочих интеллектуально-развлекательных мероприятий.

В музее-усадьбе Державина работает Гостевой корпус, где созданы оптимальные условия для работы российских и зарубежных исследователей в области культуры и искусства.

Кроме того, на территории парка работает Оранжерея, где разместилось Литературное кафе, основу интерьера которого составили разнообразные зеленые насаждения.

В музейной части особняка размещена большая коллекция вещей, работ и документов, посвященная жизни и творчеству великого поэта. В музее-усадьбе проводятся экскурсии как для взрослых, так и для детей (начиная с возраста 6-7-ми лет).

В особняке проводятся также выставки, посвященные знаменитым деятелям прошлого, театральной деятельности, художникам, дизайнерам, истории и культуре Санкт-Петербурга.

Кроме того, в усадьбе Державина можно отпраздновать день рождения, устроив самый настоящий бал в духе XVIII-XIX в.в.

Адрес: наб. р. Фонтанки, 118.

Цена: полная стоимость входа – 120 руб., школьникам или студентам – 60 руб., пенсионерам – 40 руб. Экскурсионные программы, фото- и видеосъемка – за дополнительную плату.

Усадьба князей Безобразовых Дача «Жерновка»

В настоящее время усадьба князей Безобразовых недоступна для посещения: в ней размещены различные организации. Дача «Жерновка» является памятником архитектуры федерального значения. Наименование усадьбы «Жерновка» произошло от соответствующего названия реки Петербурга, рядом с которой она находится.

Усадьба князей Безобразовых – это небольшая дача, построенная в стиле классицизм в 1799 году. Дача «Жерновка» находится в живописном парке с каменной пристанью и прудом. Первозданный вид дачи остался только на дореволюционных снимках.

На них запечатлены парадные интерьеры, печи, фресковое панно (изображавшее Гатчинский дворец), гостиная, спальные помещения. Изначальный вид усадьбы был утерян в советское время – здание было перестроено, а затем заброшено.

В 1980-1984 годах дача воссоздавалась по старым фотографиям.

Адрес: Ириновский пр., 9.

Дача Громова в Лопухинском саду

Дача Громова предстает перед нами в виде деревянного строения XIX века. Детали некогда знаменитого особняка обветшали, но дошли до наших дней неизменными. Так, до сих пор сохранились причудливый громоздкий камин и воздушная лепнина. Дача Громова простаивает заброшенной, но по-прежнему обладает очарованием и привлекательностью для многочисленных туристов.

В настоящее время из построек в саду Лопухина остался только сам особняк Громова. Можно спуститься в его подвал и лицезреть множество сталактитов на кирпичах фундамента.

Сам участок был куплен В. Ф. Громовым в 1848 году. Дача строилась по проекту архитектора Г. И. Винтергальтера (в 1859 году) в стиле ранней эклектики. Сад Лопухина был обустроен в соответствии с духом времени, в лучших пейзажных традициях тех столетий. Здесь находились журчащие фонтаны, прохладные гроты, протоки и мостики над ними.

Важно

В доме Громова находилась картинная галерея и небольшой концертный зал. Рядом находилась оранжерея с экзотическими растениями, где среди зимы в окружении пальм проходили феерические представления и праздники. В советское время здесь располагался дом отдыха шоферов-стахановцев, клуб, лодочная станция, чуть позже – Ленинградская студия телевидения.

Адрес: ул. Академика Павлова, 13

Усадьба Кушелева-Безбородко

В настоящее время в роскошной усадьбе, покоряющей своим архитектурным стилем, размещен действующий туберкулезный диспансер.

Усадьба графа Кушелева-Безбородко – это здание в архитектурном стиле эклектика, построенное в конце XVIII века. Главный фасад усадьбы выполнен в стиле итальянского ренессанса. При отделке особняка использовался розовый мрамор. Архитектором роскошного особняка выступил В. Баженов.

Флигели усадьбы связывала между собой оригинальная ограда, состоящая из 29 одинаковых львов с чугунными цепями в зубах. В парке вокруг усадьбы были построены театр, оранжерея и библиотека. В особняке Кушелевых-Безбородко были размещены коллекции редких картин. На приемах в усадьбе бывали такие великие деятели прошлого, как А. Ф. Писемский, В. В. Крестовский, А. Дюма, В. С. Курочкин.

После смерти графа усадьбу купила императорская семья – великий князь Николай Константинович и княгиня Е. М. Юрьевская. В особняке были размещены личные вещи убитого императора Александра II.

Адрес: Свердловская наб., д. 40.

Уткина дача

Уже в этом году может начаться реставрация усадьбы «Уткина дача», которая является федеральным архитектурным памятником ХVIII века.

В последние годы главный дом дачи использовался под жилье и частично под мастерские художников, затем здание было расселено из-за аварийного состояния.

В 2012 году было объявлено о планах создания в усадьбе филиала музея городской скульптуры. По словам директора музея, первая экспозиция будет посвящена «Уткиной даче», следующая – монументально-городской скульптуре.

Помимо этого, в усадьбе планируется создать детско-молодежный центр и фондохранилище.

Внутренняя перепланировка усадьбы запрещена, поэтому проект реконструкции предполагает максимальное возвращение к первоначальному интерьеру и архитектуре особняка. На территории имения воссоздадут яблоневый и вишневый сады.

Ансамбль «Уткина дача» состоит из двух корпусов (главного и служебного) и расположен на месте слияния рек Оккервиль и Охты.

С 1750 года данный участок был подарен Марку Полторацкому – первому русскому певцу, выступавшему в итальянской опере. Дворянская усадьба построена в 1790-х годах по проекту Николая Львова.

Совет

В имении были возведены два главных корпуса, а также сараи, конюшни, сеновалы, оранжерей, теплицы и обустроен яблочный сад.

В 1828 году усадьба была куплена у владельцев княгиней Зинаидой Петровной Шаховской. Название «Уткина дача» произошло от имени мирового судьи Василия Ивановича Уткина – второго мужа Зинаиды Шаховской. В 1881 году здесь располагался детский приют.

В 1883 году, по решению императора Александра II, здание было отдано под Охтинскую Мариинскую богадельню. В 1904 году в особняке разместилась лечебница для душевнобольных.

После революции усадьба превратилась в советскую коммуналку и пробыла в этом статусе до 2010 года – здание было расселено в связи с аварийным состоянием.

Адрес: Уткин пер., 2. Находится в месте слияния рек Оккервиль и Охта.

Усадьба Шуваловых

В настоящее время территория бывшей усадьбы Шуваловых обнесена со всех сторон частой железной решеткой — здесь с 1947 года работает ВНИИ токов высокой частоты им В.П. Вологдина.

Посторонних внутрь не пускают, но при желании можно пройти через главные ворота под видом местного сотрудника.

Таким образом, можно некоторое время побродить по территории усадьбы, осматривая здешние удивительные здания.

Дворец графа Андрея Петровича Шувалова был построен в XVIII веке по проекту известного русского архитектора С. С. Кричинского. Стены усадебного дворца украшают старинные рельефы с военной геральдикой. А перед главным входом прямо на лестнице расположились два каменных льва.

Вокруг особняка был разбит парк удивительной красоты. Благодаря своему великолепному обустройству, дополненному необычными по форме «наполеоновскими» прудами, архитектурно-ландшафтными композициями и насыпной горой Парнас, Шуваловский парк когда-то называли «чухонской Швейцарией». Некоторые детали парка дожили до наших дней, но в весьма обветшалом виде.

Последней владелицей усадьбы была графиня Воронцова-Дашкова, урожденная Шувалова. Она собиралась подарить дворец царевичу Алексею Романову, но ее планам помешала революция 1917 года. Как и многие дворянские имения, усадьба Шуваловых была разграблена, национализирована и долгое время пребывала в полуразрушенном состоянии.

В настоящее время гора и пруды парка представляют собой уникальные памятники ландшафтного дизайна. С горы Парнас открывается изумительный вид на красивые пруды, зеленый склон, а за ними – выросшие новостройки. Пруды имеют неофициальные названия «Шапка Наполеона» и Рубаха Наполеона».

Адрес: пос. Парголово, Шуваловский парк.

Усадьба Демидовых в Тайцах

В настоящее время усадьба Демидовых в Тайцах является заброшенной, но в некоторых ее помещениях еще обитают немногочисленные жильцы. Правительством Петербурга и ЛО разрабатываются проекты по возрождению усадьбы Демидовых и по созданию в окрестностях традиционного поселения ингерманландских финнов (инкери), которые населяют поселок Тайцы.

Усадьба Демидовых в Тайцах (Ленинградская область) занимает территорию площадью 180 Га. Благодаря своему размеру и обустройству парка, усадьба могла бы стать одной из самых лучших дворцовых усадеб Ленинградской области. Однако в настоящее время это роскошное место пребывает в заброшенном состоянии.

Главный особняк построен известным заводчиком А.Г. Демидовым по проекту его зятя-архитектора, основоположника стиля русский ампир, И.Е Старова. Парк с уникальной системой прудов, озер и каналов, мостами, башенками, беседками и флигелями был также построен по проекту Старова.

Владельцами усадьбы в разное время становились знаменитый горнозаводчик Александр Демидов, Наталья Алексеевна Романова (сестра Петра I), прадед А. С. Пушкина Абрам Ганнибал. В этой усадьбе бывал Н. А. Римский-Корсаков, который написал здесь свою знаменитую Третью симфонию. В начале ХХ века в одном из домиков в Тайцах жил Борис Пастернак.

Обратите внимание

Согласно одной из легенд, барон Демидов построил роскошную усадьбу в лечебном селе Тайцы для своей дочери Софии, которая страдала чахоткой. В особняке были предусмотрены открытые террасы-лоджии, на которых можно наслаждаться целебным воздухом Тайцов, не выходя из дома. Благодаря стараниям отца, Софья Демидова благополучно дожила до шестидесяти пяти годов.

С середины XIX века в усадьбе Демидовых располагался санаторий для больных с заболеваниями легких. В Тайцах располагались Тайцкие ключи, которые служили источником для водной системы Царского Села. Однако столетием позже источники ключевой воды истощились. В годы войны и перестройки здание и парк опустели. И с тех пор простаивают заброшенными.

Адрес: cело Тайцы, Гатчинский район.

Музей-усадьба Н. К. Рериха

Усадьба Н. К. Рериха в Изваре – это уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

В настоящее музей-усадьба Н. К. Рериха занимает территорию площадью 60 Га и включает 9 усадебных построек XVIII-начала XX в., старинный парк, родниковые озера.

В комплекс музея входит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской иконы Божией Матери (действует). На территории усадьбы сохранился деревянный амбар XVIII века.

Главный усадебный дом каменный с деревянными дополнениями (флигель, веранда, мезонин) выполнен в стиле классицизма и романтики.

Экспозиция и выставки, расположенные в усадебном доме, посвящены различным аспектам жизни и творчеству Н.К. Рериха. Большое внимание уделено Изваре, в которой художник жил 26 лет. Природу здешних мест Н. К.

Рерих почитал и изучал с особой тщательностью. В особняке проводятся праздники, посвященные Дню рождения Н. К.

Рериха, традиционные вечера в гостиной музея «Не гаснет свет рождественской звезды», ежегодные фестивали детского творчества «Дети – детям» и другие мероприятия.

Важно

При музее-усадьбе Рериха создается «Школа ремесел», а на базе музея действует общественная некоммерческая организация «Историко-культурный центр Извара». Деятельность центра посвящена идеалам культуры, духовной красоты, творчества, мира и созидания. Главные цели организации – реализация идей Н. К. Рериха («Мир через Культуру»).

Читайте также:  Румянцевский сад в санкт-петербурге: интересные легенды

Усадьба в Изваре была приобретена К.Ф. Рерихом — отцом художника Николая Константиновича – в 1872 году. Семья Рерихов владела Изварой с 1872 по 1900 год. В 1910-е гг.

имение было приобретено Министерством юстиции для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) органично дополнил облик усадьбы.

Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году.

Режим работы: ср., чт., пт., сб., вс. с 10.30 до 17.30. Последняя среда каждого месяца — санитарный день;

Адрес: Волосовский р-н Ленинградской области, деревня Извара;

Цена: Взрослые — 60 руб., студенты и пенсионеры — 40 руб., школьники — 20 руб., льготные категории посетителей — бесплатно. Экскурсия: взрослые — 50 руб., студенты, пенсионеры и школьники — 40 руб.

Дворец Елисеева (усадьба Белогорка)

В настоящее время дворец Елисеева находится в частной собственности и постепенно реставрируется.

Владелец усадьбы – купец Елисеев — был широко известен в России и даже за ее пределами. В 1874 году его магазин в Санкт-Петербурге был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Усадьба Елисеева пользовалась наибольшей славой в годы жизни и деятельности ее владельца. Дворец в деревне Белогорка – это свадебный подарок А. Г.

Совет

Елисеева своей дочери Елизавете Александровне (к этому времени Елизаветы уже вышла замуж за штабс-капитана Семеновского полка Николая Новинского).

После смерти мужа Елизавета вышла замуж за столичного врача И.Я. Фомина, который лечил ее бывшего супруга.

Район Сиверской, где располагается усадьба Елисеевых, в те времена был известен своим лечебным действием (территория находилась на высоте более 100 м. над уровнем моря). В связи с этим, отдых в Белогорке по своему целебному свойству считался лучше, чем поездки на курорты в европейские страны.

В 1912 году на месте особняка был возведен необычный дворец-терем в модерновом стиле (по проекту инженера В. П. Тавлинова). Во времена гражданской войны и ВОВ, усадьба Белогорка была национализирована.

В ней разместили сельскохозяйственную станцию (в 1956 году стала Северо-западным научно-исследовательским сельскохозяйственным институтом). Парк был в корне перестроен, и весь его первоначальный вид пропал.

В 1990-е годы СЗНИИСЗ распустили, и дворец опустел. Несмотря на это, живописная купеческая усадьба пользовалась популярностью у представителей интеллигенции, культуры и искусства.

Адрес: деревня Белогорка, более 4 км от ж/д станции «Сиверская».

Усадьба Монрепо

Усадьба Монрепо является единственным в Ленинградской области образцом деревянного зодчества эпохи классицизма (конец XVIII-начало XIX вв.), сохранившимся как усадебный комплекс построек и сооружений.

Парк Монрепо — единственный в России скальный пейзажный парк XVIII-XIX вв., в 1988 г. он получил статус Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Деятельность сотрудников музейного комплекса связана с изучением и сохранением уникального парка и построек.

В летнее время года на территории Монрепо проводятся фестиваль камерной музыки «Вечера в Монрепо» и фестиваль акустической музыки «Дверь в лето». Общая площадь музея-заповедника — около 163 га.

В XVIII веке имением Монрепо владели обер-комендант Выборгской крепости П.А. Ступишин, выборгский генерал-губернатор принц Ф.-В.-К. Вюртембергский. С 1788 по 1943 гг. имение Монрепо принадлежало семье баронов Николаи.

Именно бароны Николаи (Людвиг Генрих Николаи и его сын Пауль) создали в усадьбе уникальный парк, ставший знаменитым в России и Европе.

В создании Монрепо участвовали известные в те времена архитекторы, художники и скульпторы.

Обратите внимание

Адрес: г. Выборг, Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».

Источник: http://piter.my/event/531708

Усадьба Демидовых в пер. Гривцова

0 1321

Фото Усадьбы Демидовых в пер. Гривцова

В Петербурге много достопримечательностей, скрытых от глаз туристов. Например, усадьба знаменитых промышленников Демидовых в переулке Гривцова. Невероятно красивый дом с заброшенным садом окружен большими зданиями и практически не виден с улицы.

История усадьбы неразрывно связана с судьбой фабрикантов Демидовых, прославившихся на всю Россию не только своим баснословным богатством, но и любовью к разного рода инженерным нововведениям. В усадьбе сохранилось два таких новшества: первый в Российской империи кегельбан и выполненная из литого чугуна веранда с уникальной раздвоенной лестницей.

Демидовы прогремели на всю Россию при императора Петре I, тогда же началось формирование их капитала. Основоположником династии стал кузнец из Тульской губернии — Никита Демидов.

Из Тулы Никита отправился на Урал, где занялся черной металлургией, основал свой небольшой завод.

Скоро предприниматель стал одним из богатейших людей империи, созданные им капиталы позволили его потомкам жить с поистине царским размахом.

Усадьбу на набережной Мойки по заказу Григория Демидова возвел в 1759 г. архитектор С. Чевакинский. Особняк в стилях классицизма и барокко был украшен барельефами и колоннами ионического типа. Согласно легенде, в качестве образцов при изготовлении барельефов Чевакинский использовал портреты видных представителей рода Демидовых.

Однако основной особенностью здания стала массивная чугунная веранда, которая призвана была рекламировать металлургический бизнес предпринимателей. Веранду кузнецы украсили гнутыми решетками из литого чугуна. Две изогнутые лестницы выводили жильцов дома в две стороны яблоневого сада.

Важно

На создание веранды ушло неимоверное количество чугуна: такую растрату ценнейшего по тем временам материала могли себе позволить только Демидовы.

Предприниматели жили очень открыто, проводили в своем особняке литературно-театральные салоны. К 1830-му году знаменитый род начал угасать, усадьбу сдали в аренду Английскому клубу и петербургской консерватории. В одном из флигелей доживал свой век Г.А. Демидов, после того, как он скончался в 1870 году, ни один из представителей знаменитой династии больше в усадьбе не бывал.

После революции в здании разместили инженерное бюро, позднее преобразованное в ЦКБ «Айсберг», стоявшее у истоков атомного ледоколостроения.

После того, как ЦКБ перевели в другое место, усадьба начала приходить в упадок. На судьбе архитектурного комплекса негативно отразилось местоположение – современная застройка набережной Мойки полностью скрыла фасад. Вероятно, это обстоятельство повлияло на то, что усадьбу до сих пор не признали памятником архитектуры (актуально на 14.10.2017).

Фасад особняка потрескался, чугунная веранда покрылась ржавчиной, в яблоневом саду царит запустение. Удивительно, но от этого усадьба не стала менее красивой. Напротив, запущенность придала ей особый шарм и очарование.

https://www.youtube.com/watch?v=Tsa0yE06lGk

В настоящее время усадьбой Демидова владеет коммерческая организация. Внутрь дома посетителей не пустят, но можно улучить момент, когда ворота открыты, и погулять в разросшемся яблоневом саду рядом с великолепным особняком, в котором еще 150 лет назад проходили балы и литературные салоны.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/usadby/usadba-demidovyx-v-per-grivcova/

Старинные особняки и усадьбы Петербурга — 2do2go

В этой подборке собрали для вас самые роскошные и заброшенные усадьбы императорского Петербурга — от барокко до модерна.

Особняк К. Б. Зигеля

Интересен не только облик постройки, но и использовавшийся для нее материал – кирпич, популярность которого была очень низка.

Зато и стоимость его была небольшая, и трудностей при работе он не доставлял. А в сочетании с керамикой конструкции теряют свою громоздкость и приобретают необыкновенное изящество.

 Благодаря именно этому материалу особняк восхищает прохожих своей яркой цветовой гаммой. 

Совет

Усадьба представляет собой комплекс зданий, включающий оранжерею, сад и парадный двор.

В течение четверти века, с 1791 по 1816 годы, особняк поэта являлся одним из главных центров культурной жизни Петербурга.

Сейчас же здесь расположен музей, где представлена мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII — начала XIX веков, книги и рукописи писателей той эпохи.

Придя сюда, вы сможете прикоснуться к удивительному миру и историческому наследию уникального дома, созданного неизвестным архитектором в конце XVIII века. Кто-то заинтересуется жизнью старинной дворянской эпохи, кто-то проникнется красотой яркой коллекции разноцветных бабочек, а кто-то просто получит удовольствие от неповторимой атмосферы.

Усадьба, созданная в стиле позднего модерна талантливым архитектором С. С. Кричинским, ежегодно привлекает в свои стены туристов со всех уголков земного шара и не перестает удивлять их своими редкими экспонатами и уникальной атмосферой.

Особняк этой графини обожал весь город, быть приглашенным сюда для высшего света значило очень много. Сама хозяйка немного занималась оккультизмом, а дом ее прослыл рассадником сплетен, ведь здесь можно было узнать самые пикантные новости. Особого внимания заслуживает решетка забора со входом-калиткой и переплетением вензеля «МК» – Мария Клейнмихель.

Особняк возведен в архитектурных формах эклектики. При отделке использовался розовый мрамор. На территории усадьбы были сооружены театр, оранжерея и библиотека. Флигели особняка связывала между собой оригинальная ограда, представляющая собой двадцать девять одинаковых львов с чугунными цепями в зубах. После смерти графа усадьбу купила императорская семья. 

Предполагают, что автором проекта усадьбы выступил архитектор итальянского происхождения Д. Кваренги. На дореволюционных снимках запечатлены печи, парадные интерьеры. Большое фресковое панно, изображавшее Гатчинский дворец, занимало стену в гостиной, также были расписаны спальные помещения. В советские времена здание было перестроено, а затем и вовсе заброшено.

Обратите внимание

Особняк сделан из камня, на высоком цоколе, имеет деревянные пристройки. Из-за угрозы наводнения многие дома этого района строились на каменном фундаменте.

Этот дом использовался как общежитие для фабричных рабочих. И все же здесь прекрасно сохранилась изразцовая печь, мраморная лестница, чугунные решетки над входом и камины.

Дом был построен в барочном стиле для владельца канатной фабрики Гота.

Дача и сегодня очаровывает посетителей своей архитектурой в стиле ранней эклектики, напоминанием былой роскоши. До сих пор сохранились причудливый громоздкий камин и воздушная лепнина. Во времена, когда за дачей и участком ухаживал лучший садовник города, здесь были чудесные журчащие фонтаны, гроты, овевающие прохладой, мостики, перекинувшиеся через протоки.

В этой подборке собраны главные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Автор основного фото: Vladimir Ivanov, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Источник: https://www.2do2go.ru/articles/2518/starinnye-osobnyaki-i-usadby-peterburga

По Демидовским местам. Усадьба Тайцы под Петербургом

­

Усадьба Демидовых в Тайцах

История усадебного комплекса в Тайцах

Усадьба Тайцы под Петербургом расположена в стороне от туристических дорог. Находится она не так далеко от нашей северной столицы, всего в 39 км. Тайцы сейчас это поселок городского типа, а когда-то, очень давно это было старинное поселение Стаица. Оно упоминается ещё среди населенных пунктов Богородицкого Дягилевского погоста 1500 года.

Тогда этими землями владел боярин Богдан Есипов.  В  1617 года подписывается Столбовский мирный договор, по которому  Тайцы вместе со многими другими поселениями переходят к Швеции. После Северной войны, Петр I отвоевывает у Шведов эти земли.

 За заслуги перед Отечеством, ПетрI жалует  Таицкую мызу адмиралу Ивану Михайловичу Головину (1680-1737 гг.).

Позднее мыза была поделена на Большие и Малые Тайцы наследниками Головина.  В 1758 году мызу Малые Тайцы преобретает  Абрам Петрович Ганнибал (тот самый, предок А.С. Пушкина). В 1786 году его сын Иван Абрамович Ганнибал продает имение Е.Т.Аничковой.

В конце 18 века (примерно в 1761 году)  Большие Тайцы покупает Александр Григорьевич Демидов, у дочери Головина, Натальи (кн. Кантемир). Предыдущие хозяева на землях мызы ничего не строили, но есть прекрасная картина Щедрина, где изображены пейзажи тех мест. В 1790 годы Уральский горнозаводчик  выкупает у Аничковой ее часть Таицкой мызы, Малые Тайцы.

Александр Григорьевич Демидов построил тут великолепную усадьбу с еще более великолепным парком. Парк до нас не дошел, так отдельные фрагменты, но усадьба столь хороша, даже в таком полуразрушенном виде, что оставляет неизгладимое впечатление.

Я, вообще люблю такие полуразрушенные усадьбы. Не поймите превратно, я, конечно, за то, что бы старинные усадьбы и памятники реставрировать, возвращать им исторический облик, но… налет времени, особая атмосфера вот в таких усадьбах ощущается и ярче и острее.

Важно

Александр Григорьевич Демидов был правнуком родоначальника рода Никиты Демидова и внуком знаменитого горнозаводчика Акинфия Демидова. Он сам был прекрасным горнозаводчиком, владел Суксунскими заводами.

Строительство усадьбы началось в 1774 году, закончилось в 1778 году. Строительством занимался Иван Старов. Это был один из лучших архитекторов и ландшафтных дизайнеров того времени. Им был создан проект Таврического дворца.

Читайте также:  Пригороды санкт-петербурга. лучшие достопримечательности

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Демидовы могли себе позволить пригласить такого мастера, тем более, что Старов приходился Александру Григорьевичу зятем, был женат на его сестре. И Старов без всякого преувеличения сделал шедевр. Архитектура усадьбы создавалась по классическим канонам. Основное здание, возведенное на берегу реки Веревка.

Было водружено на высокий цоколь. Здание венчал бельведер с башенкой
Въезд в усадьбу был оформлен 2-мя флигелями, которые объединяла ажурная решетка. Очень красивы готические ворота в левой части усадьбы.

Особенностью усадебного особняка был коридор, который проходил по кругу вдоль окон, а по бокам были устроены широкие застекленные террасы. И с этим связана романтическая легенда. Ну, какая настоящая русская усадьба без легенды?.

У Александра Григорьевича была любимая младшая дочь Софья. Она была больна, и не могла выходить из дома. И Демидов строит для неё эту усадьбу с такими коридорами и террасами, чтобы дочь могла любоваться красотами парка. Девушка была романтично настроена, так как много читала подобной литературы.

Однажды она увидела с террасы особняка незнакомого молодого человека, и Софья вопреки запрету врачей, решила выйти в парк и познакомиться с юношей. Они стали встречаться. Но один раз молодой человек не пришел в назначенный срок. Софья то и дело выбегала в сад посмотреть, не пришел ли любимый. А тут ещё гроза разыгралась не на шутку.

Софья выбежала из дома, поскользнулась на ступеньках и ударилась головой о льва, стоящего у парадной лестницы.

Совет

Удар носил фатальный характер — она умерла. И с тех пор в грозу призрак несчастной Софьи бродит по поместью.

Замечательная легенда, такая же классическая, как и сама усадьба. Но вернемся к усадьбе. А изюминкой его стал парк.
К главному дому вела большая аллея, а перед домом пышно цветом раскинулась большая цветочная клумба (цветочный партер).

Она была не сплошной, а прорезанной 2-мя дорожками. С восточной стороны усадебного дома расположилась большая поляна, к ней примыкал пруд с островами, плотиной и каскадами. Сливалась вода в реку Веревка.

Среди большого количества мостиков и мосточков, которые были перекинуты через реку, сохранился только один

В парке стояли многочисленные павильоны, беседки.

Парк был разбит на несколько участков Большая Поляна, Собственный сад, Звезда, Лабиринт, Зверинец. Каждый из них имел свою ландшафтную композицию, но все они были единой композицией с усадебными постройками. И, знаете, во времена Демидова при усадьбе обязательно строили церковь. А в Тайцах её нет.

 Выяснилось, что церковь не стали строить так как он не вписывалась в концепцию парка. Церковь построили в селе Александровка, которая тоже принадлежала Александру Григорьевичу.  Александровка находилась совсем рядом, сейчас это практически окраина Тайцы.

Церковь Александра Невского тоже сохранилась, правда в разрушенном виде.

Но, её уже начали восстанавливать, и при реставрации были найдены человеческие останки. Установили , что это останки Петра Демидова (внука Александра Григорьевича) и его семьи, при церкви была семейная усыпальница.

Восстановление церкви ещё не закончилось, а в церкви уже существует не большой музей Демидовых. А что же легенда? У Александра Григорьевича действительно была любимая дочь Софья.

И она действительно была больна туберкулезом, и вполне возможно, что усадьба строилась для неё, но совсем не потому, что она не могла ходить. Дело было, скорее всего, в источниках, которые были здесь с древности и считались целебными.

Обратите внимание

То ли из-за этих родников, то ли просто хорошо лечилась, но Софья выздоровела. Всю свою сознательную жизнь она прожила в С-Петербурге. Она вышла замуж за Петра Гавриловича Головина, брак их был бездетным. Умерла она в 1831 году, пережив своего супруга.

После смерти Александра Григорьевича усадьба перешла к его наследникам по прямой линии, то есть  детям, внукам и так далее.

А в 1862 году усадьба отходит в казну за долги. Вот так! Как самая богатая династия России докатилась до этого? Вообще об этом нужно писать отдельно.

 Прежде всего, не очень умелое управление делами, хотя образование практически у всех Демидовых было прекрасным. Но, видимо этого было мало, не хватило им (последующим поколениям) ни хитрой смекалки Никиты, ни фанатизма Акинфия.

Упадок и разорение Суксунских заводов начался с Григория Александровича, сына владельца усадьбы в Тайцах.

Он взял огромный кредит, а дальше все пошло как снежный ком. В результате усадьба была заложена (под неё взяли ещё один кредит). Это уже было в правление старшего сына Григория Александровича,  Александра.

И вот «заводы по крайнему расстройству» в 1863 году были взяты в казенное управление, а усадьба отошла к казне годом раньше. Все это время усадьбой никто не занимался.

Но она была так хорошо спроектирована и построена, что ничего, в общем, менять и не надо было.

Какое-то время она пустовала. Но не долго, в ней поместили санаторий для больных туберкулезом.

Важно

Император АлександрII выделил для устройства санатория 476 255 руб. 98 коп. Санаторий начал принимать больных всех сословий. Он был оснащен центральным отоплением, вентиляцией, дезинфекционной камерой.

Бедняки обеспечивались одеждой и обувью, которая оставалась у них и после выписки. Санаторий существовал до Второй Мировой войны, правда в советское время он был перепрофилирован в гипертонический.

Советские ученые, сделав пробы воды и воздуха, пришли к выводу, что воздух не показан туберкулезникам. А вот гипертоникам там самый раз.

11 сентября 1941 года в поселок Тайцы пришла война. Поселок был взят немцами. Уцелевшие советские войска отошли к усадьбе и держали оборону еще более суток, укрываясь за его надежными стенами. Во время оккупации в главном здании усадьбы расположился немецкий госпиталь.

Усадьбу не забыли, она законсервирована. К восстановлению приступят в этом году. Сейчас проект реставрации проходит экспертизу. На первом этапе восстановят центральную усадьбу. Будут восстанавливать и парк. В будущем там планируется организовывать выставки и концерты. Полная реставрация усадьбы вместе с паком рассчитана на 10 лет.

 Адрес усадьбы Демидовых в Тайцах:

село Тайцы, Гатчинский район

Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи. Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).

Источник: https://prousadbi.ru/blog/zabrohtn-mesta/po-demidovskim-mestam-usadba-tajcy-pod-peterburgom.html

Дом для Авроры Демидовой на Большой Морской

?Александра Смолич (amsmolich) wrote,
2015-02-10 16:24:00Александра Смолич
amsmolich
2015-02-10 16:24:00Category:В феврале 1836 года Павел Николаевич Демидов купил два соседних дома на Большой Морской.

Дом 43 он приобрел за 240 тысяч у Эссен для своей будущей жены, дом 45 был приобретен у Монферрана для себя. Перестройкой обоих особняков занимался Монферран. Фасад дома 43 был отделан в стиле римского палаццо, а внутренние интерьеры в барочном стиле. В доме была Малахитовая зала.

Здесь впервые малахит был применён для облицовки помещения, до этого он применялся только для украшения небольших предметов. Малахит был добыт во владениях Демидовых на Урале. Потом малахит использовали в Малахитовом зале Зимнего и в иконостасе Исаакия.Женой Павла Демидова стала двадцативосьмилетняя красавица Аврора Шернваль.

Аврора Карловна Шернваль родилась 27 июля 1808 года в Бьёрнеборге. Её родителями были Карл Иоганн Шернваль (1764-1815) и Ева Густава фон Вилленбранд (1781-1844). У них было двенадцать детей, из которых восемь умерли младенцами.Родители Авроры:

Про Карла Шернваля обычно кратко сообщают, что он был губернатором Выборга.

Совет

Тут надо чуть подробнее. Он был первым губернатором Выборга, после того как росчерком царского пера 11-го декабря 1811 года вся Выборгская губерния была отторгнута от России. То, что не удалось захватить силой Густаву III, Армфельт сумел интригами.

После отторжения Выборгской губернии надо было найти человека, способного осуществить реформы по интеграции нового финляндского региона. Арфельт выбрал ярого националиста Карла Шернваля. Его утвердили ландсгевдингом в Выборге, русский губернатор вынужден был уйти.

Карл Шернваль принимал участие в войнах с Россией в 1790 и 1808 годах. Во время последней войны попал в плен. Принимал участие в Боргоском сейме, где ему удалось добиться, чтобы все бывшие шведские офицеры в Финляндии получали пенсии.

Став во главе Выборгской губернии Карл Шернваль энергично принялся искоренять в русских помещиках «esprit d’aristocratie et de barbarie». Армфельт: «должно стараться отделаться от варваров. Дворян Выборгской губернии нельзя считать финляндским дворянством.

Пока не удастся устранить из губернии некоторых пиявок под названием дворян и помещиков, до тех пор не будет настоящего порядка и спокойствия» .

С русскими чиновниками поступили отвратительно и бессердечно. Они были просто выброшены на улицу. Тысячи людей снимались с насиженных мест, покидали свои дома, бросали имущество и бежали. Многие русские помещики предпочли лучше за бесценок сбыть свои имения и уехать в Россию, чем оставаться при новых условиях.

Зато Армфельт смог по-дешевке купить для своей дочери от русского землевладельца имение Пукиниеми. Кроме того, он купил земли в Ялитола у беспокойного генерала Копьева, хотя потом жалел, что переплатил Копьеву «как дурак».

Карл Шернваль блестяще справился с поставленной задачей по искоренению всего русского «варварства» в Выборгской губернии: «Этот человек творит чудеса, своею активностью и своею ненавистью Случись нам лишиться его в Выборге, я убежден, что губерния была бы потеряна, потому что он незаменим».

Карл Шернваль пробыл на своей должности три года и скончался 6 февраля 1815 года, на его место губернатором был назначен Карл Иоганн Валлен.

Вдова Карла Шернваля вышла замуж за Карла Валлена. В этом браке она родила ещё четырех детей, последний родился когда ей было 46 лет. Восьмилетнюю Аврору Шернваль мать отправила в Петербург к своей сестре, муж которой, Адольф Фридрих фон Виллебранд, служил в возглавляемой Армфельтом адской комиссии Финляндских дел.

Обратите внимание

В 1822 году Аврора вернулась к родителям, которые в это время жили в Гельсингфорсе.

Вскоре Аврора стала появляться в свете. Влюбленный в неё Баратынский познакомил её с адъютантом генерал-губернатора Закревского, Александром Алексеевичем Мухановым (1802-1834). Муханов влюбился в Аврору, Аврора влюбилась в Муханова.

Надо сказать, что в тоже самое время Муханов взаимно был влюблен в жену Закревского, Аграфену Федоровну, ту самую знаменитую «Медную Венеру». Баратынский тоже был в неё влюблен. Он посвящал стихи Авроре и Венере, но без взаимности. Потом Муханов вместо того чтобы сделать предложение, исчез без объяснений. Видимо по службе был переведен. Можно только догадываться.

В любом случае это было некрасиво с его стороны по отношению к Авроре. С другой стороны у неё не было приданого. Соболевский выразил общее настроение в четверостишии:

Сияет Аврора,Свежа и румяна,В ней много для взора,

Но шиш для кармана.

Тем временем сестра Авроры, Эмилия Карловна Шернваль, в 1828 году вышла за Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина, сына того самого, открывшего «Слово», и хлопотала о переезде в Петербург. В 1831 году Мусину-Пушкину разрешили вернуться. В 1832 году в Петербург приехала Аврора Карловна.

Где-то она снова встретила Муханова. Тут уж ему было некуда деваться, они обручились. Аврора уехала в Гельсингфорс готовиться к свадьбе, которую назначили на 22 августа 1834 года. Муханов опять повел себя совершенно непорядочно – он умер от тоски пневмонии накануне свадьбы, 20 августа.

Через некоторое время Аврора Карловна вернулась в Петербург. С февраля 1835 она стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Примерно через год после смерти Муханова, она приняла предложение Павла Николаевича Демидова (1798-1840). В свои 38 лет он был уже тяжело больным человеком.

О готовящейся свадьбе любопытно читать в письмах к Андрею Карамзину (сын историка) его сестры, Софьи Николаевны, и матери, Екатерины Андреевны. Любопытно потому, что через восемь лет Андрей Карамзин станет вторым мужем Авроры, но пока этого никто себе представить не может.

Читайте также:  Кальянная mundshtuk - неповторимые табачные миксы и коктейли

Андрей Карамзин в то время был страстно влюблен в Надежду Львовну Соллогуб, а в жены ему прочили Марию Фёдоровну Самарину, но она вышла за Льва Соллогуба.Надежда Львовна Свистунова (Соллогуб) и Мария Фёдоровна Соллогуб (Самарина):

Из письма С.Н.

Важно

Карамзиной от 5 июня 1836 года: «Извещаю тебя о золотой свадьбе: Аврора Шернваль выходит замуж за богача Павла Демидова: какой контраст со скромной судьбой, ожидавшей ее в лице Муханова! »

Павел Николаевич Демидов:

Спустя три с половиной месяца, 20 сентября 1836, Е. А. Карамзина сообщала: « Потом явилась блистательная Аврора с розовыми перстами, она в самом деле вся розовая и прелестна, как ее имя.

Она приехала к нам с прощальным визитом, завтра она уезжает в Финляндию, где будет дожидаться жениха, а затем, после свадьбы, отправится со своим золотым супругом за границу.

Ты, возможно, увидишь ее в Италии; она обещала, что будет к тебе внимательна, но не сходи от нее с ума, как это часто с тобой случается ради хорошенькой женщины, а эта уж очень хороша».

Аврора уехала в Гельсингфорс готовиться к свадьбе, которая состоялась 21 ноября 1836 года по лютеранскому и православному обряду. Демидов так плохо себя чувствовал, что не мог самостоятельно ходить. Жених подарил невесте огромный алмаз (Санси — седьмой по величине в мире) и жемчуга. После свадьбы супруги Демидовы уехали в Европу на лечение.

Через полтора года, когда Авроре Карловне было уже за тридцать, родился Павел Павлович Демидов. Через пять месяцев после радостного события, 25 марта 1840 года, молодой счастливый отец скончался. Вот как написал об этом в Владимир Муханов, родной брат покойного жениха Авроры, Александра Муханова:Но у Авроры Карловны были другие планы.

Она была светской львицей, в то время её не очень привлекала тихая и спокойная жизнь в финляндской глуши. Сначала она вернулась в Гельсингфорс. Здесь выкупила у отчима свое любимое имение Тресканда в Эсбо, которое он приобрел на деньги её матери. А фон Валлен на вырученные деньги купил участок в Гельсингфорсе и построил виллу Хагасунд, которая сохранилась до наших дней.

Осенью того же, 1840 года, Аврора приехала в Петербург и легкомысленной бабочкой закружилась на балах, в гостиных, салонах.Из воспоминаний В.А.

Соллогуба: «Посреди роскоши, ее окружавшей, она оставалась, насколько это было возможно, проста; мне часто случалось встречать ее на больших балах в одноцветном гладком платье, с тоненькой цепочкой, украшавшей ее великолепную шею и грудь; правда, на этой цепочке висел знаменитый демидовский бриллиант-солитер, купленный, кажется, за миллион рублей ассигнациями.

Совет

Аврора Карловна Демидова рассказала мне однажды очень смешной случай из ее жизни; возвращаясь домой, она озябла, и ей захотелось пройтись несколько пешком; она отправила карету и лакея домой, а сама направилась по тротуару Невского к своему дому; дело было зимой, в декабре месяце, наступили уже те убийственные петербургские сумерки, которые в течение четырех месяцев отравляют жизнь обитателям столицы; но Демидова шла не спеша, с удовольствием вдыхая морозный воздух; вдруг к ней подлетел какой-то франт и, предварительно расшаркавшись, попросил у нее позволения проводить ее домой; он не заметил ни царственной представительности молодой женщины, ни ее богатого наряда, и только как истый нахал воспользовался тем, что она одна и упускать такого случая не следует. Демидова с улыбкой наклонила голову, как бы соглашаясь на это предложение, франт пошел с нею рядом и заегозил, засыпая ее вопросами. Аврора Карловна изредка отвечала на его расспросы, ускоряя шаги, благо дом ее был невдалеке.Приблизившись к дому, она остановилась у подъезда и позвонила.- Вы здесь живете?! -изумленно вскрикнул провожавший ее господин. Швейцар и целая толпа официантов в роскошных ливреях кинулись навстречу хозяйке.- Да, здесь, -улыбаясь, ответила Демидова.- Ах, извините! -забормотал нахал, — я ошибся… я не знал вовсе…- Куда же вы? -спросила его насмешливо Аврора Карловна, видя, что он собирается улизнуть, — я хочу представить вас моему мужу.- Нет-с, извините, благодарствуйте, извините.. -залепетал франт, опрометью спускаясь со ступенек крыльца».«Только четыре женщины, разумеется, исключая родных и Карамзиных, допускались на мои скромные сборища, а именно: графиня Ростопчина, известная писательница, графиня Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, графиня Мусина-Пушкина и Аврора Карловна Демидова. Надо сказать, что все они держались так просто и мило, что нисколько не смущали моих гостей. Между нами было условлено, что туалеты на них будут самые скромные; они этому, правда нехотя, подчинялись, и раз только Аврора Карловна Демидова, которой, едучи на какой-то бал, вздумалось завернуть к нам по дороге, вошла в гостиную в бальном платье. Правда, платье было темное, бархатное, одноцветное, но на обнаженной шее сиял баснословный демидовский бриллиант, стоивший, кажется, более миллиона рублей ассигнациями.- Аврора Карловна, что вы это надели, помилуйте! Да они все разбегутся при виде вас! — идя ей навстречу, смеясь, закричал я, указывая на ее бриллиант.- Ах, это правда!- с таким же смехом ответила мне Демидова и, поспешно отстегнув с шеи свое ожерелье, положила его в карман».Из воспоминаний Марии Федоровны Каменской:«Самой остроумной и ученой гостиной в Петербурге была, разумеется, гостиная г-жи Карамзиной, вдовы известного историка; здесь уже царствовал элемент чисто литературный, хотя и бывало также много людей светских. Все, что было известного и талантливого в столице, каждый вечер собиралось у Карамзиных; приемы отличались самой радушной простотой; дамы приезжали в простых платьях, на мужчинах фраки были цветные, и то потому, что тогда другой одежды не носили. Но, несмотря на это, приемы эти носили отпечаток самого тонкого вкуса, самой высокопробной добропорядочности».

Аврора Карловна влюбилась в Андрея Карамзина. Мать и родственники стали уговаривать его принять её предложение. Но у Андрея Николаевича был роман с Евдокией Петровной Ростопчиной . У них уже родились две дочери, которые под фамилией Андреевы воспитывались в Швейцарии. Евдокия Петровна была известной поэтессой, переводчицей, драматургом и прозаиком – «сосуд вдохновения небесного». Жуковский в письме к Ростопчиной от 25 апреля 1838 года: «Посылаю вам, графиня, на память книгу, которая может иметь для вас некоторую цену. Она принадлежала Пушкину; он приготовил ее для новых своих стихов и не успел написать ни одного; мне она досталась из рук смерти; я начал ее; то, что в ней найдете, не напечатано нигде. Вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего своего назначения. Все это в старые годы я написал бы стихами, и стихи были бы хороши, потому что дело бы шло о вас и о вашей поэзии; но стихи уже не так льются, как бывало; кончу просто: не забудьте моих наставлений, пускай этот год уединения будет истинно поэтическим годом вашей жизни».

Евдокия Петровна Ростопчина:

Постепенно Карамзин охладел к Ростопчиной и обручился с Демидовой, которая была на шесть лет старше его.

12 апреля 1846 года Пётр Вяземский сообщал Жуковскому: «Знаешь, что Андрей Карамзин женится на Авроре Демидовой, вдове? В семействе очень довольны этим браком, потому что она хотя несколькими годами и постарше его, но во многих и во всех других отношениях она совершенно милая, добрая женщина и была и будет примерною женою.

Зато весь город восстаёт против этой свадьбы и удивляется, как Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, бывши тайною советлицею, идти в поручицы. Родные также не мирволят и распускают разные глупости и клеветы. Но любовь восторжествует над сопротивною силою».

Аврора Карловна и Андрей Николаевич Карамзин:22 июля 1846 года состоялась свадьба, которую описал Аркадий Осипович Россет в письме от 29 июля 1846 года к сестре Александре Осиповне Смирновой:3) Анатолий – брат покойного Павла Николаевича, Анатолий Николаевич Демидов, который как все родственники Авроры был против свадьбы. Андрей и Аврора Карамзины отправились в имение Авроры Тресканда. Ростопична в день свадьбы Карамзина написала стихи:

Прости, прости!.. Одной мольбою. Одним желаньем о тебе Я буду докучать судьбе: Чтобы избранная тобою

Любить умела бы, как я…

Из Финляндии Карамзины отправились в Европу. Аврора уже слегка потускнела, заря « за несколько лет бывшая ещё утреннею, вдруг стала походить на вечернюю». Во Франции она активно занялась своей внешностью, посещала бесконечные курсы красоты.

Карамзин в письмах к матери признавался: «Аврора, прельщённая примерами чудесного исцеления, проделанного здесь неким г.

Quinquelin (Kunckel), доверилась ему и для начала совершенно обрила себе голову: через год ей обещана роскошная шевелюра! Лечение продолжится приблизительно две недели, после чего мы рассчитываем отправиться в Лондон».

До петербургского дома Карамзины добрались лишь в апреле 1848 года.Не напрасно Россет в письме к сестре намекал на невозможность семейного счастья в золотой клетке. Тому находим подтверждение в воспоминаниях Василия Антоновича Инсарского:Малахитовый зал:В 1854 году Аврора Карловна вторично овдовела.

Обратите внимание

Похоронила она неизвестные останки на Новодевичьем кладбище, туда теперь экскурсии водят, потому что считается, что это могила Андрея Карамзина.В 1864 году Павел Павлович Демидов заключил договор о сдаче дома N43 в наем (1864 — 1873) с маркизом де Пеполи, послом короля Италии при Российском Императорском Дворе.

Маркиз выступал как официальное лицо — руководитель дипломатической миссии. В 1874 году дом №43 был продан Наталье Фёдоровне Ливен, внучке Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон дер Палена, причастного к убийству Павла I. Для нёё в 1870-х годах особняк перестраивал Иван Васильевич Штром.

Работы включали в себя установку в подвале двух калориферов, уничтожение печей, устройство водяного отопления, водопровода и газового снабжения.Аврора Карловна жила в Финляндии, летом в усадьбе Тресканда, а зимой в Гельсингфорсе на вилле Хагасунд, которую она выкупила после смерти отчима. В Финляндии Аврора Карловна доживала свой век занимаясь благотворительностью.

Она открыла институт милосердия Diakonissalaitos в 1867 году. В 1875 она купила для института специальное здание на Можжевеловом мысу (Катаянокка). Затем для института был построен комплекс зданий в 1897 году, действующих и поныне.Сын Павел умер в 1885 году. Аврора Карловна продала жемчуга и алмаз, чтобы покрыть миллионные долги сына.

Заводы после отмены крепостного права доходов почти не приносили. Аврора имела годовой доход 50 тысяч рублей, из них на содержание Тресканды тратилось почти тринадцать тысяч. Усадьба Тресканда полностью сгорела в 1888 году, а потом страшный ураган выкорчевал пейзажный парк, от которого тоже ничего не осталось.

Аврора Карловна в 1880-е:Вилла Хагасунд:Виллу Хагасунд она продала в 1896 году городу, но ей было оставлено право пожизненного пользования. «Каждый день в определенное время вестибюль виллы Хагасунд наполнялся народом, и одетый в ливрею слуга торжественно вносил поднос, который заполнялся письмами и просьбами.

Аврора Карловна, которой помогали две помощницы, разбирала письма и определяла суммы, которые она может пожертвовать каждому просителю».Видимо у Авроры Карловны была поразительно устойчивая нервная система. Она ко всему относилась по-философски. Она прожила долгую жизнь — родилась при Александре Первом, а умерла при Николае Втором.

Похоронила жениха и двух мужей, сестру и брата, наконец, собственного сына похоронила. Умерла во сне 13 мая 1902 года на девяносто четвертом году жизни. Аврора Карловна Карамзина в день девяностолетия на крыльце виллы Хагасунд:Крыльцо:

6 июля 1910 года особняк на Большой Морской,43, перешел в собственность Италии. В 1924 году здание вернули Италии. Въехав в здание, консульство начало свою работу с вывоза внутренней обстановки особняка (малахит, колонны, пилястры, мраморный камин и наборный паркет). .

Источник: https://amsmolich.livejournal.com/231846.html

Ссылка на основную публикацию