Дом графа М.П. Толстого

?

sharapov_m

May 1 2021, 01:48

Categories:

  • История
  • Общество
  • Музыка
  • Cancel

Долго думал, как писать про Толстовский дом.

В контексте набережной Фонтанки, улицы Рубинштейна или выделить в отдельное производство? В итоге решил, что пусть будет рассказ без привязки к каким-либо маршрутам. Дом живёт своей насыщенной жизнью.

Его снимают в кино, показывают по телевизору, водят сюда экскурсии. Прямо дом-звезда и требует особого к себе отношения. Ну, раз так, давайте посмотрим на звёздные стены.

Дом графа М.П. Толстого

На первый взгляд, ничего особенного. Более того, критики обращают внимание на белые стеклопакеты на третьем этаже справа от арки, плюс мансарда разношёрстная. Купят мол квартиру за бешеные деньги, а окна и прочее в цвет сделать не могут. Я бы не стал так говорить.

В доме живут люди разного достатка, не только богема. И квартиры они не покупали, а получили по наследству, например. Поэтому не будем осуждать. В некоторых квартирах вообще стеклопакетов нет. Вы только не подумайте, что совсем ничего нет.

Оконные рамы есть и даже стёкла вставлены, но они старого образца. Короче, сами сейчас всё увидите.

Толстовским дом называют по фамилии заказчика и первого владельца — графа Михаила Павловича Толстого, генерал-майора, героя русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

По совместительству он ещё пятиюродный брат (фамилия знакомая, многие спрашивают про родство) писателя Льва Николаевича Толстого. Но братья находились в контрах и практически не общались.

Жилой комплекс в стиле «северный модерн» был построен в 1912 году по проекту архитектора Лидваля.

Дом графа М.П. Толстого

На плане слева Фонтанка, справа улица Рубинштейна.Почему такая неровная конструкция, отросток ещё какой-то? Земля здесь принадлежала разным собственникам и графу пришлось собирать территорию под застройку по частям. А Лидваль постарался использовать имеющуюся конфигурацию площадки в полном объёме.  

Заходим с набережной Фонтанки. Ворота и калитка на замке, но попасть внутрь не сложно. Дом огромный, жильцов и посетителей много и через одну-две минуты кто-нибудь обязательно впустит. Вообще, он проходной во всех смыслах.

Во дворах постоянно трутся какие-то люди, фотографируют, заглядывают в окна, проводятся экскурсии. Так и хочется им сказать: что вы тут высматриваете? Идите в зоопарк и там смотрите! Я, правда, сам из таких смотрящих. Но жильцы привыкли, надо отдать им должное.

Не выгоняют, не ругаются, помои на голову из окон не выливают. Милые, душевные, интеллигентные, свои. Дом образцовой культуры и быта.

Первый парадный двор самый маленький. Правильно называть его третьим, потому что строился дом от Троицкой улицы. В 1929 году она стала улицей Рубинштейна.

Дом графа М.П. Толстого
Дом графа М.П. Толстого

Слева в углу сразу за аркой очаровательный закуточек, куда выходят окна парадных и чёрных лестниц. Здесь же чёрная лестница, по которой, как говорят, Распутин частенько ходил в гости к начальнику царской охраны Спиридовичу. Генерал жил на третьем этаже. 

Дом графа М.П. Толстого

А подняв голову можно увидеть выход в другое измерение. Таких выходов тут четыре.

Дом графа М.П. Толстого

Интересно, что соседом по этажу генерала Спиридовича был князь Андроников, у которого Распутин проводил секретные встречи с различными людьми. Михаил Михайлович Андроников персонаж уникальный. Занимал высокие должности, крутился в придворных и правительственных коридорах и оказывал различные услуги за долю малую или большую.

Сейчас бы его назвали человеком решающим вопросы или решалой. При этом мало кто отзывался о нём положительно. Мерзкий тип, если сказать мягко. После революции перекрасился и возглавил Кронштадтскую ЧК, где продолжил решать вопросы, но был изобличён товарищами и поставлен к стенке.В историю Толстовского дома он тоже вошёл.

Стал первым и единственным жильцом, которого выселили из квартиры в 1916 году. Причём, по решению суда. Иск подала домовладелица графиня Толстая (граф Толстой умер в 1913 году). Ей не нравились сомнительные сборища на квартире Андроникова. К тому же, князь водил к себе молодых парней, была у него такая тайная страсть, о которой, впрочем, все знали.

В общем,  впаяли аморалку и выселили к чёртовой матери.

Справа за аркой проезд в черный двор (на него посмотрим чуть позже) и второй колодец в небо.

Дом графа М.П. Толстого
Дом графа М.П. Толстого

Тут же черная лестница. Обратите внимание на нумерацию, она здесь трёхзначная, как в отеле. Первая цифра — этаж. На табличке номера трёх квартир, но это не значит, что в парадной их только три. Указаны те, у которых отсюда единственный вход.

У остальных, не указанных, есть ещё вход по парадной лестнице. Такое случилось после революции, когда квартиры стали нарезать на коммуналки. Кстати, в Толстовском доме коммунальные квартиры сохранились до сих пор. Это к вопросу об окнах и прочем.

А вот так выглядит парадный подъезд.

Понимаю, слово «подъезд» режет ухо, но тут так написано у каждой двери. Имеется в виду вход к парадной лестнице.

Переходим в центральный или средний двор.

Мне кажется, звёздные фасады давно нуждаются в помощи пластического хирурга.

В среднем дворе имеется внутренний двор-курдонёр.

Тут находился самый дешёвый сектор Толстовского стадиона — меблированные комнаты. Посмотрите на схему и наверху выступа, почти у задней стенки, вы увидите длинный коридор, который заворачивает по бокам здания. В этот коридор выходят 2о комнат. Умножаем на шесть этажей и получаем 120 меблированных комнат. Кроме мебели там был умывальник, а санузлы и кухни в концах коридора.

После революции всё это богатство превратилось в просторные коммунальные квартиры с неплохими комнатами от 20 квадратных метров. Более того, туда провели газ и в каждую комнату поставили плиту. Здесь с удовольствием жили творческие люди: половина кордебалета Кировского (Мариинского) театра, актёры театра Акимова, Малого драматического и многие другие. Вход в коммунальный рай.

Но самое интересное произошло после революции 1991 года. Люди приватизировали свои комнаты и стали делать из них квартиры. Часть помещения отгородили, поставили душевые кабины, унитазы и получили квартиру-студию.

Наберите в поисковике «снять однокомнатную квартиру в Толстовском доме» и увидите как они выглядят. Очень прилично.Но! По документам это не отдельная квартира, а доля в коммунальной квартире площадью 820 (восемьсот двадцать) квадратных метров.

Когда с лестницы заходите в этот длиннющий коридор, вы уже внутри квартиры. Там ТСЖ даже перегоревшую лампочку заменить не имеет права, потому что это будет нарушением финансовой дисциплины. Что тогда говорить про ремонт, который в местах общего пользования коммуналки не делался сто лет.

И главное, выхода из этого юридического тупика не видно. Как всё разделить и узаконить? Унитазы-то ставили без разрешения.

Представляете, какой дурдом?! 21-й век, центр Санкт-Петербурга, дом-памятник в стиле «северный модерн».

В центральном дворе на третьем этаже жил управляющий Толстовским домом Александр Леопольдович Коль. А спустя годы в эту квартиру въехал Эдуард Хиль и прожил в ней 32 года.

Его здесь знали все и он знал всех. Как и в заведениях на Рубинштейна, куда Эдуард Анатольевич заходил выпить кофе. Со всеми общался, шутил — душевный человек. Да что там, Хиля все знали на Кузнечном рынке, любил он его и даже мог там спеть под аккомпанемент местного баяниста.К нашему замечательному певцу мы тоже ещё вернёмся сегодня. 

Читайте также:  Фестиваль «опера – всем 2019» в санкт-петербурге на улице

Фонарь  — символ Толстовского дома. 

А арки, можно назвать их триумфальными, делают дом узнаваемым. В кино, например.«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

«Зимняя вишня».

«Приключения принца Флоризеля».

Но это всё дела давно минувших дней. А из нового есть что?Где-то год назад по НТВ показывали сериал «Охота на певицу». Конец 70-х. За Аллой Пугачёвой охотится маньяк, а Шилов пытается ему помешать. Там целый ряд сцен в доме, где живёт Алла Борисовна.

Третий (точнее, первый) парадный двор и арка на улицу Рубинштейна.

Слева перед аркой проезд в чёрный двор и фирменный колодец.

Зайдём в чёрный двор. Тут всё прекрасно, я считаю. Срезанные балконы и вообще.

Справа перед аркой на Рубинштейна последний четвёртый колодец и проезд в чёрный двор с другой стороны дома.

Пятнистая стена выглядит оригинально, правда?Дальше ещё одно здание, входящее в комплекс Толстовского дома. Здесь жили дворники, водопроводчики, лифтёры и прочий обслуживающий персонал. Сейчас на первом этаже ТСЖ дома, которое к происходящему не имеет никакого отношения, конечно.

В этом чёрном дворе есть небольшой сквер. С недавних пор он носит имя Эдуарда Хиля.

Выглядит как издевательство, если честно. Но говорят, что в городе ещё будет улица Хиля. Подождём, прежде чем ругаться. 

Сквер выходит в Щербаков переулок, идущий от Фонтанки до Загородного проспекта параллельно Толстовскому дому.

А на другой стороне Щербакова переулка сквер имени Маневича, который тоже жил в Толстовском доме. Почувствуйте разницу, что называется.

Сразу скажу, я ничего не имею против Маневича и увековечивания его памяти, боже упаси. Но на контрасте два сквера смотрятся дико.А ведь люди даже не знают кто такой Маневич. Декабрист, писатель или художник — слышал разные версии. Да даже те кто знал, уже не вспомнили бы сейчас эту фамилию, если бы не трагедия, которая с ним произошла.

https://www.youtube.com/watch?v=qAQQN-OO6OY

Его убийство стало самым громким и резонансным в современной истории города. И вызывающим по исполнению. Вице-губернатора Санкт-Петербурга застрелили прямо на Невском проспекте.

Утром 18 августа 1997 года его машина выехала со двора Толстовского дома на улицу Рубинштейна. На углу с Невским остановилась, чтобы повернуть. Киллер стрелял с чердака дома напротив с расстояния 75 метров, ушёл по крышам и спустился вниз на Литейном проспекте.

Это преступление официально не раскрыто до сих пор, но были заявления отдельных товарищей, что все виновные найдены и жестоко наказаны. Бессмысленно перечислять многочисленные версии убийства. На эту тему написаны тонны материалов и названы десятки фамилий, включая сотрудников ГРУ. До Петрова с Бошировым пока не добрались, но до этого было недалеко.

Я все перечислять и не буду. Озвучу только одну, которая мне очень понравилась, потому что там замешана красивая женщина.

Жила в Петербурге народная судья Анастасия Тихорецкая, женщина  со всех сторон положительная и правильная, замужем за полковником милиции. И случился у неё роман с простым опером Сашей Зверевым. Точнее, это у него роман случился, влюбился без памяти, а она так, поиграть решила.

В итоге втянула Настя ослеплённого любовью Сашу в свои криминальные комбинации, подставила и посадила.Зверев отсидел, вернулся, провёл собственное расследование и предъявил Тихорецкой счёт. Финансовый. Настя реально испугалась и заплатила огромную сумму — 850 000 долларов.

А деньги взяла у вице-губернатора, с которым состояла в интимных отношениях. Развела его по другой теме, потом заказала и концы в воду.

История красивая, как сама героиня, и правдоподобная. От них ведь всё зло.

В общем, если хотите знать тайны бандитского Петербурга, читайте книги Андрея Константинова и смотрите сериалы по книгам.

Вот собственно и всё, что я хотел вам рассказать про Толстовский дом и его жителей. В завершение нырнём из сквера Маневича в подворотню и выйдем во двор дома 23 по улице Рубинштейна.

Здесь жил Сергей Довлатов. Впрочем, это уже совсем другая история…

Санкт-Петербургдоходные домаистория

Толстовский дом — необычные достопримечательности Санкт-Петербурга

Толстовский дом — это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15–17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого.

Арки, подъезды и сам Толстовский дом запомнились нам по фильмам режиссера Игоря Масленникова.

Здесь снимались основные сцены полюбившейся мелодрамы «Зимняя вишня» и  сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц.

Также здесь проходили съемки романтического кинофильма «Вам и не снилось» и остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рожденная революцией».

Фонарь в арке

История

Толстовский дом был построен 100 лет назад в стиле Северного модерна, получившего развитие в начале 20 века под влиянием финской и шведской архитектуры.

Здание построено в 1910–1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого по проекту архитектора Федора Лидваля, в работе ему помогали ученики Ричард Китнер и Дмитрий Смирнов.

Дом графа М.П. Толстого

Толстовский дом

Толстовский дом — архитектура

По замыслу архитектора три просторных двора были объединены в улицу,  связывающую  набережную реки Фонтанки и улицу Рубинштейна.

Мы видим величественные ренессансные арки высотой до третьего этажа и расположенные рядом арочные проходы для пешеходов.

Дом графа М.П. Толстого

Арка в три этажа высотой

Дом графа М.П. Толстого

Проход для пешеходов

Фасады здания отделаны тесаным известняком и различными по цвету и фактуре кирпичом и штукатуркой. В оформлении использованы характерные для модерна овальные окна, рельефные панно и ниши с вазами.

Дом графа М.П. Толстого

Овальное окно

Дом графа М.П. Толстого

Толстовский дом

Чаще всего внутренние фасады зданий только штукатурились, здесь же они по композиции и оформлению выглядят не хуже, чем лицевые, выходящие на Фонтанку и улицу Рубенштейна.

Первоначально  в среднем дворе располагалась восьмиугольная клумба с вазоном посередине, в советское время она была заменена на фонтан, к сожалению, не сохранившийся.  Иногда поэтически настроенные люди называют этот внутренний проезд улицей Лидваля.

Архитектором сразу были предусмотрены водопровод, прачечная и лифты и рассчитано строение было для людей с разным состоянием, поэтому и квартиры в нем были разные — от скромных до роскошных.

Как добраться до Толстовского дома

Доехав до станции метро «Достоевская» выйти на Щербаков переулок и идти по нему до пересечения с улицей Рубинштейна. Повернуть направо и пройти примерно 100 метров. Вход во двор по магнитному ключу, но в дневное время несложно дождаться пока через ворота будет проходить кто-то из жителей.

Дом графа М.П. Толстого

Толстовский дом

Жители Толстовского дома

Толстовский дом — это один их символов эпохи Серебряного века и поэтому он всегда притягивал людей творческих и талантливых.

Читайте также:  Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

В разные годы здесь жили князья Михаил Андроников и Андрей Гагарин, писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, балерины Ирина Колпакова и Галина Кремшевская.

Сейчас в нем живут бизнесмен и меценат Владимир Кехман, продюсер Владимир Киселев и певец Эдуард Хиль. Во время своих приездов в Северную столицу здесь проживает и работает художник Михаил Шемякин.

Дом графа М.П. Толстого

Толстовский дом

Англичане говорят, что недвижимость только тогда может стать элитной и дорогой, когда она имеет историю и подтверждением этого является Толстовский дом, жить в котором престижно.

Во дворе теснятся дорогие автомашины последних моделей, а здание круглосуточно охраняется.

Толстовский двор — образец архитектуры Серебряного века и в дневное время все еще можно прогуляться по его дворам и полюбоваться старинным зданием.

Виртуальные прогулки

Доходный дом графа М. П. Толстого

Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого на набережной Фонтанки – знаменитое петербургское здание с богатой историей.

Удивительный дом в стиле «северный модерн» появился в городе на Неве в начале 20 века. Строение соединяет три двора, внутри создается большой жилой квартал.

Автором проекта стал архитектор Федор Иванович Лидваль.

История

По всей столице царской империи в начале 20 века велось строительство доходных домов. Это здание было построено по заказу графа Толстого — дальнего родственника классика русской литературы. Архитектором выбран Федор Лидваль — автор проектов доходного дома Мельцера, гостиницы купца Александрова.

Дом графа М.П. ТолстогоСтроительство велось с 1910 по 1912 годы. Для постройки выделен узкий участок между Троицкой улицей и Фонтанкой

По заказу графа архитектор создал проект огромного здания на шесть этажей. Две городские улицы были объединены тремя дворами, соединенными арками. Строительство здания велось поэтапно. Годы постройки той или иной части дома указаны над парадным входом и арками.

Дом создавался для получения дохода, сам граф с семьей занимал роскошные апартаменты на Моховой улице в доме № 27-29, который позднее назовут знаменитым домом профессора Преображенского из «Собачьего сердца».

Архитектура и особенности здания

Дом возведен между двумя непараллельными улицами, земельный участок, выбранный под строительство, был неправильной формы. Из-за этого архитектор расположил арки по ломаной линии, они не образуют сквозной перспективы.

Увидеть одновременно арки и парадные дворы с любой из сторон невозможно, архитектура здания раскрывается перед зрителем шаг за шагом.

Фасады дома выходят на разные стороны:

Дом графа М.П. ТолстогоНа набережную Фонтанки…Дом графа М.П. Толстого…и улицу Рубинштейна

В облицовке использован красный кирпич и тесаный известняк. Мансарда, классические декоративные формы в обрамлении окон украшают здание

Дом графа М.П. ТолстогоДвор-колодец Толстовского домаДом графа М.П. ТолстогоАкцент сделан на воротах по центру здания, слева и справа от ворот здание спроектировано ассиметрично

Лидваль использует сочетание классических и строгих форм, разных по фактуре материалов, характерное для «северного модерна»

Дом графа М.П. ТолстогоАрки с изящно прорисованными сводами, главная из которых высотой 7 метров, украшены обелисками, капителями и железными фонарямиДом графа М.П. ТолстогоПрямые линии фасада сочетаются с рельефными панно и вазами в нишах

Дом предназначался для жителей разных социальных слоев. В нем есть и апартаменты, занимающие половину этажа, и «меблированные комнаты» для представителей средних сословий. Эти комнаты объединены общим коридором. Каждый «нумер» состоял из небольшой передней и комнаты прямоугольного размера. Кухни, ванные и туалеты были общими на несколько комнат.

При разработке проекта дома были предусмотрены небывалые по тем временам новшества: на кухнях сделаны централизованные мусоропроводы и ниши – холодильники, дом оборудован собственной котельной и системой вакуумных пылесосов, подведенных к каждой квартире.

Сегодня в доме несколько коммуналок, но большинство квартир — частные, от небольших — в бывших комнатах, до элитных — в апартаментах.

Владельцы

Первым хозяином дома был граф Михаил Толстой. В 1913 году второй и последней владелицей стала его жена Ольга Толстая.

Ольга Александровна Толстая была дочерью князя Александра Васильчикова. Князь выступил секундантом на дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым, закончившейся смертельным ранением поэта

После революции здание было национализировано, устроены коммунальные квартиры. Несмотря на это дом по-прежнему был популярен у известных петербуржцев. В разное время в нем жили:

  • писатель Аркадий Аверченко
  • поэт Евгений Рейн
  • художник Михаил Шемякин

Сегодня, как и столетие назад, в доме живут представители разных социальных слоев, представители петербургской элиты, среднего класса и простые люди.

Где находится

  • Адрес
  • улица Рубинштейна 15-17/набережная реки Фонтанки,  54
  • Метро
  • Ближайшая станция — «Достоевская»
  • Как добраться

От станции метро «Достоевская» пройти по Щербакову переулку до пересечения с улицей Рубинштейна. Затем свернуть направо и дойти примерно 100 метров до дома. Вход во двор закрыт воротами, но днем часто можно пройти внутрь вместе с кем-то из жильцов.

Интересные факты

«Нехорошая квартира»

События романа «Мастер и Маргарита» происходят в Москве, однако, по мнению некоторых литературоведов — такой точки зрения придерживается Марина Николаевна Колотило — прообразом «нехорошей квартиры», где жил Воланд со своей свитой, стала квартира № 60 в доходном доме Толстого. Эта квартира на последнем этаже шестиэтажного дома состоит из 8 комнат.

https://www.youtube.com/watch?v=k4PeXs2IoMw

Читали роман «Мастер и Маргарита»?

До сих пор у этой квартиры дурная слава. С ее жильцами случались разного рода неприятности, они даже становились пациентами психбольницы. В домовой книге 30-х годов есть запись о том, что все жильцы бесследно исчезли.

Жители и гости доходного дома Толстого

Этот дом в разные годы привлекал творческих и талантливых людей, поэтому считается одним из символов эпохи Серебряного века. В стенах этого дома жили:

  • классик Александр Куприн
  • балерины Галина Кремшевская
  • Ирина Колпакова

Во дворе этого дома в разные годы можно было встретить:

  • Анну Ахматову
  • Сергея Довлатова
  • Иосифа Бродского
  • Валерия Гергиева
  • Олега Басилашвили

Однако теперь гости, желающие увидеть легендарный дом, послушать его историю, могут столкнуться с непредвиденными препятствиями. Территорию Толстовского дома защищает от неправомерных на его взгляд посягательств один из членов товарищества собственников жилья.

  1. Осенью 2018 года произошли скандальные столкновения между желающими попасть за ворота Толстовского дома и сыном председателя ТСЖ.
  2. По ссылкам ниже можно подробнее узнать об этой остросюжетной истории:
  3. Толстовский двор закрылся от посторонних
  4. Вы не будете здесь ничего рассказывать!…
  5. Толстовский дом в кино
  6. Этот колоритный, массивный дом снят во многих фильмах. Среди них:
  • «Рожденная революцией»
  • «Вам и не снилось»
  • «Зимняя вишня»
  • «Бандитский Петербург»
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В этом фильме «роль» Лондона играл проулок, соединяющий 3 больших двора, называемых «улица Лидваля»

О чем молчит толстовский дом

  • Здравствуйте, дорогие читатели!
  • Сегодня хочу рассказать вам про один самых красивых старинных домов Петербурга, который сделал пространство от улицы Рубинштейна 15-17 до набережной реки Фонтанки 54 популярным у мистиков всех мастей, потому что некоторые события, происходившие в этом доме в разные времена не находят объяснения.
  • В Петербурге этот особняк называют«ТОЛСТОВСКИМ ДОМОМ».

Причем он действительно имеет опосредованное отношение к известному писателю, который был пятиюродным братом владельца Михаила Толстого. Но конечно такое громкое имя сразу выделило дом из десятков городских застроек и предрекло ему пожизненную популярность.

Читайте также:  Ротонда на гороховой, 57 в спб: как попасть

К строительству дома в 1910 -1912 годах был привлечен известный архитектор Федор Лидваль, который воплотил свой проект в стиле «северный модерн» безукоризненно.

Единственное, что ему не удалось из задуманного, это сквозной перспективы аркады, потому что участок земли, выделенной под застройку был неправильной формы.

Но и без этого огромный дом с тремя просторными дворами, соединенными высокими сводчатыми арками, выглядит очень романтично и притягивает восторженные взгляды.

Неудивительно, что в стенах его квартир и дворах снималось множество фильмов от «Приключения принца Флоризеля» и « Шерлока Холмса и доктора Ватсона» до « Вам и не снилось» и « Зимней вишни».

Толстовский дом и сейчас вдохновляет, и в его стенах живут многие творческие деятели кино, балета и эстрады.

Называть их имена не очень этично , поэтому лучше вернемся к истории дома и его бывших обитателей..

В начале прошлого века новый доходный дом на набережной Фонтанки был гораздо популярнее, чем ныне. Отбоя от желающих пожить там не было. Квартиры в доме стоили недешево, поэтому селились в основном люди состоятельные.

Однако, как известно, дорогим дом делает в первую очередь его история. Причем желательно с привидениями. С этим в Толстовском доме все в порядке. Ведь люди состоятельные всегда со своими причудами и иногда очень странными фантазиями. Так было и есть всегда.

Например в квартире 359 нового тогда дома поселился известный авантюрист князь Михаил Михайлович Андроников, описанный впоследствии В. Пикулем в романе «Нечистая сила». Как известно, роман этот посвящен Григорию Распутину, к которому Андроников имел прямое отношение.

Распутин бывал в его квартире часто и использовал ее для встреч со своими почитателями и тайных обрядов.

Кстати именно это послужило впоследствии причиной выселения Андроникова из квартиры в 1916 году через суд по требованию домовладельцев.

После революции Андроников был расстрелян в 1919 году за финансовые аферы, причем в этот момент он уже занимал должность начальника Кронштадтского ЧК. Князь умел «держать нос по ветру» в любые времена. Чтобы поддержать слухи о своей религиозности во время « дружбы» с Распутиным, он устроил в своей спальне за ширмой подобие часовни с большим распятием, иконами и даже терновым венцом.

Спальня Михаила Андроникова, где за ширмой он устроил подобие часовниСпальня Михаила Андроникова, где за ширмой он устроил подобие часовни

Как вы думаете, почему домовладельцы были настолько против посещения квартиры 359 Распутиным, что даже выселили Андроникова? Ведь Распутин был в те времена особой, приближенной к императору…

Ответ на этот вопрос можно получить, внимательно посмотрев на фасад дома. Что обозначают египетские обелиски и ликторские пучки (фасции) в декоре дома?

Египетские обелиски и ликторские фасции на фасаде Толстовского домаЕгипетские обелиски и ликторские фасции на фасаде Толстовского дома

Это выраженные масонские символы, первый из которых говорит о возвышении души братьев, занятых саморазвитием, второй- о неминуемом наказании для тех, кто не пытается возвеличить душу. Такие знаки на фасадах просто так не появлялись.

Архитектор Федор Лидваль не был масоном, значит эти символы были заказаны домовладельцами. И впоследствии многие квартиры дома приоритетно сдавались «Братьям». Масоны , как известно, в эпоху революционных перемен, расшатывали царскую власть, всячески стараясь очернить Распутина и даже участвовали в организации заговора против старца. Поэтому и Андроникова из дома выставили.

После национализации дома в 1918 году огромные квартиры дома были безжалостно поделены на коммуналки, и лучшие комнаты в них доставались советским начальникам разных рангов, служителям НКВД и военным. Лепнина квартир постепенно закрашивалась масляной краской, исчезали ковры из парадных, да и парадными лестницы можно было назвать с большой натяжкой.

Коридор коммунальной квартирыКоридор коммунальной квартиры

Однако по этим ступеням поднимались не раз Анна Ахматова, Александр Блок, Александр Куприн, Евгений Рейн и Аркадий Аверченко.

Бывшая парадная лестница

Своей популярности дом не утратил. Приезжая в Ленинград, в квартире 60 на шестом этаже дома в комнате дальнего родственника ( шурина дяди ) останавливался Михаил Булгаков. Учитывая, что номера квартир в Толстовском доме трехзначные, и первая цифра соответствует номеру этажа, квартира эта имеет номер 660. Чуть-чуть не дотянула до знака зверя, но « из песни слов не выкинешь».

Кухня в коммунальной квартиреКухня в коммунальной квартире

Нельзя утверждать достоверно, но многое говорит о том, что именно эта квартира стала прообразом нехорошей квартиры № 50 по Садовой 32 бис в известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита», потому что события происходившие там, очень похожи на то, что описано в романе.

Злоба и алчность, доносы на соседей, завистливость и агрессивность- вот неполный список пороков, которые овладевали вновь поселившимися жильцами. И люди из квартиры тоже исчезали, как в романе.

Правда справедливости ради, надо заметить, что люди в 30-е годы исчезали из многих квартир, стоило во двор дома заехать черному воронку с людьми в штатском…

Но вот куда сама квартира исчезла из домовой книги в 1929-1930 году история умалчивает. О ней не осталось даже упоминания.

Атмосфера коммуналок не изменилась с начала прошлого векаАтмосфера коммуналок не изменилась с начала прошлого века

Сейчас Толстовский дом по-прежнему остается одним из популярнейших домов Петербурга. Одно то, что сейчас в одной из его квартир проживает потомок Рюрика в 31 поколении говорит само за себя…

Не могу здесь называть имен, но несложно найти моим словам подтверждение.

Как и тому , что в доме неоднократно бывали Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, долгое время жил и Эдуард Хиль, Михаил Маневич. Во время пребывания в Петербурге здесь и сейчас останавливается Михаил Шемякин.

Кстати информация для приезжих. В Толстовском доме очень много студий, которые появились при разделении огромных коммунальных квартир.

Причем это не малюсенькие питерские «деленки»! Вход в них из общего домового коридора, выглядят они как отдельные квартиры, по площади примерно 30 метров. Большинство из этих квартир сдаются посуточно за совершенно бюджетную цену.

Так что всегда есть возможность увидеть быт известного дома изнутри, сняв на несколько дней для отдыха такую студию.

Для тех, кому это не удастся. Не расстраивайтесь. Попасть во дворы дома несложно. Просто постойте у калитки на Рубинштейна 15-17 или на набережной Фонтанки 54 и зайдите с кем-нибудь из жильцов, которые, как правило, доброжелательны к туристам.

Обязательно прогуляйтесь тенистыми дворами Толстовского дома , друзья! Прикоснитесь к истории.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Буду рада лайкам и м))

Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще много интересного о Петербурге и его окрестностях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector