Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)

Пешком по маршруту трамвая № 30 образца 1957 года [Feb. 25th, 2007|11:54 am] vn
Сразу оговорюсь, за точность маршрута не ручаюсь, так как карты городского транспорта того времени у меня нет. Пользовался путеводителем по Ленинграду 1957 года, справочником по названием улиц и современным атласом СПб. Трамвай № 30 до сих пор ходит примерно по этому маршруту, сокращённому до Финляндского вокзала. РжевкаБратства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Рябовское шоссеБратства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Жерновка. 5-я Жерновская ул. (ныне формально упразднена)Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Ириновский пр.Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Панфилова ул.Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Большеохтинский пр.Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Ул. ЖуковаБратства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Кондратьевский пр.Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Арсенальная ул.Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Ул. КомсомолаБратства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)Боткинская ул. Ул. акад. Лебедева. Лесной пр. Ул. Братства (ныне Малый Сампсониевский пр.)Гренадёрский мостУл. ЧапаеваУл. Скороходова  (ныне Бол. Монетная ул.)Ул. Льва ТолстогоНаб. р. КарповкиЧкаловский пр.Бол. Разночинная ул.Корпусная ул.По Пионерской ул. до Новоладожской ул.Обратно по Пионерской ул. до Чкаловского пр.
Comments:
From: grizlik2007-02-25 10:02 am (UTC) (Link)

спасибо за прогулку)

From: vn2007-02-25 06:10 pm (UTC) (Link)

Пожалуйста!:)

From: vasser2007-02-25 10:54 am (UTC) (Link)

Вот они места, где задумаешься о смысле жизни.

За прогулку — спасибо!

From: vn2007-02-25 06:11 pm (UTC) (Link)

Это только фото. Прогулка лучше!:)

From: r_92007-02-25 10:17 pm (UTC) (Link)

Спасибо! Знатно Вы прошлись. С удовольствием посмотрел все фото и сразу вспомнил нашу недавнюю прогулку по тем местам.

From: vn2007-02-26 06:07 am (UTC) (Link)

Вот хорошо бы ещё куда-нибудь выбраться 🙂

From: gudea2007-02-26 05:08 am (UTC) (Link)

Славный какой маршрут!А мне ещё 34 нравился: частенько на нём катался.

Жив ли он ещё???

From: vn2007-02-26 06:06 am (UTC) (Link)

Нет, увы!

From: zedra2007-02-26 08:50 am (UTC) (Link)

Чисто теоретически могли пару раз пересечься :).

From: vn2007-02-26 09:06 am (UTC) (Link)

Вот он наш питерский менталитет! Бродить поодиночке, пересекаться теоретически:) Вообще, неплохо бы куда-нибудь компанией выбраться, благо теплеет:)

(Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) — zedra Expand
(no subject) — vn Expand
(no subject) — zedra Expand
(no subject) — vn Expand
(no subject) — zedra Expand

From: dv782007-02-26 11:02 am (UTC) (Link)

Когда заселились на Пороховые (в 86), тридцатка была одним из немногих видов транспорта, чтоб выбраться из района, наряду с 37-м автобусом, который тоже петлял и ехал долго, порядка часа.Трамваи, кстати, в 80-е на Ириновском делали небольшой крюк — поворачивали направо в створе Передовиков, потом ехали по мосту, который сейчас ведет к заправке и выруливали на Ириновский уже перед Соколом.Кстати, интересно, когда трамвайный путь перенесли с этого маленького проезда (который сейчас между старыми послевоенными домами и новостройками), параллельного нынешнему Ириновскому. Раньше, очевидно, рельсы шли прямо с Рябовского.

Кстати, странно, что Большеохтинский, а не Среднеохтинский. Раньше там трамваи ходили?

From: vn2007-02-26 11:15 am (UTC) (Link)

Раньше трамвай был главным транспортом новостроек. От пр. Науки, где жил в дестве, вообще, долгое время пл.Ленина была ближайшей станцией метро, а до неё на трамвае.Вот уж не думал, что трамваи делали крюк по Объездному мосту. Зачем, интересно. А, наверное, Ириновский мост ещё не построили, он же, вроде как-раз в 80-е построен.

Видимо, ходили по Большеохтинскому. Там на фото старый железный столб снят.

From: masyny2007-02-26 11:13 am (UTC) (Link)

ДА…от маршрута почти ничего не осталось :-((((Спасибо!

From: vn2007-02-26 11:16 am (UTC) (Link)

Номер остался:) Да и до Финляндского примерно по тому же пути.

From: chartpilot2007-02-26 08:57 pm (UTC) (Link)

Жаль, что на Ваши фото не попала аллея тополей, по которой раньше ходил трамвай.Аллея идёт примерно от угла Индустриального и Ириновского острым углом 20 гр. за заправку «Славнефть» и как раз выходит к старому мосту. Одно замечание.Ул. Панфилова на фото — часть от Среднеохтенского до Болшеохтенского.А трамвай шел через нынешнюю телеф.станцию по Панфилова, затем сворачивал на Среднеохтенский, и по Б.Пороховской выходил на Большеохтенский, который в те времена выводил трамвай на набережную.

Кстати, действительно столб с тех времён, до исторического материализма?

From: vn2007-02-27 05:23 am (UTC) (Link)

Да, про мост рассказали уже. Не пришло в голову, что моста по Ириновскому не было тогда.Спасибо! Про Панфилова было совсем непонятно. Теперь ясность. Честно говоря, маршрут придумал в автобусе, по дороге на Ржевку, так что, исторически он весьма приблизителен.За столб не поручусь на все сто процентов, но, по-моему, полсотни лет ему точно есть:)
(no subject) — fealkin Expand

From: jazzmax2007-03-06 08:22 am (UTC) (Link)

Ничего себе маршрут! Спасибо за прогулку через весь город, по знакомым и не очень местам 🙂

From: vn2007-03-06 09:22 am (UTC) (Link)

Не за что! Люблю иногда пешочком протопать:)

From: jol2007-03-06 11:51 am (UTC) (Link)

очень хорошо. спасибо

From: fealkin2007-03-06 02:47 pm (UTC) (Link)

А я невзлюбила этот марщрут. Однажды на ветру прождала 30-ку минут 50, потом болела почти месяц. Теперь и не гляжу в ее сторону :))) Все верно — лучше сразу — пешком! И радостно, и здорОво!

From: vn2007-03-07 05:09 am (UTC) (Link)

Теперь да, увы. Но, в 57-м, как уверяют знатоки, такого не могло бы быть, кроме как из-за аварии. Трамваи ходили точно по расписанию — часы можно было сверять!:)

From: tat_dt2007-03-06 02:48 pm (UTC) (Link)

Вот теперь хорошо представила этот маршрут! В жизни встречалась с этим трамваем только в конце вашей прогулки:)

From: vn2007-03-07 05:15 am (UTC) (Link)

То есть в районе Пионерской? Мне-то из всего маршрута больше всего нравится ул. Жукова. Какая-то непонятная симпатия у меня к этому месту:)

(Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) — tat_dt Expand
(no subject) — vn Expand

From: teufelus2007-03-06 06:18 pm (UTC) (Link)

Жукова, Кондратьевский мой район))до пл Ленина езжу оочень часто ;-)ничего себе маршрут был!!! я в шоке!а на Чапаева угол со Скороходова в розовом доме раньше жила моя бабушка))я катался на 6ке от дома до дома…

эх.. были времена..)

From: vn2007-03-07 05:04 am (UTC) (Link)

Да, маршрут длинный. Но были и длиннее. Например, № 36, от Казанского собора в Стрельну:)

From: radioserfer2007-03-08 08:50 pm (UTC) (Link)

спасибо большое за прогулку!у меня аж сердце ёкнуло.ещё в детстве любил кататься на 30-м, 34-м и 17-м.чаще всего от своего дома (петропавловская улица) до крестовского острова.

где теперь всё это… 🙁

From: vn2007-03-09 05:39 am (UTC) (Link)

Да не за что! Вот вчера ещё маршрутец прошагал, скоро выложу:)

From: dl_spb2007-05-12 05:38 am (UTC) (Link)

Пользовался путеводителем по Ленинграду 1957 года

Валерий, а не можете бросить скан или фотку этого путеводителя в части 30-го маршрута? Т.к. как раз зашел разговор об его трассе именно в это время, т.к. действительно выясняется, что мост Свободы был закрыт с 1955 по 1958 гг.

(no subject) — dl_spb Expand
(no subject) — vn Expand
(no subject) — dl_spb Expand
(no subject) — dl_spb Expand
(no subject) — vn Expand

«Город на память». 491. Лефортовский парк

25 июля 2019 года
Фотопроект «Город на память». 491. Лефортовский парк

На левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе». Сад располагался на территории имения генерал-фельдмаршала Фёдора Головина, в которое частично входили левобережные владения Франца Лефорта (в частности, здесь располагался зверинец).

Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)
Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)

В 1722 году Пётр I приобрёл усадьбу Головина с намерением устроить здесь свою московскую резиденцию, а парк переделать на голландский манер.

В головинской усадьбе уже были построены деревянный дворец, церковь, арсенал, хозяйственные постройки, а дальнейшее обустройство парка император поручил голландцу Николасу Бидлоо, который украсил живописный ландшафт скульптурами и фонтанами.

Позднее к благоустройству дворцово-паркового ансамбля приложил руку архитектор Бартоломео Растрелли.

Согласно пожеланию Петра был вырыт крестообразный пруд, но уже к XIX веку его форма стала полукруглой и учившиеся по соседству кадеты прозвали пруд «эполетом».

Главная аллея изначально выходила к парадному крыльцу основанного Петром I первого военного госпиталя (ныне Главный клинический военный госпиталь имени Бурденко).

С тех времён сохранился прямоугольный пруд, на берегу которого некогда стоял деревянный дворец, а конфигурация других прудов изменилась до неузнаваемости.

Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)

Императрица Елизавета вернула парку название «Головинский сад», в это время отдыхать в нём могли и простолюдины. В дальнейшем история парка связана с Екатерининским дворцом, построенном для Екатерины II целой плеядой талантливых архитекторов – Бланком, Кваренги, Кампорезе.

Но следующему владельцу – Павлу I – дворец не понравился (по местной легенде, одна из коронованных особ, то ли Екатерина, то ли Павел, проведя ночь во дворце изрекла: «Это не дворец, а казарма») и комплекс зданий был передан Московскому гарнизонному полку под казармы.

С той поры и до наших дней дворцовый ансамбль принадлежит военным.

Разнообразное оформление парка, в основном, было изготовлено из дерева и оказалось недолговечным: не уцелели ни каскады фонтанов, ни беседки, ни каменные скульптуры Геркулеса и сфинксов, фонтанов с тритоном, тюленями и дельфинами.

Смотрите старые фотографии: Вход в парк Московского военного округа со стороны Красноказарменной улицы. 1954 год: https://pastvu.com/p/109865

Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)

Вход в парк Московского военного округа со стороны Красноказарменной улицы

Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)

В советские годы бывший «Версаль на Яузе» стал парком культуры и отдыха Дома офицеров Московского военного округа, на Нижнем пруду открылась лодочная станция, на стадионе занимались спортом, появились аттракционы и зелёный театр.

Массивная колоннада с портретами советских вождей, статуя Сталина и другие приметы тех времён давно снесены, но в парке сохранились ещё более старинные грот Растрелли из кирпича с белокаменными колоннами, плотина Венеры XVIII века, беседка-ротонда (памятник места отдохновения императора Петра Великого) и остатки водной системы Бидлоо.

Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)
Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)
Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)
Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)
Братства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)

С 2005 года Лефортовский парк входит в состав Московского государственного музея-заповедника, на его территории проводились археологические раскопки, восстановлена историческая планировка аллей. Горожане могут покормить многочисленных уток, живущих и выводящих потомство на прудах.

Плотина Венеры – мост-плотина на главной липовой аллее построен в XVIII веке.

Смотрите старые фотографии: Плотина Венеры. 1937 год: https://pastvu.com/p/109868 Мост-плотина на главной липовой аллее построен в XVIII веке.

  • Грот из кирпича с белокаменными колоннами работы архитектора Растрелли (XVIII век)

Смотрите старые фотографии: Грот Растрелли. 1910 год: https://pastvu.com/p/53826 Грот из кирпича с белокаменными колоннами работы архитектора Растрелли (XVIII век).

Ротонда с бюстом Петра построена в 1905 году на месте деревянной беседки, разрушенной ураганом.

Ураганы в Москве случаются крайне редко и не приносят серьёзного ущерба, но в 1904 году это природное явление причинило немало разрушений на юго-востоке города.

В частности, в Лефортово была уничтожена старинная Анненгофская роща с вековыми деревьями (в советские годы территория бывшей рощи застроена жилыми домами, вузами, военными учреждениями).

Смотрите старые фотографии: Беседка Петра Великого до и после урагана. 1904 год: https://pastvu.com/p/111208

Смотрите старые фотографии: Танцплощадка в парке. 1945-1950 гг.: https://pastvu.com/p/100341

Смотрите старые фотографии: Лодочная пристань на Нижнем пруду. 1937 год: https://pastvu.com/p/109877

  1. Водная система парка состоит из Головинского (Прямоугольного), Анненгофского (Банный и Сапожок), Крестового, Восьмигранного, Большого, Нижнего и Овального прудов, а также Западного канала.
  2. Вид из Лефортовского парка на МГТУ имени Баумана
  3. Киоск
  4. Бесплатный общественный туалет (1950)
  5. Стадион Московского военного округа (1934) с трибунами, за которыми возвышалась колоннада, утраченная в первые послевоенные годы.

Смотрите старые фотографии: Стадион МВО. 1943 год: https://pastvu.com/p/159053

Смотрите старые фотографии: Стадион МВО. 1950 год: https://pastvu.com/p/156210

Стадион в наши дни практически не востребован. Вероятно, лишь близость к режимным объектам Министерства обороны удерживает застройщиков от соблазна влепить на пустующий участок дорогой московской земли многоэтажный жилой комплекс.

  • Физкультурно-оздоровительный комплекс стадиона МВО (1962)

Вдоль северной границы Лефортовского парка проходит Госпитальная улица, здесь находится основанная в 1706 году «Военная гошпиталь» – первая в России государственная больница. Помимо больничных корпусов в этом квартале построены жилые дома для медиков, Военно-фельдшерская школа и комплекс зданий «Братолюбивого общества» – дома для бедных.

В 1861 году княгиней Надеждой Трубецкой было создано Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами, которое собирало деньги, строило дома и временно предоставляло в них квартиры людям, попавшим в затруднительное финансовое положение.

Это было общежитие с коридорной системой с общей кухней, за проживание взималась символическая плата – 1 рубль за полгода.

Госпитальная улица, 4Ас1 – жилой дом (1913)

В Лефортово сохранились четыре здания Братолюбивого общества по адресам: Госпитальная улица, 4Ас1 (архитектор И.Бондаренко, 1913), Госпитальная улица, 6 (архитектор И.Машков, 1902), Госпитальная улица, 10 (архитектор И.Машков, 1900), Госпитальная улица, 14 (1908). Они получили название «Вдовьи дома».

Действительно, согласно финансовым отчётам, которые Общество ежегодно предоставляло для проверки генерал-губернатору и попечительскому совету, в домах проживало всего несколько мужчин, а остальные – одинокие вдовы с детьми, оставшиеся без средств к существованию.

В течение года женщины должны были начать новую жизнь – найти работу или нового мужа.

  1. Госпитальная улица, 6 – жилой дом (1902)
  2. Госпитальная улица, 10 – жилой дом (1900)
  3. Госпитальная улица, 14 – жилой дом (1908)

Госпитальная площадь, 1 – «Дом Военно-фельдшерской школы» (1789–1792, 1847–1849, 1860-е, предполагаемые архитекторы – Семён Волков и Джакомо Кваренги) в разное время использовался как Большая Померанцевая оранжерея Екатерининского дворца, казарма 2-го Московского кадетского корпуса, жилой дом учеников Московской Военно-фельдшерской школы. Разрушающееся здание предназначалось к сносу в связи с прокладкой через Лефортово Третьего транспортного кольца, но магистраль прошла под землёй, а дом был реконструирован в 2014 году.

Солдатская улица, 4с1 – церковь Петра и Павла в Солдатской слободе (1711) несмотря на сильные московские пожары сохранилась до наших дней в первоначальном облике, в советское время храм не закрывался и в нём можно увидеть внутреннее убранство XVIII века, в том числе пятиярусный деревянный резной позолоченный иконостас.

Смотрите старые фотографии: Село Лефортово. 1890-1895 гг.: https://pastvu.com/p/389

Смотрите старые фотографии: Церковь святых апостолов Петра и Павла. 1882 год: https://pastvu.com/p/20071

Смотрите старые фотографии: Петропавловская церковь после урагана. 1904 год: https://pastvu.com/p/111162

Смотрите старые фотографии: Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе. 1955-1961 гг.: https://pastvu.com/p/39668

По периметру ограды храма представлена галерея ярких фотографий на тему «Православие и армия». К сожалению, авторы снимков не указаны.

Раритетная крышка люка Наркомата путей сообщения 1932 года на Госпитальной улице. Это последний год, когда была актуальна старорежимная эмблема транспортного ведомства со скрещёнными якорем и топором, что символизировало речной транспорт и мостостроение.

«Город на память» продолжит знакомство с историей освоения левобережья реки Яузы в петровские времена, Солдатской слободы Лефортовского полка, Алексеевского кадетского училища, медицинских учреждений XVIII-XIX веков.

Узнать больше о достопримечательностях района можно также в Музее истории Лефортово, который находится за Введенским кладбищем в жилом доме на Крюковской улице, 23 и входит в состав музейного объединения «Музей Москвы».

  1. Установленная у входа фигура Петра Великого кажется карикатурной и напоминает Кота в сапогах, но надо сделать скидку на юный возраст скульптора, которому всего 8 лет.

Музей истории Лефортово был открыт в сентябре 1999 года по инициативе главы управы района Сергея Байдакова. Прежде на первых этажах дома размещалась поликлиника.

Первая выставка охватывала и советский период, рассказывая об индустриальном Лефортово.

Позднее экспозиция вошла в состав Музея Москвы, который поделился своей коллекцией, а Государственный Исторический музей и Историческая библиотека предоставили копии раритетных рукописей, документов, книг.

  • В музее можно увидеть макет поселения на берегу Яузы, изразцы с раскопок Лефортовского дворца, хирургические инструменты, карабин с колесцовым замком, сигнальную корабельную пушку из Стокгольма, артиллерийский ствол, поднятый со дна реки, ружьё Сестрорецкого завода и другие интереснейшие экспонаты.
  • Официальный сайт: http://mosmuseum.ru/association/lefortovo/
  • Фотографии: Евгений Чесноков
  • Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Мал. Сампсониевский пр. ⇒ Выборгский р-н

дата события историческая справка источник
1730-е Самсоньевская улицаПроезд от Большой Невки к собору Сампсония Странноприимца по решению Комиссии о Санкт-Петербургском строении получил название Самсоньевская улица. Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1092Добавил: GradPetra
1790-е проспект от Самсониевского моста — проспект к церкви Сампсония СтранноприимцаИногда проезд называли проспектом к церкви Сампсония Странноприимца и проспект от Самсониевского моста. Наплавной Самсониевский мост наводился в XVIII веке в створе проезда. Дата переименования — из справочника «ГОРОДСКИЕ ИМЕНА СЕГОДНЯ И ВЧЕРА. Петербургская топонимика полный свод названий за три века». Издание 2-е переработанное и дополненное. изд-во «ЛИК», 1997 г., стр. 112. Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1092Добавил: GradPetra
1821-1822 Малый Сампсониевский проспект — Самсониевский проспектНепривычное для русского языка слово «Сампсониевский» породило огромное количество вариантов – Сампсоновский, Самсонский, Самсоновский, Самсониевский, Сампсоньевский, Сампсонский и т. д., некоторые из них встречаются до сих пор. Лишь в 1822 году появилось современное наименование – Малый Сампсониевский проспект, и только к концу XIX века оно выделилось из общей массы вариантов. Он же Самсониевский проспект (1821-1880) (справочник «ГОРОДСКИЕ ИМЕНА СЕГОДНЯ И ВЧЕРА. Петербургская топонимика полный свод названий за три века». Издание 2-е переработанное и дополненное. изд-во «ЛИК», 1997 г., стр. 112). Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1092Добавил: GradPetra
1909 Памятник Петру IСампсониевский собор был построен в память о Полтавской победе. Когда праздновалось ее двухсотлетие, перед входом в него, на Малом Сампсониевском проспекте, был открыт бронзовый памятник Петру I. Его отлили на средства графов Шереметьевых, потомков известного фельдмаршала, участника Полтавского сражения.архитектор Н. Е. Лансере, ск. М. М. Антокольский «Утраченные памятники архитектуры Петербурга Ленинграда». Каталог Выставки. Авторы-составители: В. В. Антонов А. В. Кобак. Ленинград 1988 г.Добавил: GradPetra
6 октября 1923 улица БратстваВ 1923 году Малый Сампсониевский проспект стал улицей Братства.Улица Братства была обязана своим названием «Сампсониевскому братству» – добровольному культурно-просветительскому обществу рабочих, созданному в 1908 году на Выборгской стороне, но со временем это имя стали воспринимать просто как часть лозунга «Свобода, равенство, братство», выдвинутого во время Французской революции и подхваченного большевиками. К тому же в городе существовали мосты Свободы и Равенства. Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1092Добавил: GradPetra
1930-е Памятник Петру IПамятник был снят.Подлинник находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи(по материалам сайта «Энциклопедия Санкт-Петербурга»). «Утраченные памятники архитектуры Петербурга Ленинграда». Каталог Выставки. Авторы-составители: В. В. Антонов А. В. Кобак. Ленинград 1988 г.Добавил: GradPetra
4 октября 1991 Малый Сампсониевский проспектМалому Сампсониевскому проспекту вернули историческое наименование. Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1092Добавил: GradPetra
24 мая 2003 Памятник Петру IБратства улица (ныне Малый Сампсониевский проспект)На Малом Сампсониевском проспекте установлен памятник Петру I. — копия монумента, открытого у Сампсониевского собора. летом 1909 года.Материал: бронза — бюст, темно-красный финский гранит — постамент. Высота статуи 250 см, высота постамента — 370 см.

  • Материал: бронза. «

ск. М. М. Антокольский

по материалам сайта «Энциклопедия Санкт-Петербурга»Добавил: GradPetra
12-17 сентября 2012 Реконструкция канализационных сетей по Малому Сампсониевскому проспекту от Большого Сампсониевского проспекта до Пироговской набережной. Информационный щитДобавил: GradPetra
Всего фото(29)

Большой Сампсониевский проспект. Почти весь

?

Большой Сампсониевский проспект. Почти весь.flackelfApril 20th, 2015Вчера совершил большую пешую прогулку по Большому Сампсониевскому проспекту, от района Финбана и практически до Ланской.1. Архитектурный ансамбль площади Ленина, что у Финляндского, полностью сложился только после войны.

Слева стоит огромный жилой дом 40-х годов постройки.

2. Справа целый квартал занимает комплекс зданий Михайловской артиллерийской академии.3. Интересная скульптура «поцелуй» во двое дома по Финскому переулку. Это тоже прямо около вокзала.4. Иду по улице Боткинской. На фото корпуса военно-медицинской академии, которые заниманиют значительную часть этого района. А еще тут всегда очень много военных причем самых разных родов войск.В данном случае это старое здание Михайловской клинической больницы и клиники военно-полевой хирургии. Здание построено в 1873 году и перед его фасадом стоит памятник Боткину.5. Площадь Военных медиков, это почти самое начало Большого Сампсониевского проспекта. Отсюда через Сампсониевский мост, если налево,  можно выехать на Петроградскую сторону или попасть на Пироговскую набережную Невы. Направо идет сам проспект почти что до района Светлановской площади.Честно говоря мне не нравятся вот эти современные и слишком высокие здания из стекла, (ЖК «Аврора» и бизнес центр «Петровский форт»), которые находятся в непосредственной близости от исторического центра, который расположен на другой стороне Невы. Впрочем Выборгская сторона это тоже не окраина, по крайней мере ее южная часть тоже часть центра Петербурга.6. Памятник военным медикам. Открыт в 1996 году.7.8. Дом в центре построен в 1880 году, следующий послевоенной постройки.Небольшая справка из сети:Большо́й Сампсо́ниевский проспе́кт — магистраль в Санкт-Петербурге. Начинается от Пироговской набережной и заканчивается на стыке с Новосильцевским переулком, после которого продолжается проспектом Энгельса.Первый участок трассы будущего Сампсониевского проспекта сформировался уже в 1730-х годах, севернее Сампсониевского собора в те годы существовал как часть дороги на Выборг. По имени собора проспект и получил своё название. При СССР носил имя Карла Маркса, историческое название вернули ему в 1991 году.

  • Сколько же известных русских заводов той поры собралось всего на одном проспекте!

9. Здание 1900 года постройки. Был построен как Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов имени профессора Альбрехта.10. Здание концерна «Морское подводное оружие — Гидроприбор». Какое грозное название, не представляю себе подобных вывесок во времена Союза.Судя по состоянию здания, дела там идут неплохо.11. Территория Выборгского сада, который был разбит уже при СССР, в 1934 году. Ограда стоит с 1953 года и нуждается в капитальном ремонте.Интересно что было на месте сада до 1917 года?Виден красивый сталинский дом 1953 года постройки.12. Иду дальше. Это здание НПО «Спецматериалы». Выпускает изделия для армии и МВД, в том числе и бронежилеты.Само здание построено в 1881 году как жилой дом.Далее идут старые корпуса завода «Русский дизель», основанные в 19 веке семьей Нобелей на Выборгской стороне Петербурга. Именно здесь, германским инженером Рудольфом Дизелем в мастерских завода Людвиг Нобель, был изобретен двигатель нового типа — названный по имени своего создателя13. Бывший жилой городок завода «Людвиг Нобель», стоящий прямо напротив бывшего предприятия.14. Бывший жилой дом прихода Сампсониевского братства. 1889 год.В глубине уже виден Сампсониевский собор.15. Памятник Петру Первому, который стоит напротив собора и здание 1882 года, бывший Александро-Мариинский детский приют Ивана Базилевского.16. За памятником мы видим Малый Сампсониевский проспект, по которому можно пройти к проходящей совсем недалеко Выборгской набережной — большому набережному шоссе, переходящему потом в Приморский проспект, который идет к пригородам Петербурга, расположенным на северном берегу Невской губы.Как раз в этом пространстве, между Большим Сампсониевским и Выборгской набережной и тянется старая дореволюционная промышленная застройка Выбогрской стороны..17. Одна из значительных архитектурных достопримечательностей города.Большой Сампсониевский собор, построенный в эпоху Анны Иоановны в 1740 году, в честь победы России в битве под Полтавой. Архитектор Трезини.Я делал подробный пост об этом соборе ещё в июле прошлого года.18. На перекрестке с улицей Гренадерской стоит архитектурное произведение раннего социализма, или эпохи Сергея Кирова, когда он был главой города. Выборгская фабрика-кухня 1929 года постройки.(Из викимапии)Фабрики-кухни в то время строились по всей стране — считалось, что они освобождали женщин от стояния у плиты. Фабрика-кухня виделась не только столовой, но и общественно-культурным центром, где рабочие могли бы не только поесть, но и культурно отдохнуть в обеденный перерыв.Во времена позднего Союза часть здания занимало кафе «Ровесник».19. Улица Гренадерская. В глубине виден еще один мост, соединяющий Выборгскую и Петроградскую стороны — Гренадерский.20. Небольшой сквер и бюст Феодосию Смолячкову, снайперу воевавшему на Ленинградском фронте.21. А вот и улица Смолячкова. Немного виден знаменитый дом под номером 15, где почти год размещался первичный пункт ФМС по приему беженцев с УкраиныДумаю эта улица запомнилась многим моим соотечественникам,  прибывшим в регион в последний год.22. А этот жилой дом построен вовсе не до 1917 года как можно сразу подумать, а аж в 1958 году.23. Еще один квартал проспекта состоящий из домов разных эпох.24. Церковь Анны Кашинской. Ниже можно прочесть информацию о ней. Храм идеально вписывается и украшает застройку Большого Сампсониевского проспекта.25.26. Доходный дом купца Николая Елисеева, державшему мучную и мелочную торговлю. Построен в 1910 году. До конца 1960-х это был жилой дом, потом жильцов расселили, и он перешёл в ведение завода «Красная Заря» для размещения в нём медсанчасти.27. По Беловодскому переулку решил выйти к Выборгской набережной. Это старые промышленные здания выборгской промзоны. Кое что в них сохранилось, где-то кто-то арендуется, а где-то приходит и в запустение.В Питере крупные новые заводы выводят за пределы города, а то что осталось от старых, где-то успешно работает, где-то уже закрыто.28. Выборгская набережная с бешенным автомобильным движением. Виден Кантемировский мост через Большую Невку.За ним видны строящиеся жилищные комплексы, от которых уже совсем близко до района Черной речки.29. Застройка противоположного берега Петроградской стороны.30. Производственный корпус телефонного завода русского акционерного общества «Л. М. Эриксонъ и Ко» — Завод «Красная Заря».В настоящее время в нем размещается бизнес центр «Эриксонъ»31. Военный институт физической культуры Министерства обороны Российской Федерации. Корпуса построены в 1909 году.32.33. Церквушка Святых царственных страстотерпцев Николая и Александры при педиатрической академии. Восстановлена в 2010 году. Находилась на этом же месте до 1917 года.Это угол с улицей Литовской.34. Комплекс построек механического завода «Новый Лесснер» — Машиностроительный завод им. К. Маркса. Здание конторы.35. Угол с улицей Александра Матросова. И старая решетка, огораживающая бывшую территорию городской детской больницы (1905 год). Сейчас тут государственный педиатрический университет, а вот решетку 1905 года так пока и не отремонтировали.36. Бизнес центр «Выборгская застава», построенный в бывшем здании заводоуправления.Я обратил внимание на название — «Выборгская застава». Получается я уже дошел до рабочих окраин Выборгской стороны. По аналогии с «Московской», «Нарвской и «Невской»37. Далее следовал квартал роскошных сталинских послевоенных домов. По крайней мере внешне они строились именно так.38. Дома красивые, как в Автово, где я живу.С противоположной стороны проспекта стояли корпуса завода им. Климова, одного из ведущих предприятий России по производству вертолетных двигателей.А раньше на его месте располагался завод «Русский Рено». Кроме ремонта автомобилей Рено, на нём производили ремонт и сборку авиационных двигателей фирмы Рено. Собственно что и определелило его дальнейшую судьбу.39.40. Площадь Климова, тут большая развязка, похожая немного на Светлановскую площадь. Ранее площадь неофициально именовали Кантемировской. Отсюда по Кантемировскому мосту можно попасть на Петроградскую сторону, а по улицу Белоостровской в район метро «Черная речка».41. Жилой дом на площади Климова 1952 года постройки.42. Пересечение с улицей Кантемировской. Тут недалеко находится станция метро «Лесная».43. Корпус завода имени Климова.44. Дом что слева новодел, а вот тот что в глубине старый. Это дом Гейдериха построенный в 1908 году. Здание построено в силе модерн и выделяется в этом квартале проспекта, хоть и стоит немного в глубине.45. Администрация Выборгского района. Бывшее здание учительского института (1915 год).46. Еще один массивный сталинский дом, стоящий ближе к углу с 1-м Муринским проспектом. Впрочем этот перекресток станет местом, где моя прогулка закончится.Проспект еще идет на север некоторое расстояние, но эти места в районе станции Ланской, жд мостов, ленинского дома, и парка Лесотехнической академии я уже много раз фоткал и выкладывал.47. Бывшая кондитерская фабрика «Ландрин». Сейчас называется — кондитерская фабрика «Азарт».Как только она не называлась за десятилетия и даже столетия!- до 1917 — фабрика Г. Ландрина

— с 1936 по 1958 — фабрика им. А. И. Микояна (СССР)

— с 1958 — 1-я кондитерская фабрика- Кондитерская фабрика «Азарт» (РФ)Первое историческое название — «Ландрин» как обычно оказалось самым романтичным.

Кто желает хоть немного помочь, смотрите в личку. Там реквизиты.

В связи с существующей экономической обстановкой буду премного благодарен!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector