Александровская колонна в санкт-петербурге: памятник александру 1

Александровская колонна

Александровская колонна – примечательный архитектурный объект Дворцовой площади в Петербурге, один из символов города. Памятник в стиле ампир построен в 1834 году и посвящен победе над Наполеоном. Водружением колонны завершились работы по обустройству Дворцовой площади. В параде в честь этого события участвовало стотысячное русское войско.

Колонна — памятник Александру 1 в Санкт-Петербурге, подобно Александрийскому маяку, символизирует наивысший уровень достижения отдельно взятым человеком или народом своей цели. То, что кажется невозможным, достигается усилием воли.

Описание достопримечательности

В высоту Александрийский столп в Санкт-Петербурге достигает 47,5 м. Его диаметр 3,66 м. Общий вес конструкции 704 тонны, отдельно колонны — 600 кг, фигуры — 37 тонн.

Изготовлен монумент из розового гранита, фигура ангела и барельефы на пьедестале – из бронзы. Гранитный монолит для колонны добыли близ Выборга, в каменоломне Пютерлакс.

На специально построенном для его транспортировки корабле гранит был доставлен в Питер.

Обратите внимание

Колонну венчает ангел, в левой руке держащий крест и попирающий им змия. Это символ покоя и мира, который Россия принесла в Европу победой над Наполеоном.

Правая рука ангела поднята к небу, а взгляд его направлен на землю. Высота скульптуры — 4,26 м, креста — 6,4 м. Долгое время фигура ангела на Александровской колонне держалась еще и стальным прутом. Опору позже удалили.

Выяснилось, что ангел устойчив за счет собственного веса.

Александровская колонна: история создания

Построил Александрийскую колонну архитектор Огюст Монферран. Он победил в конкурсе, объявленном Николаем Первым, братом Александра. Хотя идея памятника посреди Дворцовой площади в Петербурге принадлежит знаменитому архитектору Карлу Росси.

Поначалу Монферран предлагал установить на площади величественный обелиск победы. По замыслу архитектора, он должен быть в высоту более 25 метров. По периметру памятника Монферран планировал разместить барельефы с изображением батальных сцен. А венчать обелиск должна была фигура царя-победителя на коне, с богиней победы, надевающей на императора лавровый венок.

Архитектор хотел, чтобы этот обелиск в Петербурге высотой превосходил все известные к тому времени в мире. Но требовалось нечто еще более величественное и символичное. Император Николай Первый отвергал все доводы архитектора в пользу его проекта и сказал, что видит памятник в виде колонны.

В качестве примера Монферрану предложили Колонну Трояна в Риме. А непременным условием стала высота: питерская колонна должна превышать Вандомскую в Париже. В итоге детище Монферрана превзошло все существующие аналоги. Даже по прошествии почти двухсот лет памятник Александру Первому в Петербурге остается самой высокой в мире колонной, изготовленной из цельного камня.

Сам Александрийский столп, тайна строительства его – одна из интереснейших страниц в истории мирового монументального зодчества.

1250 сосновых свай было вбито в песчаный грунт и на них водружено основание колонны – громаднейший монолит. По историческим сведениям, когда его устанавливали, было такое сильное сотрясение земли, как при подземном ударе.

Важно

Саму колонну водружали на монолит при помощи сложнейшей системы канатов, кабестанов и блоков.

Когда монумент открыли, горожане еще долго боялись подходить к нему, опасаясь, что неустойчива эта Александровская колонна. Огюст Монферран, чтобы подтвердить безопасность своего детища, каждое утро прогуливался возле памятника со своей собачкой.

Интересные факты

Первоначально Александрийский столп окружала бронзовая ограда. Высотой она была 1,5 метра. Ее украшали 12 пушек-трофеев и 136 фигур двуглавых орлов. Освещалась территория медными канделябрами. Ограду снесли в ХХ веке переплавили на патроны. Историческую реставрацию осуществили в 2003 году, а установили 24 января 2004 года.

Колонну по первоначальному замыслу, должен был венчать не ангел, а фигура императора Александра. Но совет цензоров вынес вердикт: в победе над врагом царь не выше народа, его статуя не должна возвышаться над людьми.

Во время блокады колонну укутали частично. И памятник страдал от бомбардировок. Некоторые следы от осколков видны и сегодня. Был ранен и ангел. На его крыле остался след.

Среди питерских молодоженов существует обычай, когда жених обносит невесту вокруг колонны. Сколько раз он это сделает, столько у пары родится детей. Единственный недостаток памятника в том, что его очень трудно сфотографировать с земли, а рядом нет смотровых площадок на возвышении.

Петербуржский Александрийский столп и история создания памятника многими исследователями видится как загадка. В частности, споры вызывает официальное признанное сходство черт лица ангела и царя Александра Первого. А также обилие на барельефе фигур греческой мифологии и значительно меньшее число символов русской победы в наполеоновской войне.

Царь и поэт

Есть в этом произведении изрядная доля сарказма. Как известно, отношения императора и поэта не заладились. Именно Александру Первому гений пера обязан своими двумя ссылками. Да и было за что. Историки сходятся во мнении, что при любом другом императоре Пушкина за его рифмованные издевательства над царем наказали бы еще строже.

Где находится памятник

Где находится Александровская колонна в Петербурге? Чтобы увидеть памятник, нужно выйти на станции метро «Невский проспект». Подняться из подземки и идти в сторону Адмиралтейского проспекта. Оттуда откроется вид на Дворцовую площадь и колонну на ней.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/pamyatniki/aleksandrovskaya-kolonna-v-sankt-pete/

Александровская колонна: история и факты

Александровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран — его проект Александровской колонны впоследствии был реализован — сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров.

При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади — богиня победы.

На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме.

Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде.

Совет

Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже — для колонны Наполеона».

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии.

Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента — самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет — с 1830 по 1832 год — в Пютерлакской каменоломне.

Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки.

На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором — в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет».

В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов — механизмов для передвижения грузов — и системы блоков.

Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек.

Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали — на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались.

На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия.

Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна стала самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита. Общая высота памятника составляет 47,5 метра, из них почти половина — собственно колонна (25,6 метра). Вес памятника — около 600 тонн. Колонна стоит на гранитном основании лишь под действием собственной силы тяжести, у нее нет никаких специальных опор.

Церемония открытия «величественного Колосса»

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе». Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

Ангел после революции

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны.

В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали — в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

Источник: https://www.culture.ru/materials/192644/10-faktov-ob-aleksandrovskoi-kolonne

Александрийский столп С-Петербурга (история, строительство, легенды)

Столб… столба… столбу…
(С) народ

Александрийский столп (Александровский, Александринский) — памятник Александру I, победителю Наполеона

в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб — это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли.

Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра.

Она выше колонны Помпея в Александрии,  колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону (она есть ТУТ)

Начну с краткой истории ее создания

Обратите внимание

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию.

Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек.

Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну.

Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн).

Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

Читайте также:  Как купить билеты на чм 2019 и почему это так трудно сделать

При погрузке произошла авария — веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол.

Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

Важно

За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован.

При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай.

Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины.

Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой «1830 год», а также закладную доску со следующим текстом:

«»В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда». «.

Работы были закончены в октябре 1830 года.После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О.

Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар«. Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор…

«
Альбом с рисунками Монферрана.К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система.

В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.После установки народ закричал «Ура!» А восхищенный император произнес: «Монферран, Вы себя обессмертили!»Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса.

Совет

Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О.

Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом.

Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И.

Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил «резной мастер» Василий Захаров.

Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую «с трёхглавыми орлами под фонарями», проект которой Монферраном был составлен заранее.
Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.Перед трибуной и колонной прошел парад войск.Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику.

Обратите внимание

Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:»В России дышит все военным ремеслом:И Ангел делает на караул крестом».

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I — Екатерина II», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I Александру I», что сразу же дало жизнь каламбуру: «Столб столба столбу».

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубляГрандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история — министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква «N».По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления.

На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: «Simens». При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд ))) были даже  занятные лохотроны прошлого…

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так )))  Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать…Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Ленинградское первоапрельское сообщение времен перестройки (о нефти найденной под колонной)

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля.

На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: «Юрий Гагарин! Ура!»Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Важно

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично с инета.

Источник: https://pantv.livejournal.com/986733.html

Александровская колонна

Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Один из известнейших памятников, входящий в архитектурный ансамбль Дворцовой площади. Колонна была построена по проекту Огюста Монферрана в 1834 году в память о победе императора Александра I над Наполеоном.

Интересные факты:

Колонна посвящена императору Александру I и его победе в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном, текст на табличке памятника содержит надпись: «Александру I благодарная Россия».

Памятник выполнен из цельного куска красного гранита, который был добыт в Пютерлакской каменоломне в Финляндии. Для его транспортировки в Петербург, а также для перевозки камней фундамента был построен специальный корабль, грузоподъёмностью 1100 тонн.

Под фундаментом колонны забито 1250 шестиметровых сосновых свай, а сверху уложено несколько гранитных блоков. В основании лежит гранитный монолит весом 400 тонн.

Подъем колонны на место установки состоялся 30 августа 1832 года, на этом событии присутствовало огромное число зрителей, в том числе император Николай I с семьей.

В подъеме было задействовано 47 м строительных лесов, 60 лебедок, 2000 солдат и 400 рабочих.

На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Примечательно, что фигура ничем не закреплена и удерживается собственным весом в 37 тонн.

30 августа 1834 года состоялось торжественное открытие Александровской колонны, что означало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. После этого был проведён военный парад из 100000 участников.

Совет

В Санкт-Петербурге существует свадебный обычай, когда жених на руках обносит невесту вокруг Александровской колонны, сколько раз он это сделает, столько детей у них и родится.

Высота колонны — 47,5 м, общий вес — более 700 тонн, она выше Вандомской колонны в Париже, посвященной Наполеону, и занимает третье месте в мире по высоте среди монументов.

Александровская колонна включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Александровской колонны будет интересно туристам, интересующимся монументальной архитектурой первой половины XIX века, историкам, изучающим Отечественную войну 1812 года, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль Дворцовой площади — Адмиралтейством, Зимним дворцом (где расположен музей Эрмитаж), зданием Главного штаба, зданием Штаба Гвардейского корпуса. Кроме того, рядом с Александровской колонной находятся сад Зимнего дворца, Дворцовая набережная, набережная реки Мойки, Невский проспект, Александровский сад, здание Азовско-Донского банка.

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/alexander-column/

Александровская колонна в Санкт-Петербурге

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна — монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года. Победа была одержана в период царствования Александра I, монумент создавался в его честь и носит имя императора.

Возведению колонны предшествовал официальный конкурс проектов. Французский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это же время постройкой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, предложил два проекта.

Первый проект, эскиз которого хранится в наши дни в библиотеке Института инженеров путей сообщения, был отклонен императором Николаем I.

В соответствии с ним предполагалось возведение монументального гранитного обелиска высотой 25.6 метров. Лицевую грань должны были украсить барельефы с изображениями событий войны 1812 года.

На пьедестале с надписью “Благословенному-благодарная Россия”, предполагалось установить скульптурную группу-всадник на коне, попирающем ногами змею.

Коня ведут две аллегорические женские фигуры, за всадником следует богиня Победы, впереди всадника-летящий двуглавый орел.

Второй проект О. Монферрана

Второй проект О. Монферрана, который и был утвержден императором 24 сентября 1829 года, предусматривал установку монументальной триумфальной колонны.

Читайте также:  Итальянский мост в санкт-петербурге: фото, история

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода.

Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Ствол Александровской колонны

Огромный монолит для изготовления ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах.

Вырубленная гранитная призма значительно превосходила по размерам будущую колонну, ее очистили от земли и мха и мелом очертили необходимую форму. С помощью специальных приспособлений-гигантских рычагов и воротов, глыбу опрокинули на подстилку из елового лапника.

После того, как монолит был обработан и приобрел необходимые очертания, его погрузили на бот «Святой Николай», построенный по проекту корабельного инженера полковника Гласина.

Водным путем монолит был доставлен в столицу 1 июля 1832 года. Огромные камни для фундамента будущего памятника были вырублены из той же скалы, вес некоторые из них составил более 400 тонн. В Санкт-Петербург камни доставили по воде на барке специальной конструкции.

Тем временем для будущей колонны подготовили подходящее основание. После того, как в декабре 1829 года было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай.

В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Александровская колонна. Фундамент

На фундамент установили 400-т тонный монолит, который послужил основанием пьедестала. Следующим, не менее сложным этапом стала установка колонны на каменный пьедестал.

Для этого потребовалась специальная система лесов, особые подъемные устройства, труд двух тысяч солдат и четырехсот рабочих и всего 1 час 45 минут времени.

После установки колонны ее окончательно обработали и отполировали, на пьедестале были закреплены барельефы и декоративные элементы.

Высота колонны

Высота колонны вместе со скульптурным завершением 47.5 метров. Колонна имеет капитель дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. Выше на цилиндрическом пьедестале-установлена фигура ангела с крестом, попирающего змею. Эта аллегория победы России в Отечественной войне создана скульптором Б.И.Орловским.

Бронзовые горельефы пьедестала выполнены скульпторами П.В.Свинцовым и И.Леппе по эскизам Д.Скотти. На горельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца — две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия».

С двух других сторон на горельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.

Отделка монумента

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско. Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку.

Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну. Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году.

В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Обратите внимание

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам. Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом».

В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента.

Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Источник: https://travellgide.ru/russia/sankt-peterburg/aleksandrovskaykolonna.html

Александровская колонна в Петербурге

Александровская колонна — один из известнейших памятников Петербурга

Запись относится к месту:
Санкт-Петербург

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа…

А.С.Пушкин

Если я правильно запомнил со школьной скамьи, то стихотворение звучит именно так) После этого, с лёгкой руки Александра Сергеевича, Александровскую колонну начали называть столпом, причём Александрийским=) Как же он появился и чем же он так примечателен?

Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о “незабвенном брате””. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором. Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.

Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра на гранитном цоколе 8,22 метра. Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы графа Ф. П. Толстого. На пьедестале планировалось выполнить надпись “Благословенному — благодарная Россия”.

На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры. На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой.

Важно

Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение “Plans et details du monument consacr ? ? la m?moire de l’Empereur Alexandre”, но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). Ниже на фото — фрагмент колонны с Вандомской площади (автор — PAUL)

В качестве источника вдохновения Огюсту Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников.

Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров.

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем. Строительство велось с 1829 года по 1834 год.

Для гранитного монолита — основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К.

Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну.

Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн.

Совет

Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции. Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке.

Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя “Святой Николай”, грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол.

Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части Александровской колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран. Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 5,2 м был обнаружен подходящий песчаный материк.

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А.

Бетанкуром — архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением этой же технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой.

В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. В октябре 1830 года работы были закончены.

Автор фото — Актас

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Обратите внимание

Конечно же, по тем временам, установить 400-тонную каменюку было, мягко говоря, непросто) Но я не думаю, что в этой статье стоит описывать этот процесс, просто отмечу, что было им тяжко… К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установки колонны на пьедестал.

Этой частью работ также занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Им в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система.

В неё входили: строительные леса в 47 метров высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом: по наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки; другая система блоков находилась на вершине лесов; большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади. По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма. 30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал “ура!”. А Николай I после этого заявил Монферрану, что он себя обессмертил.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа.

Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — “Сим победиши!”.

Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста. Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии.

Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта 1814 года. В честь открытия памятника был выпущен памятный рубль тиражом 15000 монет.

Важно

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. На табличке памятника выгравировано “Александру I благодарная Россия”.

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской в Лондоне (колонна Нельсона).

Читайте также:  Парк «дубки» в сестрорецке: где находится и как добраться из спб

Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Колонна Нельсона в Лондоне (автор фото — VGM8383)

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.

По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I.

Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Автор этого HDR-фото — Александр Тимофеев

“Александрийский столп” был окружён декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек, которые венчали трёхглавые орлы.

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки. Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Совет

Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836—1837 годах.

В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади. Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.

Императорский виссонИ моторов колесницы, —В чёрном омуте столицы

Столпник-ангел вознесён…

Осип Мандельштам

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=428

Александровская колонна в Санкт-Петербурге

Одна из высоких (среди знаменитых колонн планеты), городская достопримечательность построена из красивого, редкого гранита, возвышается на Дворцовой (главной) площади в её центральной части. Александровская колонна в Санкт-Петербурге заслуженно привлекает особое внимание туристов, местных жителей.

История

Архитектурная достопримечательность представляет памятник, посвящённый славе, отваге русского народа под руководством императора Александра I в знаменательном свержении Наполеона.

Величественное творение гармонично дополняет единый архитектурный ансамбль.

Он продолжает исторический вариант триумфальных сооружений, родившихся в античные времена и украшающих площади многих стран (колонны Трояна в Риме, Нельсону в Лондоне).

Главным отличием, достоинством Русской колонны является красота монолитного камня, использованного в виде цельного куска красивого гранита.

Почти на 10 м она выше своего первоисточника: Троянского монумента в Риме (Вандомской колонны Парижа).

Первоначальный этап строительства колонны предусматривал серьёзный конкурс проектов, детальное обсуждение каждого элемента. Все они имеют свою интересную историю создания.

Два варианта проекта Монферрана

Достопримечательность является шедевром труда, инженерной мысли, художественного творчества Огюста Монферрана.

Основными требованиями, предъявленными архитектуру в начале проекта, были: монумент должен выполнять функции ориентира и превзойти по высоте (все существующие в тот период) похожие сооружения. Первый вариант монумента выглядел в форме обелиска.

Обратите внимание

На лицевой стороне поверхности (высотой 25, 6) предполагали поместить картины, барельефы из моментов войны. Сложный пьедестал планировали украсить скульптурой наездника, победившего змею. Перед всадником находится двуглавый орёл. Позади фигуры идёт богиня Победы.

Здесь же предполагали разместить строку ««Благословенному — благодарная Россия». Проект отклонил Николай I. Сейчас он содержится в хранилище библиотеки. Второй вариант проекта Император утвердил в 1829 году.

Итоговый проект

После отклонения первого варианта памятника, император указал конкретную форму монумента, напоминающую древние колонны. Основой итогового проекта монумента выбраны образы трёх колонн: Траяна и Антония (Рим), Помпеи (Александрия), Вандомская колонна Парижа.

Архитектор не планировал использовать сложные элементы украшения колонны (барельефы, обвивающие всю высоту колонны). Это был вариант простого столба, закреплённого на специальном пьедестале (копия с колонны Трояна), украшенной вершиной.

Планируемая высота должна быть около 48 м, что выше единых, монолитных строений. В 1829 году предложение (без окончательной разработки скульптурного оформления) был принят императором. Главная идея заключалась в создании величественного памятника из единого каменного куска.

Строителем был утверждён Монферран. За установку памятника отвечал Литта (председатель комиссии возведения Исаакиевского собора).

Добыча камня

В роли строительного материала применили гранит, добываемый в Пютерлакской каменоломне (сейчас это территория принадлежит Финляндии). Раньше на этом участке высекали элементы Исаакиевского собора (вес его колонн составлял около 114 тонн).

Руководил скальными работами молодой мастер (20 летний самоучка) Василий Яковлев. Их скалы красного гранита вырубили огромную призму, очистили от грунта, мха, уложив на подстилку из еловых лапок. Для опрокидывания призмы (от скальной породы на подстилку), использовали сложные рычаги, другие приспособления.

Выполнение необходимых размеров, обработку колонны производили здесь, на месте вырубки.

Для доставки тяжёлого груза был построен специальный корабль «Святой Николай» по проекту инженера Гласина. Буксировку корабля с грузом в 600 тонн выполняли два парохода.

Из этой же скалы вырубили камни фундамента монумента и также доставили в город (вес отдельных камней составлял 400 тонн). Их доставили в город первыми. Во время перевозки колонны произошла авария. Причал не выдержал такой вес.

Колонна упала в воду. Около 600 сильных солдат смогли поднять её и закончить доставку.

Строительство пьедестала

Перед монтажом в грунт вогнали 1250 сосновых свай. Их длина 6 м. В центре поместили шкатулку со специальными памятными деньгами (монетами), выпущенными в знак победы над Наполеоном.

Массивный монолитный пьедестал катками, двигающимися на наклонной поверхности, установили на оригинальную платформу. Подвезли к нужному участку, сбросили на заготовленную кучу песка. От удара вздрогнули окрестности, испугав прохожих мощным ударом.

После закрепления специальных подпорок, песок убрали, на его место установили катки.

Важно

Уничтожив подпорки, глыбу переместили на катки. С их помощью её установили на фундамент. С помощью стальных канатов камень подняли на метровую высоту. Убрали катки, вылили своеобразный (скользкий) раствор. В его состав входили водка, цемент, мыло.

Благодаря мыльной добавке, удалось за счёт многократных передвижений точно установить монолит. Верхние ступени пьедестала были меньших размеров. Обработанные гранитные части крепились стальными скобами, устанавливались на приготовленный цементный состав.

В 1832 году важный элемент памятника был готов под проведение дальнейших работ.

Установка

Для подъёма тяжёлого столба на пьедестал воспользовались специальными устройствами, по аналогии с системами, использованными при возведении Исаакиевского собора. Огромные леса, тысячи солдатских рук, несколько сотен рабочих были задействованы в подъёме.

Подъёмный механизм состоял из строительных лесов (высотой 47 м), 60 мощных кабестанов, установленных по всей площади, блочной системы вверху и внизу монумента. Для обозначения основания столба был построен временный кирпичный массив высотой 10 м.

Рядом с креплением лесов находилась специальная платформа, к которой по каткам, наклонной поверхности подвезли монолит.

По всей длине намотали многочисленные канаты, идущие к системам блоков, кабестанам. В назначенное время колонна приподнялась, спокойно передвигалась, оторвалась от почвы, поднялась на рассчитанную высоту, определяемую расчетной позицией в пьедестале. По команде движение колонны закончилось.

Она стала на требуемое место всего за 1час 45 минут. За подъёмом наблюдал император, огромное количество простых людей. «Ура» прозвучало над городом. Первое время колонны, удерживаемой под действием своего веса, остерегались, ходили осторожно.

Для снятия напряжения в обществе архитектор стал регулярно гулять рядом со своим творением.

Открытие памятника

Ещё два года после монтажа колонны прошло до дня торжественного открытия. Надо было украсить сооружение барельефными плитами, произвести окончательную полировку стержня. Закончить работы по строительству удивительной вершины колонны.

Для удобного передвижения войск по территории площади вместе со строительством монумента возвели (вариант Монферрана) Певческий (Желтый) мост через реку Мойку. После этого была назначена (на 30 августа 1834 года) церемония торжественного открытия монумента. Стотысячное войско прошло по новому мосту к месту открытия памятника.

Члены императорской семьи, дипломаты, генералы Русской армии присутствовали на торжественном открытии памятника, ставшего гармоничным украшением главной площади.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны. Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения.

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания.

Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна.

Совет

Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара).

Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита.

Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров.

На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея.

Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле.

Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили.

Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка.

Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Легенды

Знаменитая достопримечательность города овеяна интересными фактами, легендами из её жизни. Местные жители долго опасались величественного строения, держащегося за счёт собственного веса. А ещё они верили, что:

  1. С колонной связаны предзнаменования, мистические истории. Министру иностранных дел Ламсдорфу показалось, что на колонне появляется яркая буква «N», говорящая о появлении нового царя. Разгадка оказалась простой: буква (вытравленная по имени изготовителя) появлялась при включении светильников на стороне Исаакиевского собора.
  2. Интересная легенда связана с нахождением под колонной места с богатыми залежами нефти. Если колонну сдвинуть, то из-под земли забьёт небывалый фонтан природного богатства.
  3. Во время свадебных ритуалов жених обносит невесту на руках столько раз, сколько детей будет в семье.

Где находится и как добраться

Достопримечательность расположена в центральной части Дворцовой площади. Пользуясь услугами метрополитена, надо ехать к остановке «Невский проспект».

Ориентируясь по шпилю Адмиралтейства, пройти к началу Невского проспекта. Красивый вид на главную площадь города поражает взгляд с места соединения проспектов Невского, Адмиралтейского.

Рядом с величественной колонной проходят праздники, гулянья, концерты, традиционное торжество «Алые паруса».

Обратите внимание

Здесь гуляет много людей. Найти достопримечательность не составляет труда. У монумента организованы прогулки на каретах, используемых во времена Петра. На них совершаются поездки по историческому центру города. Возле набережной припаркованы туристические автобусы. Можно принять участие в многочисленных экскурсиях.

Источник: https://GuruMustSee.ru/aleksandrovskaya-kolonna-odin-iz-izvestnejshix-pamyatnikov-v-sankt-peterburge/

Ссылка на основную публикацию