Купить школьный аттестат подробности здесь.

Tautas rogaining – 24.09.2006

 

Подходящая местность для 8-часового рогейна нашлась совсем недалеко от Риги – чуть больше 20 км от центра города и чуть больше 10 км от окраины, недалеко от моря. Карта была изготовлена на основе спорткарт с нестандартным масштабом 1:18500. И размер нестандартный – примерно 50×42 см, т.е. порядка 72 кв.км. Ненамного меньше жигулёвской по площади! Масштаб, однако, более крупный, что позволяло без напряжения читать детали местности. А деталей хватало – значительная часть оказалась типичным дюнным рельефом, ориентирование в этих зонах проходило по спортивному типу (азимуты, поиск ямок-горок-лощинок и т.п.). Болота сухие, но заросшие, они были использованы с максимальной эффективностью – в каждое воткнули по 1-2 КП. Большое поле в середине карты напомнило о равнинной части Жигулей (в смысле проходимости), хорошо, что там пунктов было немного.

Я, как единственный иностранный участник, оказался в центре внимания организаторов. Айварс Михайловс (главный судья) доверил мне идти со своим партнёром по Украине Роналдсом Лавейкисом (бронзовые призёры по группе MV), к нам присоединился ещё Янис Клава – похоже, ориентировщик, впервые пробующий себя в рогейне. Я не нашёл его ни в каких протоколах прошлых лет, к тому же он вышел на старт в одной беговухе, без запасов еды и питья. Поэтому вручили ему чип (применялась отметка Sportident), и он всю дистанцию исполнял роль передового гонца на КП. Планировали маршрут мы с Роландсом, на местности основное направление движения выбирал он, мне же досталась скромная роль главного хронометриста (часов не оказалось не только у новичка Яниса, но и у Роландса).

Получаем карты в 9.00 – 50 КП, 262 очка. Быстро соглашаемся на выработанную многолетним опытом стратегию – забраться вначале как можно дальше, а затем зигзагами приближаться к финишу. Пойдём на северо-восток, в дальний угол карты, рассчитывая часа через три достичь пункта питания, затем – вдоль моря, напоследок – в западную часть карты, с другой стороны от старта. Три неудобных КП в центре (42, 35, 56) отбрасываем, рисуем путь на тридцать девять КП, планирование восьми последних откладываем.

1 час: 36-52-43-54-40-32-49-33-61 – всё по парковому лесу, без проблем.

2 час: 64-57-73-65-45-60 – начинаются болота, поля и некоторые трудности с ориентированием. Две небольшие ошибки в параллельных ситуациях.

3 час: 83-71-53-48-69-46 – последний КП в поле (83) оказывается с сюрпризом. Вокруг конца канавы собирается большой «паровоз», но никто пункта не видит. Наконец выясняется, что канава на местности короче, чем на карте, а КП в 60-70 метрах на продолжении её оси (ставили по GPS?).

4 час: 55-75-67-82-51-62 – на пункте питания (КП55 с обслуживающим персоналом) предлагают воду в неограниченном количестве. Рядом дорога, при нехватке всегда можно подвезти. Хорошо бы так и на ЧЕ-2007 (в отличие от эстонского). Отдыхаем не более 5 минут, перекусываем.

5 час: 74-84-58-81-39 – всё еще бежим трусцой, чем Роландс очень доволен – других бегущих команд не наблюдаем. Покидаем северо-восточный угол, берём последний КП84 в поле (уже жарковато) и опять попадаем в полосу паркового леса с дюнным рельефом. К концу часа чувствую усталость. Оно и понятно – до этого ходил только 24-часовые рогейны, где после 4 часов традиционно отдыхали минут 10. Но на моё предложение ненадолго присесть Роландс удивляется: «Зачем? Пойдём немного помедленнее». Приходится терпеть.

6 час: 70-47-50-41-38-80 – к концу часа, вроде, притерпелся. Взяли последний пункт в полосе между морем и железной дорогой и уходим в юго-западный угол.

7 час: 72-37-76-59-44-63 – последняя точка, до которой мы планировали на старте – КП72. Роландс предлагает идти на 76, но я настаиваю прихватить 37. Рисуем план до конца. КП85 с трудом в него вписывается, находится далеко на юге, на тупиковом варианте. Пока решаем, что его пропустим. Критический момент – КП44, последняя возможность уйти в упомянутый тупик, обсуждаем, стоит ли. Но Роландсу, как истинному латышу, не хочется менять принятое решение, я же чувствую, что времени у нас достаточно, но не решаюсь во второй раз его уговорить. Мой тонус, после некоторого подъёма в конце 6-го часа, к концу 7-го вновь ушёл вниз, да и не верилось как-то, что 242 очка из 262 не хватит для попадания в призы по ветеранской группе. Знал бы я силу соперников!

8 час: 34-31 – финишируем с запасом в полчаса и убеждаемся, что взять КП85 вполне успели бы. Вскоре видим себя в протоколе третьими. Победители по MV взяли всё (262), на втором месте команда с 250 очками, у них мы всё равно не выиграли бы – уйдя на КП85, пришли бы позже. Роландс опасается ещё одной сильной команды. Наконец, они появляются, усталые и недовольные, но с 247 очками.

В абсолютном зачёте у нас 14 место из 75 команд в пешем 8-часовом формате. Две команды участвовало в вело-рогейне, но они безнадёжно (!) проиграли бегунам.

46 команд участвовали в 4-часовом формате, где победили безусловные лидеры ЛапиньшМанкус со 167 очками.

Результаты: http://www.magnets.lv/rezultati/vasara_2006/tautas_roainings_2006/result.htm

Сплиты: http://www.magnets.lv/rezultati/vasara_2006/tautas_roainings_2006/tabel.htm

Завершение мероприятия оставило приятное впечатление. Стартовый взнос (8 лат, т.е. около 400 рублей) организаторы вполне отработали. Участников кормили на финише горячим обедом (густой суп, традиционный рижский ржаной хлеб, напиток, сладкая булочка), наградили весьма полезными призами (каждому – банка фермерского мёда от 0,5 до 1,0 литра и опять же упаковка элитного ржаного хлеба). Не оставили без утешительного приза и меня, как лучшего (единственного) зарубежного участника.

 

Выводы и заключения

О себе: конечно, жаль упущенного призового места. Второй 8-часовой рогейн в жизни (первым был лыжный рогейн на Хепоярви), и опять четвёртые, причём не хватило одного КП. И всё-таки, прогресс наблюдается. Очков было взято существенно больше (92 процента от максимума). Если в Хепоярви КП был упущен ещё на стадии планирования (просто не замечена оптимальная возможность взятия), то здесь, пожалуй, впервые за двухлетнюю практику маршрут был всего за 15 минут спланирован идеально, и не хватило лишь исполнительского мастерства. Важный элемент которого – умение строить отношения с партнёром и принимать совместно оптимальные решения, даже если идёшь с ним впервые.

О соперниках: меня интересовали, в первую очередь, группы MV, XO, XV, в одной из которых предстоит участие в чемпионате Европы. Результаты в MV оказались полной неожиданностью. На двух предыдущих чемпионатах Европы Латвия имела медали в этой группе, но только усилиями Айварса Михайловса и Яниса Нагелиса. Здесь же пришлось столкнуться с несколькими сильными, но «невыездными» командами, которые, несомненно, примут участие и в ЧЕ-2007. Нашим ветеранам остаётся только уповать на больший опыт в формате 24 часа и в условиях тяжёлой проходимости. В смешанных же группах, результаты оказались, наоборот, неожиданно низкими. Оба чемпиона Европы по XV (2005 и 2006 годов) оставили партнёрш и перешли в MV, их команды заняли, соответственно, 5 и 2 места, т.е. я соперничал с ними вполне на равных. Будь я с сильной партнёршей из России, взяли бы второе или третье место в XO, а в XV однозначно бы выиграли.

О рогейне вообще: главный урок, полученный на этом старте, состоит в том, что в рогейне, как ни в каком другом виде спорта, важно использовать каждый шанс. Это не классическое ориентирование, в соревнованиях по которому можно участвовать один-два раза в неделю, сегодня проиграл – завтра выиграл. В Европе, пожалуй, только Пермь и Петербург могут похвастаться большим количеством соревнований по рогейну, другие города и даже целые страны (Эстония и Латвия) проводят один-два рогейна в год. Есть туризм, мультигонки, но там не научишься такому важному элементу, как оптимальное планирование взятия нескольких десятков КП. Это значит, что рогейнеру для достижения высоких результатов остаётся либо тренироваться в других видах и надеяться, что специфические рогейнерские проблемы удастся решить на месте, либо разъезжать по стране и даже за границу. Последнее оборачивается вложением в подготовку чемпионату мира или Европы немалого времени и денег. В этих обстоятельствах и небольшая недоработка в любом из четырёх компонентов спортивного мастерства (стратегия, тактика, физика, психология) на главных соревнованиях сезона способна перечеркнуть всю многомесячную подготовку.